Аннотация: Ответ на вопрос, почему преемником Давида стал далеко не старший сын.
Леонид Банчик
Сыновья
У Давида было 8 жен и 19 сыновей, не считая потомства от наложниц. Первенец Амнон совершил страшное преступление, насильно овладев своей сводной сестрой Фамарь. Как отреагировал отец?
"И услышал царь Давид обо всем этом, и сильно разгневался" (2 Царств 13:21).
Разгневался, но ничего не предпринял. То ли пожалел своего первенца, то ли вспомнил собственный грех (по закону за прелюбодеяние с Вирсавией и убийство Урии Давиду следовало приказать казнить самого себя!). За Фамарь отомстил ее единокровный брат Авессалом (Авшалом). Он расправился с насильником, однако впоследствии вероломно выступил против родного отца. Авессалом погиб в бою, но кое-что он после себя оставил...
"Авессалом еще при жизни своей взял и поставил себе памятник в царской долине; ибо сказал он: нет у меня сына, чтобы сохранилась память имени моего. И назвал памятник своим именем. И называется он "памятник Авессалома" до сего дня" (2 Царств 18:18).
Если учесть, что у Авессалома родились три сына (2 Царств 14:27), его слова могут означать следующее: "Памятник станет более надежным свидетелем обо мне, чем мое потомство". И это так. Яд Авшалом стоит в Кедронской (Царской) долине по сей день. Нынешний монумент построен в 1 - 2 веках до н. э., вполне вероятно, на месте более раннего, разрушенного временем.
"Яд" на иврите означает "памятник" и "рука". Есть свидетельства, что верхнюю часть монумента когда-то украшала огромная ладонь. Согласно легенде она была сбита снарядом наполеоновской артиллерии (2), что очень сомнительно.
У евреев с Яд Авшалом связана одна древняя традиция. Если ребенок не слушался родителей, они приводили его к памятнику и швыряли в Яд Авшалом камни. Провинившиеся дети должны были после такой необычной церемонии осознать свою вину и, в то же время, порадоваться, что есть памятник, который является "заместительной жертвой" за них. Так как эта традиция продолжалась до середины 18 века (распространившись и в мусульманской среде), можно судить об ее благоприятном воздействии на непослушных отпрысков. Да и для родителей бросание камней было хорошей разрядкой. Только в 1925 г. Яд Авшалом расчистили. Жителям Иерусалима пришлось вернуться к более известным методам воспитания.
После гибели Авессалома претензии на престол предъявил следующий по старшинству сын Давида Адония. Не дожидаясь смерти отца, он решил провозгласить себя царем.
"И заколол Адония овец и волов и тельцов у камня Зохелет, что у источника Рогель, и пригласил всех братьев своих, сыновей царя, со всеми Иудеянами, служившими у царя. Пророка же Нафана, и Ванею, и тех сильных, и Соломона, брата своего, не пригласил" (3 Царств 1:9-10).
Главным водным источником города Давида был Гихон, расположенный возле городских стен. От Гихона до Рогель около километра. В месте, где соединяются долины Кедрон и Бен-Гинном, стоит "камень Зохелет" - "Ползучая скала" (возможно, она часто осыпалась), а за ней - тридцатиметровая шахта источника Рогель. Это слово созвучно ивритскому "регел" - "нога". Говорят, он так назван, потому что женщинам при стирке белья приходилось стоять по колено в холодной воде.
Трусливый Адония решил короноваться подальше от Иерусалима, в узком кругу своих сторонников, чтобы затем торжественно войти в город новоявленным царем. Но Вирсавия и Нафан поспешили к Давиду, который объявил свое решение:
"Возьмите с собою слуг господина вашего, и посадите Соломона, сына моего, на мула моего, и сведите его к Гиону. И да помажет его там Садок священник и Нафан пророк в царя над Израилем, и затрубите трубою и возгласите: "да живет царь Соломон!" (3 Царств 1:33-34).
До недавнего времени невозможно было понять, как разместилось большое количество людей в узкой пещере, откуда выходит вода из Гихона. Благодаря израильским археологам, открывшим Бейт Мааян ("Дом источника"), мы получили ответ на этот вопрос. Построенный еще иевусеями водный резервуар с фортификационными сооружениями, скорее всего, является местом помазания нового царя.
Пока самозванец Адония пировал в обществе царских сыновей и слуг, Соломона признал весь народ. Воодушевленные люди шли по крутому подъему от Гихона до вершины холма, где располагался царский дворец. Тяжесть этого подъема ощущают на себе сегодняшние туристы. Приходится часто останавливаться, чтобы перевести дух и подождать отстающих. Но тогда иерусалимцы шествовали, переполненные радостью, и путь им казался легким:
"И весь народ провожал Соломона, и играл народ на свирелях, и весьма радовался, так что земля расседалась от криков его" (3 Царств 1:40).
Заговорщики во главе с Адонией услышали шум толпы и музыку. Они поняли, что народ не на их стороне. Старшему брату пришлось покориться младшему, как это не раз мы можем прочесть в Писании, а торжествующим жителям Иерусалима вскоре предстояло осуществить великую миссию - соорудить на горе Мориа дом Божий.