Башков Константин Владимирович : другие произведения.

Шаг назад

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Шаг назад.

Мое поколение молчит по углам

Мое поколение не смеет петь...

гр. "Алиса", альбом "Энергия"

Я родился в 1976 году. В 7 лет пошел в первый раз в первый класс. Школа 2 в Рязани, где я проучился первые 4 года была довольно старенькой: говаривали, что ее еще Надежда Константиновна Крупская открыла. Так и назвали - школа 2 имени Надежды Константиновны Крупской. Взрослые именовали ее просто "школа имени Крупской", но нам, детям, ее так именовать запрещали. Только полное имя, пожалуйста. Мне как-то раз не совсем сильно за это досталось от кого-то из учителей.

Школа была, в своем роде, замечательной. Полуразваленная, но (!) со своими традициями. Помню в первый раз был шокирован - увидел дохлых крыс в столовой школы. Руководство решило переложить прогнившие полы в столовой и рабочие вскрыли доски. Помню, радовалась вся школа. Под полами находилось просто кладбище крыс. Но - умолчали. Зачем поднимать шум, звать эпидемстанцию? Ведь никого же урысы не укусили? Ну едят продукты, ну по головам не бегают - уже хорошо. Полы переложили и потихонечку история забылась.

Примечательна эта школы была персонажами. Колоритные учителя были, скажу я вам.

Философское отступление

Лишь спустя много лет я понял, что главное в человеческой жизни - опыт. Особенно это касается учебы. Молодежь, попадая в учебные заведения, учится не столько наукам (хотя это является главной целью пребывания в школах, институтах и проч.), сколько учится взаимоотношениям между людьми. Это ярко выражается в том, что человек СРАЗУ выбирает свою жизненную позицию. Одни начинают сразу бороться с людьми и получают свои заслуженные тумаки, другие начинают адаптироваться, "подлизываться" и "стучать" на своих сотоварищей. Именно в школе формируются методы общения с людьми. Я не говорю в данном случае о генеральном поведении - на это влиют и другие факторы - семья, окружение, социальное положение и так далее. Я говорю лишь о том, что человеку прививается некая модель поведения в замкнутом обществе.

Тут же приобретается и знание типов людей. Этот опыт, на мой взгляд, является самым важным, поскольку для каждого типа людей существует своя модель поведения. Просто многие этого не осознают.

Школа

Солдат шел по улице домой

И увидел этих ребят...

гр. "Кино"

С первым завучем мне не повезло. Алла Антоновна и по сей день заставляет меня содрогаться, когда я вижу ее во сне. В молодости она была, по моим меркам, довольно красивой женщиной. Во времена моего бытия в школе она жила в пристройке к школе. Это сейчас у школ практически нет жилых пристроек, а в стародавние времена такие деревянные пристройки были практически у каждой школы. Не верите? Посмотрите на 5-6 сельских школ и вы такие сооружения найдете. Логика вполне очевидна. Завучу гораздо удобнее контролировать школу, если она/он в ней живет.

Алла Антоновна держала всю школу в ежовых рукавицах. Ее боялись все. Даже преподавательский состав. Кто-то ненавидел, кто-то любил, кто-то всячески угождал, но боялись ВСЕ. Едва ее тень показывалась в каком-нибудь коридоре школы, сразу же умолкал детский гам, все начинали ходить "по стеночке". Голову вниз - не дай Бог зацепит! Школа превращалась в исправительную колонию.

Внимание завуча ко мне было особенным. На 7 классов старше в этой же школе учился и мой брат. Мне просто повезло, что основную часть своей злобы Алла Антоновна выплеснула именно на него. Но мне жалко брата. Отношение Аллы Антоновны к моему брату можно спокойно назвать "психическим террором". Мой брат не подчинился. Сам я был слишком мал, чтобы обращать внимание на постоянные "вызовы родителей в школу", но потом мне мать поведала эту историю. Когда мои родители поняли, что с завучем договориться невозможно, отец просто сказал кое-кому кое-что, и на Аллу Антоновну "надавили по партийной линии". Сверху. Надавили так, что из нее сок брызнул. Она немного успокоилась и оставила моего брата в покое. Я пришел в школу уже после этой войны. Но меня уже знали и "приметили".

Конечно же, завуч не решилась повторить "психический террор" со мной как с моим братом. Но я до сих пор помню ее маленькие злобные глазки и слышу ее шипение: "Башков, пошли к директору". Нет смысла описывать как эта стерва травмировала психику детей в той школе. Я был неприкасаемым. Но в этой школе были дети, у которых некому было "надавить по партийной линии".

Встреча с этим человеком оставила в моей голове одно понимание: есть в мире такие люди, с которыми мирно жить просто нельзя. С ними договориться просто невозможно, - их надо "мочить". Мочить изо всех сил и всеми доступными средствами. Или ты или они. Это демоны из ада, а вместо души у них сосуд зла.

Яма

Копать отсюда и до обеда...

Армейский афоризм.

Во дворе школы была очень интересная яма. Изначально она, видимо, была задумана как окоп. на это же указывали какие-то военные турникеты, расположенные рядом с ней. Все это было выстроено в один ряд и каждый, кто на это взглянул хотя бы один раз, уже представлял себе приблизительную последовательность действий обучаемого военному делу. Здесь разбежался, кинул гранату, потом быстро пробежал через турникет, прыгнул, и в яму! Там затаился.

Однако дальнейшее знакомство с ямой заставляло людей задуматься. она была глубокой. На окоп вроде бы непохожа. Если человек там встанет в полный рост, то над ним будет еще метр земли. Так, с ходу, и не прыгнешь. Ногу можно сломать. Я, кстати, слышал, что кто-то ломал.

Заведовал ямой подполковник ВДВ Алексей Феодосиевич Черныш. Правда, он заставлял детей обращаться к нему "полковник", но две звездочки, вместо трех, говорили за себя довольно красноречиво. Черныш преподавал в школе предмет, который назывался "начальная военная подготовка". По рассказам брата и по моим собственным наблюдениям, предмет был "халявным" и школьников довольно часто отпускали домой. Но глубина ямы продолжала потихонечку расти. Неужели ее копал сам Черныш?

Нет. В свободное от уроков время он спокойно ходил по школе и отлавливал школьников, которые были не на занятиях. Мне копать яму не довелось - повезло - Черныш был соседом по дому и родители его хорошо знали. Но!

Больше всего я радовался, когда нас отпускали с урока, не дожидаясь звонка. И вот бежит веселая ватага по направлению к раздевалке. И вдруг окрик "Всем стоять!". Останавливаемся. Алексей Феодосиевич сразу начинает всех строить. Представляете - детям 7 лет? Тем не менее, после построения в шеренгу, прочтения нотации о том, что по коридорам надо ходить, а не бегать, и демонстрационного марша перед Главнокомандующим всей школы, нас отпускали.

Все-таки военные - странные люди. В этом я убедился и позже. И юмор у них такое же странный. Тем не менее Черныш был самым веселым человеком в нашей школе. И периодически подлизывался к Алле Антоновне - приносил цветы. Поэтому его не трогали.


Document created with wvWare/wv ver 0.5.44

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"