Аннотация: Через какое время после смерти воскрес Иисус?
Воскрес на третий день или после трех дней?
В Никео-Цареградском символе христианской веры, который формулирует то, во что верует христианин, есть такая строчка об Иисусе: "воскресшего в третий день по Писанию".
Это настолько прочно увязано с христианскими представлениями, что трудно даже задуматься - а почему, собственно на третий день? Почему не на пятый и не на второй? А как узнали точно, что воскресение произошло именно на третий день, а, например, не через несколько часов после погребения?
То, что Иисус воскрес "по Писанию" подразумевает, что существовали какие-то пророчества, которые указывали на то, что воскресение Иисуса произойдет именно на третий день после его смерти на кресте. Что же это за пророчества? Может показаться удивительным, но в качестве такого "пророчества" приводится история про Иону, который три дня и три ночи пробыл во чреве кита. Эта история описывается в книге пророка Ионы, которая входит в состав Ветхого завета. Собственно в этой книге нет никакого пророчества об Иисусе. Просто христиане проводят аналогию эпизода из жизни пророка Ионы с эпизодом из жизни Иисуса и говорят, что, как Иона пробыл три дня и три ночи во чреве кита, так и Иисус воскреснет на третий день. Определенная аналогия, безусловно, есть, но и она не точная. Иисус не три дня и три ночи был мертв, перед тем как воскреснуть, а всего лишь три дня и две ночи. Если бы Иисус был мертв три дня и три ночи, то он бы воскрес не на третий день, а через три дня, или после трех дней, то есть на четвертый день.
Еще более удивительным кажется, что и в Новом завете мы встречаем разночтения о том, когда воскрес Иисус: в одних случаях это "на третий день", а в других случаях "через три дня", то есть на четвертый день. Лука (9:22 и 24:46) утверждает, что это произошло на третий день, Матфей (16:21) это подтверждает, а вот Матфей (27:63) использует фразу "через три дня". В то же самое время у Марка (8:31 и 10:34) в одних переводах стоит "в третий день", а в других переводах стоит "через три дня".
Таким образом, вы видим разночтения не только в разных местах у одного и того же автора (см. Матф. 16:21 и Матф. 27:63 ). Мы видим также разночтения в разных переводах одного и того же места (см. напр. Марк 10:34). Вряд ли это связано с тем, что там стоит какая-то многозначная грамматическая конструкция. Скорее всего, это результат разных вариантов текста в разных манускриптах.
Это говорит о том, что, скорее всего, здесь смешиваются две традиции. Одна из них связана с обстоятельствами реальной смерти Иисуса. Согласно этой традиции Иисус был казнен во второй половине дня пятницы, потом был праздничный субботний день, а на следующий день его гробница была обнаружена пустой. Все вместе это составляет три неполных дня и две ночи. Вторая традиция, возможно, опирается на историю с пророком Ионой, согласно которой он пробыл во чреве кита три дня и три ночи, что в итоге дает воскресение через три дня.
Как ни странно, в Новом завете есть еще одно место, где описывается смерть и воскресение через три дня, а точнее через три с половиной дня. Это 11 глава Откровения Иоанна. В ней говорится о двух пророках, или двух свидетелях Божьих, которые названы также "двумя маслинами", то есть двумя оливковыми деревьями, и "двумя светильниками стоящими перед Богом земли" (Откр. 11:4). Они проповедуют примерно два с половиной года, после чего их убивает зверь, выходящий из бездны, и трупы их оставляют на улицах великого города, под которым подразумевается Иерусалим (Откр. 11:8). "И многие из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы". (Откр. 11:9) "Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них. И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их" (Откр.11:11-12).
Некоторые исследователи библейских текстов считают, что упоминание "двух маслин" - это отсылка к пророку Захарии (4:11,14): "Затем я сказал ему: Кто эти две маслины справа и слева от светильника?" ... "Это два помазанника (Мессии), которые стоят рядом с Господом всей земли". Таким образом история воскрешения Мессии через три дня может опираться на этот текст пророка Захарии. Здесь мы также видим, что в те времена существовала традиция двух Мессий, один из них - царь, другой - священник. Израэль Кноль (Israel Knol) в своей книге "Мессия перед Иисусом" (The Messiah before Jesus), анализируя свитки Мертвого моря, приходит к выводу, что существовала реальная историческая фигура, которая может претендовать на роль одного из этих Мессий. А события, описанные в главе 11 Откровения Иоанна, имеют четкие исторические параллели с реальным мессианским восстанием после смерти царя Ирода в 4 г. до н.э.