Давно слышал об этом фильме, следил за ним, ждал его выхода на экраны. Кое-что, конечно, и омрачало предчувствие: во-первых, памятное фиаско еще одного фильма про Белую Гвардию - "Господа офицеры". Во-вторых, не добавляло оптимизма знание того, что режиссер взялся за трудную, и, наверное, невозможную задачу - уместить жизненный путь столь грандиозной личности как Александр Колчак в двухчасовую ленту. Собственно, Кравчук с командой выкинули из его судьбы все "лишнее", малозначимое с точки зрения динамики: и полярные экспедиции, и русско-японскую войну, и командировку в Америку, так что время действия фильма ограничено последними тремя годами жизни адмирала.
И, тем не менее, даже этот период настолько обширен, что может быть преподнесен зрителю лишь конспективно, размашистыми мазками. Такая техника - очень трудна, по силам лишь гению. И, к сожалению, Кравчук таковым не является - он всего лишь талантлив.
Вот такой, например, мазок - матросская расправа над офицерами в Кронштадте. Генерал Краснов, известный мастер слова описывает схожую ситуацию так, что по коже идет мороз:
"Один полк был застигнут праздником святой Пасхи на походе. Солдаты потребовали, чтобы им было устроено разговение, даны яйца и куличи. Ротные и полковой комитет бросились по деревням искать яйца и муку, но в разоренном войною Полесье ничего не нашли. Тогда солдаты постановили расстрелять командира полка за недостаточную к ним заботливость. Командира полка поставили у дерева, и целая рота явилась его расстреливать. Он стоял на коленях перед солдатами, клялся и божился, что он употреблял все усилия, чтобы достать разговения, и ценою страшного унижения и жестоких оскорблений выторговал себе жизнь".
У создателей "Адмирала" имелось гораздо больше возможностей показать эту сцену пронзительно - и визуальный ряд, и звук, и музыка, но... расстрел выглядит буднично и как-то нелепо, словно в перестроечном боевике.
Лишней выглядит и линия Каппеля-Безрукова, да и сам он - лишний. Сюжетный узел, повествующий о том, как героический генерал ведет останки своей армии в Ледяной Поход, спасать Колчака, застрявшего под Иркутском, по сути, ничего к фильму не добавляет и введен лишь для того, чтобы явить зрителю самое сильное место в фильме. Момент "психической атаки", когда колонны каппелевцев под гром военного оркестра идут на врага с одними лишь штыками, безусловно пронимает насквозь, но стоило ли городить огород ради этой пары минут - вопрос дискуссионный.
В общем, к чему я придираюсь? Опустим ерунду: что царь абсолютно не похож сам на себя, забудем несуразнейшую "дуэль" между гигантским бронированным крейсером и батареей немецких противопехотных пушек. Опустим и то, что люди, не знакомые с историей Гражданской войны (99% населения России) просто утонут в каскаде исторических событий, имен, раскладов противоборства и географических пунктов.
Основная претензия - сюжэт должен быть монолитным, цельным - а здесь нам являют хронологическую последовательность эпизодов разного уровня качества. То действие летит с места в карьер: вот какой-то дед, изображающий 36-летнего Керенского, отправляет адмирала в США - мгновение - и мы переносимся в ноябрь 1918, когда Колчак принимает присягу Верховного Правителя. То, наоборот, режиссер тщательно фиксирует внимание на отдельных моментах: по хронометражу путешествие Колчака из Омска в Иркутск занимает больше времени, чем все батальные сцены вместе взятые.
К тому же, тут вот какое дело: даже и одну только историческую канву в ленту впихнуть - очень проблематично. А здесь ее, к тому же еще решили разбавить романтическим повествованием о взаимной любви адмирала и Анны Тимиревой. Получилось.. не то, что бы плохо, но как-то странно: ни два, ни полтора. Попытка уместить в одном фильме два разных жанра - военно-исторический роман и романтическую драму закончилась тем, что "Адмиралу" катастрофически не хватает глубины.
Картина говорит нам - вот, был такой адмирал Александр Васильевич Колчак, сильный, мужественный и благородный человек, который проиграл по независящим от него обстоятельствам. Меж тем, личность этого человека столь значительна, что не впишется ни в какой шаблон, даже в столь благожелательный, как в данном фильме.
Под конец становится обидно: вроде и актеры неплохо играют, им веришь и жалеешь их; вроде бы все довольно красиво, без лишнего пафоса и нагнетания страстей - но тем не менее, "Адмирал" остается лишь просто хорошим фильмом, хотя имел все шансы стать шедевром. Грустно.