"Невменяемая" и "убогая" Россия и "поднебесный" Китай - как "третьи культуры" кросс-корреляционных сопряженных "мостов над Востоком и Западом" мирового социума
Аннотация: Работа является продолжением и развитием все тех же идей и концепций, изложенных в статьях из списка литературы, опубликованных здесь же, с целью все более глубокого и универсального понимания социальной истории и культуры, отличающегося от современных общепринятых.
Баглий П.Н. "Невменяемая" и "убогая" Россия и "поднебесный" Китай - как "третьи культуры" кросс-корреляционных сопряженных "мостов над Востоком и Западом" мирового социума.
Определение "третьей культуры" на примере России даны в статьях [1 - 4], опубликованных здесь же. А в статье [5], хотя и без серьезной аргументации, утверждается "несимметричность России" как "третьей культуры"... "по отношению к Западу и Востоку", "сдвинутость" в сторону Запада. И, возможно, в связи с этим [там же] ""социальная когерентность "традиционных" США и "традиционной" России, как кажется автору, гораздо больше, чем России или США с любой другой страной"" (цитата из аннотации к [4], подробности [там же]).
((Определение "традиционных" и "антитрадиционных" государственных культур Запада, с их перечислением, по отношению к солнечной активности впервые дано в [7], эти же определения "традиционных" и "антитрадиционных" (либеральных) западных стран в широком двойственном, периодическом смысле, как большая амплитуда "переключения" периодической Истории (как исторического спектра) "традиционной" западной страны, от усиления в той или иной мере ее абсолютной, или тоталитарной власти (с нагреванием социального бытия страны), до ослабления власти, к большей демократизации, либерализации (с остыванием ее социального бытия), и как относительно малая "амплитуда" исторического периодического "переключения" (исторического спектра) "антитрадиционной" (либеральной) западной страны от усиления власти (с нагревающимся бытием страны) к ослаблению власти (с остывающим бытием страны), и определения "традиционных" и "антитрадиционных" культур западных стран в узком смысле даны в статьях [1, 2, 3, 4] и некоторых других, опубликованных здесь же, но по аналогии с нейрофизиологией [8] и нейропсихологией [9]. Сопоставление определенных описанными выше способами понятий "традиционных" и "антитрадиционных" государственных культур Запада с классическими социологическими понятиями консервативных и либеральных культур Запада проведено в статье [10])).
Однако, по мнению автора, существует еще более чем США когерентная России страна, как ее своеобразный социально-структурный асимметричный, в некоторой степени, "двойник". Это - "Поднебесная" (общепринятое и, поэтому, концептуальное, определение Китая с древних времен, т.е. страны, живущей "у Неба". Точно в такой же степени концептуальное, как "убогой" России, как страны, живущей "у Бога" - подробности в [2]). "Траектории двух стран пересеклись еще во время монгольских нашествий, и с тех пор Россия и Китай обречены вечно сравнивать свои историю, учась на ошибках друг друга и споря сами с собой о том, что из них следует....Китай (по аналогии с Россией - мой ком.) - страна энтузиастов, стремившихся перепробовать все самые радикальные рецепты народного счастья" (Д. Бутрин [6]). Основных (главных) особенностей "третьей культуры" две: 1) страны с "третьей культурой" стратификационно (в социальной иерархической стратификации) находятся над (выше, "у Неба", "У Бога", как "мост над" [2,3,4] остальных стран Востока и Запада, которые в разной степени "под Богом") 2) в результате особенности 1) происходят кросс-корреляции [2, 14 стр. 13-14 и стр. 226-228] (смешение) верхнего иерархического ("управляющего") социального уровня, т.е. социального бытия "третьей культуры" с нижним социальным уровнем, т.е. социальным бытием стран Востока и Запада, с образованием сложных кросс-корреляционных (смешанных, гибридных) между Востоком и Западом, социально-культурных связей на верхнем, "управляющем" уровне, т.е. - в гибридном между Востоком и Западом, социальном и культурном бытии страны с "третьей культурой" - некоторые подробности на примере России см.. в [2, 3, 4]. Китайцы, так же как и русские чрезвычайно социально динамичны и "пластичны". Как и русские (например, в Европе, по Достоевскому) они везде свои, и в восточных странах и, например, в научных кругах США. Удивительная терпеливость и относительное миролюбие китайцев тоже родственные русским национальные черты. Антиподальность (асимметричность) между Россией и Китаем в том, что если в России "широкая" кросс-корреляционная гибридность между Востоком и Западом сдвинута в доминирующем прозападном направлении, то в Китае "узкая" (см. текст ниже) кросс-корреляционная гибридность сдвинута в доминирующем провосточном направлении. Элементы более прагматической западной культуры в гибридной между Востоком и Западом культуре (бытии) Китая тесно связаны с доминированием с древних времен конфуцианства (как рационального начала), проповедовавшего службу государству и обществу, и с частичным ослаблением религиозного начала, роли духовенства (даосизма и буддизма, с их китайской созерцательной и рациональной спецификой). По аналогии с "Землей как личностью" [11, 3] напрашивается аналогия сопряженных (в том числе и территориально) "у Неба" и "у Бога" "срединных" (гибридных) социальных евразийско-азиатских государств России и Китая как своеобразной "левой (континентального полушария [11]) лобной доли" [8] "нейронов" "мозга" (социума) Земли, как предполагаемого некоторыми, условно говоря, "центра сознания" [там же] Земли.
((В [11] утверждается о необходимости, помимо человеческого социума континентального полушария Земли, существования какого то подводного достаточно высокоразумного "социума" (нейронов Земли) тихоокеанского полушария Земли.. Если же проводить аналогии только человеческого социума континентального полушария Земли с "нейронами" "мозга", то возможно, США - это какие то "затылочные" зоны, а кросс-корреляционная гибридизация "Нищего Юга [11] с "Благополучным Севером"[там же] - это какая то гибридизация "задних" (в основном, африкано-американских) областей ("мозга"). Аналогия с таламусовой нейронной активностью [14, 8], возможно, в районах современного Израиля-Египта)).
Любая История (геологическая, биологическая, физическая, духовная, социальная и т.д.) - это чередование, с точки зрения "синергетики" [14 и др.], (последовательность) нестабильных и стабильных бифуркаций. В нестабильных случаях, когда, например, Китай и Россия завоеваны монголами, или, когда Китай - под властью маньчжурской династии, мировой (Земли) социум обходится без этого предполагаемого (условно) "центра сознания" [8]. При стабилизации, когда Россия или Китай независимы и проявляют свои "третьи культуры" (особенно когда кривая солнечной активности ползет вверх), этот "центр сознания" (нейронов Земли) обеспечивает "наиболее высокий уровень интегративной деятельности и творческих возможностей" [8 стр.24] мирового социума (Земли), т.е. выступает как глобальный межнациональный социальный "катализатор" между Западом и Востоком (по аналогии с евреями как локальными "катализаторами" мирового социума [3]). При этом Китай, как "китаецентристская" "третья культура", как "перекресток цивилизаций" (по аналогии с Россией - см. [2] и аннотацию к [2]), исключая нестабильные периоды потери национальной независимости, существовал с древних времен, в то время, как Россия, по видимому, становится "третьей культурой", в основном, после "падения" Византии, становясь ее православной преемницей. В статьях [12, 13, 4], опубликованных здесь же, утверждается (мимоходом, без доказательства) аналогия между историей "антитрадиционной" Франции и "антитрадиционным" Китаем, кроме того, в статьях [2, 13, 3], в связи с этой же предполагаемой аналогией Китая с "антитрадиционной" Францией утверждается "антифазность" (противоположность) остывания или нагревания государственного бытия Китая к бытию России, по отношению к солнечной активности. В свете вышеизложенных социально-структурных аналогий между "традиционной" Россией и Китаем, историческая аналогия между Францией и Китаем, а также противоположность остывания или нагревания государственных бытий Китая по отношению к России, неверны! Да и понятия "традиционной" "правополушарной" государственной культуры, в широком смысле (с большой амплитудой "переключения", "мутаций" Истории западных стран и с прямым (когерентным) соответствием государственного бытия западных стран солнечной активности - см. текст выше) и "антитрадиционной", "левополушарной", в широком, периодическом смысле, государственной культуры (с малой амплитудой "переключения", "мутаций" Истории западных стран и с обратным соответствием государственного бытия западных стран солнечной активности - см. текст выше), при рассмотрении Истории восточных стран теряет четкий смысл: так как историческая периодичность восточных стран более традициональна, т.е. гораздо более четко выдержана (более "узкая") в историческом времени, как периодичность с малой амплитудой исторического спектра, более жестко зависящая от прошлой Истории (Традиций), по аналогии с малоамплитудной (более "узкой") периодичностью "антитрадиционных" (либеральных) западных стран. И в смысле "выдержанности", малоамплитудности этой исторической периодичности, этих "зигзагов Истории" "антитрадиционный" Китай (возможно, как и многие другие восточные страны) действительно похож на "антитрадиционную" Францию (и другие "антитрадиционныу" западные страны [7]), но история его социального бытия (и власти) по отношению к солнечной активности противоположна истории социального бытия (и власти) "антитрадиционной" Франции по отношению к солнечной активности, и когерентна (синхронизирована) с историей бытия (и власти) "традиционной" России по отношению к солнечной активности. И в России и в Китае (кстати, и в Индии) нагревание государственных бытий с усилением власти и с все большей политической активностью и независимостью происходят, когда кривая солнечной активности ползет вверх (так, например, было после освобождения от монгольского завоевания Китая и России: в Китае - династия Мин, в России - Иоанн III, Иван Грозный), а когда кривая солнечной активности ползет вниз, и в России и в Китае государственное бытие остывает, и власть ослабляется ((например, в Китае, в 1644 г., когда происходит Английская буржуазная революция (в нагревающемся "антитрадиционном" бытии Англии), китайское государственное бытие остывает (власть слабеет), и Китай завоевывают на долгое время маньчжуры (Династия Цин), а в России - это "бунташное время" крестьянских восстаний против слабой власти (особенно в 1660 -ые "разинские" годы, хотя и 1648 г. - "соляной бунт", в 1649 г. - новое "уложение" с еще большим закрепощением крестьян, в 1662 г - "медный бунт", и когда кривая солнечной активности ползет к окрестности минимумов 1650 г. и 1700 г. с ослаблением государственной власти, Россия все больше идет на восток (чем на запад и юг)прирастая Сибирью и Дальним Востоком)).
(((История государственного бытия и власти "антитрадиционной" Франции ((и других "антитрадиционных" (либеральных) западных стран [7])) по отношению к солнечной активности когерентна не Китаю, а Японии! Когда солнечная активность ползет вверх, государственные бытия и власть Франции и Японии ослабляются (В Японии - это времена Сегуната, раздробленности страны, политических распрей, и "просвещенных" самураев), а когда солнечная активность ползет вниз, государственные бытия и власть в Японии и Франции усиливаются (например, в Японии, "конец феодализма" с реформой Мэйдзи в 1889 г, с установлением в Японии конституционной монархии прусского образца, или победные для Японии войны с Китаем и Россией (1894-95г и 1904-1905 г), или объединение Японии в 1590 г., или захват Маньчжурии Японией в 1931 г))).
В чем причины впечатляющих экономических успехов Японии после Второй Мировой Войны, когда она приняла парламентскую конституцию западного образца, или Южной Кореи, или современного Китая? Чтобы ответить на этот вопрос, по видимому, необходимо переосмыслить взаимоотношение истории нагревающегося или остывающего государственного бытия с ростом или деградацией экономики (экономических показателей типа национального дохода и т.п.). В моих статьях при рассмотрении истории западных стран, обычно эта зависимость между ростом, усилением, или, наоборот, ослаблением политической активности и влияния государств, связанных однозначным (прямым) образом с нагреванием или остыванием их государственных бытий, в свою очередь, однозначно (когерентно) зависит от возрастающих (растущих), или убывающих (деградирующих) экономических показателей. Для западных стран эта прямая (когерентная) зависимость между политикой и экономикой, в общем, по видимому, выполняется, и даже милитаризация западных государств (с усилением их политического влияния) приводит к росту многих экономических показателей. Но эта прямая зависимость между политикой и экономикой не выполняется для тех восточных стран, которые ориентированы не на все большую национальную независимость и самостоятельность, а на подчиненное и диктуемое западными странами производство товаров в "сфере услуг", в основном, на экспорт. При этом, эти товары в "сфере услуг" оцениваются в ирреальных (мало соответствующих реальной стоимости) "бумажках", "недвижимости" т.е. спекулятивно. И в таком случае экономические усредненные показатели национальных доходов этих стран весьма косвенно связаны с реальным и независимым от Запада благосостоянием граждан этих стран. Например, бытие парламентской (послевоенной) Японии (когда кривая солнечной активности ползет вверх) остывает, дифференцируется (в частности, на свободные экономические зоны), японское государство (власть) слабеет, различие между бедными и богатыми могут расти, страна живет "под диктовку Запада", а по усредненным экономическим показателем в стране "экономическое чудо" (непонятно кому достаются плоды этого "чуда", малоимущим, богатеющей экономической японской элите, заграничным фирмам?). Но главная причина этих восточных экономических прозападных (как "догоняющей модернизации") "чудес" (часто, при остывающем государственном бытии восточных стран и ослаблении государственной власти), как мне кажется, это традициональность восточной культуры, ее большая (как выше уже было отмечено) историческая устойчивость (периодическая малоамплитудность исторического спектра Востока), когда традиция, как устойчивый с древних времен уклад жизни (или следы этого уклада), устойчивые нравственные и религиозные нормы (и следы этих норм) жестко доминируют (диктуют) над экономикой ("рынком" в западном смысле). Точнее рынка в западном, в той или иной мере монетаристском, индивидуалистическом смысле на Востоке практически нет, главенствуют традиции, патриархальность, коллективизм, государство, т.е. восточная в разной степени специфика. Специфика Китая, как "третьей культуры", в его "узкой" гибридности (определенной "золотой" устойчивой! исторической малоамплитудной"! "срединности" между Востоком и Западом, хотя и с асимметрией в провосточном смысле - см. текст выше), например, в современной истории начала 21 века, почти "срединности" между (все же, доминантным) плановым ("коммунистическим") социализмом (восточного конфуцианского типа) и анархическим, индивидуалистическим, "свободным" капиталистическим "рынком". Поэтому, при относительно малоамплитудном!, т.е. слабо остывающем китайском бытии, все та же ослабляющаяся государственная партийная власть (после 1990 годов) продолжает жестко доминировать (и планировать) над все более усиливающимися рыночными, индивидуалистическими (по сути, антигосударственными) способами хозяйствования. И именно эта малоамплитудная! гибридная "узость"! исторического спектра с доминантой (пока) все того же партийного "коммунистического" (планового, государственного) руководства, дает такой экономический эффект (хотя и с теми же что и в нынешней "смутной" [15] России проблемами: коррупции, взяточничества, партийных чиновников - "предпринимателей")
((Любопытно, как мне кажется, что если в Китае за взяточничество уничтожают (вешают) в показательных процессах, то в России президент Медведев, по сути, решил узаконить взяточничество: не сажать взяточников в тюрьму, а брать с них повышенный "налог"))
Российская же "традиционная" (см. текст о "традиционной" государственной культуре выше) периодическая История (ее исторический спектр) широкомасштабна и широкоамплитудна (максималистская, эсхатологическая [2, 3]), и остановившись на какой то "миг" близко от "сбалансированного", малоамплитудного, "узкого" "китайского варианта" (В то время в 1989-1990 гг. вице-премьером в правительстве Н.И. Рыжкова был профессиональный экономист, академик Абалкин), российская широкоамплитудная история движется (в том же направлении, что и малоамплитудная китайская) дальше (и "глубже") в прозападном направлении (к доминированию радикальных прозападных либеральных методов), с все более интенсивным остыванием, дифференциацией российского государственного бытия (от развала СССР до развала России), через криминальную, (якобы, "всенародную") приватизацию (в основном, номенклатурную [15]) в "смуту" Ельцинско-Путинского криминального "капитализма", с "перестроечным" разрушением российскими "клиническими" [16] "либеральными фундаменталистами", как "новыми русскими" "Нэпманами" [2, 3, 17] (от бандитов до корумпированных и ворующих номенклатурных чиновников и "олигархов" [15, 16]) "коммунистической" идеологии и "социалистического" планового государства "любой ценой" [там же].
Л И Т Е Р А Т У Р А.
1.Баглий П.Н. Три культуры, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2011 г.
2.Баглий П.Н. Особенности "архетипа" сознания и бытия "невменяемой" и "убогой" России в координатах солнечной активности, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2009 г.
3.Баглий П.Н. О корнях религиозного прагматизма "Богом хранимой Америки" в контексте мировой истории и в координатах солнечной активности, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2011 г.
4.Баглий П.Н. "Евразийский соблазн", samlib.ru: Журнал "Самиздат",2010-2011 гг.
5.Баглий П.Н. "Язык птиц" и "кальвинизм" в стихах Марины Цветаевой, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2011 г.
6.Д. Бутрин Новейшая история Китая - история России, увеличенная до неправдоподобных размеров Интернет.
7.Баглий П.Н. История культур Запада: от готики до неоготики 21 века, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2009 г.
8.П.В. Симонов Мозг и творчество, Вопросы философии, 11, 1992 г.
9.Т.А. Доброхотова Н.Н. Брагина Асимметрия мозга и асимметрия сознания человека, Вопросы философии, 4, 1993 г.
10.Баглий П.Н. "Индустриальное" Средневековье - "постиндустриальное" Новое Время - "индустриальное" Новое Средневековье. Краткое сопоставление с классическими интерпретациями социальной истории Запада, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2011г.
11.Баглий П.Н. Земля как личность, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2009-2010 гг.
12.Баглий П.Н. "Постиндустриальная" история России в координатах солнечной активности, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2010-2011 гг.
13.Баглий П.Н. Кража, постмодерн и "строжайшее соблюдение мер безопасности" в российской истории в координатах солнечной активности, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2011 г.
14.Дж. Николис Динамика иерархических систем, М, Мир, 1989 г.
15.Баглий П.Н. Признаки возможного нового "Смутного времени" в "постиндустриальной" России начала 21 века, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2011 г.
16.Баглий П.Н. Субъективные "заметки на полях" о некоторых особенностях и событиях российской истории (О реформаторе Е.Т. Гайдаре, "спасшем" Россию от голода и гражданской войны и о православии русского народа в интерпретации Н.. Нарочницкой), samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2011 г.
17.Баглий П.Н. Краткая история "выпадения...из своей истории", "мутаций", "ухабов истории" советской истории в координатах солнечной активности, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2010-2011 гг.