Бендерский Яков Михайлович : другие произведения.

Умом Россию не понять, а другими местами - очень больно

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Думаете случайно русских осеняет сей загадочный знак судьбы: две величественные гордые орлиные головы, хищно на мир взирающие, но в то же время двусмысленно в разные стороны поглядывающие!?


"Умом Россию не понять, а другими местами - очень больно",

или русские в анфас и профиль

  
   Опрос Севы Новгородцева

"В этой стране человек создан для счастья, как птица для помета".

  
   Зашел я как-то на авторскую страничку Севы Новгородцева, размещенную на портале БИ-БИ-СИ. На его модном и активно посещаемом блогге в глаза бросились такие слова: "В одном английском аэропорту провели опрос: какую крылатую фразу следует написать на видном месте, чтобы каждый, прибывший в Англию, ее прочитал?"
   Засим приводилось пять лучших ответов, отобранных комиссией, и предлагалось проголосовать за самый сильный из них. Неважно, что они выбрали, неважно, какие это были фразы, - важно, что каждая из пяти была глубоко патриотичной, в каждой светилась неугасимая любовь к родному Альбиону, желание представить его как можно лучше. Помнится там были слова космонавта, впервые ступившего на Луну, слова из песни легендарной группы "Битлс" и цитата из Шекспира.
   Остроумный Сева тут же предложил провести такой же опрос среди русско-язычных посетителей сайта, но только для тех туристов, которые впервые прибывают в Россию.
   Какая волна тут обрушилась на форум Севы Новгородцева! Какие только лозунги-плакаты тут не появились! В какие только грязные чернила не опустились ручки, какие только желчные плевки не измарали чистую бумагу! Из многих весьма любопытных, характерных, умных, острых, злых и провокационных предложений, подарю вам лишь несколько. Кстати, и название и эпиграф моей статьи из того же источника:
  
   -- В России чаша терпения измеряется стаканами.
   -- В России нечего кричать. Никто не услышит.
   -- Одна наука у Руси: не верь, не бойся, не проси.
  
   Что заставило меня вдруг вспомнить этот эпизод, вновь обратиться к нему? Какое отношение имеет любительский опрос на портале БИ-БИ-СИ к нашей истории?
   Во-первых, показателен такой нешаблонный опрос сам по себе: мгновенная фотография жизненной ситуации, спонтанный рефлексивный выдох общественного организма. Как показывает опыт, любой опрос привлечет внимание публики, если он коснется заветных струн, если мотивы его честны и непредвзяты, если открыты ворота для разных точек зрения, для свободного диалога, если сами вопросы нетривиальны, а ответы искренни.
   Во-вторых, поразили резко негативные высказывания респондентов, весело издевающихся над страной, где они родились. Было с чем сравнивать. На той же странице у Новгородцева, как мы уже отмечали, помещены высказывания англичан по тому же предмету: разница потрясающая! Кажется, что дело не только в национальном менталитете, национальной гордости, материальном достатке жителей страны, а скорее, в разнице мироощущений.
   Известно, что россияне и на дух не переносят пафоса.
   Понятно, что русский человек за меткое слово - мать родную не пожалеют.
   Все помнят и разделяют лермонтовскую "странную любвовь" к своему отечеству.
   Однако не до такой же степени остервенения рвать на себе рубашку, прогибаясь перед иностранцами. Почему нужно мазать страну только черной краской?
  

Старые вопросы в современной упаковке

  
   "В Москве каждого иностранца водят смотреть большую пушку и большой колокол. Пушку, из которой стрелять нельзя, и колокол, который свалился прежде, чем звонил. Удивительный город, в котором достопримечательности отличаются нелепостью; или, может, этот большой колокол без языка - иероглиф, выражающий эту огромную немую страну, которую заселяет племя, назвавшее себя славянами, как будто удивляясь, что имеет слово человеческое"
   (Петр Чаадаев)
  
   Согласно "Энциклопедии символов и эмблем", орел - солнечная королевская птица, священный символ Зевса - громовержца. Благодаря быстроте и отваге ассоциируется с громом и молнией. Но вот его же другая ипостась, орел о двух головах или знак Януса, подобен изменчивому гермафродиту и изображается в двух разных цветах: красном и белом.
   Думаете случайно русских осеняет сей загадочный знак судьбы: две величественные гордые орлиные головы, хищно на мир взирающие, но в то же время двусмысленно в разные стороны поглядывающие!?
   Сегодня, как и всегда, как и на то национальный символ недвусмысленно указует, перед русским человеком маячит выбор, вековечный вопрос: европеец ли он или нечто-то особенное, только на русской почве произросшее? Применимы ли демократические законы, европейским сообществом установленные, к молодой русской демократии или России гражданские законы не писаны?
   Именно эти вопросы озвучала недавно прошедшая телепрограмма "Гражданское общество". Дискутировался один пункт, но зато какой?
   "Должна ли Россия строить гражданское общество по европейскому образцу?".
   Были объявлены оппоненты. Обе стороны выставили лучших бойцов - видных общественных деятелей. Не буду называть всех поименно, скажу только, что там были представлены депутаты Думы, видные деятели различных партий, известный адвокат, модные писатели: Веллер и Дмитрий Быков (как ни странно Веллер оказался в стане ярых противников европейской демократии) и другие знакомые лица.
   И та и другая сторона продемонстрировали блестящие ораторские приемы, хорошее знание материала и понимание общественной обстановки. Нет, далеко не академический интерес выявила развернувшаяся дискуссия - изложены были два противоположных подхода к будущему России.
   Просто следить за поединком доставляло глубокое эстетическое удовольствие: столь тонкие и остроумные удары наносились, столь же парадоксальные приемы защиты применялись. Одна сторона нападала, напирая на высокий пафос русской идеи, приправленный пламенной демагогией; другая сторона защищалась, парировала выпады общественным договором и европейской солидарностью. Обе дискутирующие стороны, впрочем, не обошлись без чрезмерных восторженных эпитетов русскому народу.
   Не забыты были ни Французская революция, ни английский парламентаризм, ни просчеты глобальной политики Соединенных Штатов Америки, ни реформы Петра Первого.
   Все бы ничего. Но самым поразительным выдался финальный аккорд.
   Ведущий попросил проголосовать всю аудиторию, всех, кто следил за яростной дискуссией, выбрать точку зрения, которую он считает правильной.
   90 процентов присутствующих, как ни странно, выбрали такой вариант: России не подходит европейский путь открытого гражданского общества, Россия идет своей дорогой. Русское гражданское общество тесно сплетено с политической системой страны и зависит от руководящих указаний сверху.
   10 процентов робко намекнули подавляющему большинству, что Россия - такая же страна, как и остальные европейские страны. И России следует стремиться к завоеваниям гражданского общества объединенной Европы, чьей составной частью она, собственно говоря, и является. А гражданским общество и считается потому, что не зависит ни от Думы, ни от правительства, ни от самого президента.
   Еще раз повторюсь: наблюдать за диспутом было очень интересно, результаты голосования - любопытны, но почему-то не оставляло чувство предсказуемости. Какое-то фатальное дежа-вю витает в воздухе всегда, когда полагаешься на свободный выбор русского человека. Будто бы все это уже было и нет ничего нового на Руси.
   Как тут не вспомнить известного философа, прекрасного знатока таинственной русской души, человека религиозного, но пессимистически настроенного по отношению к России и русским. За что и был властями примерно наказан, в сумасшедший дом посажен и безумцем объявлен. Да и к тому же пишет он на тему, нам весьма близкую.
   "Все народы Европы имеют общую физиономию, некоторое семейное сходство. Кроме общего характера, у каждого из этих народов есть еще свой частный характер, но и тот, и другой всецело сотканы из истории и традиции. Каждый отдельный человек пользуется там своею долей этого наследства, без труда и чрезмерных усилий он набирает себе в жизни запас этих знаний и навыков и извлекает из них свою пользу. Хотите ли знать, что это за идеи? Это -- идеи долга, справедливости, права, порядка.
   Чем вы замените это у нас?...
   Исторический опыт для нас не существует; поколения и века протекли без пользы для нас. Глядя на нас, можно было бы сказать, что общий закон человечества отменен по отношению к нам. Одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его; мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих, ничем не содействовали прогрессу человеческого разума, и все, что нам досталось от этого прогресса, мы исказили. С первой минуты нашего общественного существования мы ничего не сделали для общего блага людей; ни одна полезная мысль не родилась на бесплодной почве нашей родины; ни одна великая истина не вышла из нашей среды; мы не дали себе труда ничего выдумать сами, а из того, что выдумали другие, мы перенимали только обманчивую внешность и бесполезную роскошь".
   Приношу извинения за длинную цитату, но невозможно выбросить слово из песни.
   Не слышится ли вам что-то до боли знакомое в откровениях философа?
   Не видится ли все то же народное голосование, выбирающее свой русский путь в отличие от постылого западного направления?
   Совпадение полное, однако более чем странное: ведь между событиями пролегло более 170 - лет. Вдумайтесь. Минуло почти два века с тех пор, когда Петр Чаадаев писал свои "Философические письма", и как современно они зазвучали сегодня.
  

Крайности или русский экстрим

   - Это презамечательная вещь, - сказал мне седой старик:
   "Вы не первый русский, которого я встречаю с таким образом мыслей.
   Вы, русские, или совершеннейшие рабы царские, или - анархисты. А
   из этого следствие то, что вы еще долго не будете свободными"
   (Герцен)
  
   Если вы еще не забыли замечательные русские сказки, то вероятно вспомните часто упоминаемые три дороги, которые даются на выбор русскому народу-богатырю. Не будем вникать в сказочные детали заметим только, что из трех дорог тот Илюшечка или Добрынюшка выбирает почему-то всегда наихудшую, опасностей полную, к смерти ведущую. То ли силушку свою показать хочется, то ли судьбу - злодейку переломить надеется, то ли просто душа просит.
   Как ни странно и в действительности русский человек зачастую выбирает не самый легкий или, скажем, благоразумный путь, а именно тот страшнейший, через тяжкие испытания ведущий, гробовым камнем отмеченный.
   Обратимся теперь к примерам, нелогичную аксиому нашу хоть и косвенно, но доказывающую. Заглянем в модную сегодня телепрограмму: "Минута славы". Многие видели, наверное, популярное зрелище, когда обычные люди демонстрировали перед миллионами зрителей свои необычные таланты. Казалось, как только не изощрялись: танцевал, например, некий толстый малый балетный танец, воображая себя Нуриевым. Или выставили на сцену трехлетнего карапуза, который безошибочно умножал в уме двузначные числа. Или номер железнодорожника, который бойко исполняет на саксофоне грустную мелодию одновременно делая стойку на одной руке. В другой руке у него, естественно, инструмент. И прочие благоглупости, которые в народе пользуются популярностью, а передаче приносят высокий рейтинг.
   Но мы собственно не о передаче затеяли разговор.
   Козырными номерами программы, без сомнения, были показы экстремальных номеров. Смотреть на которые без боли нельзя было, но и не смотреть - невозможно.
   Я имею в виду некоего милиционера средних лет, крепыша и молчуна, который показывал удивительные вещи: перекусывал зубами гвозди, протыкал себе щеки острой иглой, ломал стальные пруты, уперев их в собственное горло, подставлял свою спину под маленькие острые дротики, которые метали в него как в ходячую мишень и прочие прелести. Кроме этого впечатляющего номера выступали еще несколько артистов того же жанра, демонстрировавших жесткие и болезненные приемы обращения со своим телом. Причем, вся соль заключалась не в профессионализме исполнения цирковых трюков, а именно в настоящих истязания плоти и преодолении себя.
   И вот о чем подумалось.
   Вряд ли бы когда-нибудь такое зрелище прошло бы в Израиле. Не потому, что не нашлось бы сумасшедших, подготовивших такой номер, а потому, что публика была бы не готова принять его, а судьи адекватно отреагировать. Возможно, что и в европейских странах такой показ был бы просто запрещен.
   В России же он вызвал шквал аплодисментов и явное благорасположение судей.
   Не бесспорный ли это показатель глубоких внутренних процессов, не характерная ли национальная отметина: необыкновенный интерес русских ко всему эстремальному, чрезмерному, выходящему за все общепринятые нормы и рамки, требующему фантастических усилий и тренировок. Зато храбрец, преодолевший себя, презревший боль и мучительные многолетние ежедневные нагрузки, чувствует себя героем.
   Отсюда также повышенное внимание к спорту вообще и ко всем экстремальным видам спортам в частности.
   Не отсюда ли и экстремальные политические эсперименты, на которые так падка Россия и которые теперь связаны с ее именем? Не случайно же крайние политические взгляды и безумные идеи зародились, окрепли и были вброшены в мир именно с подачи русских теоретиков анархизма и марксизма (Бакуниным, Кропоткиным, Плехановым и Лениным), воплощены в нелегальные структуры - ячейки "Земли и воли" и "Черного передела", применены на практике именно русскими террористами - революционерами, прогремели на весь мир, ошеломив преступными акциями зсеров и окончательно закреплены завоеваниями большевиков.
   Не здесь ли следует искать противоестественную тягу к "сильной руке" во власти?
   Отсюда и чувство превосходства над женщиной, русский "мачеизм".
   Возможно ли такое в других странах, скажем, в Америке?
   Вполне. Если в конце концов такого мученика ждет крупная долларовая приманка. Кому же в сытой Америке примерещится терзать свое тело, добиваясь совершенства, просто так, из любви к искусству? Ведь тот бесстрашный милиционер добивался всего не из-за денег, а из принципа.
   В подтверждение приведу слова того же философа - скептика Чаадаева:
   "Иностранцы ставят нам в достоинство своего рода бесшабашную отвагу, встречаемую особенно в низших слоях народа; но, имея возможность наблюдать лишь отдельные проявления национального характера, они не в состоянии судить о целом. Они не видят, что то же самое начало, благодаря которому мы иногда бываем так отважны, делает нас всегда неспособными к углублению и настойчивости; они не видят, что этому равнодушию к житейским опасностям соответствует в нас такое же полное равнодушие к добру и злу, к истине и ко лжи и что именно это лишает нас всех могущественных стимулов, которые толкают людей по пути совершенствования..."
   Казалось бы ясно: русские однозначно демонстрируют мужественные и сильные стороны своего характера, презирая слабости и несовершенство тела.
   Но иногда в минуту лени или полной прострации, пофигизма или вечного душевного порыва: "авось само собой обойдется", русский человек выбирает ту самую легкую и безопасную дороженьку. Чтобы никуда не вела тропиночка та, чтобы укрыться в медвежьем углу и тихо лапу сосать, чтобы никто не трогал и не тревожил попусту, чтобы дали возможность ничего не решать, а лишь тихо грезить о вопросах бытия.
   Как же иначе можно объяснить неожиданные национальные поступки, как будто бы и не совместимые с отмеченными раньше "мужскими комплексами": полную и безоговорочную пассивность перед властьпридержащими, готовность к постоянному самообману, несамостоятельность, страх перед новыми идеями. То есть то, что выдает особый "женский комплекс" русской нации. Вот что писал Герцен в "Былом и думах" по этому поводу: "Восприимчивый характер славян, их женственность, недостаток самодеятельности и большая способность усвоения и пластицизма делают их по преимуществу народом, нуждающимся в других народах, они не вполне довлеют себе".
  

Русские в зеркале этимологии

   "Оставленные на себя, славяне легко "убаюкиваются своими песнями",
   как заметил один византийский летописец, "и дремлют".
   (Герцен. "Былое и думы")
  
   Казалось бы: что интересного или поучительного можно найти в словаре?
   Так вот, если начистоту, ничего более увлекательного и глубокого в Интернете я не читал в последнее время, чем фундаментальный "Этимологический словарь русского языка" Фасмера. Давайте заглянем туда и посмотрим, чем он нас угостит на сей раз.
   Речь идет только о двух словах, но каких!!! Поражение и победа.
   Выберем сначала слово "разить" - от старославянского корня -раз-.
   Фасмер дает такое объяснение: "Повергать с первого удара, ударять".
   Отсюда недалеко до однокоренного "поражение" - состояние после того, как тебя ударили, сразили, сбили с ног и ты упал ниц, поверженный и обесчещенный.
   Посмотрим, с чем связывали славяне подлое состояние "поражения". Они говорили "потерпеть поражение", то есть перетерпеть, перемучиться и выстоять, временно забывши о том, что ты был унижен, оскоблен и раздавлен.
   Как-то незаслуженно горько оставлять славных русских воинов только с таким уничижительным оборотом, а потому разберем более радостное выражение: "одержать победу".
   Фасмер дает любопытнейшее толкование этимологии слова "победа", (по - беда), после беды. Прочитывается это так, храбрые русские воины, сломав сопротивление противника, победив, не впадают в эйфорию, не вскидывают вверх руки в радостном экстазе, не вопят во всю глотку "ура" и не подбрасывают шапки, а в первую очередь оплакивают погибших, вспоминая, как тяжело досталась победа, то есть состояние после беды.
   Докопавшись до слова "победа" рассмотрим ближайшее его окружение - "одержать победу" - снова не обойтись без словаря Фасмера. Здесь "одержать" - это удержать на время, остановить мгновение, прожить с этим чувством какое-то время, потому что оно недолговечно.
   Обратите внимание: русский язык сохранил и передал потомкам самую деликатную и скромную возможность победы, отфильтровав такие варианты как, наслаждаться, упиваться, восхищаться, праздновать, гордиться, насыщаться, восторгаться... Такие варианты возможны, но они на переферии языка, оставив в центре "одержать победу".
   Таким образом, мудрый язык с пеленок нашептывает буйной славянской головушке такие психологические понятия: любое поражение требует от тебя смирения, времени и терпения, чтобы его пережить, зато и самое громкая победа - это прежде всего тихая печаль, время вспомнить тех, кто участвовал в ней, кто вместе с тобой добивался цели, кто остался на поле брани, а не только период безграничной радости.
   А вы говорите словарь.
   Герцен писал: "Возбужденные другими, они (славяне) идут до крайних следствий; нет народа, который глубже и полнее усвоивал бы себе мысль других народов, оставаясь самим собою. Того упорного непониманья друг друга, которое существует теперь, как за тысячу лет, между народами германскими и романскими, между ими и славянами нет. В этой симпатичной, легко усвояющей, воспринимающей натуре лежит необходимость отдаваться и быть увлекаемым".
   Strana. co. il
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"