Беляев Гаухман Миллер : другие произведения.

Глава 6: Экономика В Оздоровлении Органов Своего Тела

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


М.И. БЕЛЯЕВ, М.Х. ГАУХМАН

и Р.А. МИЛЛЕР

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ РИТОРИЧЕСКОГО СУЖДЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ ЖИЗЕННОЙ ЭНЕРГИИ ДУХОВНЫХ МИРОВ В ДУХОВНОЙ ПЕРЕСТРОЙКЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(ПРОЕКТ)

  

ЧАСТЬ 2

ТВОРЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ДУХОВНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ

  
  
  
  
  
  

ТАШКЕНТ 2007

ГЛАВА 6

ЭКОНОМИКА В ОЗДОРОВЛЕНИИ ОРГАНОВ СВОЕГО ТЕЛА

ВВЕДЕНИЕ

  
   Этой теме посвящена Третяя книга "Тайноведение духовного оздоровления своего физиологического тела" их серии "Консервативная идеология научно - веротерпимого созидания духовного будущего Живого Социума" представленная на сайте: http://www.Ramiller.narod.ru/ .
   В этой книге освящается второй этап духовного возрождения человека, способствующего духовному оздоровлению его тела. Показано, что душою человека овладел возгордившийся его ум, который пытается путем последовательных рациональных своих рассуждений, заблудить человека в "мертвом" материализме. Поэтому путь человека к духовному своему возрождению лежит через компоненту его иррационального мышления, и через элементы его этически разумных от Законов Бога действий, не подверженных рациональной логике, и потому рационально не доказуемых, а аксиоматичных, ведущих к различным методикам и инструкциям отраженным в Священных Писаниях. Хочешь?.. Иди!.. Не хочешь?.. Оставайся в заблуждении рациональной компоненты твоего ума!.. Из нее нет выхода, потому что, из-за увлечением "Золотым Тельцом", Первая Скрижаль Завета с Богом разбита Моисеем.
  
  

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

   Несмотря на то, что культура, по иерархии наук Аристотеля, лежит ниже экономики и политики, но она все же в современном обществе в меньшей степени оторвала себя от моральных принципов Бога. Поэтому элементы простой физической культуры могут быть направлены на духовное оздоровление человека. Однако, если мы касаемся понятий современного спорта, прямо зависимого от анти моральной экономики, то из-за возможности нарушения в нем этических принципов, он может быть использован только с тантрической оговоркой, что человек, им занимающийся, будет использовать все его положительные качества и избегать отрицательные.
   Положительные качества: массовость, дисциплина, наличие опытного учителя.ит.д.
   Отрицательные качества: стремление к победе любой ценой, укрепляющей эго ума человека; нарушение моральных принципов этики и эстетики; ожидание "даров" победы; занятия с перегрузками организма и его травмами, вопреки радостному состоянию здоровья своего тела.

УВЛЕЧЕНИЕ ДРЕВНИМИ БОЕВЫМИ ИСКУССТВАМИ

   В древности было велико влияние необходимости соблюдения моральных принципов. Поэтому все тренировки боевыми искусствами проходили с их соблюдением. На первый план этого искусства выходили упражнения по защите своего тела от посягательства его врагов. Когда встречались соперники, соблюдавшие моральные принципы, то их бой между собой можно было бы классифицировать как танец.

ТАНЦЫ - "КИРТАНА"

   Танцы, как и любые гармоничные движения, ведущие к состоянию радости человека и рассматриваемые через призму тантры, оказывают положительное действие на духовное оздоровление тела человека.
   Но имеются виды танца - "киртана", которые используются для достижения определенных духовных состояний человека, осуществляемых в едином ритме определенного коллектива людей. Танцы "до упаду", когда человек, а вернее его ум, захваченный его эго, как бы "отключается" и человек входит в "транс". Такое состояние человека становится похожим на его "наркотическое опьянение".
  
  

ПРИМЕНЕНИЕ ОПЬЯНЯЮЩИХ И НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

   Конечно же их применение вредно сказывается на здоровье био-физиологического тела человека. Однако, под строгим контролем Учителя, в духовных школах наблюдается их применение с целью: ознакомить на начальной стадии духовного развития ученика с реальным существованием различного восприятия мира и другими планами бытия, отличных от рационального. Об этом, более подробно, можно ознакомиться, например, по произведениям доктора антропологических наук Карлоса Кастанеды.
   Для духовных целей применяются естественные природные средства. Применение же концентратов этих средств, прошедших химическую обработку, в духовной практике недопустимо.
   Почему?..
   Потому что цель духовного возрождения человека достигается через чистоту трезвого его ума, а не через его одурманивание и опьянение.

ПУТЬ "ОХОТНИКА"

   "Джон Неуловимый! - Он не уловим не потому что его никто не может поймать. Просто он "на фиг" никому не нужен!"
  
   Охотник изучает все повадки "жертвы" на которую он охотится и поэтому ему не составляет труда оставаться для нее незамеченным. В духовной практике, за любым живым существом "охотится" судьба (отрицательной кармы от ранее произведенных им действий противоречащих Законам Бога) за которой стоит "смерть". Она осуществляет главный экзамен духовного возрождения любого существа. Именно она и является главным охотником. Поэтому она, как пишет Карлос Кастанеда, и "является главным советчиком" вставшего на духовный путь своего возрождения человека.
   Чтобы "уйти" от нависшей судьбы и смерти, человек должен постичь духовное "искусство красться", как крадется любой охотник к своей добыче.
   Главные критерии охотника: 1. Высокая степень своей самодисциплины; 2. Ломка всех своих греховных превычек - стереотипов, и, как следствие, ломка всех ненужных распорядков своих действий; 3. Непредсказуемость действий, обязательно связанных и удовлетворяющих моральные принципы Законов Бога.
   В религиях, первое достигается глубокой верой в Бога. И личном участии в богослужении - миссионерстве. Второе - в постах, посещении святых мест, в уничтожении греховных привычек - "старого квасного теста" - "хамец" перед празднованием Пасхи ит.д. Третье - исполнением Таинства Шабат, когда запрещаются любые греховные действия.

О ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЯХ

  
   "В здоровом теле, здоровый дух!"

(Латинская пословица)

  
   В современных условиях спада физической деятельности человека, духовной необходимостью стали возрождение, разработка и практика различных систем психо - энергетического тренинга человека, которые могли бы гармонично уравновесить его умственное, эмоциональное и физическое состояния.
   "Поскольку самое главное в режиме сохранения здоровья есть занятие физическими упражнениями, а затем уже режим пищи и режим сна..."

(Абу Али Ибн Сино, Канон врачебной науки, Ташкент, т.1, 1981, с.313)

   Так Карлос Кастанеда (посвященный во множество Тайн Духа) в своем интервью говорит: "...Каждый из нас обязательно ежедневно практикует движения Тансйогрити в индивидуальном порядке где бы мы ни были и что бы ни делали..."
   В 1993 году Флоринда Донер - Грау и Тайша Абеляр вместе с таинственной женщиной - нагвалем Кэрол Тиггс и тремя "стражами ворот", по заданию нагваля Карлоса, начали первое преподавание системы Тансйогрити.
   "Тансйогрити - это могущественный современный концентрат, сплав, в котором гармонично интегрировано все лучшее, что было найдено людьми знания на протяжении тысячелетий."

(Дар Нагваля, Тансйогрити, т.1, с.15)

   Выше приведенный пример синтеза древних психо-энергетических систем не единичен.
   "Нормальное функционирование человеческого организма обусловливается, среди прочих факторов, так же и деятельностью его санс - энергетической системы."

(А. Эйнштейн)

   Еще более приближенной к "обычному" человеку, не имеющего опыта "работы в Духе", является новая система "психофизиологических движений" под названием "Лабиринт Льва и Дракона" практикуемая в настоящее время в Израиле под руководством Александра Алиева.
   "Природа данной системы представляет собой уникально-сопряженную часть общемирового сансового (силового) поля, волны которого могут переходить на корпускулярное излучение различной мощности, и тем самым оказывать непосредственное влияние на физическое состояние тканей человеческого организма (тела)"

(А. Эйнштейн)

   В этой системе "психофизиологических движений" синтезированной им:
            -- Лев - синтез психоэнергетических упражнений йоги;
            -- Дракон - синтез психоэнергетических упражнений древнего Китая ("Лев" и "Дракон" имеют еще и другие смысловые значения, которые "открываются" ученику по мере постижения им "Пардиса");
            -- Лабиринт ("Завесы Неведения") - остается лабиринтом пока, за наши разумные старания и действия из него нас не выведет Господь.
   "Физические упражнения, при правильном соблюдении других режимов, являются наиболее сильными факторами, предотвращающими скопление зачатков переполнения, вместе с тем они повышают прирожденную теплоту и придают телу легкость, потому что они возбуждают легкую теплоту и растворяют те излишки, которые ежедневно накапливаются."

(Абу, Али Ибн Сино, Канон врачебной науки, Ташкент, т.1, с.314)

   А ранее ты говорил, что человеку в "Шабат" запрещаются действия?..
   Запрещаются грешные действия! Комплексы психофизиологических движений, разработанные духовно продвинутыми людьми, не входят в их перечень. Мало того, движения в этих комплексах, как бы сливаются в гармонию с движением окружающей нас природы. При этом, тело человека имеет возможность сливаться с нашей душой от прародительницы Евы, а с нею и с Матерью Природой, и черпать из нее для своего оздоровления все необходимое. Мало того, "мышечная память" тела человека эффективно действует только в пределах одних суток. Поэтому в духовной практике необходимо повторение комплексов психо-физиологических движений не реже одного раза в день.
   А какое различие психо-физиологических движений от движений применяемых в физкультуре и спорте?..
   В противоположности подходов. В физкультуре и спорте мы привыкли видеть необходимость создания больших нагрузок на организм, чтобы добиться "рекордов". В комплексах же психо-физиологических движений усталость не позволительна. Она не должна быть потому что человек от этих движений должен получать только удовольствие. Поэтому в психо-физиологических движениях, прежде всего, обращается внимание на методы способствующие расслаблению мышц. В этих движениях не используют физических нагрузок от различных материальных предметов. Применяемые нагрузки в некоторых упражнениях связаны только с волевым - психическим напряжением мышц.
  
  

ХАТХА ЙОГА

   Чтобы о приемах хатха йоги не отклонялось от признания ее современной медициной, приводим ее описание из "Психотерапии", выпущенной под редакцией профессора В.Е. Рожнова (изд. "медицина Уз ССР, Ташкент, 1985 г., с. 136...140):
  
   "Многие психотерапевтические приемы для преодоления сознательных конфликтов предлагают следующие две ступени йоги -- асана и прамаяма, объединенные понятием "хатха-йоги", особенно близкой к аюрведе. "Если интеллектуальная жизнь и моральная деятельность представляют истинные цели человека, -- пишет С. Радхакришнан (1957),--то телесные потребности должны подчиняться им... Хатха-йога ставит целью совершенствование телесного орга­низма, освобождая его от склонности к усталости и приостанав­ливая его тенденцию к разрушению и старению". Именно хатха-йога ясно вскрывает общность теоретических установок народно-медицинских школ Востока.
   Согласно учению традиционной восточной медицины, в чело­веческом организме постоянно циркулирует энергия Прана (Ин­дия) или Чи (Китай), которую современные врачи рассматривают как интегральную функцию всей деятельности организма, его тонуса (В. Г, Вогралик, 1961). При этом каждый орган и система органов имеют свою Прану -- Чи как выражение обмена веществ и функциональной активности. Совокупность пран составляет Пра­ну организма, которая циркулирует по меридианам--каналам. Формой проявления этой энергии является взаимодействие двух противоположностей: "Ха" (Индия) или Ян (Китай)--положи­тельная сила, энергия Солнца и "Тха" (Индия) или Инь (Ки­тай) -- отрицательная сила, связанная с активностью Луны. За­дача хатха-йоги -- сделать гармонию этих начал устойчивой.
   По Патанджали правильное выполнение специальных поз приводит к прекращению борьбы этих противоположностей. На чело­века асаны оказывают тройное воздействие: развивая тело --фи­зическое, психику -- психическое и, наконец, выделяется терапев­тическое влияние асан на деятельность внутренних органов и гормональных желез. Одна из целей асан -- противостоять дискинетической активности гладкой мускулатуры, возникающей при стрессах. Выделяется группа асан для медитации, имеющих важ­ное психотерапевтическое значение. Приобретая способность не­подвижно сидеть в одной из этих поз, человек улучшает свои возможности концентрации, фиксации ума.
   Выполнение асан требует "расслабленного усилия": человек как бы "растворяется в неопределенном", концентрируется на "вечном и бесконечном", чувствуя себя частью единой природы.
   Патанджали в книге "Йога-даршана" в качестве третьей ступени йоги выделяет въяям -- упражнения трех видов, при которых отдельные мышцы максимально растягиваются и сокращаются, динамические упражнения и собственно асаны, которые изменяют кровообращение тканей и активность нервно-гормональной регу­ляции отдельных физиологических систем и выполняются при обя­зательном сосредоточении внимания на функционировании внутренних органов (А. Тхакер, 1972).
   Одной из наиболее интересных для психотерапии поз представляется шавасана -- поза полного расслабления. Шавасана переводит регуляционный механизм гипоталамуса на более низ­кий уровень. Упражнение имеет много модификаций, дает мало побочных эффектов. Выполнение его не требует особой подготовки и оборудования.
   При шавасане человек лежит в свободной одежде на спине с ногами, раздвинутыми приблизительно на 30 градусов, и руками, отведенными от туловища на 15 градусов, с повернутыми пред­плечьями и полусогнутыми пальцами. Глаза закрыты. В этом положении осваивается медленное" ритмичное диафрагмальное дыхание с короткой паузой после каждого вдоха и более продолжительной в конце выдоха. Внимание концентрируется на ощущениях ; в ноздрях: прохладе вдыхаемого и теплоте выдыхаемого воздуха, что помогает концентрации и, следовательно, большей мышечной релаксации, которая проводится путем последовательного расслаб­ления мышц до ощущения тяжести. Длительность выполнения -- приблизительно 30 мин. В процессе упражнения врач проверяет степень релаксации, поднимая и опуская конечности.
   Изложенная модификация шавасаны основана на докладе К. Datey и S. Bhagat "Йога: шавасана и гипертония", сделанном в марте 1975 г. на семинаре "Йога, наука и человек" в Нью-Дели. Врачи отметили, что проведение ежедневных занятий шавасаной в течение трех недель привело к субъективному и объективному улучшению самочувствия у всех занимавшихся, к снижению арте­риального давления, уменьшению частоты сердцебиении, улучше­нию сна, успокоению.
   В практике психотерапевта целесообразнее использовать иной, более сложный, но одновременно более эффективный вариант уп­ражнения, усвоение которого распадается на три этапа:
  -- расслабление с помощью самовнушения;
  -- мысленная работа с активными областями организма;
  -- расслабление с использованием "образа энергии".
   Первая часть упражнения близка к аутогенной, тренировке: медленно, монотонно проговариваются формулы самовнушения, что позволяет добиться мышечного расслабления. Формулы реко­мендуется формировать в триады -- законченные блоки из трех предложений, первое из которых предназначено для переключения внимания; второе -- динамическое самовнушение, третье -- стати­ческое состояние. Концентрации помогает представление потока внимания -- "луча фонарика-прожектора", который "освещает" ту область тела, с которой начинается работа. Проговаривая, напри­мер, "Мое внимание на лице",-- человек представляет, будто "луч фонарика" освещает его лицо. В отличие от классической ауто­генной тренировки, расслабление проводится снизу вверх, от ног к голове. Упражнение начинается и завершается с формулы покоя "Я (мысленно представляется все тело) успокаиваюсь. Я спокоен". Затем следуют формулы релаксации, охватывающие по мере ус­воения все большие группы мышц. Каждая формула произносится лежа в шавасане, мысленно, с полным сосредоточением на нуж­ном участке тела, повторяется 3--4 раза с 3---4-секундньш проме­жутком. По мере усвоения упражнения на триады самовнушения удаляется динамическая часть ("такая-то часть тела расслабляет­ся"), и формула звучит так: "Мое внимание на... Такая-то часть расслаблена". Полное выполнение первого этапа шавасаны зани­мает 30--40 мин.
   По концепциям народной медицины Востока в человеческом теле существуют области, которые являются "выключателями": если на них сконцентрировать внимание, то расслабляются опре­деленные группы поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры. Работа с активными областями -- более высокая ступень шава­саны. Здесь не требуются какие-либо фразы самовнушения, доста­точно лишь направить на данную активную область внимание и потом представить, что эта зона становится .мягче, "тает", "раст­воряется". Выделяют 16 основных зон и одну дополнительную: пальцы ног, лодыжки, колени, область половых органов, область ануса, кисти рук, область пупка, локти (дополнительная), область желудка, область сердца, плечи, горло, губы, кончик носа, точка между бровей, середина большого родничка головы, макушка че­репа.
   На расслабление каждой активной зоны по мере усвоения уп­ражнения время все более уменьшается: в среднем оно составляет 15--20 секунд. После усвоения этого этапа можно перейти к третьей ступени шавасаны -- к энергетическому, или "праническому", расслаблению. Прана -- полная сумма всех энергий, которые проявляются во Вселенной, энергия в целом, "разум привязан к Пране как птица к веревочке" (Рамачарака, 1914), материя ста­новится живой, приобретая энергию с обилием проявлений от физической силы до мысли.
   Методика выполнения третьей части: находясь в шавасане, мысленно представляем, что энергия-прана медленно поднимается от ног к голове и через точку между бровей "выливается" наружу. Образ энергии рисуется по-разному: в виде волн тепла или холо­да, "мурашек" и т. п. Иногда в процессе упражнения возникает мелкое подергивание мышц, что считается явлением положитель­ным: "энергия промывает тело". Длительность этой части расслаб­ления в шавасане -- около 3--4 мин.
   В процессе выполнения расслабления возникает гипноидное состояние. Поэтому выход из шавасаны должен быть плавным: подтягивается носок левой ноги на себя, затем то же самое дела­ет носок правой ноги, далее подтягиваются оба носка, пятки при этом выдвигаются вперед. В дальнейшем руки сжимаются в замок и, медленно поднимаясь вверх, выворачиваются. Все тело тянется вслед за руками, и человек садится.
   Расслабление в шавасане при последовательном выполнении всех частей считается приблизительно в пять раз более глубоким, чем в аутогенной тренировке. Это упражнение приносит значи­тельный эффект при многих психосоматических заболеваниях и неврозах, особенно протекающих с гипертоническим синдромом и диссомнией, быстро снимает психическое, напряжение, тревож­ность, усталость, компенсирует недостаток сна. Абсолютных проти­вопоказаний выполнение расслабления в шавасане не имеет, но ею не следует заниматься более 45 мин из-за возникающей гипо­тонии.
   Последовательность выполнения асан, как правило, строится так, что шавасана завершает комплекс. И это не случайно. Энер­гетический вариант шавасаны как бы связывает предыдущие ступени йоги с последующими, с пранаямой.
   Многие врачи трактуют эту ступень как "контроль над дыханием" (А. Г. Панов, Г. С. Беляев, и др.), такое толкование следует считать неполным. Пранаяма-- управление биоэнергетикой через контроль над внешним дыха­нием.
   Уже в глубокой древности представители восточной медицины выявили прямые и обратные физиологические связи между дыханием и психическими состояниями человека, заметили, как при напряжении человек задерживает дыхание и сколь глубоким бы­вает выдох при облегчении. Натуротерапевты рассматривали аль­веолярную поверхность легких как обширную интероцептивную область, важную в поддержании гомеостаза. Дыхательная систе­ма становилась у них индикатором состояния здоровья всех живых существ. S.Kuvalajananda, S. Vinekar (1963) подробно описыва­ют тесные связи особенностей дыхания и личностных черт человека, определенным чертам личности, по их мнению, соответст­вуют характеристики дыхания, правильное дыхание способствует ясности ума.
   Среди упражнений пранаямы для целей психотерапии предла­гается упражнение "дыхание "Ха" стоя", которое считают полез­ным для лиц, профессия которых сталкивает их с психически больными или эмоционально неустойчивыми людьми. Психотера­певтический эффект упражнения заключается в уменьшении де­прессивных явлений, повышении работоспособности. Методика выполнения: сделать полный вдох, одновременно поднимая руки медленно вверх, прикасаясь ими к ушам, задержать дыхание не­сколько секунд. Стремительно нагнувшись, дать рукам повиснуть и выдохнуть воздух через рот, издавая звук "ха" не голосом, а напором воздуха. Затем, делая медленный вдох, выпрямиться, поднимая руки над головой. Вдыхая, желательно образно пред­ставить, как с потоком воздуха "впитываются" положительные качества (сила, спокойствие, свежесть, здоровье), во время выдо­ха-- "отдается" все негативное (слабость, тревожность, болезнь). Рекомендуется повторить упражнение 3 -- 5 раз. Считается, что после усвоения пранаямы человек готов к "внут­реннему перевоплощению" и в дальнейшем к достижению устой­чивой психосоматической гармонии. Таким образом, с каждой ступенью йоги роль психического все более возрастает. Упраж­нения пранаямы устраняют недостатки тела, чувства и ума, рас­сеянность уничтожается и умственное усилие может с легкостью устремляться к одной точке (С. Шивананда, 1949)."
   Более полно с хатха йогой ты можешь познакомиться на сайтах интернет или по специальной литературе. В духовной практике, на всех этапах духовного возрождения человека, рекомендуется любые практические занятия, особенно начинающим, проводить под контролем Учителя.
  

СКРЫТАЯ СТОРОНА УПРАЖНЕНИЙ ЙОГИ

   Далее мы рекомендуем читателю ознакомиться, например, с произведениями Йога Раджа - Бориса Сахарова, в частности, "Великая Тайна", "Скрытая сторона упражнений йоги". Борис Сахаров в этом произведении, делает ценные коментарии на тантрическое произведение "Гхеранда Самхита".
   В Таблице 7 представляю тебе сведения из вышеупомянутого произведения Бориса Сахарова, но трансформированные в соответствии с этапами духовного возрождения, которых мы придерживаемся в данной серии книг.
   Этапы духовного оздоровления, йога и ее
   ступени в связи с мудрами и праноямой Таблица 7

Этап

   Йога

Ступень

Мудра

Пранаяма

1

крия, агни, карма

йама

набха

ситали

нийама

бхуджангини,

матангини,

каки

2

хатха

асана

пашини, ваджроли, випарита-карани, тадаги

маха

сурьябхеда

ашвини, уддияна, муда, джаландхара, маха-бандха, маха-ведха

удджайи

пранаяма

шактичалана

бхастрика

3

расананда, лайясиддхи

пратьяхара

йони

бхрамари

бхати, раджа

дхарана

притхиви, амбхаси, агни, вайяви, акаша, мандуки

4

джнана

дхьяна

самбхави

мурчха

5

нада, кундалини

самадхи

кхечари

кевали

АСАНА

   "Асана" в русском языке имеет понятие "удобная поза".
   А зачем необходимы удобные позы?..
   Удобная поза нужна для эффективного служения Богу. Она является одним из элементов таинства "обрезания потребностей крайней биологической-материальной плоти". Другими элементами этого Таинства являются "мудра" и "пранояма".
   Когда тело человека находится в удобной позе, оно не отвлекает его от богослужения.
   Кроме этого асаны имеют и терапевтическое воздействие на тело человека. При терапевтических заболеваниях мы привыкли обращаться к современной медицине. Но терапевтические заболевания, кроме заразных, обусловлены хроническим их характером. Современный врач - терапевт, надо признаться, не лечит хронические заболевания, а только приводит больного, с помощью лекарств, к временному его оздоровлению.
   Система же хатха йоги, с применяемыми в ней асанами, позволяет излечивать хронические заболевания, потому что причина их лежит не в самой болезни, а в не правильном - грешном образе жизни хронически больного человека. В литературе известно множество асан. Подбор их сугубо индивидуален. Поэтому желательно иметь Учителя. Если такового нет, то на начальной стадии занятий хатха йогой, можно отдать предпочтение легким оздоровительным комплексам, где указаны терапевтические воздействия каждой асаны.

МУДРА

   Привожу тебе описания мудр взятых из книги "Гхеранда Самхита", в той последовательности, которая представлена в Таблице 3.
   "Эта глава о МУДРАХ отгоняет все (всякого рода) болезни и сообщает огонь пищеварения тому, кто их постоянно выполняет. К нему не приходит ни старость, ни смерть, ни что-либо подобное, ни страх перед огнем, водой или воздухом. Кашель, астма, увеличение селезенки, проказа и слизевые болезни двадцати видов несомненно устраняются посредством выполнения этих МУДР."
  
      -- НАБХА МУДРА ("Небесная печать")
  
   Где бы йогин не находился, что бы он не делал, всегда он должен держать язык кверху и все­гда задерживать дыхание. Это НАБХА МУДРА, которая отгоняет болезни от йогина.
  

2. БХУДЖАНГИНИ МУДРА ("Змеиная печать")

   Вытянув рот вперед, пей воздух через глотку. Это БХУДЖАНГИНИ (змеиная) МУДРА. Она напоминает одно из очистительных упражнений (ВАТАСАРА-ДХАУТИ). Все заболевания живота, какие только существуют, в особенности несварение желудка и т. п., все они в скором времени устраняются этой МУДРОЙ.
  

3. МАТАНГИНИ МУДРА ("Слоновая печать")

  
   Стоя в воде по шею, втяни воду через обе ноздри и выпусти ее обратно через рот. Затем втяни воду через рот и выпусти ее обратно через ноздри. Повтори это снова и снова. Это МАТАНГИНИ МУДРА. В уединенном, безлюдном месте выполняй эту "слоновую" МУДРУ с большой внимательностью - ты станешь сильным как слон.
  

4. КАКИ МУДРА ("Воронья печать")

  
   Придав рту форму вороньего клюва, вдохни через него воздух очень медленно. Это КАКИ МУДРА (воронья), которая прогоняет всякого рода болезни. Словесное содержание первой половины стиха то же самое, как при ВАТАСАРА ДХАУТИ, но в то же время, как при ДХАУТИ воздух вводится в пищевод и в желудок, при КАКИ МУДРА он вдыхается. КАКИ является великой, сохраняемой во всех ТАНТРАХ МУДРОЙ. Благодаря этой МУДРЕ, человек остается свободным от болезней, подобно вороне.
  

5. ПАШИНИ МУДРА ("Печать петли")

  
   Забрось обе ступни на шею за спину, крепко держа их вместе как петлю. Это ПАШИНИ (петлевая) МУДРА, которая пробуждает ШАКТИ. ПАШИНИ является великой МУДРОЙ, которая сообщает силу и процветание, ее должны тщательно выполнять садхаки, которые желают достигнуть успеха (СИДДХИ).
  

6. ВАДЖРОЛИ МУДРА ("Алмазная печать")

  
   Опираясь ладонями о пол, забрось ступни кверху и держи голову в воздухе. Эту, пробуждающую ШАКТИ и удлиняющую жизнь МУДРУ, мудрецы назвали ВАДЖРОЛИ. Этот метод (ЙОГА) является наилучшим из всех и является причиной освобождения йогина. Этот благодетельный метод дает йогинам совершенство (СИДДХИ). Благодаря этому методу надежно достигается господство над функцией семени (БИДЖУ-СИДДХИ), - а чего только нельзя достигнуть благодаря могучему господству над семенем земли? Даже будучи погруженным в большое наслаждение (БХОГА), йогин несомненно достигнет всего своего совершенства (СИДДХИ), если он выполняет эту МУДРУ.
  

7. ВИПАРИТА-КАРАНИ МУДРА ("Обратно действующая печать")

  
   У корня пупа пребывает Солнце, у корня мягкого неба пребывает Луна. Солнце пожирает нектар и поэтому человек подвержен смерти. Перенеси Солнце наверх, а Луну вниз - это обратно действующая МУДРА (ВИПАРИТА-КАРАНИ), которая тайно содержится во всех ТАНТРАХ. Положи голову на землю и охвати ее руками, подними ступни высоко и оставайся в таком положении неподвижным - это понимается как "обратно действующая". Выполняй эту МУДРУ постоянно и ты устранишь старость и смерть. Ты станешь адептом (СИДДХА) во всех мирах и не будешь подвержен растворению (ПРАЛАЙЯ).

8. ТАДАГИ МУДРА ("Печать пруда")

  
   Сделай живот полым как пруд. Это великая ТАДАГИ МУДРА, прогоняющая старость и смерть. Свами Шивананда полагает: "Сядь в ПАСЧИМОТТАНАСАНУ, сделай живот плоским, подтянув кверху внутренности. Для этого ты должен выдохнуть. Сделай теперь ПАСЧИМОТТАНАСАНУ и затем УДДИЯНА-БАНДХУ. Это ТАДАГИ МУДРА."
  

9. МАХА МУДРА ("Великая печать")

  
   С большой тщательностью прижми левую пятку к заднему проходу, вытяни правую ногу и правую ступню, и охвати пальцами рук, пальцы этой ноги. Сожми горло и смотри в середину между бровями. Эта МУДРА обозначается мудрецами как МАХА МУДРА. Упражнение в МАХА МУДРЕ излечивает кашель при туберкулезе, переплетение кишок, уве­личение селезенки, несварение желудка и лихорадку - в сущности, всякого рода болезни.
  

10. АШВИНИ МУДРА ("Печать правящих кобылами")

  
   Сократи мышцу заднего прохода и отпусти ее. Повторяй это. Это и есть АШВИНИ МУДРА, которая пробуждает ШАКТИ. Эта АШВИНИ является великой МУДРОЙ. Она изгоняет болезни заднего прохода, дает силу и хорошее самочувствие и предохраниет от преждевременной смерти.
  

11. УДДИЯНА-БАНДХА ("Взлет-замыкание")

  
   Натяни живот ниже и выше пупа высоко. "Великая птица" тем самым непрестанно взлетает. Эта УДДИЯНА-БАНДХА является львом, который убивает слона смерти. Из всех БАНДХ эта УДДИЯНА является наилучшей. Упражняющемуся УДДИЯНА совершенно естественно дает освобождение (МУКТИ).
  

12. МУЛА-БАНДХА ("Закрывание корня")

  
   Затем мудрый прижимает пятку левой ступни к промежности, прижимает тщательно узлы пупа к позвоночнику. Он кладет крепко правую пятку на половой орган. Эта, уничтожающая старость, МУДРА называется МУЛА-БАНДХА. Словечко "затем" (татас) доказывает, что эта МУДРА, как и каждая другая, должна выполняться не по отдельности, а в связи с другими. Человек, который хочет пересечь океан САНСАРЫ (смерть и новое рождение), должен выполнять эту МУДРУ в тайне и в уединенном месте. Посредством практики в этой БАНДХЕ, будет несомненно достигнуто совершенство (СИДДХИ) в овладении дыханием. Таким образом он должен упражняться тщательно, в молчании и без перерыва.
  

13. МУЛА-БАНДХА ("Закрывание корня")

  
   Затем мудрый прижимает пятку левой ступни к промежности, прижимает тщательно узлы пупа к позвоночнику. Он кладет крепко правую пятку на половой орган. Эта, уничтожающая старость, МУДРА называется МУЛА-БАНДХА. Человек, который хочет пересечь океан САНСАРЫ (смерть и новое рождение), должен выполнять эту МУДРУ в тайне и в уединенном месте. Посредством практики в этой БАНДХЕ, будет несомненно достигнуто совершенство (СИДДХИ) в овладении дыханием. Таким образом он должен упражняться тщательно, в молчании и без перерыва.
  

14. МАХА-БАНДХА ("Большое закрывание")

  
   Мудрый закрывает задний проход левой пяткой, тщательно прижимая ее правой ступней. Он двигает осторожно пятку, чтобы возбудить мышцу заднего прохода, и медленно втягивает промежность в то время, как он задерживает дыхание (ПРАНУ) посредством ДЖАЛАНДХАРЫ. Это называется МАХА-БАНДХА. МАХА-БАНДХА есть величайшая БАНДХА, которая изгоняет старость и смерть. Посредством милости этой БАНДХИ достигаются исполнения всех своих желаний.
  

15. МАХА-ВЕДХА ("Великий прорыв")

  
   Точно также как красота, очарование и юность женщин является ничем без мужчин, так и МУЛА-БАНДХА и МАХА-БАНДХА является ничем без МАХА-ВЕДХИ. Сидя в МАХА-БАНДХЕ, сделай УДДИЯНА-КУМБХАКА (УДДИЯНА-БАНДХА).Это называется МАХА-ВЕДХА приносящая успех в ЙОГЕ. Йогин, который ежедневно выполняет МАХА-БАНДХУ и МУЛА-БАНДХУ вместе с МАХА-ВЕДХОЙ, является наилучшим среди сведущих в ЙОГЕ. Для него не существует ни страх смерти, ни старость. Эта ВЕДХА должна выполняться лучшим среди йогинов тщательно и тайно.
  

16. ШАКТИЧАЛАНИ МУДРА ("Встряхивание ШАКТИ")

  
   Великая богиня КУНДАЛИНИ, энергия Я (АТМА-ШАКТИ) дремлет в МУЛАДХАРЕ в трех с половиной витках, свернувшись подобно змее. Пока она дремлет в теле, душа (ДЖИВА) подобна животному - мудрость не приходит сама, даже если выполнять десять миллионов ЙОГ. Это должны накрепко запомнить все те, которые верят, что йогином можно стать без пробуждения КУНДАЛИНИ. Точно также, как открывают дверь ключом, должна быть открыта дверь к БРАХМАНУ посредством пробуждения КУНДАЛИНИ при помощи ХАТХА-ЙОГИ. Одетый в набедренную повязку, но не обнаженный, когда ты находишься вне дома, в тайно расположенном доме - выполняй ШАКТИЧАЛАНИ. Набедренная повязка (буквально "набедренный передник") должен быть длиной в один локоть и шириной в четыре пальца, должен быть мягким, тонким и ослепительно белого цвета. Привяжи такой платок к поясу. Намажь тело пеплом и, сидя в СИДДХАСАНЕ, вдохни ПРАНУ через обе ноздри и свяжи ее крепко с АПАНОЙ. Немедленно зажми задний проход посредством АШВИНИ МУДРЫ и до того, пока ВАЙЮ не войдет в средний канал СУШУМНА и покажется там. Посредством заключения воздуха (ВАЙЮ) в КУМБХАКЕ (задержка дыхания), Змеевидной Богине становится душно и шипит и поднимается кверху.
  

17. ЙОНИ МУДРА ("Печать промежности")

  
   Сидя в СИДДХАСАНЕ, мудрец зажимает уши, глаза, нос и рот большими, указательными, средними, безымянными пальцами и мизинцами. Он втягивает ПРАНУ посредством (несколько раз повторенной) ЙОНИ МУДРА, соединяет ее с АПАНОЙ и думает о шести ЧАКРАХ подряд согласно МАНТРЕ "ХУМ ХАМСА". После того, как он разбудил Богиню, змеевидную, спящую, приводит он ШАКТИ с ШИВОЙ в духе к сияющему лотосу. Став единым с ШАКТИ, должен он размышлять о высшем соединении с ШИВОЙ, а также о многообразном счастье и блаженстве, как о высшем счастливом состоянии. Он должен думать об этом соединении ШИВЫ с ШАКТИ, как об единственном в этом мире и стать тем счастливым в духе, в настоящее время: "Я БРАХМАН" (Всевышний). Это есть в высшей степени тайная ЙОНИ МУДРА, которую сами боги достигают с трудом. Кто один раз достиг в ней совершенства, тот устойчив в САМАДХИ.
   Ни грех убийства БРАХМАНА, ни вытравление плода, ни пьянство, ни осквернение супружеского ложа Учителя не пристают к тому, кто твердым стал в ЙОНИ МУДРА. Все эти смертные грехи, как и меньшие грехи погашаются посредством практики ЙОНИ МУДРА. Поэтому ты должен ее выполнять, если ты хочешь достигнуть освобождения.
  

18. ПАНЧА ДХАРАНА МУДРА ("Пять печатей концентрации")

  
   Теперь слушай о пяти ДХАРАНАХ. Чего только нельзя достигнуть в мире посредством этих ДХАРАН? Вместе с этим человеческим телом можно снова и снова посещать небо (СВАРГА). Его движение в воздухе (КХА) является движением мыслительного начала (МАНАС), не чего-нибудь другого.

ПРИТХИВИ-ДХАРАНА МУДРА ("Печать концентрации на Земле")

   Стихия Земли находится в соответствии с цветом аурипигмента (желтой мышьяковой обманки, т. е. желтым цветом). БИДЖА "ЛАМ" (БИДЖА есть буквенная МАНТРА, которая содержит собственную силу), четырехугольна, находится в связи с Брахмой. Она должна быть укреплена внутри. Устреми (дай открыться) ПРАНУ и сознание (ЧИТТА) там на пять ГХАТИК (2 часа). Это низшая концентрация (АДХО-ДХАРАНА) укрепляет и дает всегда господство над стихией "Земля". Тот, кто постоянно выполняет эту ПРИТХИВИ-ДХАРАНА МУДРУ, станет господином над смертью и будет странствовать по Земле в качестве адепта (СИДДХИ).
  

19. АМБХАСИ-ДХАРАНА МУДРА ("Печать концентрации на Воде")

  
   Прекрасная стихия "вода" имеет форму Луны и раковины, она жасминово-белого цвета, постоянно находится в связи с нектар-БИДЖА "ВАМ" и с Вишну. ПРАНА и сознание там (в СВАДХИСТАНА-ЧАКРЕ, в крестце) должны постоянно пребывать в течение пяти ГХАТИК. Это АМБХАСИ-ДХАРАНА, которая прогоняет зло и невыносимые мучения. Эта АМБХАСИ является великой МУДРОЙ, и кто ее знает, является сведущим в ЙОГЕ. Даже в страшно глубокой воде он не найдет смерти.
  

20. АГНИ-ДХАРАНА МУДРА ("Печать концентрации на Огне")

  
   Находящаяся в пупе стихия "огонь" треугольна, пламенно-красная как божья коровка, связана с БИДЖА "РАМ" и с Рудрой и дает успех (СИДДХИ). Укрепляя там (в МАНИПУРА-ЧАКРЕ, спинном мозгу, на высоте солнечного сплетения) ПРАНУ и сознание, пребывай так в течение пяти ГХАТИК. Эта Вайшванари-ДХАРАНА прогоняет ужасный страх смерти. Даже если садхак должен будет попасть в огонь, горящий светлым пламенем, благодаря этой МУДРЕ он останется живым и не подвергнется смерти.
  
   21. ВАЙЯВИ-ДХАРАНА МУДРА ("Печать концентрации на Воздухе")
  
   Дымного цвета, словно масса смешанной глазной мази - есть внешний вид высокосаттвической стихии "Воздух", которая находится в соединении с БИДЖА "ЯМ" и с Ишварой. Укрепив там, (в АНАХАТА-ЧАКРЕ, на высоте сердца в спинном мозгу) ПРАНУ и сознание, пребывай так в течение пяти ГХАТИК. Эта МУДРА известная у овладевших ею людьми как ВАЙАВИ-ДХАРАНА МУДРА, вызывает движение в КХА. Эта высокая МУДРА прогоняет старость и смерть. К занимающемуся не приходит смерть из воздуха и ему дается способность двигаться в КХА.

22. АКАШИ-ДХАРАНА МУДРА ("Печать концентрации на Эфире [Пространстве, Пустыне]")

  
   Стихия "Эфир", которая светится светом чистейшей морской воды, находится в соединении с БИДЖА "ХАМ" и в связи с Садашивой. Закрепив там (в ВИШУДДХА-ЧАКРЕ, у шейного позвонка) ПРАНУ и сознание, сохраняй это в течение пяти ГХАТИК. Это НАБХО (эфирная)-ДХАРАНА, которая открывает двери к освобождению (МОКША). Тот, кто знает эту АКАШИ-ДХАРАНА МУДРУ, является сведущим в ЙОГЕ. Для него не существует ни старость, ни смерть и он подлежит растворению (ПРАЛАЙЯ).
  

23. МАНДУКИ МУДРА ("Печать лягушки")

  
   Закрой рот и двигай корнем языка, ощущая постепенно вкус нектара. Это известно как МАНДУКИ МУДРА. Тот, кто постоянно выполняет МАНДУКИ МУДРА, не знает ни немощи, ни старости, но обладает весенней юностью и волосы его не седеют.
  

24. САМБХАВИ МУДРА ("Печать Самбху")

  
   Смотри (перед собой) на место между глазами (бровями) и созерцай Самоблаженного (АТМАН, высшее Я, которое находит блаженство в самом себе, как единичное существо находит его во всем). ВЕДЫ, ШАСТРЫ и ПУРАНЫ подобны общедоступным девицам, напротив, эту МУДРУ (САМБХАВИ МУДРУ) надлежит оберегать, как жену из уважаемой семьи. Тот, кто знает САМБХАВИ МУДРУ, подобен АДИНАТХА ("Господин мира"), у буддистов также тождественный с АДИ-БУДДОЙ (Абсолютом), как сам Марана: он как Брахма-создатель! Истинно, истинно, и еще раз истинно, сказал Махешвара, тот является Шивой и никем другим!
  

25. КХЕЧАРИ МУДРА ("Печать полета к Небу")

  
   Разрежь ткань под языком, постоянно двигая языком, подои его свежим коровьим маслом и вытяни его железными щипцами. Посредством этой постоянной практики, язык станет длинным, и когда он достанет до места между бровями, наступает КХЕЧАРИ. Подвигай язык постепенно к середине неба. Когда язык, обращенный в противоположную сторону, войдет в полость черепа, и взгляд будет направлен к середине между бровями, возникает КХЕЧАРИ МУДРА.
   Вследствие этого не происходит ни обморок, ни голод, ни жажда, ни усталость, ни болезнь, ни старость, ни смерть, но возникает сияющее тело.
   Тело не может быть обожжено огнем, высушено ветром, увлажнено водой, быть укушено змеей. Тело становится прекрасным. САМАДХИ достигается и язык, который пришел в соприкосновение с отверстием черепа, получает нектар (РАСА). Вызываются различные соки и ежедневно ощущается новое счастливое блаженство. Вначале соленый вкус, затем щелочной, затем горький стягивающий. Затем масляный вкус, вкус пахты, молока, кислого молока, меда, винограда и, затем возникает вкус нектара. Разве это не указание на концентрацию на чувстве, которое возникает посредством соприкосновения мягкого неба с корнем языка.
   С другой стороны следует, однако, под этим понимать высшую ступень КХЕЧАРИ МУДРЫ.

ПРАНАЯМА

   Энергия праны поступает в человека из среды его обитания. Обычно это поступление связывают с дыханием человека, так как он наиболее часто вынужден вдыхать воздух из окружающей среды его обитания. Однако прана может поступать и через питье, и через пищу. Привожу тебе пример одного из упражнений праноямы:
   " САХИТА ("Вместе шедший"). Сахита бывает двух видов: САГАРБХА и НИРГАРБХА. САГАРБХА выполняется с БИДЖА, НИРГАРБХА - без БИДЖА. Я расскажу тебе сначала о САГАРБХА-ПРАНАЯМЕ. Сидя в удобном положении, с лицом обращенным к востоку или к северу, думают сначала о Брахме полном РАДЖАСА, о красном цвете и о форме (санскритской) буквы А. Мудрый вдыхает через ИДА-НАДИ, повторяя 16 раз А-БИДЖА. В конце вдоха (ПУРАКА) и при начале задержки дыхания, он делает УДДИЯНА-БАНДХУ. Затем он должен думать о Хари (Вишну), полном САТТВЫ, синем цвете и о форме буквы У, в то время как он при задержке дыхания повторяет 64 раза У-БИДЖА. О Шиве, как о полном ТАМАСА, белом цвете и о форме буквы М (точка) думая, выдыхает он через правую ноздрю при 32-кратном повторении М-БИДЖА. Затем он снова вдыхает через ПИНГАЛА-НАДИ, задерживает дыхание и выдыхает через ИДА-НАДИ, повторяя эти БИДЖА в том же порядке. В этом он должен упражняться снова и снова. При конце вдоха и во время задержки дыхания, он должен зажимать себе обе ноздри большим пальцем, мизинцем и безымянным пальцем правой руки, не пользуясь указательным и средним пальцами.
   ПРАНАЯМА имеет три ступени: высшая ступень имеет 20 МАТР, средняя 16 и низшая 12 МАТР.
   Тем самым подразумевается следующее увеличение продолжительности вдоха, задержки и выдоха:
   низшая ступень: 12 МАТР вдох, 48 МАТР задержка, 24 МАТР выдох.
   средняя ступень: 16 МАТР вдох, 64 МАТР задержка, 32 МАТР выдох.
   высшая ступень: 20 МАТР вдох, 80 МАТР задержка, 40 МАТР выдох.
   Слово МАТРА ("мера") есть единица отсчета времени при счете. Эту МАТРУ в индийских книгах принимают или за нормальный вдох, или однократное повторение слога ОМ, или однократное мигание, или проведение ладонью по колену.
   НИРГАРБХА-ПРАНАЯМА выполняется без БИДЖА. Вытянутой левой ладонью водят (считают) на левом колене. Продолжительность вдоха, задержки и выдоха равна от одной до ста МАТР (повторений БИДЖА).
   Посредством упражнения в низшей ступени возникает пот, при средней дрожание позвоночника, при высшей поднимаются от пола (в левитации). Это признаки успеха в трёх ступенях ПРАНАЯМЫ.
   Посредством ПРАНАЯМЫ достигается КХЕЧАРИ-СИДДХИ, устраняются болезни, ПРАНАЯМА пробуждает КУНДАЛИНИ (ШАКТИ).
   Посредством ПРАНАЯМЫ достигается состояние УНМАНИ мыслительного начала (МАНАС), сознание достигает счастливого блаженства. Счастлив тот, кто упражняется в ПРАНАЯМЕ!"
   В шестидесятые годы ХХ века, были широко распространены труды доктора медицинских наук Бутейко, который разъяснял в них, что более 80 терапевтических заболеваний человека зависит от неправильного его дыхания. Этот эффект он назвал: "Гипер вентиляция легких". Поэтому пранояма, несмотря на кажущуюся простоту отдельных ее упражнений, является очень эффективным средством профилактики терапевтических заболеваний. Привожу описание праноям, взятых из книги "Гхеранда Самхита", в той последовательности, которая представлена в Таблице 3.
  

1. СИТАЛИ ("Охлаждающий")

  
   Высунув язык и свернув его трубочкой, всасывай внешний воздух через отверстие в нем. Наполни им легкие и задержи дыхание. Три корень языка о мягкое нёбо. После всего выдохни спокойно через нос. Первое успокаивает ЧИТТУ, второе дает силу и гармонию. Посредством этого упражнения йогин достигает совершенства, его не берут болезни, старость и смерть.
  

2. СУРЬЯБХЕДА ("Проникновение Солнца")

  
   САХИТА-КУМБХАКА тебе объяснена. Теперь слушай о СУРЬЯБХЕДЕ. Вдохни внешний воздух по возможности через правую ноздрю (СУРЬЯ-НАДИ). Задержи дыхание с большим напряжением посредством 16 ДЖАЛАНДХАРА МУДРА и продолжай эту КУМБХАКУ, пока у тебя не появится пот из-под ногтей и волос.
   ПРАНА, АПАНА, САМАНА, УДАНА, ВЬЯНА, НАГА, КУРМА, КРИККАРА, ДЕВАДАТТА и ДЖАНАНДЖАЯ (суть десять видов ВАЙЮ).
   ПРАНА движется постоянно в сердце, АПАНА в области прямой кишки, САМАНА в области пупа, УДАНА в области шеи и ВЬЯНА проникает через все тело. Эти, начиная с ПРАНЫ, являются главными ВАЙЮ, т. е. которые начинаются с НАГА, являются пятью (дальнейшими) ВАЙЮ. НАГА действует в рыгании, КУРМА - в открывании (раскрытии) глаза, КРИККАРА - в чихании, ДЕВАДАТТА - при зевании и ДЖАНАНДЖАЯ проникает через все тело и не покидает его при смерти. НАГА охватывает (бодрствующее) сознание, КУРМА вызывает открывание век, КРИК-КАРА вызывает голод и жажду, четвертый ВАЙЮ (т. е. ДЕВАДАТТА) - зевание, из ДЖАНАН-ДЖАИ возникает звук (речи). Эта ВАЙЮ не покидает тело ни на одно мгновение.
   Приведи теперь все эти связанные с солнечным вдохом ВАЙЮ из корня пупа и выдохни через ИДА-НАДИ с устойчивым и непрерывным импульсом.
   Снова вдыхая через СУРЬЯ-НАДИ, задержи дыхание как предписано и выдохни тем же способом еще и еще.
  

3. УДДЖАЙИ ("Преодолевающий")

  
   Закрыв рот и прижав корень языка к мягкому нёбу, вдыхай через ноздри с рыдающим звуком как можно более долго. Сомкнув голосовую щель, задержи дыхание сколько можешь, затем выдохни через левую ноздрю.
   УДДЖАЙИ способен подчинить воле дремлющую КУНДАЛИНИ.
  

4. БХАСТРИКА ("Кузнечные меха")

  
   Точно также как мехи кузнеца постоянно движутся, так плавно проводи воздух вовнутрь и наружу. Совершив это 20 раз выполни КУМБХАКУ. После ее окончания выдохни, как указано выше. Мудрый выполняет эту БХАСТРИКУ-КУМБХАКУ трижды (одну за другой). Он не имеет ни болезней, ни болей и каждый день здоров.
  

5. БХРАМАРИ ("Подобно пчеле")

  
   После полуночи и там, где другие создания не производят шум, должен йогин зажать уши руками, вдохнуть и задержать дыхание. В своем правом ухе он должен воспринимать только приятные внутренние звуки - сначала похожие на звук сверчка, затем на флейту, затем на раскат грома, на барабан, на пчелу, на колокол, на гонг из латуни, затем на трубу, на фанфары, на барабан МРИДАНГА, на литавры, на барабан ДУНДУБХИ.
   Эти различные звуки возникают посредством постоянного упражнения на АНАХАТА-отзвуке. В этом отзвуке есть постоянное звучание.
  

6. МУРЧХА ("Обморок")

  
   Предпринятая задержка дыхания направляется вместе с мышлением (МАНАС) на место между бровями, в то время как оно лишается всех чувственных предметов. Это приносящее счастье притупление (МУРЧХА) мыслительного начала. (Не суди! Да не судим будешь!) От этой связи мыслительного начала (МАНАС) и Я (АТМАН) обязательно возникает счастье.
  

7. КЕВАЛИ ("Исключительная задержка дыхания")

  
   Каждое живое существо повторяет постоянно - 21600 раз за 24 часа - так называемую АДЖАПА ("не высказанную") ГАЯТРИ: со звуком "ХАМ" (АТМА) выходит из тела и со звуком "САХ" снова входит в него.
   Это сочетание "ХАМСАХ" повторяется в трех местах: в МУЛАДХАРЕ, в сердечном лотосе (АНАХАТА) и в месте соединения обеих ноздрей (АДЖНА). Эти три места указывают три узла (ГХАНТХИ), где сливаются оба нервных потока - ПИНГАЛА, или СУРЬЯ-НАДИ ("ХАМ" - ШИВА, или солнечное дыхание) и ИДА, или ЧАНДРА-НАДИ ("САХ" -ШАКТИ, или лунное дыхание).
   Тело нормальным образом длиной в 96 пальцев (6 футов). Длина выдыхаемого воздуха равна 12 пальцам (9 дюймов). При пении она равна 16 пальцам (1 фут), при еде - 20 пальцам (15 дюймов), при ходьбе - 24 пальцам (18 дюймов), при сне - 30 пальцев (23,5 дюйма), при половом сношении - 36 пальцев (27 дюймов) и, при физическом напряжении, еще больше чем это.
   Когда Нока ПРАНА пребывает в теле, не существует смерти. При соединении тела с воздухом возникает КЕВАЛА-КУМБХАКА, если полная длина воздуха удерживается в теле без того, чтобы выпустить часть этого воздуха.
   При КЕВАЛИ можно задерживать дыхание в легких с воздухом и без него.
   Каждое живое существо (ДЖИВА) повторяет, не считая и без понимания установленное число этих АДЖАПА-МАНТР. Поэтому эта КЕВАЛА-КУМБХАКА должна выполняться людьми правильным образом. Когда КЕВАЛИ усвоена в некотором множестве АДЖАПА, то она называется УНМАНИ (возвышение мыслительного начала (МАНАС), см. выше).
   Вдыхая воздух через обе ноздри, выполни КЕВАЛА-КУМБХАКУ - полную задержку дыхания. В первый день, начиная, задержи воздух вплоть до 64 (единиц). Делай КЕВАЛИ один раз в каждую ЯМУ (3 часа) или 5 раз в день, как я тебе скажу. Утром, в полдень, вечером, в полночь и в последнюю четверть (ночи). Или делай ее три раза в день в каждую САНДХЬЯ (утром, в полдень, вечером).
   Удлиняй ежедневно продолжительность АДЖАПА от 1 до 15, пока не будет достигнуто совершенство (СИДДХИ).
   Знаток ЙОГИ обозначает тогда эту ПРАНАЯМУ как КЕВАЛИ.
  

  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"