Тут все мнения свои выражают, я тоже решила присоединиться.
Разбираться будем по частям. Сначала пройдемся по актерам и героям, потом по фильму. А в конце я скажу, что думаю про режиссера. Между прочим, открою вам то, что объясняет, почему у него все так получилось.
Актеры и герои. Конечно, начнем с главного. Но так как Саурона пока никто не играет, перейдем сразу к Вуду. Если честно, то к нему отношение разное. Да, Джексон не прогадал, взяв парня, потому что тот играл - как жил. Получилось у него гениально, лучшего Фродо не было и не будет. Натурально в доску! Не знаю, как бы я представила себе Фродо, если бы прочитала книги сначала, но знаю, что лучше бы не придумала ничего. И даже открою секрет его похожести. Видимо, дело в том, что внешность Вуда соответствует Фродо. Прямо видишь, какой он хороший и пригожий! У него это на лице написано! (Не говоря уже о том, что у него там написано и все остальное. Кстати, и в других ролях Вуда это тоже видно). В общем, нет ничего плохого и в том, что он красивый получился. Ведь Толкиен писал, что в нем есть что-то эльфийское. Но все же, когда я говорю про Фродо, я не могу говорить о его красоте. Фродо - это образец, прежде всего настоящего геройского и мужественного поступка. И внешность тут ни при чем. Но кое-что у Вуда не вписывается в его роль. Дело в том, что по Толкиену во время его путешествия, Фродо должно было быть полсотни лет! Может быть, он хорошо сохранился, но не до такой же степени! Кто-то скажет, - он был хоббитом, у них возраст другой, к тому же Кольцо... Но вы посмотрите в эти глаза! Он же просто мальчик! Чтоб пятидесятилетний хоббит выглядел как восемнадцатилетний... Даже Сэм выглядит старше! Глядя на Фродо, аж родительские чувства пробуждаются... И ни при чем здесь хоббитские годы и Кольцо- младенец младенцем!... Да, умный только... Ну, а может так лучше. Мне нравится. В любом случае - личность получилась колоритная. Его сразу видно. Остальные хоббиты тоже не оплошали - и выглядят натурально (даже почти в свой возраст), и играют тоже. Всех троих можно смело похвалить. Лучшего и не надо. Правда, некоторые жалуются на недостаток шерсти на ногах. Но они же не снежные люди, в самом деле! А то ведь будут как оборотни какие-то... Пусть уж лучше покрасивше будет! Даже в ущерб достоверности, которой экранизация и так не выделяется. То же касается и толщины хоббитов. Ну и что, что худенькие?! Они и так там еле бегают! В конце концов - что за садизм! Пожалейте актеров! Какого им там было в латексных лапках и ушках в жару и холод! Да еще и что-то играть при этом... В общем - героизм какой-то.
Далее - возьмемся за эльфов. Не то, чтоб они вызывали особые восторги (как должны бы были). Как бы тут сказать... Ну, сначала о плохом. Вот взять хоть Леголаса. До сих пор не могу понять - где Джексон увидел эльфа в этом парне (имеется в виду Блум) с темно-карими глазами и черными, как смоль волосами, и даже чуть вьющимися? Ему с такими данными только хоббита на заднем плане играть! (Что, кстати, не мешает мне его любить. И вообще, такое ощущение, что он сделал эльфов похожими на себя. Ну, парень!) Что в нем эльфийского? (Разве что строен, как деревце, как писал Руел...). Толкиен писал, что у Леголаса ясные глаза! А у Элронда - глаза цвета сумерек... (И волосы, тронутые сединой, между прочим.) Где Джексон увидел сумерки карего цвета?... И его эльфийская принцесса Арвен с ее - прости, Джексон! - героической царапиной(!), которая уже стала фирменной... А Гимли, увидев его Галадриель, даже не показал, что она ему понравилась. У него вообще такие эльфы, что... (Взять хотя бы тех, что были на заднем плане...) становится страшно. Вот орки, гоблины, назгулы (они, кстати, неплохо выглядят), тролли - это я понимаю, они должны быть страшными (в пугании киношники уже поднаторели, и давно). Говорят, что орки тоже раньше эльфами были, просто мутировали от жизни собачьей... Тут это заметно... (В конце-то концов, все мы люди! Даже обезьяна недалеко ушла от человека)... А вообще - это все мелочи, каких в фильме много. Если к каждой придираться - здоровья не хватит (тем более, если учесть, что впереди еще две части, а общая длительность эпопеи около десяти часов). А вообще - кого вы хотели увидеть в роли эльфов? Джорджа Клуни? Брэда Питта? Вот. Так что придется терпеть... Это что касается внешнего вида эльфов экранизации. Их внутренний мир там представлен очень и очень мало (по сравнению с книгой, но уж что есть!). А жаль (но возможно ли было вообще выразить его на экране?!). А суть его в том, что они самые прекрасные существа. В Средиземье. Кстати, хочу признаться, что я еще и эльфистка. (Кроме того, что фродоистка и сэмистка, на кого разделились мои знакомые. В смысле - кто из них сыграл большую роль. Лично я рассудила, что все хороши, а я - поклонница эльфов. Дивный народ!)
Маги... Хм... Да что тут и говорить. Саруман вроде похож - натуральная редиска, а Гэндальф... Ну да, выглядит он не совсем... здоровым... Но так как я не медик, мне это не очень заметно. Можно сказать, все равно... Да и что такого? Он старый... Какими будете вы в его возрасте?
Остались люди (кроме гномов, но с ними и так все ясно - более-менее). Самым выдающимся из них (и самым главным, конечно) был (и еще, наверно, есть) Арагорн. Ну, может кому-то не нравится его потрепанный и несколько... бродяжный вид... Что вообще-то как раз естественно, учитывая то, что он почти всю жизнь ходил где попало. Путешествовал, как теперь говорят. Естественно, что он сам вряд ли помнит когда в последний раз мыл голову, стригся, брился (при этом он еще выглядит ничего)... Ему ведь не до этого было. Так что, каким он и должен быть?! И вообще, что бы кто ни говорил, а что-то в нем чувствуется. Какая-то стать, почти царская, ведь будущий государь! И, конечно, загадочный взгляд. И воин он (по сценарию)... умелый. Даже очень (как и полагается Государю). Еще - Боромир. Что до его внешнего вида - он выглядит нормально. (Хотя, помнится, брат его, Фарамир, говорил, что он прекрасен... Но если и он будет выглядеть так же, это уже будет не смешно!) Мне понравилось, что актер, игравший его роль, мог показать свой актерский талант. Уже в первой части, когда Кольцо еще никого особо не волновало (кроме Бильбо, Фродо и, конечно, Горлума, который любил его испокон веков ), его страсти были в разгаре: это и сцена на Совете Элронда, и на Карадрасе, и в Лориене, и, конечно, попытка отнять Кольцо у Фродо! А потом и предсмертная речь... Почти Гамлет. Боромир - роль почти как у Фродо (по смыслу). Только короткая.
"О Горлуме бедном замолвите с-слово-сс!". И еще напоследок о Горлуме. Конечно, всего его (во всей красе) мы увидим во второй части, в первой мы видим только его глаза, но он все же там есть (к тому же глаза - зеркало души). Поэтому, пользуясь случаем, поделюсь тем, что я о нем думаю. Итак, Горлум. Нет, все-таки он непрост. Про него, наверно, много можно сказать, в том числе то, что он является чуть не главным героем, но интересно и другое. Например, его раздвоение личности. Почти исчезнувшая половина, родственная хоббитам - Смеагорл (Джеккил), которая на секунду появляется даже в Мордоре (когда Толкиен сравнил его со старым хоббитом, оставшимся без друзей). Собственно, Фродо почти вызвал ее к жизни, но ненадолго. И вторая, темная половина этого существа - Горлум (Хайд), - созданный Кольцом и живущий только им... А ведь, по сути, он лишь несчастное существо, не по своей воле оказавшееся в самой гуще событий, которые бы при другом стечении обстоятельств его никак не коснулись, и плывущий в самом их центре... Прямо Гринч какой-то! :) Кстати говоря, если он действительно такой уж старый-престарый хоббит, заждавшийся смерти, то для своих лет он совсем неплохо двигается!
В виде вывода - герои, конечно, выглядят не самым лучшим образом (особенно эльфы), но что же вы хотите? Ведь сейчас не существует ни хоббитов, ни эльфов. (И были ли?... Хотя, говорят, перепись все же кого-то там выявила... Да и хоббита я, по крайней мере одного, знаю...) И люди уже не те, что и говорить (а вот рыцари были). Вообще-то дело в том, что мне труднее оценивать - когда я впервые посмотрела фильм, я совершенно ни о чем там не имела понятия. Книгу надо было прочесть раньше - у меня было бы свое представление обо всем. А теперь приклеилось навязанное. Поэтому у меня нет возможности сравнить этих героев с моими образами. Наверно, это было моей ошибкой, но тогда я не считала, что мне нужно это знать. И разбираться я начала уже в последующих просмотрах. А когда я читала книги после этого, мне даже не понравилось - показалось, слишком много лишнего. Вот что значит - привыкла...
И при всем этом чего у героев не отнять - это их достоверность. (Что, как кажется, совершенно естественно, но ведь актерам это было нелегко). Даже веришь. Особенно Фродо. За достоверность фильма в общем, я думаю, надо сказать спасибо Новой Зеландии и спецэффектам. Кстати все-таки хочется отметить качество спецэффектов. Я даже была несколько удивлена, как сейчас вспоминаю (не смотря ни на что), тем, что в общих планах хоббиты такие хоббитистые. Да и виды были вообще очень красивые. Все-таки не зря они Оскара за них получили (больше было некому). И какие бы у Джексона не были причуды с внешним видом героев, но основные моменты выглядят красиво (без мелочей).
Фильм. Если бы меня спросили о нем просто так, я бы, конечно, тут же сказала, что он очень хороший. Но так как сейчас я в роли критика, попытаюсь разобраться и найти что-нибудь плохое. В первой части этого фильма все только довольно вяло развивается, зато во второй уже начинаются приключения. Это уже интереснее, но веселого в этом мало, особенно в конце, когда они все расходятся. Даже становится очень грустно, потому что даже надежды никакой не видно (да и откуда?), хоть Джексон и очень постарался, чтобы не было уж совсем плохо. Видимо, эту часть надо смотреть без отрыва от второй, чтобы сильно не скиснуть. Хотя, наверно куда хуже смотреть на экран все шесть часов (правда, это еще что - Джексон обещает, что, когда закончит третий фильм, проедется по странам и организует показ всех трех частей одновременно. Десять часов!... Я даже не представляю, в каком состоянии будут зрители к концу этого праздника души. А если еще и в формате IMAX... Эффект будет убийственный. И что тогда с собой надо будет взять в кино - мешок с бутербродами, чтоб накормить страждущих или подушку для себя?). А, в общем, мне кажется, что этот фильм даже не экранизация, а, если так можно выразиться, законспектированные события из книги. Он касается их как-то пунктирно. А все, видимо, потому, что Джексон сделал свой фильм по своим, голливудским меркам. То есть оставил самые интересные моменты и снял их соответственно - в голливудском стиле. Все же он поработал в меру своих возможностей (я это подчеркиваю) и, конечно, желания. Ну ладно, что уж жаловаться. Ведь Джексон не Эру Илуватар (он же Эру Всемогущий, он же Единый, он же Вездесущий, он же Единственный), чтобы создать настоящее Средиземье. Более-менее смотреть можно. Даже как самостоятельное произведение - так оно выглядит вполне прилично. Хотя кое-что можно понять только из книги. (Например, что эльфы бессмертные. А я-то думала - почему Элронд так хорошо сохранился?!). Все равно, некоторым нравится. (По секрету - потому что красиво!). Например, мне. Сойдет. Так что я не думаю, что Джон Рональд Руел очень расстроился бы, увидев этот вариант.
Что касаемо режиссера, то надо и его пожалеть - он проделал большую работу (и еще даже не завершил ее). Это же было почти то же самое, что экранизировать "Войну и мир"! Джексон взял на себя большую ответственность. И может даже не из-за кассовых сборов (как это обычно бывает), а просто потому, что тоже прочитал эту эпопею в детстве и полюбил на всю жизнь. А скольких он своими стараниями приобщил к армии толкиенистов? (Правда, в основном это лишь орды пожирателей поп корна...) Кстати, не последняя роль в этом принадлежит и Вуду (знаю на своем опыте). Наверно, если бы не он, я бы это сейчас не писала. Но затеял это все-таки Джексон (он же так удачно взял Вуда). Так что, если бы не он... Дополните, как хотите. Все равно у каждого свое мнение.
А теперь обещанный секрет. Вот в чем дело. Я уже говорила когда-то, что Джексон хитро сделал: можно подумать так - если чего-то у него в фильме нет, это ведь не значит, что этого не было вообще. Просто он этого не показал... Но я ошиблась. Он оказался еще хитрее. Он создал в своей экранизации практически не мир Толкиена, а свой мир! На основе Толкиеновского. Кто не мечтает иметь свой мир, читая Толкиена? Где все только так, как хочешь ты... А Джексон исполнил свою мечту. И воплотил ее на экране. Да, у него хоббиты худенькие, лысые на ноги и поголовно кудрявые. Да, у него Фродо такой, каким и эльф не был. Да, у него Исилдур Саурону вместо пальца кисть отхватил. (Как говорится, ему дай палец... Мне интересно, что Горлум у Фродо откусит на Ородруине?) И дверь Мории открыл не Гэндальф, а Фродо (какой догадливый!). И Мерри с Пином тут более хулиганистые. А эльфы, ко всеобщему разочарованию, даже не собираются петь! (Возмутительно!) Особенно Леголас. (А хотелось бы на это посмотреть!) Да, у него Галадриэль схитрила, не показав Сэму зеркало, а Фродо в нем увидел что-то совсем не то, что должен был... Да, он провел сокращение штатов (убрал многих героев). Действительно, зачем нам Том Бомбадил?! (В качестве философского отступления напоследок - думаю, Джексон его исключил потому, что это был совсем уж сказочный персонаж, почти из "Хоббита". Тем более Золотинка... Они не согласовались с общим настроем фильма... И еще, наверно, никто не согласился читать стихи!). И зачем нам Глорфиндель? Когда так эффектно может появиться Арвен (со словами: "Такие люди, и без охраны!"), а заодно все-таки уговорить Арагорна доверить ей Фродо, который после удара моргульским клинком не только чуть сам не поправился, но не мог даже разговаривать, не говоря уже о том, чтоб самому сидеть на лошади, тем паче управлять ею, а заодно еще и отгонять от себя назгулов. На него и так все шишки валились в этой части, наверно поэтому Джексон решил не пугать хоббитов еще и Умертвиями. (А жаль, было бы эффектно...) И вообще - действительно, зачем нам эти второстепенные эльфы, гномы и хоббиты, даже если это Хэлдар, Гаральд, Орофин, Рамил, Глоин, Бирюк, Фредегар Боббер и иже с ними! Да, у него сильно урезано содержание. Теперь можно говорить о его экранизации что угодно, но это уже неважно - это ведь его мир! Каким придумал, таким и создал. Вот и все. Так уж получилось. Короче, оставим все на его совести.