Апостолы исполнили заповедь Спасителя и разнесли Благую весть о Нем от Иерусалима к другим народам, иным землям. Поговорим о том, что происходило в городе Божьем за последующие сорок лет, вплоть до разрушения Второго Храма. Нашим главным путеводителем будет книга Деяний апостолов. После вознесения Христа "...они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути. И, придя, взошли в горницу... Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его" (Деяния 1:12-14).
Наверное, они собрались в той же самой горнице, где ранее совершили Вечерю Господню. Она стала местом проведения служений первой христианской общины. В праздник Шавуот (Пятидесятница) здесь совершилось великое событие: апостолы заговорили на самых различных языках и наречиях, приведя своей проповедью к Богу около трех тысяч человек. Этот день считают днем рождения Церкви.
Возле Красных ворот Петр и Иоанн поставили на ноги просящего милостыню хромого человека. Иудейским начальникам порадоваться бы такому чуду, но они отправили апостолов в заточение (скорее всего, в ближайшую к Храму тюрьму рядом с крепостью Антония). Их выпустили, затем опять схватили, созвали Синедрион. Только на этот раз, в отличие от суда над Христом, апостолы обрели неожиданного защитника в лице уважаемого народом лидера фарисеев Гамалиила, сказавшего:
"Отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками" (Деяния 5:38-39).
Мы вновь становимся свидетелями пророчества, произнесенного устами человека, далекого от Христа. Правда, существует легенда о том, что Гамалиил стал впоследствии христианином, но если бы это было так, раввины не признавали бы его одним из апологетов иудаизма.
Гамалиила послушались, ограничившись избиением апостолов и запретом произносить имя Иисуса. Но разве можно затворить уста, говорящие Истину! На очередном заседании Синедриона разбирали дело другого ученика Христа по имени Стефан. Его пламенная речь до того распалила судей, что они совершили преступление, устроив линчевание без разрешения римских властей (некоторые историки предполагают, что члены Синедриона воспользовались временным отсутствием прокуратора в Иудее).
Первого христианского мученика вывели за городские стены и побили камнями. Согласно древней традиции Стефана казнили на площади у Дамасских ворот, а тело похоронили возле Голгофы Гордона, где в 5 веке царица Евдокия построила церковь. Во времена крестоносцев установили иное место казни, по дороге в Гефсиманию, совсем рядом с крепостными стенами Храмовой горы. Это место также можно признать вероятным, потому что у разъяренных судей "чесались руки", чтобы совершить казнь как можно скорее:
"Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил" (Деяния 7:57-60).
Августин написал: "За обращение Павла церковь обязана молитве Стефана". Павел, тогда еще Савл (Шауль), пассивный соучастник казни, один из лучших учеников Гамалиила, по Божьей воле и по молитве умирающего Стефана вскоре оставил свое фарисейское прошлое и стал великим благовестником.
Под нынешними Дамасскими воротами найдены другие, более древние. Ученые относят их к 2 веку. Однако наверняка в этом месте стояли ворота еще раньше, потому что от них идет прямая дорога в направлении Сихема (Шхем), а оттуда в Дамаск. Савл вышел из этих ворот, будучи злостным гонителем Церкви. Он отправлял верующих в тюрьмы в Иерусалиме, но этого показалось ему мало, и Савл решил расширить свою деятельность главного узурпатора христианства. Он идет в Дамаск с письмом первосвященника, чтобы там выловить мнимых преступников и привести их на судилище в Иерусалим.
"Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?" (Деяния 9:3-4).
В дороге на Дамаск
Разгневан весь синедрион: "Что Стефан здесь изрек?
Распятый некогда Иисус был все равно, что Бог!"
Кричит толпа, и Павел с ней: "Отступнику не жить!
Пускай погибнет от камней, убить его, убить!"
- Умираю, Господь, дух к Себе мой прими.
Не понять, видно, им ничего.
Умоляю, убийц моих Ты не вини,
не вмени им греха сего.
Убийства Павел одобрял, терзал народ Христов,
входил в дома, в тюрьму сажал под плач и звон оков.
В Дамаск поехал фарисей, с собою взяв приказ
всех христиан там повязать. Итак, в Дамаск, Дамаск!
Вдруг упал Павел наземь, и свет воссиял.
Голос дивный с небес произнес:
"Павел, Павел, уймись, что ты гонишь Меня?"
"Кто Ты, Господи?" "Я Христос".
- Что мне делать, Господь, что мне делать теперь?
До сих пор Тебе только вредил.
- Ступай в город, там сказано будет тебе.
Павел, встань, слышишь, встань и иди!
Крестился бывший фарисей, пошел в Иерусалим.
А дальше путь его лежал в Коринф, Афины, Рим.
Учил людей, как их Христос Голгофской смертью спас,
и как открылся Павлу Он в дороге на Дамаск.
Вот так произошло обращение к Господу гонителя христиан. Как говорят, "из Савла в Павлы". Дамасские ворота, которые называют еще Шхемскими, являются свидетелями рождения свыше апостола, ставшего основателем многих церквей, прорубившего окно в Европу, не жалевшего своей жизни ради несения Слова о Том, Кто говорил с ним в дороге на Дамаск.
Поначалу христианство распространялось в иудейской среде, а затем, после видения Петра в Иоппии (Яффо), Евангелие разнеслось по всему миру. По возвращении в Иерусалим из Кесарии, где уверовала семья римского сотника Корнилия, Петру пришлось выслушать несправедливые нарекания других апостолов. Однако он сумел убедить своих оппонентов в том, что отныне каждый человек, независимо от национальной принадлежности, может познать Божью истину:
"Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу? Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь" (Деяния 11:17-18).
В то время в Иудее уже правил внук Ирода Великого Агриппа (в Деяниях он также зовется Иродом). Путем ловких интриг и доносов он добился смещения и отправки в ссылку своего дяди Ирода Антипы. В 41 году приказом императора Клавдия Агриппа объявлен иерусалимским царем. Он часто бывает в городе. С Римом у Агриппы прекрасные отношения, но потихоньку он готовится к войне и возводит вокруг города новую стену. Недалеко от Садовой могилы можно увидеть крупные каменные блоки, оставшиеся от недостроенной стены. Если бы Агриппе удалось осуществить свой замысел, римляне не смогли бы взять город. Однако на новоиспеченного царя донесли...
"Ему удалось бы придать этим стенам окончательную неприступность, если бы сирийский наместник Марс письменно не сообщил о том императору Клавдию. Последний, усмотрев в этом предприятии некоторое опасное новшество, приказал Агриппе немедленно приостановить постройку стен. Агриппа не считал возможным ослушаться" (Иосиф Флавий. Иудейские древности 19:7:2).
Такова уж судьба доносчиков: кто-нибудь когда-нибудь доносит на них самих.
И. Флавий также пишет, что царь "...всегда в точности исполнял предписания законов". Вероятно, заигрывая с религиозными лидерами народа, он решил расправиться с апостолами.
"В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, - тогда были дни опресноков, - и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу" (Деяния 12:1-4).
Иаков Зеведеев - первый казненный апостол. Иоанн Златоуст полагал, что Агриппа собственноручно исполнил приговор, но царь мог приказать это сделать и своим слугам. По христианскому преданию Иакова привел на суд человек, уверовавший во время заседания и принявший смерть вместе с ним.
Апостол Петр спал, закованный в цепи между двумя стражниками. Ангел Господень разбудил его, сбросил цепи и вывел из темницы. Петр пришел в дом Марии, матери Марка, рассказать о необыкновенном освобождении. Ирод Агриппа во гневе велел казнить стражников, а сам вскоре умер в Кесарии от неизлечимой болезни. Случилось это в 44 году, три года спустя начала его царствования в Иудее.
После первого миссионерского путешествия Павла и Варнавы в Иерусалиме состоялся церковный собор, на котором было принято обращение к христианам из других народов, освобождающее от соблюдения Моисеева закона. Руководили собором Петр и Иаков, брат Иисуса. Последнего в небиблейских источниках называли еще Иаковом Праведным (Справедливым), потому что он вел достойный образ жизни и много времени проводил в молитве. Церковь в Иерусалиме возрастала во многом благодаря его деятельности, что не устраивало известный нам клан Анны. Как пишет Иосиф Флавий, очередной первосвященник из этого дома воспользовался смертью прокуратора Феста и отсрочкой прибытия его преемника Альбина. Он собрал синедрион и приговорил Иакова к побитию камнями (20).
В 12 веке на развалинах византийской церкви был построен главный собор Армянского квартала. Он носит имя Иакова и посвящен памяти обоих мучеников - сына Зеведея и брата Христа.
Власть прокураторов восстановили в Иудее сразу после смерти царя Агриппы. Когда в Храме схватили апостола Павла, то тысяченачальник заковал его в цепи и содержал в крепости Антония. Затем, узнав о римском гражданстве узника, он отправил Павла в Кесарию на суд наместника Феликса. Решение отослать его в Рим принял следующий прокуратор Фест. По преданию апостолы Петр и Павел были казнены в столице мировой империи во время погрома, учиненного императором Нероном в 64 году.