Эта книжища очень радовала меня своей величиной, читаю, чту, вычитываю, а впереди все еще кирпич неизвестного. Но кирпич оказался воздушным шариком. На две трети книга( обе книги) состоит из перессказов набоковских книг.
От их тупости я порывалась все время зашвырнуть книгу в стенку, останавливало только, что эта была моя книжка.электронная.
Да не так там все было, не то Набоков писал, не на том акцентировался в сюжете и ... Возмущению моему нет предела, как-то он так умудряется читать Набокова, что самое вроде элементарное, касающееся сюжета,Бойд рассказывает как кумушка на кухне, как будто и вовсе уже через третьи руки анекдот прошел, а те произведения, которых я не читала, после пересказа Бойда, мне их совсем не хочется.
Меня потрясло, что все, что я про Набокова знала, оказалось мифами. Вопреки тексту Бойда часто. Просто по факту.
(Продолжить)
Во первых, Набоков не был ни гениальным шахматистом, ни ученым энтомологом. Вот почему -то все считали в моей юности, Набоков это ученый от лепидо птеродевтики( если не перевираю слово)), а романы писал просто от широты душевной с той же ученой дотошностью. Все оказалось ровно наоборот! Всю жизнь человек занимался литературным профессиональным трудом, а с сачком хорошо выглядел на журналистких фотках, черта эта, это хобби было столь выразительной, что сам собой вышел миф о необыкновенном вкладе Набокова как ученого по бабочкам. Всего несколько статей в научных журналах, но бабочки - наука описательная, как звезды, Набоков занимался почти одной бабочкой и все на высоком уровне про нее знал. И в музее сравнительной зоологии Гарварда работал, просто разбирал коллекции, за бесплатно почти. Но не был ученым с мировым именем, вот так штука!
Совсем дико выглядит миф, который я слышала в пересказе, что де Набоков ничего не делал, а только писал 20 лет. а его жена все это терпела и держала его закрытым чуть ли не на ключ и никуда не выпускала. Какая чушь.
Удивительно, что умудрялся человек своими писательским трудом содержать семью. мало у кого такое получается. Но когда и у него не получалось, бегал по урокам как ошпаренный, содержал семью. И преподавал столько, что нам и не снилось.
А вот что касается его жены, вообще особая песня. Главный шедевр Набокова - это он сам, и женщины всегда это знали, потому нельзя сказать, что Набокову повезло с женой, это не везение, а закономерность. Эта женщина памятник себе воздвигла, и нам перепало, а Набоков с проницательностьсновидца нашел себе самую гениальную жену. И она его не запирала, его запрешь, пожалуй! Она всю жизнь носила за ним его писательский портфель, носила предано и молча, подхватывая все просыпанные карандаши и вещи, беря на себя все что его тяготило и недописанные мысли и письма и телефонные разговоры.
Еще интерессный миф про случайность и пародоксальность славы, пришедшей через Лолиту как порнографию. Через как бы не совсем важную вещь Набокова, благодаря скандалу. Вот совсем наоборот, Набоков говорил сам (Уилсону), что это лучшее, что он написал. Величайшее. А что касается порнографии, то были ведь предприняты все усилия для организации отношения к книге в Америке как к событию культуры. Это была длительная атподготовка, иначе никак было нельзя, Набоков справедливо опасался. что его выгонят с кафедры, лишат возможности преподавания. Так что по факту книга стала известной вопреки своей скандальной теме.
И еще очень интересно как в судьбе Набокова повторяется мистика предвосхищений, сначала в Защите лужина героя откармливают сладостями антрепренеры, потом бросив курить Набоков приобретает точно такую расплывчатость в тазу, как он Лужину приписывает, от тех же сладостей. Бросив курить, Набоков непрерыно как раньше дымил, закидывается паточными леденцами( понятия не имею что это!). В Даре в конце Чердынцев мается с пристраиванием книги в печать, и 50 лет Дар не издается полностью! В Камере обскура Набоков описывает мучительную неловкость адъюльтера же, внезапной любви женатого положительного во всех смыслах героя, и спустя совсем немного лет вся исторя с ним и случается. При чем комичность и болезненность тоже, помните как Магда прячется в квартире в присутсвии жены, а потом возлюбленная сомого Набокова сидит на пляже и наблюдает за семьей Набоковый на Лазурном берегу. Только исход разный. В Приглашенни на казнь - ярчайшее это чувство гильетины, гипноз и онемение опускающегося ножа. И за несколько , кажется год или два, Набокову снится гильетина и он понимает что это смерть. Вот тут интересно. Набокова явно залечили в Давосе. явно не был поставлен правильный диагноз. И я думаю, диагноз там был вообще врожденный, эта его еще с младенчества бессонница, мне кажется интересным симтомом, ведь как у Наполеона! И ведь Набоков всю жизнь заболелвал неизвестно чем, выздоравливал вопреки всему, и умер так и не понятно от чего. Но мистики и предвидения в его произведениях много больше, я просто все припомнить сейчас не могу.
Самое поразительное, конечно, эта книга, которую он не написал. И не собирался. Но жаль. Он упоминает в Даре, что хотел бы написать пособие Как быть счастливым, словами Годунова Чердынцева. Вот это он умел, но никому не сказал ни слова.