Бэд Кристиан : другие произведения.

Попытка обзора конкурса Нф-100

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 8.94*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Попытка обзора. Посмотрим, что выйдет)

  
  
  
   Начать и кончить.
  Попытка обзора конкурса НФ-100
   []
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Решил почитать немного. Хорошее же дело - конкурс 'НФ'?)
  Слышал про метод чтения романов по первому абзацу, но решил, что маловато будет.
  Читаю начало и конец.
  Пролог и эпилог. Или первую и последнюю страницу.
  Начал - понравилось.
  Тем более, кто помнит: слова начало и конец - однокоренные.
  Вперёд?
  Что успею - то прочитаю. Читаю беспорядочно.
  Читаю до того места, где 'дальше всё ясно...', но читаю внимательно, два раза, через паузу в сутки. И потом читаю конец.
  Попробуйте, кстати, интересный способ.
  
  
   Что 'прочитано':
  
   Нф-100: Самхейн. Падение
  Ишма. Всадница Смерти. Хроники Эпохи Взлета
  Среди чудес и чудовищ
   Нф-100: Родословные
  Нф-100: Небесное Сердце-1. Игры с Черной Матерью
  Нф-100: Вслед за Бурей. Книга первая. Доля слабых
  Война в потемках (Вселенная файа-1)
  Дети иного мира
   Мир закрытых дверей
   Нф-100: Рыцари Старой Республики: Я, Реван
  Нф-100: Долгая осень
  Нф-100: Тень Молоха
  Тени Прерии
  
  
   Нф-100: Самхейн. Падение
  
  Самхейн...
  Вот читал аннотацию и думал: а ведь найдётся лет через триста такой шутник, который очередного коварного бога назовёт, например, Международный женский день. Звучит-то как грозно... Или можно ещё по дням недели - Понедельник, Вторник или Воскресенье. А можно придумать группу из семи богов и 'насадить' их на календарь)...
  
  Начало:
  Задумался я, а как герой садился ночью на такого чёрного коня - его ж невидно? Зато из укрытия хорошо стрелять по его глазам.
  Ну а серьёзно: вот едет свирепейший могучий правитель. Но почему-то один и ночью. Почему правитель попёрся куда-то ночью без свиты? Сразу возникает вопрос: а так ли он велик, раз ему и послать больше некого?)
  
  Конец:
  А чего удивительного, что правитель, которому, судя по всему, настучали по лысому кумполу, жаждет мести?
  К тому же ещё фокал пляшет.
  В общем, итог таков: жил-был один злой правитель, наделённый божественными силами. Однажды он поехал на очень чёрной лошадке воевать непокорный народ.
  Его побили, но не убили. Он будет мстить ещё книги две)
  
  Грамотность:
  
  Найди в этом предложении ошибки, сам поймёшь: 'Им плевать было на то, что против них ополчаться все остальные расы континента, покорные воли своего жестокого господина'.
  
  
  Ишма. Всадница Смерти. Хроники Эпохи Взлета
  
  
  Аннотация:
  Порадовала планета Зиккурат. Такими темпами околорелигиозные земные слова и названия скоро иссякнут...
  
  Начало:
  Капитан-лейтенант Иша Кроули 'приходит' к полковнику Эшли. Не прибывает, а именно приходит. Далее странности продолжаются.
  У леди капитан-лейтенанта целых 5 лет 'налетного опыта'. Но полковник почему-то не хочет 'залезть к ней под юбку'. По крайней мере так кажется капитан-лейтенанту. (Тут так и хочется пошутить, побывает ли она под полковником?)
  Но нет. Посмотрел полковник на летающую пацанку-социопатку и вдруг зауважал её:
  
  'Грэг Эшли и сам не понимал, что за муха его укусила. Неожиданно для себя он начинал уважать ледяную дистанцию сидящего перед ним капитан-лейтенанта'.
  
  Вот и я не понял - что за муха его укусила, чтобы начать 'уважать дистанцию сидящих'? Может, залитая 'жидким халцедоном'?
  
  
  Конец:
  
  Некий Арктур пытается спасти Ишиму после взрыва. Находит её молодое и красивое тело. И....
  Пытается реанимировать? Да ну, фигня.
  Он её просит: очнись, мол, я всё прощу!
  Ишима зачем-то слушается его. Хоть он ничего и не приказывает.
  
  Мда... Перед нами явно роман-шарада.
  
  Грамотность:
  
  Стилистика романа полна неожиданностей. Ну, к примеру:
  'Грэг Эшли внимательно изучал Ишму. Та, в свою очередь, не выражала ничего, кроме спокойной вежливости'.
  
  
  Среди чудес и чудовищ
  
  Аннотация:
  Слишком много общих слов. И я бы, наверное, написал 'те, кто исследуЕт и ищЕт'.
  
  Начало:
  
  Вместо воздушного судна - батискаф. Ну, допустим. Но '...помимо осуществления прямого предназначения всех экзаменов, выпускники Космической Академии сильно помогали планетологам...' - это уже какой-то суперфантдопуск. Как должен был измениться человек, чтобы студенты 'сильно' помогали профессионалам в сложнейшей и ответственной работе? Все мы были студентами. Я вот - мог просто проспать, например)
  Ну и далее 'экзамен' у студентов начинается, разумеется, с риском для их жизни.
  А 'шеф' экзаменационной комиссии, разумеется, 'разрешает' студентам вернуться на борт, вместо того, чтобы приказать вернуться.
  
  Цитата:
  - Алло, "шестерка", я - "Парус",- у видеофона в рубке был сам Касенов.- Надвигается вихрь. Разрешаю вернуться на борт. Оценка вам уже засчитана.
   - Подождем,- по обыкновению лаконично отозвался Астанин.- Время терпит.
  Предупредив, чтобы не рисковали понапрасну, шеф экзаменационной комиссии прервал сеанс.
  
  Ну, конечно...( У нас же тут суперстуденты. Они 'прошли' уже Венеру, Уран и Юпитер.
  Прошли и не засыпались на экзамене.
  У них же 23-й век, виртуально они таких экзаменов не сдают, только с риском для жизни. И с преподавателями, которые говорят, мол, у вас тут ураганчик по левому борту, так вы там поосторожнее. Хотя... У нас ведь студентов - мешками, они даже не застрахованы, и ответственности мы за них не несём...
  
  В общем, это не НФ, а сказка. Студенческий ужастик на тему: а что если преподы станут такими же безответственными, как студенты?
  
  Конец:
  
  И тут выясняется, что Астанин - совсем плохой преподаватель.
  То ли подчинённый, то ли студент (некий Радик), бросается к нему с тем, что нарыл, изучил, разработал. А тот даже дослушивать не стал. Плевал он на подчинённых. Ну, на открывали чё-то там? Да я давно понял, что это разумные растения, - буркнул Астанин так, что даже компьютер приуныл. И свалил за борт. Автограф, видите ли, решил оставить на спутнике.
  
  Потому что всё, что происходило на корабле, было, как сказал сам автор:
  
  'Все это было, конечно, интересно, не несколько банально'.
  
  Почему? О, и эта разгадка есть в конце. Оказывается, мечтает Астанин только об одном - чтобы медики вернули ему молодость.
  Наверное, он мечтает стать студентом?) (шучу).
  
  В общем, произведение антипедагогическое по своей сути)
  
  По 'НФ' - не знаю, антураж несомненно 'Н', поведение людей, несомненно 'Ф'.
  
  
   Нф-100: Родословные
  
  Аннотация:
  
  Ну да, я читал уже: чтобы сохранить свою жизнь, нужно отнять у кого-то его жизнь. И бессмертные - не исключение.
  
  Начало:
  
  Что мы имеем? Некто 'худой и жилистый грузчик Гавриил умирает, роняя ящик яблок'.
  Умирает долго, больно, с видениями.
  И явно он куда-то попадёт после смерти.
  
  Конец:
  
  В последней главе автор честно пересказывает читателю сюжет романа. Кому интересно, можно глянуть.
  Сразу же разочаровывают касты, ведь для человечества кастовое общество всё-таки по большей части прошлое. Мы полагаем, что развиваемся как раз так, чтобы уйти от этого принципа, а тут нам его предлагают, как высший.
  И мотивы Виктора, главного антагониста Гавриила, тоже весьма банальны - он хотел силу, всю силу.
  Осталось узнать, чего же хочет главный герой? По концовке я не уверен, что автор сам знает эту тайну. Такая женщина была в руках Гавриила. И что он, извините, в неё воткнул?))
  
  Грамотность:
  
  'Беззвучный крик замер на его широко открытом рту'. Попробую дать совет. Если сомневаетесь - просто исключите все лишние эпитеты. И тогда станет понятно, что 'Крик замер на рту' - это точно не по-русски.
  
  
  Нф-100: Небесное Сердце-1. Игры с Черной Матерью
  
  Аннотация:
  Вот о чём подумал... Где-то мне попадалась хорошая статья о том, как расставлять в аннотации 'крючки'. Вспомню, добавлю ссылку.
  
  Начало:
  Отец, мать, брат, две сестры и любимая девушка погибли у главного героя, Вайона Канамари. Как вы думаете, чем он решил заняться после этого? А всего лишь стать первым участником сложнейшего эксперимента, как я понял, по объединению человеческого и машинного интеллекта в искусственном кибертеле.
  И первый вопрос, который появляется у читателя: какой мерзавец допустил явно психически неустойчивого героя до такого сложного и ответственного научного опыта? Где кучи анализов, бригады медиков и психиатров?
  Почему эти мысли в голову приходят? Да потому что молодой парень, из которого, по сути, собираются сделать киборга, должен обладать очень устойчивой психикой.
  А о чём думает Вайон, когда идёт на встречу с 'головой машины', с его будущей головой?
  А вот о чём:
  
  'Ещё он надеялся, что выглядит достойно и не ударит в грязь лицом перед... Ним'.
  
  Нормально, Карл? Герой хочет выглядеть перед машиной (!) - достойно. Он не боится стать жертвой неудачного эксперимента, а боится, что машина как-то не так на него посмотрит:
  
  'Боюсь, что ты сочтёшь меня... неподходящим напарником'.
  
  Может, герой страдает каким-нибудь психическим расстройством ближайшего будущего?
  Этакая фобия: 'а как я нравлюсь машинам?'
  
  Так или иначе, но размышления героя перед принятием решения 'стать киборгом' весьма странны:
  
  'Чем не цель для того, чтобы жить? Иначе можно сразу смертельную дозу снотворного принять, да и покончить с этим раз и навсегда'.
  
  Вайон - псих. Он уже по меньшей мере в депрессии. Но никто этого не видит. Учёные желают получить первого киборга со съехавшей крышей. Роботы и депрессия...
  Поострим, какой будет конец...
  
  
  Конец:
  
  В конце мы ожидаемо видим уже довольно большое количество откровенно ну очень нервных людей.
  
  - Неужели?.. - вырвалось у Кролэ. Первый пилот до сего момента честно сдерживал себя, но вот прозвучал почти прямой приказ -- и нервы сдали. (!)
  
  Первый пилот, Карл. Он услышал приказ капитана лететь домой и у него сдали нервы.
  
  Я представил, что меня из командировки везёт такой вот нервный шофёр:
  - Ну всё, Костя. Поехали домой.
  - Да? - вскрикивает он и выпускает руль.
  - Аааа!
  
  А вот как ведёт себя связист, услышав в эфире запрос на связь:
  
  'Сначала она вскинула брови, потом внезапно побелела'.
  
  Она побелела... У неё нервы - вообще ни к чёрту.
  Что она делает дальше? Она кричит на всю рубку:
  
  - Капитан?.. - голос девушки слегка дрогнул, её не услышали из-за шума. - Капитан!
  
  Как они будут общаться в бою? Без селекторной-то связи между пультами?
  
  Но дальше - ещё интереснее. Капитан выводит контактёра на громкую связь, чтобы его зачем-то видели все. И слышит, что его, капитана, через 20 минут будут арестовывать.
  
  Как реагирует капитан?:) Правильно!
  
  Лаккомо не произнес ни слова. Он статуей замер в кресле и как будто даже перестал дышать. Лицо его из желтоватого сделалось белым, а зрачки расширились так, что глаза казались почти черными. Только пальцы дрожали, изо всех сил стискивая подлокотники.
  
  Как испугался-то, бедняга: зрачки расширились, дрожит... Как он кораблём-то управлял всё это время?
  
  Потом капитан заблокирует корабль, - то есть, надеясь на что-то, попытается сгубить и экипаж. И на корабле, конечно, тоже начнётся психоз... Даже в столовой.
  
  И вот у ПИЛОТА уже:
  
  Руки предательски тряслись от нервов, но ко врачу идти не хотелось.
  
  Дрожат в романе, видимо, все. Даже охранники капитана)
  
  Всё те же одинаковые охранники в глухих шлемах, не сдержавшись, вздрогнули.
  
  Капитана эта дрожь в каждом голосе начинала даже забавлять.
  
  Меня - тоже, честно говоря.
  Чего в этом романе все такие нервные? Потомки этого первого киборга, что ли?
  
  Далее бедный капитан очень нервно переживает суд. Где-то в конце, перед тем, как его приговорят к казни, он поймёт, что хочет домой и это - самое главное.
  
  Домой, на травку...
  
  Его жалко, как ребёнка, которого обманули коварные взрослые дяди.
  
  В эпилоге выясняется, что 'король не должен плакать'. Но ревёт, конечно.
  
  Однако казнили-то не капитана. Потому продолжение будет обязательно. И мы ещё поплачем...)
  
  
  
  Нф-100: Вслед за Бурей. Книга первая. Доля слабых
  
  Аннотация: Неплохо, но слишком много пафоса.
  
  Начало:
  Женщина долго и упорно убегает от погони по пересечённой местности.
  
  В этом романе автор хитёр и изворотлив. Обычно ждёшь изворотливости от героев, но тут они в безопасности.
  
  Автор, кажется, предусмотрел всё. Бежит женщина несколько дней без сна и отдыха? Ну так она - бессмертная и многосильная. И даже может выходить за 'пределы своих сверхчеловеческих сил'.
  Так же быстро она и соображает. 'Мгновенно раскладывая мысли у себя в голове по полочкам'.
  Однако, увлёкшись всесилием и бессмертием, автор может попасть в ловушку. Слишком сильному герою уже не хочется сочувствовать, сопереживать его бедам и злоключениям. Ну, погиб и погиб. Другого такого же нарисуют.
  
  Другое дело, что придуманный мир всё равно вызывает множество вопросов.
  
  Ситуация там такая. Жили себе среди людей весьма сильные и долгоживущие Вечные. И было их в некой империи несколько тысяч. И были у них: 'высокие позиции в обществе, огромные капиталы'. А потом появились в обществе некие, питаемые церковниками, как я понял, настроения, что, мол, это не Вечные, а Проклятые. И стали их притеснять, богатых и сильных.
  
  Что делают богатые и сильные на нашей родной планете, когда чернь начинает думать, как бы их притеснить?:)
  Создают частные армии, подкупают людей в правительстве. И ведь у нас они совсем не всесильные и бессмертные.
  Что делают бессмертные и всесильные в романе? Не поверите: бегут прятаться среди людей.
  Этакие Калины - звероядные вампиры. Хотя, если вспомнить, в вампирской саге есть у вампиров и своё правительство, и живут они, (те, что питаются правильно), весьма даже благоустроенно. Ведь, на самом деле - любая власть - это вампиры, а вампир-вампиру глаз не выклюет.
  
  Но в нашем случае:
  
   '...бросив свой замок и скопленные за многие годы богатста (автор хотел указания на ошибки - вот они), вырвав себя из привычного круга жизни, отринув друзей, знакомых а, самое главное, оставив на произвол судьбы всецело преданных им людей...'
  
  Жуть. Они бросили всё всех. Хотя могли вы построить даже своё государство... И ради чего такие жертвы?
  
   '...перебирались в другие города и жили под видом обычных смертных'
  
  Я вот думаю - может, болезнь у них какая была? Ну, не хотели бороться за своё благополучие?
  
  Хотя... Это - хитрый автор. Вполне возможно, к середине романа он придумает какое-нибудь проклятие, которое мешало Вечным вести себя по-человечески) Однако, по условиям игры, середину мы не читаем.
  
  А поговорим немного об описаниях, логике и стиле. Тут прослеживается одна общая тенденция.
  
  В романе хватает моментов, где нарушается логика в поведении персонажей, построении описаний, построении предложений. Но. Они тщательно завуалированы.
  
  Примеры:
  Героиня убегает. Это понятно. Но от кого? Читаем внимательно:
  
   '...от той бесноватой толпы, что рванулась за ней поначалу...'
  
  Затем:
  
   'Людей, возжелавших расправы над Проклятой, набралось даже больше, чем нужно. Зачинщики отобрали лишь конных, и немалый отряд быстро двинулся в сторону гор...'
  
  Так кто рванулся за ней? Толпа или отряд конных?
  Но если читать не очень внимательно, вопросов не возникает.
  
  То же и с описаниями.
  Сначала героиня бежит еда ли не по болоту:
  
   'Мягкая размокшая почва слегка колыхалась под могучими ударами подземного молота и, проваливаясь под ногами на каждом шагу'
  
  Затем вдруг всплывает слово 'буераки'.
  
  Слово смущает, приходится лезть в словарь. В данном случае Даля, потому, что 'небольшой овраг' нас не устраивает, нам важно отношение к воде.
  
  Словарь Даля:
  БУЕРА́К м. байра́к южн. татарск. сухой овраг.
  
  В общем, я тут могу разбирать подробнее, но суть в том, что по описанию очень трудно представить местность. И противоречивость описаний автор тщательно маскирует сложными извилистыми фразами.
  
  Так же и со стилистикой. Вроде всё ровно, но некоторые слова чуть-чуть не на месте, употреблены немного не в тех значениях.
  
  Примеры:
  
   'Только лишь первые аккорды давно уж предсказанной Бури зазвучали над городом, как церковники всех мастей единогласно начали обвинять..'
  
  Единогласный. Первое значение этого слова, всё-таки 'принятый всеми, участвовавшими в голосовании'.
  
   'По царящим в народе догадкам'
  
  Догадка, конечно, может царить, но это тоже не лучшее сочетание слов.
  
   'оставив на произвол судьбы'
  
  Тоже самое с 'оставить на произвол'. К чему такая деликатность, если людей там именно бросают на произвол?
  
  Автор вроде как пытается избежать штампов, но путь выбран странный. Он аккуратно недоназывает вещи своими именами.
  Я был бы пристрастен, если бы таких моментов не было так много.
  
  Конец:
  
  В последней главе мы убеждаемся, что были правы, обвинив автора именно в хитрости.
  В финале идёт сложное описание малопонятных читателю манипуляций Вечного с камнем.
  Автор мог бы через восприятие героев раскрыть читателю какие-то особенности внутреннего мира Вечных.
  Но он хитрит, упирая на то, что кругом невозмутимые ничего не выражающие лица. Мол, он, автор и хотел бы ... Но вот такие герои попались. Чурбаны чурбанами. Глаза одного автор даже называет 'безжизненными'.
  
  Ну и понятно, что автору не надо было даже писать о том, что 'продолжение пишется'.
  
  Это весьма приятно - играть неуязвимыми бесчувственными героями. Любое их поведение легко объяснить этими фишками. И мир выходит - сродни компьютерной игре, что читателю сейчас весьма привычно.
  Читатель, думаю, будет благосклонен. Особенно, если автор избавится от некоторой части излишне витиеватых фраз. Вот эту я, например, перечитывал 3 раза.
  
  Мускулистые длинные ноги все так же упруго встречали разжиженный грунт под собой.
  
  Вот как бы всё нормально на первый взгляд. А потом думаешь - 'ноги встречали грунт под собой'? Т.е. у ног - тоже есть некоторая самость. Вот сравните: человек встречает грунт под ногами или под собой. Т.к. у него это 'собой' - подразумевается. А какое 'под собой' у ног? Мыслящие прыгающие ноги? Т.е. Вечные были такими неуязвимыми, потому что обладали разумными ногами? Две личности в одной: человек и его ноги?)
  
  Не, я так далеко зайду. Проще исправить на: Мускулистые длинные ноги все так же упруго встречали разжиженный грунт.
  
  Ну и удачи автору)
  
  
  Война в потемках (Вселенная файа-1)
  
  Аннотация:
  Её писал не автор, потому промолчу.
  
  Начало:
  
  Гипотеза о том, что планета, вырванная из своей системы чёрной дырой, может сохранить жизнь - убедительной мне не показалась.
  
  Но как-то я моделировал на досуге, что будет с Землёй всего лишь при смене магнитного поля. Получилось весьма зрелищная катастрофа.
  
  Дело в том, что стоит нарушить некое равновесие сил, действующих на планету, внутри неё начинаются достаточно бурные процессы. Боюсь, не спасут никакие укрепления.
  
  Но пусть это будет фантдопуск. Начнём читать 1 главу.
  
  Анмай просыпается от страха. Ничего личного, но пробуждением героя в некомфортном состоянии начинается такое количество романов про попаданцев, что мне уже несколько неловко за этот сюжетный ход.
  
  Далее идёт сцена, массово проанализированная в рецензиях. Действительно, 'едва заметная быстрота' - довольно странный троп, та же проблема с волосами. Я не смог вообразить 'копну волос, спутанных кольцами'.
  
  Далее герой пугается собственной подруги.
  
  Она, понятное дело, не ревнует. Да и вообще никак не реагирует. Ну, подумаешь: проснулся мужик рядом с любимой женщиной, шарахнулся от неё в ужасе, но потом признал всё-таки.
  
  Герои оделись, но обуваться не стали. Как будто не знали, что автор их погонит 'на воздух'.
  
  Далее герои смотрят вниз, а я перестаю понимать пейзаж. Или у меня, или у автора что-то не то с описаниями. Ну, например, я ни разу не видел шоссе, которое рассекает поля зигзагами.
  
  Герои стоят, смотрят. Мёрзнут - босые же.
  
  Анмай смотрит вверх. Потом вниз. Потом налево.
  
  Наконец, Хьютай тоже начинает смотреть. На Анмая. И видит, что его 'лицо, почти неразличимое в темноте' - спокойно. Как она видит лицо, почти неразличимое в темноте - большой вопрос.
  
  Далее, разумеется, сначала замерзает Анмай, хотя он лучше одет, и только потом - его женщина. Она в одной футболке, но мерзнет, в отличие от героя, весьма символически. Или автор просто про неё забыл.
  
  Ну а потом начинается цирк.
  
  Анмай вызывает командный бункер Цитадели. Но ему никто не отвечает.
  Читатель думает 'А! Бункер захвачен врагами!'
  
  Но ничего подобного. Там просто бардак. Подразбрелись солдатики.
  
  Но я забегаю вперед. Сначала мы узнаем, что Анмай - единый Правитель Фамайа!
  
  Да. Вот этот босой, морозящий свою женщину. У которого ни одного слуги, ни одного охранника, который не может ни с кем связаться.
  
  У которого (сейчас это выяснится) - страна на ушах стоит, люди в панике. Но ему никто не звонит по телефону, который у него имеется. И сам он - никому не звонит.
  
  Он в жилище своём, как в пустыне. И лишь не совсем понятно описанные пейзажи его окружают.
  
  Идём ещё немного?
  За мной, читатель!
  
   'Стальная плита с жужжанием отползла направо, открывая узкую, изломанную лестницу'.
  
  Вот если визуализировать образ.
  Стальная плита отползает направо.
  То есть вот дверь - она же плита. Она отделяется и, извиваясь как змея, отползает слегка.
  Ведь если бы дверь просто сместилась вправо - она бы не НАправо, а Вправо сместилась. НАПРАВО можно пойти, это подразумевает какое-то большее расстояние смещения. Тонкость, да? А картинку рисует.
  Итак, извиваясь, как змея дверь отползла, открывая... ИЗЛОМАННУЮ лестницу. Ну, конечно, если по ней каждый день ползает стальная дверь - ещё не так изломается.
  Вот шучу, конечно. Но в тексте много таких странных описаний, а кое-где я вообще в местоимениях запутался.
  
  И не только в них. Освещение вот тоже шалит.
  
   'фиолетово-зеленом мерцании тонких ламп-трубок'
  'коридор, освещенный синевато мерцающими трубками редких ламп'
  
  Смысл так подкрашивать пустые коридоры? Этот свет что-то обозначает? Если да, то что? Иначе, зачем столько акцентов на этих красках?
  
   'Анмай пошел к центральному стволу пирамиды, невольно посматривая по сторонам'.
  
  Почему 'невольно'? Кто-то заставлял его? Или он просто шёл и глазел по сторонам? А почему глазел? Коридор-то на 100 раз хоженый?
  
   'Погруженные в гладкое стекло барельефы нагих юношей и девушек выступали со сказочной реальностью'
  
  А что есть 'сказочная реальность'? Удивительная реалистичность?
  
   'конически-плоской крыши'
  
  Как это?
  
  И вот герой идёт, идёт.
  Кругом железо и кабели.
  И воздух время от времени дует. И пусто.
  
  И вот он приходит в цитадель. И там один-единственный дежурный.
  
  Да фигня, говорит он. Я всех отпустил. Что тут может случиться?
  
  Анмай у нас правитель. Как бы. Но дежурный встречает его, потягиваясь.
  
  О, да он не дежурный, а второй заместитель.
  
  Потом они вызывают форт. Там тоже расслабуха.
  
  И тут же герои признаются, что им страшно.
  
  Им страшно, но у них - расслабуха. Отдыхают они.
  
  И тут третьего персонажа осеняет: страшно, как перед землетрясением.
  
  О! - радуется Анмай. - так мы можем это проверить!
  До этого он не мог, конечно.
  Что-то мешало ему.
  
  И тут я понял - что!
  
  Внимание, читатель.
  Перед нами - компьютерная игра.
  Анмай просто не мог ничего сделать, пока игрок не ткнул во все возможные кнопки!
  
  Это в игре максимум коридоров и минимум людей, это в игре персонажи действуют строго по очереди. Эврика!
  
  И тут выясняется, что в городе паника и массовый психоз! Люди высыпали на улицы. Кое-где дошло до массовой резни!
  
  Как же так? - спросит читатель. Почему всё это время полиция молчала, а правитель бродил по пустым коридорам?
  
  Но ведь это игра. И комиссар полиции никак не мог связаться с цитаделью раньше. Он ждал своей очереди.
  
  Конец:
  
  В конце вдруг пахнет 'теплой водой'. А что это за запах?
  
  Дальше всё просто - он хочет строить корабль, она хочет ребёнка.
  Но понятно, что они будут поступать так, как хочет он.
  
  Планета фантасмогорически гибнет. Физику происходящих процессов мне представить не удалось.
  
  Что имеем в сухом остатке?
  Либо книга написана по компьютерной игре, либо по ней можно будет написать компьютерную игру.
  
  
  Дети иного мира
  
  Аннотация:
  Ну что ж. Судя по всему, нас ждёт история про попаданцев.
  Вперёд?
  
  Начало:
  Война. Офицеры Четвёртого имперского космофлота уже месяц сопровождают бегущих от войны людей. На их планету напали захватчики - некий Альянс.
  
  И вот адмирал Рот собирает офицеров, чтобы сообщить пренеприятное известие.
  
  Про атмосферу, чувства команды и т.п. - автор немного забыл. Дано всё это скудно. А ведь офицеры маринуются почти без информации уже примерно месяц.
  
  Фраза
  
  'новость, которую (адмирал) узнал сегодня утром'
  
  На корабле звучит странно. Если там и есть условное 'утро', то вряд ли на нём делают такой земной акцент.
  
  И вот адмирал готовится произнести страшное: столица пала!
  
  Он волнуется, ведёт себя странно и непривычно. Вот уже и я догадался, а команда всё ещё не догадывается, что он скажет такого экстраординарного.
  
  Ну дальше я вообще завис.
  
  Альянс захватил столицу Империи, и имперское гражданство объявлено преступлением, карающимся смертной казнью.
  
  Они вырезали население под корень? Вот вообще всех? Женщины, дети, рабочие, медики, инженеры? Им даже рабы не нужны?
  
  Дальше начинаются проблемы со временем.
  
   'Вчера один из эсминцев арьергарда засёк преследователей', - пишет автор.
  
  Считаем. Рот получил сообщение о том, что столица пала 'сегодня утром'. Преследовать их начала 'вчера'. Вопрос, почему имперцы, увидев преследователей вчера, не догадались, что столица пала?
  
  Если же их по любому сбирались преследовать, то раньше, видимо, не планировали уничтожить всех?
  
  Да нет, видимо, планировали. А что тогда экстраординарного в новости о том, что столица пала? Они же ещё вчера засекли преследователей, это же и есть суперэкстра-новость, они же поняли ВЧЕРА, что погибнут?
  
  А если так порассуждать? Пока столица Империи не пала, флот Альянса был связан боем и не мог преследовать убегающих. Но. Они убегают месяц. А о том, что столица пала - капитан узнает утром. А преследователи объявились вчера?
  
  А вообще: с какой скоростью движутся в этом романе корабли?
  
  Далее - засада, сражение, больше похожее на сражение в море, а не в космосе...
  
  Ну обычная, много раз критикованная картина. В вакууме звучат залпы, корабли пытаются раздавить более лёгкие корабли (опять же в вакууме).
  
  Но главное, что меня царапнуло - это единодушие команды. Все готовы ринуться в последний бой и погибнуть. Не было у них трусов, дезертиров, перебежчиков. Ни одного сомневающегося на весь немаленький флот. Никто не выгорел, не сорвался...
  
  Понятно, что автор тут же даёт такой идеальной команде шанс. Временная петля! Они не погибнут!
  
   '...сознание, хотя и с некоторыми ограничениями, могло уйти по оси времени назад...'
  
  Далее идёт достаточно интересная теория, подкреплённая очередной путаницей: то ли знал ВЕСЬ экипаж погибающих кораблей, что у них есть такой своеобразный шанс спастись (это могло бы объяснить героизм), то ли не знал. То ли все имперцы, принявшие бой, погибли, то ли нет?
  
   'Все 'ушедшие' были людьми в возрасте: я безжалостно сменял на обречённых кораблях молодых матросов и офицеров на пожилых добровольцев из пехоты и гражданских'.
  
  Значит, часть флота всё-таки уцелела?
  
  Ну и далее начинаются приключения попаданцев-идеалистов во времена перестройки, как я понял.
  
  Почему - идеалистов? Потому что так же, как все они хотели погибнуть, как один, все они хотят теперь как один бороться со злом, как они его понимают.
  
  По крайней мере, в первой главе.
  
  Вообще, заманчивая идея: мне 10 лет, а я сильнее взрослого и соображаю лучше. Наверное, читать интересно. Плюс ЧСВ расцветает.
  
  Конец:
  
  Опять война.
  Не спасает от неё ничего. Даже упёртость персонажей.
  Судя по эпилогу, они временно победили.
  
  В целом, чувствуются, что перипетии сюжета внутри романа интересные. Попаданцам же надо было изменить ход истории кардинально. Наверное, они это сделали, раз в конце появляется уже не земля, а другая планета.
  
  Удачи автору. Я думаю, людям молодым понравится идеалистичность, стойкость, бескомпромиссность героев. И молодые, как раз, не все в теме, что пушки палят с пристани, а не в космосе)
  
  
  
   Мир закрытых дверей
  
  Аннотация:
  
  Жестокий автор сочинил аннотацию первой главы и желал меня убедить, что это - аннотация романа. Засада...
  
  Действие романа происходит в фантастическом подземном городе
  
  Ну.. я бы не сказал. Скорее - в фантасмагорическом. Описания полны сказочных аллюзий, и аллюзий к современной жизни, но далеко не внешних, а глубинных, близким к снам и игре подсознания.
  
  С этого ракурса роман больше всего напомнил мне сказку про Щелкунчика, с жёсткой современной концовкой, где в финале срываются маски, развенчиваются иллюзии, но всё равно остаётся надежда.
  
  Ибо она не убиваема.
  
  Начало:
  
  В одном сером при сером мире жили себе чёрные герои. Пока не мелькнула перед глазами героя белая шапочка героини. И героиню тут же захотели отнять богатые и жадные...
  
  Итак, Иван встречает на распродаже Жанну. Влюбляется в неё параллельно с многосильным министром торговли, у которого есть некий верный помощник Димитр.
  Жанна влюбляется в Ивана, но в мире романа царит некая вечноголодная 'перестройка', а министр предлагает Жанне красивую и обеспеченную жизнь.
  
  Что выберет Жанна? Сумеет ли Иван отстоять свою любовь?
  
  Автор уверенно ведёт сюжет, не путается в героях и придуманном мире. И всё у него в порядке, кроме жанра. Это даже не фантастика. И читателя ему нужно искать с прицелом на жанр, боюсь, на СИ автор и читатели друг друга не находят.
  
  А жаль. История интересная, языковыми средствами автор, в общем и целом, владеет, иногда покачиваясь на тонкой грани 'можно/нельзя' и соскальзывая с неё (у кого не бывает). Но всё это - мелочи.
  
  Спорные моменты:
  
   'В круге окуляра появилась девушка. Она невольно шевелилась от холода...'
  
   'Жанна болезненными зрачками смотрела в свою тарелку'
  
   'Горничные, которые неказисто подслушивали'
  
   'Жанна бесцельно повернулась, коснувшись блудным взглядом телевизора'
  
  Но таких моментов немного.
  
  Или есть некие смутные метафоры.
  
  Униформенные серые люди с интересом смотрели на падающую сверху воду и внимали ее вкрадчивое журчание.
  
  Сначала хочется исправить на 'внимали её журчаниЮ'. Но потом понимаешь, что теоретически можно допустить и такое значение. Но натяжка есть.
  
  Иногда есть натяжки и в трактовке событий.
  
  Царапает, например, что секция игрушек не интересует людей в описанном мире. У нас в России - именно детские игрушки раскупались даже во времена кризисов. Родители в большинстве понимают, что детство у ребенка - одно.
  
  Однако весь роман я не читал. Возможно, эта деталь будет как-то мотивирована дальше.
  
  Конец:
  
  В конце герои выбираются из подземного города наружу. Идёт дождь.
  Их преследователям сообщают, что дождь этот радиоактивный и беглецы погибнут.
  
  Правда ли это - читатель не узнает.
  
  А вот преследователей автор вдруг превращает в крыс. Заставляя читателя вспоминать, что его и раньше посещали сомнения.
  
  Осторожной мышиной походкой она семенила по залу, озираясь по сторонам. Иван не мог сказать, что в ее внешности привлекало больше: необыкновенно белая шапочка или счастливое личико с угольками горячих глаз - очевидно, какое-то волшебство было и в том, и в другом.
  
  Было это волшебством? Стали ли крысы людьми в результате радиоактивного дождика, или автору это померещилось?
  
  Этого мы не узнаем, я думаю. Законы жанра.
  
  
  Вывод. Это не фантастика. Но это качественная проза. С элементами фантастики, сказки.
  
  Авторам такой прозы (Тут на конкурсе есть и Сухих с Текстом, который ухватил себя за хвост) сгруппироваться бы как-то? У них должен быть свой читатель, но найти такие романы в море текстов самиздата - трудно.
  
  
   Нф-100: Рыцари Старой Республики: Я, Реван
  
  Аннотация:
  
  Аннотации, в общем-то, нет. Но автор обещает 'твёрдый Сай-фай', т.е. твёрдую НФ. Понятно, что обманывает.
  
  Начало:
  
  Впечатление такое: автор (на новичка он не похож, но и не классик), решил написать Лит-РПГ без основных пацанячих косяков, а, местами, и слегка постебаться над жанром и его штампами.
  
  Виден жёсткий до схематичности замысел, чёткое следование игре и одновременно слом условностей игры там, где это кажется прикольным автору.
  
  Герой его внешне следует правилам, одновременно ломая их.
  
  Это поддерживает интерес читателя. Создаёт некое разнообразие, уникальность новой игровой вселенной, в целом соответствующей общепринятым вселенным Игры, но чуть-чуть иной. И этого чуть-чуть как раз достаточно, чтобы игра стала интересной для тех, кто любит такие игры.
  
  Помню, нас учили, что в тексте, чтобы он легко читался, должно быть не более 2% новой информации. Мне кажется, автору удалось достичь именно такого равновесия. На 98% перед нами привычный боевик по мотивам компьютерной игры, на 2% - слом привычных правил, немного непривычного для игр реализма, немного стёба над игрой. Но стёб, повторюсь, добрый.
  
  Конечно, реализма в тексте немного. Но автор следует основным понятиям о психике людей (не копает особенно глубоко, но и не врёт без необходимости), старается реалистичнее, чем принято в этом жанре, описывать тот же космос, например. Не везде опять же. Но читатель вряд ли будет искать здесь сложных подтекстов и страниц из учебника по физике. И в целом - текст выходит вполне съедобный.
  
  Не люблю я Лит-РПГ, но в данном случае перед читателем качественно сделанная игра. Думаю, если автор ее не победит на конкурсе, то его и так возьмут в печать. Вне, так сказать, житейской суеты.
  
  Такая книга - мечта издателей, как я их понимаю.
  И интересно будет посмотреть, ошибусь ли.
  
  Конечно, какие-то неточности есть.
  Но в целом, повторюсь - сделано хорошо. Стиль, сюжет - всё продумано.
  
  Хотя вот в таких местах всё равно напрягаешься:
  
   '...отворилась дверь. Не вбок на петлях, как сделала бы нормальная дверь. А половинками, круглыми половинками в стороны'.
  
  Круглые половинки - это круто)
  
   'Всё закончилось очень быстро, словно бластерные болты и не могли меня задеть'.
  
  Как и бластерные болты)
  Хотя с болтами - возможно, стёб.
  
  Заглянул в середину и долго ржал над названиями кораблей:
  
   'Ла Фудр' присел на посадочных стабилизаторах, 'Варяг' ....'
  
  Мда... Левасёр бьётся с питерскими матросами) Сильно)
  
  Что ещё, навскидку...
  
   'Я кинулся к ней, схватил одной рукой за плечо, другой сорвал с лица респиратор... предварительно сделав глубокий вдох про запас. Бастила раскрыла глаза. Я видел, как сухо блестят белки: нарастающий вакуум пил влагу'.
  
  Герою в такой ситуации лучше бы выдохнуть.
  
  Но, в общем и целом - всё это мелочи. Потому что далее герои всё равно начнут дышать в вакууме. Сила же!)) То есть.. гм.. сила твёрдой НФ)
  
  Конец:
  Конец понравился больше всего. Сначала герой шаблонно просыпается у себя дома. А потом шаблон его ломают на кухне и в туалете.
  
  Вывод: писал человек умный, начитанный, умелый. Может даже на спор: 'а чё, не напишу, что ли, ваше это?..'
  
  Героя, кстати, зовут Максим. Ну, или, Мак. Или Мак Сим?:))
  
  
  Нф-100: Долгая осень
  
  Аннотация:
  Не сообщает ни о чём. Так, некая авторская пугалка: 'щасс мы вам расскажем'.
  Ну, рассказывайте.
  
  Начало:
  Сразу, с первых предложений, мешает читать неправильное оформление.
  
  -Ну, что там у вас? - громко шепнул прижавшийся к высокому каменному забору человек. Лил дождь. Невдалеке у ворот горел фонарь. Тусклый свет отражался в падающих с неба каплях. Сверху, с забора, послышался шорох возни. На мостовую упала веревочная лестница, а за ней свалился мокрый, одетый в изодранный серый плащ, человек. Длинноволосый, зеленоглазый, слегка сутулый.
  
  Вот всё это подряд, сплошняком, без абзацев.
  Хотя бы так надо разбить:
  
  - Ну, что там у вас? - громко шепнул прижавшийся к высокому каменному забору человек.
  Лил дождь. Невдалеке у ворот горел фонарь. Тусклый свет отражался в падающих с неба каплях.
  Сверху, с забора, послышался шорох возни. На мостовую упала веревочная лестница, а за ней свалился мокрый, одетый в изодранный серый плащ, человек. Длинноволосый, зеленоглазый, слегка сутулый.
  
  Интересен выбранный фокальный персонаж. Это автор-наблюдатель. Равнодушно подмечающий детали. Этакий коллекционер или торговец антиквариатом, который раскладывает перед читателем любопытные артефакты выдуманного им мира.
  
  Что перед нами? То ли детективное агентство, то ли сообщество просвещённых джентльменов и леди в мире, напоминающем фентезийный стимпанк.
  
  Автор начинает рассказ с похищения неких любовных писем, намекает на мистические тайны. Возможно, читателя ждёт антуражный детектив.
  
  Мир героев сужен до бытового. Рассказчик смотрит узко, не отпуская персонажей далеко - ни в мыслях, ни в пространстве.
  
  Мир романа очень камерный.
  Пролистывая, понятно, что далее сплошь идут диалоги. Видимо, действительно детектив.
  
  Конец:
  
  Смерть и мистика. Могилы, кормление птиц, которые в таком контексте явно символизируют души умерших. И некий всё-таки хеппи-энд в конце. Вернее, намёк на него.
  
  Вывод. Скорее всего, мистический детектив в мире, близком к фентезийному стим-панку или просто в неком постмодернистском конструкте реальности. Узкий, камерный мир, без лишних описаний. Есть настроение. Нет глубины, но не знаю, нужна ли она в детективе.
  
  
  Нф-100: Тень Молоха
  
  Аннотация:
  Алекс Барт, стажёр Галапола, мечтает о настоящем серьёзном деле. И вот ему кое-что обломилось, наконец.
  
  Я, конечно, очень вольно излагаю, но аннотация примерно такая.
  То есть - вообще не цепляет.
  Такая аннотация может быть у 118-го романа Дарьи Донцовой, когда читатель уже прекрасно знает, кто такой Алекс Барт и ждёт его новых приключений.
  Любых.
  
  Здесь же хотелось бы для начала узнать, а в чём хотя бы примерно суть приключения? Изюминка? Заковырка?
  
  Вот такое же у романа и название: без заковырки.
  'Тень Молоха'.
  Кто такой 'молох'? Бог, которому приносили в жертву детей?
  Дети будут?
  Судя по 'лёгкости' повествования - вряд ли.
  
  Ничего страшного, как мне показалось, в романе не планируется.
  Наоборот читателя ждёт лёгкое и не очень обременяющее по 'миру и языку' чтение про забавные приключения некого молодого сотрудника галактической полиции.
  
  Пацан - недоучка, значит, будет много лажать, может быть, будет смешно или, хотя бы, забавно.
  
  Причём тут Молох? И где желанные в лёгком жанре 'крючки' и интриги?
  
  Начало:
  
  Итак. На планете Новая Атлантика водятся вкусные и полезные для фармакологии и парфюмерии морлинги.
  
  И, в общем-то, сразу понятно, что именно в них всё дело, а не в пропавшем парне девушки Аны.
  
  Понятно, что бедняги разумны, а их ловят и едят.
  
  Непонятно другое. Почему роман не цепляет, хотя по всем составляющим он должен цеплять?
  
  Лёгкая детективная фантастика, написана бодро, стиль понятный, без перегрузки.
  Почему 'женский детектив' Д. Донцовой читается, а космодетектив - нет?
  Чего ему не хватает?
  
  Ну, название - не подходит, как и аннотация...
  
  Но дальше есть приключения, любовная линия...
  
  Хотя герои описаны как-то отстранённо. Не зацепили описаниями, типажами, чёрточками. Не появилось у меня сочувствия ни к девушке, ни к Алексу. Не нашёл я в нём живых черт характера, не уловил, что он любит, чего боится.
  
  Опять же... слишком чувствуется, что фантастика в романе только антураж. Например, время действия романа легко определить по рекламному 'следу':
  
   'Стакан с энергетиком опустел уже наполовину и, вопреки рекламным заявлениям, жажду нисколько не утолял'.
  
  Боюсь, в ближайшем будущем совершенно развенчают этот дешевый трюк с 'утолением жажды'.
  
  Дело в том, что сладкие напитки, что известно уже и сейчас, жажду как раз не утоляют.
  
  И одна эта фраза про энергетик - меня лично отослала на 10 лет назад, и время действия я, не смотря на 'галопол и флайеры', отметил, как начало 2000-х.
  
  Вот эти ненастоящие декорации вокруг, возможно, интересной истории меня лично и отпугнули.
  
  Кому я начал было сочувствовать - так это морлингам. Полистал. Забил слово 'морлинг' в поисковик. Почитал.
  
  Ощущение легковесности и неосознания героями настоящей трагедии, когда одни разумные жрут других разумных, не исчезло.
  
  Конец:
  
  В конце все мои прогнозы оправдались. Морлинги оказались разумны, Алекс вёл себя так, как я и предположил - ничего не понимал в происходящем, а потом старший товарищ ему всё пояснил.
  
  Классический приём для детектива, кстати.
  
  Вывод. Бодрое действие, есть интрига, любовная линия, достаточно вычитано. У этого романа должен быть свой читатель. А если ещё сделать чуть менее картонными главных героев и переписать аннотацию...
  
  Интересно, Алекс вступит в контакт с морлингами?
  
  
  Тени Прерии
  
  Аннотация:
  
  Якобы повествует о том, как будут развиваться на планете Прерия земные колонии в 2074-2075 годах в нашем современном летоисчислении. А ещё там будут присутствовать некие 'силы' и 'тени'.
  
  Читал я довольно долго. Но так и не нашёл ничего про земные колонии. И так и не понял, кто такие 'тени'.
  
  И сейчас я расскажу вам, почему.
  
  Начало:
  
  Некие негуманоидного вида существа с оружием наблюдают за группой гуманоидов на планете Прерия. Подшучивают над глупыми хомо, демонстрируют слабую дисциплину.
  Затем идут длинные объяснялки, как гуманоиды появились на Прерии и не только.
  И, наконец, некая группа негуманоидых (кажется) детей высаживается на Прерию, чтобы пройти там что-то вроде курса выживания. Дисциплина у них, опять же, не почитается и находится даже на отрицательном уровне. Взрослые такую 'дисциплину' поощряют. Видимо, у описанных 'теней' - нарушение дисциплины в военизированных объединениях - какая-то высокая доблесть. Есть попытка описать это весело, как некое приключение.
  
  Теперь о 'тенях'.
  
  Казалось бы, вот они, 'тени':
  
  ...Легкий шорох сползающей пленки - и внешний вид изменился радикально. Впрочем, человек изменений бы и не заметил - чуть шире стали скулы, чуть острее уши, чуть менее вытянут вперед нос, выше лоб и больше голова...
  
  Что-то котообразное, видимо. Хотя меня сразу же смутила фраза:
  
  ...Впрочем, человек изменений бы и не заметил...
  
  Далее эти 'люди' в тексе преследовали меня повсюду:
  
   ...из этой бесконечной череды детских мордочек, в которых уже совершенно четко проглядывают будущие черты взрослого человека...
  
  ..."Кнопка" уже вполне заслужила приставку "стальная" к прозвищу, очень рассудительная и волевая девочка...
  
  А зачем здесь аллюзии к Железникову, кстати? 'Тени' читали 'Чучело'?
  
  Точно! Они же и Киплинга читали!
  
  ...Во всей этой картинке проглядывало что-то смутно знакомое, где-то подобную картину Седой уже встречал - рассевшаяся вокруг дерева стая и вожак, беснующийся в попытках ухватить за ногу сидящего на ветке...
  
  Фраза:
  
  ...Спокойной ночи малыши!
  
  Меня доконала.
  
  Я окончательно перестал понимать, что же происходит в романе.
  Люди мутировали в кошек, начитавшись перед этим земной литературы?
  Кошки считают себя более настоящими людьми, чем 'хомяки'? (Так автор называет гуманоидов с Земли).
  
  ...Вон, даже "хомячки" почувствовали и на некоторое время потеряли свою беспечность, и начали вести себя почти по-человечески...
  
  Но как это 'по-человечески'? На кого равняются герои романа?
  
  На автора, разве что?
  
  Но, честно говоря, с этой книгой я вообще ни в чём не уверен. Кроме одного - в ней слишком много уменьшительно-ласкательных слов.
  
  ...Мальчики и девочки, сообщаю, что ваш отпуск досрочно завершен...
  
  Так обращается капитан к курсантам, например.
  
  Далее пойдут:
  
  ...озабоченные мордашки
  зубки
  хвостики
  лапки...
  
  Даже воспитательница, которая вывела в песочницу детского сада группу трёхлеток, не умиляется так, как руководитель группы подготовки детей непонятно кого (с 'тенями я так и не определился') непонятно к чему. (Автор утверждает, что к 'первому контакту').
  
  Конец:
  
  В конце 'тени' куда-то свалили, и мы имеем дело уже с некими гуманоидами родом из улья. Которые понимают, что всё-таки плохо, когда гибнут хоть и малоразумные защитники улья, но всё-таки являющиеся его частью.
  
  И очень жалко этих пчёлогуманоидов, не знавших такой простой истины раньше.
  
  
  Это книга оказалась для меня самой трудной из прочитанных в рамках проекта.
  Тут вернее всего снять шляпу и сказать автору - я сдаюсь, я ни фига не понял.
  Я не понял, люди или не люди ваши герои, не понял, где в романе завязка, где кульминация, где развязка (а они вообще предполагались?).
  
  Можно было, конечно, дочитать вот так же с карандашом весь роман. Но, боюсь, он интересен тем читателям, кто хорошо ориентируется в описанной вселенной. Но именно это и очень суживает интерес таких читателей, как я.
  
  
  
  

Оценка: 8.94*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"