Всем известно мудрое изречение "благими намерениями вымощена дорога в ад". Конечно, не подразумевается, что благие намерения сами по себе вредны и заслуживают порицания, речь идёт о тех из благих намерений, которые так и остались лишь намерениями, тем, что вот-вот должно было быть совершено, но так и не исполнилось. В этом плане читатель первой главы книги Андрея Левицкого под названием "Нашествие" поставлен перед нелёгким выбором: засчитать ли благие намерения писателя, отчётливо нацелившегося на создание динамичного, захватывающего, драматичного и, имеются основания так полагать, даже философского фантастического романа, как достаточное основание для положительной оценки или всё-таки признать, что пока намерения автора скорее не сбылись.
И дело вовсе не в какой-то редакторской правке, режущей по живому некие грамматические ошибки, ляпы с пунктуацией, нестыковки в последовательности событий или логические притягивания за уши, за брови или за нос. Ведь любой художественный текст до публикации выдерживает не одну и не две редакции. Хотя, скажем, такие ляпы, как помещение подмосковного Подольска на Волгу, способность героев "замечать" флюиды или записывание в олигархи миллионеров, не могут не позабавить. Завязка истории о том, как юный хакерный почти что гений Кирилл Мессер и не совсем юный предприниматель с военным прошлым и криминальным настоящим Игорь Сотник оказались в эпицентре поистине апокалиптических событий в городе-герое Москва, весьма многообещающа. Судите сами: в результате несчастного случая на секретном научном объекте в Подольске вся столица и часть области оказывается накрытой таинственным зелёным куполом. Это была бы лишь мелкая неприятность (в конце концов, после "горячего" лета 2010-го москвичей уже сложно чем-то удивить), если бы повсеместно не стали открываться некие порталы, откуда хлынули орды таинственных завоевателей, вооружённых странным, но эффективным против лишённых всей электроники "аборигенов" оружием. И вот среди этого ужаса Кириллу и Игорю, действующим поодиночке и пока не подозревающим друг о друге, нужно сначала выжить, потом разузнать, что же случилось, а потом и искать способы борьбы с незваными гостями.
Увлекает? Захватывает? Хочется узнать, что будет дальше и как сложится судьба героев? Да, да и снова да. Вот только с литературно-технической стороны к тексту возникает немало претензий. Прежде всего, эта весьма утомляющая манера разделять текст на абзацы из одного-двух-трёх предложений, которую смело можно назвать "роман в формате смс-сообщений". Можно предположить, что сжатыми, короткими отрывками автор стремился придать повествованию динамику, жёсткость, оживить происходящее. Но всё же не стоит забывать, что в настоящее время предлагается не киносценарий, а литературное произведение, которое хотя бы должно стремиться к связному повествованию.
Кроме того, автор приводит весьма пространные биографические сведения главных героев, постоянно вводит читателя в курс "личных дел" Кирилла и Игоря, стремится нагрузить нас большим количеством деталей из прежней жизни персонажей. Тем самым Андрей Левицкий работает против самого себя, ведь такое внимание к биографии во многом сводит на "нет" его посыл на динамичность и живость описываемых событий: в то время, когда нужно побольше заинтриговать читателя, ошеломить его странностью и размахом непонятных и страшных событий, "зацепить" его экшеном, даются подробные отсылки к прошлому героев. Все мы люди современные, все в той или иной степени знакомы с современными сериалами и знаем, что флэшбэки нынче в моде, поэтому прекрасно можно было ознакомиться со всеми важными подробностями жизни Мессера и Сотника позже, уже после драматичной "завязки".
Ну и, разумеется, никуда не уйти от очевидного влияния так называемой "подростковой литературы". Вроде бы все герои книги люди уже взрослые и тем более совершеннолетние, но вот такие приёмы, как внедрение в текст терминологии компьютерных игр (вроде "утилита драки") или типичного для тинейджерских сериалов штампа "жил-был мальчик-ботаник-очкарик, которого никто всерьёз не воспринимал, а потом он приехал на крутой тачиле и надрал (далее включайте фантазию) ... наглому тупому качку...", это, по крайней мере, снижает привлекательность истории для читателя, который уже вышел, давно или недавно, из возраста активного использования крема от прыщей.
Вот и получается: завязка интересная, сюжетная линия многообещающая, приём с развитием параллельных сюжетов похвален, но пока что всё это лишь благие намерения, заслоняемые очевидными недочётами. Впрочем, выносить окончательные вердикты насчёт "дороги в ад" преждевременно, подождём-с...