Сначала о "Воображариуме доктора Парнаса". Бог в виде престарелого бродячего артиста передвигается по городам мира вместе с передвижным театром. Ему мешает Дьявол в виде прохиндея, похожего на "гениального сыщика" из мультика "Бременские музыканты". По дороге им встречается ещё один мирской прохиндей, вокруг взаимоотношений которого с дочерью бродячего Бога и разворачивается сюжет. "Ink" о том, как мужчина решил выскрести из души воспоминания об умершей жене, выскрести их вместе с живой дочерью, и забыться в корпоративном угаре.
Оба фильма похожи друг на друга мышлением своих создателей. Качества, почти неминуемо следующие за людьми, для которых бизнес является средством личной наживы - это эгоцентричный индивидуализм, забытьё всяческих ценностей, душевная чёрствость и отрицание своей человечности. Оба фильма весьма красноречиво создают кризис вокруг этих качеств главных негативных персонажей, приводя зрителей, нашедших в них свои черты, "ко спасению". Разница в том, что в случае "Ink" это спасение при жизни, т.е. мотивация позитивна, а в случае "Воображариума" это смерть негативного персонажа, т.е. мотивация для зрителя негативна: "Меняй что-то, а то сдохнешь, как этот!" Дочь бродячего Бога, однако, буквально повторяет вариант спасения из "Ink". А именно - семейные ценности спасут офисный пролетариат от тоски и итогового ничтожества.
кадр из фильма "Ink"
Общее свойство обоих фильмов, позволяющее мне говорить о сходстве мышления авторов сценария, состоит в том, что, создавая метафору вокруг бесчеловечности отрицательных персонажей, они используют в качестве средств к их вразумлению старые добрые чувство вины, долг, войну бобра с ослом, т.е. полярное чёрно-белое мышление. Общая канва фильмов, их сюрреалистичное оформление, красота метафор, выбранные нестандартные изобразительные средства позволяют мне предполагать, что мышление авторов движется к многогранному и плюралистическому постмодернизму, но пока путается и буксует. Комплект из добродетели, наказания и искупления по прежнему остаются для них основными средствами достижения целей.
Фильм "Зеркальная маска" в этом смысле тонко, но очень уверенно отличается от "Воображариума" и "Ink". Среди главных героев этого фильма точно так же присутствуют бобёр и осёл, но совершенно по-другому. Добро и зло изначально не диссоциировано в разных персонажей, а является очевидными метафорическими частями одних и тех же людей, которые в конце фильма сводятся в единое живое целое. Человек для авторов очевидно не является чёрно-белым рисунком.
"Зеркальная маска" - это потрясающе красивая (и образами и мыслями) метафора поиска решения во взаимоотношениях матери и взрослеющей дочери. Пожалуй, по впечатлению, которое греет меня прямо сейчас, это один из самых сильных фильмов-метафор, от просмотра которого я испытал сумасшедшее удовольствие. Все второстепенные персонажи настолько оригинальны и необычны, но в тоже время осмыслены, что, смотришь, буквально раскрыв рот. Это надо видеть, поэтому говорить тут нечего.
Все сложности, которые испытывает человек во взаимоотношениях с близкими и с самим собой связаны со скудоумным желанием препятствовать естественному развитию событий. Образ гигантской Матери-Горгоны, угрожающей своими чёрными щупальцами порвать и разметать всё живое, это честный и уверенный символ человеческого эго, в своём безудержном росте стремящегося поглотить и подмять под себя как можно большее число вещей, людей, обстоятельств и свобод.
Браво! Очень советую! При плюсах и минусах все эти фильмы очень сильны, их стоит смотреть непременно!