Аннотация: Приход к власти Нарасимхи, основателя второй династии
Глава 9.
Первые короли второй династии (1490 - 1509).
Нарасимха узурпирует трон. - Бегство последнего короля. - Салюва Тимма. - Вира Нарасимха. - Биджапур снова атакует Виджаянагар. - Португальцы в Индии. - Они захватывают Гоа. - Записки Вартемы. - Альбукерке.
В моем "Очерке династий Южной Индии", опубликованном в 1882 г. (стр. 106), есть следующий пассаж: "Мы переходим ко второй династии, или династии Нарасимхи, чьи потомки стали более могущественными, чем любые монархи, когда-либо господствовавшие над югом Индии. Д-р Барнелл принимает 1490 г. как начальную дату правления Нарасимхи, и в настоящее время нет ни одной надписи, которая могла бы пошатнуть это утверждение. Я обнаружил, однако, что епископ Колдуэлл в его "Истории Тинневелли" (стр. 48) относит дату начала правления... Нарасимхи к 1487 г... Как бы то ни было, мы должны изучить историю его прихода к власти в Виджаянагаре и вытеснения старой династии".
С тех пор не появилось никаких новых данных, которые могли бы пролить свет на этот вопрос, и весь материал вплоть до настоящего времени остаётся почти в первозданной темноте; однако во вновь открытой хронике Нуниша интересующим нас событиям посвящен целый рассказ в достаточно подробной форме, хотя я не могу никоим образом поручиться за его точность. Он представляет собой, тем не менее, некий свод традиционной истории XVI века, записанный в пределах ближайших 50 или 60 лет после событий, о которых он повествует. В хронике говорится, что Вирупакша Райя ("Верупакарао") был слабым и недостойным монархом, во время правления которого мусульмане отторгли у Виджаянагара значительные территории, включая Гоа, Чаул и Дабхол; и эта формулировка, по крайней мере, исторически верна. Вирупакша бы деспотом, жестоким и распутным, "не питавшим пристрастия ни к чему, кроме женщин и попоек", так что вся страна была охвачена возмущением и восстаниями. В конце концов он был убит своим старшим сыном, который в свою очередь пал от руки своего брата, "Падеарао", вскоре пошедшего по стопам своего покойного родителя в преступлениях и безрассудстве. Преисполнившись отвращения к этой династии монархов, знать восстала, свергла короля и возвела на трон одного из собственных представителей, Нарасимху, - "Нарсимгуа, который в некоторой степени приходился родственником свергнутому монарху".
Нуниш приводит живописное описание последних сцен; как капитан Нарасимхи пришел к городским воротам и обнаружил их незащищенными; как он вошел во дворец и не встретил никого, кто преградил бы ему путь; как он проник даже в гарем, "убив нескольких женщин"; и как, наконец, трусливый король бежал из дворца.
"После этого Нарасимха был провозглашен королем... И так как у него была значительная власть и он был любим народом, начиная с этого времени королевство Биснаги обычно стало называться королевством Нарсинга".
Проблема связи Нарасимхи со старой королевской династией пока еще не получила удовлетворительного решения. Он принадлежал к семейству под названием Салюва, и в надписях и литературных произведениях того времени постоянно упоминаются могущественные правители, которые были его родственниками или потомками. Так, в нашей хронике много говорится о Салюва Тимма, которого Нуниш называет "Салватинеа", занимавшем должность министра при короле Кришна Дева Райя. В надписи от 1395 г. эры Шака, соответствующего 1472-73 гг. н.э., говорится о Нарасимхе как о великом правителе и только как о великом правителе [168], и то же самое сказано и в другой надписи 1482-83 г.н.э. [169] Но в еще одной, датируемой 1495-96 г.н.э. [170], он назван уже "махараджей", или королем. Хотя точную дату узурпации и точное родство узурпатора со свергнутым королем трудно определить, остаётся фактом, что Нарасимха действительно около этого времени стал королем, что мусульманская агрессия была остановлена его могуществом и силой его армий, и что империя Виджаянагар при его правлении вновь окрепла.
Рассказ о тех же событиях у Фиришты значительно отличается от Нуниша, вызывая немалую путаницу и затруднения. И в отношении родственных связей последующих монархов - Нарасы, Вира Нарасимхи, Кришна Дева Райи, Ачьюты и Садашивы, - сами местные надписи противоречат друг другу. Тем не менее, основные вехи в общей схеме истории второй династии вполне установлены, и их можно вкратце подытожить. Последние короли первой династии находились у власти вплоть до 1490 г. Нарасимха и Вира Нарасимха правили до вступления на трон Кришна Дева Райи в 1509 г.; Ачьюта наследовал Кришне в 1530 г., а Садашива стал преемником Ачьюты в 1542 г. Последний был фактически пленником в руках Рамы Райи, старшего из трех братьев, сначала номинально занимавшего должность министра, но впоследствии добившегося почти полной независимости. Двое других братьев носили имена Тирумала и Венкатадри. Этот триумвират фактически правил королевством до 1565 г., когда империи был нанесен сокрушительный удар коалицией пяти мусульманских султанатов Декана, уже упоминавшихся выше, в так называемой битве при Таликоте, и великолепная столица была почти полностью стерта с лица земли.
Руководствуясь этими фактами в качестве путеводной нити, мы вновь обратимся к хроникам Нуниша и Фиришты, пытаясь найти некоторые точки соприкосновения между ними относительно происхождения второй династии - некий ключ, который позволит нам выверить различия и установить истину. С логической точки зрения следует допустить, что история, которую передает Нуниш, вероятно, является более точной из них обоих. Его хроника была записана около 1535 г., во время правления Ачьюты; ее автор лично жил какое-то время в индусской столице и имел возможность черпать информацию из местных индийских источников, близких к описываемым событиям. Фиришта же приступил к созданию своего труда не ранее 1607 г., ни в коей степени не был современником описываемых им событий, и жил не среди индусов, но при дворе Низам-шаха в Ахмаднагаре. Однако стоит заметить, что продолжительности правления монархов Виджаянагара, указанные Нунишем, не совпадают с датами, полученными из несомненно надежных источников.
Нуниш пишет, что сын Вирупакши "Падеорао", последний из старой линии, бежал из столицы, когда трон захватил узурпатор Нарасимха; что последний правил 44 года и после смерти оставил двоих сыновей. Оба они были слишком молоды, чтобы править самостоятельно, в связи с чем умирающий король доверил власть своему министру Нараса Наяку, и оба принца были убиты. Нараса захватил трон и держался на нем до самой смерти. Продолжительности его правления Нуниш не сообщает. Его сын, "Бусбалрао" (Басваа Райя ?), наследовал ему и правил 6 лет, после чего его на троне сменил брат, великий Кришна Дева Райя. Сейчас мы уже точно знаем, что правление Кришна Девы началось в 1509 г. Методом обратного отсчета мы получаем 1503 г. в качестве даты вступления на трон его предшественника, "Бусбала". Если мы допустим, что правление Нарасы длилось 5 лет - чистая догадка, - то он пришел к власти в 1498 г., а 44-летнее правление Нарасимхи должно было начаться в 1454 г., но в таком случае оно явно совпадает с царствованием Маликарджуны, сына Деварайи II. Остается возможность, что индусы начали отсчитывать года правления Нарасимхи с того времени, когда он достиг полномочий министра или главы знати, а не с той даты, когда он действительно занял трон; но это всего лишь предположение.
Фиришта упоминает некоего "Севароя" в качестве "райи" (короля) Виджаянагара в 1482 г., незадолго до смерти Мухаммед-шаха Бахмани. Говоря о новом монархе Биджапура, первом из династии Адил-шахов, в 1489 г., историк сообщает, что соперник Адил-шаха, по имени Касим Барид, просил министра Виджаянагара о помощи против растущего могущества его врага [171]; и что "райя был тогда ребенком, и его министр, Химрайя [172], отправил армию", захватившую страну вплоть до Мудкала и Райчура. Это произошло в 895 г.хиджры, который охватывает период с ноября 1489 по ноябрь 1490 г. "Химрайя", следовательно, - искаженное прочтение имени "Симха" или Нарасимха Райя, или, возможно, Нарасы, иначе звавшегося Вира Нарасимха.
Фиришта приводит также другой рассказ о том же самом событии. Согласно ему, Адил-шах, узнавший о распрях в индусской столице, совершил поход, очевидно, в 1493 г., против Райчура; когда Химрайя уладил эти раздоры, он вместе с "молодым райей" направился в этот город. В последовавшей битве Химрайя потерпел поражение, а молодой король, смертельно раненый, скончался на обратном пути в столицу, после чего Химрайя овладел верховной властью в стране.
Кроме того, у Фиришты есть еще два других пассажа, касающихся свергнутой старой династии и прихода к власти "Химрайи". Один [173] фрагмент из его хроники звучит следующим образом: "Химрайя был первым узурпатором. Он отравил молодого раджу Биджануггура, сына Шеороя, и сделал его малолетнего брата орудием для осуществления своих замыслов, постепенно оттеснив от власти представителей древних знатных родов, и всецело подчинив царство своему господству".
Во втором фрагменте [174] он указывает:
"Власть над Биджануггуром оставалась в одном семействе, непрерывно передаваясь от поколения к поколению в течение 700 лет, когда после смерти Севароя ему наследовал его малолетний сын, вскоре после этого умерший, оставив трон младшему брату. Он также не долго собирал цветы наслаждения в саду повеления прежде чем жестокие небеса, в доказательство своего непостоянства, не сожгли ветром уничтожения землю его существования [175]. Трон перешел к младенцу трех месяцев от роду, а Химрайя, один из главных министров правящего семейства, наделенный большой мудростью и опытом, стал единственным регентом и в течение 40 лет диктовал свою волю всем знатным лицам и вассалам королевства; когда же молодой король достиг зрелости, он (Химрайя) отравил его и посадил на трон другого младенца из правящей семьи, чтобы и далее сохранить за собой регентство [176]. После смерти Химрайи его сменил на посту регента его сын, Рамрайя, который вступил в брак с дочерью сына Сеораи, значительно упрочив с помощью этого союза свою власть и могущество".
Затем Фиришта переходит к описанию события, которое произошло в 1535 г. или около того, и будет рассмотрено нами в надлежащем месте.
При описании событий 1530 г. [177] Фиришта утверждает, что дела Виджаянагара были тогда в беспорядке из-за смерти Химрайи, которому сразу же наследовал его сын Рамрайя. И этот пассаж позволяет мне сделать вывод, что "Химрайя", или "Тимма Райя", было мусульманской вариацией имени правителя государства, совместно относившегося к Нарасимхе, Нарасе или Вира Нарасимхе, и Кришна Дева Райе, последний из которых умер в 1530 г. Фиришта, по-видимому, спутал могущественного министра Нарасы и Кришна Девы - Салюва Тимму, - с самими Нарасимхой и Нарасой, и сделал из всех троих одного человека. "Рамрайю" Фиришта упоминает в качестве короля от восшествия на престол Ачьюты в 1530 г. и вплоть до 1565 г.
Несмотря на расхождения в именах и деталях, в целом перед нами в хрониках Фериштэ и Нуниша вырисовывается общая достоверная основа. Оба повествуют о смерти двух молодых братьев-принцев, последующем убийстве двух других наследников и узурпации трона министром.
С этим замечанием мы обратимся к более надежной части повествования Фиришты.
Хан Юсуф Адил провозгласил себя независимым султаном Биджапура. Вскоре после этого его соперник Касим Барид, который в конце концов стал султаном Ахмаднагара, в приступе зависти призвал на помощь против Биджапура войска Виджаянагара, обещая в качестве вознаграждения уступить Мудкал и Райчур, или всю территорию между двумя реками (т.е. Кришной и Тунгабхадрой. - Aspar). Нарасимха собрал силы индусов, переправился с большой армией через Тунгабхадру и, опустошив страну, захватил оба города - Мудкал и Райчур, которые, таким образом, еще раз перешли во владение Виджаянагара.
Вскоре после этого, вероятно, в 1493 г., султан Юсуф Адил снова выступил в поход с целью вернуть утраченные владения и уже находился вблизи Кришны, как был вынужден из-за болезни остановиться там в течение двух месяцев; об этих событиях говорится у Фиришты. Мы уже упоминали о них, но теперь приведем этот фрагмент хроники полностью:
"В это время Химрайя, уладив внутренние раздоры [178], выступил вместе с молодым райей во главе большой армии на Райчур, что привело в ужас армию Адил-шаха, о чьем скорейшем выздоровлении неустанно молились его подданные..." (молитвы оказали действие, и султан оправился от болезни).
"Разведка донесла, что Химрайя пересек Туммедру и приближается форсированным маршем; услышав об этом, Юсуф Адил Шах произвел общий смотр своей армии... (и отдал решительный приказ перенести лагерь ближе к позициям индусов). Несколько дней прошли спокойно, но в субботу в раджабе 898 г.хиджры [179] обе армии вышли на поле боя, и в начале сражения около 500 воинов Адил-шаха были убиты, а остальные дрогнули и отступили, но султан сумел снова поднять их боевой дух. Один из офицеров, взятый в плен, но сумевший бежать, увидел, что враги увлеклись грабежом и предложил султану воспользоваться этим моментом для решительной атаки. Султан одобрил его совет и последовал ему; и когда Химрайя, не имея времени, чтобы собрать свою армию воедино, бросился преследовать отступающие войска султана с 7000 всадников, бесчисленным количеством пехотинцев и 300 слонов, Адил-шах обрушился на центр его рядов с такой яростью, что Химрайя оказался не в состоянии остановить удар. Победа осенила королевское знамя, и неверные бежали, оставив завоевателям 200 слонов, 1000 коней и 60 лаков унций золота [180], со многими драгоценностями и имуществом. Химрайя и молодой райя бежали в Биджануггур, но последний скончался по дороге от раны, полученной от стрелы во время боя. Химрайя захватил власть над страной, но некоторые представители знати возмутились против его узурпации, и вспыхнули распри, что предотвратило на некоторое время угрозу войны для Адил-шаха".
Спорная территория между двумя реками еще раз перешла в руки мусульман. Гоа также остался во владении султана Биджапура.
О последнем историческом событии в правление Адил-шаха Фиришта пишет следующим образом:
"В 975 г.хиджры [181] христиане захватили город Гоа и предали смерти губернатора вместе со множеством правоверных. Услышав об этом, Адил-шах с 3000 избранных воинов, деканцев и иноземцев, выступил в поход с такой быстротой, что застиг врасплох европейцев, отбил крепость и многих предал смерти; но некоторые из них сумели уплыть на своих кораблях в море".
Этими христианами были португальцы во главе с Альбукерке, и захват ими Гоа датируется 1 марта 1510 г. (по другим источникам, 17 февраля 1510 г., а временное изгнание португальцев из Гоа войсками Адил-шаха - 30 мая того же года. - Aspar).
В этот период произошла полная смена главных действующих лиц на нашей индийской сцене. Шах Ахмад Низам, который объявил себя независимым в Ахмаднагаре в 1490 г., умер в 1508 г.; ему наследовал сын, семилетний мальчик по имени Бурхан, с которым путешественник Гарсиа да Орта [182] впоследствии сумел завязать дружеские отношения. Да Орта называл его "мой друг" [182]. Шах Юсуф Адил умер в 1510 г., и его преемником на троне Биджапура стал его сын Исмаил. Кришна Дева Райя стал раджей Виджаянагара в 1509 г. Двое упомянутых последними монархов часто воевали друг с другом, и, в конце концов, согласно нашим хроникам, король индусов одержал полную победу над своим соперником из Биджапура. Даже Фиришта признает, что он нанес Исмаилу сокрушительный удар в великой битве при Райчуре, полное описание которой приводит Нуниш.
Но прежде чем перейти к истории правления Кришна Дева Райя, вкратце напомним, откуда появились эти португальские христиане, которые захватили Гоа и поселились в Индии, а некоторые даже жили какое-то время в индусской столице.
Прибытие португальцев в Индию.
Король Португалии Жуан II, получив некоторые сведения о возможности достичь Индии морским путем в 1484г. и соблазненный перспективами открытия богатой и заманчивой страны на Дальнем Востоке, приказал снарядить три корабля, но умер прежде, чем приготовления к экспедиции были завершены. Его преемник, дон Мануэл, с воодушевлением подержал проект и отправил эти три корабля под началом Васко да Гама и его брата Пауло с инструкцией обогнуть мыс Доброй Надежды. Полное описание этого путешествия содержится в "Трех путешествиях Васко да Гама", переведенных и опубликованных в издании Хаклюйта, - перевод определенных частей "Lendas da India" ("Индийские легенды". - Aspar) Корреа. Да Гама отплыл 8 июля 1497 и бросил якорь в Каликуте 26 августа 1498 г. [184] Саморин, или король Каликута, сначала дружелюбно встретил пришельцев, но затем переменил свое отношение к португальцам, так что они не добились никакого успеха ни в торговле, ни в установлении дружеских отношений с местным населением. Вскоре lа Гама возвратился в Португалию. В начале 1500 г. Кабрал вышел в море с другим и бСльшим по числу кораблей флотом и пристал в Каликуте 13 сентября того же года. Он сразу вступил в конфликт с саморином, и вместо мирной торговли между индийцами и португальцами произошли стычки, настроившие местное население против заморских пришельцев. Несколько европейцев, тем не менее, поселились в Каликуте, и среди них - Дуарте Барбоса, знаменитый хронист того времени.
Да Гама вернулся в Индию в 1502 г. (в тексте - 1504 г., но это явная ошибка. - Aspar), объявив короля Португалии владыкой морей и, встретив в море большой корабль около побережья Индии, приказал бессмысленно уничтожить всех находящихся на его борту, - несколько сотен человек. Он достиг Каликута 29 октября и немедленно открыл по городу огонь из корабельных пушек, захватив в порту безобидных местных рыбаков, 800 из которых он хладнокровно и жестоко перебил. В 1503 г. он снова вернулся в Европу, после того, как основал факторию в Кочине. Вследствие его насилий между Кочином и Каликутом вспыхнула война. В 1504 г. Лопе Суареш появился с флотом из 14 каравелл и начал блокаду порта Кочин, несмотря на то, что раджа этого города всегда выказывал большую доброту и гостеприимство по отношению к португальцам.
В следующем, 1505 году, вице-королем Португалии на индийском побережье был назначен Алмейда. Он вышел в море с большой эскадрой, на борту которой находились 1500 солдат. После ряда стычек в Хонаваре, Алмейда начал понимать, что истинные интересы Португалии лежат в области мирной торговли, а не в кровопролитной и дорогостоящей войне с местным населением; он также узнал о существовании влиятельного местного королевства Виджаянагар и могуществе его короля Нарасимхи (или Нарасы). В Каннаноре сын вице-короля, Лореншу, в 1506 г. получил более подробные сведения о состоянии страны, от итальянского путешественника Вартемы, и вследствие этого Алмейда отправил послание к королю Нарасе с просьбой разрешить ему построить крепость в Бхаткале, но ответа так и не получил.
Вартема оставил ценные записки о своих странствиях [185]. Он говорит, что Гоа находился тогда под властью "Саваина", в котором можно узнать правителя, называемого португальцами "Сабайо" [186], - губернатора города от имени султана Адил-шаха. Сабайо в то время воевал с Нарасимхой.
Он описывает Виджаянагар как крупный город, "очень большой и сильно укрепленный. Он расположен на склоне горы [187] и имеет 7 миль в окружности. У него есть тройной пояс стен". Город был очень богатым и хорошо снабжавшимся всем необходимым, расположен в красивой местности, обладавшей отличным климатом. Король "постоянно содержит 40000 всадников и 400 слонов. Каждый слон несет на себе 6 человек, в битве к бивням слонов прикрепляются длинные мечи", - описание, которое согласуется с данными Никитина и Паиша. "Простолюдины ходят полностью обнаженными, за исключением куска ткани, повязанного вокруг бедер. Король носит головной убор из золотой парчи в 2 пяди (spans) высотой... Его лошадь обладает большей ценностью, чем некоторые наши города, из-за золотых украшений, которыми она увешана" [188]. Каликут, по сообщениям Вартемы, был превращен в руины вследствие его войн с португальцами.
Вартема видел 48 португальских торговцев, убитых в Гоа "маврами", и вследствие опасного положения дел, существовавшего там, он покинул город и отплыл на юг вокруг побережья. Здесь мы можем оставить его.
В марте 1505 г. португальский флот, понеся большие потери, уничтожил крупную флотилию небольших лодок, принадлежавших радже Каликута. В следующем году возмущение действиями португальцев привело к осаде их фактории в Каннаноре, но своевременное прибытие Триштана да Кунья с новым флотом из метрополии спасло осажденный гарнизон. В конце 1507 г. Алмейда и да Кунья объединили усилия и снова атаковали Каликут, отчасти добившись успеха.
Афонсу д`Албукерке теперь крейсировал в Персидских морях, вступая в сражения со всеми "маврами", которые только попадались ему на пути. В конце 1509 г. он стал "губернатором Индии", т.е. Португальской Индии, сменив Алмейду; Диого Лопиш де Секейра был назначен королем Португалии губернатором на всех морях к востоку от мыса Коморин.
С началом правления Кришна Дева Райи в 1509 г. мы еще раз вступаем в период, когда история страны становится менее запутанной, и мы в состоянии восстановить последовательность событий без серьезных затруднений. Это был период величайших успехов Виджаянагара, когда его армии повсюду одерживали победы, и город достиг вершины своего процветания.
Примечания
[168] Mahamandalesvara Medinisvara Gandan Kattari Saluva Dharanivaraha Narasimha Raya Udaiyar. Это - не монаршьи имена. (Шульц, "Южно-индийские надписи", i. 131, No. 116).
[169] Op. cit., p. 132, No. 119.
[170] Op. cit., p. 131.
[171] Скотт "Фиришта", i. pp. 190, 210; Бриггс, ii. 537, iii. 10.
[172] Бриггс везде называет его "Timraj" (ii. 538), откуда я делаю вывод, что в этом пассаже Скотта "Ramraaje" - описка. Больше она не повторяется. Первый переводчик во втором из двух пассажей называет "Timraj" генералом Райи Биджануггура.
[173] Скотт, i. p 228.
[174] Скотт, i. p. 262.
[175] Это очень похоже на рассказ Нуниша о двух сыновьях Вирупакши.
[176] Это снова похоже на рассказ Нуниша о министре Нарасе и двух молодых принцах.
[177] Скотт, i. p. 252; Бриггс, iii. 66.
[178] Фиришта писал в предыдущем параграфе, что "в Биджануггуре царили распри".
[179] Апрель 1493 г.
[180] Скотт замечает в этом месте - "около одного миллиона восемьсот тысяч фунтов стерлингов". По подсчетам Бриггса (iii. p. 13), эта сумма составляла два миллиона.
[181] С апреля 1509 по апрель 1510 гг.
[182] Да Орта был в Виджаянагаре в 1534 г., в то же самое время, что и наш хронист Нуниш.
[183] Colloq., x.
[184] 20 мая, согласно Баррушу.
[185] Опубликовано "Обществом Хаклюйта" на английском.
[186] Происхождение имени "Sabayo" часто обсуждалось, но ни разу, как я считаю, не получило полностью удовлетворительного объяснения. Некоторые старые авторы попытались разъяснить этот вопрос. Барруш (Dec. II. v. cap 1) пишет: " AO TEMPO CUE NOS ENTRAMOS NA INDIA, ERA SENHOR DESTA CIDADE GOA HUM MOURO PER NOME SOAI, CAPITAO D'EL REY DO DECAN, A QUE COMMUNAMENTE CHAMAMOS SABAYO " - "Когда мы прибыли в Индию, правителем этого города Гоа был мавр, по имени Soai, капитан (военачальник) короля Декана (Dakhan), которого мы обычно называем Sabayo". Но Барруш не всегда пользовался индийскими именами. Он объясняет имя "Sabayo" как происходящее от "SABA" или "SAVA" - "Перс", и сообщает, что сыном Сабайо был Адил-шах. Гарсиа да Орта производит это от "Sahib", а Бертон (Lusiads, iii. p. 290) думает, что это было искажением слова "Sipandar" или "военный губернатор".
[187] Я не видел подлинник и подозреваю здесь ошибку перевода.
[188] Сравните рассказ, приводимый Паишем о его лошади, которую он видел на празднике Маханавами, и на последующем смотре (pp. 272, 278 ниже).