Аннотация: Надеюсь, поможет кому-то решить читать или не читать. Страница автора http://samlib.ru/p/podstrochnyj_t/
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ ТЕТРАДИ.
Г. Башунов. "Могильщик. Черные перчатки"
Идея.
Некий мир пережил магическую войну, оставив после себя полуразрушенные города, пропитанные враждебной магией и различными ловушками. Сообщество своеобразных сталкеров - их называют "Могильщики" - потрошит эти города на предмет ювелирки, золотишка и раритетов. Могильщики носят черные перчатки, которые позволяют им чувствовать магические эманации и распознавать западни.
Сюжет.
По первопрочтении, создается впечатление о некоей "рваности". Последовательность событий нарушается во-первых, временным разрывом между главами, а во-вторых - скачками из настоящего в прошлое главного героя. Своеобразный авторский прием для подчеркивания нужных нюансов и пояснения происходящего. Многим это может прийтись не по душе. Но в целом - логика сюжета сохранена, и, что интересно - не линейна. Не просто - пошел в город, набрал хабара, толкнул скупщику и забухал.
Главный герой.
Могильщик по имени Велион. Психотип Рэдрика Шухарта и Геральда из Ривии. Автор уделяет очень много внимания внутреннему миру героя. Его сомнениям, переживаниям, чувствам, отношениям с другими людьми. Чего только стоит сцена, когда его забрасывают камнями деревенские жители? Могильщиков не то, что не любят, а фактически - ненавидят. Сам Велион уже не верит, что он - человек. И это сомнение приводит к душевным терзаниям и мукам. И этим можно объяснить то, что главный герой всегда принимает участие в самых сумасбродных затеях. Он не может уговорить товарищей отказаться от задуманного. Но может им помочь, порой рискуя собственной жизнью, помочь выбраться из сложной ситуации, или, хотя бы - отомстить. На мой взгляд, именно глубокое исследование личностных переживаний героя выделяет это произведение из ряда других.
Любовь.
Имеется. Но во вполне умеренной дозе. Скорее, даже не любовь, а чувство привязанности и благодарности к женщине, которая не побоялась и поддержала в трудную минуту. Более сложные отношения с бордельмаман - бывшей могильщицей, оставшейся без ступней. А вот в чувствах, которые у Велиона вспыхнули к девушке Виллита он боится признаться самому себе. Вообще, о любви, как таковой, рассуждений достаточно. Иногда спорных, иногда - бескомпромиссных. Но зато - интересных.
Кульминация.
Полная мистики и драйва. Мне чем - то напомнила "Голема" Густава Майринка. Да, Велион остался жив. Но это уже не тот человек. И человек ли он вообще? Произведение можно смело отнести к разряду "темного фэнтэзи". Хорошего и доброго тут на страницах встретишь мало. Но, с другой стороны, в средневековом обществе так и было, так что автор описывает вполне жизненные реалии.
Текст.
На сегодняшний день почти не вычитан. Много повторов, в том числе и имени главного героя. Встречается ненормативная лексика, что мне, честно говоря, не очень по душе, хоть я и не ханжа. И понимаю, что этот прием необходим для выделения характера персонажей.
О чем это произведение? Скорее всего, о поиске своего места в жизни и о превратностях человеческой судьбы. Мистика и антураж здесь вторичны и используются как хороший качественный реквизит и декорации. И даже напряженное повествование не маскирует главный для героя и читателя вопрос: "Как, несмотря на свою инакость, остаться человеком?" И здесь автор очень близок к Сапковскому. Насколько? Узнаете после прочтения. Только не ожидайте, что чтиво будет легким. Скорее - наоборот. Но потраченного времени - не пожалеете