Некоторое время назад разразился газетный скандал. Причиной его послужили откровенные мысли молодого израильского учителя. В своем блоге он посмел написать: "Мне хочется войти в класс и расстрелять своих учеников из автомата. Тогда наконец-то наступит желаемая тишина... Ученики в Израиле - это стыд и позор. Их не интересует ничего и их невозможно приучить к дисциплине. Бардак, который они устраивают в классе, равен двумстам по десятибальной шкале".
Естественно, волна общественного возмущения обрушилась на смельчака (да как он смел подумать такое), и виновник был мгновенно выброшен из школы без права преподавания.
Хотелось бы понять: разве никто не знал об истинном положении израильского учителя в школе? Никто не видел, что насилие перехлестнуло все красные линии. Не понимали, что учитель превратился в пассивного заложника учеников. Что нет у учителя никаких мер воздействия, а любое резкое телодвижение расценивается как насилие над ребенком. И только незамутненный взгляд молодого учителя смог оценить ситуацию и от души возмутиться.
Наученный или измученный школой опытный учитель никогда бы так не написал.
По большому счету, идеальная школа - это гармония двух взаимодействующих систем. Учителя и ученики представляют собой сообщающиеся сосуды, намертво связанные друг с другом. Причем, постоянное давление пара свободных и раскованных элементов в ученическом сосуде обязательно давит на учительский резервуар, поднимая уровень противодействия. И для того, чтобы сохранить равновесие, приходится учителям изобретать все новые и новые методики сдерживания. Но общество считает, что требования их недостаточны.
"Израильские учителя требуют от своих учеников гораздо меньше, чем их зарубежные коллеги. К такому выводу пришла группа исследователей под руководством проф. Земиры Маварех из Бар-Иланского университета. Ученые составили своеобразную шкалу уровня требовательности учителей в разных стран мира, определив наивысший коэффициент в 10 баллов, а наименьший - в 1. Первое место в этой таблице занимает Великобритания - 7,3 балла. Далее идут Россия - 6,5 балла, США - 6,4, Италия - 6,3 балла. Израиль оказался на одном из последних мест с результатом в 3,3 балла".
И если в одном отсеке собраны воодино вольные, жаждущие перемен, свободные от всяческих норм, плюющие на любые ограничения, мощные молодые силы, а им противостоят беспомощные, замученные, обремененные сомнениями, лишенные права наказания учителя - то результат будет заранее предсказуем.
Ведь учителя - это особая категория людей, искуственно вмурованных в вязкую смолу безвременья, точь-в-точь как застывшие в янтаре мушки. Их свертники мужают и матереют, они же как будто навсегда остались в пленниками школы. Замкнулись и долгие годы варятся в школьном котле, превращаясь в вечных школяров, таких далеких от реальной жизни. Думается, что это не вина их, а беда: ведь для того, чтобы сохраниться и выжить в школе - следует прежде всего принять правила навязанной игры.
Дети и их наставники живут как будто бы в обособленных мирах. Но на самом деле, скованные общей цепью, стараются выплыть, но лишь все глубже погружаются в воду. Если бы можно было выписать все взаимные претензии и упреки сторон, то получилась бы трагическая книга школьной жизни в Израиле. Мы позволим себе процитировать лишь отдельные ее страницы.
"Детям в Израиле можно почти всё. Такова была изначальная политика государства - воспитать свободное поколение, независимое, раскрепощённое, свободное духом и телом. Детям прививается осознание собственной свободы, воспитывается чувство личности, чувство собственной независимости, достоинства и значимости... Дети распущены, грубы, нередки случаи хамства, оскорблений и даже избиений учителей. Дети считают себя равными учителям. Нет рычагов воздействия, нет системы планомерного строгого воспитания, уважения к взрослым, к учителям, к пожилым, к женщинам... Не дай бог будет жалоба на учителя - накажут строго вплоть до лишения права на педагогическую деятельность. Поэтому те предпочитают терпеть и сносить, и частенько просто "отрабатывают" урок, не обращая внимание на то, что никто их не слушает, в классе шум, гам и болтовня". http://deadseaclub.ru/37-obrazovanie.html
- "По данным исследования, проведенного проф. Офрой Майзлис, 60% израильских школьников позволяют себе как минимум кричать на учителя и произносить оскорбительные выражения в его адрес, 54% израильских учителей вообще никак не наказывают учеников, опасаясь их самих и их родителей. При этом 53% израильских школьников утверждают, что не могут нормально воспринимать учебный материал из-за шума в классе"
- "В школах дисциплины нет. Если учитель умеет "держать" класс, то и порядок есть, но это редкость. Израильские учителя по сути - бесправные люди, даже голос повышать нельзя, не говоря о том, чтобы наказывать, или отправлять домой или вызывать родителей. Но зато почти каждую неделю - экзамены по всем предметам на пройденный материал, тут уже учителя имеют возможность "оторваться" на особо шкодливых учениках. Тут уже работает принцип: "кто не слушал - я не виноват!", и каждый ученик сам решает свои проблемы. А получить плохую оценку - это очень не хорошо в плане последствий, придётся исправлять, и на это уйдут силы, нервы и время. Вот такое вынужденное сосуществование учеников и учителей. Иногда терпение учителей заканчивается и, после очередного избиения учителя, профсоюзы устраивают забастовку учителей по всей стране, требуя уважительного к себе отношения. А откуда ж ему взяться, если оно не привито с пелёнок."
http://deadseaclub.ru/37-obrazovanie.html
- "Начнём с того, что, по моему мнению, каждый учитель Израиля, как хороший, так и плохой, должен получить "Приз Израиля" за то, что они согласны проводить ежедневно, несколько часов в одной комнате с сорока маленькими чудовищами, которых ласково называют "израильские дети". Я думаю, что так же как в случае с ДТП, в которых обвиняют качество дорог, разметку и погоду, и не рискуют указать, что причина номер один это агрессивность израильского водителя, точно так же и образование в Израиле: Не рискуют сказать, что главная причина того, что государственные школы стали концентрацией общественного идиотизма в том, что израильский ученик, который их посещает, агрессивен, разбалован, иногда идиот, который думает - так его учили дома - что он центр мира и ему всё полагается без всякого напряжения с его стороны".
- "Тот, кто родился идиотом, умрёт идиотом, но сегодняшняя педагогическая мода, это не называть ребёнка идиотом, дураком или лентяем, как когда-то, а наоборот, гладить его по шёрстке и окружать его кучей надуманных суперлативов. Вместо идиота, говорят, что ему трудно прислушаться. Несносные "психи" - гиперактивны. Лентяи называются "дети со сложностью сосредоточится". Название игры - "уравниловка" и самое грубое слово в сегодняшней педагогике - "элитизм". Запрещено говорить, что есть хороший ученик и есть плохой ученик. Это учителя и система виноваты в том, что ученик плохой. Если он, случайно, хороший ученик, весь кредит идёт родителям. Но они не возьмут себе этот кредит, если их ребёнок просто дурак, лентяй или псих. Я, конечно, немного преувеличиваю, но принцип таков: система образования опустила планку, чтобы как можно больше детей попало под её крылышко".