Поэтическое творчество И. Бродского - одно из самых ярких и значительных явлений русской лирики второй половины XX века. Отношение к нему никогда не было однозначным. Апологеты Бродского (В. Куллэ, Я. Гордин, В. Полухина, Л. Лосев) ставят поэта в один ряд с О. Мандельштамом, М. Цветаевой и А. Ахматовой, указывая на качественно новую структуру его поэтического языка и метафизические горизонты поэтического мира. Другие, признавая техническую виртуозность И. Бродского, отказываются воспринимать его моральную позицию. Холодность, книжность, эстетизм, рационализм - все это вполне традиционные обвинения, предъявляемые поэту.
Поэзия И. Бродского многотемна и многопланова. Особую группу среди его произведений составляет так называемый "цикл" рождественских стихов. Он включает в себя христианские мотивы. Исследованию рождественских стихов посвящали свои работы известные бродсковеды Крепс М., Полухина В., Волков К., Лекманов О., Лосев Л. и др. К сожалению, до настоящего времени системного изучения поэтики этого "цикла" И. Бродского нет. Как известно, символом христианства является крест. Поэтому целью данной работы является раскрытие символики креста в поэзии И. Бродского
Одно из первых стихотворений исследуемого цикла -- "Рождество 1963 года" ("Спаситель родился..."). С самого начала форсируется постоянное укрупнение плана изображения: пастушьи костры, цари, доставляющие дары Младенцу, наконец, лохматые ноги верблюдов. Затем взгляд повествователя устремляется вверх: "Звезда, пламенея в ночи...". С этого момента повествование ведется с точки зрения звезды, т. е. сверху: "смотрела, как трех караванов дороги / сходились в пещеру Христа, как лучи" [1, с. 108]. Обобщая план, И.Бродский демонстрирует изоморфность двух пространств -- земного и небесного. Следует отметить, что смена плана изображения с крупного на общий возможна только тогда, когда возможен сам этот взгляд снизу вверх. Кроме того, у И. Бродского мы можем наблюдать смену плана как на вертикальной линии (т.е. снизу вверх), так и на горизонтальной линии (от узкого пространства пещеры до вселенского охвата). Важно отметить, что ничего специфического во взгляде Младенца на мир пока что нет. Как и всякий ребенок, Младенец сначала сосредотачивается на том, что находится к Нему ближе всего, а затем последовательно переводит свой взор на предметы всё более и более отдаленные, пока его взгляд не устремляется к звезде.
На основании сказанного выше можно сказать, что в рождественских стихах И. Бродского прослеживается мотив встречи. Кроме того, следует обратить внимание на символ креста, который вырисовывается, если мы совместим вертикальную и горизонтальную линии охвата (восприятия) мира. Крест олицетворяет идею центра. Вдобавок он образует своего рода "сдвоенный центр". Эту сдвоенность мы можем проследить и в поэзии И. Бродского. Так, кроме центра, который находится на земле (пещера), есть центр небесный, центр пересечения горизонтальной и вертикальной линии восприятия мира (рождественская звезда). Также крест является вариантом мирового древа, т.к. в нем присутствует вертикальная и горизонтальная проекция мироздания. Во многих традициях крест символизирует жизнь, бессмертие, плодородие. Кроме этого, символика креста тесно связана с символикой сакральных чисел: это 1 - центр + 4 - материальность мира, четыре стихии.
Православное и - шире - христианское толкование креста формулируется следующим образом: "Крест - наиболее полное откровение любви Творца к Его созданию, которая до распятия была неведома даже ангелам" [2, с. 305-306]. В нравственном аспекте Крест - это путь души за Христом; это новая заповедь о жертвенной любви. В аскетическом плане Крест - образ самоотречения, в эсхатологическом плане - любовь Логоса к Церкви и обручение Христа с человеческой душой через Крест. В мистическом плане - это тайна любви, проявляемая через страдания; в символическом - это образ спасения мира, совершенного Христом.
Кроме того, крест тесно связан с пространством и временем: он охватывает пределы пространства и времени. Верхняя линия креста - путь к Богу (вверх устремлен и взгляд лирического героя). Одновременно вертикальная линия - это линия вниз, т.е. поражение демонических сил, которые могут быть на земле; это разделение добра и зла и, в то же время, надежда на спасение. Горизонтальная линия Креста - Божественная любовь, которая объемлет Вселенную и обращена ко всем народам. Для христианина Крест - это символ не смерти, а жизни.
Таким образом, мы видим, что Крест - это символ связи "земного" и "небесного", а центральной точкой, концентрирующей в себе два взгляда, является звезда. Сам И. Бродский говорил: "...одно дело - крестить народ и вести его к кресту, говоря метафорически, совсем же другое - нести этот крест. [...] если вас ведут к кресту, это отнюдь не означает, что мы будем жить счастливо, ничего не опасаясь. Это означает, что когда-нибудь этот крест окажется на наших плечах и нам придется нести его" [3, с. 28].
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
--
Бродский, И. Рождественские стихи / И. Бродский. - М.,1995
--
Энциклопедия символов, знаков, эмблем / авт.-сост. К. Королев. - М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007. - с.304 - 320.
--
Бродский, И. Большая книга интервью / И. Бродский. - М.: Захаров, 2000.