Белякова Евгения : другие произведения.

Двери

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  ДВЕРИ
  
  Евгения Белякова
  
  Оригинальный сценарий
  
  
  
  
  
   Сценарий написан в рамках онлайн-курса сценарной мастерской А. Молчанова.
  
  
  
  
  
  
  
  
  ИНТ. ОФИС РЕДАКЦИИ ГАЗЕТЫ 'УТРО СТОЛИЦЫ' ДЕНЬ
  
  Большое офисное помещение, заставленное столами, множество людей, суета. Журналист ВАДИМ (36) стоит у стола главреда, вертит в руках карандаш с резиновой патлатой кукольной головой на конце. Его друг, главный редактор СЕРГЕЕВА (40) сидит за столом в наушниках, слушает запись с диктофона. Офис главреда отделен стеклянной стеной от остальных сотрудников.
  
  СЕРГЕЕВА
  (вынимая наушники и останавливая запись)
  Это, конечно, потенциальная бомба, Вадик. И, когда рванет, может зацепить тех, кто... Словом, я заплачу´, конечно. Но публиковать пока не буду, если ты не против. Мне после твоего предыдущего опуса досталось, надо перерыв сделать, что ли. Тебе, кстати, тоже надо. Замотался. Возьми отпуск, съезди с барышней своей в Грецию какую-нибудь.
  
  ВАДИМ
  (отбрасывая карандаш)
  Так, по порядку. Бомба - пусть рванет. В отпуск - не хочу. Девушка - бросила.
  
  СЕРГЕЕВА
  (слегка опешив)
  Вот. Как раз тебе в отпуск и надо. Развеешься. Что ты вцепился в это интервью?
  (машет руками, не давая ответить)
  Знаю, знаю. Натура у тебя такая - вцепиться и не отпускать, за то я тебя и взяла, когда все остальные побоялись.
  
  Вадим кивает.
  
  
  СЕРГЕЕВА
  Ты пойми, не могу я подряд два материала давать с разоблачениями. Один раз - ну, наткнулись, не закрывать же глаза. Два - это уже нам, значит, вожжа под хвост попала, или зуб на кого-то имеем, или священную войну готовимся начать. А мы - ни то, ни то. Выживаем. И по мере сил стараемся срывать покровы, так сказать. А ты все-таки съезди в отпуск, хотя бы и один. А может Вера передумает, вернется. Она вообще, может, и не насовсем ушла. Знаешь ведь, как это бывает, ну, поссорились, а потом... Что сказала хоть?
  
  ВАДИМ
  (помолчав)
  Сказала, что ей трудно со мной ужиться. Что-то про 'холодный и замкнутый'. Я пошутил, сказал, что она такая горячая, что меня растопит. А она сумку схватила и молча ушла.
  
  СЕРГЕЕВА
  (вздыхая)
  Значит, вернется. Вера тебя любит со всеми твоими закидонами и трудоголизмом, поверь. Не любила бы - ушла бы гораздо раньше. Но вообще, тебе бы слегка... ослабить вожжи, что ли. Ты и себя загоняешь, а от этого толку особого не выходит, и людей отталкиваешь. Хотя, что я тут...
  (тоном мамы)
  Я тебе не мама. Но ты подумай, хорошо? А Вера как вернется, съездите туда, где море, пляж и думать ни о чем не надо, кроме кокосов.
  
  
  ВАДИМ
  (усмехаясь)
  Кокосов? То есть, чтобы такое 'Чунга-чанга, весело живём'?
  
  Вадим снова берет в руку карандаш, вертит его.
  
  СЕРГЕЕВА
  (расслабляясь)
  Да, 'песенки поём!'
  
  Звонит телефон Вадима. Тот дает знак подождать. Вадим, взглянув на экран, улыбается.
  
  ВАДИМ
  (шепотом)
  Это Вера.
  
  На протяжении разговора лицо Вадима меняется, каменеет. Он перестает вертеть карандаш, смотрит тупо на голову гномика на конце. У гномика - зеленые волосы и глупая ухмылка.
  
  ВАДИМ
  (односложно, с паузами, выдавливая слова)
  Да. Понимаю. Где? Я запомнил. Буду через час. Да.
  (Не успевая сказать перед тем, как собеседник повесит трубку):
  А родителям...?
  
  Вадим отнимает трубку от уха. Сергеева смотрит на него тревогой.
  
  ВАДИМ
  (глухо)
  Мне надо ехать. На опознание.
  
  СЕРГЕЕВА
  (автоматически)
  Чье?
  
  
  ВАДИМ
  Веры. Мой номер у нее последним был. Или самым частым, я не понял. А родители ее в Рязани. А опознать надо сейчас.
  
  
  СЕРГЕЕВА
  (дрожащим голосом)
  Да что случилось то?
  
  ВАДИМ
  С крыши прыгнула. Около двух часов назад. С девятого этажа бизнес-центра. Рядом тут, на Щёлковке.
  
  Вадим встает, автоматически сует карандаш в карман.
  
  ВАДИМ
  Я поехал.
  
  СЕРГЕЕВА
  Может, не она... Хотя что я, телефон же её...
  (охает)
  Езжай.
  (когда Вадим поворачивается, вслед)
  Вадик!
  
  Вадим оборачивается. Лицо его выражает спокойствие.
  
  СЕРГЕЕВА
  Даже не вздумай. То есть, не думай! Это не потому, что ты... холодный. Ты, может, вообще ни при чем! То есть... конечно, ни при чем. Мало ли что...
  (совсем запутавшись)
  Позвони мне... после. Когда сможешь.
  
  Вадим выходит из кабинета.
  
  СЕРГЕЕВА
  (сорвавшись с кресла, выглянув за дверь, вслед)
  Ты в отпуске, слышишь? Я тебя прямо сейчас оформлю! Отпуск на две недели, и не смей возвращаться раньше, понял?
  
  Вадим уходит.
  
  Возвращается, садится за стол, какое-то время молчит.
  
  СЕРГЕЕВА
  (тихо)
  О, господи...
  
  ИНТ. КВАРТИРА ВАДИМА ДЕНЬ
  
  Квартира Вадима обставлена дорого, со вкусом, но обезличено, будто перенесли обстановку целиком из модного каталога. В тишине отчетливее слышен звук часов на стене. Спальня в полумраке - шторы задернуты. Раздается звук дверного звонка. Три раза - после третьего одеяло на кровати шевелится и становится видно, что это Вадим. Он смотрит на часы - половина четвертого. Раздается четвертый звонок, Вадим спросонья медленно идет к двери, приваливается к ней плечом.
  
  ВАДИМ
  Кто?
  
  ГОЛОС ИЗ-ЗА ДВЕРИ
  Старший следователь Серебряков.
  
  Вадим открывает дверь. Стоит в проеме.
  
  ВАДИМ
  Документы предъявите.
  
  После паузы, во время которой его взгляд перемещается туда-сюда, читая.
  
  ВАДИМ
  Надо же. И правда Серебряков. Заходите, старший следователь.
  
  
  Отходит, пропуская в квартиру темную, высокую фигуру СЛЕДОВАТЕЛЯ, лица которого пока не видно.
  
  СЛЕДОВАТЕЛЬ
  Я по поводу гражданки Кумаковой Веры Александровны.
  (после паузы)
  Могу я пройти в комнату?
  
  ВАДИМ
  (пожимая плечами)
  Пожалуйста.
  
  Вадим и следователь проходят в гостиную. Вадим плюхается на диван у журнального столика. Следователь подходит к окну, отдергивает шторы. Становится видно несколько бутылок из-под спиртного, что стоят на столике. От солнца Вадим морщится.
  
  ВАДИМ
  (морщась)
  Ну ты и сволочь, Леша.
  
  Следователь - средних лет, в гражданском, как становится видно, усаживается напротив Вадима в кресло.
  
  СЛЕДОВАТЕЛЬ
  Ты сейчас соображать-то в состоянии? А то я позже загляну. Хотя хохмить вроде у тебя получается.
  
  ВАДИМ
  (потирая виски)
  В состоянии. Только зачем ты пришел, понять не могу, я ведь вашим ребятам еще позавчера все рассказал.
  (слегка оживляясь)
  Или какие-то новые... Записку нашли?
  
  СЛЕДОВАТЕЛЬ
  Записки нет. Вообще нового ничего нет, а есть старое, про которое тебе не рассказали. Я вообще это дело не веду, так что имей в виду - я тебе делаю одолжение по дружбе, ты мою задницу пару раз спасал, вот, возвращаю тебе должок. И, если что - ты узнал это не от меня, а по другим каким-то каналам.
  
  ВАДИМ
  Да что 'это'?
  
  Следователь достает из портфеля фото, собирается положить на столик, но тот заставлен бутылками и завален коробками из-под еды. Вадим резко сдвигает бутылки, часть падает на ковер. Следователь кладет на столик черно-белое фото - на нем две фигуры, судя по всему, дерутся в каком-то помещении.
  
  
  СЛЕДОВАТЕЛЬ
  Что скажешь? Узнаешь?
  
  ВАДИМ
  Это похоже на фото с камеры безопасности, качество не ахти, а эти двое в движении, кого тут можно узнать?
  
  Следователь кладет на столик еще одно фото
  
  СЛЕДОВАТЕЛЬ
  А так?
  
  ВАДИМ
  (присматриваясь)
  Это... Вера? Когда сняли? Контора какая-то...
  
  СЛЕДОВАТЕЛЬ
  Записи с камеры в банке за сорок минут как она... прыгнула. Банк 'Антей', находится на первом этаже бизнес центра 'Возрождение'.
  
  ВАДИМ
  (непонимающе)
  А те двое тут при чём?
  
  Следователь выкладывает остальные фото.
  
  СЛЕДОВАТЕЛЬ
  В 11-40 утра второго апреля камеры в банке зафиксировали, как гражданка Кумакова, зайдя в главный зал, напала на охранника и, воспользовавшись элементом неожиданности, сумела захватить его оружие, пистолет марки ТТ...
  
  ВАДИМ
  (перебивая его, хрипло)
  Брось эту читку протокола, скажи нормальным языком!
  
  СЛЕДОВАТЕЛЬ
  (вздохнув)
  Хорошо, Вадим. В общем... Кумакова отобрала пистолет, заставила охранника лечь на пол, затем, угрожая убить охранника, вынудила кассира включить систему блокировки. То есть внешние двери оказались закрыты. Таким же образом заставила кассира вынести ей все деньги и сложить в сумку, которую отобрала у одного из посетителей.
  
  ВАДИМ
  Это какой-то бред.
  
  СЛЕДОВАТЕЛЬ
  (ткнув пальцем на одно из фото)
  Вот она с пистолетом. Кассир, естественно, успела нажать кнопку тревоги, так что посчитала нужным выполнить требования... преступницы. Тем более что двери были заблокированы, деваться ей некуда было, а пристрелить кого-нибудь она могла.
  
  ВАДИМ
  Вера? Пристрелить?
  (рассматривая фото)
  Это она... Вижу, что она, но не могла Вера... Даже если бы понадобились деньги, я же всегда...
  
  
  
  
  СЛЕДОВАТЕЛЬ
  Дослушай.
  (дождавшись кивка Вадима)
  Получив деньги, Кумакова взяла в заложники кассира и стала продвигаться внутрь банка. Где, воспользовавшись служебным коридором, отстрелила замок на двери, оставила заложницу, подперла дверь огнетушителем с другой стороны и по служебной лестнице поднялась на крышу. И, когда прибывшая милиция оцепила здание, прыгнула вниз. Сумка с деньгами и пистолетом остались на крыше.
   (после паузы)
  Тебе наверняка говорили, что... скончалась она на месте. Не мучилась, по крайней мере.
  
  ВАДИМ
  (зло)
  По крайней мере...
  
  СЛЕДОВАТЕЛЬ
  Ты знаешь, о чем я... Словом, вот фото, отпечатки ее на оружии, купюрах, сумке, ее опознали все свидетели. Сомнений нет - это она. Остается вопрос - зачем?
  
  ВАДИМ
  Ты думаешь, у меня есть ответ? Я впервые об этом узнал только что, от тебя. И спрашивали меня уже - замечал ли признаки суицидального поведения, депрессии... И я говорил, что не было ничего. Вообще последние месяцы ничего особого не случилось, кроме того что она меня бросила, но не такой уж я подарок, чтобы с горя вот так вот...
  
  
  
  СЛЕДОВАТЕЛЬ
  А с этими, новыми фактами, сможешь вспомнить что-то?
  
  ВАДИМ
  (раздраженно)
  Что? 'Депрессии не было, но заставал ее несколько раз с планами ограбления'? Не пори чушь, Леша. По мне, все это какой-то дикий бред. Да, факт - но бред.
  
  Следователь внимательно слушает Вадима, затем достает из портфеля несколько листов, кладет их перед Вадимом.
  
  ВАДИМ
  А это что?
  
  СЛЕДОВАТЕЛЬ
  Дело Кумаковой ведет Спицын. А я веду вот это. Прочти первую страницу.
  
  Вадим берет лист и читает вслух отрывочно:
  
  ВАДИМ
  3 февраля... гражданин Поленков Геннадий, машинист... будучи в трезвом состоянии... Угнал электровоз, проехав на нем до станции... Остановил на запасном пути. Отошел в лес на два километра. И... застрелился?
  (переводя взгляд со страницы на следователя)
  Это как?
  
  СЛЕДОВАТЕЛЬ
  А вот так. Причем застрелился из раритетного Вальтера Р38, с дарственной надписью на немецком. Поленков, как оказалось, увлекался старинным оружием, пистолет был из его коллекции.
  
  ВАДИМ
  (листая страницы)
  Зачем он угнал электровоз?
  
  СЛЕДОВАТЕЛЬ
  Понятия не имею. Проверил все варианты. Оружие, конечно же - в первую очередь. Мирный коллекционер, многие его знали, он все больше теоретиком был, а Вальтер - достался от деда. Наркотики - тоже по нулям. Электровоз - обычный, ни тайников, ни следов перевозки чего-то незаконного. Обычный человек пришел на работу, сел в электровоз, свернул с маршрута, угнал его черт знает куда, бросил... и застрелился. Видишь связь?
  
  ВАДИМ
  Связь - нет. А вот схожесть - да.
  
  СЛЕДОВАТЕЛЬ
  Словом, вот. Читай. Я эти два дела связать по работе не могу - меня всерьез не примут. А ты можешь. У меня нет вообще никаких предположений или версий, но нюхом чую, тут что-то есть. Может, еще были случаи... Покопайся. Может, я где-то упустил, недодавил, а ты лицо гражданское, тебе люди могут и открыться. Короче, как нащупаешь что-нибудь - звони.
  
  ВАДИМ
  Позвоню. Спасибо, Леша.
  
  Вадим сидит, сгорбившись, над фото. Следователь, поднявшись с кресла, смотрит на Вадима.
  
  СЛЕДОВАТЕЛЬ
  Я пойду. Не провожай. Удачи.
  
  ВАДИМ
  (не поднимая головы)
  Да, хорошо. Спасибо еще раз.
  
  Следователь уходит. Вадим читает страницы дела, смотрит пристальнее на фото с камер банка. На фото - красивая девушка целится в пожилого мужчину в форме охранника. Однако лицо ее повернуто к камере и искажено от ярости.
  
  ИНТ. КВАРТИРА ВАДИМА ВЕЧЕР
  
  Вадим сидит в гостиной на диване, бутылки убраны, на столике документы и фото, ноутбук. Он листает страницы в браузере. На экране видны заголовки статей о происшествиях и странных смертях.
  
  ИНТ. КВАРТИРА ВАДИМА УТРО
  
  Следующий день, документов на столе все больше, рядом с ноутбуком появился принтер, он жужжит и печатает. Вадим стоит у окна, в одной руке у него большая кружка с кофе, в другой - телефон. Он оживленно и напористо беседует с кем-то.
  
  ВАДИМ
  Да, я все понимаю, но и вы поймите, Сергей Павлович... Мне вспомнить о том, как вы полгода назад...? Нет, просто маленькое напоминание. Спасибо. Обещаю, только между нами.
  
  ИНТ. КВАРТИРА ВАДИМА ДЕНЬ
  
  Вадим читает сводки. Перед ним на столе - фотографии Веры, сделанные в банке: перекошенное лицо, схватка с охранником, испуганная кассир. Вадим смотрит на черно-белое лицо Веры, кликает по папкам в ноутбуке, запускает печать. Из принтера появляется цветная фотография Веры - она на фоне леса, улыбается, щурится от солнца. Вадим кладет это фото поверх черно-белых. Смотрит на него, лицо его чуть кривится.
  
  НАТ. УЛИЦА СПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКВЫ ДЕНЬ
  
  Вадим идет по улице, сверяясь с записью в блокноте, ищет нужный номер дома. За кадром играет напряженная, быстрая музыка. О чем говорит Вадим и остальные - не слышно. Вадим находит дом и подъезд, поднимается на лифте, разговаривает у порога квартиры с хозяйкой. Та рассказывает что-то, плачет. Вадим записывает.
  
  НАТ. ОЖИВЛЕННАЯ УЛИЦА ЦЕНТРАЛЬНОЙ МОСКВЫ ДЕНЬ
  
  Вадим идет по улице. Музыка уходит на задний план, слышны гудки машин, гул шумной улицы. Вадим достает телефон, набирает номер, слышны гудки, потом снимают трубку.
  ВАДИМ
  Леша, привет, можешь говорить? Ты просил позвонить, когда я что-то нащупаю. Ну вот, нащупал. Точно есть связь, и я даже догадываюсь, какая. Смотрится все дико, но если на минутку отбросить здравый смысл...
  
  Вадим останавливается на перекрестке у светофора, горит красный. Его взгляд падает на рекламный щит напротив: на нем изображена девушка, прикладывающая палец к губам и видна надпись 'Храни секрет!'.
  
  ВАДИМ
  (резко прерываясь)
  Пока сказать не могу, извини. Просто решил сообщить, что дело движется. Да, сразу позвоню, конечно.
  
  Вадим опускает руку с телефоном, еще раз недоуменно смотрит на девушку на щите, он хмурится. Он начинает обратно подносить телефон к лицу, но тут реклама на щите меняется на следующую: молодой человек, повар, улыбается, показывает большой палец и видна надпись: 'Так держать!'. Вадим вздрагивает и прячет телефон в карман. Загорается зеленый, люди идут по переходу, огибая его, он продолжает стоять, как в ступоре, пока его кто-то не толкает в плечо.
  
  ВАДИМ
  (бормочет)
  Извините...
  
  Вадим переходит дорогу и идет дальше по улице. Камера следит за ним, потом возвращается, снова показывает рекламный щит. Там по-прежнему повар, в той же позе, но надпись гласит: 'Ресторан 'Дольче вита'. Реклама меняется, та же девушка, только она прижимает к губам не палец, а руку и видна надпись 'Мир Моды - поразительные скидки!'.
  
  ИНТ. ВАГОН МЕТРО ВЕЧЕР
  
  Вадим едет в полупустом вагоне метро. Человек, сидящий напротив, читает газету. Вадим видит заголовок одной из статей: 'Я подобрался совсем близко!', на фото рядом со статьей изображен кто-то, похожий на Вадима. Вадим хмурится и отворачивается.
  
  
  
  
  ИНТ. РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ КЛУБ 'ПЬЕРО' ВЕЧЕР
  
  Играет музыка. На сцене клуба разодетый ФОКУСНИК делает приглашающий жест, из зала поднимается на сцену ДЕВУШКА, одна из зрительниц. Неподалеку от нее стоит Вадим, смотрит на сцену. Фокусник шепчет девушке что-то, делает пассы руками, музыка затихает.
  
  Фокусник раскачивает перед девушкой блестящий диск на цепочке. У той закрываются глаза.
  
  ФОКУСНИК
  Как вас зовут?
  
  ДЕВУШКА
  Алевтина.
  ФОКУСНИК
  (доставая из кармана яблоко)
  Алевтина, я сейчас положу вам в ладонь кусок льда!
  
  Фокусник кладет яблоко в ладонь девушке яблоко, та ойкает и отдергивает руку, яблоко падает, фокусник ловит его в полете.
  
  ФОКУСНИК
  Извините, Алевтина. Скажите, пожалуйста, сколько у вас в кошельке денег?
  (достает из другого кармана большой калькулятор)
  Точно, пожалуйста.
  
  ДЕВУШКА
  Две тысячи триста тридцать шесть рублей двадцать семь копеек.
  
  Фокусник цепляет на цилиндр камеру. На заднике сцены загорается экран, на нем крупным планом руки фокусника и калькулятор.
  
  ФОКУСНИК
  (набирая на калькуляторе)
  Убираем копейки, берем количество рублей. Умножьте это число на четыреста семьдесят три. Разделите на пять. Прибавьте шестнадцать.
  Умножьте на двести тринадцать тысяч сто тридцать девять. Разделите на пять тысяч семьсот одиннадцать. Какое число получилось?
  
  ДЕВУШКА
  Двести двадцать одна тысяча пятьсот восемьдесят два, запятая, семь, три, два, пять, пять...
  
  ФОКУСНИК
  Стоп!
  
  На экране калькулятора те же цифры. Девушка замолкает, публика аплодирует.
  
  ИНТ. РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ КЛУБ 'ПЬЕРО' НОЧЬ
  
  Посетители ушли, уборщики моют полы, собирают посуду со столиков. За стойкой бара сидят Вадим и фокусник. БАРМЕН наливает им по стопке. Фокусник уже заметно навеселе. На стойке стоит магнитола, в ней тихо плещется музыка.
  
  ВАДИМ
  Институт Психотерапии и Клинической Психологии и... фокусы? Далеко вас судьба забросила, Георгий Яковлевич.
  
  ФОКУСНИК
  (улыбаясь)
  Попрошу - Жорж.
  
  ВАДИМ
  Хорошо, Жорж. Что вы мне можете сказать о группе 'Мета' под руководством Михаила Окуня?
  
  ФОКУСНИК
  А вы неплохой журналист. Докопались до Окуня, в девичестве Мишеньки Фишмана. Что могу сказать? Паскудина он. Или вы не про то?
  
  
  
  
  ВАДИМ
  Характер его меня не интересует. Я хочу узнать, куда он делся в начале девяностых. Вы - единственный, кого я смог найти из его группы, что занималась в восьмидесятых нейро-лингвистическим программированием.
  
  ФОКУСНИК
  А знаете, почему только меня вы смогли найти?
  (опрокидывает стопку)
  Потому что я - единственный живой. Остальные - тю-тю. Как вам такое? И живой до сих пор, наверное, потому что в группе был всего-то два месяца, а потом ее распустили.
  
  ВАДИМ
  Вот я вас и спрашиваю - вы знаете что-нибудь про то, где Окунь сейчас?
  
  ФОКУСНИК
  (машет официанту, показывает три пальца)
  Где-нибудь на Мальдивах. Карибах. Черт его знает. А вам он, позвольте, зачем?
  
  ВАДИМ
  Так... пишу статью. В глаза бросились странные случаи неадекватного поведения людей с последующим суицидом, будто их загипнотизировал кто.
  
  
  ФОКУСНИК
  А что вы на меня смо´трите? Не смотри´те. Я - не ваша рыбка. А ваша рыбка - уплыла, вильнула хвостом и уплыла на... Таити. Неадекватное поведение... а, вы про того, с паровозом?
  ВАДИМ
  И про него тоже. Вы откуда знаете? В газетах не было про него ничего. Пока...
  
  
  ФОКУСНИК
  (пожав плечами)
  Слухи ходят. А вообще вам не ко мне надо, а к Корифею.
  (поднимает палец вверх)
  Корифей - он все знает, он у истоков стоял.
  
  ВАДИМ
  Как зовут?
  
  ФОКУСНИК
  Дай бог памяти... Лев Аполлинарьевич, это точно. Фамилия... секундочку...
  
  Вадим записывает в блокнот, ручка его замирает, ожидая продолжения. Внезапно магнитола, стоящая рядом, хрипит, слышатся помехи, как от радио, и включается какая-то станция, что-то вроде радиопостановки, на повышенной громкости, почти раздражающей. Два голоса: ЖЕНСКИЙ ГОЛОС и МУЖСКОЙ БАС.
  
  ЖЕНСКИЙ ГОЛОС
  Ах, Вильям! Не губи себя, отступись! Сколько уже смельчаков сложило головы, гонясь за неизведанным!
  
  МУЖСКОЙ БАС
  Прости меня, Юфимия! Но я должен! Так заповедал мне отец перед смертью.
  
  ЖЕНСКИЙ ГОЛОС
  Но я предчувствую опасность! Прошу тебя, забудь про это и давай уедем! Туда, где только море, пляж и думать...
  
  Бармен, подскочив, выключает радио.
  
  ВАДИМ
  (продолжая фразу женского голоса)
  ... думать ни о чем не надо, кроме кокосов.
  
  ФОКУСНИК
  (пьяно)
  Кокосов? Коко... Колосов! Вот! Фамилия его - Колосов! Профессор Колосов. Уф. Давайте выпьем.
  
  ВАДИМ
  Не могу, надо идти. Спасибо.
  
  Фокусник машет на него рукой и налегает на водку. Вадим записывает фамилию, захлопывает блокнот и, бросив деньги на стойку, уходит из клуба.
  
  
  ИНТ. ПОДЪЕЗД СТАРИННОГО ДОМА ДЕНЬ
  
  Подъезд старинного дома, с широкими площадками, высокими потолками, мраморной лестницей. Вадим, в куртке и с портфелем в руках стоит у двери с номером 42. Нажимает звонок. Дверь открывает ПРОФЕССОР (на вид ему лет 80, но он довольно бодрый и подтянутый).
  
  ПРОФЕССОР
  Добрый день. Вы - Вадим?
  
  ВАДИМ
  Он самый. Могу 'корочку' показать.
  
  ПРОФЕССОР
  Проходите. Я вас по голосу узнал. А вы вовремя, как и договаривались, минута в минуту. Ценю пунктуальность.
  
  Вадим вслед за профессором проходит в квартиру.
  
  ИНТ. КВАРТИРА ПРОФЕССОРА КОЛОСОВА ДЕНЬ
  
  Квартира большая, со множеством комнат, старинной мебелью. Картины на стенах, гобелены, множество книжных полок, смесь дореволюционного и послевоенного в интерьере. Профессор проводит Вадима в кабинет, садится в кресло за стол, затянутый зеленым сукном. На столе лампа с зеленым же абажуром. На столе уже стоит поднос с двумя чашками, чайником и блюдцем с печеньем. Вадим садится на стул напротив стола, портфель ставит рядом.
  
  
  
  
  
  ПРОФЕССОР
  Позвольте за вами поухаживать.
  Ничего, что мы так, запросто, в кабинете, а не в столовой? Там сейчас рояль вместо обеденного стола, неловко вышло...
  (Вадим кивает)
  Вам с сахаром?
  (Вадим кивает)
  Лимон?
  (Вадим кивает еще раз)
  А вы немногословны для журналиста. Точность и пунктуальность... уверены, что вы именно журналист?
  
  Профессор издает смешок, Вадим улыбается.
  
  ИНТ. КВАРТИРА ПРОФЕССОРА КОЛОСОВА ДЕНЬ
  
  Прошло около получаса со времени прихода Вадима. Чай выпит, на блюдце - половинка печенья. Вадим не сидит на стуле, а стоит у книжных полок, разглядывая корешки.
  
  ПРОФЕССОР
  Да, Мишенька Фишман был талантливый, очень талантливый, бесспорно. Но, как бы это сказать... Установил себе планку.
  (показывает ладонью чуть выше своей макушки)
  И выше нее - ни в какую. Прискорбно. Не верил в себя. Так что ваши случаи - нет, это не его рук дело, абсолютно точно не его.
  
  Вадим достает из полки книгу, открывает ее наугад, смотрит - и, вздрогнув, резко захлопывает и ставит на место.
  
  ВАДИМ
  (поворачиваясь к профессору)
  Если не его, то чьи тогда? Может, у вас были какие-то еще ученики, о которых я не знаю?
  
  
  ПРОФЕССОР
  Ну что вы, право слово, какие ученики... В девяносто втором НЛП уже перестало быть секретом, в девяносто восьмом учебники появились, а сейчас и вовсе любой желающий может, вон, в интернете начитаться и программировать налево-направо. Ваши случаи, с другой стороны...
  
  ВАДИМ
  (воспользовавшись паузой)
  Мои случаи - куда сложнее, вы правы. Возможно ли такое, что, когда НЛП вышло, так сказать, в массы, то... не знаю, может, осталась группа людей, которые открыли что-то помощнее?
  
  Профессор жует губу и закатывает глаза, будто вспоминая.
  
  ПРОФЕССОР
  М-м-м, если память мне не изменяет... в девяносто седьмом...
  
  ВАДИМ
  (опять перебивая)
  Память вам изменять не может. Трудновато забыть то, что ты сам и открыл 'что-то помощнее'. Так, профессор?
  
  Вадим и профессор какое-то время смотрят друг на друга. Затем профессор, качая головой, доливает себе в чашку чаю.
  
  ПРОФЕССОР
  Ах, Вадим. Вы, оказывается, очень хороший журналист.
  
  ВАДИМ
  И почему это всех так удивляет? Вы не первый, кто мне об этом говорит за последние сутки. Может, поговорим прямо?
  Меня, честно говоря, ваша Организация интересует не только профессионально. У меня есть личный интерес.
  
  ПРОФЕССОР
  Личный... Да, да... Вера.
  
  ВАДИМ
  (делая шаг к профессору)
  Так вы знаете!
  
  ПРОФЕССОР
  (выставляя ладони вперед)
  Я вас умоляю, не торопитесь с выводами! Я к ее судьбе не имею никакого отношения, уверяю вас!
  
  ВАДИМ
  (набычившись)
  А кто имеет?
  
  ПРОФЕССОР
  (мямлит)
  Вы же понимаете... я не могу сказать. Даже если вы будете мне угрожать физической расправой. Я сомневаюсь, что вы способны нанести вред старому человеку... а даже если можете, в этом случае пострадаю только я. А если расскажу вам... У меня двое детей. Трое внуков. Прошу вас, забудьте... Не губите себя, отступитесь!
  
  На последней фразе Вадим вздрагивает и делает еще один шаг к профессору.
  
  ВАДИМ
  Нет, не могу. Теперь вы поймите. Я просто не умею отворачиваться и уходить. И сколько еще людей должно умереть? Вы мне предлагаете просто закрыть глаза на это и молчать?
  
  
  ПРОФЕССОР
  (в волнении)
  Сколько людей? Ч-ч-что вы имеете в виду 'сколько людей'? Насколько я знаю, случай с Верой был единственным, досадным...
  (поправляясь)
  ужасным сбоем...
  
  ВАДИМ
  Единственным?
  
  Вадим бросается к портфелю, начинает доставать папки и бросать их на стол перед профессором. Тот выглядит испуганно.
  
  ВАДИМ
  Единственным? Вот, Поленков Геннадий - угнал электровоз, ушел в лес и застрелился. Маленкова Лидия, школьница! Оставили после занятий, она кабинет закрасила синим и выпила какую-то химию из лаборатории. Двалидзе Валерий, сбросился с моста после того, как избил двух пенсионерок и проколол шины нескольким сотням машин. И таких случаев - десятки!
  
  ПРОФЕССОР
  (дрожа перебирает папки)
  Вы... Это не может быть правдой...
  (пробегает глазами строчки)
  Мне сказали, что только с Кумаковой... Предупредили, что вы придете, будете спрашивать, что вы вне себя от горя... Сказали, что вы можете быть опасны.
  (спохватывается)
  Простите, Вадим!
  
  ВАДИМ
  За что? Вы же сказали, что не имеете...
  
  
  
  ПРОФЕССОР
  Я о другом! Мне сказали, что вы опасны и можете напасть... простите, у меня тут под столом есть экстренная кнопка. Я нажал, как только вы сказали про Организацию. Они наверняка уже в пути... Извините...
  
  Вадим выглядывает в окно. К дому подъезжает какая-то черная машина. Из нее выходят три мужчины.
  
  ПРОФЕССОР
  (торопливо)
  Балкон! Из окна туалета, если аккуратно, можно перебраться на балкон подсобной лестницы, и через двор убежать. Пожалуйста, Вадим, уходите.
  
  Профессор открывает ящик стола и сгребает туда папки с делами, затем быстро выходит из комнаты. Вадим идет за ним следом. Они проходят по коридору, профессор открывает дверь туалета, показывает на окно. Вадим становится на унитаз, открывает окно.
  
  ПРОФЕССОР
  Погодите!
  
  Выходит в коридор, возвращается с курткой Вадима, протягивает ему.
  
  ПРОФЕССОР
  Вы хотите их достать? Добраться до самого верха?
  
  Вадим кивает, забирает куртку.
  
  ПРОФЕССОР
  Сегодня вечером жду вас на трассе М5, съезде на Быково, в одиннадцать часов!
  
  Вадим вылезает через окно. Профессор провожает его глазами, берет швабру, закрывает концом швабры окно. Достает тряпку. Слышен громкий стук во входную дверь. Профессор не торопясь стирает следы от подошв Вадима с крышки унитаза. Стук усиливается. Профессор моет тряпку, развешивает ее на батарее, дергает ручку смывного бачка. Идет открывать.
  
  
  НАТ. ШОССЕ М5 МОСКВА ВЕЧЕР
  
  По шоссе проносятся машины. На повороте стоит Вадим, он в давешней куртке. Возле него останавливается старая 'Волга'. За рулем сидит профессор Колосов. Вадим оглядывается по сторонам, садится в машину, они уезжают.
  
  НАТ. ГДЕ-ТО В ПОДМОСКОВЬЕ РАННЕЕ УТРО
  
  'Волга' тихо едет по проселочной дороге, затем поворачивает в едва видную колею, продолжает движение. Дорога упирается в старый, ржавый шлагбаум. Профессор выходит из машины, Вадим тоже.
  
  ПРОФЕССОР
  Тут оставим старушку. Дальше лучше пешком.
  
  Они продвигаются вперед по тропинке. Светает. Перед ними - высокий забор с колючей проволокой наверху. Большие ворота. Они заперты, краска на них облезла. Слышно только, как чирикают птицы.
  
  ВАДИМ
  (оглядываясь)
  Наверное, я смогу перепрыгнуть на забор с того дерева...
  
  ПРОФЕССОР
  Не стоит. Ограда под напряжением. Это с виду тут все заброшено. Пойдемте, я знаю, как пройти с черного хода.
  
  Они продвигаются вдоль стены, пока не добираются до двери, скрытой кустами. Вадим оглядывается, подбирает камень, сбивает висячий замок. Они проходят внутрь.
  
  ИНТ. ЗАБРОШЕННАЯ ПО ВИДУ НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ УТРО
  
  Профессор и Вадим продвигаются по длинным, пустым и гулким коридорам. Слышно только эхо их шагов и еле различимое жужжание. Профессор идет впереди, показывает дорогу.
  
  ВАДИМ
  А кто...
  
  ПРОФЕССОР
  (перебивая)
  Ш-ш-ш-ш...
  
  Они спускаются по лестнице проходят мимо старого, поломанного автомата 'Газ-вода', который стоит на лестничном пролете. Вадим бросает на него взгляд и видит наклейку с черепом и костями над нишей со стаканом и надпись: 'Не влезай, убьет!'. Вадим трясет головой и идет дальше, вслед за профессором.
  
  Они выходят в огромное подвальное помещение, в центре которого стоит куча каких-то машин, аппаратов, несколько столов, кресел. Мигают лампочки, машины жужжат. Некоторые из них похожи на компьютеры 60-х годов, другие выглядят вполне современно. Лампочки под высоким потолком горят только над местом, где стоят автоматы, углы помещения залиты темнотой.
  
  Профессор подходит к одному из столов и включает три монитора, которые на нем стоят. Машет рукой Вадиму, подзывая.
  
  ПРОФЕССОР
  (показывая вокруг)
  Вот... Не могу сказать, что это мозг Организации, но определенно это его сердце.
  
  ВАДИМ
  Не понимаю. Компьютеры? Во главе всего стоят компьютеры?
  
  ПРОФЕССОР
  Конечно, нет. До главного мы еще доберемся. Я хочу, чтобы ты огляделся. Перед тобой плод трудов многих людей, которые работали больше пятидесяти лет.
  Когда открыто, когда тайно. По официальной версии - НЛП 'добралось' до Союза только в восьмидесятых. На самом деле...
  
  ВАДИМ
  Вы зачем мне это рассказываете? Вы говорили о том, чтобы 'их достать'...
  
  ПРОФЕССОР
  Да забудьте вы на минуту про 'них'! Я вам пытаюсь объяснить...
  Нейро-лингвистическим программированием все не начиналось и не закончилось. Мы пошли дальше. Есть и следующая ступень. И я хочу, чтобы вы помогли мне...
  
  ВАДИМ
  (перебивая)
  Так вы вовсе не хотели мне помочь 'добраться до верха'! Вы попросту меня сюда затащили, чтобы... что?
  
  Вадим сует руку в карман куртки и достает небольшой пистолет. Направляет его на профессора.
  
  ВАДИМ
  Как мне вырубить эту машину? Где ее центр?
  
  ПРОФЕССОР
  (подняв руки)
  Вадим, выслушайте сначала. Это все на благо...
  
  ВАДИМ
  Благо? Сорок три смертельных случая за последний год, и это только те, о которых я знаю - благо?
  
  ПРОФЕССОР
  Признаю, у нас в последнее время случаются сбои, но я уверен, что мы их исправим. В конечном счете, Вадим, вы только вдумайтесь - вдумайтесь, какие горизонты нам открывает эта технология!
  
  ВАДИМ
  Горизонты в ограблении банков? Возможности для лучшей покраски школ?
  
  
  
  
  ПРОФЕССОР
  Нет, нет, оно не для этого ведь задумывалось. У программы в основном мирное применение. Лечение психически больных с помощью направленных паттернов поведения. Усмирение жестоких преступников, возможно, даже их полное перевоспитание. Возможность в случаях стихийных бедствий подключать программу слаженных действий по спасению людей. Вариантов - море! Ну, и, конечно, не дай бог война... самая слаженная, скооперированная армия, ведомая будто бы единой волей...
  
  ВАДИМ
  (в шоке)
  Так это предполагается... включать массово?
  
  ПРОФЕССОР
  Только если понадобится! И только когда мы исключим даже сотую процента возможности того, что произойдет сбой. Я потому вас сюда и привел, Вадим, вы можете помочь нам эти поломки устранить!
  
  ВАДИМ
  Я?! Как?!
  
  ПРОФЕССОР
  (примирительно)
  Опустите пистолет, пожалуйста. Я не прошу убрать его, просто опустите. Это... нервирует. Извините.
  
  ВАДИМ
  (ошарашено опуская пистолет)
  Да-да...
  
  
  
  
  ПРОФЕССОР
  Вы можете нам помочь, Вадим. Послушайте... вы, наверное, замечали, что последнее время вам... видится что-то. Мерещится, будто окружающий мир пытается с вами общаться, да?
  
  ВАДИМ
  Да.
  
  ПРОФЕССОР
  Я вынужден признаться - это мы пытались к вам пробиться с помощью машины. Как только стало понятно, что вы занялись расследованием всерьез. Мы хотели только успокоить вас, внушить... то есть, дать понять и прочувствовать, что мы не представляем угрозы. Но мы обнаружили, что вы нас блокируете.
  
  ВАДИМ
  Блокирую? Как?
  
  ПРОФЕССОР
  Не имею представления. Но надеюсь это узнать. Ведь именно из-за этого и происходили сбои у нас в системе. Люди, выбранные в качестве... эм-м-м... примеров... уверяю вас, абсолютно случайно выбранные!
  Им должны были поступить, скажем так, пожелания позитивного характера. Лучше учиться. Бросить наркотики. Позаботиться о старых родителях, и тому подобное.
  
  ВАДИМ
  А Вере... Вере вы что собирались внушить? Чтобы она меня бросила? Или наоборот?
  
  
  
  
  ПРОФЕССОР
  Я не знаю. Правда, не знаю, я не имею дела с частными случаями. Я знаю только, что сбой происходит тогда, когда у человека происходит процесс блокировки. И вы являетесь уникальным случаем, Вадим! Обычное сознание сначала поддается внушению, а потом резко его отторгает и тогда идет сбой всей системы - мировоззрения, страхов, морали, устремлений. Человек сходит с ума. Ваше же сознание противится нашему влиянию с самого начала, причем успешно. Самое сильное воздействие, что мы на вас оказали, заставило вас лишь вздрогнуть, но не свернуть с пути. Это происходило, когда вы были у меня в квартире и открыли книгу. Что вы там увидели?
  
  ВАДИМ
  (мрачно)
  Неважно.
  
  ПРОФЕССОР
  (опуская руки)
  Действительно, простите. Я умоляю вас - помогите нам. Я полностью осознаю весь ужас... погибли люди... Но проект этот, поверьте, будет существовать несмотря ни на что. И Организация будет существовать, даже если вы застрелите меня и еще сотни людей. Я скажу вам больше - сейчас, под видом внешне дружеских отношений, некоторые страны пытаются первыми взять этот вид технологии под контроль. США, Британия, Япония... Если они преуспеют, поймут, как все работает первыми - нам конец.
  Они смогут направить программные волны прямо со спутников на землю и все население России совершит массовый суицид. Или не все, а только военные... и люди, могущие держать оружие, скажем, те, кто старше десяти лет. Вы можете себе такое представить?
  
  ВАДИМ
  А... если мы разберемся первыми... Разве мы не сделаем то же самое с ними?
  
  ПРОФЕССОР
  (подходя к Вадиму)
  Мы сейчас разрабатываем в первую очередь защитную модель. Направленное внушение - это средство борьбы с солдатами противника в том числе - но вот уже в течение десяти лет мы основную вычислительную и интеллектуальную мощь перенесли в сферу защиты, а не нападения. И ваша уникальная способность поэтому еще более ценна. Послушайте...
  
  Вадим стоит, забыв про пистолет, и слушает профессора. Голос профессора становится мягче.
  
  ПРОФЕССОР
  Вы можете всех нас спасти. И сделать так, чтобы смерти всех этих людей были не напрасными. Не нужно с нами бороться. Помогите нам. Мне почему-то кажется, что... Ради памяти Веры. Ее не вернуть, но вы можете спасти многих и многих...
  
  ВАДИМ
  (пряча пистолет обратно, обессилено)
  И как мне это сделать?
  
  ПРОФЕССОР
  Сюда...
  
  Профессор указывает на кресло с лампочками и проводками.
  
  ПРОФЕССОР
  Можно прямо здесь... конечно, это будет только первый тест, но он многое объяснит. Садитесь.
  (помогая Вадиму сесть в кресло)
  Главное - постарайтесь расслабиться. Не бороться. Позволить нам понять...
  
  Профессор прикладывает проводки к голове Вадима, который сидит в кресле, откинувшись назад. Вадим выглядит усталым и подавленным, и немного не в себе.
  
  ПРОФЕССОР
  Вот так, вот так... закройте глаза. Я сейчас просто откалибрую аппарат, чтобы мы определились, с чем имеем дело.
  
  Вадим закрывает глаза.
  
  Наступает темнота. Слышен голос профессора, словно издалека.
  
  ПРОФЕССОР
  Вадим, вы что-нибудь видите?
  
  ВАДИМ
  Нет. Тут темно.
  
  ПРОФЕССОР
  Секундочку. А так?
  
  Зажигается свет и Вадим оказывается в широком коридоре со множеством одинаковых дверей с обеих сторон. Вадим подходит к одной из них, открывает. И в проем видит будто бы глазами другого человека - улица, мойка машин, струя из шланга. Слышит кавказскую музыку.
  
  Вадим резко захлопывает дверь. Подходит к другой, открывает ее.
  
  ПРОФЕССОР
  Вадим, вам что-нибудь видно?
  
  ВАДИМ
  (не отрываясь, смотрит в проем)
  Нет, по-прежнему темно. Хотя стало жарче.
  
  ПРОФЕССОР
  Ага, секундочку... видимо, надо...
  
  Вадим смотрит в проем двери. Там видны женские руки - женщина готовит завтрак. Вокруг бегают дети, мальчик и девочка. Слышно, как мать просит их не бегать и не баловаться. Женщина неудачно бросает полотенце, оно вспыхивает от конфорки. Вадим инстинктивно быстро протягивает в дверной проем руку. Женщина снаружи хватает полотенце и бросает его в раковину, открывает воду. Пламя гаснет. Женщина недоуменно смотрит на свою руку.
  
  Вадим выдергивает руку из проема, захлопывает дверь. Поворачивается, идет по коридору вперед, уже не отвлекаясь на двери. Коридор кажется бесконечным. Впереди постепенно проявляется дверь - в конце коридора.
  
  ПРОФЕССОР
  Определенно вы уже должны что-то видеть. Погодите, я подключусь... Ага. Двери? Большинство видит зеркала. Вы же не заглядывали туда? Вадим?
  
  Вадим переходит на бег.
  
  ПРОФЕССОР
  Вадим... Остановитесь! Я прошу вас, вы совершенно не представляете себе, к чему это приведет! Вадим! Я не могу вас сейчас отключить, вся система подвергнется... Остановитесь!
  
  Вадим подбегает к двери, хватается за ручку.
  
  ПРОФЕССОР
  (переходя почти на визг)
  Не заходите туда!
  
  Вадим открывает дверь и прыгает внутрь.
  
  Вид от первого лица - видна большая светлая комната с большим окном. Вадим внутри кого-то - он оглядывается. Он сидит за столом, перед ним компьютер и три монитора - на них транслируется изображение с камер слежения с разных мест, видимо, разных лаборатория. В комнате есть диван, на стене висит картина.
  
  На одной из картинок с камер Вадим замечает помещение лаборатории, кучу машин, он видит самого себя в кресле с закрытыми глазами, суетящегося и кричащего что-то профессора. Звука нет. Вадим смотрит на свое бессознательное тело, начинает стучать по клавишам. На экране запускается программа. Видны слова 'Запустить операцию ликвидации', 'подтверждение угрозы перезагрузки', 'инициировать самоуничтожение'.
  
  На экране лаборатории с телом Вадима видно, что профессор достает из кармана куртки Вадима пистолет, целится в голову Вадиму, нажимает на спусковой крючок. Ничего не происходит. Он нажимает снова и снова, затем достает обойму, смотрит на нее - и выбрасывает. Она пустая.
  
  На всех экранах появляются цифры отчета. Один за другим экраны гаснут. Перед этим мельком видна вспышка взрыва.
  
  Вадим встает из-за стола, подходит к картине, отодвигает ее. За ней - сейф в стене. Вадим набирает комбинацию, рука его на секунду замирает перед последней цифрой, достает из сейфа пистолет. Подходит к окну. Панорама города. Звук выстрела.
  
  Конец
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"