Бабкин Дмитрий Борисович : другие произведения.

История Великой Русской и Советской Литературы. Краткий курс

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 3.91*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ. добавлена для участия в конкурсе.


РУССКАЯ И СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

/КРАТКИЙ КУРС/

с элементами плагиата

  

Учитель: Кто такой Лев Николаевич Толстой?

Ученица: Л. Н. Толстой - великий советский поэт.

   ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
  
   Преамбула
  
   БУЛТЫХ?
   Итак, предмет нашего изучения не курс рубля, но курс Великой Русской и Советской Литературы. Так с чего же есть пошла Русская и Советская Литература? Так вопрос для нас не стоит, и поэтому начнем с Михайло Флагманосова.
  

МИХАЙЛО ФЛАГМАНОСОВ

  
   Родился будущий великий наш соотечественник в бедной крестьянской семье, где-то на Севере - толи на Колыме, толи в Магадане - летописи до нас не донесли более точного знания. Отец его - кулак и мироед непременно желал создать из отпрыска нечто себе подобное - угнетателя и притеснителя односельчан, но Михайло воспротивился подобной доле. Михайло однажды ночью проснулся и сказал: Учиться, учиться, учиться, затем встал, расцеловал мать, точнее поклонился ея могиле, и тайком от эксплуататора отца, в пургу и дождь, по бездорожью, отправился в мать городов русских - в белокаменную Москву. Москва уже пережила смутное время, и расцветали знания. Будущий великий наш соотечественник набросился на них на всех разом, и вскоре одолел их. Тогда посрамленные его знаниями учителя послали его с глаз долой "учиться" за границу (как будто там можно чему-то научиться).
   Тяжело переживал Михайло разлуку с Родиной. Эта вынужденная эмиграция навсегда оставила след как в его поэзии, так и в научных трактатах, где он резко выступал против крепостничества и колониальной политики самодержавия.
   И вот, как бы говоря: "На - ко - ся, вы - ку - си!" - и ненависти двора, и враждебному окружению, он пишет главный труд своей жизни, поэму "Ода на взятие Жлобина" (Некоторые исследователи считают что называлась она "Ода на взятие Павла Бородина", и название дошло до нас в искаженном виде, но, как бы то ни было).
   Поэма имела феноменальный успех. Она разошлась по всей стране миллионными тиражами, ею зачитывались и стар и млад, а композитор Лебедев, пардон, Кумач переложил стихи на музыку, которая (песня) звучала всюду.
   "Ода на взятие Жлобина" возвестила всему миру о рождении Великой Русской и Советской Литературы (ВРСЛ), которая до сих пор существовала от случая к случаю, и открыла новые горизонты стихосложения - ямб и хорей. Эти прогрессивные методы до сих пор не исчерпали себя, особенно ямб.
   После своего триумфального возвращения домой, поэт целиком посвятил себя научным раз работкам для народного хозяйства страны. Изобрел громоотвод, основал университет, и умер, окруженный любовью и уважением всего народа.
  
   Память о нашем великом соотечественнике - Михайло Флагманосове, будет жить в веках.
  

РДИЩЕВ

  
   Рдищев был выходец из дворянской семьи. Несмотря на это его без всяких сомнений можно так же причислить к сонму основателей ВРСЛ.
   Он с самого рождения неустанно наблюдал окружающую действительность и, в конце концов, пришел к ряду выводов, которые изложил в своем основополагающем труде, который явился его бесценным вкладом в фундамент ВРСЛ
   Сей труд являет собой описание тяжелого путешествия из Петербурга в Москву (Рдищев был первым русским землепроходцем, который смог пройти этот неблизкий путь), который (труд), был иносказательно озаглавлен автором "Путешествие за три моря", и выпущен под псевдонимом Афанасий Никитин. До сей поры еще далеко не всем известно, что под этим псевдонимом скрывается великий свободолюбец Рдищев. А в народе его чтут под именем супругов Никитиных.
   Но истинный автор шедевра не надолго остался тайной для ищеек императрицы. Ее же гнев был ужасен: гения отправили в бессрочную ссылку, на север, все газеты и журналы, которые он издавал, были ликвидированы, а последний тираж публично сожжен на Дворцовой площади, перед Смольным.
   Народ ответил на царский произвол сильнейшим брожением умов, которое привело к восстанию по всей державе. Возглавил борьбу народа бывший муж Екатерины, который отрекся от власти и сделался простым казаком - Емельян III, прозванный опричниками самодержавия Пугачевым.
   Долго пылала народная война, но силы были неравны - восстание было подавлено армией и полицией, а вождь его принял мученическую смерть на лобном месте.
   Но царские сатрапы испугались народного гнева, и им пришлось вернуть Рдищева из ссылки и восстановить все его права и обязанности.
   Таким образом, высшая справедливость восторжествовала, и великий свободолюбец умер окруженный любовью и почтением.
  

ГАВРИИЛ ДРОЖАБИН

  
   Фигура Дрожабина менее интересна. Его явление имеет значение больше в плане историческом, нежели непосредственно литературном. Для ВРСЛ фигура Гавриилы Дрожабина есть как бы олицетворение своего времени - времени реакционного и консервативного. Продукт Екатерининской эпохи великодержавного шовинизма Дрожабин олицетворял в себе все ее противоречия.
   За свою долгую жизнь ему удалось послужить и на военном и на гражданском поприще - стихосложение было для него лишь забавой.
   Вызывает особое негодование участие Дрожабина в подавлении справедливой борьбы народов Российской Империи под предводительством бывшего императора Емельяна III, прозванного Пугачевым. Для нас сегодняшних это непонятно, тем больше, что поэт Дрожабин был представителем тайной полиции при войсках, боровшихся с восставшим народом. Поэт - агент охранки (даже более того - эмиссар!!!) - это не укладывается в нашей голове!
   Да и поэт ли???
   Что написал этот поэт? Разве что одно небезталанное стихотворение "Водопад"...А остальное - подражание и плагиат.
   А вот еще факт, Дельвиг свидетельствует:
  -- Когда Дрожабин приехал на экзамен лицеистов в Ц. Село, то первое, что он спросил было: "Где у вас тут, братец, сортир?" - и это несмотря на то, что его ждала встреча с самим А. С. Белкиным!
   Правда, потом он попытался загладить свою вину, и даже открыл рот, когда Саша читал свою "Оду...", или как оно там называлось.
   Александр Сергеевич говорил впоследствии, что Гавриил Дрожабин его, сходя в гроб, благословил, но есть мнение, что это лишь свидетельствует о его великодушии, а не о подлинных заслугах старца.
  

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ БЕЛКИН

  
   Великий поэт земли русской - так уже в колыбели величала Сашу его няня, Фаина Соломоновна, подавая ему на завтрак горячо им любимый горячий шоколад в кружке.
   Вы, конечно же, помните:
  
   "Где же кружка
   сердцу будет и т. д."
  
   как писал впоследствии Александр Сергеевич.
   Активное участие в воспитании вкусов поэта принимал его дядя - тоже, поэт - которого все, даже крепостные, звали просто, Львович. Саша особо любил сидеть у Львовича на коленях и читать Надсона, Карамазова или Канта.
   Впоследствии он вывел образ дяди в своей бессмертной поэме "Гений Онегин" под видом дяди главного героя, который вскоре умирает (Мой дядя из самых честных, правил, и т. д.)
  
   Родился Великий Поэт Земли Русской в деревне Никитское, названной так в честь великого свободолюбца Рдищева. Впоследствии семья переехала в г. С. - Петербург, где Саша отправился учиться в Лицей города Ц. Село. Лицей отличался свободолюбивыми традициями, и поэт вступил там в Северное общество Октябристов (октябрята), ставившее своей целью свержение существующего строя и установление республики рабочих и крестьян.
   В Лицее же он сдружился на всю жизнь со многими соучениками, впоследствии сыгравшими немалую роль в истории страны. Это и Пущий, и Кюхлябейкер, и Эдэльвейг, и многие, многие другие.
   Саша учился на "отлично", хотя программа была насыщенной. Даже старик Дрожабин не сумел сдержать изумления и открыл рот, когда услышал его на экзамене, несмотря даже на всю свою реакционность (вы, несомненно, помните этот волнующий момент).
  
   Белкин по окончании Лицея всего себя отдал служению музам русской словесности. Он попадает в С. - Петербург, где вращается в различных средах, в том числе и в среде революционно настроенных обществ. Это приводит его к ссылке и царской немилости.
   Александр Сергеевич отправляется на Юг империи наблюдать за жизнью тамошних угнетенных слоев населения. Сначала он останавливается в Кишиневе. Но здесь он встречает враждебное себе общество и душевную атмосферу.
   Он перебирается в Одессу, к одному из своих многочисленных друзей - революционеров. Здешняя обстановка влияет на творчество опального поэта весьма благосклонно - он много пишет, и стихов, и поэм, в т. ч. поэму про "Бах чисарайский ФНТАН", начинает "Гения Онегина", et setera и в конце концов отправляется на свою малую родину - в деревню Никитское, где его с радостью встречают няня Фаина Соломоновна, счастливые крестьяне, соседи и поклонники, в число коих, несомненно, затесалась и будущий прототип главной героини "Гения...", Татьяна.
   Все дни в Никитском Великий Поэт Земли Русской проводит в напряженной работе. Один за другим из под его пера выходят шедевры. Между делом он успевает принимать делегации крестьян из разных губерний, выслушивать их рассказы о нелегкой доле тружеников, о произволе царских властей, о барщине и оброке.
   Но чем может помочь ссыльный поэт ?!
  
   Но, оказывается, может!
   Именно в это время он, совместно с единомышленниками по октябристскому обществу готовит Первую Русскую Революцию, пишет листовки, шифровки и прокламации, и выпускает орган Революционной печати - журнал "Своевременник"!
   И ВОТ: умирает царь. Политическая обстановка в стране способствует народному выступлению.
   14 декабря вооруженный народ выплескивается на Синайскую площадь вблизи резиденции самодержавия - Заднего дворца!
   Сражение шло с переменным успехом, но объективные условия были не на стороне революционеров - они потерпели поражение от войск, преданных реакции.
   Но память о героях будет жить в веках.
   После 14 декабря октябристов и прочих участников выступления назвали "декабристы".
  
   Великий Поэт Земли Русской, будучи активным участником Революции, как не спешил - опоздал, и не смог принять личное участие в уличных боях. В сильной скорби от крушения своих надежд он удалился в подполье.
   Но декабристы стойко держались на допросах - имя Белкина не было произнесено, что дало ему наконец возможность легализоваться и продолжать свою работу гласно. Но продолжить борьбу поэт уже не смог - ни морально, ни физически - он разуверился в преобразующей воле масс, потерял всех единомышленников, и, как следствие, ушел в себя и женился. На свадьбе он виртуозно исполнил арию Ленского из одноименной оперы, чем покорил собравшихся. Окончательно о своей капитуляции он заявил при личной встрече с новым деспотом.
   Александр Сергеевич окончательно удаляется от общественно политической борьбы в творчество. Все, вышедшее из под его пера бесценно.
   По своему значению для ВРСЛ.
   Здесь, помимо уже перечисленного, большой объем заняли и прозаические творения: "Дубовский", "Лейтенантская внучка", и др. повести, исторический трактат "Емельян III", трагедия "Борис Отрепьев" и др. драматургия.
   Погиб Великий Поэт Земли Русской от рук царской охранки и международного империализма.
  

ГРИБОВ

  
   Грибов написал не так много. И из этого немногого выделяется как Джомолунгма пьеса "Умному - горе", где революционный демократ Чадковский борется с врагами прогресса: Хамусовыми, Салозубами, Молчунами и тому подобными, которых можно характеризовать словами автора: "Множество гостей всякого разбора и их лакеев..."
   Мы видим, что борьба Чадковского, изначально, обречена на неудачу, он бъется как рыба в клетке. Костлявая рука крепостничества душит на своем пути любое проявление ума, и не близка еще заря пленительного счастья.
   Но крик отчаянья главного героя в конце произведения: "Сани мне, Сани!" - как бы возвещает читателю: "Ничего, мы еще вернемся!"
   Чадковский своим появлением обозначил первый этап революционно - освободительной борьбы в России.
   Царизм не простил Грибову его пьесы. Он был послан на верную смерть - в Тегеран, к Дарию, и там его растерзали дикие персы.
  
   КОГО ТАМ ВЕЗУТ?
   ГРИБОЕДА.
   КОГО ТАМ ХОРОНЯТ?
   МЕНЯ.
  
   НЕ МОЖЕТ БЫТЬ, ЧТОБ БАТЮШКОВ ПОМЕШАЛСЯ.
   БЫТЬ НЕЛЬЗЯ.
  

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ

  
   Михаил Юрьевич по праву считается наследником Александра Белкина в Истории ВРСЛ. Несмотря на свою раннюю гибель, его гений остался жить в веках.
   Начав писать еще в детстве, он работал в рамках романтической традиции, идущей от старца Амвросия и английского лорда Гарольда - борца за свободу средиземноморских народов. Но позднее, под явным влиянием Повестей Белкина Юрьевич полностью перешел на реалистические позиции в искусстве. Тогда он так и писал: "Не Гарольд я, я Михаил Юрьевич"
   В полный голос о себе он заявил, когда после подлого убийства Белкина, в народе появилось стихотворение, передаваемое в списках и из уст в уста, в котором убийцы поэта и прочие вещи назывались своими именами, и, когда было установлено авторство Юрьевича над этим шедевром.
   Но вместе со славой пришла и ненависть официальных кругов.
   Слова:
  -- Поэт погиб, погиб избранник, - начальник III отделения, так в то время именовалась царская охранка, принял как личное оскорбление.
   В результате интриг Юрьевич в рассвете творческих сил отправляется в ссылку в район боевых действий на Кавказе.
   Тут Юрьевич пишет наверное главный свой труд - цикл повестей "Человек этого времени". Цикл произвел сильное впечатление на просвещенные круги и грамотное крестьянство того времени.
   Царь, который не смог больше мириться с таким положением вещей подослал к автору своего агента Грушницкого, под именем офицера Мартынова. Этот подлец спровоцировал Михаила Юрьевича на конфликт и подло застрелил его из пистолета.
   История повторяется.
  
  

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КУГЕЛЬ

  
   Творчество Кугеля смело можно подразделить на две части: первую и вторую. Но вот какие произведения к какой части отнести - с этим вопросом справиться гораздо труднее. К первой части, например, без всяких сомнений относятся Малоросские произведения. Такие как "Хмурое утро хутора Диканька", "Город Миргород", "Тарас Бублик" и пр. Ко второй - поэма "Зачем мертвым души". Об остальном же можно спорить.
   Дабы избежать здесь неопределенности, литературоведческой наукой принято такое разделение: первый период - до отъезда за границу, второй период - после отъезда за границу.
   Таким образом, пьеса "Фининспектор" наверняка относится к первой части, а "Ленинградские романы" частью к первой, частью ко второй - все равно присутствует неопределенность.
   Если же говорить непосредственно о творчестве Николая Васильевича, То можно отбросив всякие сомнения назвать его родителем реалистически - сатирического направления в ВРСЛ XIX века. С элементами бутафории и гротеска.
   Его произведения не всегда встречали адекватную реакцию, что заставляло его мучиться и метаться, чему характерным примером служит история со вторым томом поэмы. Второй том получился откровенно слабым, ввиду соглашательской позиции автора. И когда он это понял, то немедленно сжег уже готовое произведение.
  
   Рукописи, слава Богу, горят.
   Вскоре наступило состояние глубокой депрессии и смерть.
  
  

ВИССАРИОН ЧЕРНЫШЕВСКИЙ

  
   Чернышевский - революционный демократ, яркий представитель второго этапа революционно - освободительной борьбы в Российской Империи, который уже разгорелся по всей стране. Именно великий роман демократа Чернышевского дал новый толчок развитию товарно-денежных отношений - одному из главных факторов революционной борьбы и творчества масс в то время. Значение творчества демократа Чернышевского особо высоко ставил Ильич. Что даже выразилось в том факте, что Вождь мирового пролетариата присвоил название романа демократа Чернышевского одному из главных своих трудов. Но это только один факт в ряду прочих, свидетельствующих об огромной любви Ильича к демократу Чернышевскому.
  
   Даже история появления Шедевра в некотором роде легендарна: рукопись, якобы, была найдена городовым на улице, в то время как автор сидел в крепости за революционную деятельность среди трудящихся.
   Детективная завязка усыпила бдительность царской цензуры, роман был опубликован и вызвал взрыв революционных настроений.
  
   Перейдем к тексту:
   Роман называется просто: "Кто виноват?" Действуют в нем два главных героя - некая Вера Павловна, которая все время спит, и Рахметов, который все время не спит и куда то движется. Присутствуют и другие действующие лица, выражающие собой революционную атмосферу времени. Шестой сон Веры Павловны является апофигеем и логическим финалом романа. Такова сюжетная канва, выстроенная демократом Чернышевским.
  
   Вездесущая царская охранка пыталась уничтожить тираж романа, жгла его на площадях, на читателей велась охота. Но победа осталась на стороне Прогресса и Свободы!
   В бессильной злобе царские прихлебатели отправили демократа Чернышевского по этапу на каторгу. Но им не удалось сломить дух Человека и Гражданина!
  
  
   МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ СКЛИФОСОВСКИЙ
  
   Фигура личности Склифосовского в истории ВРСЛ противоречива и неоднозначна. Поначалу революционный демократ, приговоренный к казни царем за деятельное участие в революционной деятельности общества Буташевического - Петрашевического, по возвращении с каторги и из ссылки (этой мерой пресечения была заменена ему казнь), он стал совсем другим человеком. Отвергнув в своем творчестве революционный путь развития, он утвердил в нем во многом чуждые нам ценности: мистицизм, клерикализм, отрицание насилия к эксплуататорам и многие другие вредные мысли. Например он утверждал, что мир спасет красота. Сейчас каждый ребенок знает что это утверждение ложно: мир спасет передовая идеология пролетариата, чему доказательством служит вся наша Советская история!
   Но даже несмотря на всю реакционность Склифосовского мы не можем отрицать огромного его значения в развитии ВРСЛ.
   Все его творчество - великолепный материал для исследователей, а многие произведения, такие как "Бедные - не люди", "Тройник", "Пониженные и опущенные", "Правонарушение и мера пресечения", и некоторые другие, рекомендуются для всеобщего прочтения.
  

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОВЕЦ

  
   О Льве Николаевиче доподлинно известно только то, что он очень любил детей. Прочие же сведения о Толстовце мы можем принять лишь с некоторой степенью вероятности, ибо он тщательно скрывал подробности своей жизни.
   Имя графа появилась на литературных горизонтах Отчизны когда вышли в свет "Рассказы о панораме защиты Севастополя - города-героя". Трагические будни героической обороны величаво предстают перед читателем. Говорят, Лев Николаевич принимал в этом историческом действе непосредственное участие в качестве толи поручика, толи флигель-адъютанта, толи генерал-аншефа, ходил за языком с матросами Кошкой и Кантария, заслонил грудью грудь адмирала Нахимсона, но пуля вошла в голову последнего.
   Как бы то ни было, но Толстовец стал великим писателем Отчизны.
  
   Со временем выходят в свет роман "Понедельник", о продажной царской юстиции, роман "Аня Корнеева", о женщине трудной судьбы, которую общество и свет доводят до поезда, наконец, роман "Мировая война", о монголо-тарабарском нашествии и кознях франкмассонов, и еще многие тома различных романов выходят из-под пера Льва Николаевича.
   Под закат жизни великим писателем Отчизны было выдвинуто множество различных философских теорий, как то: О неподчинении злу насилием; О непротивлении добром; О возрастающей роли масс в истории личностей; О здоровом образе жизни и пр. и др. По всей стране появились последователи этих теорий. Они отращивали себе бороды, ходили босиком, сами мыли посуду и называли себя по фамилии Льва Николаевича Толстовцами, признавая огромную его роль в своей жизни.
   На самом деле эти философские теории свидетельствовали об угасании гиганта, и Ильич справедливо осудил графа за подобное теоретизирование, за оппортунизм и за то, что подобные вредные мысли отвлекают пролетариат от классовых битв за светлое будущее в беспросветное настоящее.
   Когда Толстовец осознал свои ошибки, он решился ехать к Ильичу в Швейцарию, чтобы покаяться. Но этому замыслу не суждено было осуществиться - великий писатель Отчизны умер по дороге к Вождю мирового пролетариата.
  
  

АЛЕКСАНДР О'КЛОК

  
   Творчество Александра О'Клока - великого поэта начала ХХ века одно из самых выдающихся явлений русской поэзии. В своем творчестве, которому положили начало "Стихотворения о даме, прекрасной во всех отношениях" он дошел до поэмы "Ветер, двенадцать - а впереди Иисус Христос" - это был путь трудов, исканий, потерь и находок.
  
   Родился Александр в семье отца - профессора О'Клока, а вырос в семье матери - семье профессора Брикетова и женился на дочери профессора Менделя - создателя одноименной таблицы элементарных компонентов. Таким образом, он получил прекрасное образование.
   В Санкт-Петербургском "ректорском доме" Брикетовых и в подмосковной усадьбе поэт стал всеобщим любимцем: его все ласкали и баловали. Семья славилась либеральной закваской, гуманистически-прекраснодушными и расплывчатыми идеалами, чуждыми духу революционного преобразования жизни. Мать поэта обладала явно неустойчивой психикой, чем можно объяснить многие черты в характере молодого О'Клока и направленность его раннего творчества. Юный О'Клок сочиняет стихи не выходящие за пределы банальной фразы.
   Начальная пора становления О'Клока как великого поэта начала ХХ века ознаменовалась созданием цикла "Стихотворения о даме, прекрасной во всех отношениях", которые написаны под влиянием любви и философии Платона в духе высказываний "апокалиптика" Вл. Соловьева.
   Но тут грянула революция 1905 года. В восстании революционных масс поэт увидел такой источник вдохновения, который придал совершенно новый характер его творчеству. О'Клок совершил открытие, необычайно важное для себя, хотя оно и показалась бы наивным нашему сегодняшнему читателю:
  

...в новый мир вступая, знаю

Что люди есть, и есть дела...

  
   Но силы реакции взяли верх над уставшим народом. Наступило время, которое Буревестников назвал "самым позорным и бесстыдным десятилетием в истории русской интеллигенции", а О'Клок в нем почувствовал дух "великого предательства".
   Теперь его любовная лирика качественно отличается от бывшей ранее: рассеялись "Обманы", которые дотоле воспевал поэт, и страсть стала земной.
   Так любовь стала ареной битвы с силами "страшного мира".
   Бывшие друзья - символисты, модернисты, эстеты и певцы декаданса слепо подражали новинкам Запада, думая, что создают некое "новое искусство". О'Клок их страстно разоблачал. О'Клок проницательно уловил связь модернизма и реакции, и для него борьба с декадансом явилась борьбой за человека. Литература не может быть игрушкой, она есть служение великому русскому народу.
   И неудивительно, что приход Великой Ноябрьской Экспроприации поэт встретил радостно, бодро и весело - с сияющими глазами. Это восторженное чувство и вдохновило его на создание поэмы "Ветер, двенадцать - а впереди Иисус Христос" про революционный патруль, которым командует сам И. Христос. Почему Христос? Это вызвано идеалистическими предрассудками поэта, но, тем не менее, этот Христос наш, рабочий, пролетарский. Он пришел покарать помещиков и капиталистов, и мы его принимаем в красногвардейский отряд.
  
   Все творчество поэта 18 - 21 годов входит в начальную главу истории той новой литературы, которую мы с гордостью называем Советской.
  
  
   МАКСИМ БУРЕВЕСТНИКОВ
  
   Появление Максима Буревестникова именно в России глубоко закономерно: как русский пролетариат выдвинул Ильича - Вождя мирового пролетариата, так, в области искусства, он выдвинул Буревестникова - родоначальника новой, социалистической литературы.
  
   Родился Максим в городе Горьком, но родители скоро умерли, и он попал в руки деда Каширина и бабушки Акулины Ивановны. Когда мальчику исполнилось 10 лет, дед Каширин сказал ему:
  -- Ну, Лексей (так дед именовал Максима), ты - не медаль ..., а иди ка ты...
   Так пошел он в люди.
   О юности, о детстве, о горестных впечатлениях, раскрывших всю трагическую неразумность старой жизни, с одной стороны; а с другой - влияние хороших русских людей (Акулины Ивановны, повара Смурного, Маркса, Энгельса, Ленина и др. и пр.), и знакомство с произведениями великих писателей - все это воплотилось позднее в замечательной автобиографической трилогии "В детстве", "С людями", "Мои кембриджи".
  
   Начав литературную деятельность рассказом "Макар Бурда", Буревестников вскоре сводит знакомство с каторжанином Калюжным, Львом Толстовцем, Антоном Павловичем и Ильичем. Также он познакомился с царской охранкой и горьковской тюрьмой.
   Назревают великие события революции пятого года, и Буревестников приветствует их "Песней Буревестникова".
   В период московского восстания он снабжает пролетариат оружием и бронетехникой, проводит съезды боевых дружин, пропаганду и агитацию. Но Николаю Кровавому удалось подавить народное движение к демократическому централизму и Буревестникову пришлось срочно уехать с заданием партии в Западную Европу и Северную Америку. Свои впечатления о поездке он высказал в блестящем памфлете "Прекрасна ли Франция?", где с гневом и ненавистью разделался с французскими империалистами и буржуазией, помогающими своими займами русскому царю; а так же в других очерках и памфлетах ("Город желтого Вельзевула" и др.), в которых разоблачил отвратительную сущность американского империализма.
   В это же время он пишет и роман "Мама" о Павлике Власовце и Ниловне. Этот роман можно смело назвать первым произведением социалистического реализма, в рамках которого в дальнейшем будет развиваться все советское искусство - от керамики до архитектуры. Слава основания нового творческого метода постижения действительности по праву принадлежит Максиму Буревестникову и его эпопее "Мама".
   По окончании поездки по империалистическим странам, преследуемый царским правительством, Буревестников поселяется на острове Капри - среди италийских крестьян и рыбаков. Здесь его навещает Ильич, другие деятели революционного подполья.
   Буревестников по прежнему в центре революционного преобразования, по прежнему руководит и направляет работу прогрессивного искусства и литературы.
   Но одновременно на него оказывают свое действие различные оппортунистические идеи, бродящие в среде интеллигентов. В преодолении этих тенденций большую роль сыграл Ильич, которого сам Максим Буревестников не единожды называл ведущей и направляющей силой, указующей путь его развития.
   Вредные тенденции особо сильно проявили себя в душе товарища Максима в период сразу после Великой Ноябрьской Экспроприации. Он занял откровенно реакционную позицию несовместимую с классовым самосознанием масс, пришедших в революцию. Лишь только после долгих и обстоятельных бесед с Ильичем, после мучительных, но плодотворных размышлений, Максим Буревестников полностью осознал свои ошибки и покаялся перед партией. Наша гуманная партия с великой радостью приняла писателя обратно в свое лоно и отправила лечиться в Италию. Здесь он ни на миг не прерывал связи с Великой Отчизной, как любящий сын интересовался ее трудностями и успехами, и его возвращение на Родину было встречено всеобщим энтузиазмом и ознаменовано подлинным триумфом.
   Дома он ведет активную общественную и другую работу. Основывает и возглавляет Великий Союз Советских Писателей (ВССП) и гибнет от рук троцкистко-бухаринских извергов которые так и не простили ему слов:
  
   Когда враг не сдается, его перевоспитывают.
  
   Жизнь основоположника советского гуманизма, великого писателя пролетариата, как Солнце, освещает нам путь в светлое будущее!
  
  
  
   ВЛАДИМИР МЯКОНСКИЙ
  
   С каждым годом, с каждым новым поворотом истории, с каждым шагом приближения нашего к коммунизму все ярче выступает огромное значение творческого наследия Владимира Маяконского.
  
   Великий поэт советской эпохи родился в закавказской столице и рано принял участие в борьбе народа 1905 года. На баррикадах рабочие с любовью называли его Гога - в память о борце за свободу французского народа мальчике Гавроше.
   После поражения революции, в годы реакции, будущий великий поэт советской эпохи перебирается в центр империи, в город Санкт-Петербург, где его новый знакомый поэт Крученый вводит юного Володю в круг фу-туристов. Фу-туристы стояли на формалистических позициях в рамках пышным цветом расцветшего декаданса. Вдохновители Фу-туризма - Велимир Хлебомир и иже с ним всеми силами пытались исковеркать Великий Русский язык дурно пахнущими изысками. Но фу-туристы не смогли надолго одурманить Маяконского своими выкрутасами. Уже в поэме "Что это - в штанах" он пробился к революционной теме сквозь завалы словоблудия и утопизма. Уже в то время будущего великого поэта советской эпохи заметил Максим Буревестников, угадывая в нем, сквозь чужеродные надстройки певца Революции и Экспроприации. Скоро он стал опираться на Маяконского в борьбе с буржуазным декадансом.
  
   В автобиографии Владимир Маяконский говорит о своем отношении к Великой Ноябрьской Экспроприации:
  -- Принимать или отпускать? Так вопрос для меня не стоял. Моя Экспроприация!
   Штурмовавшие Задний дворец - резиденцию Несвоевременного правительства революционные матросы под залпы революционного крейсера "Авдотья", шли в атаку с песней на стихи Маяконского:
  

Рябчик с Ананасами -

Храбрые ребята.

Все как один умрем

В борьбе за это.

  
   После великой победы поэта ждет ежедневный труд - Окна ГОСТа, стихи, пьесса "Истерия - Пуф - Пуф", поставленная к Первой годовщине Ноября и др. и пр.
   Поэт понимал, что старые, формалистичные приемы и отвлеченные аллегории, без которых он тогда еще не мог обойтись, являлись слабой стороной пьесы. Но ощущение классовой борьбы, поделившей мир на два враждебных лагеря пронизывало все произведение. Только простые люди, говорил поэт своей пьесой, могут построить "ковчег" социализма для спасения всего человечества.
   Пафос рождения нового мира, пафос демократического централизма нашел свое отражение в стихотворении "Одной левой - марш, марш":
  
   Довольно жить по законам.
   Марш!
   Марш!
   Клячу истории загоним.
   Одной левой!
   Левой!
   Коммуне не быть покоренной.
   Марш!
   Марш!
   России не быть под Антантой!
   Одной левой!
   Левой!
  
   Это стихотворение - исходная позиция советского патриотизма. Дальнейшее развитие эта идея получает в поэме "15000000000000000000051", где богатырь Иван побеждает мировой империализм в лице президента США Виллиса, а так же...
  
  
  
   ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!
  

ЗАЯВЛЕНИЕ АВТОРСКОГО КОЛЛЕКТИВА УЧЕБНИКА "РУССКАЯ И СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА"

   Краткий курс
  
  
  
   Дорогие товарищи!
  
   Только что в СССР произошел контрреволюционный переворот. Жалкая кучка т.н. демократов свергла законное правительство Государственного Комитета по Чрезвычайному Положению и захватила власть в стране.
   В знак протеста авторский коллектив учебника "РУССКАЯ И СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА", Краткий курс прерывает публикацию учебника.
  
   За нашу Советскую Родину!
  
   От имени авторского коллектива, секретарь авторского коллектива И. А. Ройзман.
  
   Поселок Крупский, 24 августа 1991 г.
  
  
  
Оценка: 3.91*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"