1993 год выдался богатым на события. Американцы в Сомали, переворот в Москве, перестрелки в бывшей Югославии, военные конфликты на периферии СНГ - все это должно было приковать к себе внимание общественности, но почему-то прошло почти незамеченным. В чем дело? Я выскажу оригинальное объяснение такой отрешенности: все увлеченно играли в The Lost Vikings - и не резон было отвлекаться.
Доисторические времена.
Были, были такие времена, когда название Blizzard еще никому ничего не говорило. Не было на свете ни эталонной RTS Starcraft (коробку с которой когда-нибудь должны будут заключить под непроницаемое стекло в Музее Компьютерных Игр) Ни Diablo, оазиса сердца бывалого Героя и крестоносца. Да что там, даже Warcraft: Orcs & humans, отрада души постсоветского школьника был еще только в проекте.
Основанная в феврале 1991 года компания Silicon & Synapse Inc оставалась неизвестной до 1993 года. Мало кто знал ее отцов-основателей Аллена Эдхема и Майка Морхайма. Никто не знал, что в 1993 году компания прогремит. Никто не мог даже предположить, что греметь компания будет регулярно - вплоть до наших дней, правда под иным названием - Blizzard (вы ведь уже догадались?).
Три товарища.
Начинается игра с роскошного по тем временам (а теперь - просто неплохого) ролика на игровом движке. Вот оно, хорошо забытое старое! Вступительное интро неторопливо вводит нас в курс дела, знакомит с главными героями: рыжим Эриком Быстрым, мордатым Балеогом Яростным и Олафом Крепким, явно не жалующимся на аппетит. Герои настолько уморительны и образны (типажи!), что поневоле прощаешь им даже антиисторические рога на шлемах (придуманные лишь в XIX веке германскими студентами). Впрочем, одному из уникальных персонажей, Эрику рога жизненно необходимы: его крепкая голова - надежное оружие против некоторых противников, а также - идеальное средство для сноса ненужных перегородок. Еще он (и только он!) может совершать ловкие прыжки.
Постоять за себя может и Балеог, снаряженный луком со стрелами, и сноровисто махающий коротким мечом. Этот викинг идеально подходит для расправы с наиболее опасными врагами и необходимого нажатия кнопок стрелами.
Последний (исключительно по нумерации, но никак не по месту в команде) викинг Олаф в состоянии укрыть всю варяжью дружину за своим широким щитом, на котором, при случае, не прочь и спланировать с какого-нибудь отвесного мыса.
Викинги демонстрируют нам пример слаженных действий командой, добывая семье на ужин по здоровенному куску мяса (который я по неопытности почему-то принимал за крыло дальневосточной бабочки махаон), а ночью их подло похищают зверского вида инопланетные захватчики.
Судьба безвинно пострадавшей, отлученной от жен и малых деток троицы викингов вверена в ваши руки. Приказано выжить, добраться домой, и главное - отомстить зеленокожему подлецу-похитителю (об искусстве мести, превращенной северным народом в искусство, думаю, никому напоминать не надо?)
Per aspera ad Terra
Игра являет собой интересную аркаду, с весьма значимыми логическими элементами. Тактическая цель: доставить всех троих друзей к выходу. Для того чтобы пройти уровень, придется серьезно пораскинуть мозгами. Игровая вселенная - это отдельная песня. Всего наши герои прошагают несколько архетипических миров: Доисторический, Фабричный, Египетский и непонятно-сказочный. Миры отличаются уникальностью флоры и фауны: местная живность весьма разнообразна и многочисленна, и может серьезно навредить. Каждый мир подразделяется на ряд уровней. Они большие, красивые (ах, эти времена рисованной мультяшной графики!) и чертовски сложные. Гладкая и богатая анимация может настроить на легкомысленный лад - но поддаваться этому было бы заблуждением.
Игра не прощает ошибок - стоит одному из викингов скончаться, и уровень придется начинать заново, даже если вы его и пройдете с двумя оставшимися друзьями. Здесь всем заправляет тимплей - в некоторых, особенно напряженных моменты, приходиться исполнять на клавиатуре настоящие пьесы, резво переключаясь с одного викинга на другого.
Явным консольным наследием является система паролей на миссии. Да, сохраниться в игре нельзя, но это не раздражает, а придает игре особую изюминку - хочется компенсировать досадную оплошность и пройти-таки этот клятый уровень.
Еще бы, ведь каждая новая стадия - это маленькая и изящная логическая задача, и если на первых уровнях все достаточно наглядно, то ближе к концу придется переигрывать не раз и не два, силясь отыскать решение. Неочевидность прохождения складывается из достаточно обширных просторов и многозадачностью некоторых задействованных устройств: например, одна и та же кнопка может выполнять несколько действий на разных концах карты.
Поэтому, все манипуляции необходимо производить лишь хорошо подумав. В противном случае неизбежны "приятные" сюрпризы, когда один из викингов оказывается отрезан или поставлен в безнадежное положение. Тогда, зажмурившись и постаравшись все хорошенько запомнить, остается только перезапустить уровень и впредь быть более осторожным. Не возбраняется, а только поощряется составление даже схематичного плана уровня: это ой-ой-ой как аукнется в процессе прохождения.
А еще в игре есть достаточно простой инвентарь, тем не менее, приятно усложняющий геймплей. Кому вручить бомбу? Кому восстанавливающие здоровье плоды? Грамотные операции с предметами - залог успеха.
Симпатичные викинги
Графика в игре не сделала никакой революции: она ближе к мультипликационному стандарту, тем и хороша. По крайней мере, художники постарались на славу: игра получилась яркой, цвета ее сочны, герои и даже их враги радуют глаз, а стоит оставить викингов на минуту, как они начинают напоминать о себе: разминаться, почесываться, в общем, не давать игроку скучать.
Музыка в игре вполне приемлима для 1993 года, и даже сейчас годна для прослушивания, только умоляю, не через "скриппер", ибо те ноты, что будут лезть из вашего системного блока - не для ушей человеческих
Игра пользует всего с десяток клавиш(да-да! Времена keyboard configuration еще не наступили!), притом управление весьма интуитивно и просто для освоения. Для поклонника раскладки WASD, конечно, не очень привычно, однако, уверяю, рука набивается всего за 10 минут. Сам пробовал.
"Викинги" не предназначены, для того, чтобы брать их наскоком или методом тыка. Здесь надо думать, думать долго и упорно. Игра стимулирует память, и, могу побиться об заклад, развивает нестандартное мышление. В некоторых местах викинги перебрасываются фразами, богатыми ненавязчивым юмором и, опять-таки, раскрывающими характер каждого персонажа.
А в конце вас ждет эпическая битва с Самым Главным Злодеем: здоровенным и зеленым инопланетянином, вооруженным до зубов. Здесь вам предстоит раскрыть все свои способности, накопленные за долгие часы игры. Трудность заключается в том, что врага нужно одолевать поэтапно, и на разных этапах викинги выступают поодиночке, доказывая, что несмотря на тяготение к коллективизму, каждый из них являет собой яркую индивидуальность.
Но вот проклятый киднеппер разгромлен, выброшен в открытый космос, а наши рогатые друзья благополучно вернулись домой. Враг разбит. Победа за нами. Вы счастливы? Я - да.
Игра засветилась на самых разных консолях: Сеге, SNES, а не столь давно была выпущена и на GBA, что доказывает ее высокую популярность и востребованность подобного продукта. На PC в 1996 году было выпущено продолжение под названием Norse by Norse West, которое могло похвастаться новыми героями и некоторыми приятными нововведениями (типа секретов). Однако, игровая общественность ее не заметила: во многом из-за чрезмерного количества багов, резко ухудшившейся графики, к тому же на подходе уже была дивная Diablo... Больше к теме викингов Blizzard не возвращалась...
История игры как две капли воды напоминает историю настоящих викингов: ворвалась на рынок, подобно разящей орде Северных, побывала везде, где только можно (вряд ли в то время существовал обладатель компьютера, не резавшийся в TLV) - а потом мирно ушла из центра внимания - как викинги растворились в работящих и зажиточных скандинавах.
Но память о викингах жива и сейчас. Их неумеренная агрессивность, смешанная с редким благородством, тяга к странствиям и изобретательность делает их историю одной из самых захватывающих и романтичных.
Игра о них - шедевр, редкий бриллиант своего жанра, который периодически нужно извлекать из закромов - и любоваться им в тихом восторге, без свидетелей.
Только не слишком часто - ведь иначе легко можно увериться в несовершенстве окружающего мира, таково уж свойство бриллиантов.