Аннотация: С позднего вечера четверга по раннее утро пятницы прошли шесть судов над Христом...
Суды мирские
Леонид Банчик
"Царь будет сетовать, и князь облечется в ужас, и у народа земли будут дрожать руки. Поступлю с ними по путям их, и по судам их буду судить их; и узнают, что Я Господь" (Иезекииль 7:27).
Всех участников чудовищно несправедливых судов над Христом ожидает суровый и справедливый суд Божий. Некоторых из них мы знаем поименно: первосвященники Анна и Каиафа, римский прокуратор Понтий Пилат, галилейский тетрарх Ирод Антипа. Безымянные участники расправы - слуги первосвященника, лжесвидетели, члены синедриона, римские солдаты, безумная толпа, кричавшая "распни Его". Всего судов было шесть, и мы поговорим о каждом.
Суд первый. Анна
"Тогда воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его, и отвели Его сперва к Анне, ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником" (Иоанна 18:12-13).
Спасителя повели, вероятно, той же самой дорогой, по которой он шел в Гефсиманию. Арнольд Фрухтенбаум указывает на 21 судебное нарушение в расправе над Иисусом ("Закон синедриона и суд над Христом". Журнал "Мой Иерусалим" Љ1). Вот одно из них: судебные разбирательства после захода солнца были запрещены, однако зачинщики процесса проигнорировали этот запрет. Более того, Иисуса первоначально доставили в дом человека, не обладавшего в то время официальной властью.
Анна был первосвященником в 6-15 годах н. э., после чего его сместил предшественник Пилата прокуратор Валерий Грат (в нарушение Моисеева закона первосвященники назначались римскими властями). Тем не менее, Анна оставался одним из самых влиятельных людей в Иудее. Об этом говорит хотя бы то, что ему удалось "пристроить" первосвященниками пятерых сыновей, внука и зятя. Семейство Анны организовало торговлю жертвенными животными и обмен денег на Храмовой горе, получая от этого бизнеса колоссальные доходы. Анна и его зять Каиафа фактически руководили партией саддукеев, которая явилась инициатором ареста Христа. Но я не согласен с утверждением некоторых исследователей, будто бы партия фарисеев никакого отношения к суду не имела. Новый завет опровергает эту точку зрения:
"Итак, Иуда, взяв отряд [воинов] и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием" (Иоанна 18:3).
Короткая справка. Название партии саддукеев происходит от Садока, первосвященника при царях Давиде и Соломоне, или от ивритского "цдака", что означает "праведность", "справедливость". Саддукеи с терпимостью относились к римским властям. Их ряды, в основном, составляли священники и аристократия. Слово "фарисей" можно перевести как "толкователь" или "отделенный". Они были очень популярны в народе. Современный ортодоксальный иудаизм вырос из фарисейской школы раввина Гиллеля. Во времена Христа они увлекались "преданиями старцев", что стало основой Талмуда, книги, зачастую уводящей евреев далеко в сторону от Божьего Слова. Иисус обвинял их в лицемерии, называл "змеями, порождениями ехидны". В 23-й главе Евангелия от Матфея Господь восемь раз объявляет "горе" книжникам и фарисеям. Так что в смерти Христа были заинтересованы обе партии, но во главе заговора, безусловно, стояли саддукеи.
Принято считать, что дом Анны находился на территории нынешнего Армянского квартала Старого города. В 1300 г. на руинах церкви 6 века построили церковь Ангелов. Ее название связано с легендой, по которой ангелы закрыли лица, чтобы не видеть истязаний Христа. В церковном дворе обращает на себя внимание оливковое дерево. К нему, согласно другой легенде, привязали Иисуса. В доме Анны Христа ударили по щеке:
"Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?" (Иоанна 18:22-23).
Иногда говорят, что слова Спасителя из Нагорной проповеди "кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую" (Матфея 5:39) следует понимать буквально. Однако из поведения Иисуса у Анны мы видим, что смысл не в буквальном "подставлении" второй щеки, а в смиренном ответе обидчику, попытке воззвать к его совести и остановить его.
"Анна послал Его связанного к первосвященнику Каиафе" (Иоанна 18:24).