Батурин Андрей Леонидович : другие произведения.

Некоторые особенности изучения эмоциональной памяти

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   УДК: 159.942.5
  

Некоторые особенности изучения эмоциональной памяти.

А.Л. Батурин, аспирант 2-го года

кафедра: "Психология и социальная работа"

Федеральное государственно образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва).

   В статье дан краткий обзор по когнитивной памяти. Обозначена проблематика исследования эмоциональной памяти. Приведен краткий исторический обзор изучения эмоциональной памяти.
   Эмоциональная память, когнитивная психология.
  
   "Когда мы пытаемся вспомнить, что происходило с нами в детстве, то нередко путаем подлинные переживания о событиях, которые действительно имели место в первые годы нашей жизни, с тем, что нам впоследствии рассказали другие". Об этом наблюдении поэт Гете упомянул в первых строках своего автобиографического труда, работу над которым он начал, когда ему исполнилось 60 лет. [9, 374]
   Никто из нас не помнит своего самого раннего детства, хотя временные рамки этого "самого раннего" у каждого человека свои. Зигмунд Фрейд, первым описал заболевание событий раннего детства как своего рода "амнезию" - амнезию, через завесу которой прорываются лишь отдельные фрагментарные образы или экранирующие воспоминания. Он объяснил это действием механизма вытеснения: после разрешения эдипова кризиса ценой отказа от детских сексуальных желаний нам становится невыносимы любые связанные с этим воспоминания, под влиянием которых желания снова могут вернуться в наше сознание. В своей классической работе Шахтель, тоже психоаналитик, предлагает альтернативное объяснение данного феномена. Его рассуждения звучат на удивление современно: схема, сформировавшаяся у взрослого, уже не соответствует переживаниям детства. Но в аргументах автора присутствует и нечто архаичное; он пытается убедить своих читателей в справедливости идей, появившихся значительно раньше, чем постулаты когнитивной психологии. Амнезия на события детства для него -- симптом утраченной чистоты; как будто это наша вина -- и наше величайшее несчастье, - что у нас нет никакой надежды вернуться в Эдем счастливого младенчества.
   Насущные требования настоящего вступают в противоречие с наслаждением, связанным с воспоминаниями. Пруст, "поэт воспоминаний", отказывается от простых радостей обыденной жизни ради того, чтобы окунуться в Воспоминания о Делах Минувших. Но Гете не разделял очарованности Пруста воспоминаниями; Шахтель цитирует его слова: "Я не вкладываю в воспоминания того смысла, который вы им приписываете. Все, что мы видим вокруг себя великого, прекрасного, замечательного, нуждается не в запоминании; не в том, чтобы мы выискивали что-то и держались за него, как это обычно и происходит. Вместо этого с самого начала прекрасное должно быть вплетено в ткань сокровенных глубин нашего Я, оно должно стать его частью, создать внутри нас новое, более совершенное Я... Нет прошлого, которого позволительно было бы желать... Есть только вечно новое, происходящее из обогащенного прошлого..." [9,385]
   Если память -- это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того что человек отражал, делал или переживал. То что же такое эмоциональная память?
   Т. Рибо посвятил эмоциональной (аффективной) памяти специальную работу (1895), в которой защищал ее существование, используя самые разные аргументы -- психологические, физиологические, патологические и др. Приведу эти аргументы так, как они пересказаны П.П. Блонским.
   "Единственный критерий, позволяющий на законно основании утверждать существование аффективного воспоминания, это -- что оно может быть узнано, что оно носит метку уже испытанного, уже прочувствованного и что, следовательно оно может быть локализовано в прошлом времени". Но разве мы не сравниваем наши теперешние чувства с прошлым? Говорят, что любовь не испытываются дважды одинаково, но, "как могли бы это знать, если бы в памяти не оставалось аффективных следов". "Нет сожаления без сравнения", но "закон контраста, господствующий в жизни чувств, предполагает аффективную память".
   "Во всяком комплексе, составляющем воспоминание, аффективный элемент является первым, сначала расплывчатый, смутный, лишь с какой-то общей меткой: печальной или радостной, ужасающей или агрессивной. Понемногу он определяется появлением интеллектуальных образов и достигает законченной формы". В этих воспоминаниях "аффективное прошлое воскресло и узнано раньше объективного прошлого, которое является додатком".
   С физиологической точки зрения неправдоподобно, чтобы репродуцирование касалось только образов, т. е. чтобы в нем участвовали только те нервные процессы, которые соответствуют репродуцированию образов, а остальные бы (в частности, имеющие отношения к чувствам) не участвовали: воспоминание стремится восстановить весь комплекс прошлого, в области памяти господствует закон реинтеграции, а отрицание аффективной памяти противоречит этому закону. "Нервные процессы, когда-то принимавшие участие в сейчас возрождающемся физиологическом комплексе и соответствующие аффективным состояниям стремятся также быть вовлеченными в возрождение, следовательно, возбуждают аффективную память". Конечно, надо отдавать себе отчет в том, что "аффективный образ не то, что, например, зрительный образ". [2, 252]
   Спор состоявшейся в начале XX века между З. Фрейдом и П.П. Блонским, о том какие эмоциональные переживания запоминаются лучше -- отрицательные или положительные? З.Фрейд утверждал, что лучше сохраняются в памяти положительные эмоции и подкреплял это утверждение обоснованием вытиснения из памяти всего, что вызывает тягостные ощущения. Однако эксперименты (Ebbinghaus, 1905; З.Фрейд, 1925), подтверждающие это положение, были не всегда безупречными и вызывали критику многих специалистов психологов. Например П. Янг (Young, 1933) критиковал исследования с запоминанием слов приятного и неприятного содержания, указывая на смешения действительного переживания с "холодным познавательным пониманием" приятного и неприятного. П.П. Блонский (1935) доказывал, что лучше запоминаются отрицательные эмоции, и подкреплял свой тезис как рассуждениями о биологической целесообразности этого, так и рядом исследований. Так, он пишет, что животное, забывающее то, что причиняет ему страдание, обречено на быструю гибель. Однако есть те, которые видят в более легком забывании неприятного полезный для жизни эффект -- охрану от болезненных переживаний. Позже П.П Блонский сам отмечает, что чем ближе события (например, случившиеся вчера), тем лучше вспоминается приятное, чем неприятное, а чем дальше (например, что было в детстве), тем чаще вспоминается неприятное, чем приятное. Приятное чаще вспоминают те, кто не удовлетворен теперешним своим положением (например, старики, неудачники). По этому может быть прав и З. Фрейд с постулатом о "вытиснений" негативного, ведь он имел дело именно с неудовлетворенными жизнью людьми.
   Однако при анализе данных полученных с различных экспериментов например: Ю. Л. Ханиным (1978) "О тревоги спортсменов во время соревнований"; Ульрих Найссер, Юджин Виноград, Эрик Т. Бергман Чарольз А. Шрайберг, Стивен Э. Палмер и Мэри Сюзан Уэлдон "Воспоминания о землетрясении: непосредственный опыт и получение информации из "Новостей" и др.. Остается много вопросов и возможных гипотез (например под общим названием, гипотеза возбуждения, гипотеза последствий, гипотеза особенности, гипотеза повествования).
  
   Список литературы:
  
   1. Психосоматика / И.Г. Малкина-Пых. - М.:Эксмо, 2008. 1024с.
   2. Психология эмоций. / Изард К.Э. - СПб.:Питер, 2006. 464с.
   3. Эмоции и чувства. /Е.П. Ильин 2-е изд. - СПб.:Питер, 2007. 783с.
   4. Социальная психология поведения: Учебное пособие. / Платонов Ю.П. - СПб.:Питер,2006. 464с.
   5. Общая психология: Краткий курс. /Немов Р.С. - СПб.:Питер, 2007. 304с.
   6. Справочник практического психолога. /И.Г. Малкина-Пых. - М.:Эксмо, 2008. 848с.
   7. Психосоматика и телесная терапия: Практическое руководство. /Сандомирский М.Е. - М.: Независимая фирма "Класс", 2007. 592с.
   8. Большой психологический словарь /под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова - 3-е изд. перераб. и доп. - СПб, 2006. 672c.
   9. Когнитивная психология памяти. / Под ред. У. Найссера, А. Хаймен. 2-е межд. изд. Спб: прайм -- ЕВРО -- ЗНАК 2005г. - 640с.
  
  
  
  
  
  
  
  

1 стр. из 4

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"