Лесевицкий А. В. : другие произведения.

Предъевразийство как феномен творчества Ф.М. Достоевского

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    А.В. Лесевицкий Предъевразийство как феномен творчества ф.М. Достоевского // Пути развития России в консервативно-либеральном диалоге: история и современность :сборник докладов всероссийской научно-практической конференции,посвященной 125-летию со дня рождения Г.В. Вернадского (г. Пермь, 6-7 ноября 2012 г.) / ред. кол.: А.М. Белавин, А.Б. Суслов; О.В. Лушников; отв. ред. О.В. Лушников;Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2012. с.43-45.


  

"ПРЕДЪЕВРАЗИЙСТВО" КАК СКРЫТЫЙ ФЕНОМЕН ТВОРЧЕСТВА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

   Уди­ви­тель­но, но мно­гие мыс­ли Ф. М. Дос­то­ев­ско­го, вы­ска­зан­ные им в сво­ем твор­че­ст­ве и пуб­ли­ци­сти­ке, со­звуч­ны ев­ра­зий­ст­ву - со­ци­аль­но-политическому те­че­нию, ко­то­рое в бу­ду­щем мо­жет пре­тен­до­вать на но­вую идео­ло­гию Рос­сии.
   Во-пер­вых, прак­ти­че­ски од­но­вре­мен­но с куль­ту­ро­ло­гом и гео­по­ли­ти­ком Н. Я. Да­ни­лев­ским Ф. М. Дос­то­ев­ский (они были знакомы лично) пи­сал о том, что в ис­то­рии раз­ви­тия че­ло­ве­че­ских ци­ви­ли­за­ций нет еди­ной для всех на­ро­дов "стол­бо­вой до­ро­ги", ка­ж­дая ци­ви­ли­за­ция об­ла­да­ет не­по­вто­ри­мы­ми и осо­бен­ны­ми чер­та­ми. По­пыт­ки ко­пи­ро­ва­ния при­вле­ка­тель­ных черт со­ци­аль­но­го уст­рой­ст­ва дру­гих на­ро­дов, как пра­ви­ло, за­кан­чи­ва­ют­ся не­уда­чей. По­это­му при дан­ном ими­ти­ро­ва­нии важ­но учи­ты­вать гео­по­ли­ти­че­ские фак­то­ры, мен­та­ли­тет эт­но­са, его тра­ди­ции и куль­ту­ру.
   Во-вто­рых, Ф. М. Дос­то­ев­ский край­не тон­ко пред­ска­зал раз­ру­ши­тель­ную роль ли­бе­раль­ной ин­тел­ли­ген­ции в ис­то­рии Рос­сии. Имен­но она бы­ла, по вы­ра­же­нию ев­ра­зий­ца Н. Тру­бец­ко­го, "аген­том ро­ма­но-гер­ман­ско­го влия­ния внут­ри страны", уси­ли­вая эт­ни­че­ский рас­кол рус­ско­го эт­но­са на два не­за­ви­си­мых на­ро­да, по су­ти де­ла - на две суб­куль­ту­ры. За­пад­ни­че­ская ин­тел­ли­ген­ция бы­ла ото­рва­на от род­ной поч­вы. Для нее Русь бы­ла "стра­ной экс­пе­ри­мен­тов", ка­за­лась вар­вар­ской, "не до­рос­шей" до ев­ро­пей­ско­го эта­ло­на. Рас­смат­ри­вая раз­лич­ные про­ек­ты вес­тер­ни­за­ции Ру­си, Ф. М. Дос­то­ев­ский, а впо­след­ст­вии и ев­ра­зий­цы, от­ме­ти­ли бес­поч­вен­ность рус­ской ли­бе­раль­ной ин­тел­ли­ген­ции: на­цио­наль­ная поч­ва ис­чез­ла под их но­га­ми, они не мог­ли опе­реть­ся ни на рус­ский на­род, ни на на­цио­наль­ную куль­ту­ру. Ф. М. Дос­то­ев­ский зна­чи­тель­но рань­ше ев­ра­зий­цев глу­бо­ко осоз­нал этот фе­но­мен. Бо­лее то­го, ана­лиз пе­ре­пис­ки (пусть и чрез­вы­чай­но крат­ко­вре­мен­ной) ме­ж­ду ли­де­ром ка­дет­ской пар­тии П. Н. Ми­лю­ко­вым и Ф. М. Дос­то­ев­ским по­ка­зал, что рус­ский пи­са­тель бле­стя­ще пред­ска­зал судь­бу по­ли­ти­че­ской дея­тель­но­сти это­го ли­де­ра - эмиг­ра­цию из Рос­сии.
   В-треть­их, Ф. М. Дос­то­ев­ский, опи­ра­ясь на ана­лиз геополитических факторов, за­дол­го до ев­ра­зий­цев вы­ра­зил мысль о скры­том ра­сиз­ме (эт­ни­че­ском и со­ци­аль­ном) за­пад­ной ци­ви­ли­за­ции. Так, по­езд­ки в За­пад­ную Ев­ро­пу, об­ще­ние с ино­стран­ца­ми, пре­зре­ние к рус­ским, ко­то­рое они вы­ска­зы­ва­ли, об­ща­ясь с пи­са­те­лем, за­ста­ви­ли его серь­ез­но за­ду­мать­ся над этой про­бле­мой. Вто­рым же фак­то­ром, под­твер­ждаю­щим нашу гипотезу, мо­жет быть ув­ле­чен­ное чте­ние Ф.М. Достоевским кни­ги Н. Я. Да­ни­лев­ско­го "Рос­сия и Ев­ро­па", в ко­то­рой це­лая гла­ва по­свя­ще­на ана­ли­зу экс­пан­сии За­па­да (эко­но­ми­че­ской, по­ли­ти­че­ской, ду­хов­ной) в дру­гие ре­гио­ны ми­ра, что не­ред­ко при­во­ди­ло к ге­но­ци­ду на­ро­дов, не при­над­ле­жа­щих к ро­ма­но-гер­ман­ско­му ми­ру. Ф. М. Дос­то­ев­ский не был по­ли­ти­ком, он пре­ж­де все­го был ве­ли­ким ху­дож­ни­ком, но в сво­ем ро­ма­не "Пре­сту­п­ле­ние и на­ка­за­ние" пи­са­тель по­ка­зал за­пад­но­го ра­си­ста, ко­то­рый на­шел свое вы­ра­же­ние в об­ра­зе Рас­коль­ни­ко­ва. Вспом­ним ста­тью Ро­дио­на Ро­ма­но­ви­ча о де­ле­нии об­ще­ст­ва на "гос­под" (право имеющих) и "ра­бов" (тварей дрожащих), ев­ра­зий­цы мно­го раз пи­са­ли имен­но о по­доб­ном от­но­ше­нии за­пад­ных на­ро­дов к дру­гим эт­но­сам. В этом смыс­ле Ф. М. Дос­то­ев­ский, без­ус­лов­но, пред­ше­ст­вен­ник ев­ра­зий­ст­ва.
   В-четвертых, об­щи­ми с ев­ра­зий­ца­ми яв­ля­ют­ся и пра­во­вые взгля­ды Ф. М. Дос­то­ев­ско­го. Как и ве­ду­щие пред­ста­ви­те­ли ев­ра­зий­ско­го дви­же­ния, пи­са­тель раз­гра­ни­чи­ва­ет юри­ди­че­ские сис­те­мы За­па­да и Рос­сии. На За­па­де, по мне­нию Ф. М. Дос­то­ев­ско­го и ев­ра­зий­цев, про­изош­ло мед­лен­ное вы­хо­ла­щи­ва­ние из сис­те­мы пра­во­вых норм ре­ли­ги­оз­ной со­став­ляю­щей. Со­ци­аль­ным по­след­ст­ви­ем ев­ро­пей­ской Ре­фор­ма­ции ста­ла все­об­щая обо­соб­лен­ность ин­ди­ви­да от ин­ди­ви­да, от­чу­ж­де­ние че­ло­ве­ка от че­ло­ве­ка. Воз­ник­ла серь­ез­ная со­ци­аль­ная про­бле­ма, в Но­вое вре­мя ре­ли­ги­оз­ные тра­ди­ции бы­ли от­бро­ше­ны, и не­об­хо­ди­мо бы­ло най­ти что-ли­бо, спо­соб­ное скре­пить раз­роз­нен­ное об­ще­ст­во. Имен­но за­ко­ны ста­ли тем скре­п­ляю­щим фун­да­мен­том, на ко­то­ром воз­вы­ша­лось но­вое за­пад­но-ев­ро­пей­ское об­ще­ст­во. Иной бы­ла си­туа­ция в Рос­сии, и Ф. М. Дос­то­ев­ский вы­ска­зал мысль о том, что край­не опас­но изы­мать из со­ста­ва пра­во­вой нор­мы ее ре­ли­ги­оз­ный ком­по­нент. Ис­то­рия все­це­ло под­твер­ди­ла пре­ду­пре­ж­де­ние Ф. М. Дос­то­ев­ско­го и ев­ра­зий­цев.
   В-пятых, пи­са­те­ля свя­зы­ва­ла дос­та­точ­но дли­тель­ная друж­ба с К. П. По­бе­до­нос­це­вым: оба мыс­ли­те­ля бы­ли про­тив вне­дре­ния на рос­сий­скую поч­ву "ли­бе­раль­но-де­мо­кра­ти­че­ско­го про­ек­та". Ф. М. Дос­то­ев­ско­му и К. П. По­бе­до­нос­це­ву бу­к­валь­но вто­рят ев­ра­зий­цы. Так, по их мне­нию, ни пар­ла­мент, ни кон­сти­ту­ция, ни бес­ко­неч­ная борь­ба пар­тий за пер­вен­ст­во не спо­соб­ны мгно­вен­но ре­шить все со­ци­аль­ные про­бле­мы рус­ской ци­ви­ли­за­ции. Ли­бе­ра­лы пред­ла­га­ли из­ме­нить лишь фа­сад зда­ния, но не строе­ние им­пе­рии, ибо это оз­на­ча­ло де­мон­таж на­цио­наль­но­го куль­тур­но-ис­то­ри­че­ско­го яд­ра рус­ско­го эт­но­са. Дан­ная опе­ра­ция не мог­ла прой­ти без­бо­лез­нен­но. Ев­ра­зий­цы (например, Н.Н. Алексеев) со­глас­ны с те­зи­сом К. П. По­бе­до­нос­це­ва и Ф. М. Дос­то­ев­ско­го о том, что де­мо­кра­тия яв­ля­ет­ся лжи­вым по­ли­ти­че­ским фан­то­мом, так как на­ро­ду край­не лег­ко "под­ска­зать" имя то­го, за ко­го не­об­хо­ди­мо от­дать го­лос.
   Мы на­зва­ли дос­та­точ­но мно­го то­чек со­при­кос­но­ве­ния Ф. М. Дос­то­ев­ско­го с идея­ми ев­ра­зий­ско­го дви­же­ния, и на­ря­ду с мыс­ли­те­ля­ми К. Ле­он­ть­е­вым и Н. Я. Да­ни­лев­ским он мо­жет быть на­зван ярчайшим пред­ше­ст­вен­ни­ком ев­ра­зий­ской идео­ло­гии.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   1
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"