Аннотация: Все совпадения имён и событий - лишь совпадения. Обращаю внимание читателей - это художественное произведение.
Кто же украл Куинджи?
Бабулин Константин Леонидович
2019
- Алё, - Света ответила на звонок с неизвестного ей номера.
- Здравствуйте, это из Комсомольской Правды вам звонят, - без пауз начал бойкий женский голос. - Меня зовут Евгения, я журналист, и хотела бы услышать ваш комментарий о краже картины Куинджи из Третьяковки.
"Ну, началось", - усмехнулась про себя Светлана.
- Хорошо, можно и прокомментировать. Только, боюсь, мой комментарий не пропустит ваша цензура.
- В смысле?
- Не важно, - Светлане понравился голос журналистки: молодой, энергичный, с лёгкой хрипотцой. Она даже представила себе эту девушку - лет двадцать пять не больше, невысокая, стройная, короткая стрижка... - Спрашивайте, - прервала она свои фантазии.
- Сколько может стоить такая картина на чёрном рынке?
- Ооо, - почти простонала Светлана в ответ, - конечно...
И хмыкнула про себя, - "Каждый раз одно и тоже: черный рынок..., миллионы..., и прочие аналогичные штампы"
- Нет никакого чёрного рынка. - буднично, если не сказать скучно, ответила она.
- Как нет? - голос журналистки перестал быть бодрым и бойким.
Светлана улыбнулась, представив её замешательство, и решила добить девушку.
- Хотите я угадаю ваши следующие вопросы?
- Хммм, - только и нашлась та, что ответить.
- Сколько миллионов долларов стоит эта картина? Да? Это, вы хотели узнать? Именно про миллионы долларов?
- Хммм...
- Следующий ваш вопрос - кто может купить эту картину, чуть ли не пофамильно, да?
- Откуда...? - начала было журналистка, но Светлана не дала ей продолжить:
- А ещё вам интересно - сколько такая картина может стоить за границей?
- Хммм...
- Я вас разочарую - никакого чёрного рынка нет, эта картина не стоит миллионы долларов и её никто не купит ни за какие деньги, ни здесь, ни, тем более, за границей.
-Оооо, - голос в телефоне совсем сник. Светлана отчётливо представила себе недоумённое лицо девушки и даже увидела, как она хлопает своими зелёными глазами (зелёными?). - Зачем же тогда...
- Её украли? - закончила фразу Светлана и похвалила, - это правильный вопрос. - и сделала паузу.
- Так зачем же её украли? - после нескольких секунд тишины переспросила журналистка, уже заинтересованным тоном.
- Есть три версии, но ваша цензура их не пропустит.
- У нас нет цензуры.
- Ого - у всех есть, а у вас нет?
- Пока, то о чем я писала, печатали полностью.
- И о чём же вы писали? Например, о том, как разгромили выставку Вадима Сидура, писали?
- Кстати да, я писала об этом и...
- Вот как, - опять не дала ей договорить Светлана. - И чем кончилось дело, тоже написали?
- В смысле?
- Как наказаны погромщики?
- Хммм...
- Не знаете?
- Мммм... честно говоря...
- Вот именно, не знаете. А я вам скажу - никак.
- То есть?
- Вот вам и "то есть" - передразнила Светлана, - А как наказан мужчина из Воронежа, который попытался испортить картину "Иван Грозный убивает своего сына"?
- Аааа - протянула девушка, - да, да, да, помню... Это было полгода назад вроде, там же в Третьяковке... И как он наказан?
- Не знаете?
- Нет.
- А вы писали об этом?
- Да, писала и тоже ничего не вырезали тогда.
- Хорошо - так что ему было за это?
- Не знаю...
- Почему не знаете, не интересно?
- Хммм...
- Вот видите, вы ВСЕ пишите одно и то же. В лучшем случае описываете то, что случилось, а дальше - трава не расти. Ни анализа произошедшего, ни последствий, ни, уж тем более, выводов... Так?
- Хммм...
- Так, - припечатала Светлана и они замолчали. Девушке нечего было сказать, Светлана же молчала из хулиганских соображений. - Хорошо, - прервала она тишину, - что вы хотите услышать от меня?
- Хм, нуууу...
- Какого цвета у вас глаза? - неожиданно спросила женщина.
- Аммм, - журналистка совсем растерялась.
"Если скажет, что зелёные, соглашусь дать комментарий, а если нет, то не соглашусь", - с плотоядной улыбкой решила Светлана.
- Почему не отвечаете, не помните что ли?
- У меня?
- Да, у вас
- Хммм, зелёные - а какое это имеет отно...
- Никакого,- быстро ответила женщина, и опять сменила тему, - приходите, я расскажу вам, зачем на самом деле украли картину.
- О...
- Да, но если вы меня обманули и у вас окажутся не зелёные глаза, то я не стану с вами разговаривать.
- У меня зелёные глаза, - уже увереннее отозвалась девушка, явно заинтригованная, - куда и когда приехать?
- Завтра часа в два, в кафе на первом этаже Центрального Дома Художникков - удобно?
- Да удобно.
- Ну и отлично, тогда до завтра.
Женя нажала отбой и какое-то время сидела молча, переваривая услышанное.
"При чём здесь цвет моих глаз?" Она достала пудреницу, открыла её и посмотрела на своё отражение в маленьком зеркальце, словно хотела убедиться, что у неё действительно зелёные глаза. Спохватилась, что это глупо, с силой захлопнула крышечку и быстро убрала пудреницу обратно в сумку. - "Чушь какая... - девушка хмыкнула и пожала плечами, - но говорит она уверенно, и очень убедительно, очень. Интересно как она выглядит? И какие у неё самой глаза?"
Журналистка набрала в гугле "Светлана Коваль, Коваль-гэлери", и нажала поиск. Затем выбрала в меню картинки и стала разглядывать фотографии женщины с которой только что разговаривала.
"О, да она красотка...", - на картинках перед ней появилась интересная женщина лет сорока, вьющиеся светлые волосы до плеч, тонкие черты лица, ироничная улыбка, и ещё более ироничный взгляд, - "Да ещё какая красотка, прям ух. Интересно замужем или нет?" Женя зашла в фэйсбук и повторила поиск там. Среди выскочивших Светлан, Коваль была всего одна, - "Хорошо, что не Иванова", подумала журналистка и открыла страницу галеристки. Там нажала кнопку фото и ... И ничего личного - все фотографии и все сообщения были строго по делу. Вот она читает лекции в какой-то аудитории, вот она на какой-то выставке, а вот даёт интервью. В деловом костюме здесь, в деловом костюме там и так далее, и так далее. И ни одного семейного фото. "Ладно, посмотрим, что ты пишешь" - девушка вышла из альбомов и стала просматривать тексты, которых оказалось немало. "Ого" - удовлетворённо отметила она, и было от чего, каждый текст вызывал кучу перепостов и лайков. "Да уж, палец в рот ей точно не клади - откусит", - Женя с удовольствием погрузилась в изучение очень острых текстов о жизни арт-бизнеса.
"Смело, очень смело и смешно" - заключила она часа через два. - "Интересно, что она мне завтра расскажет?"
На следующий день, она вошла в здание ЦДХ ровно в 14-00, огляделась, не увидела никого похожего на Светлану, достала телефон и отправила ей вызов.
- Я жду вас в кафе, - ответила та сразу. - Столик справа от входа. Я в сером...
- Я узнаю вас.
- Да? Хорошо.
Женя сдала пуховик в гардероб, оглядела себя в зеркале и только стала поправлять что-то в одежде, как поймала себя на мысли, что она волнуется. - "С чего бы вдруг? Чего мне волноваться?". Она взлохматила короткие черные волосы и бодрым шагом направилась в кафе. Там сразу увидела Светлану, которая тоже поняла, что это она и приветливо помахала рукой, приглашая к себе за столик на котором уже стояли две чашечки кофе.
- Я заказала нам кофе - вы не против? - произнесла женщина и очень быстро пробежалась взглядом по фигурке журналистки.
- Отлично. - ответила девушка, и села напротив Светланы. Сделала глоток кофе и спросила, - Вы довольны?
- Чем? - удивилась та, такому прямому вопросу, хотя, конечно поняла о чём идёт речь. Её быстрый взгляд не остался незамеченным. И с интересом отметила, что девушка напротив неё не станет уступать ей.
- Моими зелёными глазами.
- А да, вполне, - ответила Светлана, и ещё раз пристально посмотрела на неё, - Можем начинать интервью.
- Хорошо, - журналистка достала диктофон, и положила на середину стола. - Так зачем же украли картину?
- То есть про чёрный рынок вам уже не интересно?
- Хм... Вы же сказали что его нет.
- Верно, - Светлана, уже не стесняясь, рассматривала девушку. - Сказала. А вы поверили?
- Хмм... А вы что обманули? И он всё-таки есть?
- Конечно есть. - Светлана сделала серьёзное лицо и стала говорить замогильным голосом - В чёрном, чёрном городе, есть чёрная, чёрная площадь, а на ней чёрный, чёрный рынок.
- А там чёрный, чёрный стол, - подхватила Женя.
- Точно, откуда вы знаете?
- А на нём чёрный, чёрный гроб... Я же журналист по культуре, - улыбнулась девушка, - и недавно ходила на выставку ритуальных услуг. Так что, теперь про чёрные столы с чёрными гробами я знаю всё...
- Ужас какой, не знала что такие выставки бывают.
- Сейчас чего только не бывает, - Женя допила чашку, и поставила её на место, - там было прикольно, и много чёрного юмора.
- Юмора? На выставке ритуальных услуг? - Светлана с удовольствием включилась в этот разговор, тем более, что девушка ей нравилась всё больше и больше.
- В следующий раз приглашу вас с собой.
- О, с удовольствием, - женщина представила, как они будут ходить под руку между гробами, а в особо страшные моменты даже немного прижиматься друг к другу...
- Хорошо, но сейчас расскажите мне про ограбление.
"Тьфу, - Светлана с сожалением оборвала свои мысли, в которых она уже обнимала девушку за талию и вернулась к теме разговора"
- Давайте начнём сначала, а именно с вопроса есть ли чёрный рынок предметов искусства вообще и живописи в частности. Но сначала давайте проговорим - что мы понимаем под термином "Чёрный рынок".
- В каком смысле "что мы понимаем"?
- Чёрный рынок это место, - не обратила внимания на вопрос галеристка, - и не важно где, в подворотне или на каком-то сайте, где заведомо продаётся что-то нелегальное. Так? Например, наркотики или оружие. Согласны?
- Да.
- Отлично, то есть там, на чёрном рынке, и покупатель понимает, что он нарушает закон, и продавец понимает. И в этом смысле такое понятие как "Чёрный рынок" вполне существует. С этим разобрались?
- Да.
- Хорошо, теперь вопрос - существует ли чёрный рынок квартир? Не путать с вопросом - существуют ли жулики, которые пытаются впарить нам проблемные квартиры. Жулики всегда есть. А вот существуют ли покупатели, которые знают, что покупают проблемную квартиру, и понимают, что сделка может быть оспорена через некоторое время? Вы бы купили такую квартиру, из которой вас смогут выселить через месяц?
- Нет, конечно.
- Именно. То есть обмануть вас можно, а вот уговорить вас купить, даже в три раза дешевле, квартиру с потенциальными проблемами - нельзя. Ещё один пример - автомобили. У вас есть машина?
- Нет пока.
- Не беда, будет. Вот когда вы соберётесь её купить, то вы станете покупать машину, про которую вам скажут что она в угоне?
- Нет.
- Дешевле в два раза...
- Нет, конечно.
- Естественно - зачем покупать такую? Проехать вы сможете на ней ровно до первого гаишника.
- Ясно.
- Отлично. С картинами ситуация ещё жёстче. Прежде чем заключить сделку, покупатель вывернет продавца на изнанку, выясняя всю подноготную картины: её провенанс (историю бытования) то есть участвовала ли она в выставках, была ли где-то опубликована, и самое главное её подлинность. А с учётом того, что круг продавцов и покупателей, особенно картин стоимостью выше 100 000 $ очень узкий, особенно сейчас в кризис. Скрыть что-то, а уж тем более, что картина была украдена из Третьяковки - невозможно. Такую картину не купит никто, даже бандиты. Зачем им выбрасывать деньги? Ведь как только станет известно, что у вас находится картина, украденная из музея, к вам сразу же придут и отберут её.
- Да, понятно.
- Вот как сейчас у этого незадачливого похитителя - как только его нашли и нашли у него картину, ведь не стали разбираться, а не купил ли он её только что? Нашли и тут же отобрали, а самого в камеру.
- Да, понятно. Зачем же он тогда?
- Воровал?
- Да. Раз продать невозможно, то зачем же он тогда воровал? Может, не знал об этом?
- В смысле? Чего не знал? Что продать картину будет сложно? Хотите предположить, что он дурак? Что вначале он пошёл на преступление, всё спланировал и сделал, а том, куда девать картину не подумал? Типа потом разберусь? Нет, так не может быть. Вернее может, но не из музея такого уровня, как Третьяковка. Вариант, когда воры залезли в квартиру украсть что-то по мелочи, а заодно прихватили какую-то картину со стены, я могу себе представить. А вот чтобы воры решились на кражу из очень охраняемого места, не понимая сколько и главное - КАК, они потом на этом заработают, я представить не могу.
- И тем не менее, такие кражи происходят регулярно.
- Во-первых, не регулярно, и каждый раз это громкая история. Во-вторых, как правило, воруют из музеев попроще. И главное в третьих - чем заканчиваются такие истории?
- Чем?
- Грабителей ловят, в момент, когда они пытаются продать картины полицейским. Почему же они каждый раз натыкаются на полицейских? - Светлана сделала паузу, чтобы допить кофе.
- Почему? - подтолкнула её продолжать журналистка.
Светлана не спешила продолжать, она почти демонстративно держала паузу, одновременно подразнивая девушку, и рассматривая её: зелёные глаза горят, грудь поднимается и опускается, даже лёгкий румянец на щёчках появился.
- Вам идёт ваша стрижка, - вдруг сказала она ей.
- Хмм... спасибо...
- Хотите ещё кофе?
- Мммм.. да, наверное...
- А может и пирожное какое-нибудь взять?
- Нет, спасибо...
- Почему?
- Нууу... - протянула девушка, не зная, что ответить. Второй раз эта женщина обращала своё внимание на её внешность, и второй раз она отмечала этот интерес нервным ударом сердца - с чего бы вдруг?
- Поправиться боитесь?
- И это тоже...
- Тут вкусный штрудель, не отказывайтесь.
- Да?
Но Светлана уже не слушала её, а помахала рукой, подзывая официанта.
- Нам ещё два кофе, - заказала она, когда он подошёл. - Один штрудель, и один эклер.
- Хорошо.
- Итак, вопрос - наконец продолжила она, когда официант отошёл, - почему после удачной кражи картин из музея, воры всё время нарываются на полицейских при продаже?
- Да, почему?
- Потому что никто больше не хочет покупать такие картины, и помыкавшись с ними, несчастные воры рады любому откликнувшемуся покупателю. Полицейским и делать-то особенно, ничего не нужно. Просто распространять информацию о том, что есть покупатель, и ждать, когда воры сами выйдут на них с предложением купить.
- Хм...
Светлана опять сделала паузу, и насладившись замешательством девушки, а заодно представив, себе, какая на ощупь кожа её руки, со вздохом продолжила:
- Есть вторая распространённая ошибка в таких историях, которую допускают журналисты.
- Какая?
- Что похищение организовал не тот, кто непосредственно его исполнил, а некий маньяк коллекционер, который жить не может без такой картины в своей коллекции.
- Кстати да, - закивала головой журналистка, - и что не так с этой версией?
- Всё не так.
В этот момент официант принёс заказ. Светлана отвлеклась от рассказа, взяла у него тарелочку со штруделем и передала его девушке, как бы случайно коснувшись её руки. И тут же, осторожно, бросила очень короткий взгляд на неё - заметила? Вроде нет... Непонятно - но раз никак не отреагировала, то и хорошо. - "А кожа у неё нежная и теплая" - удовлетворённо отметила она и продолжила:
- Всё не так в этой версии. Первое и главное - вор взял не самую лучшую картину с выставки, а прямо скажем средненькую. Почему не взял знаменитую "Ночь на Днепре"? Там их было целых пять на выбор. Даже если главным критерием был размер, то и такого размера там был один из вариантов Ночи. Ведь если кражу задумал маньяк, чтобы наслаждаться картиной одному в подвале, то он нацелился бы на шедевр, которым действительно можно наслаждаться. А тут? Почему исполнитель взял не шедевр, а среднюю работу? Которая и стоит-то не так дорого, кстати.
- А сколько?
- Подобная картина стоила бы в районе 250 000 - 300 000 $. Ведь, что мы ценим в Куинджи? Контрастный свет и цвет, когда кажется, что позади картины расположена лампа, которая и создаёт это удивительное свечение красок. Кстати, многие современники художника так и думали, и всё время заглядывали за картину. Но никакого источника света там естественно не находили, и этот фирменный куинджевский фокус, так и остаётся неразгаданным и неповторимым до сих пор.
- То есть?
- Ни один копиист, а их полно всегда было, так как картины Куинджи всегда были популярны. Так вот ни один копиист не смог добиться такого же эффекта, даже близко.
- Ого
- Да. И что мы видим? Что решившись на преступление, преступник вместо того чтобы, взять лучшую картину, берёт среднюю.
- А может он взял ту, что удобнее висела? На видео видно, что это не центр зала, а какой-то закуток и народу там было поменьше.
- Может быть, но тогда это точно не заказ маньяка коллекционера. Вряд ли маньяк, который жить не может без шедевра Куинджи, говорит исполнителю - возьми то, что проще унести. Зачем идти на преступление, ради средней картины, если подобную можно купить, за относительно небольшие деньги, по меркам серьёзных коллекционеров?
- А может быть планировали украсть шедевр, да что-то пошло не так? И исполнитель взял другую картину?
- Не похоже, что что-то у них пошло не так. Вор действовал очень уверенно, если не сказать нагло. Спокойно подошёл именно к этой картине, а не мялся где-нибудь в сторонке возле других, и одним уверенным движением снял её со стены. Думаете, так просто было это сделать? Нет, только кажется, что легко. Вы давно развешивали картины?
- Вообще никогда.
- А я регулярно этим занимаюсь, и уверяю вас, что снять картину со стены - совсем не просто. Откуда он знал, какая там подвесная система? Есть разные способы крепления, и нужно знать, какой из них был использован, чтобы вот так без задержки, снять одним движением. Отдельный вопрос по сигнализации - почему она не сработала? Её не было? Почему? И откуда это знал преступник?
- Боже, к чему вы клоните?
- Аааа, - протянула Светлана, - теперь понятно, почему я спросила вас о цензуре?
- Пока нет, пока понятно, что у него должен был быть сообщник в музее, так? Ну и почему этот факт должен напугать мифическую цензуру?
- Не напугает?
- Нет.
- Хорошо, идём дальше - как преступник вытащил картину из рамы?
- Ну как как... Не знаю как, как-то вытащил.
- Это ещё сложнее, чем снять картину, и без специального инструмента, отвёрток и прочих пассатижей это сделать невозможно. Я не видела на видео, чтобы у него были какие-то инструменты с собой. Значит, опять знал, какая отвёртка нужна и поэтому принёс собой не набор инструментов, а один нужный?
- Значит знал.
- И при этом его не остановили при входе, а там рамка металлоискателя стоит, между прочим.
- Да уж...
- Итак, что мы имеем? Мы имеем очень уверенные действия человека в незнакомой для него обстановке, который очень умело и чётко, на глазах большого количества людей, ни разу не споткнулся и не запнулся. И которого, при этом, никто из сотрудников музея не остановил. Где были эти бесцеремонные тётушки, смотрительницы в зале? Я сама не раз сталкивалась с ними, когда фотографировала картины на выставках. Чуть подойдёшь поближе, они тут, как тут - ой не подходите, ой сейчас сигнализация сработает. А тут человек не просто близко подошёл к картине, а снял её, вынул из рамы, спустился с третьего этажа на первый, оделся и прошёл с картиной в руках мимо полицейских на выход. Они почему не спросили его - что он несёт? В каком-нибудь Ашане, охрана, иногда проверяет чек, уже за кассами. А там цена вопроса-то тьфу, три-пять тысяч рублей. Здесь же мимо полицейских пронесли картину ценой в 300 000$, а они ни гу-гу.
- Да, выглядит всё странно.
- А дальше ещё интереснее, как говорила Алиса в сказке Льюиса Кэрролла - "Всё страньше и страньше". Как дальше повёл себя похититель?
- Как?
- Тупо сел в собственную машину, и тупо поехал к себе домой. Там замотал картину, стоимостью в десять его квартир, в какую-то грязную тряпицу и спрятал её на ближайшей стройке. После чего пришёл домой и спокойно лёг спать. Это всё что такое? Идиотизм? Как можно оставить картину в незащищённом месте на ночь? А если кто-нибудь увидел его? Бомж какой-нибудь, и забрал бы картину? Почему он её не отвёз в камеру хранения, например? Почему так подставился под все камеры, что его моментально отследили от музея до дома? Почему не в перчатках был, и оставил отпечатки пальцев на раме? Он что тупой совсем? То есть с одной стороны сделал всё очень уверенно и умело, а с другой настолько тупо, что кажется, будто нарочно хотел сделать так, чтобы его нашли поскорее.
- Хммм... - журналистка с огромным интересом следила за рассуждениями Светланы Коваль и заражалась её недоверием всё больше и больше, - И что это может быть по-вашему?
- Всё что угодно, но только не кража с целю наживы.
- Опа... Что же тогда?
Светлана сделала очередную паузу, и пристально посмотрела на девушку. - "Пойдём куда-нибудь погуляем. Походим под ручку, поговорим о театре, о музыке. Ты мне расскажешь что-нибудь о себе, а я буду травить байки из арт-тусовки...", вот что ей захотелось ответить. Но вместо этого, она взяла себя в руки, сделала глубокий вдох и продолжила:
- Версия первая - Это была дымовая завеса. Картину украли гораздо раньше в Русском музее, откуда она и приехала в Москву.
- Как это?
- Что как?
- Как это украли раньше?
- Ну как... нарисовали копию, и подменили. Оригинал вынесли и продали, а копия висела, и так бы спокойно и висела до сих пор, если бы не этот переезд. Сколько новых людей получили непосредственный доступ к картине, фотографировали её и изучали. И если это копия, то кто-то из искусствоведов мог заметить неладное и начать расспросы. Это докатилось до злоумышленников в Русском музее, и вот чтобы скрыть, ту старую кражу, они выкрадывают эту картину сейчас. И теперь поди докажи какая картина была до кражи подлинная или поддельная. Если сейчас выясниться что вернули копию, то все вопросы будут к незадачливому похитителю - куда дел настоящую картину, а не к кому-то ещё. А воры из Русского музея будут громче всех кричать, что они отдали на выставку хорошую картину, любимую можно сказать, и вот теперь её украли. И что там вернули - большой вопрос.
- Ого... Разве такое может быть?
- А что такого? Несколько лет назад примерно это и случилось и как раз в Русском музее. Тогда их лучший специалист по художнику Григорьеву попалась на том, что была посредником при продаже поддельной картины Григорьева. Она продала точную копию картины, которая хранилась в запаснике музея. Вскрылось это почти случайно, и тоже на выставке.
- Ого, расскажите подробнее.
- Эта история наделала много шума тогда, всё есть в интернете, например на форуме сайта Artinvestment.ru было много подробностей про это. Можете там почитать. Но если вкратце то, как-то на выставке один эксперт увидел картину Григорьева "В ресторане" и вспомнил, что он очень похожую видел в запаснике музея. А так, как про Григорьева известно, что он никогда не делал повторов, в отличии от Куинжди кстати, то либо на выставке картина, которую украли из запасника музея, либо копия. Начался скандал. Стали проверять, что лежит, и лежит ли, в запаснике. Там оказался оригинальный Григорьев. Значит на выставке копия, и к тому же копия, которую помогла продать лучший эксперт по Григорьеву, которая точно знала, что оригинальная картина лежит в музее, то есть ошибка с её стороны исключена.
- И что?
- А ни чего. Эксперта арестовали, несколько лет шло следствие, которое закончилось её оправданием. Мол, ошиблась. Так что ни она, ни сообщники в музее, причастные к той афёре не пострадали. Спрашивается - что им мешало сделать копии с других картин и продать их, либо подменить ими оригиналы? Отвечаю - ни-че-го. И люди, которые их прикрывают настолько могущественные, что даже очевиднейшее дело с картиной Григорьева сумели замять.
- Вот чёрт....
- Да, и я о том же. Ну как, пропустит эту версию ваша цензура?
- Не знаю...
- Ага. - с лёгким злорадством отреагировала Светлана на перемену уверенности девушки, - Это лишь версия, доказать мы с вами ничего не сможем, тем более сейчас, когда кража состоялась. Но эта версия объясняет все странности: и откуда вор знал все тонкости развески, и откуда знал устройство крепления подрамника в раме, и даже вызывающе демонстративную кражу, тоже объясняет. Именно так открыто и нужно было сделать, чтобы ни у кого даже мысли не возникло, что картину украли не здесь.
- Да уж...
- Как штрудель?
- О, - журналистка посмотрела на свою тарелочку, где оставался маленький кусочек, - очень вкусный.
- Эклер тоже отличный, с настоящим кремом. Хотите попробовать? - и она отрезала тоненький кругляшик с кремом в нутрии.
- Ой нет, - зачем-то стала отказаться девушка, но Светлана уже переложила его со своей тарелочки в её.
Евгения сдалась, поддела его ложкой и отправила в рот.
"Боже, как эротично", - Светлана с замиранием сердца, наблюдала за её действиями, почти физически ощущая каждое движение руки, губ, и даже языка Евгении.
- Как? - с некоторой дрожью в голосе поинтересовалась она, - "Черт, я сейчас доиграюсь" - Светлана нервно сглотнула и несколько раз кашлянула, чтобы скрыть это.
- Очень вкусно.
- Ещё?
- Нет спасибо, правда много.
"Жаль" - Светлана осторожно выдохнула и оторвала, наконец, свой взгляд от губ девушки.
- Мда... о чём это мы? - вдруг произнесла она, и тут же смутилась, от того, что потеряла нить разговора, - а да, вторая версия, - выкрутилась она.
Девушка с удивлением и чуть более внимательно посмотрела на неё, но оставила своё удивление при себе.
- Есть ещё и вторая версия?
- Да, есть и даже есть третья.
- И все такие же нецензурные?
- О да.
- Отлично, продолжайте.
Светлана улыбнулась.
- Мне понравилась это ваше "нецензурные версии" - отличный заголовок для статьи.
- Кстати да. Разрешаете его использовать?
- Конечно... - хотела добавить: "Разрешаю всё", но удержалась. - Итак, вторая версия.
- Да.
- Вторая версия заключается в том, что кражу совершили, для того чтобы дискредитировать нынешнего директора Третьяковки Зельфиру Трегулову.
- Ого.
- Да.
- А зачем?
- Как зачем? Чтобы занять её место.
- А оно такое доходное, чтобы идти на преступление ради этого?
- Очень хороший вопрос, - Светлана улыбнулась и чуть не похлопала её по руке в знак одобрения, - "Чёрт, чёрт, чёрт, держи себя в рамках приличий" - настойчиво сказала она себе.
- Просто отличный вопрос, - ещё немного помолчала, и когда поняла, что вроде справилась со своими желаниями, продолжила. - Отвечаю. Дело в том, что то место, где мы сейчас сидим, доживает свои последние дни, - и она обвела головой вокруг.
- В смысле?
- В прямом. Именно Трегулова добилась того, чтобы ЦДХ, то есть Центральный Дом Художников, отобрали у художников и передали его Третьяковке. До первого апреля все, кто сейчас здесь сидит, должны съехать, включая и это кафе.
- Куда съехать?
- Это ещё один хороший вопрос, и лучше него может быть только шикарный ответ - нафиг. Никого, и уж тем более Трегулову, не парит куда отсюда все съедут. Моя галерея, слава Богу, не здесь находится, и переезд меня не коснётся, я лишь сожалею, что Москва лишается последнего серьёзного, и главное доступного места для выставок современных художников.
- Ого.
- Да.
- Но как это связано с кражей Куинджи?
- Очень просто. После того как отсюда все съедут, здание будут полностью реконструировать. А это уже очень большие деньги, и думаю, существует немало охотников их контролировать. Если мы вспомним, что реконструкция Большого театра стоила каких-то бешенных миллиардов, то почему бы и на здешней стройке не освоить пару тройку? И что-то мне подсказывает, что мимо директорского кармана, пардон глаза, эти потоки не пройдут.
- Ясно, то есть Треугову подставляют, для того, чтобы вместо неё сесть в кресло директора и погреть руки на реконструкции этого здания.
- Да. И это тоже многое объясняет, в частности то, почему картину так быстро нашли, и она не пострадала. Если предположить, что вторая версия верна и преступление организовывали люди изнутри, или близкие, к музею, то есть всяко культурные, а не бандиты со стороны, то они всё-таки постарались бы, чтобы картина была украдена, но не пострадала и быстро вернулась в музейное пространство. Так и случилось.