Аннотация: Мое мнение является субъективным и может в корне отличаться от окружающих.
New (2011/03/28) Добавлен отзыв на третью повесть "Ликвидатор - время охоты"(читать)
Маленькая преамбула.
Обещал, прочел и кое-чего наклацал. Речь пойдет о двух повестях (или частях фантастического романа) из цикла "Драконий коготь": "Путь воина - выбор тропы" и "Путь воина 2 - обучение охотницы", автор Чащина М.А. Второе произведение является логическим продолжением первого, но ввиду некоторых особенностей, буду рассматривать их по отдельность. Сразу скажу, что если чего-то не понял или понял не так, возможно сильно сказалось восприятие текста и частые отрывы от чтения, с целью выписки ошибок. В статьях оценок я не ставлю, а только выражаю свои мысли.
Перейду к сути. Часть первая: "Путь воина - выбор тропы".
Текст произведения написан разговорным языком и содержит много ошибок. По большей части - это "очепятки". Читать очень сложно. Много предложений в стиле - а ля тире. А емкое словечко, непонятно зачем воткнутое в предложение сильно режет глаза. Метафоры - смысл которых мне с трудом удавалось понять и которые идут в разрез с моим пониманием этих значений, проще говоря, в моих глазах это выглядит не как метафора, а как глупая ошибка. Говорил и говорю, что выражение "Краткость - сестра таланта" не подходит для литературной речи. Автор должен показать свой мир, свою идею, а значит просто необходимо погружаться более глубоко. Текст очень, ну просто очень-очень нуждается в правке (Правка вроде велась).
Единого повествования нет. Произведение состоит из отдельных фрагментов (особенно это чувствуется в начале, ближе к концу лучше), возникает ощущение "мыльной оперы" - дешевого сериала, где зрителю показывают разную обстановку, в которой происходит какое-то действие - диалог, ссора, драка,...(кто видел хоть один сериал, хоть его маленькую часть поймет о чем я: сцена в комнате, на кухне, в подвале). Но в мыльной опере вы хотя бы видите обстановку, а здесь(в произведении) с этим туго. Мир и его герои прописан скупо. С описанием беда. Его явно не хватает, оно практически отсутствует. Очень часто возникает ощущение какого-то квеста с плохо прорисованной графикой. Гг(главная героиня) куда-то идет, там с кем-то трындит, что-то делает. Совсем не понятно, как выглядят персонажи. Пример: невысокая сероглазая шатенка. Как из этого можно понять внешность персонажа? Или про Гг у которой идеальное лицо. Идеальное - это какое? У каждого ведь свой идеал и не важно, как я представляю себе сисястую девчушку модельной внешности, мне интересно как героя представляет автор, какой он в его глазах. Более менее описан один из драконов, но и в этом случаи возникает целый ряд вопросов о его внешности и без дополнительной картинки к тексту обойтись сложно. А картинки то нет. Дракон предстает нам больным, теряющий рассудок черт знает от какой генетической болезни, сразившую его после воздействия какого-то таинственного вируса и вынужденного постоянно жрать какие-то наркотики. Ха-ха - дракон наркоман. Попутно выясняется, что у дракона помимо образования военного врача есть ещё и высшее фармацевтическое, а также культурологическое. Дракон просто кладезь всего на свете: гений имеющий три вышки, мега убийца, наркоман и любитель помацать земную телку, в лице главной героини.
С индивидуальностью героев тоже плохо. Они какие-то все одинаковые, ведут себя одинаково, говорят одинаково. Различие только в комментариях автора, например в голосе персонажа (бас, баритон), но этого явно не хватает, чтобы увидеть разницу между персонажами. Весьма неплохо описаны лишь мысли гг, ее внутренняя борьба с самой собой. И заметно выделяется своим поведением "сумасшедший" дракон. Много левых персонажей, непонятно зачем введенных. Явно лишних.
Теперь сюжет.
В результате какого-то эксперимента(не помню) Гг становиться супер-пупер бабой - сверхчеловеком. Ее внешность вроде бы не изменилась, она по-прежнему человек, но внутри нее теперь сидят две личности: человек и дракон. И разумеется, она может с лихвой пользоваться силами дракона. Весь сюжет строится на внутренней борьбе между человеческим началом и драконьим в Гг. Одна ее часть хочет быть человеком и тянется к людям, а другая стремиться к драконам. Ну и разумеется любовь. Без нее ни куда. Она как раз и является своеобразным катализатором этой борьбы. Но картина будет не целой, если не упомянуть про звериные инстинкты Гг - инстинкты дракона. С одной стороны героиня любит человека и разумом тянется к нему, а с другой стороны ее драконья сущность тянет ее к одному из драконов и вызывает отвращение к человеку. Таким образом, мы приходим к тому, что любовь борется со звериными инстинктами и в итоге зверь внутри побеждает. Возможно, в конце концов ее разум тоже полюбил дракона, но если честно, то я не понял. И вроде бы в конце героиня должна выглядеть несчастной, от нее ушел любовник, а может и любимый, но я не ощутил ни какой драмы.
А теперь самое интересное. Вы пробовали представить секс между человеком и драконом, или каким-то другим фэнтезийным персонажем(троллем, орком, гоблином, гномом...)? Как только такая мысль промелькнула в произведении, я подумал: "Было бы не плохо описать такую сцену: девушка в объятиях дракона на любовном ложе". Я про секс. И ведь автор описала, точнее попробовала, но честно говоря вышло не очень. Я так и не понял, что к чему. Видимо представление автора о "ее драконе" несколько отличается от того, как я представляю себе дракона. И наверно было бы лучше не называть его драконом, а придумать какое-нибудь свое название и вести сравнение с драконом. Но что есть, то есть. Как говориться: "из песни слов не выкинешь". Такая сцена есть. "Юхо! Давай детка! Погнали!" Как уже сказал описано довольно скупо, упор больше сделан на чувства, эмоции, ощущения героини, но тем ни менее это одна из самых понятных сцен и пожалуй единственна, которая запомнилась. И честно говоря, у меня возникли смутные подозрения, а понимает ли автор сама то, о чем пишет? Как она себе это представляет? Как вообще возможна такая близость между "человеком" и драконом? Лично мне это сделать трудно. Да и сама мысль о сексе с драконом, на мой взгляд, выглядит довольно бредово. Попахивает зоофилией, хотя в произведении и делается упор на разумность драконов, для меня они все равно животные. Сказочные, вымышленные, мифологические - не важно какие, в первую очередь животные, тем более в произведении уж очень настойчиво твердится о их зверином инстинкте. Впрочем, героиня уже ведь тоже не человек и кто вообще сказал, что человек не животное)
Ну, что еще сказать. Получилось, что-то необычное, но интересного практически ничего нет. Логику некоторых поступков понять просто невозможно. Очень много наивных мыслей, много не понятного и абсурдного. И конечно во всем виновато правительство.(поясню ниже)
Часть вторая:"Путь воина 2 - обучение охотницы"
Вторая часть написана значительно лучше первой. Язык конечно тот же, но ошибок на порядок меньше. Более менее ощущается повествование, но все же слишком много внимания уделяется мыслям героини. С описанием тоже лучше. Наконец кое-как смог представить себе как выглядят драконы и еще больше убедился, что наверно следовало придумать для них какое-нибудь другое название. Впрочем, в жизни люди даже обычного варана, называют драконом, а значит вполне можно допустить употребление такого названия и на эти персонажи. Как уже упомянул с описанием лучше, но почему-то львиная доля уделена не миру героини, где развиваются все события, а миру драконов. Это конечно интересно, хотя бы для того чтобы просто немного понять в чем весь сыр бор, но ведь основные события развиваются в другом мире(на Земле), а с его описанием плохо.
Наконец более менее понял цели которые преследует "террористическая группировка" драконов, в которую входит Гг. Эти "инопланетные диктаторы" поставили себе цель: сохранить человечество и Землю в гармонии с природой, то есть всеми своими силами стараются не допустить техногенной катастрофы, а может она(катастрофа) уже произошла и они стараются предотвратить ее последствия. Понял не очень, но это не столь важно. Ясно то, что цель драконов - это поддержание планеты в определенном состоянии, дабы человечество не погубило само себя. Думаю, гринписовцы были бы рады такой "тусовке". Вообще цель драконов мне кажется странной. Какое им дело до Нашего мира? Какая разница, что мы творим на родной планете и зачем эта попытка сделать наш мир лучше? Это ведь Наш мир. Но разумеется Наше мнение никто не спрашивает, люди вообще воспринимаются как жалкие твари, разрушающие свой мир. С ними никто не считается, их мочат как тараканов, просто для того, чтобы поохотиться, или для того чтобы спасти остальное человечество(???). Вот, теперь фраза: "во всем виновато правительство" будет более уместна, ибо это оно ведет нас к гибели, ибо это оно разрушает наш мир, стараясь набить свои кошельки и обеспечить себе максимальный комфорт, с помощью последних достижений техники. Это то, что я уловил. Все описано очень поверхностно, но почему-то сразу хочется воскликнуть о юношеском максимализме автора.
Теперь о героине. Буквально с самых первых строк мы понимаем, что она все-таки любит дракона. Но вот досада, в конце первой части он сбежал... У героини теперь есть цель : она должна занять его место - место ликвидатора, убийцы жалких людишек, угрожающих планете. И вот примерно 70% произведения гг обучается быть такой убийцей, периодически общаясь со своим "рычащим ухажером", посредством чего-то похожего на телепатию. Вообще, если отбросить все лишнее: необычных героев, обстановку... Получится примерно так: героиня где-то учиться и периодически "названивает" своему парню у которого не все в порядке с головой. Все довольно просто. Единственная интрига - это таинственный "Наблюдающий", которому что-то надо от героев, хотя бы то, что они просто есть. Ну, а дальше целая цепочка не понятных и не логичных поступков, в результате которых любовная парочка снова вместе. И снова разлука. Что-то мне все это кажется знакомым, ах да в первой части ведь это уже все было. Единственное новшество, это то что "рычащий ухажер" в конце погибает, отдав себя в руки(или лапы) "Наблюдающему" для опытов. Не логичного просто тьма, но уж куда мне обычному жалкому человечку понять Вселенский разум.
Хоть вторая часть вроде бы выглядит лучше, но ее сюжет просто ни о чем. Если впервой части, хоть ощущалась какая-то внутренняя борьба героини, между человеческой и драконьей сущностью, то во второй части это просто история общения гг и ее ухажера. Беседа, встреча и расставание. В конце наверно должно быть трогательно, но мне так не показалось. Почему-то с самого начала я думал, что так все и закончится.
В заключении скажу, что интересного почти ничего для себя не нашел. Единственное что привлекло внимание, что хоть как-то интриговало - это внутренняя борьба героини в первой части, ее метания между человеком и драконом, но чувств и эмоций не хватает. Звериная сущность не раскрыта. Мир практически не показан, а если что-то и проскальзывает, то только с точки зрения "драконов террористов", хотелось бы увидеть и точку зрения второй стороны - людей. Ну, или хотя бы получше развить тему терроризма и методов приведения планеты в "порядок". Не хватает глобальности мышления. Любовь - это конечно хорошо, но уделяя внимание только двум героям и ни чему больше, наверно проблематично раскрывать это чувство, практически не обращая внимание на внешние факторы... Это явно не мое произведение, по-крайней мере не в таком состоянии. И хотелось бы думать, что дальше будет лучше...
Вот добрался, наконец, до третьей части произведения. Сразу хотел бы извиниться за большую задержку с прочтением. Свободного времени было очень мало. Читал текст с большими перерывами, но это наверно даже к лучшему. Было время все хорошенько обдумать, обмозговать... Сразу отмечу, что читать было скучно и не интересно. Это конечно наложило свой отпечаток на сроки рассмотрения сего текста. Если чтиво интересно, захватывает, то и огромный роман читается быстро, на одном дыханье, но здесь так не происходит, несмотря даже на сравнительно небольшие объемы. И добавлю еще один шлепок в сторону автора о изложении материала. Почему разные части написаны от разных лиц? Зачем это метание между первым и третьим лицом, в разных частях? Почему было не написать все от одного лица? Не понятно это. А автор, видимо, так и не смог определиться от чьего лица лучше писать...
Итак. Приступим.
Дамы и Господа, квест с отсутствующей графикой продолжается, но сюжет стал более динамичным, что естественно заметно выделяет эту часть трилогии от первых двух. Динамика - это конечно хорошо, но вот ее исполнение желает желать лучшего. Очень часто повествование сводиться к простому перечислению глаголов: гг пошла, села, попила, поела, убила...). Даже экшен сцены описаны парой тройкой глаголов(прыгнула, стрельнула, перешла в 'супер-мега' режим - не помню, как там называется боевая трансформация героини), а в результате несколько десятков трупов. В общем, все как в первых двух частях, но действий на порядок или даже на несколько больше. Описания опять практически нет, но потуги были, хотя и свелись к обычному перечислению обстановки, мебели...(пример обстановки: комната, четыре двери, стол, два стула...) Вот опять мы встречаем здесь идеальное место для засады - завод, но его описание напрочь отсутствует и кроме какой-то лестницы, которая тоже непонятно что из себя представляет, о заводе ничего не известно. Что это за завод с одной лестницей, и с трупами падающими неизвестно откуда.
Текст основательно почищен от ошибок(они есть, но их немного) - это радует, но корявые предложения присутствуют. Звучат они откровенно говоря по дурацки, особенно в случаях использования метафор, над смыслом которых приходиться задумываться. Нет той явной двойственности, которую должна вызывать в мозгу метафора. Есть сложные предложения в которых первая часть никак не связана со второй. В результате чего смысл выражения вообще не понятен, поскольку в разных его частях идет речь совсем о несвязанных вещах. Очень много нареканий насчет диалогов. Частенько герои высказывают противоречивые речи, которые идут в разрез с тем, что рисует автор и с тем, что они говорили до этого. В целом читается довольно легко или же это я уже попривык к подобным текстам...
Совсем коротко о сюжете. Героиня 'работает убийцей' жалких людишек и якобы тем самым чистит планету от мрази... Это не суть, об этом уже писалось выше. В этой части произведения, у героини вроде бы появляется серьезный противник, в лице проекта 'Перерождение', по-крайней мере так старается преподнести это автор, но лично я не увидел ничего серьезного. Все описано очень поверхностно и вызывает больше вопросов, ответы на которые получить не удается. Так вот чтобы надавать этому противнику по мордасам, героине и ее внушительной галактической армии, в купе с земными террорюгами надо захватить какую-то базу, представляющую из себя точную копию подземной лаборатории из фильма 'Обитель зла' - улей. Здесь даже есть поезд под землей - ну, фильм то все смотрели. Более точных картинок привести не могу, потому что их нет. Это единственная аналогия, которая у меня возникла. Ну и не буду долго ходить поперек да около, опишу события в манере автора без особых излишеств: террористы полетели, напали, всех постреляли, при этом почти не получив никакого урона, захватили базу, поймали еще какого-то инопланетянина, якобы тоже имеющего зуб на планету Земля, в плане того, чтобы присоединить ее к своей империи. Ну, вот и все - миссия выполнена. Никто планету не спас, все осталось как и было. Вопрос: какова же была изначальная цель героини? Судя по всему, если героиня будет такими темпами спасать планету(в виде миссий не дающих в общем-то никакого результата), то данное чтиво может превратиться в настоящую Санта Барбару. Идея борьбы двух инопланетных цивилизаций за господство над жалкими людишками - это конечно интересно, но здесь она не реализована, не раскрыта. И в целом сюжет третьей части, как и второй, получился ни о чем, но во второй хоть была какая-то концовка, здесь ее нет.
О героях, в общем-то, ничего особенного говорить не хочется, если кому-то интересно читайте отзывы на первые две части. В этом плане здесь ничего особенно не изменилось. Хотел только отметить образ командира, который здесь становиться каким-то 'хлюпковатым' и туповатым - типичный задрот, явно не способный занимать такую должность. Заметим что драконы тоже любят земные побрекушки(например кольца, которые приходятся впору земным герлам), пользуются сумками и прочими земными аналогами всякого барахла, причем не те что обосновались на Земле, а те которые только что прилетели. Сомнительно все это. Ну не верю я.
'-Наши матери дружили. Виакерра-Фиара де Рикари умерла от сердечного приступа. Редкий случай.' ( ЭТО ЦИТАТО)
Еще вот земные болезни.
Немного о именах. У героини их целая куча. Такое ощущение, что автор пытается употребить как можно больше любимых для себя имен, и как следствие этого гг меняет свои имена как перчатки. Лишнее это. Возникает ощущение, что автор просто не может определиться как же зовут ее героиню, примерно такая же ситуация как и с повествованием(то от первого, то от третьего лица в разных частях) А имена драконов. Их не то чтоб сложно произносить, их даже сложно читать. Зачем? Не понятно.
Непонятного, абсурдного, нелогичного - здесь этого полно. Герои получают информацию неизвестно откуда, вот буквально парой абзацами выше они ничего не знали, а тут раз и уже все знают, словно сам бог установил с ними астральную связь и снабдил необходимыми сведениями.
Попробуем теперь разобраться в целях, которые преследуют эти самые террористы, поскольку раньше это сделать, особо не получалось, а то что я написал в отзыве ко второй части несколько отличается от изложенного в этой. Здесь же автор попробовал разъяснить их позицию, на мой взгляд - не удачно. Что же выяснилось? А выяснилось то, что драконы ведут Вселенскую ассимиляцию и подминают под себя один мир за другим. Вопрос, зачем нужна эта ассимиляция? Видимо, чтобы усилить империю Драконьего Когтя, то есть по сути это захват планеты с целью использования ее ресурсов, не важно каких: биологических или природных. Факт в том, что с диктатурой никто мириться не будет и как бы не старался автор сделать такое взаимоотношение обоюдовыгодным, диктат никогда не будет стоять во главе мира, тем более, когда этим диктаторам периодически необходимо выходить на охоту, то есть истреблять мерзких людишек. К чему это я? А к тому, что автор не проработал свой сюжет в достаточной мере, а попытка объяснить цели и мотивы, которые преследуют драконы никуда не годиться. И тут сразу же всплывает история гг, которая вроде бы борется за благополучие планеты, а в итоге получается что ведет все человечество к рабовладельческому строю. Не уж-то она этого не понимает? Конечно, не понимает, ибо сам автор этого не понимает. Попробуем взглянуть теперь со стороны драконов и с этой позиции все вроде бы более менее нормально, если отбросить логические доводы, которые конечно могут быть совсем не логические с точки зрения драконов. Это я к тому, что если не пытаться понять логику мышления драконов, то есть отличие образов мышления между человеком и инопланетянином. Не факт что последние будут мыслить примерно так же как мы, даже скорее совсем наоборот. Чужая логика - потемки. Так вот допустим, что они именно так думают, тогда выходит что они тупые и не далекие, не уж-то они думают, что так легко навязать свою диктатуру другим - Нам ЛЮДЯМ. Мы и своих то диктаторов не любим, а тут еще инопланетные. Опять же возвращаемся к идее вселенской ассимиляции - она не возможна, в таком проявлении, о котором пишет автор. Мир намного сложнее и больше, чем наверно кажется автору, отсюда и плохое его описание и вообще из всей трилогии невозможно понять, что речь идет о целой планете, скорее это небольшая деревенька с парой-тройкой домов, норой для 'рычащих диктаторов' и 'идеальным местом' для засады в 'лице' какого-то завода.
Вообще у меня сложилось впечатление, что сам АФФтор не любит человечество в целом. Конечно, не правильно делать выводы об авторе по его книге, лично меня такие размышления раздражают, ибо кто сказал что произведение должно отражать внутренний мир автора, его мысли и чувства, ум и логику... Но здесь от таких мыслей никуда не уйти, потому что я не чувствую, что все эти мысли, доводы, выводы - все что есть в тексте по отношению к людям, все это не принадлежит героям произведения. Не верю я в героев и уж тем более в их мысли, потому что это не мысли героев, а автора... Печально все это. Автор за что же вы так не любите человечество? Разве вы не человек? И почему-то я уверен, что окажись у автора 'ядрёный' чемоданчик с той самой пресловутой красной кнопкой, он не задумавшись ни на одно мгновение, шмякнет по ней своей пятерней и тысячи 'ядрёных' ракет пронзят небо огненными стрелами, и вся планета порастет огненными грибами... Нее, не доверю автору чемоданчик и даже посмотреть на него не дам, и вообще бы я ограничил допуск автора к особо важным объектам, научным лабораториям, исследовательским центрам и всему прочему гав...
Ну что еще сказать: увы, лучше не стало, и на мой (субъективный) взгляд из всех трех частей (в плане идеи и смысла) лучше всех реализована первая часть.
В качестве заключения хотел порекомендовать автору фильм 'Декан Спэнли', по роману "Мои разговоры с деканом Спэнли". Довольно скучноватый фильмец, особенно в начале, но вот места где декан описывает свою прошлую жизнь, когда он был собакой, выполнены очень качественно и натурально, думаю как раз эти моменты очень помогли бы автору понять каково должен чувствовать себя человек оказавшийся в чужой шкуре.
Помните! Мое мнение субъективно и может в корне отличаться от окружающих. Никак и никого не хотел обидеть. Здесь я изложил лишь свои мысли, которые возникли после прочтения сего произведения.