Банчик Леонид : другие произведения.

Капелька

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рассказ о том, что связано со знаменитой иерусалимской церковью "Капелька"

  Капелька
  Леонид Банчик
  
  Иудея, середина 60-х годов. Римский наместник Флор прославился невообразимой жестокостью и ненавистью к евреям. Следствием такого отношения стала начавшаяся в 66 году иудейская война. В Иерусалиме Флор устроил жуткую резню.
   "Многие мирные жители были схвачены и приведены к Флору, который подверг их бичеванию, а затем распял. Всего в этот день погибло около 3600 человек, включая детей и женщин, ибо даже младенцам не было пощады" (И. Флавий. Иудейская война 2:14:9).
   Как тут не вспомнить пророческие слова Христа: "И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду" (Лука 19:41-42).
   Когда смотришь из разных точек Иерусалима на Елеонскую гору, то эту церковь сразу и не разглядишь. Небольшая по размеру, она затерялась среди деревьев. "Доминус Флевит" - "Плач Господень" или как ласково называют ее "Капелька". Церковь построена в форме слезы по проекту францисканского монаха Антонио Барлуччи в 1955 году. Иисус спускался с Масличной горы и остановился там, где открывается великолепный вид Иерусалима и особенно Храма. Народ огласил приход Мессии восклицаниями: "Осанна! Благословен Царь, грядущий во имя Господне!" Ему бы возрадоваться, а Он плакал. Он знал, что нынешнее сиюминутное воодушевление в народе вскоре сменится всеобщей ненавистью к Нему, криками "распни Его", "кровь Его на нас и на детях наших". Действительно, это и последующее поколение народа Израиля понесли страшные потери во время римско-иудейской войны. Бог всегда наказывает человека за непокаянный грех, а тут согрешил почти весь народ, тяжко согрешил: отказался от Божьего Сына, от Мессии, участвовал в суде над Ним, предал Его смерти. Даже в те мгновения, когда ученики и жители Иерусалима прославляли Христа, фарисеи пытались остановить торжество. Они обратились к Спасителю:
   "И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют" (Лука 19:39-40).
   Поразительный ответ, ставший поговоркой. По сути дела, Иисус использует метафору ветхозаветного пророка: "Камни из стен возопиют и перекладины из дерева будут отвечать им" (Аввакум 2:11). Только у пророка камни возопят горе, а у Христа - славу Господу. Иисус объясняет Своим противникам: если умолкнут люди, то Бог устроит так, что заговорят камни. И эти неодушевленные предметы воздадут должные почести Мессии Израиля.
   Конечно, Он знал, что фарисеям и саддукеям удастся ввести народ в заблуждение. И Он плачет... По греческому тексту заметно, что это громкий плач, рыдание со сбивчивой речью. Так всегда происходит, когда человек проглатывает слезы. "Сей твой день" - день торжественного въезда Мессии в Иерусалим. Этот день мог стать самым великим днем в истории Израиля и вообще в мировой истории. А он оказался "сокрытым от глаз" по причине неверия. Во многих церквях отмечают Пальмовое (Вербное) Воскресенье. Но по сути дела, это было мимолетное просветление народа, к сожалению, быстро улетучившееся. Как иногда случается с тяжелобольными: вдруг к ним возвращается рассудок, и близким кажется, будто состояние человека улучшилось, но вскоре после этого больной окончательно впадает в кому.
   Алтарная стена "Капельки" сделана из стекла и направлена в сторону Иерусалима. В ее центре - изображение чаши, символа жертвенной смерти Христа. Мы как бы видим город сквозь призму того, что совершил ради нас Господь. И эта чаша напоминает нам о вопросе Иисуса, заданном Его ученикам Иакову и Иоанну, сыновьям Зеведеевым: "Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?" (Матфей 20:22). Каждому из нас следует ответить на этот вопрос, а затем мысленно спуститься с Елеонской горы и пойти дорогой Христа к Храму.
   "Ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего" (Лука 19:43-44).
   Иисус увидел печальную картину уничтожения Иерусалима римлянами и совершенно ясно назвал причину: "...за то, что ты не узнал времени посещения твоего". Израиль ждал Мессию, а когда Мессия пришел, не пожелал Его узнать. Народ повернулся спиной к Богу в сторону лживых учителей и вместо Божьей мудрости предпочел мудрость человеческую. Немецкий поэт Генрих Гейне остроумно обозначил суть этой проблемы: "Пристать к Христу - задача для еврея слишком трудная: сможет ли он когда-нибудь уверовать в божественность другого еврея?"
   Евангелистами записан и другой плач Христа:
   "Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!" (Матфей 23:37-39).
   Иисус говорит об избиении пророков в настоящем времени, имея в виду и прошлое, и настоящее и будущее. Он видит издевательства над Иеремией, Свою собственную смерть, побитие камнями Стефана, убийство Иакова... Господь создал Израиль и заботился о Своем народе, как птица заботится о птенцах. Птенцы знают, что всегда найдут защиту у родителей. А израильский народ, наоборот, несчетное число раз искал защиты у других богов; слушал не Божьих пророков, а лжеучителей; доверял священникам, ставленникам Рима, а не Сыну Божьему.
   Приговор непокорному народу: "Се, оставляется вам дом ваш пуст". Под "домом" комментаторы подразумевают Иерусалим, Храм, династию Давида. Наверное, все они правы. Сюда еще можно добавить духовную пустоту. Отказавшись от Христа, люди напрасно ублажают себя мыслями, будто они верят в Бога. Они могут верить, но только их бог - с маленькой буквы. Их сердца пусты. Однако придет время, и народ Израиля призовет Иисуса. Буквальный перевод с греческого: "Благословен Приходящий в имени (от имени) Господа!"
  
  Иерусалим, услышь Мой плач, Иерусалим,
  своих пророков побивающий камнями.
  Уже не раз Я молвил отрокам твоим:
  со Мной идите, буду птицей над птенцами.
  
  Иерусалим, ты вскоре обратишься в тлен:
  наступит день, когда враги тебя окружат,
  на камне камня не останется от стен,
  детей побьют твоих, все разорят, разрушат...
  
  Иерусалим, отныне дом твой будет пуст,
  ведь ты отверг Меня, и грех твой не отпущен.
  Но Я вернусь, услышав зов из тысяч уст:
  "Благословен во имя Господа грядущий".
  
   Приговор Христа исполнился слово в слово через тридцать с лишним лет. Римляне окружили Иерусалим и подвергли город длительной осаде. Однако крепостные стены были мощными и продуктов у осажденных оставалось более, чем достаточно. Что же произошло? Прочтем печальный рассказ из Талмуда:
   "Три года продолжалась осада Иерусалима Веспасианом. В Иерусалиме в то время жили три богатых человека: Накдимон Бен Гурион, Бен Калба-Шавуа и Бен Цицит-Гакесат. Эти трое заявили, что принимают на себя продовольствие всех жителей Иерусалима: первый пшеницей и ячменем, второй вином, солью и елеем, третий топливом. В их складах оказалось предметов продовольствия для всего города на двадцать один год. Партия зелотов настаивала на том, чтобы сделать вылазку и попытаться оттеснить римлян. Люди благоразумные, напротив того, советовали вступить в мирные переговоры с Веспасианом. Тогда зелоты сожгли все продовольственные склады, и в городе наступил жестокий голод" (Агада. М., "Раритет", 1993).
   Накдимон - предположительно тот самый ученик Христа Никодим, приходивший к Учителю ночью, чтобы узнать о рождении свыше. Зелоты - "ревнители", отколовшееся от фарисеев экстремистское крыло. Они мечтали о героической битве против непобедимой римской армии и в результате обрекли Иерусалим на поражение. В городе не осталось ничего съестного. Люди варили в воде солому и пили это варево. Естественно, силы осажденных полностью истощились. Четырехлетняя война завершилась взятием Иерусалима и разрушением Святилища. Народ, отвергнувший Мессию, на долгие годы лишился своего Города и Храма. В Талмуде, как вы сами понимаете, записана совершенно другая причина падения дома Божьего:
   "За три преступления был разрушен первый Храм: за идолопоклонство, кровосмешение и кровопролитие. Но второй Храм, во времена которого занимались изучением Торы, и исполнением заповедей, и процветала благотворительность, - за что подвергся этот Храм разрушению? За беспричинную вражду. Этим указано, что беспричинная вражда равносильна вместе взятым идолопоклонству, кровосмешению и кровопролитию" (Агада. М., "Раритет", 1993).
   Красиво сказано, но учителя иудаизма сами себе противоречат. Если исполнялись заповеди, тогда откуда могла взяться "беспричинная вражда", охватившая весь народ? Ведь заповедь "возлюби ближнего твоего, как самого себя" записана не только в Новом завете. Эта заповедь из Торы (Левит 19:18). О том, как на самом деле исполнялись заповеди, мы можем узнать из обвинений Христа в адрес книжников и фарисеев. Идолопоклонство продолжалось в Израиле. Для совершения этого беззакония вовсе необязательно возводить истуканы. Беспричинная вражда стала следствием отвержения Иисуса, и разрушение Храма - справедливым приговором тому поколению народа Израиля, которое видело воочию Мессию, слушало Его Слова и пропустило их мимо ушей.
   "Капелька" известна не только красивой формой здания, замечательной панорамой Иерусалима, но и многочисленными гробницами. Археологи нашли здесь оссуарии (погребальные ящики, куда укладывали кости умерших) первого века новой эры и более поздние. Причем рядом с еврейскими именами на ящиках начертаны кресты. Некоторые исследователи полагают, что в то время так писали букву "тав" - последнюю букву ивритского алфавита, означавшую окончание жизни. Другие выдвигают гипотезу, будто в Византийскую эпоху кто-то решил осквернить могилы правоверных иудеев.
  Такие мнения выдвигают люди, отказывающиеся признать истину, прекрасно известную из Деяний Апостолов: многие евреи Иерусалима стали христианами. Они собирались у Марии, матери Марка, и в других домах. Поэтому вполне естественно, что часть кладбища на Елеонской горе была выделена первой церкви. Вполне возможно, среди похороненных здесь есть жертвы римско-иудейской войны и мученики, пострадавшие за свою веру от рук гонителей. Они испили чашу Христа, но мы знаем, что их плач обернется великой радостью:
  "...возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача - елей радости, вместо унылого духа - славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его" (Исаия 61:3).
  "И буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля" (Исаия 65:19).
  Таков путь каждого христианина: через испытания, страдания, голос плача, а бывает, и через самый настоящий вопль, он идет дорогой Господа. Верующие в Иисуса очищаются через страдания, чтобы после возвращения Христа на землю эти страдания остались только в наших воспоминаниях.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"