Аннотация: Cтатья продолжает тему работ [3, 1] из списка литературы, с попыткой добиться более релевантного понимания и интерпретации истории западной и российской культур.
Баглий П.Н .Начавшееся "индустриальное" Новое Средневековье [1] и "сверхиндустриальное" будущее по Тоффлеру [2].
С точки зрения автора этой статьи стиль мышления супругов Тоффлеров является характерным для радикальных "физиков", в более подробном смысле, употребленном в работе [1]. Они непрофессиональные, публицистические (вхожие во власть) радикальные технократы, верящие в "свободу технического прогресса" "личности". В общем, как мне кажется, их взгляды косвенно созвучны психологии радикального Великого "физика" Ницше [там же]: "Мы говорим, что мы хотим нечто, в действительности нечто хочет в нас". (интерпретация Ницше А. Боймлером, цитата из [там же]). Когда мы говорим, "что мы хотим нечто" (будущее - мой ком.), в действительности, это "нечто", которое хочет в нас будущего - как неосознанная мотивация, "зов", все более доминирующего над разумом, "сверхиндустриального" нагревающегося социального, все более "консервативного" ("традиционного") бытия "Нового Средневековья" (это главная особенность "Нового Средневековья" [1]), с все большей тягой к "разнообразию", "непредсказуемости", к "чувствам", "наслаждениям", "стиранию различий" [2], в том числе, между добром и злом (как в "помойном ведре", где все едино - см. это типичное для культуры постмодерна выражение в [1]) И это "внутреннее" неосознанное "нечто будущего" "вырывается на свободу" [2], и "вырывается на свободу не только технология...ужасно то, что многие другие социальные процессы также начинают выходить из под контроля, сопротивляясь нашим огромным усилиям управлять ими... и ...явно не способны представить позитивный образ будущего" (Тоффлер [там же]). Любопытно то, что противореча вышесказанному тексту из завершающей части работы [2], Тоффлеры пропагандируют как раз обратное: радикальное соглашательство, потворство, культивирование этих вырвавшихся на свободу особенностей, "граней", "зову" нагревающегося "сверхиндустриального", технократического социального бытия, с тенденциями к все более "технологической" и разнообразной, все более непредсказуемой и неустойчивой жизни (в бытии), с все более бездуховным остывающим неразумным ("чувственным" и постмодернистским) сознанием. В тексте выше, уже было мной употреблено словосочетание: "сверхиндустриальное" бытие Нового Средневековья, потому что, как мне представляется, термин "сверхиндустриальный", придуманный Тоффлерами, весьма удачный, и отображает особенности наступившей интенсивной, "нелинейной" (с точки зрения математики) "глобализующейся" "индустриализации" Нового Средневековья [1].
(на эту повышенную степень "индустриализации" Нового Средневековья, с повышенной империалистической экспансией бытия, обратили внимание и Тойнби, и Бердяев и др., и нынешние "глобалисты")
Однако, как мне кажется, супруги Тоффлер понимают эту "сверхиндустриализацию" не всегда однозначно, т.е. слишком широко, пропуская и не замечая особенности "постиндустриальных" "микроритмов" Нового Средневековья [3], противоречащих "сверхиндустриализации". Хотя конкретные политические, социологические рекомендации и прогнозы Тоффлеров в работе [2], например, осваивать глубины океана (в том числе, и человеческими индустриальными отходами и мутированием людей в ихтиозавры), управлять климатом, развивать и поощрять развитие робототехники и биотехнологии, поощрять эксперименты в области новых форм семьи (и сексуальных отношений), разрушить "крайне гомогенную" систему образования, поскольку "общество стремиться к гетерогенности" [там же], как мне кажется, нельзя воспринимать иначе, чем плод фантазии радикальных невежественных "физиков" [1], но эта радикальная (модернистско-постмодернистская) невежественность, и есть та конечная цель (как вершина айсберга) [там же], к которой стремится доминирующая "консервативная" ("традиционная") [1] культура "восставших масс" (по Ортега - и - Гассету, со ссылкой из [там же]) длящегося Нового Средневековья [там же], и за этой культурой, пока что, будущее,
(хотя не следует забывать, что в это же время, все более малочисленные и маргинальные в бытии, Великие "лирики", и религиозное бытие и сознание, создают в Новом Средневековье совсем иную, все более высокодуховную интеллектуальную культуру [там же])
на протяжении (по меньшей мере) двух или трех будущих столетий Нового Средневековья (пока кривая солнечной активности не начнет устойчиво и глобально ползти вниз, с началом Нового Нового Времени и началом нового "малого ледникового периода"). Свобода "личности" в "сверхиндустриальном" будущем по Тоффлерам - это свобода от либеральной бюрократии "индустриального" (по Тоффлерам) Нового Времени ("второй волны" [4]), "когда человек увидит себя не заключенным в узкую щель (обстоятельств бытия - мой ком.), а освобожденным, странствующим в мире кинетических организаций. С новой свободной формой ...обстоятельств его работы" [2] (т.е. когда "обстоятельства его работы" в нагревающемся бытии доминируют над его личностью, его экзистенциальными потребностями, когда остывающее сознание все более теряет "смыслы", становясь все более "безличностным" - мой ком). Из этих моих комментариев (ввиду "нормального расслоения" между бытием и сознанием, о чем, во всех моих работах, опубликованных здесь же) уже видно, что чем больше человек свободен в "обстоятельствах работы", тем более "закрепощен" экзистенциально как личность. И, таким образом, свобода личности по Тоффлерам - это свобода "от личности" в доминирующей "консервативной" ("традиционной") культуре Нового Средневековья [1], когда произойдет "исчезновение личности в тоталитарном мировом режиме" (по Тойнби, ссылка из [там же]). Кстати, почему в "постиндустриальное" Новое Время [1, 3] была более жесткая, "вертикальная" бюрократия (социальная стратификация), когда "человек видел себя заключенным в узкую щель...обстоятельств работы" (см. эту цитату выше)? И на эту жесткую "вертикальную" бюрократию обращает внимание Вебер и ссылающиеся на него Тоффлеры. Как мне кажется, потому, что остывающее "постиндустриальное" бытие Нового Времени дифференцируется (бюрократизируется) достаточно резко на управляющих и управляемых, начальников и подчиненных разных уровней, на бытие в "сфере услуг" и производственное бытие, на интеллектуалов и работников физического труда [1, 3, 5]. Вот как эту жесткую, вертикальную либеральную демократию описывают Тоффлеры: ""Один из наиболее стойких мифов рассматривает человека как беспомощную мелкую сошку "винтик " внутри огромной организационной машины. В этом кошмарном прогнозе каждый человек видится замороженным внутри узкой и неизменной в своих размерах ниши в некоем бюрократическом крольчатнике или муравейнике. Стены этой ниши выдавливают наружу его индивидуальность, уничтожают его личность,
(с моей точки зрения, неверно! Стены этой ниши, наоборот, помогают сохранить, оградить его индивидуальность от индивидуальностей других ниш. Т.е. в каждой нише своя самоценная, незаменимая, незамещаемая, "неповторимая" индивидуальность - мой ком.)
заставляют его в конце концов или приспособиться к ним,
((приспособившийся к ним индивидуум защищен в этих нишах, от других ниш, как все более универсальный! в более высокой нише, управляющий в своей нише и ниже лежащими нишами, незаменимый специалист в этих нишах (в этой нише) - мой ком.))
или погибнуть. Поскольку очевидно, что организации все время растут и становятся все более мощными, то будущее, согласно этим прогнозам грозит превратить всех нас в самые ничтожные создания, в бесхребетных и безликих функционеров" [2] (не безликих, а наоборот! все более независимых и все более универсальных в своих узких нишах, личностей, специалистов - мой ком.). Вот почему в "постиндустриальное" Новое Время и в "постиндустриальных" "микроритмах" Нового Средневековья происходят технологические инновации и сокращается число "рабочих мест", "с тенденцией к все более повышающейся технической квалификации" - цитата из определения "постиндустриализации" из [1, "главные особенности", пункт 2)]. Тоффлеры пишут [2], что в "сверхиндустриализации" будущего (которая уже и по Тоффлерам частично наступила) иные тенденции: все большая динамичность и рыхлость организаций по составу и обязанностям своих работников, все временно, и никаких серьезных прав и обязанностей, ни у организаций по отношению к работникам, ни у работников по отношению к организациям, "процесс отношения верх-низ" становится как бы "вбок" [2], и демаркационная линия между руководителями и руководимыми становится расплывчатой" [там же] (это основополагающая особенность "индустриального" Нового Средневековья, с "выравниванием", "уравниванием", "упростительным смешением", "восстанием масс", более подробно описанная в [1] -мой ком.). Что значит, когда ясная и четкая вертикальная бюрократия Нового Времени ("индустриальной волны" по Тоффлерам [4]) превращается в "сверхиндустриальную" бюрократию "вбок", с "расплывчатой демаркационной линией между руководителями и руководимыми"? Эта бюрократия "вбок" и есть тоталитарная более демократическая (без кавычек! - мой ком.) более народная (вплоть, например, до сталинской "охлократии" [6, 7, 8, 1]) бюрократия, когда власть становится безликой, "многогранной", "невидимой", в которую нельзя "ткнуть пальцем" (потому и народная), и тоталитарно охватывает в неясных, часто невербальных формах и регламентирует все сферы динамического неустойчивого нагревающегося бытия и "исчезновение личности в тоталитарном мировом режиме" (повторение приведенной выше цитаты Тойнби). И именно об этом тоталитарном "сверхиндустриальном" бюрократизме "вбок" "эти пессимистические пророчества, завладевшие умами людей, как страх перед бюрократией, вбитый им в голову от Кафки и Оруэлла" и др. (цитата Тоффлеров из [2]), хотя сами Тоффлеры, в своем "сверхиндустриальном" технократическом оптимизме "личности" этого не понимают, думая, что Кафка и Оруэлл пишут о "вертикальном" бюрократизме Нового Времени ("индустриальной волны"). Именно в этой "сверхиндустриальной" народной тоталитарной бюрократии ("вбок") Нового Средневековья возникает все большая и все более "поверхностная" и "узкая" (хотя бы временная) взаимозаменяемость "рабочих мест" (ниш), с все большим "размыванием" и локальным пересечением ниш (в нагревающемся "упростительно смешивающемся" (К. Леонтьев) социальном бытии), с образованием все большего количества "рабочих мест" или субкультур, так сказать, "второго и более высоких порядков" (в нелинейной глобализации), с более низкой квалификацией (см. определение "индустриализации" из [1, "главные особенности", пункт 2)] или с большим "субкультурным" "скудоумием",
((поскольку, "чем более индивидуализированы люди (т.е. чем выше их "личностные" духовные качества - мой ком.) тем труднее достичь идентификации" (т.е. выделение в отдельную субкультуру - мой ком.) - цитата Манхейма из Тоффлеров [2]))
или с более узкой профессионализацией, когда для решения какой либо творческой задачи становятся уже необходимыми временные объединения все более многочисленных узких профессионалов, и все более. "тупые массы не могут создавать новой техники" (Ортега -и -Гассет, цитата из [1]), инновации замедляются и научно - прикладное знание опережает осмысление общественного прогресса и техники (Зомбарт, У. Бек, Манхейм - см. [1]). Например, по Тоффлерам (кажется, из [9]), "один и тот же работник грузит бочки с сельдью и контролирует работу автоматического конвейера и занимается компъютерной оптимизацией", и Тоффлеры не понимают, почему ""маркузианские критики видят в этом все более зловеющую "зксплуатацию" работников"" (и все более низкую их квалификацию, видно, Тоффлеры - "трудоголики", как и многие американцы, о "трудоголиках", "винтиках", "роботах" - в [6, 8] - мой ком.). В "сверхиндустриальном" обществе, в случае аварий или иных чрезвычайных происшествий, уже не ждут приказаний сверху [2] по вертикальной иерархии, а "латают дыры" сами, часто на свой страх и риск. По мнению Тоффлеров [там же] этот "сверхиндустриальный" "прогресс" ускоряет темп производства (но ускорение темпов производства достигается за счет более низкой профессиональной компетенции "тупых масс" (Ортега - и - Гассет) и, поэтому, с более низким качеством технологий и ремонтов - мой ком.). Тоффлеры полемизируют с Вебером (на которого ссылаются) по поводу его мнения, о том, что "Оптимальное время реакции достигается в нормальных условиях только сильно бюрократизированной организацией" (т.е. в нормальной социальной иерархии "вертикального" "постиндустриального" типа - мой ком.). Что же касается "шока" [2] в "сверхиндустриальном" остывающем, деградирующем, все более "неразумном" (до без-умного) сознании Нового Средневековья, "с увеличением оборота "внутренних образов" и т.п. [там же], то он достаточно предсказуем с точки зрения культуры постмодерна (как "вершины айсберга" культурных тенденций Нового Средневековья [1]) или по П. Сорокину: "И ночь этой переходной эпохи... начинает опускаться на нас с ее кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими ужасами" (отредактированная цитата из [1]). "Мы организуем новое общество...совершенно новое общество ("вещают" Тоффлеры [2])...вопреки классическим представлениям прямолинейных мыслителей, сверхиндустриализм не будет ограничивать человека, не будет требовать от него сурового и мучительного единообразия..."
((с моей точки зрения, неверно! Будет требовать все большего единообразия (так сказать, линейного, "первого порядка" - см. текст выше о "нелинейных" более высокого порядка субкультурах и "рабочих местах") в нагревающемся, "упростительно смешивающемся", "уравнивающемся" социальном бытии Нового Средневековья, с "растворением личности в обществе" (по Зиммелю, ссылка из [1]))
"...откроет массу новых возможностей (временных, мимолетных, тут же исчезающих в новых смешиваниях нагревающегося бытия - мой ком.) для персонального роста (когда приходится и бочки с селедкой грузить и заниматься компьютерной оптимизацией, см. текст выше - мой ком.) приключений и наслаждений.... Проблемой каждого человека будет не проблема выживания в условиях жесткого режима и стандартизации, а как мы видели, проблема выживания в условиях полной свободы" [2]
((на самом деле, проблема гораздо более сложного выживания в условиях крайней неустойчивости, переменности, быстротечности, диктующего свою волю человеческой личности, нагревающегося "консервативного" ("традиционного") [1] социального бытия Нового Средневековья, и выживает, в основном, сильнейший и тупейший (без-думный или без-умный), отбрасывающий всякие, там, моральные принципы (как требовали, например, Ницше или Гитлер - подробности в [1]) ищущий "приключений", "наслаждений", "ощущений", а не смыслов чего либо - мой ком.)).
"Технологии будущего (по мнению Тоффлеров [2]) не нужны миллионы малограмотных людей,
((именно таких "тупых масс" (по Ортега -и - Гассету, цитата из [1]) и специалистов "на все руки" "латать дыры" "на соплях" все больше в "индустриальном" (как "сверхиндустриальном") Новом Средневековье - мой ком.)).
безропотно выполняющих приказания"
(как мне кажется, это совершенно верно, в условиях все большего "уравнивания", "выравнивания" между "начальниками" и "подчиненными" в Новом Средневековье, приказания выполняются совсем не безропотно - мой ком.)
"На фабриках второй волны требовались взаимозаменяемые рабочие" [4]
(выше уже было показано, что это неверно! В "индустриальном" по Тоффлерам, Новом Времени была либеральная четкая "вертикальная" бюрократия, когда у каждого была, в основном, своя ниша и взаимозаменяемости не было - мой ком.)
"а на предприятиях третьей волны ("сверхиндустриального" общества по Тоффлерам, "индустриального" Нового Средневековья, с моей точки зрения - мой ком.) - разносторонние, высококвалифицированные, гораздо менее заменяемые сотрудники" [там же]
((выше уже было показано, что это тоже неверно! В народной (демократической) тоталитарной бюрократии "восставших масс" Нового Средневековья, все большая взаимозаменяемость "рабочих мест" (ниш), и все более низкая квалификация, в связи с мобильностью и стиранием различий в уровне более сложных и более простых профессий, и, в то же время, все более многочисленная и узкая (с дифференциацией более высоких порядков) квалификация сотрудников (и субкультур) - мой ком.))
Л И Т Е Р А Т У Р А.
1.Баглий П. Н. "Индустриальное" Средневековье - "постиндустриальное" Новое Время - "индустриальное" Новое Средневековье. Краткое сопоставление с классическими интерпретациями социальной истории Запада, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2010 г.
2.Тоффлер Э. Шок будущего Интернет.
3.Баглий П. Н. "Постиндустриальные" "ритмы" и "микроритмы" западной истории (по мотивам "проектов" М. Хазина и С. Переслегина), samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2010 г.
4.Элвин Тоффлер Третья волна, Интернет.
5.Баглий П. Н. Когда интеллектуалы грабят мир, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2010 г.
6.Баглий П. Н. Краткая история "выпадения ... из своей истории", "мутаций", "ухабов истории" советской истории в координатах солнечной активности, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2010 г.
7.Баглий П. Н. Кража, постмодерн и "строжайшее соблюдение мер безопасности" в российской истории в координатах солнечной активности, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2010 г.
8.Баглий П. Н. О корнях религиозного прагматизма "Богом хранимой Америки" в контексте мировой истории и в координатах солнечной активности, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2010 г.
9.Элвин Тоффлер Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге XXI века, Интернет.