Книга Юлии Латыниной "Христос с тысячью лиц" является второй частью ее
исторического расследования (первая - "Иисус") и посвящена развитию христианства
в первые десятилетия после казни его основателя. Наибольшее внимание Латынина
уделяет Иакову Праведнику, а также апостолам Иоанну, Павлу, Филиппу и Фоме, не
забывая также и последователей Иоанна Крестителя.
Доказав в первой части своего расследования тождество сект ессеев и зилотов и
то, что их реальным вождем в тот период был сам Иисус, в этой книге Латынина
доказывает, что после его распятия эту секту, а фактически и всю христианскую
церковь, возглавил его брат Иаков Праведник, реально претендовавший на статус
первосвященника иудеев. Когда около 62 г. н. э. Иаков Праведник был казнен по
настоянию первосвященника Анании, это вызвало панику местных элит, оживление
сикариев и всего четыре года спустя привело к развязыванию теми же сикариями
Иудейской войны.
Изучая "Псевдоклиментины", "Деяния Фомы", "Апокрифон Иоанна", "Деяния Иоанна",
"Деяния Филиппа", "Деяния Павла и Феклы", "Деяния Андрея" и прочие
альтернативные версии "Деяний апостолов", написанных Лукой, Латынина
обнаруживает, что все они имеют гностический характер, более того, гностические
идеи и терминология обнаруживаются даже в канонизированных ортодоксальной
церковью посланиях апостола Павла. Из этого Латынина делает вывод, что все
первоначальное христианство представляло собой несколько конкурирующих
гностических учений, явно имеющих общие иудаистские корни.
По мнению Латыниной, гностические идеи в иудаизм привнес Иоанн Креститель,
реформировавший секту ессеев и с тех пор отождествляемый некоторыми их
последователями с самим Енохом, чьи книги являлись священными для этой секты.
Вывод этот она делает на основе изучения древнего славянского перевода
"Иудейской войны" Иосифа Флавия, в котором сохранились следы оригинального
текста, удаленного из грекоязычного варианта этого труда церковной цензурой. Вот
что пишет там Иосиф:
"Тогда же ходил некий муж по Иудее в чудной одежде. Он носил одну власяницу, а
лицом был как дикарь. Придя к иудеям, он призвал их к свободе, говоря, что Бог
послал меня, дабы показать вам путь закона, которым избавитесь от многих
властителей. И не будет никто владеть смертными, кроме Всевышнего, пославшего
меня".
Этот "дикий муж" крестил людей в Иордане, предсказал смерть тетрарху Филиппу,
правившему Голанитидой, а когда жена того Иродиада досталась после его смерти
Ироду Антипе, "дикий муж" обличил Антипу и был им казнен.
"И был его нрав чуден и житие нечеловеческое; он был как дух бесплотный. Он не
ел хлеба и даже не вкушал опресноков на Пасху, говоря: в память Господа,
избавившего людей от рабства, дана эта еда, и на время бегства, поскольку
времени не было. Ни вина, ни сильных напитков он не позволял даже приносить к
нему, и гнушался есть любого животного. Он обличал неправду и ел только древяные
щепки (т. е. побеги деревьев)".
Латынина отмечает, что "этот отказ от мяса и даже от зерна имел глубокую
религиозную нагрузку. Дело в том, что все сектанты ели то, что Адам и Ева ели в
Раю до грехопадения. Именно тогда Господь дал людям "плод древесный, сеющий
семя" (Быт. 1:29), а мяса еще не дал и хлеб выращивать не заставил. Кроме этого
наш "дикий муж" носит власяницу, то есть опять ту самую одежду, которую сделал
Господь Адаму и Еве (Быт. 3:21)".
От себя замечу, что вот какие истоки, оказывается, имеет современное веганство!
Именно Иоанн Креститель внедрил в иудейскую теологию учение о бессмертии души,
не воспринимавшуюся в то время сложившимся ортодоксальным иудаизмом. "Они не
признают бессмертия души", - писал Иосиф Флавий о саддукеях. Парадоксально, но и
первые ортодоксальные христиане следовали в этом вопросе ортодоксальному
иудаизму. Основатель этого течения Юстин Мученик, в частности, писал: "Бог один
безначален и неразрушим, поэтому души и смертны и подвергаются наказанию". Он же
призывал не считать христианами тех, кто считает, "что после смерти их души
тотчас берутся на небо".
Тем не менее, гностические идеи последователей Иоанна Крестителя проникли в
итоге и в ортодоксальную церковь. Латынина отмечает, что "все эти святые, все
эти апостолы и мученики в сияющих венцах как две капли воды напоминали именно то
обещание, которое давали своим последователям ранние гностики: вы станете у
престола Бога. Вы станете членами Совета Святых. Вы станете богами".
Противоречия между сторонниками Иакова Праведника и Иоанна Крестителя привели к
беспорядкам на ступенях Храма, описанным с точек зрения двух противоборствующих
сторон и в "Псевдоклиментинах" (написаны кем-то из эбионитов - последователей
Иакова), и в "Деяниях апостолов" (написаны последователем Павла Лукой, а сам
Павел был тогда сторонником Иоанна). Как предполагает Латынина, именно эти
столкновения привели к отставке Пилата и принятию Сенатом закона против
христианских гоэсов. После этого секта раскололась на несколько фракций, причем
фракция сторонников Иакова исповедовала физическое воскресение Христа, а фракция
сторонников Иоанна принялась развивать идею о бессмысленности физического
воскресения и о том, что Христом может стать каждый.
В соответствии с этим учением после казни Иоанна Крестителя мессиями
последовательно провозглашали себя Досифей, Симон Маг и Менандр, двое последних
и дали старт последующим гностическим сектам. Но интересно, что и некоторые
апостолы Иисуса, пошли той же дорогой, провозглашая себя живыми воплощениями
Христа. Последовательней всего этим занимался Иуда Фома, объявивший себя
духовным близнецом Иисуса, отсюда, собственно, и его прозвище Фома, то есть
"близнец". Латынина вслед за Робертом Эйзенманом ассоциирует его с упомянутым в
"Иудейских древностях" пророком Феудой, казненным после неудачного восстания в
46 г. н. э. Согласно "Деяниям Фомы" этот апостол проповедовал в Индии, но
реально скорее всего в Эдессе, еще не завоеванной Римской империей, и обратил
там в христианство местного царя Абгара.
Как констатирует Латынина, Иисус в "Деяниях Фомы" не умирал и пришел на землю не
для того, чтобы своей смертью искупить первородный грех, а чтобы дать людям
знание, как познать Бога и стать Богом. Согласно Фоме, настоящая жизнь
начинается после смерти на небесах, но святой, который не ест мяса, не пьет вина
и воздерживается от секса, еще при жизни может сделать свое тело физическим
вместилищем и храмом Христа. Фома утверждает, что члены его секты возносятся на
небеса и становятся там ангелами. Они сбрасывают свою смертную одежду, то бишь
плоть, и облачаются в одежды славы, то есть в тела ангелов.
Стоит заметить, что Фома не только крестит своих последователей водой, после
чего они слышат голос Бога, но не видят его, но и делает им помазание, и тогда
они видят юношу с факелом, свет которого затмевает любой другой свет.
Еще один апостол, Филипп, якобы крестил самого Симона Мага и имел четырех
дочерей-пророчиц. В "Деяниях Филиппа" он учит умерщвлению плоти и абсолютному
безбрачию. "Умерщвление плоти есть подарок душе" (Деян. Фил 3:17). "Не делай зла
и расстанься с женой" (Деян. Фил. 5:8). В его общине не ели мяса и не пили вина.
Там почитались девственницы и скопцы, помимо дьяконов были и дьякониссы, а
женщины носили никаб. "И их одеяния были пристойными, и никакая часть их тела не
была нам виду, не считая глаз" (Деян. Фил. 5:23). В присутствии своих
последователей Филипп преображается, как Христос на горе Фавор, сияет
ослепительным светом, и новообращенные даже не могут подойти к нему (Деян. Фил.
5:22). При этом Филипп признает иудейских пророков и строит в городе Никатере
синагогу во имя Христа.
Для обращения города Офиоримы Иисус посылает туда вместе с Филиппом апостола
Варфоломея и апостола Мариамну. Мариамна, в которой угадывается Мария Магдалина,
предстает в этом тексте как женский двойник Филиппа, Слава Божия, земное
воплощение Софии. Она крестит женщин, пока он крестит мужчин. Она одевается в
мужскую одежду. Более того, Иисус ставит Мариамну выше Филиппа. В "Евангелии от
Филиппа говорится: "Пара Христа - это Мариам Магдалина. Господь любил Мариам
больше, чем всех остальных учеников, и он часто целовал ее в уста".
Апостол Иоанн проповедовал в римской провинции Азия, там же и опочил. В
связанном с ним "Апокрифоне Иоанна" проповедуются гностические взгляды на
перевоплощение и бессмертие души. Так, Иоанн спрашивает Иисуса, что случается с
душами после смерти, и тот объясняет, что у души есть на выбор три дороги. Души
тех, кто познал просветление, освобождаются от оков плоти, получают вечную жизнь
и становятся частью света. Души тех, кто не вполне достиг света, воплощаются на
земле снова и снова, пока не достигнут освобождения через гнозис. Для тех же,
кто достиг гнозиса, но отвернулся от него, спасения нет: "демоны нищеты ввергнут
их в место, где невозможно раскаяние".
Латынина полагает, что Иоанн и Павел параллельно основали в Эфесе христианские
общины, что привело к вражде между последними, и преследованию Павла азийскими
евреями, от которого его смогли спасти только римские власти.
Община Иоанна не знала причастия, заменяя его исступленной экстатической пляской
во имя Христа (так же плясал перед скинией царь Давид), и не стесняла себя в
том, что касается еды и питья, вплоть до поедания идоложертвенного.
Апостол Павел, в отличие о вышеперечисленных, с римлянами не враждовал, зато был
на ножах с остальными апостолами, величавшими его новым Валаамом, а его учеников
- синагогою Сатаны. Только римские солдаты сумели отбить его в Иерусалиме от
толпы и под конвоем в двести пеших и семьдесят конных, как ценного кадра,
отправили в Кесарию, из-за клятвы сорока сикариев, поклявшихся не есть и не
пить, пока они не убьют отступника.
В городе Антиохия Писидия Павел сходится с Феклой - знатной девушкой из
языческой семьи, и та становится его постоянной спутницей. Об их совместной
деятельности были написаны "Деяния Павла и Феклы" - протоортодоксальный текст со
значительными гностическими вставками. Там Фекла в тот самый момент, когда ее
возводят на костер, видит перед собой Иисуса Христа в облике Павла. Фекла там и
сама - апостол. Она крестит сама себя, бросившись в пруд с муренами, и заявляет
Павлу, что Бог дал ей право крестить. Павел в письме к Филиппийцам называет ее
своей истинной сизигией, а в первом послании Коринфянам - "сестрой-женой". "Или
не имеем мы власти иметь спутницею сестру-жену, как и прочие Апостолы, и братья
Господни, и Кифа?" (1 Кор. 9:5).
Павел в своих посланиях иногда ставит имена своих учениц прежде имен их мужей и
одну из них, Юнию, прямо именует апостолом (Рим. 16:7). Это точно та же роль,
которую женщины играли у гностиков, где они по жребию становились епископами и
священниками, учили, лечили, изгоняли бесов. В послании к Колоссянам Павел прямо
называет своих учеником гностиками и пневматиками, а в первом послании к
Коринфянам делает ключевое для гностиков различие между людьми "душевными"
(психиками) и "духовными" (пневматиками). Психики, прошедшие крещение, спасутся,
если будут совершать праведные дела, пневматики же, постигшие духовную сущность
Бога, попадут после конца мира в Плерому.
Именно Павел утверждал, что Иисус на Тайной вечере причастил своих учеников
вином, тогда как другие утверждали, что тот причастил их водой, а по мнению
Иоанна - сплясал с ними танец Плеромы.
К сожалению, в своей книге Латынина продолжает ассоциировать апостола Павла с
Симоном Магом, указывая на сходство их биографий, в частности на то, что оба
имели спутниц, которых представляли женской ипостасью Всевышнего, но при этом
игнорируя самаритянское происхождение Симона Мага и особенности его вероучения.
В итоге Латынина делает вывод о существовании двух христианских гностических
учений: раннего, предполагающего, что Иисус-человек был лишь одеждой для
Христа-духа, и более позднего, появившегося после поражений милленаристских
восстаний, согласно которому Иисус Христос был Надмирный Дух, принявший облик
человека. Но оба этих учения оформились раньше ортодоксального христианства.
Ортодоксы яростно преследовали гностиков, но при этом заимствовали у них при
каждом очередном изменении церковной доктрины. Так были позаимствованы учения о
Троице и св. Софии, институт монашества и идея спасения души, а не просто
воскресения тела.
От себя добавлю, что, по сути, вся философская составляющая христианского
вероучения пришла из гностицизма.
Как из раннего назорейства возникла христианская церковь, Латынина обещает
объяснить в своей следующей книге.