Батурин Андрей Леонидович : другие произведения.

Некоторые аспекты взаимоотношения воображения и эмоции

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   УДК: 159.942.5
  
  

Некоторые аспекты взаимоотношения воображения и эмоции.

Батурин Андрей Леонидович, аспирант кафедры "Психология и социальная работа", 213a@mail.ru, научный руководитель профессор к.психол. н. Каращан В.А.

ФГОУВПО "Российский государственный университет туризма и сервиса", г. Москва

  
   В статье дан краткий обзор по вопросу эмоций и воображения, определены теоретический аспект их значимости и их взаимодействия, а также роль эмоций в современной жизнедеятельности человека. Приведён вариант решения для стабилизации эмоционально -- волевой сферы личности во взаимодействии с познавательными процессами. Приведён пример из истории наглядно подтверждающий критичность неведения в данной области психологии.
  
   Ключевые слова: эмоции, воображение, периферическая теория Джемса-Ланге.
  
   В век технического прогресса мы привыкли к возможности быстро повлиять на сложившуюся ситуацию. Например сколько нужно компьютеру времени что бы закрыть окно в системе или страницу в интернете? С другой стороны сколько требуется человеку чтобы переключится от негативных гнетущих мыслей или хандры. Но все не так очевидно как кажется.
   Ведь это правило двухстороннее. Сколько нужно компьютеру для того что бы открыть окно в системе или страницу интернета, соизмеримо ли это со временем появления у человека хандры или депрессии?
   Важно так же привести пример "быстрых реакций", например новость о потере близкого человека. Вдуматься, моментально, эта новость ни чего реально не меняет, а дает лишь возможность человеку среагировать, а конкретнее представить или начать планировать жизнь без учёта возможных изменений от присутствия этого самого близкого человека на последующую жизнь частного индивидуума.
   О связи эмоционально -- волевой сферы личности и когнитивных процессах в целом и эмоции с воображением в частности писали как отечественные психологи: А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.Ф. Петренко, И. А. Васильева, А.Р. Лурия, П.В. Симонов и др., так и зарубежные авторы: Л. Постман, Б. Шнайдер, П. Фресса, Ж. Пиаже, К. Изард и др.
   Степень возможных изменений и контроля над организмом, парой бессознательного, нагляднее продемонстрировать теорией о возникновении эмоции выдвинутой одновременно и независимо друг от друга психологом и философом У. Джеймсом и К.Г. Ланге датским медиком. Согласно теории о возникновении эмоции, в дальнейшем получившей название теория эмоции Джеймса-Ланге, возникновение эмоции зависит или обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями, как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов сердечной, сосудистой, секреторной деятельности. Иными словами за "искусственной" улыбкой, обязательно появится хорошее настроение. Соответственно и наоборот за "гримассой" последует печаль.
   В русле теории Джемса-Ланге понимал механизм возникновения эмоций и Г. Мюнстерберг. Рассматривая роль учителя в воспитании детей в, и частности в управлении их эмоциональной сферой, он решительно выступал против позиции учителя как пассивного наблюдателя за эмоциональной жизнью детей, бессильного вмешаться в процесс, запрограммированный природой. "Если бы чувствования действительно представляли собой то, что вульгарная психология склонна в них видеть, тогда неизбежно казались бы безнадёжной задачей попытки упражнять и воспитывать их. Искусственно придавать им ту или иную форму. Учитель был бы вынужден играть роль пассивного зрителя и дожидаться естественного развития, - пишет Мюнстерберг. - Что мог бы он сделать для того, чтобы изменить отклики, рождающиеся в душе, раз благодаря данному природой устройству именно такая-то или иная волна органического возбуждения распространяется по нервной системе? Он так же мало мог бы сделать, чтобы вкус сахара не был приятен, а вкус рыбьего жира вызывал удовольствие, как не мог бы достигнуть, чтобы трава не имела зелёного цвета, а небо - голубого. В таком случае не было бы никакой возможности, никакого средства для того, чтобы овладеть чувствованием... Учитель должен был бы сознаться, что он хотя и может заставить или убедить ребёнка проглотить отвратительный рыбий жир, несмотря на неприятность этого действия, но все же не в состоянии превратить неудовольствие в наслаждение.[2, 67]
   Обычный взгляд на чувствования заставляет учителя, если он размышляет об этом, впадать в обескураживающий пессимизм. Самый важный фактор внутренней жизни как будто находится вне его власти. Он должен просто дожидаться изменений... Ему остается лишь ожидать, сложа руки. И как же меняется перспектива, если учитель признает наличность двигательного элемента во всяком чувствовании и поймёт, что само чувствование является следствием реакции! ...Убедите ребёнка, чтобы он принял неприятное лекарство со смеющимся лицом и с широким растяжением всего тела, чтобы он широко открыл глаза и вытянул руки, - словом, попытайтесь искусственно воссоздать все те движения, которыми выражалось бы большое удовольствие. Если ребёнок таким образом широко откроет пути для выполнения тех движений, которые противоположны непроизвольной реакции, и если он будет повторять этот опыт с некоторой настойчивостью и энергией - неприятное лекарство очень скоро потеряет свою отвратительность и станет безразличным".
   Итак, по мысли Мюнстерберга, чувствования (эмоциональный тон ощущений, о котором шла речь в его высказывании, приведённом выше) - это реакция личности на получаемое впечатление (ощущение), которое продлевается или прерывается посредством движений. Но из этого правильного постулата следует совершенно алогичный вывод: "Таким образом, группа мускульных ощущений, которыми сопровождается общее расширение, представляется в нашем самосознании удовольствием, а ощущения от сокращения - неудовольствием". Отсюда простое решение вопроса: хотите, чтобы объект был приятен, приближайтесь к нему, а если хотите, чтобы он был неприятным - удаляйтесь от него, так как "стимул приятен, поскольку, воспринимая его, мы замечаем, что приближаемся". "Когда же ощущения, которые получаются от этих действий приближения и удаления, мы используем для того, чтобы уловить движущий нами стимул, тогда они представляются нам просто выражениями "приятности" и "неприятности"".
   Вообще следует отметить, что до конца понять воззрения Мюнстерберга на эмоции трудно. Придавая гипертрофированное значение двигательным реакциям, он в то же время высказывает мысли, противоречащие "периферической" теории Джемса-Ланге: "Ещё менее должны мы рисовать себе карикатуру на изложенный взгляд, воображая, будто чисто внешнее поведение может совершенно изменить глубоко заложенную эмоцию или чувствование" или: "Мы можем испытывать эмоцию печали, даже если улыбаемся для того, чтобы скрыть её...". "...В таких случаях внешняя улыбка может даже обострять чувствование контраста с внутренним неудовольствием. Если же мы искусственно изменяем эти внутренние реакции, то мы действительно влияем на самую эмоцию". Вот и разберись тут, о каких "внутренних реакциях" или двигательных элементах чувствований идёт речь. Если Мюнстерберг имеет в виду "двигательные разряды" - это одно, если экспрессию (мимику, пантомимику) - это другое, а если двигательные действия приближения к эмоциогенному объекту или удаления от него - это третье. Все же создаётся впечатление, что чаще всего под двигательными эмоциональными реакциями он имеет в виду "расположение к действованию", т.е. то, что принято называть побуждением к действию.[2, 68]
   Данная теория впоследствии была резко осуждена Л.С. Выготским за противопоставление "низших" элементарных эмоции, как обусловленных сдвигами в организме, "высшим", истинно человеческим переживаниям (эстетическим, интеллектуальным, нравственным и др.), будто бы не имеющим никаких материальных оснований. Тем не менее вопрос об опровержении такой взаимосвязи, пусть и на "низших" эмоциях, остался открытым. Все же как гласит мудрость: "Любая дорога начинается с первого шага".
   К чему это может привести, если об этом не задумываться, продемонстрирую на интересном историческом факте.
   Одним из первых неопровержимых доказательств того, что нежелательные эмоции могут повредить человеку, выявились случайно в ходе выполнения американской космической программы. В середине 60-х годов молодые инженеры и психологи космодрома "Мыс Кеннади", принимавшие участие в отправке астронавтов на Луну, начали погибать от сердечных приступов, наступивших с тревожащей частотой. Запои, злоупотребление наркотиками и разводы в этой группе были также на подозрительно высоком уровне. Когда люди умирают от сердечно-сосудистых заболеваний, врачи обычно обращают внимание на стандартные факторы риска -- высокий уровень холестерина, ожирение, диабет и курение. Эти факторы у обитателей космодрома "Мыс Кеннади" находились в пределах нормы. Кроме того, у них не обнаруживалось закупорки коронарных артерий -- обычной причины смерти при сердечных приступах.
   В правительстве уже задумывались, не причастны ли к этому специальные службы других стран, но вскоре была обнаружена истинная причина несчастий. Из-за финансовых проблем рабочий персонал космодрома подвергся большому сокращению. Люди, ещё вчера бывшие лучшими специалистами-ракетчиками, сегодня могли стать безработными.
   Несмотря на общие успехи космической программы, у связанных с ней учёных отмечался необычно высокий уровень обеспокоенности и депрессий. Возбуждение, вызванное страхом за своё будущее, приводило к массированному выделению адреналина и других субстанций, которые быстро выводили из строя сердечную мышцу. Все эти люди были в буквальном смысле слова напуганы до смерти.
   Значительно позже это было подтверждено эмпирически на крысах. Эксперимент заключался в том, что животных помещали в клетку где для их комфорта были созданы все условия. Далее клетку накрывали плотной тканью, так что бы не было видно магнитофона стоящего рядом. На магнитофоне запускали запись эмитирующую присутствие кошки. Результат полностью подтверждал ранее сделанные выводы.
   Замечу, если все это и может показаться какой то надуманностью и далёкой от действительной жизни ситуацией. То это только кажется, т. к. в данной статье намеренно использованы крайние ситуации, но в сумме постоянного напряжения, пусть и менее значимых поводов вполне может привести и к подобному.
   Иронический пример из наших дней, взят из так называемых, социальных сетей. Ребёнок Катя после затянувшегося свидания приходит домой в 23.00 и ложится спать. В 00.30 приходит смс-ка от отца с текстом - "Ребёнок ты где?". Позже в 00.45 приходит следующая смс-ка с текстом - "Катя ты где??". Наконец в 01.00 приходит последняя смс-ка с текстом - "Нашёл!". Как видно по тексту Кате ни что не угрожало, а у ее отца было время "сильно расстроиться".
   В своей статье "Альтернативный подход к вопросу эмоциональной стабильности" вышедшей в 2011 году в электронном издании на базе ФГОУВПО РГУТиС, я привожу десять правил, на мой взгляд которые предотвращают подобные негативные эмоциональные реакции.
   Самое простое решение избежать эмоционального напряжения - это навык ограничивать воображение в те моменты когда нам не хватает фактов для ясного видения ситуации. Этот навык способен препятствовать возникновению "надуманности" окрашенных порой "эмоционально -- скверной" действительностью. Так же этот навык способствует лучше оценивать действительность происходящую вокруг нас и беречь "эмоционально -- богатые" отношения. Ведь между нашей действительностью и подлинным счастьем, порой лишь наше настроение.

Литература

  
   1. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2006. 464 с.
   2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. СПб.: Питер, 2007. 783 с.
   3. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. М.: Эксмо, 2008. 1024 с.
   4. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2008. 848 с.
   5. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. 3-е изд. СПб, 2006. 672 c.
   6. Немов Р.С. Общая психология: Краткий курс. СПб.: Питер, 2007. 304 с.
   7. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2006. 464 с.
   8. Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная терапия: Практическое руководство. М.: Независимая фирма "Класс", 2007. 592 с.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

6 стр. из 6

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"