Баглий Павел Николаевич : другие произведения.

Когда интеллектуалы грабят мир

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    работа продолжает тему статьи [3], опубликованной здесь же, об истории "Нового" и "Старого" средневековий [2, 1, 3] и их сравнительных характеристиках. Автор надеется, что его "трагическое видение" истории все же оптимистично в более глобальном смысле.


  
  
   Баглий П.Н. Когда интеллектуалы грабят мир.
  
   В статье [1] я писал, что в средневековье доминирует не "идеациональная" (П.Сорокин [1, 2]), т.е. религиозная культура, а иная, "антиидеациональная", романская "модернистско-постмодернистская" средневековая культура. Эти тезисы нуждаются в критических комментариях: термины "антиидеациональный" характер и "модернистско-постмодернистское" средневековье носят не абсолютный, а относительный смысл, как относительные сравнительные аналогии, при сопоставлении средневековья и "Нового Средневековья" [2, 1, 3]. Главная относительная аналогия между средневековьем и "Новым Средневековьем", в начале которого, как мне кажется, мы живем, заключается в том, что и там и там доминирует "антиидеациональное" остывание средневекового сознания и нагревание средневекового бытия, но в разных степенях, и "модерн-постмодерн" "Нового Средневековья" характеризует более высокую степень остывания средневекового сознания и нагревания средневекового бытия, когда умер и Бог, и даже, в постмодерне, человек, как "субъект", в то время, как в "Высоком Средневековье", в худшем случае, все же остается все более умирающий рациональный, схоластически непознаваемый Бог (в философии оккамистов [11]). Поэтому термины "модерн-постмодерн" по отношению к "Высокому Средневековью" некорректны, и мы их, в дальнейшем, употреблять не будем. Интеллектуалы индуцируют социальное сознание, поэтому история их духовных координат - это история социального сознания. И, в определенном смысле, наша задача совпадает с мнением М. Шелера (ссылка из [14]): "прослеживать законы и ритмы, по которым знание стекает с социальных вершин (элит знания)" - (т.е. от социального сознания - мой ком.) "вниз, и устанавливать, как оно здесь распределяется по группам и слоям с точки зрения времени, как далее общество (социальное бытие - мой ком.) регулирует распределения знания с точки зрения организации", и ""Формы" духовных актов (в социальном сознании - мой ком.) в которых приобретается знание, всегда и необходимо со-обусловлены социологически, т.е. структурой общества"" [там же] (социальным бытием - мой ком.). Этих интеллектуальных, "нормально" или "послойно" "расслоенных" [2, 7, 1, 6] между собой координат сознания, две (как два основных типа интеллектуалов):
   1."идеациональная" (П.Сорокин [2]), религиозная, трансцендентная, универсальная, "вертикальная" (в "нормальном расслоении), "верх"..
   2.светская, рациональная, логическая, эмпирическая, "чувственная" (по П. Сорокину [2]), "горизонтальная" (в "нормальном расслоении"), "низ", "базис", "фундамент", "ментальное оснащение" [9].
  
   Подробности о двойственности в "нормальном" и "послойном" "расслоениях" светского и религиозного сознания России - в [7, 6], о такого же типа религиозной и светской двойственности во времена "реформаций" и "контрреформаций" - в [2], о такого же типа двойственности между церковной и светской готикой - в [1]. Еще раз вспомним уместную здесь цитату Гуревича о средневековье из [1]: ""Перед нами в высшей степени сложное противоречивое образование, в котором причудливо сплавлено воедино спиритуальное и демоническое, предельная сублимация и профанация, "верх" и "низ"". И прежде, чем прокомментировать эту цитату, нарисуем дедуктивную схемку (схема 1, единственная схема в этой статье) эволюции этого индуцируемого интеллектуальной деятельностью мышления социума, и потом в последующем тексте будем часто к этой схемке возвращаться:
  
    []
  
  
  
  
   Вертикальная стрелка - это сознание "правого" "полушария", "горизонтальная" стрелка - сознание "левого" "полушария". Когда они "нормально расслоены", в "типичных" [3] временах охлаждающегося, дифференцирующегося сознания "Высокого Средневековья", или модернах-постмодернах "Нового Средневековья" [2, 1, 16] (когда кривая солнечной активности ползет вверх),. то вдоль вертикальной стрелки вверх сознание "правого полушария" нагревается, а вдоль горизонтальной стрелки (справа налево) сознание "левого полушария" остывает, т.е. "правое" "полушарие", нагреваясь, дифференцируется, "отключается" от социума (тип 1, 3 на схеме 1). Тип 0 - это "послойное расслоение" остывающего "идеационального" сознания с остывающим рациональным сознанием: алхимическая и астрологическая наука в монастырях. Когда "нормальное расслоение" начинает исчезать, двигаясь в сторону "послойного расслоения" (тип 2 на схеме 1), с нагреванием сознания (когда кривая солнечной активности ползет вниз) в "нетипичные" [3] "постиндустриальные" [там же] времена "Нового Средневековья" (например, "серебряного века" времени "кражи" [16] в России), или времена "рвущейся к счастью" (Гофф [10]) светской [1] готики (снизу) средневековья, с "невыразительной" (Гофф [10]) конвергенцией (сверху) с "засильем морализаторства" [там же] церковной готики (с все менее религиозным, остывающим сознанием [1]), то вдоль вертикальной стрелки сознание "правого полушария", двигаясь вниз, охлаждается, а вдоль горизонтальной стрелки (слева направо) сознание "левого полушария" нагревается, и "правое полушарие" "включается" в социум, как и во времена "типичного" "Нового Времени" (все тот же тип 2 схемы 1). Так же, как "пульсирует" вверх - вниз кривая солнечной активности в любых, а не только в крупноамплитудных временных ритмах, также "пульсирует" вверх - вниз, в "нормальном расслоении", нагревающееся (с "включением" в социум "правого полушария" по типу 2 на схеме 1), или охлаждающееся (с "выключением" от социума "правого полушария" по типу 1 и 3 схемы 1) социальное сознание. Вышеприведенная цитата из Гуревича, по поводу "сплавления" "верха" и "низа" в средневековье подходит только для этих светских готических периодов средневековий, (аналогичных "постиндустриальным" периодам в "Новом Средневековье"), во времена конвергенций этого "верха" (остывающего сознания "правого" "идеационального", религиозного "полушария") с "низом" (нагревающимся сознанием "левого" светского, рационального "полушария", по типу 2 схемы 1). И только в такие "нетипичные" [3] периоды средневековья, возникает всякие искаженные, мистические образы, в результате указанной выше конвергенции "верха" и "низа", с редуцированной религиозностью: кающихся чертей, магических ведьм, и прочей магической "чертовщины", с широким спектром лжецов, пророков, лжепророков и т.п. [10], в отличие от качественно аналогичных, но гораздо более "плоских" и "примитивных" "постиндустриальных" [3] периодов "Нового средневековья" ((ввиду гораздо меньшей "высоты" "идеациональной" (нагревающегося "правого полушария") координаты сознания, и гораздо большей "глубины" светской рациональной (в остывающем "левом" "полушарии") координаты сознания, как некоторая "антропоцентристская" (с "послойным расслоением") координата" схемы 1, при сравнении типов 1 и 3 схемы 1. В "типичные" времена "Высокого Средневековья" (типа 1 схемы 1), когда ((вместо стремления к "послойному расслоению" (тип 2 схемы 1), с конвергенцией "полушарий" в нагревающемся сознании)), происходит дивергенция, дифференциация этих "полушарий", в "нормальном расслоении", в остывающем сознании, по типу 1 схемы 1, вся эта конвергентная магическая "чертовщина" исчезает. К этой важной теме мы еще вернемся. В [3] я писал, что различие между средневековьем и "Новым Средневековьем" связано с долгопериодической разомкнутой технической координатой. И, по видимому, существует резонансная технической "антропоцентристская" координата, показанная на. схеме 1, "послойно" сдвигающая "правополушарное" мышление социума в сторону все большей остывающей "левополушарности". При этом, возможно, что в будущей, более отдаленной исторической перспективе, эта "антропоцентристская" координата по прежнему, или даже в большей степени будет резонансна технической, хотя техническая координата может сильно изменится в сторону влияния на сферу сознания ((как это уже сейчас происходит в информационных и иных психотропных и социальных (психологических) технологиях)), и тогда "антропоцентристская" координата уже, возможно, не будет столь "левополушарной" и "послойной". Поскольку, как отмечалось в [4], глобальная геологическая эволюция климата происходит в сторону все большего похолодания (понижения кривой солнечной активности), с будущим ледниковым периодом, т.е. все большего доминирования "Новых Времен" (см. тип 2 схемы 1), с все большим нагреванием социального сознания и охлаждением социального бытия, из этого следует, что все более "левополушарное" (во всяком случае, пока) человечествао будет все более рационально, технологически, информационно нагревать свое сознание, и охлаждать высокими технологиями бытие, и самая оптимистическая версия человеческого будущего (без каких либо глобальных катастроф, что, вряд ли, возможно), заключается в том, что человек будущего (как и человек "постиндустриального" общества) будет жить и работать в уединенном "замке" (не выходя из дома), сидя за суперкомпъютером, заглядывая с его помощью в "тонкие" субстанции и поля, с все более уравновешенными, гармоническими "правым" и "левым" (все более технологически нагревающимся "левым") "полушариями", и не нуждаясь ни в каких личных встречах с друзьями, начальниками и родственниками, и тем более - коллегами по работе. В широком историческом смысле, тип 1 и тип 3 схемы 1 являются "правополушарными", "традиционными" [5, 6, 2] типами сознания, с дифференцированными, в "нормальном расслоении", "правым" и "левым" "полушариями, с интенсивными "переключениями", точнее "включениями" и "выключениями" более локальных (в социальной и временной стратификации структур сознания) "правых" "полушарий", как подмножеств, содержащихся в более глобальных "правых" (и "левых") "полушариях". А тип 2 схемы 1, в этом же широком смысле [там же], является "левополушарным", "антитрадиционным" [там же] демократическим, "постиндустриальным" [3] и "Нового Времени" типом сознания, со сближенными конвергентно "полушариями", с конвергенцией между "полушариями", стремящейся к почти "послойному" расслоению" между ними. А в более узком смысле, в социальных координатах, все обстоит наоборот, когда "отключено" от социума (от бытия) "правое" "полушарие" (типы 1 и 3 схемы 1), "работает" с социумом только "левое" все более остывающее в это время "полушарие", и этот тип сознания тоже называют "левополушарным", в узком смысле [5, 6, 2], а когда (в типе 2 схемы 1) "включается" в социум (в бытие) "правое" полушарие, то оно доминирует над "левым", и этот тип сознания называют тоже "правополушарным", в узком (социальном) смысле [там же]. Конечно, мы жители "Нового Средневековья" не можем "влезть в шкуру" людей средневековья, у нас разное "ментальное оснащение" [9] ((пюпитр, свечи, чернила, ручки, книги (как драгоценности или как источники знания), тексты, компьютер, компьютерные "тексты" и т.п.)), разное "коллективное бессознательное", поэтому мы совсем иначе думаем, оцениваем события, и иначе живем. Но все же, хотя бы, концептуально: в средневековье был очень высокий "идеациональный", религиозный "верх" (тип 1 схема 1) и относительно "неглубокий" (еще не модернистский - постмодернистский как в "Новом Средневековье" - тип 3 схемы 1) "низ" - относительно нагретая, "нагруженная" духовно, схоластическая, диалектическая, светская, университетская наука. В архитектуре (которая ценилась еще гораздо ниже университетской средневековой схоластики) все более высокие "трансцендентные" церковные чаще всего, готические храмы, замки, и в то же время, добротная, звериная, романская и городская, ремесленная, светская архитектура, со средневековыми помойками и трущобами. Вот как это "нормальное расслоение" все более нагревающегося, все более трансцендентного, мистического "верха", и все более остывающего, все более "профанического" (Генон), схоластического "низа" в "типичном" [3], но еще относительно, раннем средневековье (когда кривая солнечной активности начинает ползти вверх - тип 1 схемы 1) описывает Гофф [8]: "по странному парадоксу, в тот самый момент, когда городские интеллектуалы закладывают в греко-арабскую культуру закваску из того духа и метода мышления, который станет характерным для Запада и создаст его интеллектуальную мощь - ясность суждений, заботу о научной точности, взаимную поддержку веры и разума - (как раз, при охлаждении сознания, в это время, в более позднем средневековье, вера и разум все более разделялись [8, 11] - мой ком.) - монастырский спиритуализм в самом сердце Запада провозглашает возврат к мистическому Востоку. Это важный момент: городские интеллектуалы уводят Запад от миражей Азии и Африки, от мистических миражей леса и пустыни. Но сам этот уход монахов расчищает дорогу, ведущую к расцвету новых школ" ((и Университетов, т.к. остывающее схоластическое, научное, светское, "профаническое" (Генон) сознание (в "нормальном расслоении" с бытием) отображается в нагревающееся университетское бытие - мой ком.)). Еще раз обращаю внимание на то, что средневековая готическая церковная архитектура во времена "типичных" [3] периодов - "Высокого Средневековья" (когда кривая солнечной активности ползет вверх - тип 1 схемы1) создает изумительные шедевры "высокой готики", в то время, как в "нетипичные" периоды [там же] средневековья - светской готики [1] и "постиндустриальные" [3] периоды в "Новом Средневековье" - тип 1 и 3 схемы 1 (когда кривая солнечной активности ползет вниз), хотя эта готика и "рвется к счастью" по Гоффу (цитата выше в тексте), но она гораздо более "приземленная" "очеловеченная", как конвергенция "верхней" все более морализаторской церковной готики, с нагревающейся "нижней" светской архитектурой, поэтому, эта светская готика, как конвергенция "традиционной" культуры "верха" и "антитрадиционной" культуры "низа", принимает интернациональный характер. Поскольку в "типичном" "Высоком Средневековье" "верх" очень высок, трансцендентен, то и все "святые", как высокопоставленные, так и "нищенствующих орденов", были святыми не только по приставке св. к имени, но и на самом деле, и их жизнь являлась нравственным подвигом и примером для подражания, т.е. это была чрезвычайно высоко религиозная, высоко нравственная политическая церковная элита. Некоторые комментарии по поводу приведенной выше цитаты Гоффа о том, что "городские интеллектуалы уводят Запад от миражей Азии и Африки": Они уводят Запад на Запад и в культуре и в социальном (географическом) пространстве, в то время, как в иные "нетипичные" [3] для средневековий "постиндустриальные" [там же] в "Новом Средневековье" и светские готические в средневековье [3, 4, 2] периоды (когда кривая солнечной активности ползет к минимумам, и сознание западного социума нагревается), к социуму подключается (управляет) "правое" "идеациональное", религиозное остывающее "полушарие" (тип 2 схемы 1), диктуя остывающему бытию "традиционного" Запада крестовые походы на Восток (например, на Вьетнам, Югославию, Ирак в "Новом Средневековье"). В "типичные" [3] времена "Высокого Средневековья" и модерна-постмодерна "Нового Средневековья" [2, 3, 4, 16] существуют и более отдаленные аналогии между остывающей схоластической философской средневековой наукой XIV века, все более критической к своим предшественникам, все более "терминологической" (оккамовской и др [11]), с языковыми знаками и их значениями, с "непосредственным" (т.е. близким к "послойному расслоению") отношению разума и вещи, и "кодами" структуралистов и "постмодернистов" "Нового средневековья", в близких к "послойному" "расслоениях" между бытием и сознанием, или между сознанием и подсознанием. И, в целом, можно увидеть некоторую, очень общую аналогию: от схоластической интерпретации диалектики Аристотеля в средневековой философии, к материалистической интерпретации диалектики Гегеля в марксизме в начавшемся "Новом Средневековье". Далее, снова цитата из Гоффа [10], противоречащего самому себе [там же]: "скорей символика средневековья существует лишь в сознании современных толкователей, затемненных мифическим пониманием средневековой эпохи. И очень может быть, что в средние века, несмотря на давление клерикальной пропаганды, многим удавалось вырваться из удушливой атмосферы магических представлений" (подчеркнуто мной. Отмечу, что магические представления - это не "клерикальная пропаганда" как думает Гофф, а наоборот, редуцированная духовная мистика, т.е. менее духовная, как всякие виды еретических верований, как отклонения от ортодоксальных церковных канонов, как ""магическая "чертовщина"" (цитата из вышеприведенного текста, при комментировании цитаты из Гуревича о "сплавлении" "верха" и "низа" в светские готические "нетипичные" [3] периоды средневековья). Для того, чтобы понять, как во времена средневековья "многим удавалось вырваться из магических представлений", сначала попробуем понять, как эти магические представления образуются, при движении от "типичных" [3] периодов "Высокого Средневековья" или модернов - постмодернов "Нового Средневековья" (от максимумов кривой солнечной активности - типы 1 и 3 схемы 1), с дивергенцией "идеационального" "верха" и светского, рационального "низа", с остывающим сознанием и нагревающимся бытием западного социума, к "нетипичным", "постиндустриальным" [3] периодам, "магическим эпохам" (Ионин [2]) "Нового Средневековья", или к периодам светской готики [2, 4] средневековья (когда кривая солнечной активности ползет вниз к минимумам), с конвергенцией "сплавом" (Гуревич) "идеационального" "верха" с светским, рациональным "низом" средневековий по типу 2 схемы1, с нагревающимся сознанием и остывающим бытием западного социума.. Обе координаты сознания ("идеациональный" "верх", "правое полушарие" и светский, рациональный "низ", "левое полушарие") могут отображаться в социальное бытие. В "типичном" [3] средневековье ("Высоком Средневековье" или модерне-постмодерне "Нового Средневековья"), "идеациональное" "правое полушарие" "отключено" от социума по типам 1 или 3 схемы 1, поэтому в социальное бытие отображается только одна нагревающаяся координата, от "левого" светского, охлаждающегося рационального "полушария" (в связи с нормальным расслоением между бытием и сознанием западного социума). В "нетипичном" [3] средневековье ("постиндустриальном" в "Новом средневековье" или светской готики в средневековье), когда к социуму "подключено" ("включено") и второе "идеациональное" "правое" "полушарие" (тип 2 схемы1), возникает отображение в социальное бытие (социальную координату) и от этого "идеационального", трансцендентного "правого" "полушария". В связи с упомянутым выше "нормальным расслоением" между социальным сознанием и бытием, эта остывающая "идеациональная", трансцендентная "правополушарная" координата сознания отображается в нагревающуюся координату социального бытия. В более общей структуре движения от "типичного" [3] средневековья ("Высокого Средневековья" или модерна - постмодерна "Нового Средневековья") к "нетипичному" [3] средневековью ("постиндустриальному" "Нового Средневековья" или светской готики средневековья), все большая конвергенция "правого" "идеационального" и "левого" рационального "полушарий" (координат сознания социума) отображается в социальное бытие как дивергенция двух координат в бытии, нагревающейся, (при отображении в бытие остывающей "идеациональной", трансцендентной, "правополушарной" координаты сознания), т.е нагревающееся, трансцендентное, магическое, спекулятивное, "фиктивное" [3], "сферы услуг" бытие, и остывающей, (при отображение в бытие нагревающейся, рациональной, светской, "левополушарной" координаты сознания), т.е остывающее "фактическое", "реальное", производственное бытие [3]. И эта конвергентная магическая интеллектуальная сфера сознания, как конвергентная редуцированная религиозность, как ""магическая "чертовщина"" ((как "ведьмы", спекулянты, и прочие шарлатаны, "предприниматели", профессиональные маги, и астрологи, артисты, типа Голливуда с непомерными доходами и амбициями, журналисты, юристы, банковские работники, "профаническая" (Генон) наука и многие другие "культурные" (в сфере культуры), и не очень, работники "сферы услуг", эти "профессионалы" "интеллектуалы", пришедшие к власти)) управляет этими двумя дивергентными социальными бытиями, отдавая, естественно, предпочтение нагревающемуся магическому, в "сфере услуг" (нагревающемуся за счет охлаждающегося "реального", производственного бытия). Что произойдет, когда кривая солнечной активности поползет вверх к максимумам к "типичному" [3] средневековью ("Высокому Средневековью" или модерну-постмодерну "Нового Средневековья")? Нагревающаяся "идеациональная", трансцендентная "вертикальная" и остывающая светская, рациональная "горизонтальная" координаты средневекового сознания снова начинают расслаиваться между собой (в "нормальном расслоении" - типы 1 и 3 схемы 1), "идеациональная", "правого полушария" координата сознания "отключается" от социума (социального бытия), и дивергенция ("нормальное расслоение") между этими двумя координатами средневекового сознания: все более нагревающимся "идеациональным" "верхом" и все более остывающим светским, рациональным "низом", индуцирует в социальном средневековом бытии конвергенцию нагревающегося, "реального", производственного бытия с охлаждающимся (за счет нагревания "реального" бытия) магическим, "фиктивным", спекулятивным, как "сферы услуг" бытием, с "охотой на ведьм" в средневековье и уничтожением "сферы услуг" в "Новом Средневековье". "Охота на ведьм" (или уничтожение "сферы услуг") - это социальный феномен "типичного" [3] средневекового нагревающегося бытия, с охлаждающимся социальным средневековым сознанием, а поскольку социальное, субъективное "слишком человеческое" бытие противоположно (в "нормальном расслоении") абсолютным в сознании ("отключенным" от бытия в это время - по типам 1 и 3 схемы1) критериям святости, высокой духовности, "Традициям", "Принципам" (Р. Генон [2] и т.д., поэтому, если "рожей не вышел", чем то не похож в своей жизни на толпу, то ты можешь быть "ведьмой", и пытать и сжигать, или головы рубить будут без малейших угрызений совести. (так же как и в сталинских и гитлеровских ГУЛАГах и концлагерях, Гитлер, как мне кажется, потому и уничтожал немецких коммунистов, евреев и цыган, что они были именно такой магической силой в Германии того времени, в окрестности "постиндустриального" [3] ("Великой Депрессии") минимума 1930 года [2, 16]). И, поскольку, еще раз повторюсь, это социальные процессы, то жертвы этих процессов не могут "перевернуть Историю", они "послушны Истории" и не сопротивляются ей, сами себя и других оговаривают (и под пытками и без пыток). Почему эта "охота на ведьм" продолжилась еще более интенсивно в начале "Нового Времени", и в течение "Нового Времени"? "Новое Время" - это время глобального остывания социального бытия, и нагревания социального сознания (тип 2 схемы 1), интенсивная межгосударственная (в бытии) дифференциация на "антитрадиционные" и "традиционные" государства [2] (стремящеяся к "нормальному расслоению" между государственными "традиционными" и "антитрадиционными" культурами [там же], т.е. в социальном бытии), поэтому все промежуточные межгосударственные национальные, экономические, политические образования, "обслуживающие", "склеивающие" межгосударственное бытие, уничтожаются в межгосударственных "войнах" разного типа, в том числе и в военных конфликтах.. Это межнациональная "охота на ведьм". Внутригосударственная (внутринациональная) "охота на ведьм" в "Новом времени" происходит и тогда, когда кривая солнечной активности ползет вниз, с "реформациями" в нагревающихся бытиях "антитрадиционных" государств Запада [2] (( становящихся или все более левополушарными, в узком смысле, при достаточно интенсивной конвергенции"правого","идеационального" и "левого" рационального" "полушарий", с все большим доминированием, "левого" "полушария", с усиливающейся реальной, производственной, капиталистической, модернистской координатой бытия, включая, по видимому, и "великие" нидерландскую, английскую и французскую революции [2] (или, например, во Франции и в Китае [3], в левой окрестногсти 1970 года, в постиндустриальные периоды "Нового Средневековья"),или становящихся более левополушарными, в узком смысле, с дифференциацией "левого" и "правого" полушарий", с конвергенцией остывающего мистического, фиктивного и нагревающегося реального бытий )), и тогда, когда кривая солнечной активности ползет вверх, с "реформациями" в нагревающихся бытиях "традиционных" государств Запада [там же], с той же самой локальной (в каждом государстве) двойственностью между дивергенцией в остывающем "во время охоты на ведьм" государственном сознании на "идеациональную" и "рациональную" "координаты" сознания, и конвергенцией "реального", промышленного и "фиктивного", магического, спекулятивного государственных бытий, подробно рассмотренных выше, при переходе от "постиндустриальных" или светской готики периодов средневековий к периодам модерна-постмодерна "Нового Средневековья", или "Высокого Средневековья". Как я уже писал выше, мы, жители "Нового Средневековья" не можем "влезть в шкуру" жителей средневековья, та как у нас совсем другое более "плоское", модернистско-постмодернистское (тип 3 схемы 1) "ментальное оснащение", по сравнению с гораздо более высоким духовным "вертикальным" "верхом" и более высоким духовным "горизонтальным" "низом" (тип 1 схемы 1) средневековья, тем не менее, и в средневековье и в "Новом Средневековье" (или в "Новом Времени") все те же две координаты сознания. При этом святые религиозные мистики средневековья трансформируются в "Новом Средневековье" в "ботаников" [3], "универсальных" интеллектуалов, как "всеобщей совестью, свободным субъектом, носителем знаний и ценностей, которые любой человек может счесть своими" (по Фуко в интерпретации из [12]), как "свободно парящая интеллигенция" (часто с пренебрежительным по отношению к ней мнением в Германии XX века - [там же]) -
  
   (и, тем более как "беспочвенная" и "невменяемая" [6] русская (российская) интеллигенция, в отличие от гораздо более вменяемой, политизированной, типичной для России, магической, с сильно редуцированной духовностью, интеллигенции. Политизированная, магическая российская интеллигенция уничтожалась "охотой на ведьм" и прочих оппозиционеров и троцкистов после 1914 года и революцией 1917 года, и после 1930 года (также как Гитлер уничтожал коммунистов и евреев), а вновь образующаяся "свободно парящая", "невменяемая" российская интеллигенция уничтожалась в более высоких модернистско-постмодернистских максимумах, вслед за магической российской интеллигенцией - мой ком.),
  
   кто выражает "трагическое видение мира....великие писатели и философы" (по Л. Гользману [9], которых история должна исследовать по "великим" "уникакаьным" их текстам, "кто выражает наиболее общее коллективное сознание". И часто они не могут быть исследованы исторически по "ментальному оснащению"). А схоластические, логические, университетские "мэтры" средневековья [8, 13] трансформируются во все более эмпирическую модернистско-постмодернистскую диалектическую, техническую науку "Нового Средневековья", в ученых "профессионалов", "когда небеса проветрены от Бога" (М. Волошин, ссылка из [2]), с типичными для них (как, впрочем, и в модернах "Нового Времени" [там же]) "горизонтальными связями от знания к знанию, и в этом случае, любая профессия как пункт обмена - точка пересечения политизированных коммуникаций" (по Фуко, ссылка из [12]). Именно к этим "горизонтальным" научным "профессионалам" "Нового Средневековья", как мне кажется, применима мысль Ж.Л.Сартра [там же] "интеллектуал в нашем обществе приобретает определенный смысл, только находясь в постоянном противоречии, делая то, что не соответствует его желанию настолько, что уничтожает его как интеллектуала" ("лишь бы деньги платили" - цитата из [3]). Эти "горизонтальные" интеллектуалы лучше подходят для изучения истории в интеллектуальных "оснащенных рядах" [9] и "коллективного бессознательного". В "Новом Средневековье". со слабой "идеациональной", "вертикальной", трансцендентной компонентой сознания, "горизонтальная" рациональная, научная компонента сознания описывается в социальном бытии как социологическая реальность, в традициях идущих от Дюркгейма., Мангейма и др., когда "социальная структура определяет само мышление" (Мангейм, ссылка из [14]) и это действительно так в модерне и постмодерне [2, 6, 16, 3] "Нового Средневековья", когда "горизонтальное" "левое полушарие" сознания почти "послойно расслоено" с социальным бытием в модерне [9] или с подсознанием в постмодерне. А в общем "нормальном" случае, в "нормальном расслоении" сознания с бытием, (см. схему 1), "вертикальные", трансцендентные, "идеациональные", "правого полушария" духовные компоненты "ботаников", "универсалов", с "отвлеченными" моральными принципами, выходят за пределы социального бытия (поскольку "нормально", а не "послойно" расслоены с социальным бытием), и из "социологизированного", замкнутого в социальном бытии (с "герменевтикой" бытия и "левополушарного" сознания), модернистско-постмодернистского языка не могут быть определены, как независимые от этого модернистско-постмодернистского "социологизма" формы мышления [14]. И выходя за пределы социального бытия, интеллектуал "предает свою социальную группу, нацию, страну" (из аннотации издательства к книге Бенды [15], в которой эта вопросительная фраза звучит как обвинение таким интеллектуалам, с вполне очевидной, например, аналогией с "охотой на ведьм" в США после Второй мировой войны - мой ком.), когда оценивает свои конкретные действия, исходя "из отвлеченных моральных принципов" ((вопросительная цитата из той же аннотации к [15], и с тем же обличительным пафосом. Эти "отвлеченные моральные принципы" (цитата из аннотации) "которые любой человек может считать своими" (из выше приведенной цитаты Фуко) - мой ком.)). Поэтому социум "Нового Средневековья" борется с такими "идеалистическими" интеллектуалами не менее эффективно, чем в средневековых "охотах на ведьм". ""Настоящего интеллектуала "распинают" но чтят, и его слова остаются в людской памяти"" [15]. Средневековье передает этим новым "ботаникам", "идеалистам" "Нового Средневековья" противопоставление себя социуму (социальному бытию), закрытости от него, в том числе, и не работать за деньги. Была бы крыша над головой, а если за это еще и деньги платят, так это ненадолго. Наверное, не за миллион, который предлагали за решение гипотезы Пуанкаре, решил эту гипотезу Перельман, а из собственного интеллектуального интереса, а сейчас в растерянности - то ли взять, то ли не брать этот миллион. В средневековье эти моральные примеры показывали все святые: и высокопоставленные религиозные церковники и нищенствующих орденов (существующих за счет милостыни), и резко критиковали университетских "мэтров", которые учили студентов за деньги, стараясь читать только те курсы, за которые больше платят. У этих интеллектуалов - работников, "профессионалов", "мэтров", и прочих преподавателей и научных сотрудников, иная цель, своим мышлением зарабатывать себе на жизнь. Чем больше платят, тем лучше надо мыслить, приносить пользу, быть все более резонансным (с все более "послойным расслоением") с социумом, все больше и лучше обслуживать социум. Эти связи интеллектуалов-работников, "профессионалов" с социумом все сильней, и они в итоге думают что угодно, о чем угодно и как угодно!, "лишь бы деньги платили" [3] (сравните с выше приведенной цитатой из Сартра). Зарабатывать мышлением всегда гораздо легче, чем физическим трудом. Истоки этого "естественного неравенства" [15] между "рабами" и "рабовладельцами", управляющими рабами очень древние, поэтому интеллектуалы часто оказываются помощниками рабовладельцев, и живут всегда лучше, чем "рабы", и "рабами", как правило, не могут быть в силу специфики своего труда. А "рабы" в силу "естественного неравенства" между бытием и сознанием, всегда есть и будут. В "типичных" периодах "Высокого Средневековья" и модерна - постмодерна "Нового Средневековья", когда кривая солнечной активности ползет вверх, над социальным бытием доминирует все более "горизонтальное" "левополушарное" рациональное сознание, с все большим реализмом и эмпиризмом, с все меньшей святостью, с все большей народностью, демократией или "охлократической" демократией! [16, 17] при Сталине. И в это время "в республике все спокойно, свободы там нет. Сильное государство не заботиться ни об истине, ни о справедливости. Всякий понимает, что за известием порядок восстановлен, стоит трагедия", пишет либеральный демократ Бенда [15]. Как же так, чем больше народной демократии с наведением порядка "сильной рукой", с тоталитарными! всеобщими правами всех, когда государство, нация, народ становится все более единым целым (типа гитлеровской Германии или фашистской Испании и т. п), тем больше недовольны либеральные демократы? Чем же тут быть довольным? Тем, что в это время не интеллектуалы, не наука, не культура, не сознание управляет социумом, а интеллектуалов, ученых, этот народный социум, это социальное, все более нагревающееся средневековое бытие (вплоть до модерн-постмодерна в "Новом Средневековье") эксплуатирует, "грабит", заставляет этих "товарищей ученых, доцентов с кандидатами" (В. Высотский) работать, думать на пользу этого народа, обслуживать бытие этих "рабов", и никакой личной или экзистенциальной инициативы интеллектуалов (иначе, какой нибудь концлагерь, или иные репрессии) в "Новом Средневековье", и ущемление прав и свобод университетских "мэтров", с все большим равноправием в науке в средневековье. И в это же время, "типичного" [3] средневековья, "сильного государства", "идеациональные", "вертикальные, религиозные интеллектуалы средневековья и еще уцелевшие (после "охоты на ведьм"), или вновь появившиеся "ботаники", "идеалисты" "Нового Средневековья", все более закрываются от социума (социального бытия) уходят в монастыри, пустыни, в "подполье", становясь все более трансцендентными, мистическими, универсальными, "беспочвенными" и все более "святыми". И этим тоже не до грабежа народа ("рабов"), остаться бы живыми. Но вот кривая солнечной активности начинает ползти вниз в средневековье, или в "Новом Средневековье", к новым "постиндустриальным" периодам в "Новом Средневековье" и к новым периодам светской готики в средневековье, и "святые" мистики средневековья и "идеалисты", "ботаники" "Нового Средневековья" становятся все более бездуховными, все более духовно редуцированными, с все более остывающим сознанием, с конвергенцией этого остывающего сознания с нагревающимся сознанием научных,. рациональных интеллектуалов, с образованием новой магической властной прослойки над бытием, новых средневековых "демократических" "ведьм" в "сфере услуг" в социальном бытии. Этот приход к власти магической интеллектуальной элиты происходит демократическим путем. "Демократия...нашла критерий, позволяющий заранее определить, кто в силу естественного неравенства войдет в элиту, демократия признает существование этого неравенства", пишет все тот же демократ Ж. Бенда [15] (неравенства, позволяющего этой элите командовать и грабить "рабов" (бытие), по Панарину [3] - "грабить мир" - мой ком.). Интеллектуалы вписываются в это "естественное неравенство" разделения труда на физический "рабский" и умственный, управляющий, и ничего не способны изменить в этой двойственности сознания и бытия, т.е. не способны не грабить "рабов" (народ), и в силу либеральных ценностей ("запудривающих мозги"), часто не осознают, что они "грабят мир". Хотя много и совестливых интеллектуалов, которые это осознают, и, поэтому, дают деньги и на будущие революции и на благотворительные цели. "Брехт в своем "рабочем журнале" оставил запись о миллионере, завещавшем часть своего состояния для исследования причин нищеты, главной из которых, естественно, является он сам" [12]. Однако то, что эти магические, демократические, спекулятивные интеллектуалы, пришедшие к власти в "постиндустриальные" времена "Нового Средневековья", или светской готики средневековья, "грабят мир", хорошо понимают те, кого они грабят: "слаборазвитые" страны и многочисленные "рабы" физического и промышленного, ремесленного труда, "антиглобалисты" и т. п, эти "классовые" враги управляющего интеллектуального сознания, в любых его формах, они знают, опытом своей "рабской", трудовой, "реальной", производственной жизни и своим "ментальным оснащением" (марксистским, модернистским - постмодернистским, "антиглобалистским" в "Новом Средневековье"), "первично бытие", и справедливое разделение труда, а не какие то там "духовные ценности" этой "беспочвенной", магической, спекулятивной, "демократической", либеральной интеллектуальной элиты, пришедшей к власти, и живущей за счет страданий и нищеты "трудового народа", и нужно наводить порядок "жесткой рукой", с новой "охотой на этих ведьм", новыми "антиглобалистскими" революциями в будущих модернах-постмодернах "Нового Средневековья" и в прошедших периодах "Высокого Средневековья".
  
  
   Л И Т Е Р А Т У Р А.
  
       1.Баглий П. Н. "Новое Средневековье" и локальная готика 17-21 века, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2009 г.
       2.Баглий П Н. История культур Запада: от готики к неоготики 21 века, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2009 г.
       3.Баглий П. Н. "Постиндустриальная" история России в координатах солнечной активности, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2010 г.
       4.Баглий П. Н. Земля как личность, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2009 г.
       5.Баглий П. Н. Куда движется математика в координатах солнечной активности, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2009 г.
       6.Баглий П. Н. Особенности "архетипа" сознания и бытия "невменяемой" и "убогой" России в координатах солнечной активности, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2009 г.
       7.Баглий П. Н. Двойственность религиозного и светского (государственного) бытий и сознаний России в координатах солнечной активности, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2009 г.
       8.Жак Ле Гофф Интеллектуалы в средние века, Интернет.
       9.Роже Шартье Интеллектуальная история, НЛО N 66, Журнальный зал, Интернет.
       10.Жак Ле Гофф Цивилизация средневекового Запада, М, Прогресс-Академия, 1992 г.
       11.В. Татаркевич История философии. Античная и средневековая философия, Интернет.
       12.Мыслящая Россия. История и теория интеллигенции и интеллектуалов, сборник, Интернет.
       13.П. Ю. Уваров История интеллектуалов и интеллектуального труда в средневековой Европе (спецкурс), МИВИ РАН, Интернет.
       14.Лекция Виктора Вахштейна Конец социологизма: перспективы социологии науки, Полит Ру, 2009 г.
       15.Жюльен Бенда Предательство интеллектуалов, ИРИС ЭН Социум, 2009 г.
       16.Баглий П. Н.Кража, постмодерн и "строжайшее соблюдение мер безопасности" в российской истории в координатах солнечной активности, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2010 г.
       17.Баглий П. Н. Краткая история "выпадения... из своей истории", "мутаций", "ухабов истории" советской истории в координатах солнечной активности, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2009 г.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   1
  
  
  
      --

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"