Беляков Евгений : другие произведения.

Рецензия конкурсных романов, посвященных древней истории

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

Рецензия конкурсных романов, посвященных древней истории

Статья N 1

Роман Виктора Дьякова "Рождение нации" претендует на историчность, тем досаднее
имеющиеся в нем многочисленные ляпы.

1) Железный век начался не тридцать, а всего лишь три тысячелетия назад, и
сперва только на Кавказе. Тридцать тысяч лет назад, в разгар последнего
оледенения, в Европе не то что каких-то праславян, кроманьонцев еще не было,
царил палеолит, а людские племена жались к побережью Средиземного моря.

2) О разделении славян два - три тысячелетия назад. Три тысячелетия назад
славяне еще и от германцев-то не отделились, между не вошел еще кельтский клин
по Висле. Два тысячелетия назад эти две группы индоевропейцев уже различались,
но вот отделение славян от балтских племен произошло не ранее пятого века
нашей эры, тогда же началась и активная экспансия славянских племен на юг и
восток от Карпат. Но миграция не всегда шла в одном направлении. Приднестровские
славяне бежали от власти авар на запад, в Моравию, а оттуда предки нынешних
хорватов, например, проникли в Иллирию.

3) К племенам, жившим на пути из Варяг в Греки, автор не совсем правомерно
причислил древлян, проживавших все же западнее и, кстати, сохранявших свою
славянскую княжескую династию до времен правления Ольги. При этом были позабыты
радимичи и северяне, чьи поселения как раз стояли на этом торговом пути. Замечу,
что полочане, так же жившие в стороне от пути из Варяг в Греки, тем не менее,
одними из первых попали под власть варяжских князей.

4) Предположению, что Киевская Русь была всего лишь цепочкой плохо связанных 
между собой земель, противоречит тот факт, что по свидетельству византийских
источников киевский князь носил в то время титул кагана. Каган - это царский
титул у тюркских народов, так мог именоваться только глава мощного государства,
а отнюдь не владелец одной не слишком большой племенной земли.

5) С важной ролью угро-финских племен в этногенезе русского народа вполне можно
согласиться, но и здесь есть некоторые замечания. Так, племя весь не было
полностью ассимилировано, их потомки вепсы до сих пор проживают на границе
Ленинградской и Вологодской областей и частично в Карелии. Коренное население
восточного побережья Финского залива все же не финны-ингерманландцы, а местное
племя ижора. Автор утверждает, что племена мещера и мурома имели практически
одинаковый язык с мордовскими племенами, но этому противоречит карта диалектов
русского языка, по крайней мере в отношении мещеры. Дело в том, что угро-финское
население Русской равнины принадлежало к трем языковым группам: мордовской,
марийской и прибалтийско-финской, и русские диалекты, сформировавшиеся на том
или ином подслое, легко различаются фонетически, прежде всего по употреблению в
них звуков "ч" и "ц". В нормативном русском языке присутствует только мягкое "ч"
и твердое "ц", такой же расклад имеет место и в марийских языках. В мордовских
языках вместо "ч" употребляется мягкое "ц", отсюда, например, столь характерные
для рязанского диалекта "хоцю", "цяй". В прибалтийско-финских языках "ч" и "ц"
не различаются вообще, в языке присутствует только какой-то один из этих звуков.
То же самое и в северо-русских диалектах. Так вот, в Мещере распространен
средне-русский диалект, а отнюдь не рязанский, следовательно, здесь был в
наличие марийский, а не мордовский подслой, и коренное население этих мест никак
не могло говорить на одном языке с мордовскими племенами.

6) Упоминая области, в которых происходил этногенез русского народа, автор
упорно игнорирует Северскую землю - это в числе прочего нынешние Брянская,
Орловская, Курская, Белгородская области и юг Калужской. Северяне поучаствовали
в этногенезе всех трех восточно-славянских народов, и на их землях нет следов
никакого угро-финского подслоя, во всяком случае, в местных диалектах он никак
не отразился.

Несмотря на все эти замечания, роман вполне достойный и реалистичный, особенно
на фоне того бреда, который сейчас нередко пишут на тему российской истории.

Статья N 2

Роман Татьяны Ивановой "Охота на Велеса" в плане чисто литературных достоинств
является, вероятно, наиболее качественным произведением в четвертой группе.
Достаточно увлекательный сюжет с неожиданными поворотами, яркие, хорошо
прописанные характеры героев, очень гладкий, легко читаемый текст с небольшим
налетом мистики. Но как только начинаешь вдумываться в цели данного
повествования, тут же обнаруживаешь, что сотворено оно по рецептам жанра житий
православных святых - как приделать нимб отпетому негодяю.

В "Охоте на Велеса" в качестве такого псевдосвятого описывается Киевский князь
Ярослав - личность, на самом деле, очень неоднозначная. Достаточно сказать, что
некоторые специалисты по истории тех времен весьма уверенно подозревают, что это
именно Ярослав подослал убийц к своим братьям Борису и Глебу, а потом свалил все
на Святополка. Ну, известное дело, летописи всегда отражают точку зрения
победителей. Но даже если не учитывать данный эпизод, по факту мы имеем
хроническое участие данного героя в усобицах, сначала со Святополком, потом с
Мстиславом, которые, конечно, тоже отнюдь не ангелы, но и массовой резни вроде
как не учиняли, то есть вполне обычные феодальные правители своего времени,
ничем не отличавшиеся от своего папаши Владимира Святого, насильника и
братоубийцы.

Чтобы покрепче опорочить Мстислава, автор зачем-то пишет, что дружина его
состояла исключительно из иноплеменников, приводя в доказательство цитату из
известного литературного источника, как он сразил Редедю перед полками
касожскими, и делает из этого вывод, что "полки касожские" подчинялись именно
Мстиславу. На самом деле это именно Редедя был князем касогов, а дружина
Мстислава состояла все же из русичей, жителей Тьмутаракани - славянского анклава
среди тюркских и кавказских племен. Их было мало в сравнении с теми же
северянами, и понятное дело, что Мстислав особо их ценил и берег.

Еще одна цель романа - погуще измазать грязью славянских язычников,
противопоставив им новообращенных православных христиан, якобы являющих собой
образец добродетели. Ну да, человеческие жертвоприношения в славянском
языческом культе действительно имели место, но если припомнить, сколько людей
сожгли или иным способом умертвили по предписаниям Православной церкви, то
неизвестно еще, на чьем счету в итоге окажется больше жертв, боюсь, что как раз
таки на православном.

Язычники в романе представлены так же непримиримыми врагами всякого просвещения.
Похоже, это тот самый случай, когда валят с больной головы на здоровую. Это
именно вполне себе православный император Феодосий Великий учинил такие гонения
на эллинскую науку и культуру, что чуть не извел их под корень и отбросил
развитие всего Средиземноморского региона на сотни лет назад. Дошло до того, что
основы математических знаний европейцам пришлось потом получать у арабов! Если
составить рейтинг деятелей, нанесших наибольший ущерб развитию человеческой
цивилизации, то Феодосий реально будет соперничать там за первенство с
Чингизханом.

Не очень значительные, но все же ляпы заметны в описании путешествия Сольмира.
Цветущий в столице Булгара миндаль? Когда это миндаль вообще рос в Поволжье?
Невероятно красивые дворцы и храмы Самарканда? Вообще-то все те действительно
выдающиеся строения, которыми так восхищаются в нынешнем Самарканде, были
возведены в период правления Тамерлана, который сделал Самарканд столицей своей
державы. В описываемый же в романе период Самарканд был провинциальным городком
на окраинах Халифата, и кому бы в голову взбрело строить там какие-то дворцы?
Скорее уж Сольмира должно было тянуть в столичный Багдад, где точно уже были и
дворцы, и роскошные мечети.

Ну а в целом, повторюсь, произведение это вполне читабельное, и автор его свои
цели реализовал в наилучшем виде.

Статья 3

Роман Странник Стеллы "Прощай, Ариана Ваэджа!" в своей древнеисторической части
является своеобразной параллелью моему собственному роману "Степная империя".
Совпадают и исторические документы, "Авеста" и "Ригведа", на которые опираются
данные тексты, и описываемые в них временные периоды, и, предположительно, даже
место действия, Южный Урал. Тем интереснее будет их сравнить.

Гипотеза, что предки арьев пришли на Урал откуда-то с севера, предположительно
из легендарной Гипербореи, была высказана еще в конце XIX века американским
ученым Уорреном, а затем индийским ученым Тилаком, вот только в первый период
их появления там они еще никак не выделялись из общей индоевропейской общности.
Примерно в середине V тысячелетия до н.э. они покинули Урал, спустившись к
Черному морю, где образовали ямную культуру, и там же начали делиться на
отдельные группы, откочевывая в разные стороны и создав несколько волн вторжений
на Балканы, в Малую Азию, в Западную Европу, в Скандинавию и на обратно на Урал,
куда пришли будущие индоиранцы, которые единственные и приняли самоназвание
арьев.

Диких лошадей индоевропейцы одомашнили именно во время своего проживания в
Причерноморских степях, а первые колесницы у них появились и того позже - на
рубеже III и II тысячелетий до н.э., причем как раз на Южном Урале. При этом, по
данным археологов, индоиранцы появились в этой местности двумя веками ранее, то
есть еще без колесниц.

Причина, по мнению автора романа заставившая арьев покинуть их прежнее место
проживания, выглядит уж слишком неправдоподобной. Это не какое-то банальное
похолодание, а аж смещение земной оси на угол в девяносто градусов, в результате
чего бывший север стал западом, а бывший восток - севером. Но направление оси
вращения тела является очень устойчивой величиной, резко остановить вращение
планеты и раскрутить ее вокруг другой оси можно только путем соударения с
массивным небесным телом, и можно себе представить масштабы разразившейся
катастрофы, если бы такое случилось в реальности! Ураганом бы дело точно не
обошлось, не избежать самых катастрофических землетрясений, да и моря бы в силу
сохранения инерции выплеснулись бы на сушу, что, конечно, весьма совпадает с
описанной Платоном картиной гибели Атлантиды, но никакими научными данными не
подтверждается. Но если даже принять авторскую версию, совершенно непонятно,
почему при этом на те же девяносто градусов развернулись и Ирийские, то бишь
Уральские горы, почему-то все время расположенные вдоль меридиана, хотя после
изменения оси вращения бывший меридиан должен был стать параллелью.

Удивляет, почему у пришедших на Урал переселенцев славянские имена и к богам они
обращаются тоже славянским. Или это такой перевод, как у эллинов было принято
переводить на свой язык имена чужеземных богов и героев и названия чужих
городов. Но при чем тут тогда Митра и Ахура Мазда?

Несмотря на все эти замечания, роман очень хорошо написан и по-настоящему
увлекателен. Очень хотелось бы прочитать в будущем его продолжение.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"