Соболев Яр : другие произведения.

Торговали - Веселились...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    САГА О КУПЛЕ-ПРОДАЖЕ МОБИЛЬНЫХ ЖЕЛЕЗЯК
    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ, ПОКУПАТЕЛЬНАЯ
    Статья написана в соавторстве с Еленой (lenagold) Дроздовой.
    Опубликована в Mobi #09(25)


  
  
   ТОРГОВАЛИ -- ВЕСЕЛИЛИСЬ...
   САГА О КУПЛЕ-ПРОДАЖЕ МОБИЛЬНЫХ ЖЕЛЕЗЯК
  
   ЧАСТЬ ПЕРВАЯ, ПОКУПАТЕЛЬНАЯ
  
  
"Раньше мир захватывали Чингисханы, Тамерланы, Македонские или орды, допустим, гуннов. Атилла захватил мир. Теперь его плотно и неумолимо захватывают покупатели. Всюду. От озера Титикака до Можайска. Самое неумолимое и беспощадное завоевание".
Олег Куваев, "Территория"
  
   Обложка журнала #09(25) за 2006 год [Mobi]
   ДЕНЕГ МНОГО НЕ БЫВАЕТ...
  
   Их бывает достаточно и (что, согласитесь, случается чаще!) недостаточно. Ведь самое главное в покупке что? Самое главное -- найти деньги! С тех пор как человечество перестало жить банальным обменом холста на репу, многим постоянно не хватает "этих маленьких металлических кружочков". Но мы сейчас не будем говорить об экономии и способах заработка на хлеб насущный. Мы перейдем к наиважнейшей и наилюбимейшей стадии -- к тратам.
   Некоторые думают, что тратить деньги -- занятие легкое и приятное. Зря это они. У них, наверное, вовсе денег нету, раз они так думают. Это очень ответственное и серьезное мероприятие -- шоппинг. Не верите?
   Если вы не транжира, то прекрасно знаете о существовании взаимосвязи между качеством, функциональностью и стоимостью предмета. Так вот, идеальная покупка -- это такая покупка, которая мало что нужная и своевременная. После правильной покупки внутри у вас никогда не проснется монстр по имени Жаба-Самодавка, и не заплачет горючими слезами. Вас не будет по ночам грызть совесть за бесцельно растраченные средства. Не должно возникнуть ни малейшего сомнения в том, что выбор сделан правильный, и куплено именно то, что нужно.
   Скорее всего, у вас уже есть опыт обращения с мобильными устройствами, пусть даже самый минимальный. Вы, хотя бы примерно, знаете, какая клавиатура вам нужна, какое разрешение экрана требуется, уже выбрали идеальный форм-фактор и в курсе, сколько мегапикселей должно быть в камере вашего телефона или смартфона. Однако желать что-то -- это одно, а купить -- совсем другое. Для начала разберитесь, сколько денег вы в состоянии потратить на свою покупку. Тогда вы сможете значительно сузить круг поиска, и уже из этой ценовой группы подобрать себе подходящую модель.
   Взвесили все за и против, изучили рынок? Точно знаете, чего хотите и сколько готовы потратить? Потрясающе! Хвала и аллилуйя! Вперед и с песней!
   Не хватает средств на покупку устройства вашей мечты? Бывает. Именно для таких случаев в магазинах стоят столики с табличками "Оформление кредитов". Если у вас все в порядке с документами, то кредит вам выдадут быстро и без особых проблем. Все бумажки заполняются на месте, и через некоторое время сотрудник банка выносит вердикт -- дают вам денежку или нет. Кстати, частенько в этих закутках сидят представители разных банков, так что если не выгорело в одном месте, попробуйте обратиться в другую организацию -- ту, что за соседним столиком.
   Есть у кредитов и неоспоримые минусы. Например, высокая возрастная планка и довольно странный гендерный подход к заемщику. Девушкам, к примеру, кредиты выдают с 18 лет, а мужчинам -- только с 23, да и то не везде. К тому же должен быть постоянный источник дохода и правильная регистрация. Но что хуже всего, кредиты приходится возмещать, а это в итоге делает покупку дороже, порой на 20-30%. Так что если не хотите связываться с банками, заведите себе симпатичную копилку-свинюшку. Главное, чтобы копилка была без дурацкой резиновой затычки снизу, дорогая и красивая -- такую жалко разбивать. Тогда есть хоть какой-то шанс накопить нужную сумму. Но, опять же -- придется ждать, а терпения в этом мире создано значительно меньше, чем требуется его обитателям...
   Совет, базирующийся на законах Мерфи: когда точно выясните, сколько денег вам требуется на покупку искомого прибора, -- разделите это число на два, и прибавьте половину к исходной сумме. Это и будет действительно необходимое количество дензнаков.
  
   ...ЗНАЧИТ, ТРАТИМ ПО УМУ!
  
   Так или иначе, но деньги найдены. Известно точно, на какое именно устройство их следует обменять. Логично теперь озадачиться вопросом: где это сделать?
   Первичные исследования рынка вы наверняка проводили -- иначе откуда бы знать, что именно мы планируем приобрести и сколько денег собираемся потратить? Но перфекционизм -- штука заразная, особенно когда дело касается вопроса траты этих самых денежных знаков, имеющих хождение. Каждому хочется потратить как можно меньше, а получить взамен как можно больше. Разумеется, можно, положившись на волю случая, пойти в первый попавшийся магазин -- не важно, будет ли это сотовый "бутик" размером с киоск "Союзпечать", или огромный этаж в каком-нибудь супермодном молле. Второй вариант -- найти ближайший крупный магазин с помощью интернета. И третий -- спросить друзей и знакомых. Само собой, эти варианты могут пересекаться -- например, вы легко найдете представительство крупной торговой сети, которая специализируется на продаже мобильной техники и цифровых фотоаппаратов. Точный адрес вы сможете узнать как от знакомых, так и по сети. Другой разговор, если вы хотите найти не просто место, а Место Где Подешевле.
   Самое удивительное, что такие места на планете еще остались. Но, как и полагается, у них есть масса весьма специфических особенностей, которые вам, как покупателю, следует знать, и при обращении в благословенную обитель дешевизны -- учитывать.
  
   "Мы пришли на Птичий рынок, чтоб купить..."
   О, этот загадочный мир палаточек и ларечков! Чего там только нет -- от чисто тульских лаптей китайского производства до дешевых картриджей для принтера (как правило, родом из тех же краев). Именно в таких местах покуда осталось место для стихийной торговли электрооборудованием и прочей техникой в стиле хай-тек. Причем продают там не только удобные для вноса и выноса мобильные устройства. Нет, все куда интереснее -- там можно за вполне пристойные деньги купить "пиратскую" спутниковую антенну или домашний кинотеатр. Понятное дело, ни о какой серьезной гарантии не может идти и речи. Талон вам, конечно, нарисуют, а если очень попросите -- то и чек... чуть ниже мы к этому еще вернемся.
   Конечно, за рынками в больших городах следят. Периодически проводят показательные рейды и даже показывают специальные сюжеты в теленовостях -- вот, мол, снова накрыли доблестные органы правопорядка преступную торговую сеть из трех ларьков. Позор прогульщикам и тунеядцам, то есть, простите, продавцам контрафактной продукции! Скоро их изведут, не сомневайтесь. Противники из них (для органов, понятно!) идеальные -- малочисленные и слабые. Но пока не извели -- отчего бы и не воспользоваться услугами? Уж всяко будет о чем внукам рассказать. Вперед, доблестный читатель!
   Слегка небритые и не всегда хорошо понимающие по-русски продавцы помогут вам подобрать подходящую модель. Обитают они обычно неподалеку от входа на рынок, возле палаток с горячим закусоном и в других ключевых местах. Раньше все было не так красиво. Раньше они раскладывали свой товар на каких-то замызганных столиках и лотках. Теперь же продавцы "совсем как новых" мобильных устройств обзавелись красивыми стеклянными шкафчиками. В такую импровизированную витрину легко помещается полсотни мобильных телефонов. К тому же в случае несанкционированного приезда граждан в форме, знакомой до боли, шкафчик без особого труда можно переместить в сухое и темное место. Не слишком чистоплотно, не слишком удобно, никакой гарантии работоспособности -- зато ну очень дешево. Многих такие условия устраивают, не отпугивает и возможное криминальное прошлое товара. Да, всегда есть вероятность, что приобретаемый на рынке телефон сменил прежнего владельца против его воли, и что когда-нибудь этот владелец, если он достаточно упорен в достижении цели, заглянет к вам на чай -- нервный, обозленный, в компании крепких ребят, облаченных в уже упомянутую форму. Но, право же, мы о таких случаях что-то не слыхали...
   Рыночные цены обычно на 20-30% ниже магазинных -- к примеру, Nokia 6111 может стоить в пределах 6 тысяч рублей, а простенькие раскладушки вроде Samsung SGH-X460 или Sony Ericsson Z300i вообще можно купить за полторы тысячи. Если, конечно, хорошенько поискать.
   Коль уж вы решились на такую покупку, постарайтесь не ходить на рынок в одиночку. И непременно проверяйте работоспособность устройства прямо на месте. Волшебное словосочетание moneyback рыночным торговцам если и знакомо, то ни один из них вам в этом не признается, разве под воздействием утюга или паяльника.
   Но цивилизация неумолимо движется и в эту обитель частной и не всегда законной инициативы. Если зайти вглубь, подальше от небритых ларечников и зычных зазывал, то вы найдете настоящие павильоны. Практически у всех крупных контор по продаже сотовой техники и электроники есть свои "точки" на всех крупных рынках. Правда, цены там будут такие же, как везде -- не меньше, но и не больше. Сами понимаете: налоги, транспортировка, аренда помещений -- все это оплачивается за счет покупателей. Зато тут вам будет и гарантия, и возможность оформления кредита. И выбор, как водится, снова за вами.
  
   Таможня сдает добро
   Если в одном конце города устройство стоит на 20 рублей дешевле, чем в другом, это не значит, что надо ломиться через весь город, дабы сэкономить лишнюю копейку. Больше на транспорт потратите. Но если речь идет не о банальной двадцатке, а о нескольких сотнях? Стоит ли игра свеч? Нужно ли зарываться на долгие часы в справочник "Товары и цены" или опрашивать народ в многочисленных сетевых форумах и конференциях?
   Давно известно, что у каждого человека складывается свой круг общения -- будь то в интернете или в реальной жизни. Наверняка есть такие форумы и сайты, о которых вы и слыхом не слыхивали. Вам, может, и в голову не приходило набить в поисковике фразу "магазины контрафакта". А кто-то, представьте себе, только там и отоваривается. Или по знакомству берет мелкооптовые партии на таможне и распространяет за малую мзду среди своих знакомых. Словом, где-то есть дешевле, но вас туда не зовут? Подумаешь, ерунда какая! Приходите сами.
   Где находятся так называемые "магазины таможенного конфиската", точно никто не знает. В интернете вы ни одного адреса просто так, с наскока, не найдете. Взять, к примеру, московские сток-центры. Какие из них торгуют конфискатом, а какие -- просто "уцененкой"? В любом случае, если в стоке есть отдел с аппаратурой и мобильной техникой -- имеет смысл заглянуть и изучить ассортимент.
   Если терпением и настойчивостью вас при рождении не обделили, можете взять в обычай периодические прогулки в районе таможенных складов и терминалов. Адреса этих неоднозначных заведений вы легко найдете в городском телефонном справочнике или в интернете. Именно там кучкуются, почкуются, исчезают и вновь появляются разнообразные магазинчики, торгующие сотовой аппаратурой, цифро-аудио-фото, обувью, канцтоварами и прочими предметами роскоши. Цены вас приятно удивят.
   Покупка контрафактной продукции имеет свои особенности, о которых мы расскажем чуть ниже. В целом же этот способ -- непростой, и плохо подходит для тех, кому нужно, чтобы "через полчаса в лесу было сухо, светло и медведь". Долго искать, долго ждать, и никакой гарантии, что в итоге получишь именно то, что ищешь. Хотя порой можешь получить что-то лучшее и за меньшую цену... В общем, снова во весь немалый рост встает проблема выбора: то ли заплатить, сколько просят в ближайшем магазине, и забыть про мучения, то ли продолжать поиски с упрямством, достойным детей капитана Гранта. Что предпочтем?
  
   КУПИТЬ В ПАУТИНЕ
  
   Нет желания таскаться по магазинам? Любое устройство можно приобрести, не выходя из дома -- был бы выход в сеть. Разброс цен на ту или иную модель можно проверить с помощью сервиса Yandex.Маркет (www.market.yandex.ru) -- достаточно забить название устройства в строку поиска. Если вы предпочитаете основательный подход к делу, обратите внимание на сайт www.pricemarket.ru -- это каталог товаров и интернет-магазинов Москвы.
   Есть еще www.priceok.ru -- здесь можно сравнить характеристики и цены практически на любое устройство. Так же как и на Яндексе, тут показывают цену и адрес сетевого магазина. Кстати, чтобы своевременно узнавать о падении цен, на www.priceok.ru стоит подписаться на специальную рассылку. Очень удобная штука.
   Не забудьте и еще один популярный ресурс -- www.price.ru. Это тоже каталог объявлений сетевых магазинов, и по выбору этих объявлений он, пожалуй, превосходит предыдущий. Но вот сервис куда попроще -- Прайс.Ру рассчитан на покупателей, которые точно знают, какое именно устройство им требуется, и заходят именно за ним.
  
   Куда смотреть?
   "Не все йогурты одинаково полезны!" -- вещает нам известная реклама известной фирмы. С этим высказыванием можно спорить, можно и соглашаться, но вот что не все объявления в каталогах соответствуют своему содержанию -- "это вам не факт, а истинное происшествие", как говаривал великий русский ученый Тимофеев-Ресовский. Разумеется, каталоги модерируют, но в одном только Прайс.Ру размещено более 4 миллионов предложений от тысячи различных фирм. Вы представляете себе, как всю эту ораву проверять на соответствие? Вот и мы -- не очень.
   Именно поэтому настоятельно не рекомендуем увлекаться наиболее заманчивыми предложениями, которые по запросу выводятся на самом верху списка. Их легко опознать -- как правило, цены в них ощутимо ниже, а ссылки ведут прямо в лапы продавцам, обученным художественному развешиванию макаронных изделий на внешние органы слуха покупателей. Некоторые из них умеют также посыпать пудрой кору головного мозга. Оно вам надо?
   Правильно. Лучше проигнорировать этот бесплатный сыр, чуток прокрутить колесико мышки, и остановиться на обширном списке объявлений с примерно одинаковыми ценами. Вот это и будет то, за чем мы пришли.
  
   Подтвержденный склад
   Эта фраза напротив объявления означает, что по указанному адресу вы обретете искомое с большой гарантией. С большей, нежели по ссылкам, не оснащенным подобным штампом.
   Вообще, наличие товара на складе -- это, похоже, вечная проблема всех виртуальных магазинов. Очень немногие из них успевают своевременно обновлять базы данных сайтов, и популярные модели могут расхватать, а объявление будет радостно сообщать, что этих песен у данного певца еще есть, причем столько, что всей Москве не съесть. И даже более того: нам закралось в души и плотно там угнездилось недоброе подозрение, что базы не обновляют намеренно. И вот почему.
   Вы увидели искомый прибор. Цена вас устраивает, и вы, ничтоже сумняшеся, делаете заказ. Разумеется, оставив в форме контактные данные, включая и телефон. Довольно скоро вам звонит менеджер магазина, и рассыпаясь в извинениях, сообщает об отсутствии товара на складе. Но! -- радостно извещает он (она), -- если вы не спешите, и согласны подождать недельку-другую, то мы всеобязательно вам доставим ваш заказ! Ах, спешите... как жаль. А вот этот вот приборчик не желаете вместо заказанного? Честное-благородное-пионерское, вот вам крест на пузе во всю спину -- он ну ничем не отличается от выбранного вами! Ну, немножко дороже, но зато... нет, вы только посмотрите, как мех играет на солнце! Это же натуральные шанхайские барсы!!!
   "Все, господа, мы попали!" (с) Масяня. Далеко не каждый после такой тирады сможет отказаться и вежливо, но твердо вымолвить слово "нет". Особенно если нет опыта общения со столь бойкими ребятами. Воспитание ли, природный ли такт, боязнь ли обидеть отказом, -- в любом случае мы начинаем чувствовать себя без вины виноватыми, и покорно соглашаемся либо купить то, что нам предлагают взамен, либо дожидаться искомого. А теперь давайте не посмеемся, а грустно улыбнемся -- это именно то, чего хотели не вы, а продавец. "Ну и в чем тут мораль, Хрюндель?" (с) она же.
   А мораль проста: не бойтесь отвечать отказом, если предложение продавца не согласуется с вашими собственными чаяниями. Это не ему нужно продать -- это вам нужно купить! Причем именно то, что вам нужно, не больше, но и не меньше. Магазинов в сети хватает -- просто поблагодарите менеджера и спокойно отмените заказ. После чего зайдите в другой, в третий магазин -- так или иначе, но в каком-нибудь из них товар окажется в наличии. Что и требовалось.
   Как правило, крупные сети магазинов вроде "Олди", "Белого Ветра", "Евросети" или "ИОН-Центра" имеют, помимо онлайн-магазинов, еще и вполне реальные салоны. И у этих корифеев рынка есть централизованная служба, которая следит за наличием товара и состоянием сайтовых каталогов. Здесь вам не предложат немедля приобрести устройство, которое еще невесть когда завезут на склад. Вы точно узнаете, можно ли обрести своего избранника сей момент, или придется обождать, а если обождать -- то сколько. Единственный, но весомый недостаток крупных торговых сетей -- цены там, несмотря на объявленную им войну, сдаваться не спешат. Что поделать -- сервис стоит денег.
  
   24х7
   По этой формуле работают практически все интернет-магазины. Но если точнее -- так работают их сайты, а службы обработки заказов и доставки по ночам имеют обыкновение спать, а по выходным -- отдыхать. Поэтому если вы сделали заказ в пятницу вечером, не ждите доставки в субботу утром -- добро если на заказ обратят внимание в понедельник.
   Время, прошедшее с момента отправки заказа на сайте до звонка менеджера, может служить косвенным признаком того, насколько хорошо относится данный магазин к своим клиентам. Норма -- не более 2-3 часов, если ваше ожидание затянулось на полдня -- достаточный повод для прощания со столь ненавязчивым сервисом.
   Служба доставки и служба обработки заказов -- разные подразделения, а нередко и разные организации: интернет-магазину не всегда по карману содержать курьерскую службу, и обычно такие конторы нанимают курьеров на стороне. Постарайтесь во время телефонного разговора с менеджером магазина это выяснить, чтобы не наезжать попусту на курьера, если что не так с заказом.
   Что касается вида оплаты, то покупать технику по безналичному расчету имеет смысл только в том случае, если вы сами зарабатываете деньги на мелком опте и неплохо знакомы с конторой-поставщиком -- частному лицу безнал противопоказан. Некоторые магазины работают с банковскими картами и платежными интернет-системами, вроде Яндекс.Деньги. Но самый распространенный способ оплаты сетевой покупки -- наличными курьеру. Правда, у курьеров вечно не бывает сдачи. На самом деле, она у курьеров, разумеется, есть, но кто из них в здравом уме откажется от прибавки к своему скромному жалованию? Ведь меньше, чем причитается, курьер взять не имеет права, а больше... если, например, переплата составит 20-30 рублей, то девять из десяти покупателей махнут рукой -- "сдачи не надо". И курьеру в радость, и клиенту не в тягость.
   Иное дело, если сумма сдачи сравнима с той, что значится на чеке. К примеру, стоимость покупки составляет 1220 рублей, а у вас под рукой только тысячные купюры. А курьер на автопилоте извещает об отсутствии сдачи. Улыбнитесь ему, предложите оставить товар, а самому с означенной тысячей сгонять в близлежащий магазин. Не станут просто так разменивать -- пусть бутылку пива купит, что ли... В любом раскладе, сдача -- не ваша забота, а курьера. Хотя если уж по справедливости, зная сумму заказа заранее, можно и самому ее собрать к моменту доставки.
  
   "ГНИ СВОЮ ЛИНИЮ"
  
   Вы наверняка заметили, что до сих пор мы ни разу не порекомендовали какую-либо конкретную модель телефона или ноутбука. И, что характерно, дальше этого тоже не будет. Эта статья посвящена не выбору прибора, а его приобретению. Согласитесь, рекомендация в духе "лучший телефон -- Х, лучший КПК -- Y, лучший ноутбук -- Z, а лучше камеры ЕПРСТ вам не отыскать, как ни ищите" отбирает у вас, как у покупателя, свободу выбора. А "на это мы пойтить не могем". Мы можем лишь информировать вас о большинстве современных устройств (для чего мы и делаем журнал), о характеристиках и свойствах некоторых из них (это мы тоже по мере сил обеспечиваем), и предоставить читателям возможность самостоятельно выбрать то, что им по нраву, вкусу и потребностям (отгадайте с одного раза -- что мы для этого делаем?). Есть у нас раздел "Экспертиза", есть каталог "Модельные ряды", есть MOBI-диск, наконец!
   Нет и не будет одного -- настоятельных рекомендаций. Да, что-то нам нравится больше, что-то -- меньше. Многие из наших предпочтений мы подтверждаем фактами. Многие -- но не все. Именно потому не будем спорить о вкусах, а расскажем о том, как именно можно эти вкусы удовлетворить, избегая пустой траты средств и времени.
   Методика покупки устройства зависит от его типа и места приобретения. Один и тот же телефон покупать нужно по-разному: в салоне большой торговой сети -- так, а у торговца таможенным конфискатом -- эдак. Но поскольку тип устройства все-таки первичен, то от него мы и будем плясать, всякий раз отмечая особенности, накладываемые местом покупки.
   Перед тем как перейти к частностям, дадим один общий совет. Помните, выше мы рекомендовали не ходить на рынки в одиночку? Так вот: это относится практически ко всем местам, где можно отовариться мобильными устройствами. Компаньон может пригодиться не только на рынке, но и в магазине, и даже дома, если выбран способ покупки через интернет. Зачем?
   А вот об этом -- ниже.
  
   Телефоны
   Сюда же мы отнесли и смартфоны: технически они ничем от обычного телефона не отличаются, а наличие или отсутствие ОС в аппарате на методику покупки не влияет.
   С чего начинается покупка? С проверки? Верно, но не вполне -- покупка начинается с моральной подготовки. Можно сказать, с аутотренинга: настройтесь на серьезный лад и постоянно помните, что вы, как покупатель, всегда (ну, или почти всегда) правы. Если вы ведете себя неуверенно, только очень богобоязненный и человеколюбивый продавец не попытается всучить вам некондицию. Каковой даже в известных салонах хватает, а уж в таможенных и рыночных "бутиках" этого добра -- просто завались.
   Продолжение -- визуальный осмотр. С этого момента и до выплаты денег в действие должен вступать ваш спутник, оснащенный боевым опытом и отягощенный здравым смыслом. Если, разумеется, вы таковым спутником озаботились заранее.
   Покуда продавец всеми доступными способами пытается вас охмурить, друг-товарищ не должен позволять ему это проделать. Тоже всеми доступными. Внимательно подмечать несообразные детали поведения коммерсанта, указывающие на то, что в сделке изначально что-то не то и не так. Аннулировать все попытки ускорить процесс осмотра ("Да что там смотреть -- все же работает!"), пресекать на корню объяснения типа "да у него батарейка разряжена, давайте вон в розетку воткнем". Помните, что продавец хочет поскорее расстаться с аппаратом в обмен на солидную сумму дензнаков, а вы отдаете эту сумму, чтобы аппарат обрести всерьез и надолго. И кто после этого должен диктовать условия?
   Первым делом проверим корпус телефона на предмет царапин, трещин, потертостей -- словом, физических повреждений. Цел? Добро, теперь внимательно осмотрим батарею. Если она выглядит слегка вздутой -- потребуйте снизить цену на сумму, равную стоимости новой батареи. Потому что такой хватит не больше чем на пару кратких бесед, даром что индикатор показывает полный заряд. Кстати, вздутой батарее частенько сопутствует окисление ее контактов, поэтому обязательно проверьте, нет ли на них налета медной патины (для тех, кто не знает, -- видели когда-нибудь малахит? вот примерно такого цвета пятна, на светлой меди хорошо заметны). Эту беду можно только приостановить, но отвести -- никак. Такой аппарат проще вернуть, и поискать чего получше.
   Следующая стадия проверки -- дисплей. Небольшие потертости защитного стекла для б/у аппарата -- не дефект, для нового -- сами понимаете. Но главное -- чтобы не было "битых" пикселей на матрице. Чтобы обнаружить этих "инвалидов", следует поочередно открыть для просмотра в полноэкранном режиме любые картинки, главное, чтобы контрастные -- светлые и темные. В технические детали зарываться не будем, для вас важно лишь, что некоторые битые пиксели видны лишь на светлом фоне, а некоторые -- лишь на темном: точка, отличающаяся цветом от "здоровых" соседей. Если дело происходит на рынке или вы покупаете б/у телефон -- требуйте снижения цены. А если же экран с "битыми" пикселями вам предложили во вполне уважаемом салоне... что ж, знайте: у вас за спиной во весь рост вытянулся Дух "Закона о защите прав потребителей". Дух этот вполне в состоянии заметно осложнить жизнь продавца, и продавец об этом знает. Посему продемонстрируйте ему дефект и настоятельно потребуйте заменить устройство. Во избежание.
   Да, кстати -- для проверки работоспособности телефона нужна вторая SIM-карта. Первая -- это которая в вашем старом телефоне или в трубке у вашего спутника. Потому как настало время протестировать работу телефона как телефона. Позвоните с грядущего приобретения на второй телефон, а потом -- в обратном направлении. Вряд ли место, где совершается сделка, находится в значительном удалении от ближайшей базовой станции, поэтому разговор в обоих случаях и в обе стороны должен быть слышен чисто, без добавочных скрипов, скрежета и выпадений слогов. Если же происходит обратное -- для начала удостоверьтесь в том, что сигнал достаточно силен (индикатор показывает полную или почти полную шкалу), после чего, памятуя присутствие Духа за спиной, требуйте заменить аппарат. Причем вот тут как раз неважно, где и у кого вы его покупаете. Телефон -- средство связи, и если вместо собеседника вы слышите в трубке голоса персонажей фильма "Парк Юрского периода", то никакие скидки это не поправят. Замена и только замена.
   Далее: в большинстве современных аппаратов голосовой и полифонический динамики -- это два разных устройства. Именно поэтому обязательно проверьте звучание последнего. Если он даже на предустановленных рингтонах выдает не мелодию, а уже упомянутые саундтреки к упомянутому фильму -- решать вам. Мы придерживаемся мнения, что даже для абонента с напрочь отсутствующим музыкальным слухом такие фонемы вредны. Лучше незаметно пнуть Духа, дабы не отвлекался, и опять-таки потребовать замены.
   Проверять все пункты меню -- занятие бессмысленное. Современный телефон -- это своего рода комбайн: помимо телефонного блока, в нем есть модем, камера, модули беспроводной связи (ИК-порт, Bluetooth), нередко -- FM-радио, слот для карты памяти. Вот их и нужно проверять, а не Т9 и не телефонную книгу.
   Камера. Заранее, перед покупкой, выясните, что она умеет, а что -- нет. Например, требовать макрорежима или автофокуса от камеры, установленной, скажем, в Nokia 6233, можно до посинения, но эти режимы там не появятся. И Дух здесь не помощник -- он наверняка сделает вид, что не слышал ваших опрометчивых требований. А вот ежели на объективе вдруг обнаружится царапина -- тут он наверняка оживится и кровожадно уставится на продавца. Менять.
   Модем можно проверить автономно, но если вы собираетесь регулярно использовать трубку в качестве точки выхода в Паутину, нужно прихватить с собой ноутбук или КПК, соединить их с телефоном посредством кабеля или "синего зуба", и ненадолго, но выглянуть на просторы сети. Заодно проверьте, как работает передача файлов и вообще синхронизация устройств по вышеозначенным интерфейсам. Да, не спорим, продавец к этому моменту проникнется к вам "теплейшими" чувствами, но не забывайте, что с ним вы попрощаетесь через полчаса, и вряд ли когда-нибудь еще встретитесь, а с телефоном вам делить общее пространство придется наверняка не один год. Ну и кто вам роднее? Вот именно.
   Проверка FM-радио совмещена с проверкой гарнитуры -- проводные "уши" работают также и в качестве антенны. Подключили, поймали любимую станцию, послушали немного (если аппарат умеет -- запустите звук и через внешние динамики) -- все, хватит.
   Аппараты со слотами под внешнюю память обычно комплектуют минимальными картами этой самой памяти. Установите карту, проверьте, видит ли ее файловый менеджер телефона, и если видит -- пусть ваша душа будет спокойна.
   Обследование продажного комплекта можно считать законченным, если вы совершаете покупку в магазине. Если с рук -- внимательно проверьте, каким зарядником снабдили аппарат, а если есть кабель -- осмотрите и его. Очень желательно, чтобы и тот и другой были фирменными. Продукция безвестных левшей, населяющих хутуны славного города Гонконга, отличается крайне непредсказуемым нравом: может исправно функционировать, а может довести телефон до "исправительных работ". Работники сервисных центров очень неприветливо относятся к трубкам, покалеченным "левыми" зарядниками и кабелями, зачастую прямо советуя "выкинуть этот хлам и купить новый аппарат". Нет, этот путь не для нас.
   Все, настал последний этап истязаний продавца -- заполнение документов. Разумеется, это все справедливо лишь для официальных торговых салонов. Какая гарантия на "левую" трубку? Правильно -- тоже "левая".
   Итак, документы, обязательные для "белых" устройств: товарный чек, кассовый чек и правильно заполненный гарантийный талон. Правильно -- это со штампом магазина, подписью продавца и безошибочно записанным IMEI ("личный" номер телефона). Посмотреть IMEI можно, набрав с клавиатуры комбинацию *#06#. Номер, что высветится в ответ на дисплее, должен совпадать с номером, указанным под батареей телефона и на коробке. Кстати, если какой-то из них отличен от других -- настоятельно обратите внимание продавца на этот неприятный факт, и потребуйте его устранить. После же остается лишь проследить за заполнением талона. Каковой, кстати, должен быть не просто правильно заполнен -- он должен быть фирменным. У разных вендоров они выглядят по-разному, но есть общая деталь -- дорогая полиграфия. Водяные знаки, плотная бумага, голограммы и прочие защиты от подделок. Ни в коем случае не допускайте, чтобы талон распечатывали при вас на принтере! Опять же, если даже и не при вас -- надеемся, вы сможете отличить офсетную печать от принтера, пусть даже и очень качественного. Если попросту: сравните его с любой денежной купюрой. Фирменный талон имеет с ней куда больше общего, чем "левый", это видно сразу.
   Гарантийные талоны, которыми снабжают телефоны в интернет-магазинах, частенько не содержат ничего, кроме штампа магазина. Если талон при этом фирменный -- берите, ничего страшного. Потом собственноручно заполните и распишетесь -- в сервисе никто не будет выяснять подлинность подписи. А вот если эта грамотка -- филькина, то такой телефон мы вообще рекомендуем вернуть курьеру и при нем же позвонить в магазин, извещая менеджера о своем решении. Ибо место, в которое работники сервисных центров предлагают внедрить самопальный талон, мы здесь упоминать категорически отказываемся.
   Напоследок добрый совет. Поскольку продавец после такой проверки вас наверняка запомнит, и "возлюбит по-христиански", постарайтесь сразу же купить и все потребные аксессуары -- чехол, "синезубую" гарнитуру, если нужна, карту памяти пристойного объема (опять же если нужна). А то, глядишь, при следующем визите и присутствие Духа Закона не сможет удержать этого доброго человека от мануального воздействия на вашу тонкую натуру. Нет, лучше уж все и сразу, и без лишнего риска. Ну вот -- теперь можно идти обмывать приобретение! С полным основанием.
  
   КПК и коммуникаторы
   Так же как и предыдущие два класса устройств, эти аппараты ничем не отличаются друг от друга в плане проверки на вшивость. Единственное "но": в коммуникаторе следует тестировать и телефонный модуль. Как -- изложено выше.
   А мы начнем с отличий. Первое -- дисплей. Он в подавляющем большинстве КПК -- сенсорный. Редко, но бывает, что настройка сенсора изначально сбита, или он просто не работает. Второе будет понятно сразу же: экран никак не отреагирует на тычки стилусом. Первое же выясняется после стартовой загрузки ОС, во время которой вам будет предложено откалибровать экран. Постарайтесь сделать это недрогнувшей рукой. Дождитесь полной загрузки. Если после этого ОС будет вызывать к жизни вовсе не те пункты меню, которые хотите вызвать вы, -- верните прибор продавцу, дабы он принес нормальный. Не лечится.
   Остальные методы проверки -- те же, что и для телефонов. Единственное, на что стоит обратить внимание, это стабильность работы ОС. Если аппарат в первые же минуты общения "подвисает", а то и самопроизвольно перезагружается -- значит, что-то в нем не в порядке, и дальше будет только хуже. Менять, менять!...
   Многие современные КПК оснащаются модулями Wi-Fi и GPS. Первый проверить можно, если поблизости найдется соответствующая сеть. В центре крупного города это -- не проблема, но если сеть не отыскалась -- не грустите. Нам покуда не попадались КПК с неработающим Wi-Fi, а если вдруг вам не повезет -- просто замените прибор по гарантии.
   Проверить работу GPS можно лишь на открытой местности. Призовите на помощь Духа, а также свой персональный дар убеждения, и предложите продавцу выйти с вами подышать свежим воздухом. Пока он будет дышать, запустите приемник. Если с ним все в порядке, через пару-тройку минут он должен отыскать несколько спутников и сообщить вам о результатах поиска. Этого достаточно -- устройство работоспособно. Порадуйте продавца, пусть заканчивает дышать.
   Остальные методы вам уже знакомы. Из рекомендаций -- все те же аксессуары: чехол (если его нет в комплекте), гарнитура, карта памяти. Особенность -- защитная пленка на экран. Вот ее настоятельно рекомендуем приобрести: стоит копейки, а сбережет устройство на очень серьезные рубли.
  
   Ноутбуки
   Против обыкновения, начнем эту главу с категоричного совета. Если нет в том неотступной нужды -- не покупайте ноутбуки с рук и на рынках. Прибор это сложный, дорогой, и полноценно протестировать его при покупке непросто -- обычно все недостатки выявляются уже в процессе использования. А починка без гарантии стоит очень существенных денег, сравнимых с ценой нового устройства. Исключение из этого правила -- если ноутбук продает ваш хороший знакомый, которому вы всегда можете "намылить холку", если что-нибудь не то случится.
   Не стоит брать и ноутбуки редких марок (особенно таких, о которых вы ни разу не слыхали до настоящего момента), а также известные, но не предназначенные для распространения в России. Последнее видно сразу -- клавиатура не русифицирована, либо русификация представляет собой не лазерную гравировку, а банальные наклейки. И для тех и для этих аппаратов в сервисах может попросту не оказаться запчастей, не говоря уже об отсутствии гарантии.
   Надеемся, вы вняли нашему доброму совету и отправились в магазин. Методика проверки ноутбуков в общем и целом та же, что и для остальных устройств. Единственное, что следует учесть, -- вероятно, что предложенный вам прибор будет иметь несколько иную конфигурацию, нежели та, что вывешена на сайте. Обычное дело: здесь выбор -- целиком на ваше усмотрение. Устраивает вас такой набор -- ну и славно. Хотите получить именно то, что хотели с самого начала, -- требуйте, вы в своем праве.
   Определить конфигурацию с точностью до последнего диода вам поможет замечательная утилита Everest 3.01 (выложена на MOBI-диске). Дистрибутив весит всего 8 Мб, так что прихватить его с собой в магазин проблемы не составит.
   Кстати, конфигурацию прибора можно изменить еще на стадии покупки. Сегодня вендоры все чаще предлагают не модели, а линейки, с возможностью комплектации по усмотрению заказчика. Конечно, никто не помешает поставить винчестер большего объема и увеличить оперативку позже, но если это же предлагают сделать здесь и сейчас -- не видим причин благородным донам не согласиться на это предложение. Разве что денег не хватит -- но вы ведь совет наш в самом начале внимательно читали, верно?
   Постепенно у вендоров входит в обычай снабжать ноутбуки сумками. Хороший обычай -- жаль, что не все покуда ему последовали. Если сумки нет в комплекте, но она есть в магазине, -- купите сразу, поскольку она сразу и пригодится.
   И напоследок -- совет из нашего личного опыта. Некоторые продавцы -- из тех, что не отягощены предрассудком по имени "совесть" -- могут предложить вашему вниманию под видом нового устройства витринный образец. В чем засада? Простенько: это нормальный, рабочий ноутбук, но у него уже частично попользованная батарея, а под клавиатуру и в корпус пусть и немного пыли, а набилось. Витринные образцы тоже продают (правда, чаще -- сотрудникам магазина или их знакомым), но с уценкой в 10-15%. Если же его пытаются продать по цене нового -- это, знаете ли, не есть гут.
   Определить витринное прошлое ноутбука несложно. Первым делом осмотрите гнездо для замка Kensington. Оно есть в каждом ноутбуке, и представляет собой овальное отверстие в одной из боковин корпуса. Предназначено для "привязного" содержания прибора: в гнездо вставляется замок с тросиком, который вторым концом крепят к чему-то малоподвижному, вроде витринной стойки. Разумеется, ноутбук упереть можно и с такой привязи, но нам сейчас важно не это. Нам важны царапины и потертости на самом гнезде и в его окрестностях, которые неизбежно оставляет металлический замок (см. фото). Иногда витринное содержание оставляет царапины не только в районе замка (что, к слову, имело место в нашем случае).
   Второй же, косвенный признак -- полностью установленная Windows с программами, однозначно не входящими в комплект поставки. Вроде смотрелок графических файлов, интернет-пейджеров ICQ либо Miranda, или, скажем, знаменитого плеера WinAmp. Разумеется, каждый пользователь ставит те софтины, к которым привык, но не каждый помнит, что за собой их следует зачищать.
   В общем, если вы обнаружили, что новое устройство на деле не такое уж и новое, можете с одинаковым основанием потребовать и замены, и уценки. Второе, как правило, сложнее -- скорее всего, продавец невнятно извинится и притащит новый прибор. А этот отложит до лучших времен, которые придут вместе с менее внимательным и занудным покупателем.
   Ужо ему!...
  
   Цифровые фотоаппараты
   Тут мы снова повторим совет из предыдущей главы: не покупайте фототехнику с рук, исключая разве что самые примитивные и дешевые мыльницы, в которых и ломаться-то особо нечему, или те нечастые случаи, когда руки, продающие аппарат, принадлежат вашим знакомым. Чтобы потом их можно было оторвать, хе-хе...
   Все цифровые камеры -- ценой от 400 вечнозеленых и до облаков -- покупать следует в официальных магазинах, и внимательно следить, чтобы гарантийный талон был заполнен сообразно. Камера в первую голову -- сложный оптический прибор, ремонт которого обходится обычно дороже, чем приобретение нового. Так зачем тогда игнорировать гарантию и экономить на спичках, теряя на ювелирных украшениях?
   Проверка камеры в условиях магазина довольно ограниченна. К визуальному осмотру и десятку-другому тестовых снимков можно добавить лишь проверку дисплея на "битые" пиксели да оптических деталей -- на скрытые дефекты. Если вы озаботились прихватить с собой ноутбук, нужно сгрузить на него тестовые снимки, сделанные в основных режимах, и оценить их на предмет искажений, которые может вызвать неправильная юстировка оптических деталей. Справедливости ради отметим, что такие случаи исчезающе редки, и если даже вы обнаружите сбитую юстировку не в магазине, а дома, "инвалидный" аппарат вам безропотно заменят на исправный.
   Главное в фототехнике, как ни парадоксально звучит, -- не камера. Ну, то есть без камеры, понятно, не обойтись, но стоит купить ее, как немедля обнаруживается, что никак нельзя обойтись без уймы аксессуаров. Достаточно сказать, что на производстве, например, объективов для зеркальных камер ведущие вендоры отрасли зарабатывают намного больше, чем на производстве этих самых камер. А вспышки? А штативы?
   В общем, мы не погрешим против истины, если скажем, что стоимость всяческих примочек, которые приходится докупать даже любителям, довольно скоро превышает стоимость самой камеры. Кофр, штатив, внешняя вспышка, комплект насадочных линз, карты памяти, запасные аккумуляторы для камеры и вспышки, переносной винчестер для хранения файлов, наконец! А это -- лишь малый набор владельца однолинзовой камеры формата SLR-Like, вроде Panasonic DMC FZ-30... О профессиональных фотографах мы и не заикаемся, потому как при одной лишь мысли о стоимости набора аксессуаров для какого-нибудь Nikon D200 или Sony Alfa можно стать пожизненным заикой.
   Совет здесь может быть лишь один: не пытайтесь покупать все и сразу. Во-первых, это просто может повредить здоровью, если вдруг жена (муж) прознают, сколько все это стоит. А во-вторых и главных, все и сразу вам просто не понадобится. Ограничьтесь лишь малым набором, который мы чуть выше перечислили. Да и его составляющие можно не покупать сразу. Как говорится, слона в лифте следует поднимать по частям.
   Остальное -- как обычно.
   ++++++++++++++++++++++++++++++
   Мелкие и простые приборы вроде медиаплееров мы не стали рассматривать отдельно. Хотя бы потому, что большинство наших рекомендаций годятся и для них. Опять же, в плеерах ломаться особо нечему -- по сравнению с остальными аппаратами они просты до неприличия...
  
   WE'LL BE BACK!
   ...Ну что же -- вас, дорогой читатель, можно поздравить с удачной покупкой? Так поздравляем!
   Улыбнитесь на прощание продавцу, который находится в полуобморочном состоянии. И так вот, улыбаясь -- домой, домой, увлеченно возиться с новой игрушкой!
   Но... вы не забыли, как звучит подзаголовок этой статьи? Верно -- "Часть первая". А это означает лишь одно: мы с вами не прощаемся. Аккурат в следующем номере вас ожидает Часть вторая, в которой мы расскажем о том, как нужно продавать мобильные устройства.
   Ждем встречи через месяц!
   ************************************************************************
  
   Врезка N 1
   В ПОИСКАХ БЫСТРЫХ РЕШЕНИЙ
  
  
   Если речь идет о Москве, то все адреса можно найти в интернете. Взгляните, к примеру, на www.listshop.ru. Нашли нужный адрес, но не знаете, как добраться до места назначения? Есть такой замечательный сайт www.info.dtis.ru -- справочник маршрутной сети города героя и столицы нашей родины Москвы. А еще есть КПК с GPS, бумажные карты и рекламные буклеты со схемами проезда. На худой конец, при вас всегда остается язык, который, как известно, до Киева доведет (www.kiev2000.com/map/). Ну а если все-таки не до Киева -- просто поищите на www.mirkart.ru, быть может, ваш город уже внесен в базу этого мощного портала.
  
   Врезка N 2
   ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОРТАЛЫ
  
  
   Обычно эти ресурсы не занимаются продажей техники. Они о ней рассказывают -- подробно, основательно, сравнивая основные параметры и технические характеристики. Очень познавательно и, что самое главное, значительно облегчает процесс выбора нужной модели.
   Мобильные телефоны
   @ www.sotovik.ru -- подробный каталог, обзоры, новости; есть WAP-версия
   @ www.mobilprice.ru -- каталог и цены на мобильные телефоны
   @ www.mobiguru.ru -- отличный каталог, новости, обзоры, тесты, есть WAP-версия и контент-раздел
   Смартфоны
   @ www.mysmartfon.ru -- каталог, статьи, софт, новости и форум
   @ www.smart60.ru -- программы и игры для смартфонов на платформе Nokia Series 60
   @ www.9210.ru -- программы для смартфонов и КПК, статьи, обзоры
   КПК
   @ www.palmq.ru -- сайт посвящен карманным компьютерам Palm и Treo. Новости, ПО, обзоры
   @ www.hpc.ru -- а этот ресурс -- про КПК Pocket PC, Palm, iPAQ и смартфоны
   @ www.palm.kz -- новости, программы и книги для Palm
   @ www.handy.ru -- один из старейших в рунете, и, несомненно, один из самых умных и стильных ресурсов по теме
   Ноутбуки
   @ www.notebooks.ru -- все о ноутбуках и PDA. Новости, обзоры, конференции
   @ www.nbook.ru -- ноутбуки и КПК: каталог моделей, новости, тесты, обзоры, продажа
   @ www.nbprice.ru -- обзоры, новости, тесты, цены на ноутбуки
   Цифровые фотокамеры
   @ www.foto.ror.ru -- цифровые фотокамеры, обзоры и тесты
   @ www.digital-guide.ru -- масса полезной информации о фототехнике, съемке и обработке изображений
   @ www.city-45.ru/photolubitel/ -- фотокамеры, фотопринтеры, тесты, обзоры, советы
   @ www.foto.ru -- здесь можно не только изучить устройства, но и приобрести их
   @ www.dpreview.com -- если английский язык не пугает -- вам сюда: это один из самых авторитетных в мире ресурсов по цифровым камерам
   Универсальные
   @ www.mobimag.ru -- официальный сайт нашего журнала. Обзоры, тесты, новости -- все о мобильной технике
  



Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"