Аннотация: Просто сборник рассказов, с одним главным героем. Писалось в течение 2021 года, но решил собрать в однин файл только сейчас
Дело о мутировавшем Домовом
-- Какой адрес, уточните, пожалуйста? Деревня Пластуновка, улица... Центральная? Всего две улицы, не заблудимся, понятно. Ага, а какой район это? Харьковский? А какое направление? Ага, в сторону поселка Валки, это на автобусе, а потом... что, не ходит? Три километра от железной дороги вдоль посадки? Электричка с Левады? Три раза в сутки? Хорошо, я узнаю расписание... ага, а потом влево вдоль посадки... хорошо. Кого спросить? Записываю... Дядя Сережа или Лидия Ивановна. Понял, второй дом, что ближе к пруду. Хорошо, передам в редакцию. Ну, понятно, что это явление нерегулярное. А кто-то всегда дома? На следующей неделе хозяйка выходная будет, каждый день можно застать дома, понятно, записал. Спасибо, мы свами свяжемся по этому номеру телефона, большое вам спасибо. И вам не хворать.
Я положил трубку на рычаг и с сомнение посмотрел на журнал. Деревня, в которую не ходят маршрутки, и мимо которой целых три раза в сутки ходит электричка? Ну уж нет, в такие дебри пусть едет кто-то другой, без меня. Пусть там даже действительно что-то такое непонятное и происходит.
-- Кто там? Что за Пластуны? Они хоть на карте-то есть? -- спросила Оксанка, наливая чаю.
Хотя эта "дежурка" считается моим местом "работы", она давно стала в институте местом всеобщего отдыха. У нас тут постоянно "под рукой" горячий самовар, а еще печеньки, сахар, варенье, мед. Даже оладушки бывают, которые лаборантки приносят. И вообще, народ предпочитает приходить ко мне на перекус в дежурку, а не сидеть в столовой. А если учесть, что этот "народ" -- молодые медички-лаборантки, то я совершенно не возражаю.
Да, работа не самая престижная, но и не самая сложная. Как раз для студента, сидящего на "удаленке". Почти вся наша группа устроилась на подработку. А почему нет, если на лекции ходить не нужно? Даже слушать лекции онлайн не требуется -- есть пара полных "ботанов", которые каждую лекцию записывают, а потом скидывают по сетке остальным.
Мне, можно сказать, повезло. Все же впахиваю не на складе грузчиком, и не на стройке подсобником. Хотя денег, конечно, поменьше. Грузчик может и тысячу гривен в день заколотить, и больше. На стройке по пятьсот-шестьсот в сутки, но там пахать нужно. А тут... минималка голимая. Зато работа -- "не бей лежачего". Сидеть возле телефона (точнее, держать телефон в кармане и следить за зарядкой) и отвечать на звонки всяких сумасшедших.
-- Да мужик какой-то звонил. По ощущениям, пьяный. Точнее, выпивши.
-- И что там у него?
-- Да как обычно. "Приезжайте, посмотрите. Мы уже и к участковому обращались, и батюшку вызывали..."
-- А направление какое? -- вступил в разговор Костик, который как раз пристроился к Оксане, вместе попить чайку.
На юг, Точнее Юго-Запад. В сторону Полтавы. Этой деревни даже на карте нет, только в Гугле найти можно.
-- На Полтаву? -- задумчиво протянул Костик. -- Тогда Графине доложишь, когда обход будет делать. Если она заинтересуется, придется ехать. Я пойду, аппаратуру подготовлю.
-- Да ладно! По звонку какого-то пьяного мужика, трястись на перекладных, за семь верст киселя хлебать? Туда даже транспорт не ходит! Три кэмэ от ближайшей Же-Де станции!
-- Ты тут не философствуй! Посадили на телефон -- фиксируй. Скажут добраться -- и пешком пойдешь. Чую я, не пустой звонок. На что хоть жалуется?
-- Да он не столько жалуется, как прикалывается. Мол, фикус по комнате летал, чуть телевизор не разбил. А у другой раз собаку из комнаты выгнал, бутылки со стола падают, мебель сама собой двигается... Напился, небось, до чертиков, вот и чудится что ни попадя.
-- Может, и так. А может, и правда полтергейст. А пока булавку воткни на карте, хоть ориентировочно, где эта Пластуновка расположена.
Я со вздохом поднялся и пошел к карте области, что висела на стене. Хорошая карта, подробная. Воткнул булавку с красной головкой. А интересное место. Вокруг уже несколько булавок торчит, и рядом куча дырочек от ранее воткнутых сообщений. Вытянуто, как будто эллипсом, от границы карты в сторону Харькова. И правда, многовато с того направления сообщений. Видимо, поэтому Костик так возбудился.
Ладно, мое дело маленькое. Получить -- записать -- доложить. А дальше пусть Графиня решает.
Да, кстати. Если уж решил вести такой дневник, нужно рассказать, кто такая Графиня, кто такой я, и что вообще вокруг происходит. Меня зовут Антон. Антон Кропивницкий. Числюсь я здесь "лаборантом". Здесь -- это Институт Прикладной Генетики или что-то в этом роде. Между собой называем наше подразделение (или в институте отделы? Да хоть лаборатория) Институтом Чудаков. В каком-то старом романе вроде бы такой институт упоминался.
Графиня -- это директор нашего института. Точнее, не директор, а... в общем, начальник надо всеми. Официальным директором у нас Николай Петрович. Но, как мне объяснили знающие люди, здесь директор -- чисто номинальная административная должность. Деньгами распоряжается бухгалтерия, а научной частью -- начальники подразделений. Задача директора -- подписывать договора и распределять скудные средства между отделами. Ну, кто не в курсе: денег государство на науку выделяет (на редкие госзаказы) шиш да маленько. Так что каждое подразделение плотно сидит на хозтемах. Да еще с каждой хозтемы какой-то процент в "общак" институтский отстегивает. Специально обученные люди мотаются по агрокомплексам и прочим сельхоз объектам, и пытаются впарить хитромудрым фермерам генетически улучшенных кур, свинок, баранов, быков-производителей, буренок мясомолочной породы и прочий рогато-безрогий скот.
Да, насчет Графини не закончил. Она, типа, владелец института. Официально -- член наблюдательного совета от какого-то международного консорциума. Но, как шепчутся девочки из бухгалтерии, этим советом (и консорциумом тоже) она же и заправляет. В общем, подпольная миллионерша. И при этом у нее свой кабинет и своя лаборатория, в которой она что-то там делает. Что делает -- непонятно. Ее девочки молчат, как рыбы об лед. По секрету говорят, что колдует. И если кто сболтнет -- проклянет. Между прочим, на полном серьезе ее боятся.
Но что самое странное, боятся ее не только девочки и директор. Бухгалтерия тоже опасается. И главное: арендаторы у нее по струнке ходят. Обращаются к ней только официально: "Наталья Радовна", и ни как иначе. Что смотрится непривычно, ибо арендаторы больше похожи не на научно-производственное подразделение (каковым числятся официально), а как какую-то наркомафию. Особенно их директор, или начальник. А скорее главарь. Как-то раз видел его, неделю вздрагивал. Зовут Игорь Михайлович, погоняло Кащей. Они в институте арендуют пару производственных и малый административный корпуса. По официальной версии, их компания производит какие-то пищевые добавки и витамины. Ага, знаем мы эти витамины.
Ну о каких "витаминах" может идти речь, если "руководители" и "менеджеры среднего звена" между собой ботают исключительно по фене, производственный комплекс обнесен дополнительной колючкой, и кроме обычной вохры (с пистолетами, между прочим) внутри дежурит посменно десяток автоматчиков? Минимум прекурсоры или соли варят. Кащея, который числится там директором, его "менеджеры", напоминающие больше боксеров-тяжеловесов, конкретно боятся. А вот менты у них, похоже, скуплены оптом и на корню. Иногда заходят, о чем-то перетрут с полчаса, и выходят, довольные.
А еще наш комплекс охраняют собачки. Ну как, охраняют? Живут они здесь. На вольном выпасе. Типа, питомник при институте. И пара здоровенных кобелей постоянно возле проходной крутятся. Ни на кого не рычат, не лают. Но, если зайдет человек со стороны, подходят и внимательно так смотрят, исподлобья. Мол, "а туда ли ты забрел, мил человек? И шо ты тут забыл, у нас на раёне?" Ну, хоть закурить не просят. Но, когда на тебя пара здоровенных псин смотрит так выразительно, любому становится не по себе. До меня при поступлении довели пару легенд, что эта стая тут жила еще до того, как Графиня заброшенный завод купила. И пару бомжей, что хотели что-то умыкнуть с территории, собачки аккуратно на части разобрали. Их даже перестрелять хотели, как людоедов, но Графиня не разрешила. Вроде как договорилась с вожаком стаи, и у них теперь этакий симбиоз. Она им еду и будки, они ей дополнительную охрану.
Да, а как я сюда попал и что делаю? Тут вообще вопрос интересный.
Вообще-то я студент. Третий курс Авиационного. А как оказался здесь? Ну как, с детства интересовался всякой парапсихологией. И когда зимой прошлого года увидел объявление "Школа развития биоэнергии, бесплатно", пошел полюбопытствовать, вместе с парой друзей. А почему бы не поприкалываться?
Если уж совсем честно, то кто в наше время верит в какую-то там "биоэнергетику"? Просто пошли с девчонками знакомится. Пригласить в общагу, поговорить за парапсихологию. Выпить по бокалу чая (красного, полусладкого), а там слово за слово, ноги на плечи и...
Тем более что одной из тем оказалось изучение массажа. И преподавательница (симпатичная рыжая девчонка, лет двадцати пяти) даже рекомендовала на досуге практиковаться.
В общем, приятели перещупали всех одногруппниц и однокурсниц и решили, что уже всему научились. А кто-то даже "нащупал" постоянных подружек. А меня тема увлекла. Тем более, что дальше пошел какой-то теоретический материал. С формулами и выкладками, расчетом соотношения сигнал-шум и оценкой требуемых энергий. Мне такой подход больше нравится, чем медитация и концентрация на "третьем глазе". Так что продержался аж до экзаменационной сессии в институте. А на одно из последних занятий в группу пришла сама Графиня. Переговорила с несколькими особо упертыми ботанами, со мной в том числе. Устроила что-то вроде экзамена. И предложила такую вот подработку.
В чем состоит подработка? Дежурство в Институте. Сутки-двое, сижу вот в этой комнатушке, пью чай и отвечаю на телефонные звонки. А в прессе и по радио время от времени дают этот номер. Чтобы народ докладывал-рассказывал о разных необычных происшествиях-приключениях-событиях-теориях, которые с ними или рядом происходят. Такая, типа, парапсихологическая скорая помощь, магический "9-1-1". Там и номер чем-то похож, кстати. А ночью еще и обход коридоров второго-третьего этажа. Чтобы двери были закрыты и на предмет возгорания-затопления-прорыва потусторонних сущностей. Да, так и сказала. Я к последнему-то сперва отнесся с юмором... но об этом позже.
А почему нет? Работа неплохая, особенно если на выходные дежурство приходится. Сиди себе, фильмы по компу смотри или учебник читай. Правда, иногда у народа как будто обострение начинается, и городские сумасшедшие трубку обрывают. Или это объявление на каком-нибудь "Радио Шансон" выходит? В общем, звонят, сообщают то о призраках, то о полтергейстах, то о летающих тарелках. В основном пьяные мужские или женские истеричные голоса. А мне не все равно? Записываю, потом девочки-лаборантки заходят чаю попить. Или Элла в ночную смену, когда мы вдвоем остаемся... но это другое.
В общем, на этот звонок тоже особого внимания не обратил. Ну, кто же знал, что дальше будет?
--
Следующая смена, через два дня, пришлась на понедельник. Понедельник и так для каждого нормального человека день тяжелый. А тут еще и Графиня пришла с осмотром. Поздоровалась, взяла гроссбух, который "Журнал учета входящих", не спеша пролистала. Похвалила в очередной раз за почерк. Между прочим, чтобы разборчиво писать, пришлось чуть ли не прописи покупать для первоклашек. Кто сегодня способен писать нормально? Разве что школьники 3-5 классов. Старшеклассники и то в основном на компах тексты набирают. Или на планшетах. На крайняк на смартфонах. А особо продвинутые просто наговаривают в микрофон, а программа сама в текст переводит. Правда, текст еще хуже получается, чем с Т9. Или дикция подводит, или программу в Китае под русский адаптировали.
В общем, пролистала графиня журнал и ткнула пальцем в эту самую запись.
-- Антон, этот звонок ты принимал?
-- Ну да, я. Уже под вечер звонил кто-то. Да там и время отмечено.
-- И как на твой взгляд, показался тебе звонивший серьезным? Кто звонил, шутник или очевидец?
-- Да мужик какой-то звонил. Вроде, выпивши. Ну, не так, чтобы лыка не вяжет, но веселый такой. Вроде, как в его доме это все происходит. Ну, мебель двигается, тарелки летают. Собаку из дому выгоняет.
-- А кошку?
-- Кота. Нет, кота не трогает. Тот только шипит иногда на что-то. Ну, не знаю. Кстати, Костик как раз тут был. Посоветовал Вам специально доложить об этом звонке.
-- Костик, говоришь? Это интересно. Тут записано, что на этой неделе хозяйка будет дома. Интересно, нужно будет послать команду. Позвони, скажи, что завтра будем, ближе к вечеру. Ты ведь завтра свободен? Скажем, после двух сможешь подойти? А то у Костика напарник с ковидом свалился, нужно помочь с аппаратурой.
-- Так там же никакой транспорт не ходит, Наталья Радовна! Только электричка с Левады, и та...
-- Ничего, с транспортом разберемся. Значит, завтра. До обеда отдохни после дежурства, потом жду.
И ушла. А я, что называется, влип. Планы-то на завтра были, но не те, которые директор компании сочтет уважительными. Ладно, придется нам с Костиком покататься. Заодно посмотрю, как вообще эти "проверочные рейды" проходят. А то только по рассказам о них знаю. И то непонятно, сколько в этих рассказах правды.
--
Добрался до Института на удивление быстро. Хотя добираться довольно далеко, чуть ли не на самый край промзоны. Сперва до метро, притом с пересадкой до конечной, а потом еще и на трамвае до Плиточного. Предпоследняя остановка, в самом эпицентре останков былого могущества СССРа. В смысле, в глубине бывшей промзоны. Даже не представляю себе, что тут творилось, когда все эти заводы работали. А теперь нужно идти минут двадцать вдоль полуразрушенных корпусов, окруженных заборами разной степени сохранности. Если бы не "собачья стража", тут бы, наверное, самое жуткое место в городе сейчас было, пристанище бомжей и разного-другого-прочего деклассированного элемента. Да и сейчас какое-то движение за заборами ощущается. Там машины заезжают на самопальный автосервис, вон там мужики цех арендовали, катера и яхты делают, а там какие-то хмурые дядьки какие-то железки туда-сюда таскают...
Зато наш Институт в полном шоколаде. Модный вентилируемый фасад, отделка под гранит цоколя, пластиковые окна во всем корпусе. Оазис цивилизации, черт бы его побрал.
В дежурке сегодня сменщик, Серега. И Костик рядом, со своими ящиками. Сели, попили чаю с вареньем. Клубничное, это с опытной фабрики под Васищево. Наш институт специально работал над выведением этой клубники: чтобы не крупная, но сладкая была. Как раз для варенья. А они нам по бартеру варенье поставляют.
А потом вошла сама Графиня и скомандовала выдвигаться. Костик нагрузил меня какими-то кофрами с приборами, сам подхватил пару сумок и треноги, и мы "выдвинулись".
Во дворе уже ждал транспорт. Только за удовольствие покататься на такой машинке стоило сегодня прийти. Мерс-кубик, с лейбой Брабус-900 на капоте. Насколько я помню, такой стоит несколько сотен тысяч евро. Личная машинка Графини. Напоминает что-то военное, только черного цвета и полированный.
Здоровенная дура, почти с грузовую Газель размером, на высоченных колесах. Дюйма 23, не меньше. Да и вместимость как у грузовика. Наши сумки-кофры-треноги в багажник поместились запросто, еще и место осталось. И это несмотря на то, что там уже в уголке дизель-генератор стоял!
За руль, понятно, села сама Графиня. Костик забрался на заднее и, как я заметил, сразу принялся включать экран, вмонтированный в спинку переднего сидения. А мне повезло устроиться на пассажирское, рядом с водителем. Шикарно. Высоко, обзор отличный, дорога сама под колеса ложится. Ни качки, ни гула трансмиссии, ни рева двигателя не слышно. А двигун тут мощный, и так понятно. Это вам не китайский ширпотреб. Такие машины вручную, на заказ собирают. Слышал, народ про себя эту хозяйскую машинку обсуждал. Говорит, муж ей подарил. Ну, у богатых свои причуды. Если подарили, то можно и по сельской дороге на такой колымаге покататься. Я бы на такую чихнуть боялся. Хотя мне на одну фару от нее два года копить пришлось бы.
Осматривая салон, не сразу заметил, что мы уже свернули с окружной на трассу, а через полчаса уже рулили по какой-то подозрительной грунтовке, на которую указал навигатор. А вскоре увидели и покосившийся указатель, "Пластуны". Осталось нужный дом найти.
--
Если, принимая звонок и отмечая на карте лишенную транспортного сообщения деревеньку, я представлял себе забытую Богом и налоговой инспекцией пустошь, посреди которой стоит пара полуразвалившихся сараев, то реальность приятно порадовала. "Второй от пруда дом на одной из двух улиц" был довольно справной усадьбой. Не дворянское гнездо, конечно, но нормальная постройка в полтора этажа (с мансардой), обшитая новым сайдингом и с крышей из "мягкой" черепицы. Во дворе пара сараев для птицы, добротно сделанная утепленная собачья будка (с добродушным алабаем внутри), тентованная "Газель" во дворе и гараж на две машины: старенькая "четверка" и забытого года постройки "уазик".
Наш "лакированный танк" смотрелся во дворе, в который нас загнал хозяин, не совсем органично, но особо с окружением не контрастировал.
Дом внутри обставлен вполне современной мебелью, на стене висит новенький "Смарт-ТВ", с диагональю под 60 дюймов, выходом в интернет и кучей наворотов. Дом отапливается от собственной котельной, хозяин добавил жару, и скоро стало даже жарко.
Сам хозяин (видимо, тот самый "дядя Сережа", который и звонил по телефону), оказался не старым еще, жилистым дядькой с какой-то травмой глаза. Но шустрым и говорливым. Его жена, которую он представил как Лидию Ивановну, - вполне себе обычная тетка, которую легко встретишь за прилавком любого продуктового магазина. Где, как вскоре выяснилось, и работала. В одним из центральных магазинов города, неделя-через неделю.
Пока мы с Костиком таскали и расставляли в комнате сумки и кофры, Графиня успела познакомиться и разговориться с хозяевами. А Лидия Ивановна тем временем, как по волшебству, накрыла стол домашними разносолами. А уж когда Костик, подмигнув хозяину, достал из кофра бутылку "Хлебного дара", "дядя Сережа" вообще разошелся.
Я, конечно, впервые на таком выезде. Но как-то не так представлял себе полевую работу "охотников за приведениями". Хозяин налил каждому по стопке, включая меня и Графиню. Я вопросительно посмотрел на начальницу, но та просто кивнула и первой подняла стопку. Нормальная работа! Они что, просто побухать ездят по этим звонкам? Вскоре выяснилось, что не только побухать, но и потрындеть. Костик и начальница начали хозяев расспрашивать. Не столько про якобы имеющийся полтергейст, но и "за жисть" вообще. Мол, как давно живете, кто еще тут проживает, как соседи, как природа.
Потом хозяин сгонял еще за одной бутылкой на кухню, но теперь уже пили только хозяева и Костик. Графиня и первую рюмку до конца не допила. Видимо, налила просто за компанию, чтобы разговор завязался. А меня Костик тут же поднял из-за стола, как самого молодого, и отправил расставлять ящики, протягивать кабеля, крутить какие-то ручки. В общем, создавать видимость бурной деятельности.
Из разговора выяснилось, что переехали они в деревню из города лет десять назад. Продали квартиру, купили на оставшиеся деньги дом, пару машин, затеяли тут бизнес. Что за бизнес, я не понял. А Серега, при всей разговорчивости, ухитрялся эту тему технично обходить. Вряд ли что-то слишком законное.
Еще с ними живет сын, Виталик, но его сейчас нет. Вроде бы, на дежурстве, работает посуточно, сутки-двое. Как и Серёга, но только в разные смены, чтобы дом пустым не оставлять.
Дом достался дешево. Прошлые хозяева куда-то уехали, недвижимость досталась просто за копейки. И сперва все шло хорошо: и денег заработали, и в семье все нормально было. А потом, как сглазил кто-то. Проблемы начались разные, то с бизнесом, то в быту. То сын чуть в ментовку не загремел, по пьяни.
А пару лет назад и полтергейст завелся. Сперва просто стучал на чердаке. Серега уже и ремонт сделал, и крышу перекрыл, и вещи старые выбросил и сжег. А все равно, то ходит кто-то, то вздыхает, А иногда не на чердаке, а в пол стучит из подвала. Потом мебель начала двигаться по дому. Затем вещи пропадать стали. Не навсегда: иногда появляются, в самых неожиданных местах. А вот недавно домовой посудой стал швыряться. Да так разошелся, что жена уже милицию вызвать хотела, да муж отговорил. Мол, только народ насмешим. И соседи пальцами станут тыкать. А то и в дурку упрячут, скажут, мол, "допился Серега до зеленых чертей".
А нам позвонил, с работы. Услышал объявление по радио и позвонил. Только что мы сможем сделать? Вон они и священника вызывали, и все без толку. Ну, пришел толстый поп в рясе, святую воду веником кругом разбрызгал, кадилом помахал, с какими-то палочками ароматическими. Песни какие-то нескладные попел речитативом. Вот только не помогло: удрал батюшка, когда ему горшок с фикусом в лоб прилетел.
Тем временем обстановка за столом накалялась. Серега открыл уже третью бутылку, но употреблял почти исключительно в одно лицо. Рассказ его стал более громким, но менее связанным. Краем уха слышал, что он, наклонившись к уху Костика, по секрету громким шепотом рассказывал, как служил в Афгане секретным снайпером и в одиночку, вот этим вот ножом, вырезал целый аул душманов...
Там временем хозяйка жаловалась Графине на жизнь, на дуру-начальницу, на маленькую зарплату, на то, что в деревне закрыли единственный магазин, на сына, который, если так пойдет и дальше, точно скоро сядет по глупости... Наша директриса сочувственно кивала и поддакивала, обходя комнату и заглядывая во все углы. Спросила, что за иконы стоят в углу возле телевизора. Кивнула, когда хозяйка ответила, что это от прошлых хозяев остались. Еще какие-то мелочи уточнила. А потом обратилась к владелице, мол, не можете куда-нибудь выйти на часик. Мол, мы сейчас проведем измерения. Попробуем определить, что тут с магнитными полями, и что за аномалия расположилась. И можно ли ее размагнитить. Домовой, нечистая сила? Да что вы, мы же солидный институт! Я доктор наук, а не деревенский поп. Какие домовые и нечистая сила? Просто флуктуации магнитного поля, из-за них тут все и происходит. Да вы не волнуйтесь, такое часто случается, мы с такими явлениями уже сталкивались. Сейчас закончим калибровку приборов. Но нужно, чтобы никто не мешал. И кота заберите, пожалуйста, он нам фон от электроимпульсной установки искажает. Спасибо. К соседям пойдете? Отлично. Мы, как закончим, вас позовем. Вот, стажер сбегает.
И на меня указала. Ну да, нашли самого молодого! И тут дедовщина, как в армии!
--
Костик, провожавший хозяев, вернулся обратно и тут же принялся щелкать тумблерами на приборах.
-- Фон ловишь? -- деловито спросила Графиня.
-- Повышен. До третьего уровня.
-- Локализация?
-- Пока нет. В сторону кухни немного увеличивается.
-- Подвал, чердак?
-- Сейчас заблокирую.
Он щелкнул тумблером, и мне показалось, что по полу, стенам и потолку поползли извилистые, пересекающиеся под неровными углами зеленоватые линии. Затем Костик еще что-то подкрутил, и линии погрузились в пол и стены. И раздался тихий, но отчетливый гул. Так гудит трансформаторная подстанция, если подойти ближе.
-- Кстати, как сами хозяева? Под управлением? Или еще держатся? -- спросил, в свою очередь, Костик.
-- Держатся еще. Мужик нормально резистивный, но жена уже немного поплыла. А вот сынишка, судя по всему, полный заряд получил. Надеюсь, если эту тварь убрать, еще выкарабкается.
-- Ладно, сейчас ее выманю. Стажер, как тебя, Антон? Впервые на выезде? -- подмигнул мне Костик.
-- Ага, -- недоуменно проговорил я, выходя из ступора. Как-то очень все резко переменилось. Что-то я не успеваю за событиями. Торможу, короче.
-- Сейчас тут небольшой фейерверк может начаться. Ты, если что, старайся под руку не попасть. Просто стой на месте и смотри в оба. Если что почувствуешь, старайся не вмешиваться. И по комнате не бегай, настройки не сбивай. Ну, начали!
Графиня подняла руки перед собой и сделала какой-то хитрый жест кистями, сложив пальцы в замок. Показалось, что от сомкнутых рук пошла концентрическая волна во все стороны. Там, где она коснулась стен, пола или потолка, пошло слабое эхо. Кроме одного места, тумбочки в дальнем углу, возле шифоньера. Вазочка, стоящая тумбе задрожала и приподнялась в воздух. Костик тут же кинулся в ту сторону и переключил то-то на ящике, установленном на треноге. Гул изменился, в него добавились свистящие нотки. Вазочка плюхнулась обратно. Графиня, оставаясь в том же положении, боком к непонятному явлению, изменила положение пальцев и начала осматривать через сложенные хитрым образом кисти расположенное перед ней пространство, как через прицел. А я почувствовал нарастающую панику.
И вроде бы, ничего опасного не происходило: женщина стоит спокойно посреди комнаты, Костик переходит от треноги к треноге, огоньки на коробках меняют цвет, перемигиваясь зелеными, синими или желтыми светодиодиками... Но чувствую я себя как-то неуверенно. И хочется спрятаться, отойти назад, укрыться от непонятной опасности. Напряжение нарастает...
Так, стоп, ничего не происходит, -- одернул я себя. -- Просто сам себя накручиваю. Ничего это не психическое воздействие полтергейста. Нормальный стресс. Обычная реакция на окружающие странности. Что-то похожее нам на лекции рассказывала все та же смешливая Иринка. Мол, попадая в непонятную ситуацию (куда уж непонятнее!) человек испытывает стресс. Сигнал подается в мозг, активируется гипоталамус. Тот передает команду на надпочечники, они вшарошивают в кровь ударную дозу адреналина и норадреналина, на случай драки. Увеличивается ЧСС, растет кровяное давление, дыхание становится частым, но поверхностным. Расширяются зрачки. В кратковременной перспективе растет активность, но, если остаться в таком положении долго, наступит второй этап: апатия и упадок сил.
А еще можно попытаться стряхнуть оцепенение и усилить внимание, чтобы определить источник опасности. Это не Графиня, не Костик, и не эти железяки, которые мирно гудят по периметру комнаты. Это...
Так, что там она еще говорила? Что всякие непонятные явления не стоит рассматривать в упор. Даже показывала как-то: что-то там делала, била в гонг и... исчезала. Прямо посреди комнаты, хотя мы всей группой на нее пялились. А вот если расслабиться, посмотреть чуть в сторону и попытаться расширить поле бокового зрения...
-- Вон он! -- заорал я, указывая в сторону чуть заметного белесоватого пятнышка, что появилось со стороны кухонной двери. Казалось, оно на вошло в дверь, а просочилось сквозь стену. Перевел на него взгляд... ничего нет. Черт, неужели ошибся?
-- Молодец, стажер! -- гаркнула Графиня и повернула руки и сложенную пальцами фигуру (мандалу?) в то же сторону.
-- Шустрый, гаденыш! -- подхватил Костик. Интересно, о ком это он? О том белесом пятнышке или обо мне?
Впрочем, почти сразу же стало понятно. Костик рухнул на колени, проехавшись по полу и подхватил прибор, похожий на старинный фотоаппарат, с выдвигающимся гармошкой объективом. И направил его куда-то в пространство между мной и тем местом, где я засек появление чего-то непонятного.
-- Есть! -- азартно крикнул он.
Там временем Графиня сложила руки перед собой, как будто охватила футбольный мяч. И между ладонями появился желтый огонек. Фаербол? Шаровая молния? Впрочем, дело не в названии. Ириша, когда рассказывала между делом разные сказки, говорила, что особо умелые экстрасенсы умеют формировать такие вот огненные шары. Мол, и мы сможем -- те, кто достигнет некоего "третьего уровня".
Графиня распрямила руки, и шарик полетел в стену. Но, не долетая около метра, как будто растекся по чему-то. И на этом месте возникло нечто.
Больше всего это напоминало огромный клубок ниток. Точнее длинных, тонких, белых до прозрачности волос. Возможно, в средине это клубок был более плотным, но снаружи были видны только слабо шевелящиеся в воздухе тонкие, как паутинка, волосинки. Длиной от полуметра до метра.
Ростом существо (назовем его так) было мне по пояс. То есть около метра. И напоминало маленький стожок, или копну сена. Наверное, при желании, известном воображении и в темноте его можно было принять за мужичонку в тулупе, валенках и ушанке. Возможно, проблески внутри можно было бы принять за глаза, а воображение дорисовало бы нос и рот. А отделившиеся от него толстые пучки, направленные в мою сторону, можно принять за руки в варежках.
-- Студент, в сторону! -- рявкнул Костик, я автоматически отпрыгнул. А потом и немного пришел в себя. Теперь я понял, что чувство неуверенности, беспричинного страха, какой-то обреченности и злости было не моим! Это он на меня воздействовал. Не знаю как, но теперь я сумел вырваться из-под его влияния. Но Костик оставался в непосредственной близости от этого "что-то". Я понимаю, он охотник опытный, но к этой штуке подобрался слишком близко. А она, кажется, не собиралась сдаваться без боя. И когда толстые полосы-"руки" потянулись к нашему оператору, я зачем-то заорал "Банзай!" и сделал в сторону существа "козу". Ну, знаете, жест такой, что на рок-концертах делают, указательным и мизинцем.
И у меня получилось! Существо дернулось в сторону, Костик молнией вскочил на ноги и отпрыгнул, а Графиня швырнула в сторону "стожка" квадратную коробочку с мигающим светодиодом. Коробка остановился точно под нашим "пришельцем", и усиленно замигала диодиками: в основном красным и оранжевым. Стожок весь затрясся, пару раз дернулся и растворился в воздухе. Коробочка перестала жужжать и зажгла зеленый огонек.
-- Фух, это было жёстко! -довольно произнес Костик, вытирая со лба выступившую испарину. -- Не ожидал, что он таким шустрым окажется и обманку выпустит. Думал, он в нас чем-нибудь запустит, как обычно.
-- Молодой еще, повезло нам, -- проворчала Графиня.- Поле подавления телекинеза все же сработало. Я тоже его не сразу запеленговала. А стажер у нас молодец, не сплоховал. Где это жест подсмотрел?
-- Дак это... только что придумал -- пробормотал я. -- А что это сейчас было? А эта коробка что, ловушка для призраков? И они у нас в подвале будут храниться?
-- Нет, ловушки пока не придумали, -- с сожалением отозвался Костик. -- Это прогонялка. Ее, когда включаешь, такие вот твари куда-то деваются.
-- Умирают?
-- Ну, если следовать классике, что "жизнь -- это способ существования белковых тел..." то они и не живут, если придираться. А вообще-то никто пока толком не знает. Но скорее всего, куда-то уходят. Как тараканы. Потому, что, если не зачистить все следы, он когда-нибудь вернется.
-- Вот, кстати, и зачисть. "Очиститель" возьми и на следы проверь. Особенно вон там, за иконами.
-- Вижу, проворчал Костик, глядя на экран ноутбука. И на кухне проверить нужно. И в подвал заглянуть. А может, стажера на чердак пошлем?
-- Стажера с собой возьмешь, пусть смотрит, как работать нужно. А то еще пропустите что.
И мы начали обход комнат. "Очиститель" походил на штуку, которой дворники листья с дорожки сдувают. Или лазерную пушку из фантастического фильма. Труба, выходящая из неопределенной формы корпуса. Только в нему еще экран от небольшого планшета приделан. В трубе линзы-призмы, а сверху к трубе прикручена синей изолентой (классика! Это вам не прозрачный скотч!) лазерная указка. Довольно скучная процедура. Костик направлял на стены лазерную указку, и при этом глядел в монитор. Потом иногда говорил "ага", "попался" или "вот зараза". И нажимал какие-то кнопки. "Пылесос" на секунду изменял звук, затем опять затихал, а мы двигались дальше. Пару раз я посмотрел на экран через плечо Костика, но ничего толком не разобрал. Угол зрения слишком узкий на старом экране. Какую-то дешевку разобрал древнюю, не иначе.
Минут через сорок процедура закончилась. Костик опять вернулся в гостиную осмотрел свои приборы, заявил, что все чисто и можно собираться.
Собрав приборы и упаковав в багажник, отправился в соседний дом за хозяевами. Лидия Ивановна пришла, поддерживая порядком захмелевшего "дядю Сережу". Костик заставил ее пройтись по комнатам и убедиться, что все предметы (включая холодильник, телевизор и отопительный котел) остались на месте. Затем пригласил заглянуть в багажник машины, чтобы удостовериться, что непонятные "ученые" ничего лишнего с собой не прихватили. Тут уж сунул нос чуть протрезвевший "дядя Сережа". Поцокал языком, сказал, "хорошая тачка" и "нужно это обмыть".
На что Костик с сожалением ответил, мол, уже поздно, нам еще обратно ехать. Получил обратно книжечку в желкто-синей обложке (он что, паспорт в залог оставлял?), и мы уехали.
-- Когда уже подъезжали к Окружной, я решился спросить:
-- Наталья Радовна, а что это сейчас было? Вот этот стожок?
-- Стожок? Ты так его увидел?
-- Ну да, а что?
-- Обычно мужичка видят, в шубе. А дальше, как фантазия позволит. А вообще они редко показываются. Домовой это был. Их, кстати, еще "Волосень" называли в старину. Только одичавший и мутировавший. Но хорошо, что не слишком агрессивный и не набравший силы. Похоже, хозяин дома с сильной энергетикой оказался. Сумел противостоять.
-- А что они делают, такие домовые? Они злые или добрые? В смысле, вредят или помогают? И почему одичал? И от чего мутировал?
-- Насчет того, злые они или добрые, вопрос интересный. Это как посмотреть. Это вообще-то другая форма... жизни, что ли? Большинству до животных и людей никакого дела нет. У них какие-то свои дела. Как они с людьми связываются, почему прикидываются духами умерших, как общаются, можно ли их как-то разговорить, это мы как раз и пытаемся выяснить. А вообще про домовых, полтергейстов, баньши, нимф, баганов, броуни и прочих жевжиков тебе подробнее Ирина расскажет. Или Костик, он их классифицировать пытается. Но это если останешься у нас работать. Считай, стажировку ты прошел, теперь будешь работать официально, получать десятку тысяч гривен в месяц. И за выезды отдельная премия, если результативно.
-- А часто такие результаты?
-- Не слишком. Как повезет.
-- Или не повезет, -- хмыкнул с заднего сидения Костик. -- Помните, как тогда, на выселках? Еле ноги унесли!
-- Да ладно, не было там ничего опасного. Просто внешне жутковато выглядело. Я на другой день съездила, вопрос решила.
-- Ага, ничего опасного. Когда такой жутик из земли вылазит...
-- Не пугай стажера. Ну да, бывают приключения пострашнее. Но обычно рутина. Зато премия за работу. Так как, переходишь из наблюдателей в оперативники?
-- Э... ну да. Тут веселее, чем просто на телефоне сидеть.
-- Тогда сейчас заедем, подписку напишешь. О неразглашении.
-- А если где-то кому-то расскажу?
-- Не сможешь, -- хохотнул Костик. -- Ты в курсе, что наша Графиня... прошу прощения, наша госпожа директор -- боевой маг? Она тебя этой распиской так припечатает...
-- Константин, не пугай ребенка. Ничего страшного не будет. Обычный гипноз. Чтобы не смог никому рассказать о том, что видел на работе.
Я замолчал, переваривая услышанное. Кажется, меня только что перенесло в другую Вселенную. Где есть "просто гипноз", не позволяющий раскрывать коммерческие тайны. Где институтом руководят боевые маги. Где домовые могут мутировать...
-- А с чего этот домовой мутировал? -- вдруг спросил я, неожиданно даже для себя.
-- Под облучение попал, -- вздохнул Костик. -- Видать, во время взрыва рядом ошивался. Вот и не повезло бедолаге. В том районе много таких осталось, пострадавших. Они ж любопытные, домовые. Вот и получил по полной.
-- Какой еще взрыв?
-- Ядерный. В селе Крестище. Ближе к границе с Полтавской областью. Операция "Факел", 1972 год. Не слыхал?
-- Не слышал, -- удивился я. -- Кто-то из сельчан ездил на шабашку, строить Семипалатинск? И спер на полигоне атомную бомбу? А она случайно взорвалась?
-- Ну, ты приколист, -- рассмеялся Костик. -- Да нет, газовое месторождение там открыли, крупное. Начали бурить, а газ прорвался и факел загорелся. Хотели взорвать А-бомбу, чтобы фонтан погасить. Взорвали, да только ни хрена не получилось. Как-то потом фонтан заткнули, да и забыли все. А этих, видишь, зацепило.
-- Так всех же отселить должны были?
-- Кого, домовых? Ты шутишь? Там и сельчан местных никто особо не отселял. Вывезли кого-то на сутки, потом взад вернули. Данных по смертям от лейкемии или другой онкологии нет. Это тебе не какая-то сраная Европа. Это СССР. Сказали "сиди на бомбе", народ и сидит. А ты вылезай, приехали. Поможешь аппаратуру вытащить.
--
Кабинет Графини особо не поражал. Стол, пара кресел для гостей, диван с журнальным столиком перед ним. На стенах пара дипломов и какой-то длинный свиток, со свисающими с него блямбами. Если смотреть "рассеянным боковым зрением", то печати, кажется, даже отсвечивают собственным внутренним светом.
Кровью нигде расписываться не пришлось. Хозяйка кабинета что-то набрала на клавиатуре, из принтера выполз лист бумаги. Обычный текст: "Я, ФИО, обязуюсь никому не передавать сведения о месте своей работы и выполняемых обязанностях без разрешения..." Дата. Подпись. Правда, еще было место для отпечатка пальца. Подписал, приложил. Ничего не изменилось. Я даже расстроился немного.
-- Глянь на этот пергамент, -- толкнул меня в бок Костик. -- Настоящий диплом боевого мага. Второго такого хрен где увидишь. Но о нем тоже нельзя рассказывать.
Я подошел ближе. На вид обычная бумага. Только толстая и желтоватая. На ней какие-то то ли письмена, то ли закорючки, то ли орнамент. Почему-то написано не справа налево, а сверху вниз.
-- Это где такие выдают? -- спросил я. -- В Китае? А не поделка?
-- В Тибете, -- ответила владелица института и, судя по всему, сильная колдунья. -- И нет, не подделка. Спасибо за работу, Антон, премию завтра получите, переводом на карточку. Сегодня уже бухгалтерия закрыта. Пока выходишь на работу по старому графику. Константин, у меня к тебе пара вопросов будет по аппаратуре, но тоже завтра. Пока, ребята. Отдыхайте.
Вот так кончилось мое первое "дело". Интересно, что-то дальше будет?
--
Дело о рассеянном волшебнике
-- Здравствуйте. Вы дозвонились в Отдел Регистрации Необычных Явлений. О чем бы вы хотели сообщить?
-- Здравствуйте. Меня зовут Аркадий Николаевич Коллонтай. С двумя "л". Я доктор наук, профессор, работаю в Институте Низких Температур. Руководитель лаборатории... впрочем, это не важно. Вы не могли бы приехать ко мне и проверить... в общем, у меня дома происходит что-то странное.
-- Вы попали по адресу. Странное -- это наш профиль. То, что происходит у Вас дома, оно опасно для окружающих? Двигается мебель, летают предметы, слышны какие-то звуки?
-- Нет-нет, ничего такого. Просто у меня... впрочем, лучше приезжайте и посмотрите сами. Ну, а если Вы не сможете помочь, придется обратится к психиатру...
-- Ну что вы, мы обязательно приедем. Но если вы точнее обрисуете ситуацию, мы сможем прислать специалистов. А если ситуация угрожающая, то...
-- Нет-нет, что вы, ничего опасного. Просто... в общем, приходите, пожалуйста. Я живу рядом с центром, на улице Мироносицкой. Это бывшая улица Дзержинского. Старый дом, вход со двора. Подъезд номер 4. Наберите на домофоне номер... впрочем, лучше позвоните по этому телефону, я вас встречу. У меня домофон не всегда срабатывает.
-- Когда вам удобнее встретить нашего сотрудника?
-- Наша лаборатория работает до 16:00, в 16:45 я обычно уже дома. Так что, если вам удобно, приходите в полшестого, буду вас ждать. Завтра вам удобно?
-- Завтра? Что, так все плохо? Или вы уверены, что явление будет проявляться именно завтра?
-- Нет, что вы, срочного ничего нет. Если вы заняты, то можем созвониться позже.
-- Нет-нет, наш сотрудник обязательно будет! Значит, записываю адрес: улица Мироносицкая, доехать удобнее от метро Бекетова, дальше пешком... Хорошо, завтра кто-то подъедет. Хотя бы примерно можете сказать, что у вас произошло? Ну, хорошо, до встречи.
Нажал отбой и положил трубку. Подумал, написать ли про то, что дядька был странный. Судя по голосу и манере общения, человек далеко не молодой. Значит, вряд ли это тупой розыгрыш. В последнее время такие случаются, и нередко. Но в основном шутники в возрасте 20-25, и их постоянно пробивает на "хи-хи".
Или шизик. Сейчас таких тоже немало. Как говорит Ириша, у народа после всех этих новых тарифов, перманентного роста цен, истерии в новостях и по телевизору, бардака с правительством и прочих заворотов в жизненной ситуации просто не выдерживает психика. И народ слетает с катушек. У кого-то это проходит в явной и острой, у других в скрытой, вялотекущей форме.
С другой стороны, чел представился как доктор наук, назвал место работы. Можно всегда проверить, существует ли такой человек. Хотя, с другой стороны, а какого черта он вообще начал разговор не с описания проблемы, а с официального представления?
Ладно, запись сделал, дальше не мои проблемы. Пока не буду никому докладывать, народ дергать. Пойду сам завтра проверю, у меня все равно свободный день. Хотя Графиня предупреждала, чтобы на осмотр отправлялись хотя бы вдвоем. Но что может случиться? Самый центр города, пожилой дядька, целый доктор наук. Смотаюсь. Если что-то там есть, выпишу себе командировку, будет бонус к зарплате. А то все последние выезды -- пустышки. По полтиннику за них, конечно, бухгалтерия начислила. Но пока реальных событий не было. И премий, соответственно, не выходило. Решено, схожу!
--
Ах да, в начале рассказа принято представляться. Вообще-то это не первая запись из моего дневника, но на всякий случай повторю: Зовут меня Антон, работаю дежурным в "Отделе Регистрации Необычных Явлений" при институте Прикладной Генетики. Правда, нашим острословам не понравилось название Отдела, потому что сокращение получается не смешное. И они негласно переименовали его в "Харьковское Управление Исследования Необычных Явлений". И даже табличку к двери прибили. В виде сокращения по первым буквам. Вроде, как официально признанный и популярный в свое время отдел "Холодного Управляемого Ядерного Синтеза".
Мы эту табличку со сменщиком, Серегой, несколько раз снимали. Но компьютерщики народ упорный, так что нам первым надоело бороться. Ну висит себе желто-блакитная табличка, и висит. Сути-то это не меняет. Просто небольшая дежурка. С компом, стационарным телефоном, электрическим самоваром и запасом варенья. Кто-то шутит, что ждем прилета Карлсона, а пока просто комнатка используется для посиделок всего коллектива института. В основном к нам заглядывают на чай "младшие сотрудники", а именно лаборантки и студентки медучилища, так что возражений нет.
Но это у меня так, подработка. А вообще-то я студент третьего курса Авиационного. А на почетную должность "оператора мобильного телефона" попал после того, как меня заметила на курсах биоэнергетики хозяйка нашего института, Наталья Радовна. Она же "Графиня". А пару месяцев назад, после первого выезда "на дело" повысила в должности до "оперативника", с увеличением зарплаты.
На самом деле это "повышение" почти ничего в работе не изменило: все так же сижу "на телефоне" сутки-через-двое, только изредка меня вытаскивают с собой Костик (это наш техник, он с железом возится) и Оксанка (она вроде как старшая в нашей группе).
Какие выезды? В основном осматриваем "страшные" квартиры. В смысле, те, о которых говорят, что там поселился "злой барабашка", или полтергейст. Пару раз просили приехать успокоить ведьму (не нашли), и один раз на стене дома появился женский лик (вода выступила, строители что-то с раствором напортачили).
Да и "барабашек" нашли только один раз. Зато там был самый настоящий полтергейст, то есть одичавший домовой. Остальные шумы, движения мебели и прочее оказалось или мистификацией, или действиями соседей. Один раз бомж на чердаке поселился.
А мистификации разные, в основном по профилю Оксаны, она из семьи потомственных цирковых, у нее еще дедушка фокусником работал. Так что разные трюки она на раз просекает.
В реальном "деле" я побывал только раз. И, скажем прямо, немного разочаровался в работе "охотника за приведениями". Хотя это как посмотреть. Это как быть пожарным, но на пожары не ездить: немного обидно, немного скучно, но зато безопасно.
Вот так, расслабившись от безделья и безопасности, я и оказался в той самой квартире, на бывшей улице Дзержинского.
--
Давненько я не выбирался в центр города. Хотя "центром" считается скорее соседняя, Сумская. А тут всего в квартале от загруженной магистрали и сияющих рекламой витрин, тишина и спокойствие. Дом старый, построен буквой "П". Даже почти "О". Вход во двор через арку, с тихой и мирной улочки. Во дворе детская площадка с неизменными качелями, песочницей и яркой горкой. Вокруг дорожки, по которым гуляют мамаши с колясками (ан, нет, есть даже один папаша). Еще традиционные собачники с мелкими шавками, вроде французских бульдогов, мопсов и прочих "диванных сторожевых", которые не тянут даже на "кошкодавов".
Подъезды по кругу, угадать бы только, с какой стороны начинаются. Ну да ладно, пойду, как положено, налево. Их все равно восемь, а мне четвертый нужен. Ага, вот и он. А перед подъездом, на лавочках, сидят классические бабульки и один... нет, не дедушка, но в возрасте человек. Вроде бы, пенсионного возраста. Одет простенько, но со вкусом. Длинное черное пальто, на голове шляпа с полями, на лице очки с толстыми стеклами. Простые черные штаны, не джинсы. А вот ботинки не в стиле: что-то вроде туристских кроссовок, на высокой шнуровке и с толстой подошвой. Это наш клиент, что ли?
При моем приближении дедуля встрепенулся. Хорошо, что я время точно подгадал: как раз половина шестого, как и договаривались. Точность, как говорится, вежливость королей. Опаздывать на встречу -- себя не уважать. А отговорка про транспорт -- это для лохов. Если уж назначено время -- расшибись, но прибудь вовремя.
-- Здравствуйте, Аркадий Николаевич? -- обратился я к нему. Чуть не протянул руку, но вовремя вспомнил правила этикета: здоровается первым младший со старшим, а вот руку первым протягивает старший младшему.
-- Здравствуйте, молодой человек, -- протянул мне руку целый доктор наук. -- Кажется, это с Вами я вчера разговаривал?
-- Совершенно верно, Аркадий Николаевич, вчера я на приеме звонков дежурил, -- ответил я, пожимая протянутую руку. -- Вот, приехал посмотреть, что у Вас приключилось, нужна ли помощь, кого прислать из специалистов...
-- А Вы, молодой человек...
-- Ой, простите. Антон Кропивницкий, оперативник Отдела Исследований Необычных Явлений. Обычно я выезжаю на случаи Полтергейста или если обнаружено стороннее энергетическое вмешательство. Ну, и старшим, куда пошлют, это уж как водится.
-- А какое у Вас образование?
-- Студент третьего курса. Компьютерные науки. Уже около полугода работаю оперативником в нашем отделе.
-- То есть опыт встречи с... непонятным, у Вас есть?
-- Разумеется, мы проходим специальную подготовку, -- не моргнув глазом, соврал я. Какая, к черту, может быть "подготовка" в отделе Необычных Явлений? Но клиенту этого знать не стоит. Он и так нервничает, нужно его успокоить.
-- Хорошо. Тогда пойдемте, но только постарайтесь не сильно удивляться. Это немного... необычно.
Мы поднялись на третий этаж. В квартиру 52 вела высокая дверь, обитая черным дерматином. С солидной бронзовой (а не силуминовой, как обычно сегодня) ручкой и аж тремя замочными скважинами, разной формы. Профессор достал из кармана связку ключей, немного подумал и открыл дверь самым большим ключом.
-- Проходите, Антон, -- жестом пригласил меня Аркадий Николаевич. -- Разувайтесь, там тапочки на тумбочке. Проходите, пожалуй, на кухню, там удобнее.
--
-- Простите, Антон, какого вы года рождения? -- спросил профессор, когда мы устроились за столом и он зажег газ под чайником. Газ он зажигал по-старинке, спичкой. Странно, почему такая старая печка, без электроподжига? Сколько же лет назад он делал на кухне ремонт? Да и вообще, кухня была олдскульная. Здоровенный холодильник не заглаженной, а прямоугольной, как вырубленной одним бруском формы. Фирма "Днепр". Интересно, не видел таких в продаже. Стилистика под какой-то старинный бренд, родом из СССР.
Печка того же типа, хотя выглядит новой. Над мойкой полочка с посудой, дальше шкаф. Вроде бы новый или очень чисто вымытый, но выполнен в стиле "под старину". А в дополнение на стене о чем-то бухтела "радиоточка", которых не видел с далекого детства.
-- Год рождения? Две тысячи второй. А что?
-- А как Вы относитесь к СССР?
-- Да никак, в общем-то. Кто-то рассказывает, что там был прямо-таки рай земной. Кто-то говорит, что сплошной Гулаг и Совдепия. Не знаю. Но все сходится, что такого бардака тогда не было. Особенно в том, что касается тарифов, цен и зарплат. Но и такого разнообразия товаров тоже не было. В общем, не знаю, а что?
-- А я родился в 1947. Так что на момент развала Союза мне было 44 года. Возраст, скажем так, не молодой, но вполне действенный. К тому времени я был на хорошем счету в институте, руководил лабораторией, был давно и успешно женат, дочка ходила в школу... И, поначалу, особых перемен не было. У многих была эйфория: сняли партийный контроль, разрешили заниматься бизнесом. У нас в лаборатории было множество наработок, которые были на передовом крае мировой науки, и даже выше.
В этот момент засвистел свисток на чайнике. Пожилой ученый поднялся из-за стола, выключил чайник, достал с полки пачку чая. Странная пачка, бумажная, желтая, с рисунком слона на боку. Аркадий Николаевич взял заварочный чайник, налил в него немного воды, ополоснул, вылил кипяток в раковину. Затем достал пару щепоток заварки и бросил в заварник. Долил немного воды, поставил заварник на стол и накрыл полотенцем.
Было немного дико смотреть на эти приготовления. Да, мы тоже пьем чай, но привычнее как-то заваривать его обычными пакетиками. Заметив мое недоумение, ученый усмехнулся и пояснил:
-- Не могу пользоваться этими пакетиками. Привык заваривать чай, как положено, в заварнике. Видите ли, у нас в лаборатории было принято соревноваться в заваривании чая. Существуют десятки способов, но я предпочитаю этот. Сейчас долью воды, и через пять минут чай будет готов. Одну секунду...
Он и правда встал, долил воды в заварник, опять прикрыл полотенцем и поставил на стол.
-- Так вот, о чем это я? Ах да, "перестройка". Это было очень модное слово. Там было еще "ускорение", но оно как-то быстро забылось. Страну лихорадило, но мы жили надеждой на лучшее. Кто-то и правда начал что-то делать, у некоторых даже начало получаться. Кто поумнее, постарался выехать из страны, любыми способами. Даже анекдот такой был, "хоть тушкой, хоть чучелом". Про попугая. Да, интересное было время.
Старикан (Теперь он снял пальто и остался в пиджаке и галстуке. Мне прямо даже неловко стало за свои джинсы и старый свитер) снял полотенце с заварника, поставил две чашки и начал разливать чай.
-- Вам разводить? -- спросил он, когда чашку до половины заполнила темно-коричневая жидкость, больше похожая по цвету на кофе. Зато запах был... я и не предполагал, что запах чая может быть таким интенсивным.
-- Да, пожалуй... а это точно можно пить? Это же чифирь какой-то!
-- Нет, это просто сорт такой. Я, пожалуй, тоже немного разведу. Угощайтесь, вот сушки к чаю. Вот сахар, кусковой. Я предпочитаю вприкуску. По-моему, сахар убивает характерный вкус и запах чая. Конечно, в пакетированном чае ничего этого нет, так что его можно пить как угодно, но если чай настоящий, индийский, свежезаваренный...
-- Да, спасибо. Я тоже попробую вприкуску. А где вы такой чай покупаете?
-- В нашем магазине, больше я пока нигде его не видел. Да, этот чай тоже, видимо, один из элементов того, что со мной происходит. Кстати, у меня, кажется, еще конфеты где-то были... да вот же они!
Он поднялся, протянул руку и достал с полочки вазочку с конфетами. Разными. Шоколадными и карамельками. Вот только поклясться могу, что только что на полке этой вазочки не было.
-- Да, так на чем я остановился? Ах да, перестройка. В принципе, время было неплохое. "Лихие 90-е", как сейчас говорят. Время надежд, время попыток..., и Вы знаете, кое-что удавалось. Во всяком случае, нашему отделу. Удалось продать пару разработок, в результате пошли заграничные гранты. Затем несколько сотрудников получили приглашения от солидных институтов, в Европе и США, уехали. Мы начали несколько новых проектов...
Он помолчал, отхлебнул чаю, поставил кружку на место, задумался.
-- Прошу прощения, Аркадий Николаевич, события времен перестройки как-то связаны с тем, что происходит сейчас с Вами? -- осторожно спросил я. Чай, конечно, вкусный, но я лучше бы дома посидел, чем выслушивать воспоминания пенсионера о том, какая мокрая была вода и насколько была зеленее трава, в годы его молодости.
-- Да, простите, просто хотел более плавно перейти к событиям последнего времени. Потому, что сам этого не слишком понимаю. Ну, хорошо, давайте ближе к теме. Как вам конфеты?
-- Спасибо, вкусно.
-- Отличаются от тех, что продаются в обычных магазинах?
-- Не знаю. Я не специалист. Кажется, шоколад немного не такой. Тоже из вашего институтского магазина?
-- Наверное, можно сказать и так. Но скажите, вы видите вот тот прибор возле двери?
-- Радиоточку? Конечно. Не знал, что они еще работают.
-- Вы слышите, что она передает?
-- Песни какие-то. Поют хором. Какой-то народный хор. Я в этой музыке не очень разбираюсь. "Русское Радио" какое-нибудь? Или канал "Культура"?
-- Радио "Маяк". Оно не эфирное, вряд ли Вы его слушали. Попробуйте его отключить!
Я пожал плечами, подошел к бухтелке и покрутил ручку. Хор стал петь тише, но все так же заунывно. Затем просто выдернул вилку из розетки. Помню, что по проводам передавалось не просто питание, но и передача звука. Вот только на эту конкретную радиоточку ничего не подействовало. Она все также заунывно выводила какую-то народную мелодию.
-- Это и есть ваша проблема? -- спросил я. -- Да, это немного странно, но работающая радиоточка...
-- Это далеко не все. Но тоже часть проблемы. Далеко не все явления имеют хоть какое-то разумное объяснение. Ну что ж, я хотя бы убедился, что постоянно работающий приемник, который невозможно отключить, не просто мои галлюцинации. Пойдемте в гостиную.
--
Гостиная тоже была оформлена в старинном стиле. Если бы не комп на рабочем столе и здоровенный телевизор на тумбе, она казалась бы приветом из прошлого века. На стене зачем-то висел ковер, а вдоль другой стояла стенка, с множеством застекленных полок. А на полках были книги. Наверное, столько книжек я не видел раньше нигде. В основном это были какие-то специальные издания: словари, техническая литература, журналы, разномастные тома всех цветов и размеров. Только одна полка была заполнена более современными книжками в ярких обложках. Я подошел ближе и посмотрел корешки. Хм, интересная подборка. "Спасти СССР", "Советник Сталина", "Как я спас СССР", и куча похожих названий. Характерный выбор тематики.
Тем временем хозяин квартиры вышел на средину комнаты и задумчиво поднял пульт от телевизора. Включил его и повернулся ко мне.
-- Скажите, Антон, что сейчас показывают по телевизору?
-- Сериал какой-то идет, -- недоуменно посмотрел я на экран. -- Судя по всему, фантастика. Кто-то с кем-то воюет. Тетка с погонами и красной звездой на скафандре лихо отстреливала жуткого вида монстров, в интерьере, напоминающем космическую станцию.
-- Вы такой раньше видели?
-- Не знаю, я не слежу за сериалами. Честно говоря, телевизор почти не смотрю. А что?
-- Не знаю. У меня сейчас времени больше стало, но сериалы какие-то другие пошли. Раньше американские больше были, сейчас в основном отечественные показывают. И старые фильмы. С этого, собственно, и началось. Конечно, рекламы меньше стало, это хорошо. Но, с другой стороны, сейчас больше новостей. И они какие-то странные. Вы следите за внешней политикой?
-- Постольку-поскольку. Особо не вникаю, но новости иногда просматриваю. По интернету.
-- Интернету... да, и это тоже. А вот с интернетом у меня тоже какая-то беда. Почему-то домашний компьютер постоянно ломается. В смысле, Виндовс почему-то постоянно куда-то с него удаляется, и вместо нее появляется какая-то другая операционная система. Поэтому, когда пытаюсь войти в интернет, она сообщает, что я не зарегистрирован и не имею доступа. И что нужно ввести свои данные: номер паспорта, какой-то личный код гражданина... Поначалу возил системный блок к ребятам в институт, но потом перестал. Ну да Бог с ним, с этим интернетом. Но вот телевизор постоянно показывает какие-то странные новости. Да они сейчас начнутся, сами посмотрите.
И в самом деле, сериал закончился заставкой, на которой был летящий в пространстве космический корабль на фоне Земли. Потом на экране появилась заставка в виде часов. Затем раздалась бравурная торжественно-маршевая музыка и появились ведущие. Мужчина в очках и пиджаке и тетка в костюме. Поздоровались, типа "Здравствуйте, товарищи". И объявили, что сейчас будет новостной блок, о происходящем в стране и мире.
И понеслась какая-то чушь. О передовиках, которые выдали рекордную плавку стали. О животноводах, получивший рекордные надои молока. О геологах, открывших новое месторождение. О строителях, которые ввели в эксплуатацию...
Я тихо офигевал, глядя на здоровенный экран телевизора. Это что за канал такой? Это где все происходит? Какого черта мне сообщают о событиях в какой-то Прибалтике, на Урале, побережье Белого Моря и какой-то среднеазиатской стране? Да еще и таким тоном, будто это имеет ко мне какое-то отношение?
Затем мужик в пиджаке заявил, что мы переходим к международным новостям. И пошло еще круче. Оказывается, мы в очередной раз победили каких-то душманов в какой-то провинции и закрепили свои силы на перевале с непроизносимым названием. В Югославии опять волнения, организованные злобными империалистическими силами. Во Франции и Германии очередные выступления трудового класса, протестующего против антинародного режима, а военный блок НАСА вывел новый разведывательный спутник, который должен следить за территорией нашей страны...
Пятнадцать минут, которые продолжался выпуск новостей, я стоял в полном офигении. Это что сейчас было? Даже подошел к телевизору и осмотрел его внимательнее. Нет, никакого видеомагнитофона к нему подключено не было. Обычный телевизионный кабель. Вот только вместо лейблы "Samsumg" или "Xiaomi" на нем красовалась надпись "Рубин". Не знал, что такие выпускают.
-- Ну, и как вам новости? -- поинтересовался хозяин квартиры. -- Я вам больше скажу, сейчас на нашу лунную базу нападают террористы агрессивного блока НОРАД. Это, как я понял, американско-немецкое объединенное командование...
-- Погодите, какое, к черту, НОРАД? Какая лунная база? Что это вообще сейчас было? Что это вообще за новости из параллельной реальности?
-- Вот это я и хотел бы выяснить, -- вздохнул хозяин квартиры. -- Но вы их тоже видели? Это меня уже немного утешает. Я уже подумал было, что это моя галлюцинация, мне все это привиделось и нужно обратится к психиатру.
Тем временем по телевизору начался новый сериал. Какой-то полицейский процедурал. Сексапильная красотка играла роль следователя, в помощниках у нее были два опера: один явный прибалт, другой вообще то ли якут, толи узбек. А еще там постоянно крутился какой-то старый толстый хрен, который выдавал "мудрые" мысли и, типа, помогал расследовать самые запутанные преступления. Но мне было не до перипетий детективной истории. Усевшись в потрепанное кресло, я пытался понять, что происходит. И слушал неторопливый рассказ хозяина комнаты.
-- Видите ли, все началось пару лет назад. Мне начали сниться сны. Странные, яркие и красочные. В которых я зачем-то появляюсь перед Горбачевым, Черненко, Устиновым... вы, наверное, не знаете, кто это такие? Это бывшие руководители нашей страны. Последние Председатели ЦК Коммунистической Партии Советского Союза. И предлагаю разные способы спасти СССР. Если помните, это...
-- Ну, я помню, что такое СССР. Мы по истории учили.
-- На да, для Вас это история. Страна распалась за десяток лет до вашего рождения. А я в ней рос, учился, работал... Можно сказать, большая часть моей сознательной жизни в ней прошла. В этой стране я встретил жену, у меня родилась дочка, она росла...
Он опять на пару минут впал в задумчивость. Я сидел молча. На экране красотка, в сапогах на шпильках, преследовала злобного маньяка, прыгая с моста на проходящий по реке катер.
-- Вы правильно сказали, про жизнь в СССР рассказывают много и разного. Возможно, кому-то эта жизнь не нравилась. Но мне, честно говоря, жаловаться не на что. Успешно выучился, закончил институт, поступил на работу. Возможно, мне просто везло. Работа нравилась. Помните, в свое время кто-то из великих ученых сказал, что "наука -- это способ удовлетворить свое любопытство за счет государства". У меня получилось именно так. Да и в семье все складывалось неплохо. Дочка выучилась, сейчас живет в Норвегии. Удачно вышла замуж. Счастлива в браке, у меня родилась внучка. Супруга... погибла.
-- Сочувствую, -- вставил я.
-- Спасибо, хотя вряд ли вы мне реально сочувствуете. Просто отделались дежурной фразой, -- погрузившись в свои мысли, отмахнулся хозяин квартиры. -- Да, пять лет назад. Глупая автомобильная авария. Какой-то лихач проскакивал на красный свет пешеходный переход. Глупая ситуация. Вот я и остался один. В лаборатории тоже дела в последнее время пошли не очень хорошо. Большинство сотрудников, как я и говорил, разъехались, заказов все меньше, финансирование почти полностью обрезали. Да и оборудование прошлого века, выезжаем на энтузиазме и старых наработках... И пару лет назад начались какие-то странные явления с телепередачами.
-- Странные новости?
-- И фильмы. Сперва нашел канал, по которому показывали в основном старые, советские фильмы. Волга-Волга, Веселые ребята, Крепкий орешек...
-- Это с Брюсом Виллисом, боевичок? -- рискнул спросить я.
-- Нет, старый советский, про войну, с таким же названием, -- отозвался хозяин, вынырнув из воспоминаний. -- А потом пошли вот такие новости. А затем... Возьмите пульт, попробуйте переключить каналы. Когда я устанавливал кабельное, их было около сотни. А сейчас?
Взяв протянутый пульт, я начал щелкать переключением каналов. Их оказалось не больше десятка. Причем два было с какими-то камерными певцами и операми, на одном совершенно отстойные группы в древних одеждах (чуть ли не пиджаках с галстуками) играли на гитарах что-то унылое, на одном шел старый черно-белый фильм, на остальных что-то обсуждали "говорящие головы". Затем все пошло по кругу.
-- Да-да, вот такое телевидение. Причем, вы обратили внимание на новостной канал?