Барашян Арнольд Михайлович : другие произведения.

Кому в Китае жить хорошо / Обзор романа Ло Гуаньчжуна "Троецарствие"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  "Великие силы Поднебесной, долго будучи разобщенными, стремятся соединиться вновь и после продолжительного единения опять распадаются".
  ---
  С этого предложения начинается огромный (около 1600 страниц!) исторический роман средневекового китайского писателя Ло Гуаньчжуна, который, хотя и не был очевидцем эпохи троецарствия [三国] (220-280 гг. н.э.), но смог по летописям и народным сказаниям воссоздать события того времени. К слову сказать, в древнем Китае почти в каждом городе жил такой человек, который с удовольствием пересказывал историю трех царств народным массам, собиравшимся на рыночной площади.
  Возвращаясь к тому самому предложению, с которого мы начали, становится понятно, что хотел донести до нас автор. Смысл в том, что жизнь государства похожа на человеческую: одно исчезает, чтобы освободить место для другого, - и так по кругу. Практически каждое крупное государство в мире пережило эпоху феодальной раздробленности и переродилось в новом виде. Правда, не все государства смогли преодолеть этот этап в своей истории. Однако Китаю удалось сохранить былое величие благодаря мудрости своих правителей и безграничному патриотизму.
  Далее литературный обзор "Троецарствия" будет представлять из себя набор различных фактов о менталитете древних китайцев. Однако перед этим хотелось бы восстановить цепь исторических событий, описываемых в романе.
  С самого начала романа "Троецарствие" (三国演义) Ло Гуаньчжун дает нам понять, что династия "Восточная Хань" себя исчерпала, погрязла в коррупции, кумовстве и оказалась под властью евнухов (по сюжету, они объединяются в своего рода коалицию - альянс евнухов (ха!) - и начинают нагло навязывать свою позицию китайскому императорскому двору). Народ, конечно, таким положением вещей недоволен. Негодование китайцев выплескивается в создание движения "желтых повязок", которое затем было подавлено главными героями Лю Бэем и Цао Цао, верой и правдой служивших императору Поднебесной. Лидера "желтых повязок" Чжан Цзяо и его братьев схватили и предали казни - таким образом завершилась история этого народного движения в Китае, выступавшего за свержение династии Хань, при этом не предлагавшего серьезной альтернативы старой власти. Это и неудивительно, потому что восставшие в основной своей массе были далекими от политики необразованными крестьянами.
  Однако даже несмотря на то, что была предотвращена жалкая попытка революции, это имело далеко идущие последствия для династии "Восточная Хань". Правящий монарх Лин-ди умирает, и начинается борьба за власть между его старшим и младшим сыновьями, в которой верх одерживает старший Лю Бянь (далее - под именем Шао-ди). Уже сразу после смерти Лин-ди китайские полководцы, ощущая слабость императорского дома, начинают активизироваться и вмешиваться в политику и правила престолонаследия в стране. Например, старшему сыну взойти на престол помог некий военачальник Хэ Цзинь. Он, питая явную ненависть к евнухам во главе с Чжан Жаном, пытается устроить расправу над ними, но в итоге сам оказывается на плахе.
  Наступает период хаоса в столице, но тут появляется другой великий военачальник - Дун Чжо, который с войском захватывает столицу, - город Лоян - и ставит на престол уже младшего сына покойного императора - Сянь-ди, при этом убивая его старшего брата Шао-ди. С этого момента Дун Чжо становится де-факто правителем Китая, но и его правление окажется недолгим, а конец - печальным.
  В романе фигурирует огромное количество второстепенных персонажей с эпизодическими ролями, которыми можно пренебречь в целях данной работы. Однако следующий персонаж продержался в романе чуть дольше предшественников - Дун Чжо и Хэ Цзиня. Звали его Юань Шао. Он собирает коалицию недовольных тем, что зарвавшийся Дун Чжо захватил власть. В конце концов, они добиваются успеха, и полководец отправляется к праотцам.
  Тем не менее, в столице сохраняется военное положение. Известный полководец Цао Цао (главный антагонист романа) умудряется добиться встречи с императором Сянь-ди и уговаривает его уехать с ним из охваченного пламенем революции Лояна в город Сюй, находящийся под контролем первого. Тот, конечно, соглашается, ибо чувствует, что пахнет жареным, и оставляет столицу. С этого момента Цао Цао узурпирует власть, а в качестве прикрытия использует несчастного молодого правителя. История с Дун Чжо повторяется.
  Собственно, именно с этого момента начинается эпоха троецарствия в Китае (приблизительно 220 г. н.э.). Не пожелав мириться с безграничной властью хитрого военачальника Цао Цао, Лю Бэй, основав собственное царство под названием Шу, и Сунь Цюань, приняв власть от отца Сунь Цзяна, правителя царства У, решили объединить свои усилия против Цао Цао, заложившего фундамент царства Вэй. Далее в течение сорока с лишним глав автор описывает нам все перипетии большой политики в древнем Китае: союзы между царствами Шу и У, символичность актов дарения в китайской дипломатии, техники принуждения при переговорах и так далее. В канву исторических событий эпохи трех царств вплетены различные отдельные пассажи из жизни простых китайцев, необходимые для того, чтобы попросту разбавить временами занудное повествование о сражениях и походах.
  Спустя почти три десятка лет правления династии Цао в царстве Вэй происходит смена власти. Напомним, что Цао Цао основал это государство в 220 г. Однако его потомки не были такими талантливыми и мудрыми правителями, и уже в 249 г. власть узурпирует могущественный военачальник Сыма И, который был близким другом рода Цао и личным советником Цао Цао. И снова история повторяется! Большинство представителей правящей династии было вырезано, пусть и некоторым все же сохранили жизнь, чтобы лишь номинально они оставались у власти в стране. А фактическим правителем царства Вэй становится Сыма И, чей внук - Сыма Янь - в 265 г. убивает бездарного правителя Цао Хуаня и основывает новую императорскую династию в Китае - Цзинь. Впоследствии Сыма Янь беспрепятственно завоевывает оставшиеся два царства - Шу и У, убивая или отправляя в ссылку захваченных в плен членов императорских семей Лю и Сунь. Так и заканчивается после падения царства У в 280 г. эпоха троецарствия в древнем Китае.
  Пожалуй, на этом хотелось бы закончить повествование об исторических событиях в романе и перейти к перечислению интересных фактов о жизни китайцев той эпохи, их нравах и обычаях, которые имеют место быть и в современной жизни. Итак, я хотел бы перейти ко второй части моего
  литературного обзора на роман "Троецарствие".
  
  Факт Љ1. В Китае силен культ матери
  Некий Сюй Шу, прославившийся на всю Поднебесную военный стратег, получает подложное письмо якобы от своей матери, в котором та пишет, что смертельно больна и ждет своего сына. На самом же деле, все это оказалось очередной хитростью Цао Цао, а пожилая матушка вообще была не в курсе происходящего. Как только сын получает письмо мамы, то сразу просит у своего господина - а тогда он служил у известного полководца Лю Бэя - разрешения повидаться с ней. В свою очередь, Лю Бэй без всяких раздумий отпускает своего подданного, говоря что-то в духе "узы матери и сына священны". Когда Сюй Шу наконец встречает свою мать, то пожилая женщина, осознав, что ее сын был обманут и бросил своего благородного господина - для нее, как и для всех китайцев, Лю Бэй является эталоном чести и порядочности - заканчивает жизнь самоубийством. Сын хоронит свою мать, а рядом с ее могилой строит себе хижину и живет там до последних дней, так и не познав счастья отцовства и не вернувшись на службу к прежнему господину. Сюй Шу категорически отказался работать как при дворе у Цао Цао, так и у бывшего господина - Лю Бэя. Вот такая грустная история.
  
  Факт Љ2. Верность господину важнее интересов собственной семьи
  У китайцев свои понятия о чести и долге с упором на служение интересам монарха (господина) и его семьи. Источником легитимности китайских императоров древности был некий "мандат небес". Выражаясь незамысловатым языком, простые китайцы верили, что императоров Поднебесной выбирают сами боги, а они должны быть готовы отдать жизнь ради "божьих" избранников и служить им верой и правдой. Выбирают небеса правителей Китая, исходя из такого личного качества, как добродетель. Поэтому те монархи, которые погрязли в гнусных делах, быстро могут потерять "доверие небес" и, как следствие, свою легитимность в глазах народных масс. Поэтому китайских императоров часто называли "сынами неба"(天子).
  Соответственно, служение такому "избраннику неба" считалось важнее всего прочего на свете.
  
  <<"- Что ты говоришь! - Жена так рассердилась, что со злостью плюнула мужу в лицо. - Ты воин, а думаешь о предательстве! Зачем же ты ешь хлеб государя!
  Я и смотреть на тебя не стану!">>
  
  Очень эмоциональный эпизод, не так ли? Зато все предельно понятно. Честь и хорошая репутация в обществе - вот что действительно важно для китайца. Потерять лицо - самая страшная напасть в жизни.
  
  Факт Љ3. Китайцы обожают добавлять элементы магии в историческое повествование
  При прочтении меня никак не покидала мысль, что все эти волшебные трюки выглядят несуразно в рамках этого литературного жанра. Тем не менее, даже мистика частенько находит себе место на страницах этого романа.
  
  <<Прославившийся Лу Сунь во главе своих победоносных войск спешил на запад в царство Шу. Но недалеко от заставы Куйгуань он вдруг заметил, что над прибрежными горами витает зловещий дух смерти.>>
  
  Магия присутствует также во время баталий. Так, совершенно нормально, что во время сражения полководец, опершись на свой меч, начинает складывать руками печати, и с неба на крыльях ветра летят несметные полчища воинов пеших и конных из ... бумаги. Только проведя определенный ритуал с использованием крови диких животных, удается избавиться от этой "волшебной армии".
  Волшебство - последнее, чего ожидаешь увидеть в историческом романе.
  Как вы понимаете, это не единственное использование элементов фантастики в рамках повествования. Вот, например, еще один фрагмент:
  
  <<Тогда Сянь-чжу через силу приподнялся на ложе и, вглядевшись, узнал Гуань Юя и Чжан Фэя.
   -- Братья мои, разве вы живы? -- почти задыхаясь, спросил Сянь-чжу.
   -- Нет, мы не люди, мы духи! -- отвечал ему Гуань Юй. -- Верховный владыка сделал нас своими подданными и превратил в бессмертных духов в награду за то, что мы никогда не нарушали обета верности и долга! Скоро и вы, брат наш, встретитесь с нами! >>
  
  И таких забавных и не очень моментов достаточно много. Тем временем мы переходим к следующему факту.
  
  Факт Љ4. В древнем Китае человеческая жизнь ничего не стоила
  Такой антигуманный подход объясняется огромной по тогдашним меркам численностью населения. Лев Гумилев в своей книге "Троецарствие в Китае" следующим образом оценил демографическую ситуацию в древнем Китае. Так, в середине II века в Поднебесной проживало чуть менее 60 млн. человек. А уже к середине III века население, согласно переписи, составило всего 7,5 млн. человек. Возникает закономерный вопрос: куда подевались эти несколько миллионов человек? Конечно, учитывая технологические возможности той эпохи, можно предположить, что в Китае проживало много людей, которые по тем или иным причинам просто не участвовали в переписи.
  Тем не менее, в романе автор дает нам понять, что в те времена в Китае выживали сильнейшие и коварнейшие люди. Практически в каждой главе этой книги умирает тот или иной персонаж. Это напомнило мне сериал "Игра престолов" с его бесчисленными смертями.
  В древности в Поднебесной люди умирали по самым разным причинам, вот лишь некоторые из них:
  • многие кончали жизнь самоубийством, потеряв честь или не желая мириться с жизненными обстоятельствами;
  • огромные людские потери в ходе сражений из-за того, что полководцы не продумывали наперед военные действия, а старались взять любую крепость количеством;
  • болезни, эпидемии, низкий уровень медицины;
  • львиная доля смертей происходила по вине высокого уровня насилия, господствовавшего в древнекитайском обществе, о чем подробнее будет рассказано ниже.
   Стоит отметить, что многие смерти в романе происходили из-за человеческой глупости и излишней подозрительности. Так, например, главный антагонист Троецарствия Цао Цао перерезал семью, приютившую его у себя, из-за подозрений в предательстве. Когда великий полководец увидел, как хозяева точат ножи на заднем дворе, то не было предела его гневу. Оказалось, что уставших путников просто хотели угостить сочной свининой, но коварный Цао Цао не стал разбираться и снес головы с плеч бедолаг. Вот такой нелепый казус, стоивший жизни как минимум шести людям.
  Это не единственная глупая смерть в книге. Совершенно безрассудным было и решение жены Лю Бэя броситься в колодец, когда город, в котором она остановилась перед воссоединением с мужем, был осажден вражескими войсками, возглавляемыми одним из военачальников Цао Цао. Она передала своего ребенка в надежные руки сторонника Лю Бэя (военачальник царства Шу, имя которого не столь важно). Когда малыш уже оказался на руках своего знаменитого отца, тот, возмущенный тем фактом, что его полководец не сумел спасти любимую жену, рассерженный, бросил младенца на землю. После этого Лю Бэй как ни в чем не бывало скомандовал отправиться в ближайшую крепость, а маленького мальчика с земли поднял тот самый провинившийся полководец.
  И уже никому не кажется шокирующим поступок великого отца, но поражает, что ведь жена Лю Бэя могла спастись, потому что все-таки можно было предпринять попытку сбежать из охваченного огнем города. Однако, не поддаваясь на уговоры своего спасителя, она выбрала смерть, никому и ничего не объясняя. Вот такая странная жертва. Единственная причина такого поведения, скорее, кроется в нежелании быть обузой, что в принципе логично. И таких примеров в романе масса.
  
  Факт Љ5. Цивилизованный Китай в окружении дикарей
  Перелистываем ближе к концу романа. Автор повествует нам о южных походах полководца Лю Бэя - известного стратега и философа Чжугэ Ляна - против тайских народов.
  Мудрый военачальник царства Шу почти сразу достигает успеха, разбив союз тайских племен и взяв в плен их предводителя - Мэн Хо. Однако Чжугэ Лян решает просто отпустить пленника, позволив ему безо всяких условий вернуться к своим. Подчиненные великого стратега явно в недоумении, им не понять далеко идущие планы старого хитреца. Спустя короткое время Мэн Хо снова попадает в плен к Чжугэ Ляну, и последний вновь милостив к нему и отпускает его. То же самое происходит семь раз, пока, наконец, лидер тайских племен, впечатленный милосердием и мудростью Чжугэ Ляна, не предложил прекратить войну и пообещал не угрожать территориальной целостности царства Шу.
  Этот эпизод имеет целью показать культурное превосходство китайской цивилизации над соседними. Ведь мы все понимаем, что Чжугэ Лян на фоне агрессивных тайцев, нападавших семь раз к ряду на одного и того же врага, выглядит благороднее, дальновиднее и мудрее противника. Милосердие великого китайского полководца позволяет ему добиться своей цели с меньшими потерями. К сожалению, таких дарований, как Чжугэ Лян, не хватало во все времена.
  Немаловажный факт заключается в том, что в Таиланде этот же эпизод с пленением лидера тайцев подают в совершенно ином ключе. В тайской версии Мэн Хо берет Чжугэ Ляна в плен и все семь раз его отпускает. Ну и так далее. В Таиланде ну никак не смогли смириться с китайским превосходством.
  
  Факт Љ6. Есть только одно китайское государство
  Несмотря на то, что роман описывает период смуты и феодальной раздробленности в Китае, сами же простые жители Поднебесной вообще не склонны к сепаратизму. Будь то кожевенник, кузнец, крестьянин, вельможа - все как один грезят об объединенной родине во главе с небом, посланным императором. Судя по тому, что происходит на страницах романа, китайцы -очень сознательный и справедливый народ. У них нет важнее авторитета, чем закон их страны. Вот, например, небольшой отрывок:
  
  <<Мудрые государи и князья древности не истощали сил народа ради того, чтобы строить себе высокие и красивые дворцы и палаты. Цзе-гуй построил Яшмовую палату и галерею Слонов, иньский Чжоу-синь -- загон для оленей, по богатству превосходивший дворцы>>
  
  Мы видим, что древнему китайцу интересно все, что происходит в его стране. Он мечтает о справедливом правителе, который приведет государство к могуществу. Более того, для жителя Поднебесной важно, чтобы государь соответствовал нравственным идеалам, не был жадным и высокомерным.
  
  Факт Љ7. Китайцы - очень суеверный народ
  Начну с небольшого отрывка из романа:
  
  <<Тем временем Сянь-чжу сидел у себя в лагере и ломал голову над тем, как разгромить Лу Суня. Вдруг около его шатра упало знамя, хотя никакого ветра не было.
   -- К чему бы это? -- спросил он военачальника Чэн Ци.
   -- Видно, сегодня ночью на нас будет нападение, -- предположил тот.>>
  
  Кстати, Чэн Ци оказался прав: на следующий день произошла кровавая бойня. Все китайцы, независимо от своего положения в обществе, искреннее верят в то, что небо постоянно посылает людям знаки, которые они обязаны расшифровать.
  Слепая вера в небесные послания буквально охватила китайское общество. Трон в императорском дворце обязан смотреть на юг, потому что существует примета, что благие вести обычно приходят с этой стороны света. Уже известный нам Чжугэ Лян пошел еще дальше: он, изучая небесные знаки, точно предсказал погоду на три дня вперед. К слову, отсюда же и страсть китайцев к магии и ритуалам.
  
  Факт Љ8. Китайский герои-простолюдины
  Китайцы - очень простой народ, живущий с оглядкой на старые добрые времена и тяжко переносящий перемены в быту. Если кто-то еще с давних времен решил, что такой исторический персонаж, как Цао Цао был негодяем, то значит, так оно и есть, и никто не станет оспаривать эту позицию. И это притом, что по сюжету романа, Лю Бэй, с моральной точки зрения, недалеко ушел от Цао Цао. При этом первый - национальный герой и объект для подражания, а второй - подлец, которым запугивают непослушных детей.
  Китайцам всегда был нужен герой, который противостоит отпетому мерзавцу, олицетворяющему абсолютное зло. Все как в детской сказке или старомодном кино про супергероя. Древним китайцам было жизненно необходимо найти кого-то, кто станет объектом презрения для всех и виновником всех несчастий. Таковым стал Цао Цао, провокатор раскола в китайском обществе и государстве.
  Однако существует версия, согласно которой хваленый Лю Бэй до того, как встал на благородный путь защитника простого народа, занимался мародерством и бандитизмом. Неожиданный поворот событий. Однако повторюсь, это всего лишь одна из версий, которая не имеет весомых доказательств. Хотя, учитывая тот факт, что в романе Лю Бэй в гневе бросил на землю своего годовалого сына, начинаешь понимать, что кумиры у китайцев - это очень противоречивые личности.
  Остановимся мы на том, что Лю Бэй - самый обычный политик, не лишенный пороков, как и прочие персонажи романа, - именно такой вывод напрашивается после прочтения "Троецарствия". Это совершенно чуждо русской эпической традиции. В русских былинах Илья Муромец является идеалом скромности, порядочности, он даже врагам своим вреда не наносит. В целом, складывается исключительно положительный образ. Илья Муромец не лезет в политику, его не манит жажда наживы, он простой парень из народа. Лю Бэй же, напротив, активно участвует в политике, готов жертвовать всем ради достижения своей цели, является дальним родственником китайского императора, безжалостен к врагам и даже друзьям.
  
  Факт Љ9. Китайский мудрецы никуда не спешат
  Три раза Лю Бэй приходил к хибаре Джугэ Ляна, и только на третий раз ему удалось застать великого мудреца дома - правда, спящим. То он с друзьями напиваться пошел, то в горы отправился за травами - каких только занятий себе не придумывал Джугэ Лян! И каждый раз Лю Бэй поднимался по горам к дому великого стратега и отправлялся назад ни с чем. Уже на второй раз у его названного брата Чжан Фэя лопнуло терпение. Он предложил бросить эту глупую затею. Вообще Чжан Фэй, к слову, был очень вспыльчивым человеком. В моменты, когда эмоции захлестывали его, и он терял контроль, буйный герой зачастую ослушивался приказов своего брата.
  Однако Лю Бэй не терял надежды встретить мудрейшего, а вспыльчивому Чжан Фэю посоветовал идти своей дорогой. От предложения тот, конечно, отказался - уж очень он любил брата. Наконец, усилия были вознаграждены: состоялась долгожданная встреча с Чжугэ Ляном. Правда, правителю царства Шу пришлось ждать, пока тот выспится. Хорошо, что ждать пришлось недолго. Лень и нерасторопность - главные качества практически всех мудрых людей древней Поднебесной.
  
  Факт Љ10. Китайцы - сверхскромные люди
  Этим качеством обладают не только предки китайцев, но и их современные потомки. В "Троецарствии" практически каждый персонаж старается показать свою воспитанность, принижая свои заслуги перед господином. И в ответ на привычную похвалу часто можно услышать "ну что вы! Куда там!". Эта моральная норма даже закреплена в современном китайском языке. Например, если китаец сделает вам комплимент, а вы ответите на него словечком谢谢- xiè xiè (спасибо), то о вас может сложиться мнение, что вы очень высокомерный или просто не знаете китайских обычаев. Сказать "спасибо" все равно, что сказать "я это и так знал". Поэтому правильнее будет сказать другую общеупотребительную фразу, 哪里-nǎ lǐ, которая буквально переводится как "Да какой там? Ой, ну перестань". Как мы видим, эта языковая норма берет начало еще со времен правления династии Хань в Китае.
  
  Таким образом, мы разобрали десять самых интересных фактов из романа "Троецарствие". Что-то применимо и к сегодняшним китайцам, что-то - нет. Например, веру во всевозможные приметы до сих пор не удалось изжить.
  Как бы то ни было, прочитав этот великий труд Ло Гуаньчжуна, начинаешь понимать, какой была жизнь в древнем Китае и каких усилий стоило китайскому народу сохранить свое историческое наследие и свои традиции до сегодняшних дней. Бесценная работа для всех тех, кто хочет открыть для себя необъятный мир китайской культуры.
  Однако за всем этим героическим пафосом эпохи трех царств скрывается главная беда древнекитайского общества - ужасающая нищета крестьянства. В Китае смена правящих династий происходила по одному шаблону: несовершеннолетний император попадал под влияние либо своих родственников, либо советников-евнухов. И так каждый раз. Крестьянское население от этих перемен никогда не выигрывало, потому что их печальное положение не менялось, а налоговые поборы только росли. Однако об этом не прочитаешь в романе "Троецарствие", ведь это история о большой политике, где нет места незначительным общественным проблемам.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"