Мир и миф - синонимы?
Генри Лайон Олди
Ойкумена Книга первая: Кукольник
Роман - М.: Эксмо, 2006 - 384 стр. - 12100 экз.
Серия: "Миры Г.Л. Олди"
Жанр: Космоопера
Обложка: Елена Гондик
посмотреть "Кукольника" на Озоне
Не так уж много на свете вещей, про которые можно сказать: "Не бывает!". Полная такая небывальщина, вроде восхода Солнца на северо-западе, или честного правительства у власти. Редки такие события - все в этом мире рано или поздно случается.
Скажи мне кто хотя бы год назад, что Олди напишут космооперу - счел бы за претензию на самый короткий анекдот. Ан бывает, и дуб кивает: написали. Космооперу. Точнее, пока только половину оперы - вторая книга "Ойкумены" выйдет в начале 2007 года.
... Место действия: Галактика. Время действия: примерно XXXV-XL век. Вроде все на месте: межзвездные лайнеры, империя вехденов, Хозяев Огня, квазибиологические организмы... только все равно чего-то не хватает. Вчитываемся глубже - и точно: нет великого и ужасного прибора под названием "бластер". И не ищите. Слово "робот" означает не человекоподобную железяку - так говорят про своих рабов, утративших самостоятельность, представители расы помпилианцев. Остальные расы вообще такого слова не знают. И слова "кибер" - тоже не знают.
Кстати о расах. Никаких инсектоморфов в мире "Ойкумены" не сыскать, и зооморфов, и даже ктулховидных злыдней, столь же традиционных для космооперы, сколь орки и эльфы - для фэнтези, - этих тоже нет. Разумная жизнь Ойкумены строго человекообразна. Правда, есть измененные, кто решился на модификацию своего организма. Но это всего лишь воплощение давней мечты людей, утешение глубокой зависти лишенных к обладающим. Собачий нюх, совиное зрение, дельфинья "чудесная сеть"... "человеческое, слишком человеческое". Все нечеловеческое и надчеловеческое - это флуктуации континуума, вредящие движению кораблей на межзвездных трассах. Ну, и еще антисы. Кто такие? О, это отдельная история. Вы читайте, читайте, там все написано...
И про антисов, и про измененных, и даже про войну. Все - как здесь и сейчас. Именно поэтому не сразу, но понимаешь: книга вовсе не про будущее. Она - про самое что ни на есть настоящее, про нас с вами. Именно поэтому так легко погружаешься в мир романа, с первых строк и до конца. И, вполне возможно, именно поэтому так запросто, как в свою, врастаешь в шкуру главного героя - Лючано Борготты по прозвищу Тарталья, директора театра контактной имперсонации "Вертеп". Хоть повествование и ведется от третьего лица (даже двух лиц!), все кажется: это я - Тарталья, это я руковожу театром крепостных графа Мальцова, это я корректирую торжественную речь надменному помпилианскому гард-легату, чтобы в итоге угодить к нему в рабство. Это у меня задача - не стать за три года рабства роботом... я, я, и снова я. Тихое, неброское волшебство Слова: рассказать о ком-то третьем так, как о тебе самом. Олди этим волшебством владеют в совершенстве.
Итог: Как заведено у Олди, первая книга романа - книга вопросов. Книга ожидания. Книга начал. Впечатление "все только начинается" по мере углубления в мир "Ойкумены" неуклонно нарастает, и финал первой книги доходит до обжигающего градуса: ну же, что там дальше?! Ждите, все будет. Только ответов на все вопросы ждать не стоит, не будет их. Не любят Олди отвечать на все, и верно делают. Чай, не справочник - роман.
И еще: пока читал роман, преследовало подспудное deja vu. Все казалось, что этим воздухом уже доводилось дышать. И только после третьего прочтения осенило: Шекли. Нет-нет, не спешите возражать - дескать, и стиль не тот, и типажи иные, да и язык же!.. Просто попробуйте после "Кукольника" прочесть "Координаты чудес". И не спешите сравнивать - просто прислушайтесь: не те ли самые струны звучат? Не теми ли аккордами?
|