По ту сторону Пиренеев комиксы - это целая отрасль современного искусства, целая индустрия. Еженедельный тираж их исчисляется десятками миллионов, за каким-нибудь первым выпуском второго номера "Action Comics" абсолютно вменяемые, взрослые люди охотятся с куда большей настырностью, чем в России - библиофилы, скажэм, за прижизненным изданием Пушкина.
А вот в России нет культуры комиксов. Под словом 'комикс' средний россиянин понимает нелепое идиотство - тощие журнальчики для младшего школьного возраста с аляповатыми картинками из "Утиных историй" или "Тома и Джэрри".
В общем, понятие "комикс" оказалось настолько скомпрометированным здесь, что даже засуетившиеся наконец издатели, начинающие продвигать сей продукт на отечественный рынок, избегают самого этого слова, вводят в оборот уродские словесные конструкции типа "графический роман" (калька с английского "graphic novel"). Конечно, русскому человеку, взращенному на чрезвычайно многословных Достоевском или Толстом трудно приноровиться к лапидарному стилю комиксов, научиться цепким взглядом выхватывать суть каждой картинки, отдельно оценивать работу писателя, труд художника и мастерство колориста.
Нарочито опускаю такое явление как манга, поскольку поклонники японской графики составляют слишком специфическую аудиторию. Я все ж являюсь почитателем европейской традиции.
И лично на мой вкус, первым комиксом во всей европейской традиции, является "comic book limited series Watchmen", 12-серийный комикс "Часовые". В 1986 году английский писатель Алан Мур (автор известной "V значит вендетта"!) и американский художник Дэйв Гиббонс решили творчески переосмыслить феномен супергероев, занимающих столь значимое место в американской культуре...
Место действия - Америка середины 80-х, практически ничем не отличающаяся от реальной Америки за одним-единственным исключением - в этом мире существуют супергерои. В 1959 году в результате вырвавшегося из под контроля эксперимента на свет появился первый (и, скажем по секрету, единственный) из них - доктор Манхэттен.
Используя его нечеловеческие способности, американцы сумели подогнать мировую экономику под себя и радикально изменить мир: в результате США вырвались вперед сразу на несколько корпусов, победоносно завершили Вьетнамскую войну за несколько месяцев и сотворили еще кучу чудесных вещей, обеспечивших переизбрание президента Никсона на третий, четвертый, а теперь уже и пятый сроки. Однако у этой политики были и свои побочные эффекты: Америка стала заметно более агрессивной и авантюристской державой, задвинувшей политику "разрядки" в дальний угол стола, поэтому отношения с Советским Союзом натянуты до предела и народ живет в ожидании неминуемого начала ядерной войны...
Невероятный массовый энтузиазм заставил множество молодых людей, вдохновленных достижениями Великой Америки и доктора Манхэттена уподобиться супергероям, облачиться в стильный костюм и лично выйти на улицы для того, чтобы бороться с организованной преступностью. Эффект был двойственным. С одной стороны, криминалитет получил серьезный удар, от которого так толком и не смог оправиться. С другой - новоявленные супергерои откровенно зазнались, возомнили о себе невесть что, и во многом вышли за рамки образа благородных блюстителей закона. Поэтому, когда в 1977 году забастовала полиция, заявившая о том, что супергерои мешают ее работе, и города погрузились в хаос, правительство было вынуждено объявить всю негосударственную активность по поддержанию порядка нелегальной, проще говоря, поставить супергероев вне закона.
С тех пор минуло 8 лет. Кто-то из них сумел неплохо устроиться, как например, Озимандис, умнейший человек на Земле, ставший к тому же и первым богачом мира, или Комедиант, исподтишка сотрудничающий с разведкой Соединенных Штатов. Но большинство - ушло в тень, постарело, погрузнело и вспоминает свою бывшую деятельность в качестве супергероев исключительно с примесью стыда и разочарования.
Основной персонаж - Уолтер Ковач, более известный как Роршах - из-за того, что постоянно носит на лице черно-белую маску, отсылающую нас к известному в психодиагностике методу Роршаха ("Скажите, что напоминает вам это черное пятно?").
Это довольно нетипичный герой: не первой молодости человек, несчастный, безрадостный, одержимый мучительными флэшбеками... Вместе с тем, это авторитарный лидер, патологически уверенный в собственной правоте и собственном праве выносить вердикты. Будучи ярым антикоммунистом и реакционером, он и в работе остается верен своим почти нацистским замашкам: пытать подозреваемых, всячески давить на собеседников, сводить значимость человеческой личности к нулю. Однако, именно в силу вышеуказанных причин, не стоит удивляться тому, что Роршах - единственный, кто проигнорировал правительственный запрет и продолжает нелегальную активность по расправе с преступниками. Но даже этот тертый калач временно впадает в ступор, узнав, что один из самых известных супергероев, Комедиант цинично убит неизвестными. Ограбление, чье-то жестокое возмездие, политические разборки - все эти версии отметаются Роршахом одна за одной, пока он не приходит к мысли: кто-то с непонятной целью последовательно убирает бывших супергероев. Временно забыв застарелые обиды и личные счеты, он с нечеловеческими усилиями собирает свою старую команду...
Комикс "Watchmen" был пропитан горечью, тоской и безысходностью, заставлял читателя отставить в сторону привычные стереотипы и серьезно задуматься. Итогом сотрудничества Мура и Гиббонса явился замечательно успешный синтез чудесного текста и не менее чудесной графики, позволивший комиксу выбиться из разряда бульварного чтива в разряд настоящей литературы. Поэтому не будет преувеличением заявить, что в конце 80-х данная работа Мура пользовалась колоссальной популярностью и была отмечена целым рядом престижных наград, в том числе (уникальное явление для комикса!) - читательской премией Хьюго 1988 года.
Есть два нюанса, о которых надлежит помнить.
Во-первых, больше половины всего действия комикса занимают совсем не захватывающие перестрелки и погони, а достаточно унылые воспоминания и переполненные отчаянием беседы героев.
Во-вторых - фирменный муровский мизантропический стиль - щемяще-надрывное повествование, оставляющее отчетливое депрессивное послевкусие, дающее комиксу львиную долю его притягательности.
В общем, Watchmen - совсем не легкое чтиво, но оно стоит прочтения. Тем более - уже сейчас на российских экранах с оглушительным успехом прокатывают полнометражный фильм, несомненно лишь усиливающий стимул к ознакомлению с этим комиксом.
Для тех, кто знается с торрентами: "Часовых" можно скачать здесь - http://thepiratebay.org/torrent/4508516/Watchmen
Для тех, кто незнаком: http://stream.ifolder.ru/4100519 (1-6 выпуски); http://stream.ifolder.ru/4100903 (7-9); http://stream.ifolder.ru/4101097 (окончание)
В любом случае, потребуется программка CDisplay, которую можно взять, например, отсюда: http://www.izone.ru/graphics/view/cdisplay.htm