Батурин Андрей Леонидович : другие произведения.

Психоэмоциональные ресурсы - основа психосоматического здоровья

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Что то очень давно 07.09.2008


   УДК 338.482:159.9

Психоэмоциональные ресурсы - основа психосоматического здоровья.

Батурин А.Л.

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва)

научный руководитель к.псих.н. Каращан В. А.

  
  
   Эмоции и чувства - это своеобразный институт, удерживающий жизненный процесс в его оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-то факторов в жизни данного человека.

П.К. Антохин

  
   В исследованиях совладающего поведения отмечается, что оно отличается устойчивыми копинг-ресурсами, к которым относят хорошие когнитивные ресурсы, высокую силу "Я-концепции", адекватный локус-контроля и самооценки и др. На мой взгляд, существенным добавлением к этому ряду является характеристика психоэмоциональных ресурсов личности. К ним относится, в первую очередь, умение адекватно выражать свои эмоции и чувства и понимать их проявление у других людей. В медицинской психологии известно такое психологическое явление, как ал екситимия (буквально означает "без слов для чувств"), при котором человек затрудняется как в обозначении, так и понимании чувств собственных и чужих, что затрудняет процесс общения. Во-вторых, это умения сохранять психическую (а не психологическую) защиту, адекватно расходовать свой энергоинформационный потенциал. Наконец, это понимание связи между проявлениями эмоций и изменениями в собственном теле. И последнее, это осознание материальности мысли и связи между мыслеобразами, эмоциями и вероятными причинами заболеваний человека. Не случайно, медицина XXI века - это психосоматическая медицина, медицина болезней "образа жизни", к которым относят до 60-80% заболеваний. Весьма прозрачна цепочка связей: стресс - сильные несовладаемые эмоции - нарушения функционирования вегетативной и эндокринной систем организма - снижение иммунитета - заболевание.
   В практическом аспекте условно разделим работу с психоэмоциональными ресурсами личности на четыре сферы, которые в реальной жизни являются неразделимыми: мысли, эмоции, тело, энергия.
   Мыслительная сфера. Это фокусирование на проблемах, и переформулирование базисных убеждений, подавление нежелательных мыслей, работа по переводу ограничивающих убеждений в конструктивные, перевод иррациональных мыслей в рациональные, различные приемы и техники перевода "отрицательного" в "положительное", "теория относительности" отрицательных событий, принципы "золотого сечения", притчи и заповеди Востока, молитва и многое другое.
   Телесная сфера. Существует два типа стрессовых ситуаций: первые - это те, с которыми мы можем справиться сами или с помощью психолога, психотерапевта, используя различные приемы и техники. На это необходимо время, условия, помощь. Но есть ситуации, в которых эти способы не помогают. Как правило, это стрессы чрезвычайных обстоятельств, имеющие по шкале Холмса - Рейха самые высокие значения. Здесь рациональная работа не помогает, т.к. человек не способен слушать терапевта или кого-либо другого. Тяжелые переживания, сопровождающие эти события, "уходят в тело". Именно осознание данного факта и является основой применения телесно-ориентированной психотерапии, базирующейся на невербальном выражении глубинной психологии. В обыденной практике хорошо помогают легко осваиваемые упражнения на глубокое дыхание и изометрические упражнения на мышечную релаксацию, не требующие длительной тренировки, времени, особого места для занятий. Эффект наступает сразу же. При многих психосоматических заболеваниях наблюдается невнимание к себе самому, нелюбовь к себе, и, в первую очередь, к своему телу. У таких пациентов преобладает сфера "разум/деятельность". Отрицательные (а нередко и положительные) эмоции оказываются неотреагированными или подавляются. Для таких людей единственно правильным путем является осознание того, что сфера "тело/ощущения" у них, как правило, остается без внимания, поэтому действия, направленные на совладания с трудностями, должны быть, прежде всего, физического плана. Это проявление внимания к своей внешности, соме (косметические и водные процедуры (баня, бассейн, обливания), массаж и самомассаж, выполнение движений (гимнастика,танцы,спорт, прогулки),обучение приемам саморегуляции (мышечная релаксация, аутотренинг, йога, изометрические упражнения, визуализация, медитация, глубокое дыхание), умение слышать свой организм (режим труда и отдыха, сон, питание).
   Эмоциональная сфера. Прежде всего, это фокусирование на собственных эмоциях, маркировка эмоциональных состояний, обучение правильному (адекватному) "отреагированию" эмоций. В этом приеме демонстрируется невозможность раздельного проявления эмоционального, поведенческого и мыслительного компонентов. На высвобождение эмоциональной сферы работают приемы "выпускные клапаны для гнева", "слезы", перевод отрицательных эмоций в физическую активность, "проговаривание" своего эмоционального состояния, фокусирование на внутренних переживаниях, а не на внешних событиях, различение между чувствами и телесными ощущениями, создание новой доминанты, творчество, улыбка, смех, релаксация, глубокое дыхание.
   Энергоинформационная сфера. Не менее важным ресурсом для совладания является сохранение энергетики. Известная теория манипулирования человеком фактически описывает потери энергии личности. На житейском уровне это явление описывается как психологический "вампиризм". Предлагается определить вид силы, которой пользуется манипулятор, направить энергию противника против него самого и т.д. Для обеспечения психической "защиты" используется множество приемов типа "экранирования". Для восстановления энергетики помогает пребывание на природе, общение с животными, обращение к коллективному бессознательномую.
   Существуют различные интегральные "школы", в которых все четыре сферы-ресурсы нераздельно присутствуют. Это "школы" теории и практики Причинности В.П. Гоча, теории и практики Самопознания А.А. Шевцова, "школы" Востока,теории и. практики трансперсональной психологии С. Грофа.
   Очень важно уметь контролировать свое настроение, находить и использовать способы его сознательной коррекции. Беспричинные колебания настроения могут быть связаны с такими свойствами человека, как повышенная тревожность, эмоциональность, неустойчивость.
   Стресс - комплексная психологическая и физиологическая реакция организма на мощное проявление эмоций в результате неблагоприятных воздействий разного рода (холода, усталости, страха, унижения, боли и т.п.). Она однотипна на различные раздражители, при этом интенсивность развивающейся адаптационной активности зависит не от физической силы воздействия, а от личностной значимости действующего фактора.
   Стресс вызывается неожиданной и напряженной обстановкой. С биологической точки зрения стресс - это адаптационный синдром, то есть своеобразная защитная реакция организма, с помощью которой он как бы мобилизует свои ресурсы в ответ на неблагоприятные воздействия. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние воздействующего фактора (стрессора) превосходит приспособительные возможности организма.
   Различные люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних людей реакция активная - при стрессе эффективность их деятельности продолжает расти до некоторого предела ("стресс льва"), а у других реакция пассивная, эффективность их деятельности падает сразу ("стресс кролика").
   Характер реакции тесно связан с возникающими вследствие стресса заболеваниями. Многие виды воздействий, приводящие к стрессу, вызывают у людей гипертоническую и язвенную болезни, а также инфаркт, инсульт, стенокардию, сердечную аритмию и т.д.
   Существует связь между соматическими заболеваниями человека и его личностными особенностями, а также психологическим климатом, в котором он живет и работает.
   Если человек обладает повышенным уровнем притязаний и стремится занять в коллективе место, не соответствующее его реальным возможностям, то он в большей мере подвержен сердечно-сосудистой патологии.
   У лиц с выраженной целеустремленностью, честолюбием и нетерпимостью к своему ближайшему окружению часто развивается гипертония. К этой болезни могут приводить также ситуации, которые не дают человеку возможности успешно бороться за признание собственной личности окружающими, исключающие чувство удовлетворения в процессе самоутверждения, когда человека подавляют, игнорируют, когда у человека развивается чувство постоянного недовольства собой, не находящее выхода и заставляющее его ежедневно "проглатывать обиду".
   Люди с завышенной самооценкой, которая приводит порой к индивидуализму, неудовлетворенности своим положением (профессией, должностью), конфликтности, пристрастию к выяснению отношений, склонны к сердечно-сосудистым заболеваниям.
   Люди с пониженной самооценкой, которая сопровождается чрезмерной ранимостью, стеснительностью, обидчивостью, неуверенностью в себе, повышенной тревожностью и одновременно с этим повышенной исполнительностью, обостренным чувством долга, повышенной требовательностью к себе и стремлением сделать значительно больше, чем реально могут, склонны к язвенным болезням.
   Психическое напряжение, неудачи, страх, срывы, чувство опасности являются наиболее разрушительными стрессорами для человека. Они порождают кроме физиологических изменений, приводящих к соматическим заболеваниям, психические следствия эмоциональных перенапряжений - неврозы.
   Невроз возникает при острейшем информационном дефиците, недостатке сведений о возможности выхода из ситуации, мучительной для человека. Конфликт между необходимостью разрешить жизненную ситуацию и невозможностью это сделать, поскольку неизвестно как, часто приводит к неврозу, то есть такому состоянию, при котором резко возрастает чувствительность к сигналам из внешней и внутренней среды. При этом человек становится плаксивым, нетерпеливым, у него возникают болевые ощущения в ответ на сигналы из внутренней среды, которые ранее не воспринимались.
   В основе большинства неврозов лежат внутренний конфликт, ощущение своей вины, своего упущения, вследствие которого и возникла травмирующая человека ситуация. Переживания становятся источником неврозов лишь в том случае, если они особо значимы, занимают центральное место в системе отношений личности к действительности.
   Лечение неврозов заключается прежде всего в попытке помощи человеку разобраться в возникшей ситуации. Необходимо пересмотреть те компоненты ситуации, которые представляются ему неразрешимыми, и переориентировать его в направлении развития активной и адекватной жизненной позиции.
   Громадное значение для психологического и физического здоровья имеет эмоциональный климат на работе и дома. Настроение каждого во многом зависит от настроения окружающих, от их отношения, проявляющегося в словах, мимике, поступках. Общаясь с людьми, невольно "заряжаешься" их оптимизмом или унынием. Наиболее очевидными проявлениями благоприятной атмосферы, способствующими продуктивной совместной деятельности людей, являются внимание, доброжелательность, проявление взаимных симпатий.
   Представляя человека как сложную открытую самоорганизующуюся психологическую систему, следует согласиться с тем, что ни одна из ее составляющих не свободна от необходимости обмена веществом, энергией и информацией с жизненной средой (природной и социальной). Это относится и к эмоциональной сфере человека, и к его личностным характеристикам. Но если по отношению к социальной составляющей жизненной среды этот тезис не вызывает сомнений, то о природных влияниях приходится говорить осторожнее и разделять эмоциональные и личностные черты человека по степени их подверженности этим влияниям. Положение о зависимости эмоциональных процессов и состояний человека от природных воздействий, в том числе от влияний физической среды, вряд ли вызовет возражения. Такая зависимость установлена в ряде экоориентированных исследований, в первую очередь, посвященных влиянию радиации на психику человека. Т.Д. Кузнецов с соавторами (1999) отметили повышенную раздражительность, недержание аффекта у ликвидаторов аварии на ЧАЭС. В.И. Екимова (1998) отмечает выраженную астенизацию детей на радиационно-зараженных территориях, снижение оценок самочувствия, активности, интересов, эмоционального тонуса.
   Что же касается личностных особенностей, то прямых непосредственных их связей с воздействиями природной (физической) среды исследователи в большинстве своем не усматривают. Хотя Е.Д. Хомская (1992) говорит об изменении не только эмоциональных, но и личностных качеств у людей в условиях повышенной радиации, Т.Ф. Базылевич (1992) отмечает у них снижение уровня регуляции любой произвольной деятельности, ТВ. Власова (1995) фиксирует трансформацию ценностно-смысловых структур личности. В.И. Екимовой замечено, что в условиях радиационного "загрязнения" значительно повышается риск развития личности по невротическому типу, возникновения защитно-компенсаторных эмоционально-личностных новообразований.
   В литературе встречаются упоминания о негативном воздействии на личность не только радиационной физической среды. Например, дефицит цинка способен нарушать поведенческие реакции у взрослых (А.В. Скальный, 1999). Свинец отрицательно влияет на эмоциональную сферу и поведение детей (J.M. Burns et al, 1999). О возникновении у детей и подростков психоорганического синдрома при длительном воздействии экологически неблагоприятных факторов говорит Н.Е. Буторина (2000). У детей отмечается общая психическая беспомощность, ослабление волевой деятельности, а также разнообразные аффективные нарушения и снижение или ограничение возможности адаптации. В работах исследователей Ставропольского края установлено, что длительные воздействия химически зараженной среды способны вызывать характерологические изменения (О.А. Ахвердова, И.В. Боев, К.С. Гюлушанян и др., 2001; И.В. Кобрянова, 2002; Л.В. Лысенко, 2003; Э. В. Терещенко, 2002).
   Итак, даже немногие имеющиеся в литературе сведения, часть из которых здесь приведена, позволяют говорить о том, что характеристики физической среды могут влиять и влияют на эмоциональные процессы, состояния человека и некоторые личностные черты.
   Человек, родившийся и живущий на территориях значительного экологического неблагополучия, вынужденно функционирует в режиме минимизирующей адаптации, затрачивая много усилий на поддержание динамического равновесия со средой, личность как инструмент самоорганизации психологической системы может оказаться чрезмерно напряженной. Следствием напряжения являются изменения некоторых личностных характеристик, наиболее тесно связанных с биологическим уровнем системной организации человека.
   К таким характеристикам относятся, прежде всего, эмоционально-личностные свойства. Эмоции выполняют важнейшую функцию интеграции социального и биологического в человеке. Эмоциональная система является одной из основных регуляторных систем, обеспечивающей активные формы жизнедеятельности (П.К. Анохин, 1975; К. Изард, 1999; Я. Рейковский, 1979; П.В. Симонов, 1987; А. Фрейд, 1999 и др.). В многочисленных работах, начиная с В. Штерна (1922) и Л.С. Выготского (1984), показана органичная связь процессов становления эмоциональной сферы и формирования личности. Личность во многом проявляет себя именно в пристрастности психического отражения, обеспечиваемого эмоциональными процессами. В отечественной психологии накоплены данные, позволяющие рассматривать развитие эмоциональной сферы человека в контексте личностного становления (А.В. Запорожец, 1986; Г.Я.Трошин, 1915; П.М. Якобсон, 1956). По мнению Г.М. Бреслава (1990), отклонения в формировании личности обнаруживаются именно в динамике эмоциональной сферы, в эмоциональных нарушениях.
   Все сказанное обусловило выбор эмоционально-личностных характеристик в качестве специального предмета исследования в нашей работе. В эмоционально-личностной сфере детей, родившихся и проживающих на экологически неблагополучных территориях Читинской области, зафиксированы проявления минимизирующей стратегии адаптации: сниженный вегетативный тонус, особая эмоциональная направленность, недостаточная эмоциональная устойчивость по сравнению с детьми, проживающими в условиях экологического неблагополучия.
   Усредненные личностные профили людей, проживающих на различных по экологическим условиям территориях, имеют сходство между собой и специфические отличия от профилей людей, живущих на "чистых" территориях. Анализ этих отличий поможет наполнить психологическим содержанием понятие "особый психологический статус" людей, живущих на экологически неблагополучных территориях, выделить ведущие характеристики этого статуса.
   Целостность эмоционального мира личности выступает как способность к конструированию своего бытия. На разных этапах онтогенеза эмоциональный мир человека различается специфическими особенностями и возможностями к регуляции своих переживаний на разных уровнях. Первичная эмоциональность (тревога) имеет ситуативный и естественный характер реакции "настораживания" в новой ситуации. Возможность регулировать эмоциональные процессы и состояния - важнейший факт индивидуального развития и проявляется в узловых изменениях, характерных для каждого возраста. Опосредствованная и системная организация эмоционального мира дает возможность обретать новые функции.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Литература

  
      -- Андреева Г.М. Социальная психология. -- М., 1998.,
      -- Антонио Менегетти "Психосоматика" /Пер. с итальянского ННБФ "Онтопсихология". -М.:БФ "Онтопсихология",2007г.
      -- Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. - М.: Юристъ, 1998.
      -- Сандомирский М.Е. "Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство" -М.:Независимая фирма "Класс",2007
      -- Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мп.: Харвест, М.: АСТ, 2001.
      -- Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебное пособие -- Изд. 2-е. -- Ростов н/Д: Феникс, 2005.
      -- Кулаков С.А. "Основы психосоматики." - СПб.: Речь,2007
      -- Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2004.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

9

  
  
      --

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"