Барчугова Евгения Игоревна : другие произведения.

Три стадии творения

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мы учимся на собственных ошибках, так повелось испокон веков. В том числе я и в том числе в писательстве.

       Три стадии творения


Как всегда упомяну, что ни в коем случае не считаю свое мнение единственным правильным, да и вообще научным. Я основываюсь только на чисто субъективном опыте да еще на здравом смысле.
Ну, а теперь собственно, сама статья.

В очередной раз со вздохом глянув на незаконченную "Ведунью" и иже с ней, я задумалась, а чего мне собственно не хватает для того, чтобы все это безобразие закончить, распечатать и, наконец, к своему собственному удовольствию убрать в стол?
Ответ, как ни странно, тут же нашелся: лень перепечатывать даже уже имеющийся материал, несмотря на то, что он имеется и в огромных количествах. Поразмышляв еще какое-то время, я поняла, что и уже напечатанное мне не нравится: даже за последний год я достаточно повысила свой уровень написания, и то, что раньше казалось верхом совершенства, сейчас характеризуется фразой "ну, еще не так плохо, как могло бы быть". Сюжет достаточно скучный: путешествие с запада на восток с петлянием по острову. И уже никому неважно, что цель (отнести медальон волхву) специально обозначена так смутно и не занимает много места в книге, на первом плане для меня было совершенно не это! Я хотела показать, как меняется Уланра со временем, как она ищет не столько смысл жизни, сколько саму себя. Но из-за совершенно непродуманного сюжета вся идея пошла коту под хост: мне и самой-то неинтересно перечитывать уже написанное, не то что печатать продолжение.
К чему я привела этот экскурс в историю?
Да к тому, что сама понимаю, что всех этих ошибок можно было избежать! Причем достаточно просто: лишь с самого начала задуматься о сюжете, а не только о персонажах и идее. А еще можно поразмышлять над другими не менее маловажными вопросами и когда пишешь, и когда правишь уже напечатанное.
Вот, теперь я собственно по-пластунски подобралась к вопросу, обозначенному в названии статьи.
Нет, конечно, деление на эти три стадии достаточно условно, но если задуматься можно выделить этапы создания произведения:
  • Появление идеи

  • Собственно написание

  • Корректировка


  • 1. С первым пунктом программы все более менее ясно: у автора появляется мысль, из которой при должном желании можно состряпать рассказ, повесть, роман и т.д.
    Но!
    Идея приходит к авторам совершенно по-разному.
    Кто-то сначала ждет рождения персонажей, а потом запускает их в еще непродуманный мир.
    Кто-то придумывает сюжет, а потом ищет подходящего к нему героя.
    Кто-то во всех красках представляет картины нового мира.
    Кто-то слышит разговоры неизвестных ему людей.
    Кто-то...
    Не буду перечислять все варианты, ладно?
    Если вы понимаете, что все это выльется в миниатюру (на одну - пять вордовских страниц) тут же садитесь за компьютер и пишите-пишите-пишите... Знаю по себе, через полчаса бездействия мысль не то что развеивается, но вянет и выглядит уже совершенно не товарно. Миниатюры пишутся больше на настроении, на, если желаете, порыве души, чем на холодном расчете, хотя, возможно и такое.
    Если же задумка не умещается в эти рамки, нужно продумать как минимум костяк сюжета и основные черты характера персонажа. Но это тоже годится только для мелких произведений, куда при всем желании не впихаешь много истории государства и обычаев. От пункта А до пункта Б герой может добраться, даже если автор не озаботился перечислением всего содержимого его рюкзака и точного направления дороги. Главное, чтобы он все же дошел до конца и читатель не заснул, перевертывая страницы с растянутым, как жеваная пресная жвачка, сюжетом.
    Само сложное начинается, когда пишешь повесть. Кажется, что только сядешь ты за компьютер и за пару дней на голом энтузиазме все напишешь. На самом же деле, я не могу назвать ни одного человека, реально на такое способного. Если знаете вы - покажите мне этого Автора с большой буквы и я буду его мучить, выспрашивая профессиональные секреты.
    Ну, а теперь о том, что на самом деле нужно продумать.
            1) Характер, внешность, раса, история жизни, манера общения персонажа. Тут кажется все понятно и просто: что кому нравится, тот то и выбирает. К сожалению, сейчас герои часто оригинальностью не блещут, но об этом уже говорила и не только я.
            2) Сюжет. Первые два пункта (сюжет и герой) продумываться могут в разных порядках, но обязательно в первую очередь. Эти две реалии должны подходить друг к другу идеально! Герой не должен поступать вопреки своему характеру только потому, что автор решил повернуть сюжет кардинальным образом.
            3) Жанр. В основном авторы над ним даже не задумываются. Пишут или в жанре своего любимого автора или же додумывают по ходу действия. Из-за этого читатель может сильно удивиться, если после пятидесяти страниц безудержного юмора в книге вдруг возьмут и убьют главного героя. Это обычно значит то, что автор или соскучился по высоким материям или у него в жизни случилось что-то плохое и чернуху он стремится вылить в текст. Жанр же нужно выдерживать от начала и до конца.
            4) Идея. Сейчас в фэнтези, как мне кажется, преобладает одна идея: "добро обязательно победит зло, поставит на колени и зверски убьет". Если у вас она другая - честь вам и хвала.
            5) Время действия. Фэнтези уже давно ассоциируется с Поздним Средневековьем. И почему-то многие считают, что прочитав пару книг в том же жанре, они могут написать не хуже. Как мне кажется, лучше все же почитать дополнительную литературу и узнать, точно ли ставили стекла крестьяне в XIV веке. Но о допущениях фэнтези литературе я, может быть, как-нибудь напишу позже.
            6) Законы и реалии той страны, в которой разворачивается во всю свою ширь сюжет. Желательно еще и карту нарисовать.
  • Патриархат там царит или, напротив, матриархат? Абсолютная ли там манархия?
  • Кто стоит у власти на разных уровня правления?
  • Какие так существуют сословия?
  • Законы
  • Обычаи
  • Боги
  • Как общаются люди между собой?
  • Какая основная денежная единица и примерная линейка цен?
  • Основные статьи дохода страны
  • Какие там произрастают растения?
  • Животный мир
  • Одежда
  • Климат
  • География

  • Это краткий и далеко не полный список вопросов, которые должен задать себе автор. Отсюда можно потом черпать различные изюминки текста: интересные обороты, особенности пейзажа и архитектуры и т.д.
            7) Расы, проживающие в этом мире. В идеале нужно задать те же вопросы, что и про главную страну, но, по сути, важно обозначить лишь основные отличия между ними.
            8) Побочные сюжеты. Их наличие порой делает повесть хорошей или же наоборот - перегруженной деталями. Побочные сюжеты должны поддерживать основную нить повествования, давая ей дополнительные очки опоры, делать текст более объемным, но не заслонять основной сюжет и не присутствовать лишь потому, что автору так захотелось.
            9) Тайны, из-за которых читателю захочется до конца прочитать ваше произведение. Они делятся на два вида: саспенс (Что будет дальше? и Чем закончится?) и непосредственно тайна (Почему? Отчего? Зачем?). Любовные романы строятся на одном единственном сапсенсе - будет в конце свадьба или нет. Тайна же более сложна и интересна как для читателя, так и для писателя. Это различные интриги, вопросы на которые нужен ответ и т.д.
    Уф... Вроде бы ничего не забыла.
    Последние два вопроса, которые вы должны себе задать, это:
    1) А вы справитесь с написанием длинной вещи? Может, вам времени или как мне - терпения не хватит? Если ответ "да", задайте и второй:
    2) А произведение то читателю нужно? Этот же вопрос можно задать иначе: а сами бы вы стали читать подобное, найдя в интернете? Кстати, даже если ответ "нет", можно все равно писать - просто для собственного удовольствия и для шлифовки языка повествования. Заодно и повысите скорость печати.
    Вот, если вы все благополучно продумали и обдумали, можете приступать к следующей части написания нетленки:

    2. Собственно написание.
    Вот вы, наконец, окончательно все обдумали и решили, что ваш труд и время стоят сотни-двух комментариев от благодарных читателей. Сюжет и герой оригинальны, страсти термоядерные и т.д. и т.п.
    С чего начать?
    Тут нужно, пожалуй, упомянуть о рабочем месте. Оно может быть любое - лишь бы вам было удобно. Можете сидеть за компьютером, развалившись в мягком кресле, можете приютиться на краешке кухонного стола, можете писать, положив тетрадь на собственные коленки. Было бы желание, а написать можно в любом месте и ситуации.
    Кто-то предпочитает текст сразу заносить на компьютер, кто-то сначала писать по старинке - ручкой на бумаге. В обоих случаях есть свои плюсы и минусы. Если вы пишете на бумаге, то, скорее всего, при перепечатке исправите намного больше ошибок, чем просто при проверке документа, но иногда очень трудно заставить себя взяться за уже готовый текст. А компьютер - это более быстро, но если у вас нет карманного компьютера, то, находясь далеко от дома, очень неудобно излагать свои мысли. Удобнее всего использовать смешанный способ написания, используя плюсы первого и второго.
    Меня однажды спросили: "А сколько ты пишешь в день?". Увидев мою перекошенную рожицу, вопрошающий верно подумал, что круглосуточно. На самом деле раз на раз не приходится. Иногда проходит месяц, а я не написала ни одной, даже самой завалящей миниатюры. Чего-то мне для полного писательского счастья не хватает. Но даже когда и писать-то не хочется, я стараюсь хотя бы описывать уже имеющееся: красивый закат, интересный диалог, мысль, пришедшую в голову. Зачем? Во-первых, это очередная тренировка языка, во-вторых, это потом может пригодиться.
    А почему иногда ну совсем не хочется писать?
    Тут могут возникнуть различные проблемы, я перечислю лишь основные.
            1) Нехватка времени. Если это истинная причина, а не авторское оправдание, оно решается достаточно сложно: не откажешься же от работы или от учебы? Единственный выход, который я тут вижу - это находить хотя бы пятнадцать минут для написания повести, а не ждать, когда выдастся целый свободный вечер. Потихоньку, понемножку, но вы все равно будете творить.
            2) Нет настроения. Вторая любимая отговорка авторов СИ. Нет, на самом деле, большинство писателей очень зависимы от настроения. Ну вот поссорились с любимым человеком и все - дорога в чудный мир фантазий закрылась. Для некоторых наоборот - депрессия лучший повод к написанию. В любом случае мы сами творцы своего счастья и уж настрой мы себе изменить можем. Хотя, сказать - это легче, чем сделать.
            3) Нет вдохновения. О, сколько чудных творений не было закончено по этой причине! Муза в запое и все тут! Что делать? Для начала попытаться понять из-за чего она от вас ушла. Может, ей с вами банально скучно: в театры, в кино, на дискотеки, в музеи, на соревнования не ходите, с друзьями не общаетесь, влюбиться и не пробовали... Может, она просто избаловалась: пишете по странице в неделю. Вот муза и решила, что и не больно-то вам нужна и улетела в дальние края. А поняв первопричину, можно ее и устранить.
            4) Нет мыслей. Хм? Если вы уже продумали сюжет, то что же вам, хорошему, в жизни не хватает? Задумайтесь, что бы сделал ваш персонаж в этой ситуации. Если уж совсем туго, решите, что сделали бы вы сами. А стоит лишь столкнуть камешек по косогору, и дальше он сам покатится, пока во что что-то не врежется.
            5) Нет желания. Хочется выругаться. А зачем тогда начинали? Но если просто не можете перебороть лень, то обратитесь за поддержкой к друзьям. Расскажите, какое замечательное произведение вы пишете (не рассказывайте сюжет!), дайте почитать начало и пусть они вас пинают насчет продолжения! Иногда помогает.
            6) Нет уверенности в себе или рассказ - де... ну, это самое. Тут стоит сразу решить, что конкретно не нравится и как это можно исправить и нужно ли исправлять. Иногда напишешь такое, что править и смысла никакого нет, а иногда недовольство собой заключается в банальной депрессии и упадке сил. В любом случае, разочаровавшись в произведении, не стоит его тут же удалять из памяти компьютера. Места оно занимает мало, есть не просит, потом вернетесь - вдруг понравится?
    Что еще можно сказать? Творите! Но не забывайте и о третьей стадии писательства:

    3. Корректировка, правка, бета-ридинг, назвать можно по разному, но суть одна - исправлять неточности: стилистические, грамматические, орфографические ошибки и банальные "очепятки".
    Что бы не быть голословной, предлагаю пару ляпов выловленных из текстов:
    "Методичка для начинающего мага" Елизавета Шумская. Не буду приводить цитату, объясню покороче. Пять героев сидят на привале и едят куропатку. Одну на всех. Я была в глубоком шоке, перешедшем в гомерический хохот. На пятерых существ (тролль, горгулья, эльф и два человека) хватило одной птички размером чуть побольше воробья! Причем так аппетитно описывается стекающий по пальцам путешественников жирный сок... Хех.
    Из моего же фанфика "Приключения ненормальной слизеринки"
    "...глаза становились все более разумными..." - кадры из Стивена Кинга, разумные глаза, захватывающие планету.
    "...Пэнси застряла в проходе..." - даже у меня, автора этих строк, возникли какие-то странные ассоциации.
    Из сочинений:
    "...На поле боя раздавались крики и стоны мертвецов...". Что самое странное - это не из ужастика, это из сочинения по Великую Отечественную войну.
    "...На картине изображён последний зимний месяц февраля..." - на это даже комментария не нужно.
    Отсюда следует, что даже если вы гениальный автор, даже если у вас по русскому языку и литературе в жизни ничего, кроме пятерки, не стояло, редактировать текст нужно.
    Как? А вот сейчас и расскажу.
    Вот, предположим, вы напечатали свое великое произведение, облегченно вздохнули и...
    Первым делом исправьте подчеркнутые верным Вордом слова. Не всегда он, конечно, советует правильные вещи, но что-то из его исправлений как раз приемлемо.
    Потом хотя бы мельком пробегитесь по тексту глазами - это поможет избавиться от самых явных стилистических неточностей.
    На следующий день (или хотя бы часов через пять), когда вы уже забыли, как писалась каждая конкретная строчка, можете проверять еще разок - уже более вдумчиво. Тут всплывают некоторые опечатки и мелкие ошибки.
    Это я перечислила все то, что вы сможете сделать сами.
    Далее текст передается чужим или не совсем чужим дяденькам и тетенькам.
    В идеале этих граждан должно быть трое:
        1) Бета
        2) Редактор
        3) Корректор
    Каждый из них выполняет свою сугубо индивидуальную роль:
    Бета вылавливает из текста откровенные ляпсусы, не замеченные автором, указывает на недостатки сюжета.
    Редактор приводит текст в соответствии с нормами великого и могучего русского языка, например, удаляет ненужные повторы и излишние уточнения.
    Корректор исправляет ранее незамеченные опечатки, грамматические ошибки и расставляет запятые.
    В настоящей жизни же все эти работы в основном ложатся на плечи одного единственного человека, и тогда его зовут Бета. Непременно с большой буквы.
    Какому-то автору больше нужен корректор (такому безграмотному, как я), кому-то бета, которая поможет напильником подтесать сюжет, а кому-то и корректор, который разбавит сухой язык повествования и уберет ненужные повторы.
    Но...
    Автор, если он хочет научиться писать сам, совершенствоваться с каждым написанным произведением, не только должен больше всех работать с правкой, но и запоминать и учитывать прошлые ошибки. Иначе как был кривой язык и ляпсусы через слово, так и останутся, а автор не научится отвечать за свое произведение.
    Что еще могу сказать по этой теме. Никогда не правьте начало предложения, еще не дописав его конец - только с мысли собьетесь. Есть стадия душевного порыва - это творение, есть стадия холоднокровного обдумывания - это правка, смешивание их не приводит ни к чему хорошему. Напишите сначала хотя бы сценку, а потом уж беритесь за скальпель - нитки и безжалостно убирайте все лишнее и пришивайте нужное.
    В стадии корректировки текст может сокращаться, если присутствуют совершенно не работающие детали, или увеличиваться, если отсутствуют какие-то важные пояснения.
    Предположим, вы все сделали. Если вы выкладываете текст в Интернете, например на СИ, можно еще и напоследок html верстку сделать, чтобы текст был не только правильным, но и красивым.



    Все! Все три стадии писательства вами пройдены, можно отдыхать... А потом и приниматься за новое произведение. Свежих и оригинальных вам идей, работящей музы, и грамотных бет! И конечно сотню благодарных комментариев от восторженных читателей!


     Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список

    Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"