Кузнецов И. : другие произведения.

Бд14: краткий обзор полуфинала

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Блэк-Джек-14. Конкурс фантастического рассказа
  Конкурс. Номинация "Полуфинал"
  
  Предисловие
  Уровень полуфинала отличается от первого тура, прежде всего, поднятием нижней планки: самые слабые работы отсеялись - те, кто получили единицы, и большинство из тех, кто получили двойки, в полуфинал не попали.
  Поэтому единицы приходилось ставить более сильным рассказам, чем в первом туре. Ведь мы вынуждены распределять оценки между всеми рассказами полуфинала относительно друг друга. Кто-то из тех, кто получил сейчас единицу, в первом круге мог бы даже иметь тройку.
  И разрыв в качестве между единицей и семеркой в полуфинале не так велик, как в первом круге. Потому что лучшие работы, в основном, прошли в полуфинал, и так же, как в первом круге, задают верхнюю планку - сдвинулась только нижняя граница, как бы растянув шкалу.
  Хочу напомнить и о неизбежной субьективности судей, которую, несмотря на все их старания, полностью побороть невозможно: кто-то более чувствителен к одним аспектам (допустим, стилю, лаконичности, четкости форм), кто-то - к другим (допустим, к поэтичности, красоте образов, развернутости сюжета). Кто-то сильнее штрафует за слабость фантастичекого элемента, кто-то -слабее. И так далее. Поэтому оценки судей могут существенно разниться между собой. Поэтому же результирующая оценка является осредненной, со всеми недостатками и достоинствами осреднения. Но можете быть уверены, если у вас два десятка единиц - ваш рассказ почти наверняка плох практически для любого состава судей. И если у вас есть хотя бы одна семерка или даже пятерка - хоть кому-то ваш рассказ приглянулся, уже не так мало.
  В любом случае, все ваши рассказы вышли в полуфинал, то есть оказались, в целом, лучше тех, кто не вышел (исключения не отменяют правила).
  Вариативность моих оценок может составлять плюс-минус балл, поскольку достаточно трудно между собой сопоставить большое количество таких разных работ. Это означает, что рассказ, получивший 3, скорее всего, мог бы получить от меня и 4, и 2, но не 1 и не 5.
  
  Список работ-участников:
  
  ===========================================================
  
  1 Дочь человека-ягуара   12k   "Рассказ" Приключения, Фантастика, Сказки
  Имена кажутся мне странными. Обосновать затрудняюсь. Но, что ни имя, не ложится в повествование о подобных людях. Почему Саблезубый Череп? Почему Говорящий Ночью? Вымученными выглядят эти имена.
  Они кормили его мясом подгорных крыс и орехами белок - какими орехами, лед же пришел давно?
  "-Это месть мертвецов, - сказал Саблезубый Череп. - Началось" - вероятно, я пропустил, где этому шоумену сообщили о краже еды у мертвых. В реале побоялись бы, пожалуй. Да и странно, что он не поинтересовался, почему так мало народу осталось.
  Вообще же, в те времена, да еще в описываемых условиях, людоедство, надо полагать, процветало, и зазорным не считалось. И маленьких людей, пожалуй, отловили бы и съели.
  Картина распила черепа костяной пилой показалась мне вершиной накапливающихся впечатлений от рассказа. Негативных, конечно, но уже и смешных.
  Дальше стало еще хуже. Дочитывать, честно говоря, не хотелось, но пришлось себя заставить.
  "В ответ, Кошкины Глазки выдернула ту самую кость из свода, и выскочила прочь. За ее спиной костяная пещера обрушилась" - а маленькая женщина оказалась хитрее и проворнее воина, обретшего силу, знания и проворность многих. Типичный недостаток повествований о суперменах, споткнувшихся о ступеньку.
  Оценка будет низкой, несмотря на фразу: "подергать ту кость, от которой может обрушиться небо" - пожалуй, единственную стоящую фразу в рассказе.
  
  ===========================================================
  
  2 Бд-14: Машинка для поцелуйчиков   11k   "Рассказ" Фантастика
  "достаточно одеть шлемы" - во что они собираются одеть шлемы? Если на голову - надеть. Есть поговорка для запоминания: "Надеть одежду, одеть Надежду" - не наоборот.
  Две-три женщины за день, а в выходные и того больше... По рассказу получается, что это продолжалось немало дней. Невольно задумываюсь о характере работе героя до ухода в интернет. И задумываюсь также, не увлекся ли автор словесами? Сотни женщин для описываемого им типажа - весьма сомнительно (да и для любого, кроме профессиональной проститутки - странно), а счет идет явно не на десятки, а на сотни, раз не менее двух-трех в день. Тут либо уменьшать, либо перерисовать героя.
  Пианино (т.е. пресловутый рояль в кустах) в виде Ларисы из детского сада не красит повествование, добавляя натужной неуклюжести. Хотя, если бы она появилась как-то иначе, а не "вот как раз и я" - получилось бы нормально.
  Абсурдные установки в рассказе должны чем-то отыгрываться, а тут, увы, до Шекли далеко, больше напоминает историю для увлажнения носовых платочков. Плюс рояль. Лучше было остановиться на моменте, что старая любовь умерла, и найти оригинальное решение. Оценка будет ниже средней.
  
  ===========================================================
  
  3 In Vino Veritas   7k   "Рассказ" Фантастика
  Эпизод, на мой взгляд, едва дотягивающий до понятия "рассказ": обычно бывают проблемы в развязке, а тут мне как-то завязки показалось маловато. Персонажи вдруг материализовались из воздуха и, как ни в чем не бывало, "продолжили" действие.
  Состоит почти целиком из диалога. Не могу сказать, что имею какие-то определенные претензии к исполнению, как и не заметил особых положительных эмоций. Поворот с использованием бумаги для производства вина, пожалуй, удачен. Но как-то мало. Всего мало. Начальная заявка этого рассказа - не на 7 баллов, а заметно ниже. Если бы чем-нибудь помимо основной интрижки блеснуть, мог бы повысить, а так - оценка получится средней или чуть выше средней.
  
  ===========================================================
  
  4 Бд-14: Снеговик   12k   "Рассказ" Фантастика, Сказки
  "Воздушный" снег трудно "набрать в валенки", он туда не лезет. Проверено личным опытом.
  "На ручку такая ложится, глядишь на узор восхищенно" - на ручку двери или мальчик о своих руках думает как о ручках? Здесь выступает авторский взгляд, а думать-то должен герой, его взгляд дается, хотя и в третьем лице.
  В первый раз жизни мальчик карасей решил подергать, и тут же сообразил, как это делается? Может, дед все же раньше показывал? Обычно если дед берет на рыбалку, то тут же и учит. Все какие-то недоговорки, недотяги - нет цельного ощущения от картины, постоянно распадается. А ведь достаточно было бы слова "сам": "Решил Егорка впервые в жизни сам, без деда, на одном из местных ставков карасиков подергать".
  Мальчик знает о "страшной войне", но о воронках, конечно, ему никто ничего не рассказывал, поэтому он их упорно не понимает природы ям - и никого о них не спрашивает. Дети любопытны. Они обычно не стесняются спросить: "Деда, а что это за ямы?" И деда тут же расскажет: "Понимаешь, была война..." И никаких тебе русалок. Тем более, что "рассказов о сложностях жизни человеческой, мальчуган нахватался из бесед папы с дедушкой".
  "Вышел Егорка во двор и ахнул. Гулять, только гулять!" - ай да Пушкин этот Егорка, ай да Александр! Или даже Ленин - из рассказов об Ильиче и детях.
  "Нет, Мишутка, никто мне не поверит" - ребенок первым делом побежит рассказывать и звать-показывать. А не начнет рефлексировать на такие сложные темы как доверие и доказательства, даже если рядом отзывчивый слушатель в лице плюшевого мишки. И когда прибежит, скажет с порога: "Баба, пошли, что покажу! Там снеговик огромный!", а не начнет выспрашивать-вытряхивать какие-то байки о доброй нечисти и старой войне.
  В общем, получились наскладушки-неладушки какие-то, а не рассказ. Но сюжет есть, и сюжет отчасти сказочный, отчасти пацифистический. Если бы оценивал только несомую рассказом идею о плохости войны - непременно поставил бы семь. Но как литературное произведение, увы, высоко оценить не могу.
  
  ===========================================================
  
  5 Лодыри   8k   "Рассказ" Фантастика
  "На ходу Кай решал, как убить оставшиеся до конца рабочего дня время" - если бы в этом месте Кай решал, как ему убить, допустим, зам.директора института, получился бы неожиданный и своевременный разворот после скучного вступления. Был разочарован продолжением этого вступления.
  Вот весь абзац: "На ходу Кай решал, как убить оставшиеся до конца рабочего дня время. В столовую не сунешься - он уже отобедал, причем, дважды. В институтскую библиотеку тоже - закрыта на переучет. Поскольку промчаться в пятый раз по тем же самым коридорам для лодыря его уровня было непрофессионально, оставался последний вариант - курилка. Там можно запросто проторчать оставшиеся часы, поочередно травя анекдоты с научными светилами разной величины, вот только Кай не курил и с трудом переносил, когда курили рядом. Но не идти же работать, в конце концов! Так что других вариантов не оставалось."
  Вроде, целый абзац. И что здесь интересного читателю? По мне, так это формальное описание ситуации, полное воды. Если бы вместо этого было "На ходу Кай, как истинный лодырь, решил убить время в курилке: хоть не любил табачный дым, но лучше там", читатель ничего бы не потерял (я не призываю переправлять, просто иллюстрирую свои ощущения). Потому что остальные слова к дальнейшему и к предыдущему повествованию никак не приклеены, просто не нужны. Были бы они смешны, прям искрились бы юмором, притягивали бы красотой слога - тогда да, пусть бы их. Но ведь обыденно.
  "Вот только компьютеры - теперь уже без надзора - продолжали выполнять возложенную на них работу" - и далее. Так не бывает. Ни в каких НИИ. Особенно в тех, где считают бюджетные деньги. Эксперимент либо закрывают, помещение и расчетные мощности используют для других задач, либо сотрудники (тунеядцы или нет, зависит от случая) трутся и кормятся вокруг, пишут отчеты и обоснования для продолжения финансирования.
  Отказ одной из десяти машин выполнить задание обычно означает наличие ошибки в программе. И все. Поведение героев в рассказе мне представляется глупым, но не смешным. Подача, что не труд, а лень сделал из обезьяны человека, мне кажется разумной, но уже давно не оригинальной. Что есть еще? Обыденный, скупой язык, за который оценку не повысишь, но и не оштрафуешь. Впечатление, что это не рассказ, а отписка, словно бы кто-то заставил. Оценка будет средней или чуть ниже.
  
  ===========================================================
  
  6 Бд-14: Вершки и корешки   12k "Рассказ" Фантастика
  "Солнце висит над холмами лохматой кляксой" - это потому что атмосфера наполнена ионизированной пылью? Если видно солнце, значит, не особенно мутна атмосфера. Значит, пыль только внизу, и достаточно поднять антенны, чтобы сигнал ушел. Например, на аэростате. Если проблема с пылью типична, так бы и делали.
  "Быть может, он не слышит меня из-за проклятой пыли? Но тут пустячное расстояние" - кроме того, если пыль типична, был бы кабель между корпусами.
  Сначала не понял, какие воспоминания убираются в адаптационной камере и зачем, и почему другие остаются. В финале прояснилось. Нечто похожее не помешало бы заводам в промышленной зоне между Северной и Южной Кореями, где работают совместно рабы капитализма и социализма.
  Что не понравилось. Мертвый человек рассказывает о своей судьбе, причем даже о том, что было после смерти. Если бы это привиделось живому, а потом он "стряхнул морок и дальше пошел" - нормально. Даже если пошел бы к смерти.
  Оценка будет выше средней.
  
  ===========================================================
  
  7 Скидка на принцессу   12k   "Рассказ" Фэнтези, Юмор, Байки
  "если ты уберешь войска от нашей границы и понизишь ввозную пошлину на муку и сыры" - это она о папеньке так заботится? Понятие "наша граница" после ее выхода замуж изменится.
  В целом: написано живенько, читается легко. Кое-где было бы неплохо по мелочи подправить стиль, но и сейчас не критично для восприятия. Идея, что дракон устроил брачное агентство похищенных невест - забавна. Думаю, этот рассказ нашел бы себе читательниц на страницах соответствующих журналов или сборников. Несмотря на то, что не читаю подобную литературу, низкую оценку поставить не могу, будет, наверное, чуть выше средней. А высокой не будет не потому, что "не читаю", а потому, что изначальная заявка невысока - это просто байка, "хи-хи" без каких-либо особых смыслов или языковых красот. Как бабочка-однодневка. Чтобы автору не было обидно, поделюсь секретом: в списке рассказов жюри так же не поставил бы своему рассказу более пятерки (из семи возможных баллов). По той же причине. Есть более весомые и заслуживающие внимания рассказы.
  
  ===========================================================
  
  8 Живая вода, мертвая вода   7k   "Рассказ" Мистика
  Попробую поразмышлять. Поскольку девочка лежит в больнице в коконе проводов, человек с улыбкой - нереален. Она не может одновременно лежать и проявлять пленку. Таким образом, это происходит только в ее сознании. Где тогда фантастика? Мистика - где? Человек-образ в сознании девочки является, например, искаженным образом лечащего врача, и информация доходит до девочки, хотя она и не в сознании. Или она выдумывает, а реальность иная, и образ - просто образ, мало ли, что приснится.
  Мне не удалось найти в рассказе явного фант.элемента. Снижаю оценку. Но останется выше средней.
  К языку претензий нет.
  
  ===========================================================
  
  9 Лёгкая нотка ванили   12k   "Рассказ" Проза, Фантастика
  "И поёжилась" - дутая какая-то, на мой взгляд, эмоция у профессионалки. Сразу думаешь: "а та ли это ваниль, которую я знаю..." Не вяжется с предыдущим описанием событий - кажется, автор притягивает ложную эмоцию к идее с "легкой ноткой ванили".
  Все они - страшные люди. Но не более страшные, чем современные создатели рекламы.
  В чем идея? Манипулирование людьми посредством запаха, т.е. "Парфюмер", но без чернухи? Не особенно оригинально, но пусть. Возможность нейтрализовать "виртуальный запах"? Пожалуй. Плюс немножко социальной сатиры: Леди ДаДа, олигарх Проворов и пр.
  Герой, похоже, не доучился. Деление на ноль (если покинуть начальную школу) приводит к бесконечности. Это не аннигиляция, а неограниченная мультипликация получается. Чтобы обнулить, надо умножить на ноль. Так что формула если и сработала, то по какой-то другой логике.
  Теперь о сюжете. Если я правильно понял, в рассказе герой зачем-то выключил все запахи, и выступающие кандидаты стали действовать на аудиторию теми же средствами, какие применяют сейчас: галстуком, тембром голоса, стилем в словах, обещаниями, жестами, платиновыми очками и т.п. - то есть запахмейкер уступил место имиджмейкеру и считает это возвратом к честности? Или зачем?
  Мотивы героя мне не ясны. Мотивы начальника героя мне не ясны (поговорив с Голосом в подобной манере, можно оказаться не на даче, а на кладбище, и начальник это знает, и никакой запах или отсутствие запаха его от страха смерти не избавит).
  И что дается в концовке? Революционер-парфюмер задумался о применении запаха снова? Что же хотел сказать автор? Пусть прослыву не слышащим запаха, но я не понял. У меня впечатление, что автор не справился с управлением. Вижу отдельные разнонаправленные действия, не вижу обобщающего смысла. Кроме того, неоригинальность идеи.
  Оценка будет средней или чуть ниже.
  
  ===========================================================
  
  10 Любовь   6k  "Рассказ" Фэнтези
  "за миг до этого Сизиф сам толкнул его локтем" - тяжеленный камень, который едва поднял? Легонько так подтолкнул...
  "У меня перехватило дыхание" - конечно! Ведь герой совсем этого не ожидал и не подозревал несколькими абзацами раньше, такая неожиданность!
  "ошарашенно пробормотал я", "я все еще не мог прийти в себя от услышанного" - удивительно холерический темперамент получается у героя. Или, что скорее, многовато перца и соли. Приправ грубо-эмоционального, поверхностного характера многовато в этой притче.
  Идея, что Сизиф тащит в гору камень и сам скатывает, поскольку любимые дети просят таким образом на них поработать - думаю, неплоха. Попытка явно нарисовать эмоции - напротив, не красит, оставляет неприятное впечатление
  Несмотря на малый размер, рассказ выглядит полноценным, хотя и несколько конспективным.
  Несмотря на то, что он мне очень не понравился, буду вынужден поставить среднюю оценку.
  
  ===========================================================
  
  11 Мастер монстров   5k  "Рассказ" Фантастика
  Понятно, что стилизация под "простого парня", но как-то слишком... стилизация.
  Идея мастерить монстров, на мой взгляд, вполне жизнеспособна в качестве фант.элемента. Но нет в рассказе развязки. Получилось, что герой представился, взялся рассказывать случаи из жизни и... уснул на середине. Проснулся - читатель смотрит с непониманием и ожиданием - и закруглился, мол, "вот такие вещи бывали в моей жизни". Мне не кажется, что это хорошо. А ведь можно было написать больше, ограничения конкурса позволяли.
  Воспринимаю рассказ как недоделку с жизнеспособной, но не особенно интересной задумкой, и простеньким, едва вызывающим улыбку юмором. Оценка будет средней.
  
  ===========================================================
  
  12 Бд-14: Дуля   12k  "Рассказ" Мистика
  "проник женский визг от соседского дома" - прямо как костюм от Версаче или средство от блох проник этот визг, ей-богу...
  "старенький заборчик, который разделял усадьбы" - или, не побоюсь этого слова, дворцы...
  Если эти и другие элементы сомнительного стиля подаются как шутки юмора, то не смешно. Следовательно, засчитываются за дефекты стиля. Вообще, читалось как-то слишком тяжело. Дочитывал с трудом. И не сказать, что 12 килобайтов, с таким трудом.
  Что же в сухом остатке? Святой-юродивый, вокруг которого все росло и процветало. И неверующий сосед после испытаний уверовал. И это - все?
  Бытовые аспекты, взаимоотношения людей - проза жизни, так сказать - не впечатлили.
  С учетом качества исполнения, оценка будет низкой.
  
  ===========================================================
  
  13 Парочка хороших мыслей   9k   "Рассказ" Фантастика
  Цитата:
  "Хлопанье крыльев.
  Бывший хозяин поднимается в темноту ночи, уносится в звездное небо куда-то в сторону созвездия Лиры...
  Перевожу дух.
  Ладно, некогда, мне еще вещи перевезти, и сегодня же, чтобы я еще ночь с тёщей под одной крышей прожил, да не просите даже..."
  Судя по реакции героя, ему не впервой общаться с улетающими в сторону Лиры крылатыми мужиками. Но из текста это не предполагается. Маловато удивления.
  "теребит черепицу" - и как, теребится? Тогда бежать пора, скоро посыплется.
  Забавно, что вздрагивание дома под ветром жену не заботит.
  "Моя благоверная визжит" - из этого следует, что происходящее герою не показалось, а было реальностью, и жена наконец-то заметила, что что-то не так. Очень ненатурально подается читателю реальность в этом рассказе.
  И как выглядит парочка хороших мыслей? Что за мысли-то? Впечатление, что не хватило фантазии или смелости показать.
  В итоге получается, что неплохая идея со странным хозяином и домом оказалась выхолощенной, на мой взгляд, некачественным исполнением. Проблема, возможно, еще и в том, что стиль для реализации выбран неверный. Ощущение "не то" появилось у меня где-то на моменте "Хлопанье крыльев". Диалог выше этого места негатива не вызвал.
  Идея, хотя и неплоха, недостаточно прорисована. Какой-то хозяин, куда-то улетает, главный герой слегка в чем-то сомневается, но продолжает жить по-старому, дом ему не дает... И что? Что это было, почему, что дальше у героя?
  Оценка будет средней или чуть ниже.
  
  ===========================================================
  
  14 Бд-14: Способ выживания   12k  "Рассказ" Фантастика
  "Лора - баба жесткая. Вот у кого стальные яйца - даром что не мужик" - штамо-штампо-штампы, будто попал на завод по штамповке текстов. Но и из штампов можно слепить вполне читаемый рассказ, если уметь собирать мозаику. Получилось ли тут?
  Странноватые какие-то расклады, слова и мысли для намечающейся драмы. Замуровали, демоны, кончится кислород, вода и туалетная бумага? Или все заразились? Но причем тут жребий, если заразились... Определенно, туалетная бумага заканчивается, всем вместе не дотянуть. Ведь на космолетах или в автономных жилищах будущего так и не научились регенерировать кислород, восстанавливать воду и пр. Поэтому "останется только один!"
  Впечатлили также промоины, оставленные на щеках Зои слезами (хорошо, не овраги или каньоны). И сексуальная озабоченность героя, вдруг выпрыгивающая из штанов его мозга, признаться, развеселила. Не спорю, подобные мысли могут возникать у мужчин даже в критической ситуации, однако напоминает почему-то один из старых фильмов с Джеки Чаном, где умирающий монах пафосно шепчет: "Женщина... Я так и не успел!" Но там, все же, комедия.
  "заслонка местами раскалилась докрасна насквозь" - тяжело читать, когда написано подобным стилем.
  Довольно странна и реализация: люди решили стать зомби ради выживания (не понял, почему и зачем, но верю - им очень надо, и они могут). В надежде на то, что спасатели справятся с ситуацией и запустят обратное превращение. Почему же тогда не сделать это так, чтобы всем было удобно, минимизировать повреждения, упростить жизнь спасателям - почему бы не зафиксировать всех, например, прикрутив к кроватям, уколоть, а потом быстренько зафиксироваться самому и уколоться? Нравится "экшн"? Нам в Голливуде платят не за правдоподобность, а за движуху?
  Ненатуральные, размалеванные эмоции, подмятый под них сюжет.
  Мысль показать мир глазами зомби, если была такая у автора во время написания, не нашла должной реализации. И не могу сказать, что она оригинальна - уже и фильмы сняты даже о душевных страданиях и внутренней борьбе, о любви и ненависти ходячих мертвецов.
  Мне кажется, рассказ получился невнятным и необоснованно глупым, хуже, чем фильм "Армагеддон", в котором героически бурили астероид и городили огороды чуши. Это - яд в крови фантастики. Оценка будет низкой, несмотря на жизнеспособную, хотя и не особенно интересную за очевидностью, идею - временно превратиться в зомби ради выживания в условиях, когда человек обречен (если я правильно понял, конечно).
  
  ===========================================================
  
  15 Тёмная лошадка   12k   "Рассказ" Мистика
  Был в моей группе в первом круге. Ничего нового не скажу.
  
  ===========================================================
  
  16 Ослиные хвосты   7k   "Рассказ" Фантастика
  Был в моей группе в первом круге. Но кое-что добавлю, а кое-что - повторю.
  "Скоро выйдут пауки, мы поймаем пару, и ты увезешь их с собой, чтобы - Скоро выйдут пауки, мы поймаем пару, и ты увезешь их с собой, чтобы" - видимо, при редактировании вставилось дважды.
  "имел место распад протона в ядрах ртути, но куда делись продукты распада и лишние нейтроны" - даже если принять объяснение, что нейтроны не явились продуктом распада протона, остается проблема. Дело в том, что "лишние нейтроны" тогда являются одним из "продуктов распада", поэтому нельзя сказать "продукты распада и лишние нейтроны", а только "продукты распада, в том числе - лишние нейтроны". В этом, возможно, кроется проблема возможности неверного понимания слов автора.
  И повторюсь (писал в прошлом отзыве, за первый тур). Наличие чистой холодной воды (даже с авторскими ремарками в тексте) не может никого шокировать, поскольку нетрудно соорудить такой колодец, выстлав непроницаемым материалом стенки и дно, и заливая опресненную воду (взятую, допустим, из скважины, и пропущенную через опреснитель). Ведь бассейны никого не удивляют в нашем мире? А они весьма далеко расположены от источников воды. Да и опреснители в нашем мире - не редкость. А еще в пустыне можно собирать ночной конденсат, он более чем пресный. В общем, впечатление они едва ли произвели бы этими колодцами даже на образованного современного человека, а уж тем более - на образованного человека будущего.
  
  ===========================================================
  
  17 Новая волшебная палочка   12k   "Рассказ" Фантастика
  Был в моей группе в первом круге. Но, вроде бы, сильно переписан.
   "У меня новёхонький скафандр, старый стал безнадёжно мал" - он вышел в безнадежно-малом скафандре?
  "Ионные пушки на Земле" - еще проблемнее, чем на Марсе, ведь атмосфера Земли намного плотнее. Представьте себе работу ионной пушки. Она выпускает поток ионов (тем или иным способом, детали могут быть любыми, фантастика). Ионы - заряженные частицы. Летят от Земли через плотную атмосферу в космос. Посмотрите длину пробега свободного электрона, протона, альфа-частицы или любого другого иона в воздухе. Даже если предположить, что какими-то фантастическими средствами можно организовывать им "тоннели" в воздухе, или допустить, что, раз мощность настолько огромная, то воздух будет "прожжен" (с какими последствиями для поверхности Земли, кстати? Будут же страшной силы разрушительные атмосферные явления) - зачем все это, когда есть безвоздушное пространство? На орбите Земли могли бы быть размещены такие устройства, если почему-то недостаточно лунных. Причем, за пределами ионосферы.
  "марсианские антенны космической связи отвечают за точность их прицела" - прицеливания. Но более важно, что сигнал до Марса идет несколько минут (в зависимости от взаимоположения на орбитах Земли и Марса). Так себе оперативная корректировка огня. И смысл? Целиться надо с Земли или Луны в солнце. Трудно промахнуться. Просто в солнце - выставить встречный поток ионов или что там они задумали со своими пушками - и удерживать какое-то время, пока поток солнечного ветра не пойдет на убыль.
  Люди на Земле тоже могли бы спуститься в убежища. Под землей или под водой. Хотя людей и много, но можно большинству сделать убежища за годы подготовки, пока строились пушки. Так что не столько люди, сколько биосфера - погибнет живое на поверхности, леса, животные. И атмосфера может пострадать, наверное, вплоть до того, что ее частично "сдует" (но тут считать надо, возможно, я ошибаюсь). Марсом в этом смысле действительно можно пожертвовать. Кроме того, корпускулярный поток от Солнца может вообще не попасть в Марс, если выброс в сторону Земли. Но, допустим, вспышка не одна, и что-то там может попасть в Марс, поэтому они прячутся.
  "грозящего вызвать необратимые изменения в магнитном поле Земли" - необратимые едва ли. Земное магнитное поле в основном генерируется в ядре планеты. Там нечто вроде динамо-машины работает. Просто силы магнитного поля Земли не хватит, чтобы остановить поток частиц от солнца, если вспышка такая сильная, как описано. Оно будет "продавлено". И "северное сияние" заполыхает даже над экватором. Если радиация начнет достигать поверхности планеты в существенно больших дозах, чем сейчас - практически все живое погибнет (которое не в убежищах), может подняться температура в тропосфере, сгорят леса, а дальше - наоборот, "ядерная зима", поскольку пыль повиснет на годы в верхних слоях атмосферы, будет отражать свет.
  "уже произошло с Юпитером" - Юпитер - газовый гигант с чрезвычайно сильным магнитным полем и очень мощной, плотной атмосферой. Сомневаюсь, что солнечный ветер от вспышки любой мощности может пробиться вглубь Юпитера. А вот если на спутниках Юпитера была жизнь - возможно ее уничтожить. Лучше, пожалуй, взять Венеру. Предположить, что когда-то она была как Земля, но вспышка уничтожила биосферу, все сгорело, выделилось много пара, но Венера ближе, чем Земля, поэтому не оледенение наступило, но начался парниковый эффект. Океаны выкипели, эффект усилился от водяного пара, потом распались известняки под огромной температурой и давлением, еще больше увеличивая температуру (углекислый газ появился в огромном объеме, он тоже парниковый) и давление - и теперь Венера такова, какая есть.
  "растратившие заряд пушки на Земле и Луне не смогут обеспечивать полёты в ближайшие два года" - они летают с помощи ионных пушек, размещенных на планетах? Это как? Лучше сказать, наверное, что на пушки было потрачено столько ресурсов, что были остановлены практически все другие проекты. Даже сказать, что пушки съели много энергии - не вполне годится, ведь энергия, скорее всего, была атомная, так что никуда она не делась, новая выработается, реакторы же не остановились и топливо не иссякло. Тем более, что на поверхности Земли, как сказал выше, не могло быть подобных пушек.
  Технически-литературно: переход на идею, что солнце - демиург, получился каким-то слишком жестким. Сырым. Видимо, текст сильно переработан, или я что-то забыл. В целом, стало лучше, чем было, но ощущение сыроватости не отпускает.
  Возможно, стоило бы добавить что-то из человеческой истории, пару намеков, ведь поклонение солнцу было у древних, постепенно вытесняясь новыми религиями, это даст дополнительную линию поддержки идее солнцебога.
  В целом, несмотря на исправления (даже, пожалуй, благодаря им) рассказ получился сырым с литературной точки зрения. Но, благодаря им же, он улучшился с НФ-точки зрения и стал сюжетно поглубже, хотя замечания есть - они менее критичны, чем были, но есть. В конкуренции с другими рассказами полуфинала оценка получится средней, но выше, чем в первом круге.
  
  ===========================================================
  
  18 Морок   12k   "Рассказ" Фантастика, Мистика
  Был в моей группе в первом круге. Ничего нового не скажу.
  
  ===========================================================
  
  19 Бд-14: Лихонечко   6k   "Рассказ" Сказки
  Был в моей группе в первом круге. Ничего нового не скажу.
  
  ===========================================================
  
  20 Бд-14: Тайна школы номер восемь   12k   "Рассказ" Фантастика
  Был в моей группе в первом круге. Ничего нового не скажу.
  
  ===========================================================
  
  21 Атланты   12k   "Рассказ" Сказки
  Был в моей группе в первом круге. Ничего нового не скажу.
  
  ===========================================================
  
  22 Бд-14: Аном   7k   "Рассказ" Фантастика
  Был в моей группе в первом круге. Ничего нового не скажу.
  
  ===========================================================
  
  6 23 Бд-14: Макгаффин   12k  "Рассказ" Фантастика
  Был в моей группе в первом круге. Ничего нового не скажу.
  
  ===========================================================
  
  4 24 Бд-14: Без остатка   12k  "Рассказ" Фантастика
  Был в моей группе в первом круге. Ничего нового не скажу.
  
  ===========================================================
  
  25 Искусство связывания   8k   "Рассказ" Сказки
  По-прежнему не заметил явного фант.элемента.
  Поскольку нижний уровень полуфинала неизменно оказывается выше нижнего уровня первого тура, относительная оценка рассказу может опуститься. А жаль, с фант.элементом была бы максимальной. И аккуратно добавить оттенок было несложно, тем более, что мы это обсуждали. В таком же виде, как есть, можно подавать на конкурс прозы в качестве притчи или даже исторического рассказа с моралью. Только допущение, что девушка - лиса, т.е. демон, спасает рассказ от более серьезного штрафа.
  
  ===========================================================
  
  26 Бд-14: Реставратор   10k  "Рассказ" Фантастика
  Был в моей группе в первом круге. Ничего нового не скажу.
  
  ===========================================================
  
  27 Бд-14: Классики   9k   "Рассказ" Мистика
  Был в моей группе в первом круге. Ничего нового не скажу.
  
  ===========================================================
  
  28 Бд-14: Игорь   11k   "Рассказ" Сказки
  Был в моей группе в первом круге. Ничего нового не скажу.
  
  ===========================================================
  
  29 Чёрная дыра вместо сердца   9k   "Рассказ" Проза, Фантастика
  Был в моей группе в первом круге. Ничего нового не скажу.
  
  ===========================================================
  
  30 Бд-14: Приют для енотовидных собак   10k   "Рассказ" Фантастика
  По стилю: впечатление, что читаю заметку в районной газете.
  По смыслу: люди проводят эксперимент, что-то ввели животным для стимуляции мозговой деятельности, а те кусают избранников, чтобы передать стимулятор им? И что? Это отрывок из романа и надо ждать продолжения, что случилось с Добряком и главным героем потом, после прелюдии?
  Увы, оценить высоко не могу. В частности потому, что обрывок какой-то получился, а не рассказ.
  
  ===========================================================
  
  31 Бд-14: Жизнь одного   12k   "Рассказ" Фантастика
  И где в этом чувственном рассказе фантастика? В слове "десант"? Мысленно переносим действие в современный мир, парень вернулся "с того света" из горячей точки, все думают, что он умер, а он - инвалид. Далее по тексту. Носовые платочки мокрые вижу, фантастику - нет. Штраф.
  Мораль: любовь творит чудеса. Ну, творит, конечно. Иногда. А пишут об этом слишком часто и не особенно хорошо. Причем же тут БД - конкурс фантастического рассказа?
  Язык красотами не привлек. Других достоинств тоже не вижу. Оценка будет невысокой.
  
  ===========================================================
  
  32 Бд-14: Возгорания   12k   "Рассказ" Фантастика
  "В те времена она представляла собой плоскую худышку с толстыми губами на широком лице ... и прямой русоволосой стрижкой" - характеристика стиля. Отрицательная.
  Завязка истории напоминает запрет КСП за несколько лет перед агонией советской власти. Люди, идущие петь и общаться в лес, "отрезали хвосты" и путали следы. В общем, они шли разводить костры - можно и так сказать. Не думаю, что автор умышленно проводит параллель, значит, нашелся еще один архетип, если можно так сказать: идти в лес разводить костер, несмотря на (необоснованный) запрет. Возможно, запрет обоснован тем, что человек, стремящийся к костру, пытается сорвать с себя цепи "цивилизованного мира", посредством которых власть управляет им. Пожалуй, хорошо, что рассказ это затрагивает.
  Надо бы им как-то запах устранять. После ночи у костра на одежде и в волосах остается отчетливый кислый запах, сразу распознают в городе.
  Революционеры, народовольцы, недовольные обманом марионеточной власти, работающей на "чужих". Тех "чужих", кто обманывает, якобы открывая дорогу к светлому будущему - новым стандартам, свободе перемещений, благополучию - но только на словах, лицемерно. Отсюда стремление: выжигать лицемерие огнем. Отсюда же - тайное общество, в общем: "поднявший меч на наш союз достоин будет худшей кары" (с) Окуджава. Параллели возможны не только с советским или российским предреволюционным, царским прошлым, но и с современными политическими реалиями.
  "Нам ещё не удавалось выйти на такую мощную, организованную ячейку заговорщиков" - а вот это звучит ненатурально. Организации, подобные описанной в рассказе - секрет Полишинеля даже для примитивной царской охранки, а не для мощной инопланетной цивилизации и ее ставленников на Земле. Обычно на такие откровенные "секретные ячейки" ловят неопытных романтиков, чтобы легче было отслеживать и пресекать действительно серьезные преступления в дальнейшем. Контролируют почву, так сказать. Увы, не изящно, более того - грубо развязан тонкий узел внешней интриги в рассказе.
  Еще один недостаток: фантастический элемент. Он как бы есть, но многое ли изменится, если заменить чудо-напалм на "ручные бомбы", а инопланетян - на, допустим, дворян, служащих царской семье Романовых, или коварных управителей из "нормальных цивилизованных стран", из корыстных побуждений учащих жизни страны "не первого мира"? Штрафовать за это не буду, но отмечу - формально фантастика, не настоящая.
  Оценку чуть подниму за попытку актуализации - провести параллели с течениями в истории и современности. Высокой она не станет, но не будет и низкой.
  
  ===========================================================
  
  33 Бд-14: Кошмар Родиона Водолазова   10k  "Рассказ" Фантастика
  Шуткоюмор обнаружен. Что-то вроде "Кин-дза-дза", хотя и на другую тему.
  Считаю, что сделано прилично. Завязка-развязка на месте, фантастичность присутствует, мораль отыграна. Максимально не поставлю, все же слишком несерьезно, но оценка будет высокой. Замечаний не возникло.
  
  ===========================================================
  
  34 Бд-14: Могут ли копии любить   6k  "Рассказ" Фантастика
  "Недоделанные" и "неполноценные" старые копии наверняка можно конвертировать в новый формат. Посыл звучит неубедительно. Да и какая разница, где хранится? Буквы сейчас перед глазами, мы разве думаем, где расположен сервер и как идут они к нам, допустим, из Питера через Вашингтон и Лондон - обратно в Питер? Не переделывают - значит, не хотят, задвинули, или есть какой-то закон.
  Закончено хорошей неопределенностью: кто из них жив, кто мертв, как разобраться? И, вроде бы, развязка в рассказе состоялась. И, вроде бы, рассказ полноценный, хотя всего шесть килобайтов, за это подниму балл. Хотя влажность носового платка несколько превышена, на мой взгляд. Оценка будет выше средней.
  
  ===========================================================
  
  35 Адский пограничник   11k   "Рассказ" Фантастика
  Адский пограничник - это Цербер.
  "пока решаешь логико-геометрическую задачку, вычисляешь правильную четверку, птичка может упорхнуть" - в решении таких задач очень помогают компьютеры. Или им не место в механизме с перископами заднего обзора?
  Написано живо. Читать интересно, пока идет движуха. Но как только доходишь до объяснений, настроение падает. В Солнечной системе огромное количество льда. Нет никакой необходимости выламывать его из земных ледников, терять кучу энергии, чтобы вытащить выломанный кусок на орбиту и потащить дальше до цели. Можно пригнать сотню комет. А если требуется разом много - возьмите Европу, спутник Юпитера. Целиком. Да и на самом Марсе воды полно, судя по последним данным.
  В рассказе показаны как бы две стороны истины. Динамичненько. Но в его основу положено неверное фант.допущение - не просто фантастическое, а неверное. Если бы действие происходило не в Солнечной системе, а в гипотетической другой, где почему-то нет воды нигде, кроме как на родной планете героя, это не смотрелось бы дико. И я понимаю, что для тех, кто не в курсе, все пройдет гладко, как незабвенный "Армагеддон" с Брюсом Уиллисом. Но автору не повезло, я отношусь к другой категории читателей, и за научную ересь "буду наказывать, жестоко наказывать". Балла на два в минус. Оценка получится средней.
  
  ===========================================================
  
  36 Бд-14: Убежище   12k  "Рассказ" Фантастика
  "господин Дрон" - забавно. Дрон - это дроид, сервисный робот. Еще в последние годы так стали называть беспилотники.
  "парню твоему совсем хана" - так и хочется продолжить: "плохой совсем парень, аднака, пора нового делать".
  "Ты не успеешь, - Старый Сайрус был добр, как стая грифов" - верно, тот еще гриф, тянул-тянул, а когда осталось три дня, сказал, что не успеть сбегать в аптеку.
  "Не проснулся, когда ночью наш лагерь посетили одичавшие псы" - хотел заметить, что "три дня в пути" - понятие относительное. Зависит от того, с какой скоростью и риском едешь, насколько долго останавливаешься. Человек на многое способен в экстренных обстоятельствах. Фары не работают? Почему не ехали в темноте, если есть дорога, хотя и разбитая? Непонятно. Как скорпион укусил ребенка, спящего в машине? Как они выжили, если ехали на машине, когда под ними рухнул мост, и как потом собирались уложиться в эти заветные "три дня"?
  Очень неубедительно - словно набросаны штрихи, мол, "читатель, сам придумай, но, в общем, поверь, дорога была тяжелой".
  Итого, что в сухом остатке (выжимаю носовой платок, полный крокодильих слез сочувствия бедному мальчику). Начало заинтересовало, ждал развития. Тем более разочарован. Мальчик внутри своего мира видел других детей, которые имели аналогичные игрушки? То ли у них общее "убежище", то ли дети - плод его воображения. Поскольку речь началась от лица девочки, предположим, что убежище общее. Поскольку мальчик управлял убежищем, предположим, что девочка выдумана. Объединив предположения, предположим, что мальчик отличается чем-то, например, тем, что у него нет машинки для персонального выдуманного мира внутри "убежища", поэтому он способен управлять миром самого убежища, и поэтому же лучше бы эту машинку ему дать. Но это никак не раскрыто в рассказе.
  А папа, появляющийся в убежище - его мальчик выдумал? Не похоже. Значит, папа нашел вход? И на это закольцован рассказ? У меня впечатление, что я выдумываю рассказ за автора. Не думаю, а выдумываю. Как бы написал сам. Это нехорошо.
  Итого, за начало рассказа поставил бы, скорее, высокую оценку, а за финал - единицу. За идею убежища поднял бы баллы, а за "прямовлобие" во второй части - снизил. Очень сложно найти баланс оценки для этого рассказа. Наверное, оценка выйдет средняя или чуть ниже - все-таки очень "слита" вторая часть. Если бы шло на том же уровне, как начато, могло бы дотянуть до шести баллов, а с красивой неожиданной концовкой - и до максимума. Было что развернуть.
  
  ===========================================================
  
  37 Ничего кроме правды   9k   "Рассказ" Фантастика
  Тот случай, когда параллели с реальностью проводятся четкие, но нельзя упрекнуть автора в политизированности или занятии чьей-то стороны в каком-то конкретном конфликте. Эзоп доволен.
  Рассказ динамичный. Язык адекватен содержанию.
  Сюжет короткий и простенький: создатель новостей, устав врать, превратился в повстанца.
  На мой взгляд, маловато сюжета для высокой оценки. Но Эзоп шепчет на ухо, просит поднять балл. Оценка будет выше средней.
  
  ===========================================================
  
  38 Драконьи Услуги   11k   "Рассказ" Фэнтези, Юмор, Пародии
  Мне кажется, язык вязковат для этой задумки. Другой рассказ на этом конкурсе, "Скидка на принцессу", похож по духу, но там язык более подходит, он легче.
  "Причем... впрочем... видимо... причем... извлечь необходимые..." - древесные корни цепляются за ноги, и читатель спотыкается, вынужденный бороться с препятствиями. Еще пример: "Что касается ..., то она спокойно себе росла, пока не начала осознавать, что несмотря на ... и достоверную принадлежность к ..., окружение предпочитало ..., что вызывало у последней .... К настоящему моменту ... заимела огромный комплекс неполноценности, для чего ей и требовалась ..." - я намеренно выбросил некоторые части речи, чтобы отчетливее прорисовался рисунок. Избыточная канцелярность, на мой взгляд. Если это пародия на что-то конкретное, написанное таким языком - допустим, но тогда и оценивать надо степень пародийности, сравнивая с оригиналом, а конкурс-то не пародий, а фантастики. Как бы независимые произведения рассматриваем.
  Оценка будет средней или чуть ниже.
  
  ===========================================================
  
  39 Букашки за стеклом   12k   "Рассказ" Фантастика
  "На Торонто грохнулся метеор" - метеорит. Метеор - атмосферное явление, метеорит - падает.
  "всего в футе от него, но несчастный муравей понятия не имел, как попасть в нее" - от него, в нее, стиль.
  "на белковые организмы" - что хотел сказать автор? Выразить бессилие описать объекты? Лучше уж "на бегемотов", раз до того были головастики.
  Хорошо, что нет ожидаемых параллелей между муравьями и людьми, рассуждений о боге (фотографии охотника) и т.п.
  Пожалуй, нет ничего плохого в отсутствии явно прописанной морали. Думаю, это хороший рассказ, и надо за него поставить высокую оценку.
  
  ===========================================================
  
  40 Бд-14: Фиалки госпожи Нора   12k   "Рассказ" Фантастика, Фэнтези
  Мойры, вместо плетения нитей судеб, выращивают фиалки. Вместо того, чтобы быть сестрами, они рожают друг друга по цепочке наследниц. Войны, мор и прочее объясняются безумством Морты. Живут они в том же городе, где все люди, и совокупляются с обычными людьми (откуда, собственно, и продолжение рода). Люди считают их сумасшедшими, но из поколения в поколение смертные мойры поливают фиалки человеческих жизней.
  Что есть в рассказе оригинального и в чем смысл? В чем ценность этой идеи? Честно говоря, не увидел. Увидел попытку поразвлекаться искажением традиционного материала. Согнуть слегка, покрутить туда-сюда исключительно ради псевдооригинальности - и создать впечатление своего. Свое могло бы появиться, оно так делает, если дать ему возможность. Но, на мой взгляд, в этом рассказе - не произошло.
  Утяжеление повествования за счет "пост-определений", в результате которых читатель должен расшифровывать и перекраивать уже складывавшуюся ранее картину, перескоки с обрывка сцены на обрывок другой сцены - кажется, они ради того, чтобы скрыть, что король - голый. Такой стиль может быть выигрышным, если исполнен безупречно, но он же и вызывает раздражение, если не воплощает красоту, если рассказ не выглядит эстетичным сам по себе, даже без понимания смысла. И еще большее раздражение он вызывает, когда, продравшись через все эти корни и тернии, понимаешь, что ничего нового не прочитал. Вообще. И в прочитанном, к тому же, изящно закопаны рояли, и украшены витыми канделябрами, в которых, увы, не горят свечи здравого смысла - торчат несуразности в поведении героев.
  Не вполне понятна логика старшей наследницы рода Нора. Должна бы быть умнее, Кормилица Мира, как-никак - понимать, что, лишив дочь любви, породит из Марты - Морту. И сама же специально так сделала. Чтобы не допустить замужества, Нового Света, появление внучек? Может быть, Долг - на одной из них? Может, проще было поколдовать или всего лишь (скажу крамолу!) попросить, чтобы не уехал парень в Новый Свет, а остался в городе, и все бы само утряслось? Почему не пришло в голову? Для вящего драматизму? Для загадышности и трагизму? Не слишком ли глупо ведет себя мудрая наследница древнего рода хранителей судеб Мира?
  Дочь обижается на мать, мать "что с нее, глупой, взять" думает о дочке... Ну и наследственность. Странно, что такие "мойры" умудрились сохранить мир живым до момента, описываемого в рассказе. Может быть, сын доктора рожден от старшей Норы? Допустим (в отчаянии дешифровальщика), что старшую Нору останавливал возможный инцест? Но так ли страшен инцест, как превращение дочери из Марты - в безумную Морту? Тем более, что женщины рода Нора привыкли размножаться не так, как положено, то есть не слишком блюдут человеческие нормы. Или их "терпкие плоды" - не этот ребенок, не сын доктора, и даже инцеста не было? Тогда тем более глупо. Тем более, что ребенок от Эвана-младшего все равно родился у Морты. Не проще было, да хоть из Нового Света, отправить внучку на воспитание к бабушке? К чему это нагромождение путаных связей? Для любителей разбираться в лабиринтах? Не запутался ли автор в собственных узлах? Или успешно запутал меня, и я не вижу явной причины, с какого рожна мудрой старшей наследнице рода Нора делать из своей дочери безумную Морту, когда она ясно показала желание быть Мартой, возможно, разрушив древнее проклятье, избавив род людской от никчемных войн и моров? Нужна третья мойра? Может, не нужно было и двух первых, а придумать что-то свое или дать неожиданный поворот классическому раскладу?
  Но даже если классически: Морта необходима, но она не должна быть безумной. Если Морта обязана рождаться, можно убить эту, безумную, и спокойно подождать появления следующей. Что же не убила тогда Морту? Наследница ведь уже родилась. Тогда безумная не смогла бы отравлять, люди не гибли бы. В кодексе хранительниц Мира прописано, что убивать дочку - нехорошо? А доводить до безумия? А убивать этим миллионы живых людей?
  До кучи добавлен (на мой взгляд, излишний, высосанный из пальца и необоснованный) трагизм с разлучением влюбленных и падением с дерева. Но как же, понимаю - надо ведь обосновать Морту и мор, понимаю... Если герои не ложатся в положенные места - можно загнать кирпичом, не так ли?
  Мне кажется, автор "заигрался в красивостях" в ущерб содержанию. Да и "красивости" не особенно впечатляют, скорее запутывают - язык, вроде, складный, а картинки редко появляются перед глазами. Только местами. И уплывают.
  Думаю, можно воспринимать этот рассказ как эксперимент, настройку инструмента. Инструмента сложного. Обычно не даю таких ссылок, но в этом году в списке рассказов жюри случайно имеется "пример для подражания" для тех, кто хочет писать подобное подобным стилем: рассказ Руны "Хоакин поливает розы". А другим стилем (без картинок расписных) - рассказ Субботина "Крикун".
  
  Что еще по мелочи: "красавице с махровыми кудрями цвета 'фантазии'" - махровые кудри цвета "фантазии"? Махровые кудри у девушки? Это что? Махровое полотенце - знаю, махровые бархатцы - знаю, махровых уголовников - видел, даже брови махровые готов представить, но кудри? По мне, так это как написать нечто вроде: "у него были вафельные бакенбарды цвета "Митькиного воображения"" (предположим, есть такой сорт тюльпанов - "Митькино воображение"). И то, что мать - фиалковод - не оправдывает. Читатель не обязан знать названия сортов фиалок, и смотрится смешно, и говорится в этом месте не о фиалке - о девушке. При всех ее связях с фиалкой.
   "Один из маленьких истоков нёс в себе хорошо знакомую взвесь" - взвесь фильтруется примитивным угольным фильтром. Любая. Механика. Но допустим, это была волшебная взвесь, которую видел только доктор, однако отравляла она всех, кто пьет, и проходила она через все фильтры. Смешно, но пусть.
  Маленький исток - ключ, родник.
  
  В контексте оценивания рассказ оказался для меня одним из самых неоднозначных. Колебания составляли четыре балла. В результате сумел обосновать для себя окончательную позицию: оценка будет выше средней.
  
  ===========================================================
  
  41 Бд-14: Пустая порода   12k   "Рассказ" Фантастика, Мистика
  Жизнеспособная идея: о якобы даре, а на самом деле - побочном эффекте чужих нужд. Хотя я бы назвал это "разменная монета" или даже "расходный материал". Почему "пустая порода", т.е. порода без руды?
  Стиль не понравился. Допускаю, что это стилизация под "простого парня", но подобное можно читать в объяснительных записках и прочих полуказенных документах. Слишком стилизация, на мой взгляд, и выглядит при этом попыткой литературного произведения - то есть уши торчат. В чем ценность?
  Таким образом, оценивать можно только идею. Остальное неинтересно и проскальзывает под взглядом только ради развязки: "и что же это было? А... Вот оно что..."
  Думаю, это плохо, когда рассказ хочется читать по-диагонали. Оценка будет средней или чуть ниже.
  
  ===========================================================
  
  42 Тебе я место уступаю   12k   "Рассказ" Фантастика
  "когда внезапно поймал из толпы чей-то пристальный взгляд" - когда внезапно поймал из пруда какую-то рыбку? Что-то не так со стилем в первой же фразе.
  "В их подъезде газеты выписывал он один" - зачем "их"?
  Какова же логика? Семья живет в не слишком отдаленном от прочих людей месте и не стареет. Вампиры из "Сумерек" хотя бы меняли место, не зависали на 12 лет. А ведь писала "Сумерки" домохозяйка из Аризоны или Коннектикута (или откуда там Стефании Майер), но сообразила! Почему же в "Тебе я место уступаю" они зависли-таки на виду у местных так надолго? Рыбаки, грибники, охотники, дачники... Кто угодно мог бы наткнуться. Но допустим, такой у них темперамент, предпочитают срываться с места, когда застукают, а не заранее принимать меры. Пусть так.
  Далее, мужчина достал сокровище, чтобы откупиться - видимо, механизм, делающий их вечными. Работает один раз. Допустим, так. Ему больше не нужна - отдал.
  "внука дождаться хочется, розовых пяточек, пушистой макушки, пеленок-распашонок и того искрящегося, хрустального счастья, что переполняет всех, когда в доме появляется младенец" - впечатление, что женщина пишет от лица мужчины. Это нехорошо. Платочек здесь напрасно намочен.
  Занятна также психика героя. Он же, насколько понимаю, собирался без спросу "заморозить" в развитии целую семью, не спросив их мнения? Любопытная заботливость. Впрочем, встречается, особенно у стариков.
  "околачивались юнцы" рядом с "приколачивал в сарае" - впечатление неряшливости какой-то у меня от этого стиля. И весь рассказ кажется мне высосанным из пальца, натужно накрученный на идею "остановись мгновение" - идею, прямо отмечу, не вполне оригинальную, но достойную вдохновлять, так что зазорного не вижу в самом использовании ее. Но должно же быть хоть что-то еще кроме Фауста, закатывающей машинки и поскрипывающего не очень хорошо пригнанными досками призванного быть уютным домика этого рассказа? И это что-то появляется в финале. Оказывается (весьма предсказуемо), что вечность - слишком тяжела человеку, поэтому тот, кто откупился машинкой, разбил свою банку и наслаждается смертностью. Вторая идея, издревле вдохновляющая неспособных к вечности людей. Поэтому, собственно, и вдохновляющая - ради самоуспокоения. Мол: "мы сами, сами же мы..." - и чтобы никто не видел слез на наволочке. Значит, идеи две, обе чужие, и машинка, вместо которой, в общем, можно было взять любой бытовой агрегат. Да хоть молоток: пока гвоздь остается в стене...
  Оценка будет средней или чуть ниже.
  
  ===========================================================
  
  43 Бд-14: Горький дым   11k  "Рассказ" Фэнтези
  "Иди, травник" - я не специалист в стилизациях под кочевников, но мне странно, что шамана отсылают такими словами. "Травник" звучит неуместно. Он же ведун, он же заклинатель... Мне кажется, это избыточная синонимичность для стилизации.
  "Мужчине следует бояться, иначе не человек он - зверь. Каждый день мой был полон страха" - странные речи для описываемого героя. Ожидаемые и банальные в контексте современных поучений, но неправдоподобные - там. Такой человек понимает, что страх может быть помощником, но еще лучше понимает, каким врагом может быть страх. Поэтому он прислушивается к голосу страха, но, конечно, не испытывает его постоянно - иначе он не был бы великим, все силы уходили бы на борьбу с собой.
  Однако страх сына в этой сцене, в принципе, уместен. А если и нет - другого сына нет, и надо его как-то ободрить. Поэтому "иногда" - мог бы сказать хаан. Когда великая ответственность ложится на ранее беспечные плечи, когда тьма неведомая наползает на покорные ему земли, когда узнаешь об измене верного человека - мало ли, когда может скользнуть змея страха в душу воина. И воин тут же отрубит ей голову. А вождь - сначала выслушает, но затем - отрубит. Это отличает воина от вождя.
  Новые, оригинальные идеи отсутствуют, даже завершение почти дословно как "король умер - да здравствует король". Зачем это в стилизации?
  Есть пережевывание старых "истин" (причем, не всегда истинных), есть стилизация (в основном, хорошая, по крайней мере, на фоне моего незнания материала). Поднять балл можно было бы только за стилизацию, прочее, на мой взгляд - серо.
  В целом: получилась нормальная такая кочевая сказочка для детей оседлых народов. Не понял только, где в ней фант.элемент. Вера в бесов и кобылицу смерти? Но это лишь мысли героя. Рассказ не для БД, а для конкурса притч или даже исторической прозы. За это основательно снижаю. Оценка будет средней.
  
  ===========================================================
  
  44 Радуги больше не будет   12k   "Рассказ" Фантастика
  "специализирующегося на авиационных бомбовых средствах поражения, средствах ближнего боя" - немного странное совмещение. Это шутка такая или имеется пример?
  "каким образом бывший бухгалтер смог произвести рейдерский захват научно-производственного предприятия, входящего в первые пять стратегических столпов государства, уволить бывшего директора и главного инженера, можно было только догадываться" - а, меж тем, вполне типичный случай для тех времен. Это не критика, просто подмечаю.
  Дочитал до конца. Все очень мило и забавно, оригинально и т.п., но в чем смысл прикола? Упорядоченные атомы воды, люди получили сверхспособности... Но кто предложил место бога товарищу Кагановичу? Товарищ Сталин? Старый бог? Дальше, так понимаю, Каганович решил освободиться от лишнего и затопить мир, а радуги больше не будет, поскольку потоп всемирный и солнца, столь необходимого для радуги, не предвидится. Однако избавить Землю от рода людского так не удастся, ведь вода превратит всех людей в суперменов - что и демонстрируют пролетающие по небу юноши и девушки, комсомольцы и спортсмены постсоветского будущего.
  Мне кажется, чего-то в рассказе не хватает. Что-то недопрорезано. За неимением явного превосходства на этом БД поставлю высшую оценку, но сие не равно совершенству.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"