Банчик Леонид : другие произведения.

Светильник в Храме

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Судьба этого светильника по-своему интересна и загадочна.


История меноры

   У многих народов есть свои символы: канадский кленовый лист, ливанский кедр, русская береза. Символ Израиля - менора. Вполне возможно, ее форма также имеет растительное происхождение, так как она очень похожа на некоторые разновидности шалфея. Более того, арамейское название шалфея "мерва" напоминает нам о горе Мориа, том самом месте, где когда-то стоял Храм, а внутри его - менора.
   Подробное описание меноры Моисей получил от Господа (Исход 25:31-39). Отлить золотой светильник только лишь по устному рассказу непросто. Поэтому Бог показал Моисею, как менора с ее принадлежностями должна выглядеть: "Смотри, сделай их по тому образцу, какой показал тебе на горе" (Исход 25:40).
   Долгое время самым древним изображением меноры считался рельеф на триумфальной арке Тита в Риме. На протяжении многих веков эта менора являлась образцом, по которому отливали светильники для синагог и еврейских домов. Однако высказывались и сомнения по поводу ее формы. Особенно частые споры возникали из-за округлости ветвей римской меноры и отсутствия треножника в ее основании. Последствия споров мы видим на многочисленных монетах, витражах, мозаиках, надгробиях, где менора изображена как с округлыми ветвями, так и с прямыми.
   После 1967 г. иерусалимские археологи начали раскопки в Еврейском квартале Старого города, издревле называемом "верхним городом". Открытия следовали одно за другим. Сегодня в музее Иродианского квартала можно увидеть остатки нескольких роскошных домов 1 века н. э., один из которых, вероятно, принадлежал семье первосвященника. Кто знает, может быть, именно здесь жили Каиафа или Анна. Все дома были сожжены римлянами в 70 г., но сохранились прекрасные мозаичные полы, миквы, различные сосуды. Одна из наиболее ценных находок - самый ранний рисунок меноры на стене. Предполагают, что ее мог нарисовать священник, либо кто-нибудь из домочадцев. Эта менора отличается от римской тем, что в основании ее треножник, а ветви более вытянуты вверх. С открытием рисунка споры о форме храмового светильника разгорелись с еще большей силой.
   Как и во многих вещах, главное в меноре не форма, а содержание. Для понимания ее значения нам необходимо ознакомиться с видением пророка Захарии:
   "И возвратился тот Ангел, который говорил со мною, и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его. И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые на верху его; и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее. И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой? И Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал мне: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой" (Захария 4:1-5).
   Неужели Захария никогда не видел менору? Конечно же, видел. Тогда почему он спрашивает: "Что это?" Его поразила необычность светильника. Перед глазами пророка появилась картина, в нижней части которой была известная ему храмовая менора, но все остальное, вверху и по сторонам, представляло собой совершенно непонятное зрелище. Храмовую менору наполняли священники, а Захария увидел другую, дающую свет без участия людей. Сегодня бы сказали, что это менора-автомат. Только управляет "автоматом" Господь.
   Как работает такой светильник? Оливковые деревья "производят" елей, затем он под действием силы тяжести поступает в чашу, оттуда - по трубочкам в лампады. Семь - число полноты, а здесь мы видим, если можно так выразиться, сверхполноту, так как количество трубочек - семью семь. По этой картине можно наглядно убедиться в том, как Бог заботится об Израиле, обо всех верующих во Христа, как Он наполняет Духом Святым наши сердца!
   Бог есть Свет, и в меноре заключена идея свидетельства миру: "И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Матфея 5:16).
   Менора символизирует церковь, где проповедуется здравое учение. В заключительной книге Библии Господь предупреждает Ефесскую церковь: "Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься" (Откровение 2:5). Отсюда следует вывод: там, где уходят в сторону от Евангелия, отсутствует наполняемый Святым Духом светильник.
   Две маслины в видении Захарии отождествлены с именами Зоровавеля и иерея Иисуса, представителями генеалогического древа царей и первосвященников. Они являлись тогда политическим и духовным лидерами Израиля. В буквальном переводе они "сыновья елея" - дети чистоты, дети Святого Духа. Через Зоровавеля и Иисуса, а также пророков Аггея и Захарию, Бог наставлял Израиль в первые десятилетия после возвращения из вавилонского плена. В Откровении 11:4 сказано о других двух маслинах - свидетелях Божиих, пророках Великой скорби. Господь и в это самое тяжелое для человечества время позаботится о наполнении Своего светильника.
   Судьба храмовой меноры печальна. Иосиф Флавий описывает ее во время триумфального парада в Риме:
   "Прочую добычу несли в беспорядке, но из всего выделялось взятое в Иерусалимском Храме - золотой стол весом в несколько талантов и светильник, также сделанный из золота, но по форме отличный от тех, которые употребляются у нас. Серединный подсвечник представлял собой массивный стержень, исходивший от основания. От него отходили тонкие ветви, расположением похожие на трезубец, и к каждой из них сверху была прикреплена лампадка. Было их семь, указывавших на почитание седьмицы у евреев" (Иудейская война, Мосты культуры, Москва 1999).
   После триумфа император Веспасиан велел построить языческий храм, где среди других трофеев хранилась и менора. Дальнейшие ее следы теряются. Существует предположение, что огромный Колизей построен на средства, добытые от переплавки меноры и других храмовых сокровищ. Впрочем, после жертвенной смерти Христа в храмовом светильнике уже не было необходимости. У нас есть интереснейшее свидетельство из Талмуда (трактат Йома):
   "За сорок лет до разрушения Второго Храма светильник, прежде неугасимый, стал потухать, и врата Святилища начали открываться сами собою".
   Отнимите от 70 года н. э. сорок лет и получите время земного служения Христа. Иисус сказал: "Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни" (Иоанна 8:12). Когда по нашей грешной земле ступали ноги Господа, храмовая менора стала гаснуть, потому что истинный Свет заключался в Нем, а не в жертвоприношениях в Храме. Жаль, что еврейский народ в большинстве своем тогда этого не понял.
   На гербе государства Израиль изображена менора с двумя маслинами по сторонам. Как важно, чтобы она вновь стала неугасимой!..
  
   Леонид Банчик
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"