1. Он понимал, что Иисус не опасен для Рима, и считал суд над Ним внутренним делом иудеев, спровоцированным высшими слоями общества.
2. Он уважал свою жену и доверился ее сну (Матфея 27:19).
3. Прокуратор хотел досадить еврейской знати, с которой часто конфликтовал.
Пилат использовал целый ряд возможностей для спасения жизни обвиняемому. Он вспомнил об обычае освобождать на Пасху одного преступника, но народ предпочел Христу Варавву. Д. Флуссер пишет: "Толпа, хотя и не испытывала ненависти к Иисусу, но любила Варавву, как своего рода борца за свободу". Думаю, в данный момент относительно Христа все было не так. Евреев убедили, что Иисус собирался разрушить Храм, поэтому обезумевшие люди, подстрекаемые священниками, ненавидели Его и желали Его смерти.
После первой неудачной попытки прокуратор велел бить Христа, надеясь таким образом успокоить толпу. Не помогло. Он честно признается, что не видит вины у подсудимого, хочет отпустить Его, но в конце-концов уступает и предает Господа смерти. При этом Пилат картинно умыл руки и заявил о собственной невиновности.
На самом деле римский наместник виновен больше других судей. Окончательное решение зависело только от него. До этого Пилат часто выносил приговоры, совершенно не считаясь с мнением иудеев. Что же произошло на этот раз? Он осудил Христа сразу после крика: "...если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю" (Иоанна 19:12).
Сегодня многие историки полагают, что прокуратор испугался, так как в тот период он действительно не являлся "другом кесаря", пребывая в опале. В конце 31 года в Риме был раскрыт заговор Сеяна. Зачинщиков казнили. Пилат - ставленник Сеяна, и он спокойно себя чувствовал, пока его патрон был правой рукой императора Тиберия. После казни Сеяна Пилат боялся отставки и ссылки (что и случилось в 36 году). Таким образом, умывание рук - всего лишь красивый трюк, чтобы не выдать истинные причины: трусость и карьеризм.
Д. Флуссер считает, что официального приговора суда не было: "...нигде в источниках также не упоминается, чтобы смертный приговор был вынесен Пилатом. В каталоге пороков Пилата, составленном философом Филоном Александрийским, находим среди прочего постоянные казни без вынесения приговора. Поэтому, по всей видимости, трагический конец Иисуса наступил без какого бы то ни было вердикта земного суда".
Официальный вердикт отсутствует, но приговор вынесен трусостью одних, лжесвидетельством других, бичами третьих, криками четвертых.
"И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших" (Матфея 27:25).
Эта клятва часто произносилась в судах свидетелями обвинения в доказательство того, что в их показаниях отсутствует клевета (отмечено Р. Сантала). Клятва стала пророческой. Через сорок лет многие участники процесса и их дети погибли от рук римлян во время Иудейской войны.