• Ольга: 18 - 20 лет; подруга детства Анны, служащая отдела кадров; красива, женственна, наивна, простовата, умеет обращаться с мужчинами
• Антон: 35 - 40 лет; пианист, дирижер
АКТ 1
СЦЕНА 1
-КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ-
Анна сидит в одном из кресел, развернутых
в реальный зрительный зал.
Кресла одно за другим заполняют зрители.
За последним рядом кресел на стене расположен
большой плакат с изображением Антона за
дирижерским пультом.
Текст плаката: "Антон Преображенский
играет Бетховена".
Станислав появляется и занимает кресло рядом.
Станислав. Чао!
Анна. Привет!
Станислав. Коме ста?
Анна. "Коме стай", двоечник.
Станислав. Не уходи от вопроса. Как дела?
Анна. Отлично.
Станислав. Да ты просто сияешь! Это я так действую или твой новый кумир?
Анна. Мой новый блеск для губ.
Станислав (оборачиваясь к плакату). А он симпатичный. Дирижеров, правда, редко узнают в лицо. Сколько ему? Около сорока уже?
Анна. Сорок один.
Станислав. Если он такой замечательный, то почему играет не в Карнеги холле, а здесь, для нас с тобой?
Анна. Он начинал как пианист, так что дирижирует там, где дают. А играет здесь, для тебя, Стас, потому что жизнь несправедлива. (пауза) Ты говорил, что твой приятель с эстрадного?
Станислав. Павел? Да. Яркая личность. Талантлив. Склонен к коммерции. Чистоплотен, как кот.
Анна. А это здесь причем?
Станислав. При том, что он тебе должен понравиться. Кто такая Ольга?
Анна. Школьная подруга. Решила встряхнуть ее, вывести куда-нибудь.
Станислав. Чем занимается?
Анна. Она менеджер по кадрам.
Станислав. Яснее не стало.
Анна. Ну чем они там занимаются. Вот этим.
Станислав. Но это не повод опускать руки.
С разных сторон сцены появляются Павел и Ольга.
Павел. Добрый вечер. Вы, видимо, Ольга?
Анна. Нет, я ее некрасивая подруга. (указывая на приближающуюся Ольгу). Вот Ольга.
Все (представляются друг другу). Ольга. Павел. Станислав. Анна.
Павел и Ольга занимают места рядом.
Станислав (Анне). Мой юный друг, я вижу, произвел впечатление!
Анна (Станиславу). Из чего это следует?
Станислав (Анне). Ты начинаешь с собственной внешности, когда хочешь, чтобы собеседника ничто не отвлекало от острого ума и духовного богатства. (указывая на оживленно болтающих Павла и Ольгу). Твоя подруга времени не теряет.
Анна (Станиславу, глядя на Павла и Ольгу). Ты спрашивал, чем занимается Ольга. Уводит у меня парней. Всю жизнь.
Станислав (Анна). Но вы остаетесь подругами?
Анна (Станиславу). Волк - санитар леса.
Павел (Ольге). А как вам поздний Бетховен?
Звучит звонок.
Ольга (Павлу). Обсудим позднее?
Гаснет свет.
Раздаются первые ноты Пятой Бетховена.
В полной темноте луч прожектора выхватывает Анну,
завороженно глядящую на сцену.
Остальное пространство тонет в темноте.
Вступление неожиданно переходит в аранжировку "Маэстро".
АННА ПОЕТ:
ГАСНЕТ В ЗАЛЕ СВЕТ, И СНОВА
Я СМОТРЮ НА СЦЕНУ ОТРЕШЕННО,
РУК ВОЛШЕБНЫЙ ВСПЛЕСК - И СЛОВНО
ЗАМЕР ЦЕЛЫЙ МИР ЗАВОРОЖЕННО.
ВЫ ТАК ВЫСОКО ПАРИТЕ,
ЗДЕСЬ, ВНИЗУ, МЕНЯ НЕ ЗАМЕЧАЯ,
НО Я К ВАМ ПРИШЛА, ПРОСТИТЕ,
ПОТОМУ, ЧТО ТОЛЬКО ВАС ЛЮБЛЮ.
ВЫ, ХОТЯ БЫ РАЗ, ВСЕГО ЛИШЬ РАЗ,
НА МИГ ЗАБУДЬТЕ ОБ ОРКЕСТРЕ!
Я В ВОСЬМОМ РЯДУ, В ВОСЬМОМ РЯДУ,
МЕНЯ УЗНАЙТЕ ВЫ, МАЭСТРО!
ПУСТЬ МЫ ДАЛЕКИ, КАК "ДА" И "НЕТ",
И РАМПЫ СВЕТ НАС РАЗЛУЧАЕТ,
НО У НАС ОДНА, ДА-ДА, ОДНА,
СВЯТАЯ К МУЗЫКЕ ЛЮБОВЬ!
ВНОВЬ ИГРУ СВОЮ НАЧНИТЕ -
И, Я ЗНАЮ, ЧУДО ПОВТОРИТСЯ.
ЕСЛИ Б ЗНАЛИ, МОЙ УЧИТЕЛЬ,
КАК ВАМ ВЕРИТ ВАША УЧЕНИЦА.
Я ИЩУ У ВАС СПАСЕНЬЯ
И МЕЧТАЮ, СИДЯ В ЭТОМ ЗАЛЕ,
ВМЕСТЕ С ВАМИ БЫТЬ НА СЦЕНЕ,
ВМЕСТЕ С ВАМИ МУЗЫКЕ СЛУЖИТЬ!
ВЫ, ХОТЯ БЫ РАЗ, ВСЕГО ЛИШЬ РАЗ,
НА МИГ ЗАБУДЬТЕ ОБ ОРКЕСТРЕ!
Я В ВОСЬМОМ РЯДУ, В ВОСЬМОМ РЯДУ,
МЕНЯ УЗНАЙТЕ, МОЙ МАЭСТРО!
ПУСТЬ МЫ ДАЛЕКИ, КАК "ДА" И "НЕТ",
И РАМПЫ СВЕТ НАС РАЗЛУЧАЕТ,
НО У НАС ОДНА, ДА-ДА, ОДНА,
СВЯТАЯ К МУЗЫКЕ ЛЮБОВЬ.
Аранжировка неожиданно переходит в финал Третьей Бетховена.
Зажигается свет.
Молодые люди, как и другие зрители, аплодируют.
Анна несколько мгновений сидит неподвижно.
К ней наклоняется Станислав.
Станислав (Анне). Белоснежка, принц сбежал!
Анна (приходя в себя, улыбаясь, всем друзьям). Ну... как вам Преображенский?
Павел. Неожиданно хорош.
Станислав. В финале Третьей он откровенно форсировал звук.
Анна. Дело вкуса. Мне понравился этот ход.
Павел. Кстати, мне казалось или он все время посматривал на кого-то нашем ряду?
Станислав. Думаю, на меня.
Молодые люди встают со своих мест,
медленно направляясь к выходу.
К ним подходит Антон Преображенский,
все еще в концертном костюме.
Антон. Добрый вечер!
Анна, Павел, Ольга, Станислав. Добрый вечер!
Антон. Люблю играть в небольших залах. В них видны лица зрителей. Если честно, все время подсматривал за вашей компанией. Как вам концерт?
Анна. Превосходно!
Станислав. Удивительная сыгранность и управляемость.
Антон. Господа музыканты похожи на переодетый похоронный оркестр, но сыграли на уровне Карнеги холла.
Антон (Ольге). Каковы ва́ши впечатления?
Ольга. Показалось, что в финале Третьей вы чересчур форсировали звук.
Антон (Ольге). Это что-то вроде творческой дискуссии с фон Караяном. Вы, конечно, слышали его исполнение?
Ольга. Слушать и слышать не одно и то же, Антон.
Антон (всем). Вы, насколько я понял, профессионально занимаетесь музыкой?
Анна. Я с фортепианного. Станислав (указывает на Станислава) с дирижерско-оркестрового, Павел (указывает на Павла) - с эстрадного. Ольга - из кадрового.
Антон. Всю жизнь мечтал узнать, чем занимаются в отделе кадров.
Анна. Отвечая на ваш незаданный вопрос: меня зовут Анна.
Антон. Простите, ради бога, Анна. Какое свинство моей стороны. Анна, Ольга, Павел, Станислав - приглашаю вас продолжить вечер за ужином в моей компании. Естественно, я угощаю.
Павел. Я знаю одно хорошее место неподалеку. Ресторан японской кухни "Никудзяга".
Станислав. Он там подрабатывает в караоке.
Антон. Звучит отлично даже без караоке. Мне нужно 20 минут, чтобы привести себя в порядок. Хотите пройти за кулисы?
Все. Да!
СЦЕНА 2
-ДВОР МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА-
Антон и Ольга подходят к дверям подъезда.
Антон. Спасибо за прекрасный вечер.
Ольга. Спасибо за Бетховена.
Антон. Давно не встречал такого замечательного собеседника.
Ольга. Но я же ничего не понимаю в музыке.
Антон. Мне этого очень не хватало.
Ольга (после затянувшейся паузы). Можете подняться - если хотите познакомиться с родителями.
Антон. Я всегда так делаю.
Ольга. А вы бесстрашны! Я не живу с родителями. Но по лестнице поднимусь одна. Слишком много впечатлений для одного вечера.
Антон. Поэтому нужен второй.
Ольга. Согласна.
Антон. Ближайшие недели я буду дирижировать "Травиатой" в небольшом театре в Риме, а вот потом...
Ольга. В Риге?
Антон. В Риме, столице Италии.
Ольга. Это даже интереснее.
Антон. Хотите туда съездить?
Ольга. Немного неожиданно и, конечно, заманчиво. Но давайте не будем торопить события, Антон.
Антон. Ольга, я прекрасно понимаю, как странно предлагать в первый же вечер знакомства совместную поездку то ли в Ригу, то ли в Рим. Но наша жизнь слишком коротка, чтобы убивать недели и месяцы на пустые ритуалы. С моим гастрольным графиком у нас на это уйдут столетия.
Ольга улыбается и отрицательно качает головой.
В одном из окон дома раздается арпеджио на гитаре/арфе из вступления к "Лестнице".
Ольга. Что это за звуки?
Антон. Струнный инструмент, вроде арфы. С такими, знаете, амуров рисуют.
Ольга. Бедные дети. Тяжело, наверно, набирать высоту с таким грузом.
Антон. Согласен. Поэтому мои играют только на флейтах.
Вступают две флейты, подхватывая вступление к "Лестнице".
Ольга (твердо). Пора. Спокойной ночи, Антон Владимирович.
Антон. Просто Антон.
Ольга. Пока, Антон.
Ольга входит в подъезд, начинает подниматься по лестнице.