Ананян Армен : другие произведения.

Глава 5. Толкования

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Вопрос монахов. Как должно понять слово Святого, которое он сказал ученику своему Павлу, когда тот, оставив мир, просился жить при нем: «если хочешь быть монахом верным, ступай в монастырь, где много братьев, которые могут поддерживать твою слабость»?
  
  Ответ старца. Мы должны принимать в монастырь всех - и стариков немощных, и больных, и слепых, и расслабленных, и любить их, когда они с радостью и усердием посвящают себя стяжанию добродетелей, хотя по немощам своим и не могут осилить всех дел. Достойны осуждения те настоятели, которые не принимают немощных, хотя и верных, а охотно принимают крепких юношей для исполнения различных служб по монастырю, закрывая глаза на многочисленные грехи их. Если из трёх монахов, один безмолвствует, другой болен и благодарит Бога, а третий охотно исполняет послушание, то все они в одном состоят подвиге. В монастыре нужны не только крепкие телом для исполнения различных послушаний, но должны быть и слабые братия, предающие себя постоянному безмолвию, иначе суетен весь труд монастыря.
  
  Станислав Виткевич. «Искушение святого Антония» (1921-1922)
  ❖❖❖
  Вопрос монахов. Чего ради Святой сказал Павлу: «Ступай, сиди в уединении, и борись с демонами»?
  
  Ответ старца. Ради совершенства, но такое духовное совершенство приходит вместе с чистотой сердца. Чистота сердца бывает, когда им правит ум, а умом правит непрестанная молитва. Брань от демонов бывает через мысли и привидения, которые в уединении и безмолвии сильнее возбуждаются. Уединение даёт непрестанные случаи к брани с самыми коварными мыслями, навеваемыми демонами. Эта брань ведется умом молитвенно в Боге внимающим сердцу и им правящим. Непрерывность такого подвига учит духовному самоконтролю, а в нем всё духовное совершенство монаха и всякого христианина.
  ❖❖❖
  Вопрос монахов. Что значит сказанное Святым: «Как извлеченные из воды рыбы задыхаются м гибнут, так случается и с монахом, который медлит вне кельи своей? Каким образом монах умирает подобно рыбе»?
  
  Ответ старца. Жизнь души состоит в непрестанном размышлении о Боге. Итак, если монах будет слоняться по городу, то, отвлекаясь видами и разговорами, он лишается духовной жизни и умирает, потому что отходит от Бога и забывает Его, изгоняет из сердца своего любовь к Христу, которую стяжал себе многими трудами, когда безмолвствовал в кельи. В городе многолюдном у монаха гаснет любовь к лишениям и труду, и не замечает, как предаётся безумству плоти и непотребным удовольствиям. Возмущается сердца подвижника, по причине мятущегося движения различных соблазнительных образов, что наводят его на блуд и страсти, кои и есть истинная смерть и гибель монаха.
  
  Леонора Каррингтон. «Искушение святого Антония» (1947)
  ❖❖❖
  Вопрос монахов. Что означают слова Святого: «Келья монаха есть печь Вавилонская, место трёх отроков, среди которых был Сын Божий, и есть столп огненный, из которого Бог говорил с Моисеем»?
  
  Ответ старца. Огонь имеет два свойства, жар обжигающий и свет освящающий. Терпеливое пребывание в кельи также имеет два свойства, одно тяготит и беспокоит новичков (молчанием, трудами, брань со страстями), а другое радует спокойствием тех, кто, победив страсти, становится совершенным в чистоте и удостаивается светлых видений. Смысл же сказанного им о трёх отроках, что они видели Сына Божия, есть следующий. Анания, Азария и Мисаил, будучи брошены в Вавилоне в печь огненную, не были сожжены и даже обожжены, потому что к ним послан был Ангел Божий снять с них узы и избавить от разрушительного действия огня. Также и для братьев живущих в уединении, брань с демонами вначале бывает трудна, однако их никогда не оставляет благодатная помощь Господа нашего, посещая их и обитая с ними. Когда монах с сей помощью победит все страсти и все искушения демонов, тогда удостоится благодати совершенной Любви и светлой славы Господа.
  
  
  Диего Ривера. «Искушение святого Антония» (1947)
  ❖❖❖
  Вопрос монахов. Что означают слова Святого: «Не должно воздавать злом за зло, и если монах не может поступать так, пусть, хотя бы хранит молчание и безмолвие»? Как можно достигать сего посредством безмолвия?
  
  Ответ старца. Если брат немощный, оскорбляющий брата своего и ненавидящий его, удержит себя в кельи и воздержится от разговоров, подавляя злые мысли, постоянно прилежа молитвам и чтению Писаний, то посетит его благодать мира. Тогда просветится сердце его, а дух его возрадуется в Боге, получив свободу от страстей. Человек сей, взглянув на Крест Господень, воспламенится любовью к Нему, и поцеловав его, станет рассуждать о том, как: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Иоан. 3, 16), также: Но Бог Свою любовь доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками (Римл. 5, 8), также: Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас (и притом на такую позорную смерть, как смерть креста), как с Ним не дарует нам и всего (Римл. 8, 32), или в чём другом откажет нам? Великая же к нам милость и любовь Христова побуждают нас не жить для своих желаний, а только для того, Кто умер за нас (2 Кор. 5, 14, 15). Надо взирать на Иисуса, как на начало и образец терпения, Который понёс за нас крестную смерть, и, потерпев такое поношение, опять воссел одесную Бога. Итак, если потерпим с Ним, с Ним и прославимся (Римл. 8, 17), и если с Ним перетерпим, с Ним и воцаримся (2 Тим. 2, 12). Посему Апостол Павел увещёвает нас, говоря: будем взирать, братья, на Крест Господа нашего (Евр. 12, 2). Смотри, сколько перенес Он за грешников, которые были врагами душ своих! Не унывайте же и не расслабляйтесь душами своими по той причине, что вам приходится терпеть тесноту, обиды, поношение и смерть - сие надлежит вам за любовь к Нему. Испрашивайте в молитвах ваших прощения тем, кто обижает вас, подобно тому, как Господь молился за распинающих Его, говоря: Отче, отпусти им (Лук. 23, 34), и как блаженный Стефан испрашивал прощения у Господа нашего тем, кои побивали его камнями, говоря: Господи, не постави им греха сего (Деян. 7, 60). Если монах тот, сидя уединенно в кельи своей, будет рассуждать так, то укрепится духом и овладеет своими страстями. Более того, он не только не станет кого-либо обижать, или гневаться на кого, но будет великой радоваться радостью, что случилось перетерпеть ему поругание и обиду. Вот до какой нравственной крепости доходит монах в кельи своей, по причине безмолвия, внимания к себе и терпеливого исполнения заповедей Христовых, каковы: пост, молитва, размышление о Боге и другие добродетели, совершаемые в безмолвии. Итак, очень хорошо сказал Святой Антоний: «Если монах не может воздержать языка своего от нанесения оскорблений, ропота и многословия, и сердца своего не силен удержать от таких падений, пусть, по крайней мере, сколько может, прилежит безмолвию и молчанию»
  
  .
  Бела Кондор. «Искушение святого Антония» (1966)
  ❖❖❖
  Вопрос монахов. Пришли однажды братия к Святому Антонию и сказали ему: «Дай нам заповедь, которую мы могли бы исполнять». Он говорит им: «Написано в Евангелии - если кто ударит тебя в одну ланиту, обрати к нему другую (Мф. 5, 39)». Те отвечали ему: «Мы этого никак не можем исполнить». Старец сказал им: «Если вы не можете обращать другой ланиты, переносите терпеливо удар в одну». Они сказали: «И это не можем делать». Он ещё сказал им: «Если и этого не можете, хотя бы, не отвечайте ударами тому, кто вас ударит». Они сказали: «И этого не можем делать. Тогда великий старец сказал ученику своему: «Приготовь братьям этим немного пищи, потому что они больны». Что значат эти слова святого отца?
  
  Ответ старца. Этим хотел сказать, что с такими более нечего делать, как накормить и отпустить. Святой в заключение сказал: «Для вас нужна молитва», то можно думать, что под пищей он разумел молитвы наши, как бы говоря, если вы не можете ни того, ни другого, ни третьего, то остаётся только молиться о вас. Ибо, как для больных потребна особая пища по слабости больного желудка, так и для вас, у которых мысль так немощна, что не может и малой части заповедей Господа нашего исполнить, нужно врачевание душ. Только молитвы отцов могут им помочь.
  ❖❖❖
  Вопрос монахов. Святой Антоний сказал: «Я видел сети дьявола простёртые по всей земле, застонал от этого и сказал: горе роду человеческому; кто может избавиться от них? И сказали мне: смирение спасает от них, ибо они не могут спутывать его». Как видел святой сети сии – наяву или мысленно? И кто те, которые сказали ему: «Смирение спасает от них, ибо они не могут спутывать его»?
  
  Ответ старца. Святой Макарий Великий, Египетский, ученик Святого Антония, видел также во внутренней пустыне скитской все козни вражеские, в то же время, как видел их отец Антоний, только в другом образе. Святой Макарий видел бесов в человеческом подобии, один был одет в рванную одежду, на которой были разных цветов нашивки, другой был одет в изношенную одежду, покрытую сетью с какими-то пузырьками, третий покрыт был крыльями. Вот этих бесов телесными очами видел отец Макарий, а Святой Антоний видел оком ума, как видят видение, все те сети дьявола, которые он строит монахам, и которыми старается их опутать, уловить и помешать им благополучно завершить свой путь добродетели: Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани меня от рук притеснителей, которые замыслили поколебать стопы мои (Псал. 139, 5), Итак, он видел, что сети дьявольские устроены так же, как и сети звероловов. Видя это, он удивился и ужаснулся, по причине множества их, в которые если бы и зверь попался какой, не мог бы освободиться, по множеству хитрых силков и пут. В таком виде представились Святому Антонию виды всех страстей телесных и душевных, которыми бесы борют монахов. И видел он Ангелов святых, которые поименно называли сети: сеть чревоугодия (обжорства), сребролюбия (жадности), блуда, тщеславия, гордости и другие. Они показали ему все искусства и уловки, какими враг чинит всевозможные препятствия, дабы опутать монахов и остановить их шествие по великому пути Любви Божьей. Когда пораженный ужасом при виде сетей, застонал он и сказал: «Горе нам, монахам! Как избавиться и спастись от таких сетей, чтоб не запутаться в них?» Ангелы сказали ему: «Смирение спасает! Кто обладаёт смирением, тот никогда не запутается в них». Но они отнюдь не сказали, что только смирением побеждаются страсти и демоны, требуются также и дела! Смирение одно само по себе никакой не принесёт пользы, равно как и дела без смирения ничего не значат. Так еда без соли быстро портится и ни на что не годно. Итак, телесные труды, внутренний подвиг ума, безмолвие и непрестанная молитва с совершенным смирением преодолевают все страсти демонические.
  
  
  Сергей Шаров. «Искушение святого Антония» (1969)
  ❖❖❖
  Вопрос монахов. Святой Антоний сказал: «Если подвизаемся подвигом добрым, должно нам крепко бояться и крайне смиряться пред Богом, чтобы Он, ведающий немощь нашу, покрывал нас десницей Своей и хранил, ибо если вознесёмся гордостью, Он снимет покров Свой с нас, и мы погибнем». Какой смысл этого изречения блаженного?
  
  Ответ старца. Смиряться должны мы всегда, как во время притеснений, скорбей и браней, так и во время мира и покоя. Во всякое время имеем мы нужду в смирении, так как оно во время брани доставляет нам помощь и придаёт силы к поднятию тягости терпения, а во время мира и покоя защищает нас от гордости и удерживает от падения. Также по причине постоянной лени нашей и пленяющего нас забвения Бога, должны мы смиряться, ибо очевидная немощь наша сама ведёт нас к смирению и отгоняет всякую гордость. Бог не желает, чтобы мы всегда находились в опасностях и тревогах, но, по Своей благости и человеколюбию, покрывает нас и прекращает брани страстей и свирепость демонов. Итак, если мы во время брани и подвига прибегаем к смирению, ради опасности и затруднения, а во время спокойствия и безопасности от браней забываем Бога и возносимся гордостью, то Он, без сомнения, снимет с нас покров Свой, и мы погибнем в разорении и отчаянии. Посему нет такого времени, когда не нужно было бы нам смирение, так как во всяком месте и во всех действиях мы всегда имеем в нём нужду.
  ❖❖❖
  Вопрос монахов. Некто из старцев молил Бога показать ему всех отцов, и ему дано было видеть их всех, кроме Святого Антония. Ангел сказал ему: «Где Бог, там Святой Антоний». Как видел он всех отцов и почему не видел отца Антония?
  
  Ответ старцев. Или ум старца был восхищен в рай, и видел там отцов, или сами отцы пришли к нему, или Ангел показал ему их, посредством видения. Святой Антоний не был им явлен по двум причинам: для показания великости славы Святого Антония, и для того, чтоб смирить старца того, дабы не превознесся он гордостью, что видел всех отцов. Ибо исполняя просьбу старца, Бог видением отцов обязывал его подражать им, а что не удостоен он видеть Святого Антония, этим внушалось, что старец не имеет столько сил, чтоб подражать и ему, чем давалось ему побуждение подавлять гордость и смиряться.
  ❖❖❖
  Вопрос монахов. Пришел однажды отец Аммон девственник к Святому Антонию и сказал ему: «Вижу, что я имею больше дел, нежели ты; каким же образом имя твоё больше славится между людьми, чем моё»? Святой Антоний ответил ему: «Может это того, что я люблю Бога больше, чем ты». Что хотел сказать Святой?
  
  Ответ старцев. Ни отец Аммон не хвалился своими делами, ни Святой Антоний своей любовью, но намерение слов их было таково. Так как эти святые были первыми учредителями, то они имели в виду обоюдным согласием утвердить и всем монахам показать, что внутренний настрой ума важнее телесных подвигов. Внутренний строй ума направляет и возносит душу монаха к совершеннейшей любви к Богу, делает его достойным видений и откровений славы Божьей. Подвиги освобождают монаха от страстей телесных, утверждают в добродетелях, силу ему подают к борьбе с похотью, и телу доставляют чистоту. Ум вооружает душу против демонов и мыслей, ими навеваемых, и очищает сердце, которое укрепляется Любовью и делается достойным того, чтоб им правил Дух. Слава истинно верующего, крепкого в добродетелях и любящего Господа, часто не известна среди людей. Так, отец Павел – «перворожденный из монахов», пока жив был, мало кому был известен. Итак, оба отца хотели показать нам, какой чин подвижничества выше другого, телесный или духовный, состоящий во внутренней, сокровенной брани ума, в непрестанной молитве и размышлении о Боге. Монах достигнув совершенства, удостаивается зреть Славу Господню, Коему хвала во веки веков. Аминь!
  ❖❖❖
  Вопрос монахов. Святой Антоний говорил, что «Бог не попускает дьяволу наводить сильные брани на род сей, потому что он немощен». Как это так?
  
  Ответ старца. Бог, любя нас, не допускает быть нам слишком теснимым дьяволом, так как у нас, увы, недостаточен жар любви к Богу и ревность о добрых делах. Дьявол слабее нападает на слабых.
  
  
  Билл Сала «Искушение святого Антония» (?)
  ❖❖❖
  Вопрос монахов. Святой Антоний сказал: «Если бы мельник не закрывал глаз мула, то мул бы падал от головокружения головы, и работа прекращалась бы. Подобно сему и нам Господь закрывает глаза. Ибо мы, иногда делая добро, не замечаем его. Так происходит потому, чтобы мы, не стали себя считать блаженными и не погибли потому труды наши. Поэтому иногда впадаем в срамные помышления, чтобы, видя их, укоряли самих себя. Эти-то срамные помышления и суть прикрытие небольшого добра, которое делаем, так как человек, который укоряет себя, не потеряет награды своей». Объясни нам эти слова Святого.
  Ответ старца. Не все святые удостаиваются видеть видения, они не видят также добра, которое делают, и уготованных им обетований, хотя они преисполнены благих дел и добродетелей. Не потому это так, чтобы Бог не радоуется их добродетелям и не утешается их добрым делам. Чтобы Всеблагой умалил нечто от награды, уготованной добрым? – да не будет! Но это делает Он для того, чтоб добрые не вознеслись гордостью, и чтобы из-за того не погибла их добродетель, чтобы не лишились они уготованных им благ, и не сделались чуждыми благодати Божией. Посему они, хоть и прилежат добродетелям, но Бог хранит их, допуская иногда, чтобы демоны посмеивались над ними, навевая на них срамные мысли, или наводя страх, или нанося раны, чтоб знали те немощь свою, и всегда были осторожны и бдительны. Как помышление о благе, которое уготовано им за добрые дела, поддерживает в них ревность к постоянному деланию добра, так и сознание своих недостатков и своей немощи удаляет их от гордости и смиряет их. Такие имеют получить особую радость от Господа нашего Иисуса Христа в бесконечном Царствии Небесном.
  ❖❖❖
  Вопрос монахов. Святой Антоний сказал: «Терпим неудачу, потому что мы не понимаем, к чему призваны. Не понимаем, чего требует дело, к которому приступаем, и хотим достигнуть добродетели без труда. Посему, коль скоро встретим искушение на одном месте, в котором живём, переходим на другое, думая, что есть где-нибудь на Земле место, где нет дьявола. Но кто познал, что есть брань, тот постоянно везде борется с дьяволом с Божьей помощью, потому что Господь наш сказал: Царствие Божие внутрь вас есть (Лук. 17, 21)». Что хотел этим сказать Святой?
  
  Ответ старца. Некоторые постоянно меняют своё местопребывание, желай найти такое покойное место, где нет дьявола, но везде встречают искушения. Но кто знает, что есть брань, тот борется с Божией помощью там, где живет, и не ищет другого места. Смысл же сказанного Господом нашим: Царствие Божие внутрь вас есть, означает, что мы, монахи, покинувшие мир, взявшие крест свой, по заповеди Господа нашего, и Ему последовавшие, должны пребывать в одном месте, и, заботясь только о спасении души, стойко переносить всякого рода искушения. По любви к Богу нам должно, где бы мы ни были, терпеливо переносить все брани и испытания, будут ли они от страстей, или от демонов, или от людей. Но некоторые, неопытные монахи, непривыкшие сносить никакой тяготы, спешат в другие места, ожидая найти покой от брани, и убежище от своих мыслей, переселяясь с одного места на другое, и из одной страны в другую. Посему будем оставаться на своих местах, и если нападет на нас брань, или искушение, станем поститься, молиться, преклонять колена, бить себя в грудь перед крестом Господа нашего, со слезами и болезнью сердечной, прося себе у Него помощи и спасения: так как Он всегда присущ нам и обитает в нас, как написано: близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет (Псал. 33, 19), и как Сам Господь сказал: Царствие Божие внутрь вас есть (Лук. 17, 21), т.е., Я в вас обитаю. Ибо Царствие Божие есть Христос, Который всегда в нас обитает. Блаженный Павел тоже говорит: не знаете ли, что Христос живет в вас? (1 Кор. 3, 16). И не Он только живет в нас, но и мы в Нём пребываем, как Он Сам говорит: будите во Мне и Аз в вас (Иоан. 15, 4). Итак, если мы в Боге обитаем, и сами есть жилище Ему, то не будем оставлять Господа нашего, во время искушений, бед и браней, и переселяясь куда-нибудь, не будем искать себе помощи и убежища от стран и мест, но на своих пребудем местах, умоляя Господа, в нас обитающего, подать нам помощь и избавить нас. При этом будем открывать свои помыслы отцам нашим и просить их молитв в помощь нам. Терпя на своих местах, будем всегда прибегать к покрову Спасителя нашего, и Он несомненно сделает нас победителями во всех бранях наших.
  
   «Как же я обрадовался в душе своей, потому что я понял, что я лаял не на Церковь, а на мои выдумки плотского воображения по поводу Церкви. Безумцем, безумцем я был! Я нападал и обвинял, когда надо было спрашивать и учиться». Блаженный Августин
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"