Белоусова Влада Владимировна : другие произведения.

Народное православие

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Некогда это был мой реферат, похожий на научную работу (на третьем, кажется, курсе).


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Волгоградский государственный социально-педагогический университет"

Филологический факультет

Кафедра литературы

  

Реферат

по курсу "Основы православной культуры"

Народное православие

  
   Выполнил:
   студент группы Л-31
   филологического факультета
   В.В.Белоусова
   Руководитель:
   к. ф. н., доц. С.В. Солодкова

Волгоград

2011

  

Содержание

  
      -- Введение........................................................................3
      -- Двоеверие.......................................................................4
      -- Последствия двоеверия: "Народное православие"....................5
      -- Праздники......................................................................6
      -- Список литературы..........................................................11

Введение

   На данный момент не существует точного определения термина "Народное православие" и никто не может дать четкую оценку этому явлению по сей день. При попытке дать точное определение этому словосочетанию ученые и религиозные лица наталкиваются на проблему с определением слова "народ", а также возникает серьезный вопрос о возможности сочетания вместе таких противоположных в корне понятий, как "народное" и "православие".
   Одни утверждают, что язычество и христианство существуют параллельно (двоеверие), а другие уверены, что народное православие "по сути, есть замаскированный пласт дохристианской языческой культуры" (Сперанский Н.Н "Книга народной веры" http://www.slavya.ru/trad/velimir/kpv11_12.htm).
   Следовательно для того чтобы сделать какие-то выводы самим нужно рассмотреть данный вопрос детально. Что такое двоеверие? Как язычество проявляется в жизни современного православного человека? Как крещение Руси повлияло на привычный уклад жизни языческого человека?
  
  
  
  

Двоеверие

   "Двоеве?рие -- как правило, религиозное и культурное явление, заключающееся в параллельном сосуществовании традиционного христианства и элементов дохристианских языческих верований.
   В рамках русской православной традиции явление "двоеверия" проявляется в отождествлении у народа некоторых христианских святых с языческими божествами (например, Илья Пророк -- Перун, Святой Николай или святой Власий -- Велес/Волос) и в языческом происхождении некоторых признанных православием особо почитаемых народом языческих аграрных праздников (например, масленица). Также большое количество чисто православных церковных праздников умышленно было приурочено к основным языческим славянским с целью постепенной подмены традиционных языческих верований на христианские. Такая практика осуществлялась и в отношении других объектов дохристианской культуры. В частности, православные храмы зачастую строились на местах бывших языческих святилищ, "святых рощ" и т. п.
   В определенном смысле явление "двоеверия" присуще и другим христианским культурам (католической, протестантской). В частности, католический, а затем и протестантский праздник День всех святых, 1 ноября, и его канун -- популярный в англоязычном мире праздник "хэллоуин" по происхождению является древним кельтским языческим праздником -- днём поминания предков (традиция поминовения усопших на День всех святых (фр. Toussaint) сохраняется во Франции). К началу великого поста приурочены традиционные во многих христианских культурах карнавалы, вобравшие некоторые дохристианские традиции, и т. д.
   Из причин существенное значение имели: выбор веры "сверху", со стороны княжеской власти, насильственное распространение христианства, гонения на языческие верования, которые не утратили для населения своего значение и были тесно связаны хозяйственной деятельностью и бытом, отсутствие письменной традиции и медленное распространение грамотности среди основной массы населения. Особенности национального характера, многоэтнический состав населения и выбор православия на возникновение "двоеверия" существенно не повлияли" (Википедия "Двоеверие" http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E2%EE%E5%E2%E5%F0%E8%E5).
   Нельзя говорить однозначно является ли факт двоеверия абсолютно негативным или все же несет позитивный оттенок. Но, тем не менее, отрицать его существование нельзя и по сей день, а примеры каламбуров, связанных с неготовностью многих язычников принять иную веру я приведу далее.
  

Последствия двоеверия: "Народное православие"

  
   Например, появилась такая традиция, переселять домового из старого дома в новый с иконой. Раньше это делалось иным образом:
   "При переходе в другой дом хозяева, призывая домового на новоселье, берут из печи старого своего жилья горячие уголья и переносят их на новый очаг" (Афанасьев А.Н. Религиозно-языческое значение избы славянина).
   Посещение кладбища на Пасху и оставление еды на могилках - это языческое проявление, возродившееся в Советском союзе после гонения Христиан. И этот языческий праздник назывался Радоница.
   А Пасха - это праздник, установленный в честь воскресения Иисуса Христа и первоначально "смерть и воскресение Христа отмечались еженедельно: пятница была днём поста и скорби в воспоминание страданий Христа ("Пастырь Ермы", III,V:1), а воскресенье -- днём радости (Тертуллиан, "De corona mil.", гл. 3)" (Википедия "Пасха" http://ru.wikipedia.org/wiki/Пасха). И посещение кладбища никак не связано с этим событием в православной вере.
   Черную кошку в наше время каждый прохожий боится. Как завидит на дороге - так оборачивается вокруг себя и плюет через левое плечо (на левом плече сидит черт).
   А у язычников все было наоборот. Черная кошка приносила хозяину удачу и защиту от воров. "Увидит вор черную кошку, которая ему дорогу переходит, - и побоится воровать" (Даль В.И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа).
   "Хлеб выбрасывать - большой грех. Поверье очень древнее, и смысл его ясен: хлеб надо беречь, он вырос с помощью Дажьбога (Солнца), на его выращивание, обработку затрачено много труда. Кто не бережлив к хлебу, того небесные силы накажут" (Мельников В. Язычество славян http://paganism.msk.ru/primety/prim05.htm).
   После крещения церковь внедрила в сознание людей то, что хлеб - это плоть Христова. И подобное обращение с хлебом тоже стало являться грехом, но не по причине его связи с языческим богом Солнца. Хотя в наше время этот вопрос стал все больше сводиться к бытовым причинам, поскольку много сил уходит на то, чтобы посеять пшеницу, вырастить, собрать и приготовить из нее муку, а в дальнейшем и хлеб. Уважение к чужому труду - вот чем теперь руководствуются люди.
  

Праздники

  
   Отдельным пунктом следовало бы выделить трансформацию языческих праздников после крещения Руси. Остановлюсь для начала на масленице, чтобы на примере конкретного праздника рассмотреть взгляд на него современного представителя духовенства.
   "Как и любое явление, бытующее в народной культуре и вне исключительно церковной традиции, Масленица, естественно, состоит из разных компонентов. Что касается языческого праздника, то нет никаких оснований, ни малейших оснований утверждать, что это собственный языческий праздник, который существовал до принятия Русью христианства и вообще каким-то образом в язычество уходит. Естественно, что здесь есть некоторое переосмысление того, что предлагает церковь. Соответственно, начало поста, который в традиционной культуре понимается, прежде всего, как пищевые ограничения, естественно, что перед началом поста необходимо съесть как можно больше и как можно более сытного, чтобы в течение поста не голодать. Этот механизм, лежащий в основе переосмысления мясопустной недели, конечно, ничего общего с христианством не имеет, но вместе с тем продиктован он, разумеется, с христианством. Что касается более древних корней, которые, вероятно, восходят к каким-то ранним, дохристианским обрядам, то здесь можно только гадать, ничего определенного нет. Пожалуй, главное, что говорится по поводу Масленицы и в чем, собственно, понимается языческая суть масленичных обрядов, это изготовление чучела и его сжигание. Но никогда это не понималось, как изготовление какого-то идола и в дальнейшем его сожжение. По всей видимости, это имеет некоторые игровые корни, вероятно, это связано с какими-то, разумеется, не христианскими верованиями. Но, в общем и целом, да, разумеется, это не есть, собственно, христианский обряд, но в той же мере и не является совершенно языческим" (Кротов Я.Г. Каталог передач "С христианской точки зрения" для радио "Свобода" http://krotov.info/yakov/3_vera/3_radio/20100605.htm).
   Вот что происходит, когда праздники слишком совпадают в самых ярких своих проявлениях. Некоторые перестают видеть в них существенную разницу, хотя она есть, и никуда не исчезала еще со времен крещения Руси. А языческая масленица отличается от христианских традиций довольно сильно.
   Начнем с того, что наедались язычники на масленицу не для того, чтобы потом голодать, как это делается в пост у христиан. Голодная неделя наступала для людей довольно неожиданно, хотя и предсказуемо. Они за период празднеств доедали все зимние запасы, какие у них оставались до весны, и потом приходилось естественным образом ограничивать себя и свои семьи в питании.
   Рождались масленичные песни, ярко характеризующие наступающие после праздника времена. Но т.к. этот праздник уже давно сильно сплелся с христианскими мотивами, то и языческие песни отыскать уже почти невозможно. А в более поздних песенках уже встречается фраза "Великий Пост". Вот пример одной из них:
   "Масленица-кривошейка,
   Встречаем тебя хорошенько!
   С блинцами,
   С каравайцами,
   С вареничками!
   Масленица-блиноеда,
   Масленица-жироеда,
   Масленица-обируха,
   Масленица-обмануха!
   Обманула, провела,
   До поста довела,
   Всю еду взяла,
   Дала редьки хвост
   На Великий пост!
   Мы его поели --
   Брюха заболели!
   А мы Масленицу провожали,
   Ой ли лёли, провожали!
   Во земельку мы закопали,
   Ой ли лели, закопали!
   Поносивши воду, ножками притоптали,
   Ой ли лели, притоптали!"
   (Русский фольклор http://rusfolklor.ru/archives/866).
   А сожжение чучела воспринималось людьми не как обычный игровой элемент, а как серьезный ритуал, гарантирующий удачные проводы зимы и приход весны. Поэтому, кстати, язычники не рисовали и не делали кукле, символизирующей масленицу, лицо! Потому что сжигался только образ, символ, а не конкретный человек и уж точно не было на Руси такого понятия, как "кукла-вуду".
  
   Следующий праздник, скрестивший в себе христианские и языческие традиции - это Рождество. Оказывается, в язычестве этот праздник называется точно так же, только Рождество это не Христово, а Бога Коляды. Время проведения совпадает с христианским и многие обряды тоже (например, колядки).
   "Коляда? -- традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием и новым годом, позднее приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись подарки, переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов).Колядки - от латинского calendae, обозначающего первый день месяца. Есть и другие объяснения, например от слова коло - круг. Рождественские праздники: с 24 декабря по 6 января. Рождественско-новогодние праздники начинались колядованием. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок - песен, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая, изобилия и т.д. Началу года придавалось особенное значение: как встретишь Новый год, таков он и весь будет" (Википедия "Коляда" http://ru.wikipedia.org/wiki/Коляда).
   На то чтобы подробнее исследовать Рождество меня натолкнула неувязка христианских мировоззрений и разрешение гаданий. Ведь гадание было признано и одобрено только язычеством, а в истории христианской религии не было никаких упоминаний об этом феномене. Могли быть предсказания, вещие сны, но не гадания. Таким образом, я пришла к выводу, что Рождество как и Масленица просто наслоилось на то, во что люди на Руси прежде долго верили.
   Небольшая информационная справка о самом Боге Коляде:
   "КОЛЯДА, К о л е д а (от лат. Саlendae) в славянской мифологии воплощение новогоднего цикла и мифологическое существо, сходное с Авсенем (см. также Божич).
   Иногда К. изображал сноп, принесённый в дом на рождество (у поляков), или кукла "колед" (у хорватов). Упоминалась в величальных рождественских песнях -- колядках ("Пришла К. накануне Рождества" и т.п.), исполнявшихся ходившей по дворам молодёжью и содержавших магические заклятия -- пожелания благополучия дому и семье, требования подарков (от хозяев), предрекавших разорение скупым. Иногда сами подарки -- обрядовое печенье, каравай и т. п. назывались К. Колядование могло сопровождаться ряженьем в коня, козу, корову, медведя и других животных, воплощавших плодородие" (Мифологический словарь./Гл. ред. Мелетинский Е.М.).
   Таким образом, можно сделать выводы, что очень многие современные христианские праздники, обряды и приметы так или иначе находят отголоски в языческих корнях или просто имеют некоторые сходства. Из всего этого и состоит так называемое Народное Православие, когда старая вера еще полностью не искоренилась, а новая уже установилась.
  

Список литературы

      -- Афанасьев А.Н. Религиозно-языческое значение избы славянина. // А.Н. Афанасьев.
      -- Даль В.И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа / В.И. Даль. СПб-М., 1880.
      -- Мифологический словарь./Гл. ред. Мелетинский Е.М. - М.: Советская энциклопедия, 1990 г.
      -- Петрухин В. "Проводы Перуна": древнерусский "фольклор" и византийская традиция // Язык культуры: семантика и грамматика. М., 2004, с. 248-255
      -- Википедия. Двоеверие // http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E2%EE%E5%E2%E5%F0%E8%E5
      -- Википедия. Пасха // http://ru.wikipedia.org/wiki/Пасха
      -- Википедия "Коляда" http://ru.wikipedia.org/wiki/Коляда
      -- Кротов Я.Г. Каталог передач "С христианской точки зрения" для радио "Свобода" / Я.Г. Кротов // http://krotov.info/yakov/3_vera/3_radio/20100605.htm
      -- Русский фольклор http://rusfolklor.ru/archives/866
      -- Сперанский Н.Н. Книга народной веры / Н.Н.Сперанский // http://www.slavya.ru/trad/velimir/kpv11_12.htm
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   11
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"