Если бы сделанное Паэшем и Нунишем описание состояния великого города Виджаянагар в этот период не было столь красочным, живописным и до такой степени подробным, что не нуждается в дополнении, я посчитал бы своим долгом попытаться восполнить пробелы, но, имея перед собой их повествование во всей его оригинальной свежести, бесполезно пытаться его превзойти. Оба автора застали город в момент величайшего великолепия и процветания, хотя во время Нуниша Виджаянагар уже вступил в полосу своего политического упадка. Итак, располагая их описаниями, я считаю излишним в чем-либо им противоречить.
Тем не менее, я не могу перейти к правлению Ачьюты, не упомянув - пусть даже вкратце - некоторые строительные работы, выполненные в столице по приказанию Кришна Девы, и некоторые надписи, относящиеся к его правлению.
В начале своего царствования Кришна построил "гопуру", или башню, и реконструировал другую, в храме Хампе, который был построен первыми королями в честь Мадхавачарьи, - мудреца, прозорливо предсказавшего будущую судьбу Виджаянагара. Великий храм Кришнасвами был создан королем Виджаянагара в 1513 г., после возращения Кришна Девы из кампании на востоке. В том же году он заложил рядом с дворцом храм Хазара Рамасвами, архитектура которого привела м-ра Реа [258] к мысли, что он не был завершен до позднейшего периода.
В более поздние годы своего правления король лично занимался работами по орошению сухих земель около Виджаянагара. Он приказал построить в 1521 г. большую дамбу и канал в Коррагале, а также канал Басаванна, которым пользуются до сих пор [259]. Другой подобной работой была постройка огромного водоема или запруженного плотиной озера, которую он предпринял с помощью Жоао де ла Понте, португальского инженера, поступившего к нему на службу по поручению генерал-губернатора Гоа. Как Паиш, так и Нуниш упоминают это озеро, и так как первый действительно видел его в процессе строительства, то, возможно, оно началось в 1520 г. Я думаю, что это - большое озеро, теперь высохшее, находящееся в северо-западном устье долины, вдающейся в холмы Сандура к юго-западу от Хоспетта, огромная дамба которого используется для перевозки грузов из Хоспетта в южные "талуки" (округа). Если дело обстоит именно так, факт этой оригинальной неудачи представляет для нас интерес, поскольку в течение многих прошлых лет эта обширная работа была полностью бесполезной. Описание, данное Нунишем, согласуется с положением этого водоема, который, несомненно, предназначался частично для целей орошения, а частично для подвода воды в "новый город", Нагалапуру, любимую резиденцию короля, теперь известную как Хоспетт. Хронист (Нуниш) упоминает о существовании высоких "зубцов" на каждой стороне крепостной стены, укрепленных воротах и башнях, охраняющих вход, и указывает, что это был главный поход к столице с юга; все эти данные совпадают с местоположением водоема и дороги, о которых шла речь. Данную точку зрения поддерживают и записи Паиша. Рассказывая о подходе к Виджаянагару с западного побережья, и описывая "первую область", т.е. первое, что открывалось взгляду на пути вверх с равнин, он утверждает, что через эти холмы пролегал главный вход с этой стороны. Он упоминает ворота и стену, и город Нагалапур, простроенный королем Кришной. Затем он пишет: "Король построил водоем здесь", т.е. рядом с Хоспеттом, во впадине между двух холмов, и для его сооружения был "срыт холм". Он видел многочисленных людей, занятых на строительстве водоема. Он подтверждает рассказ Нуниша, что для обеспечения надежности дамбы были принесены в жертву 60 человек. Следовательно, оба автора описывают один и тот же водоем, и, суммируя свидетельства хроник, нет причин сомневаться в правдоподобии предложенного мной отождествления.
До 1520 г. Кришна Дева построил лежащий на окраине город Нагалапур, о котором мы только что упоминали. Он был создан в честь его любимой жены, бывшее придворной дамы, Нагала Деви, и король сделал его своей любимой резиденцией.
Он также начал строительство храма Виттхаласвами на берегу реки, наиболее богато украшенного из всех религиозных сооружений королевства. "Он показывает, - пишет м-р Реа в уже цитировавшейся статье, - крайний предел цветистого великолепия, достигнутого в области стиля". Работы над возведением храма продолжались в течение правления преемников Кришна Девы, Ачьюты и Садашивы, и, вероятно, были прерваны только уничтожением города в 1565 г. В одной из надписей говорится о дарении, сделанном храму в 1561 г.
В 1528 г. был создан один из наиболее интересных памятников, какие можно увидеть в городе. Это - огромная статуя Вишну в его аватаре (воплощении) Нарасимхи, человека-льва. Она была высечена из цельного гранитного валуна, который лежал около юго-восточного угла храма Кришнасвами, и король совершил дарение земли браминам для ухода за этой статуей. Хотя статуя и была сильно изуродована, вероятно, непримиримо относящимися к изображениям живых существ мусульманами, в 1565 г., или после того, она до сих пор представляет собой поразительный предмет искусства.
Я уже упоминал дарения, сделанные Кришна Девой великому храму Вирупакши в Хампе по случаю празднования его коронации. Есть относящаяся ко времени его правления надпись на основании внешней стороны башни (гопала) храма в Виринчипураме, датируемая 1513-14 гг.; еще в одной надписи из Сакалапура, рядом со столицей, датированной вторником 20 сентября 1513 г., говорится о пожаловании земель этой деревни храму Ганапати в дворцовом комплексе [260]. М-р Флит [261] упоминает и другие надписи Кришна Девы, датируемые 1509-10, 1512-13, 1514-15, 1522-23 и 1527-28 гг.
Последняя надпись его правления, известная в настоящее время, содержит дату, соответствующую пятнице 23 апреля 1529 г. Она стоит перед великой статуей Угра Нарасимхи, описанной выше.
Примечания
[258] Статья "Виджаянагар" в Журнале Мадрасского христианского колледжа в декабре 1886 г.
[259] "Указатель округа Беллари" (Kelsall), p. 231.
[260] "Южно-индийские надписи" (Hultzsch), p. 132; и Epigraphica Indica, того же автора, iv. 266.
[261] Журнал Королевского Азиатского общества, Бомбейское отделение, xii. 336, &c.