По преданию Анна и его зять Каиафа (первосвященник с 18 по 36 годы н. э.) жили по соседству. Это и естественно, так как они члены одной семьи. Каиафе принадлежит высказывание, ставшее пророческим:
"Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино" (Иоанна 11:49-52).
Как видим, Бог может использовать для проповеди Истины не только уста пророков, но даже уста Своих врагов.
Первосвященник в срочном порядке собрал заседание синедриона (санхедрина), что в переводе с греческого означает "совместное совещание", "собрание". Имел ли право синедрион выносить смертный приговор?
"Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого" (Иоанна 18:31).
Ристо Сантала в книге "Мессия в Новом завете" пишет: "Вполне возможно, что этого права их лишили, когда сын Ирода Архелай... был свергнут за свое самовольное использование власти, после чего началось фактическое правление Рима. Похоже, что Великий Совет не имел больше права действовать независимо, как раньше, однако, в религиозных вопросах он по-прежнему имел достаточно широкие полномочия".
А вот что сообщает на основании Талмуда крупнейший в Израиле историк христианства Давид Флуссер в книге "Иисус": "Синедрион был высшим иудейским судом и состоял из 71 человека. Для того, чтобы вынести смертный приговор, было достаточно присутствия 23 судей".
Таким образом, Каиафа должен был срочно собрать минимальный кворум из 23 человек, признать Христа достойным смерти и утвердить окончательный приговор у римского наместника. Являлись ли судьи только саддукеями? Не думаю. Ведь не было никакого сопротивления расправе над Иисусом со стороны фарисеев. Скорее всего, некоторые из фарисеев непосредственно принимали участие в процессе, а остальные, за мизерным исключением, достаточно активно одобряли его:
"Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти!" (Матфея 27:41-42).
Суды синедриона обычно проводились в специально построенном здании на Храмовой горе. Естественно, в канун Пасхи оно было закрыто. Так как Каиафа и иже с ним решили свершить неправедный суд в срочном порядке, в ночное время, то дом первосвященника для этой цели оказался самым удобным местом. Закон требовал двух заседаний синедриона в течение двух дней. Судей избирали, как правило, семейных, чтобы они после первого слушания успокоились, проведя вечер в кругу семьи, и на следующий день вынесли самое гуманное из возможных решений. В случае суда над Христом все делалось в спешке, судьи заранее имели предубеждение против Господа, и приговор вопреки всем правилам был объявлен уже на первом заседании: "Они же сказали в ответ: повинен смерти" (Матфея 26:66).
Приведу еще несколько нарушений, указанных А. Фрухтенбаумом.
1.Судебное расследование не должно было производиться по инициативе самих судей.
2. Процесс всегда начинался с защиты, лишь после выступления адвоката предоставлялось слово обвинению.
3. Первосвященник не имел права рвать на себе одежду (Левит 21:10).
Каиафа нарушил последнее правило после ясного ответа Иисуса на поставленный вопрос:
"И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его!" (Матфея 26:63-65)
Иисус знал, что Он находится среди врагов, исход суда предрешен. И Своим противникам Господь подтверждает: Он есть Мессия, Который вскоре воссядет по правую руку Отца. В ответ последовали издевательства, плевки, пощечины, а на утреннем заседании подтвердили смертный приговор, незаконно вынесенный ранее:
"Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю" (Матфея 27:1-2).
Дом Каиафы, как мы отмечали, находился рядом с домом Анны. Армянская церковь указывает на остатки строения возле Сионских ворот. Но более популярно у паломников другое место, известное с византийских времен. В 1931 году на руинах древних церквей здесь построили новое здание, главная достопримечательность которого - тюрьма с камерой пыток и одиночной камерой (у меня вызывает сомнение то, что тюрьма находилась в доме первосвященника или рядом с ним). Возможно, Иисуса спустили на веревках на дно этой камеры, и в ней Он провел ночь между двумя судами синедриона. Правда, в Иерусалиме есть еще несколько "конкурирующих" темниц.
Над тюрьмой соорудили два этажа церкви, название которой "Петр и петушиное пение" напоминает нам об истории, происшедшей во дворе дома Каиафы.
"Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики" (Матфея 26:33-35).
Все апостолы по дороге в Гефсиманский сад дружно клялись Учителю в своей верности. Затем девять из них трусливо разбежались. Иоанн, скорее всего, был тем безымянным учеником, который воспользовался "личными связями", прошел во двор судилища и провел с собой Петра:
"За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический. А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра" (Иоанна 18:15-16).
Будучи свидетелем всем известной сцены у костра, этот ученик стыдливо молчит, в то время как Петр трижды отрекается от Господа, после чего запел петух... В церкви Петра и петушиного пения на редкость удачно природный ландшафт заключен в стены современного здания. Прямо в зале находится плоская скальная поверхность, достаточно удобная для разведения костра. Вполне возможно, в этом месте Петр грелся и клялся, пока не поймал на себе взгляд Христа:
"Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде, нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И вышед вон, горько заплакал" (Луки 22:61-62).
Иной раз слышишь: "Подумаешь, заплакал. Люди часто плачут по поводу и без повода. Где сказано, что апостол покаялся в совершенном грехе?" О покаянии Петра говорят его дела. Он стал настоящим главой апостолов, не боявшимся физической смерти, прошедшим через тюрьмы, смело проповедовавшим Слово о Христе, учившим людей стойко проходить через любые жизненные испытания:
"О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа" (1 Петра 1:6-7).