Агрессия или жертвенность? Пожалуй, можно сказать, что этот вопрос в прямой или завуалированной форме присутствует во всех книгах Марии. Даже в моей любимой серии про яблоневый сад. Отказ от агрессии во имя Мира. Борьба не внешняя, но внутренняя. Совершенствование человечества через совершенствование человека. Просветление через страдания. Недавно я видалась с одной монахиней. Она была рада своей болезни. Потому, объяснила она, что тело должно страдать, чтобы мы лучше помнили о тех, кто вокруг нас слаб, болен или нуждается в утешении. Духовное здоровье, противоречащее определению ВОЗ. Странно? Не думаю.
Человек, осознавший свою физическую или душевную слабость, прошедший через боль и страдания... Нет, я не могу, не хочу сказать, что он чем-то лучше остальных. Но, на мой взгляд, у такого человека куда больше шансов понять, простить и принять несовершенство окружающих его людей и несовершенство мира, чем герой без страха и упрека, не ведавший бед и лишений.
Чем отличается юный разум от зрелого? Юный разум нацелен на разделение добра и зла. Вот отчего среди произведений наших так называемых "МТА" так много "кавайных" вампиров и разного вида МС/МС. Зрелый разум признает и принимает выбор между плохим и очень плохим. И в этом ряду собственная смерть, гибель собственного тела представляется такому разуму меньшим злом. А иногда меньшим злом является гибель целого мира. Впрочем, разве с гибелью человека не гибнет целый мир?
Что есть макрокосм и микрокосм? Ещё один вопрос, ответ на который ищет Мария в своих книгах. В "Книге костров" ответ есть. Марии удалось сделать уникальную вещь --в небольшом рассказе показать одновременно гибель и возрождение и того, и другого. Может, мое сравнение и покажется излишне смелым, но рассказ Марии -- как роды. Боль, страх, слезы, страдания -- все это фон и задний план для появления чуда. И, вот оно чудо -- финал! А что в финале? ЕМА отсылает нас к одному из ключевых этапов зарождения нашей современной европейской цивилизации.
Да, здесь нет ни одного лишнего слова. Именно сейчас, когда современные информационные технологии позволяют нам в режиме реального времени наблюдать варварство и дикость, именно сейчас, когда мы понимаем, как тонок и ненадежен налет цивилизованности, внутренней потребностью всякого нормального человека, владеющего словом, является борьба за человека. За человечность и человечество.
Красиво? Мне самой нравится. А кто не считает, что у него, как у писателя есть определенные обязательства перед обществом или Тем, кто дал ему талант -- пусть пишут как хотят... в конце концов у нас -- свобода совести и свобода слова. Да... ключевое слово здесь "совесть", а не свобода.
И, Мария, спасибо за великолепный рассказ! Очень хочу видеть его среди победителей!