Аспар : другие произведения.

Виджаянагар - забытая империя. Перевод книги Р.Сьюэлла.Глава 2

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рождение империи (1336). Сушествует множество легенд об основании Виджаянагара, однако твердо установлены лишь имена его первых правителей - братьев Харихары и Букки...


   Глава 2.
   Рождение империи (1336 г.)
  
   Захват Мухаммедом Туглаком Кампили и Анегунди. - Смерть его племянника Баха-ад-дина. - Малик Наиб назначен губернатором Анегунди. - Волнения. - Правителем Анегунди становится Хари Дева Райя. - Мадхавачарья Видьярайя. - Основание города Виджаянагар. - Легенды о происхождении нового государства.
  
   Как уже говорилось, общепринятой датой основания города Виджаянагар считается 1336 год. То, что эта дата недалека от истины, может быть установлено на основе двух фактов. Во-первых, это существующая надпись самого раннего короля Виджаянагара - Харихары I, или Харияппы, "Хараиба" Ибн Баттуты [23], датируемая 1340 г. Во-вторых, сообщение этого автора о походе на юг Мухаммеда Туглака почти во всех деталях совпадает с рассказом, приведенным в начале "Хроники" Нуниша, и этот набег имел место в 1334 г. [24]
   Если провести сравнение между повествованием Ибн Батутты и традиционным рассказом из хроники Нуниша о событиях, которые предшествовали и привели к основанию Виджаянагара, почти не остается сомнений, что оба они относятся к одному и тому ж событию. Согласно Ибн Батутте [25], султан Мухаммед выступил на юг против своего мятежного племянника, Баха-ад-дин Гуштаспа, который бежал под защиту "Райи Камбилы" или "Кампилы", как Фиришта называет цитадель среди гор. Имя "Райя" безошибочно указывает на страну канаресцев, где форма "райя" обозначает титул раджи; в то время как в "Камбиле" или "Кампиле" мы признаем старый город Кампили, укрепленное место на расстоянии 8 миль от Анегунди, которая была оплотом предшественников королей Виджаянагара. Хотя сам Кампили и не находится "среди гор", он окружен скалистым массивом, в центре которого впоследствии возник большой город. Вполне естественно предположить, что "Райя", подвергшись нападению султана, должен был покинуть Кампили и спасаться на укрепленных высотах Анегунди, где он мог бы защищаться с большими шансами на успех, чем на прежнем месте; это также позволяет объяснить различие названий у обоих хронистов. Ибн Батутта продолжает рассказывать, что Райя благополучно отослал своего гостя к соседнему правителю, вероятно, Хойсалу Баллалу, королю Дварасамудры в Майсуре, тогда жившему в Танджнуре. Он развел огромный костер, на котором совершили самосожжение его жены и жены его знатных приближенных, министров и военачальников; сделав это, он отправился навстречу захватчикам вместе со своими родственниками и был убит. Город был взят мусульманскими войсками, "и одиннадцать сыновей Райи были взяты в плен и отправлены к султану, который обратил всех их в ислам". После падения города "султан обращался с сыновьями короля с большой честью, как из-за знатности их происхождения, так и из-за его восхищения поведением его отца", и Баттута добавляет, что он сам близко познакомился с одним из них - "мы были компаньонами и друзьями".
   Есть только два существенных расхождения между этим рассказом и традиционными индусскими сведениями, дошедшими до нас в передаче Нуниша. Одно из них касается причины нападения султана. Согласно индусской версии, война была предпринята из чистой жажды завоевания; согласно мусульманской, это была карательная акция против мятежника. Второе - что, в то время как по данным индусов, никто из лиц королевской крови не смог бежать, Баттута недвусмысленно говорит о том, что одиннадцать сыновей короля остались живы и неоспоримо доказывает свою точку зрения. Но это не портит впечатления общего сходства обоих хроник, к тому же синхронизм дат опровергает предположение, что они могли описывать два разных события. Мы можем предположить, что, так как одиннадцать сыновей правителя обратились в ислам, их имена были навсегда преданы забвению ортодоксальными индуистами - для них королевские сыновья все равно что умерли.
   После захвата крепости султан, согласно Ибн Баттуте, вытеснил Баха-ад-дина на юг и прибыл к городу князя, у которого его мятежный племянник нашел убежище. Правитель города выдал своего гостя на милость ласкового тирана, который осудил его на смерть, полную зверского варварства.
   "Султан приказал отдать племянника женщинам своего гарема, и они оскорбляли его и поносили. Затем он приказал содрать с него живьем кожу, после чего разрезать его тело на куски и сварить вместе с рисом. Некоторые куски были отправлены его жене и детям, остальные положили в большое блюдо и отдали слонам, но те не притронулись к нему. Султан приказал набить его кожу соломой и вместе с останками Бахадур Бура [26] провезти по всей стране для устрашения".
   Продолжим краткий пересказ хроники Нуниша. После захвата Анегунди в 1334 г. султан оставил в качестве своего наместника Малика Наиба (которого Нуниш называет "Энибикумелли" во 2-й главе, и "Милеке Неби", "Мелики Ниби" и "Мелинебику" в 3-й), и отправился на север. Вскоре в стране вспыхнуло восстание против узурпатора, и спустя некоторое время султан вернул княжество индусам, но назначил другого наместника, возвысив некоего Райю, прежнего главного министра Дева Райи, которого Нуниш называет "Деорао" или "Дехорао". Он правил 7 лет. Во время своего правления этот вождь однажды охотился среди гор к югу от реки и увидел, как заяц, вместо того чтобы бежать от гнавшихся за ним собак, набросился на них и стал кусать [27]. Когда король, удивленный этим чудом, возвращался домой, погрузившись в раздумья, он встретил на берегу реки мудреца Мадхавачарья, прозванного Видьяранья, или "Лес знаний", который посоветовал правителю основать на этом месте город. "Король так и сделал, и за один день он возвел на новом месте дома и обнес их кругом оборонительной стеной; сделав это, он покинул Нагундим и вскоре заселил новый город людьми. И он дал ему название Видьяджуна, ибо так звали отшельника, который посоветовал построить его" [28].
   Так, в 1336 г., возник большой город, который впоследствии стал столь великолепным и исполненным славы.
   Хронист продолжает рассказывать, что король построил в городе Виджаянагар великолепный храм в честь мудрого отшельника. Этот храм, который я считаю большим храмом у реки, до сих пор посещается паломниками и известен как храм Хампи или Хампе, по названию окружающей его небольшой деревни. На скалах выше его, рядом с группой более современных джайнистских храмов, находится небольшое святилище, целиком сложенное из камня. Весь облик этого скромного архитектурного памятника говорит в пользу большей древности его сооружения, чем любой другой постройки на всей цепи холмов, но точный возраст святилища установить сложно. Оно выглядит похожим на постройки, относящиеся к VII в. н.э. М-р Реа, глава Мадрасского археологического управления, в своей статье, опубликованной в "Журнале Мадрасского христианского колледжа" в декабре 1886 г., отмечает, что использование цементного раствора при строительстве этого святилища ставит под сомнение его древний возраст, так как в противном случае такой же стиль должен был получить намного большее распространение. Тем не менее, остается возможным, что это святилище служило пристанищем для нескольких поколений отшельников, последним из которых был великий учитель Мадхава. Если мы поднимемся на вершину этой горы и окинем взглядом все величественные руины города, видимые отсюда, - дворцы и храмы, статуи, базары и стены, остатки исчезнувших построек, - мы увидим вокруг себя Природу в одном из ее самых диких обликов - высокие холмы вблизи и вдали, образованные почти целиком из огромных гранитных глыб, отколовшихся от основной части массива, и поросших деревьями и травой в низинах. Это было уединенное место, отделенное рекой от густо населенной области на дальнем берегу, где жили правители Анегунди, и потому избранное для своего местопребывания аскетами прежних дней, которые любили пребывать в одиночестве и изоляции среди картин природного великолепия и красоты.
   Мы, по всей вероятности, никогда не узнаем, действительно ли этим отшельником, чье существование подтверждают все традиционные рассказы об основании Виджаянагара, был великий Мадхава или другой, мене знаменитый аскет, которому вследствие путаницы было присвоено это имя. Некоторые говорят, что Мадхавачарья постоянно жил в Сринагаре.
   Существует множество других традиций, имеющих отношение к возникновению города и империи Виджаянагар.
   Одна из них гласит, что двое братьев по имени Букка и Харихара, находившихся на службе у короля Варангала ко времени уничтожения этого королевства мусульманами в 1323 г., бежали вместе с небольшим отрядом всадников в нагорье поблизости от Анегунди, сопровождаемые в их бегстве брахманом Мадхавой или Мадхавачарьей Виджяраньей, и каким-то, не совсем ясным, образом сумели стать правителями этой области, впоследствии основав город Виджаянагар [29].
   Другая традиция утверждает, что оба брата были офицерами на службе у мусульманского губернатора Варангала вскоре после первого захвата города в 1309 г. Они отправились на войну против короля из династии Хойсала Балалла в составе экспедиции под началом Малика Кафура в 1310 г., которая закончилась падением индусской столицы, Дварасамудры; но часть армии, в которой находились братья, потерпела поражение, и они бежали в горную местность около Анегунди. Здесь они встретили брахмана Мадхаву, который вел образ жизни отшельника, и с его помощью основали королевство и его столицу.
   В одном из вариантов этого предания говорится о том, что братья бежали в Анегунди напрямую из Варангала. Этот рассказ выставляет их в более благоприятном свете как индусов. Всё же вынужденные сначала поступить на службу к своим завоевателям, они под влиянием патриотизма отвергли "египетские котлы с мясом" (намёк на известное место из Библии, где евреи во время Исхода под влиянием трудностей пути возроптали на Моисея, с тоской вспоминая сытую, хотя и подневольную жизнь в Египте: "о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта!" - Aspar) и отправились на поиски удачи, примкнув к своим единоверцам.
   В четвертом рассказе говорится, что город основал сам отшельник Мадхава после того как обнаружил спрятанный клад, правил в городе сам, а затем, умирая, оставил его семейству Куруба, которое основало первую постоянную династию.
   Пятая традиция упоминается португальским хронистом Коуту [30], который, относя описанные в ней события к 1220 г., говорит, что в то время, когда Мадхава вел свою жизнь аскета среди гор, ему регулярно приносил еду бедный пастух по имени Букка, "и однажды брахман сказал ему: "Ты будешь королем и императором всего Индостана". Другие пастухи узнали об этом и прониклись к Букке благоговением, и сделали его своим главой, и он получил королевское имя и начал покорять владения своих соседей, которых было 5, а именно: Канара, Талигде, Кангунварао, Неганатао и Бадачас, и он наконец стал их повелителем и назвал себя Бока Рао". Букка подвергся нападению со стороны короля Дели, но разгромил его и отбил вторжение, после чего основал город "и назвал его Висайя Нагар, который мы искаженно называем Виснага; и мы называем всё королевство этим именем, но туземцы на своём языке называют его "королевство Канара" ". Повествование Коуту представляется смесью нескольких рассказов. Его неправильная дата указывает на частичную зависимость от оригинальной хроники Нуниша, или её краткого пересказа, опубликованного Баррушем, но другая часть рассказа скорее носит привкус индийского романа, чем исторически точного описания. Он сохраняет, тем не менее, традицию о нападении короля Дели и его последующем отступлении.
   Другие источники предполагают, что Букка и Харихара, возможно, были вассалами Хойсала Баллала.
   Афанасий Никитин, русский путешественник, который был в Индии в 1474 г., кажется, разделял точку зрения, что основатели Виджаянагара принадлежали к старому королевскому дому Кадамбов из Банаваси, поскольку он пишет об "индийском султане Кадаме", который жил в "Биченегере" [31].
   В-общем, мы располагаем целым сонмом рассказов и традиций, посвященных происхождению великого королевства, и можем выбирать любую из них на наш вкус. Есть также и многие другие. Возможно, наиболее разумным было бы объединить общие мотивы из обширного количества индийских легенд с достоверно установленными историческими фактами; руководствуясь этим соображением, мы можем полагать, что два брата, индуса из касты куруба, которые были глубоко благочестивыми людьми, служили в казначействе короля Варангала, сумели бежать из этого города до его захвата и уничтожения в 1323 г., и поступили на службу к мелкому радже Анегунди. Оба они и их господин были полны ужаса и отвращения к мусульманским захватчикам из-за их образа действий, и обязались защищать свою страну и свою веру. Братья возвысились к должностям соответственно министра и казначея в Анегунди. В 1334 г. правитель города предоставил убежище Баха-ад-дину, племяннику султана Дели, Мухаммеда Туглака, и был атакован султаном. Анегунди пал, как рассказывает Баттута, и султан вернулся на север, оставив Маллика в качестве своего наместника, чтобы управлять княжеством. Маллик, однако, не смог подчинить население, и в конечном счете султан вернул власть в княжестве индусам, сделав раджей и министром двух братьев, которые раньше были соответственно министром и казначеем. Это были Харихара I ("Хукка") и Букка I.

Первая династия Виджаянагара

   (Ниже показана родословная этой династии по данным, приведенным в "Epigraphia Indica" (iii.p.36). Надписи, еще не удовлетворительно изученные, вероятно, дополнят приведенную информацию).
   0x01 graphic
   Примечания
   [23] Баттута был уроженцем Танжера, его полное имя - шейх Абу Абдаллах Мухаммед. Он прибыл в Индию 1 мухаррема 734 года хиджры (12 сентября 1333 г.), и, кажется, находился в Индии до 1342 г.
   [24] Повествование основано на французском переводе путешествий Ибн Баттуты, Defremery и Sanguinetti (vol. iii. pp. 318 - 320). Смотри также "Историю Индии" сэра Генри Эллиота (vol. iii. pp. 615 - 616).
   [25] Рассказ Фиришты несколько отличается, и он датирует упомянутые события 739 г.х., или с 20 июля 1338 по 9 июля 1339 гг. Но я считаю, что повествование Ибн Баттуты является наиболее надежным, поскольку он писал, основываясь на личном опыте, тогда как Фиришта компилировал свою хронику два с половиной столетия спустя.
   [26] Это был Гияс-ад-дин Бахадур Бура, правитель Бенгалии, упомянутый выше.
   [27] Этот рассказ приводится о возвышении почти каждого королевства, княжества, или большого "заминдарства" в Южной Индии, обычный вариант легенды о находке скрытого сокровища.
   [28] Я думаю, что почти нет сомнений в ошибочности этого часто приводимого толкования, и, что название было "Город Победы", а не "Город Учения", - VIJAYA, не VIDYA. VYDIAJUNA, очевидно представляет VIDYARJUNA.
   [29] - Бьюкэнену ("Mysore," &c., iii. 110), во время его посещения Майсура в 1801 г., некий Рамаппа Варника показал находившуюся в его владении написанную на санскрите книгу, носившую заглавие VIDYARAYANA SIKKA, в которой говорится, что основателями Виджаянагара были Хукка и Букка, стражи казначейства Пратапа Рудры, правителя Варангала. Эти молодые люди пришли к гуру, или духовному учителю, Видьяранье, который был главой монастыря Сринагара, и последний основал для них город Виджаянагар. Это было в 1336 г., и Хукка стал первым королем. Но этот рассказ полностью упускает из вида наиболее важный пункт. Как могли два брата, бежавших из захваченной столицы и завоеванного королевства, в одночасье основать в новой стране большой город и добиться суверенитета?
   [30] DECADA VI. l. v. р. 4.
   [31] "India in the Fifteenth Century", Hakluyt edit., p. 29.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"