Аннотация: Династия Котте и ее португальские союзники (1412-1550)
Глава 6.
ДИНАСТИЯ КОТТЕ И ЕЁ ПОРТУГАЛЬСКИЕ СОЮЗНИКИ
(1412-1550)
Паракрама Баху VI (1412-1468), как утверждается, был сыном Виджая Баху VI и его жены Сунетра Деви из династии Калинги; его происхождение, однако, ставится под сомнение некоторыми учёными. Традиция утверждает, что его мать и её два сына бежали, когда китайцы увезли в плен короля Виджая Баху, и нашли убежище в Рукунегале в округе Кегалла из-за боязни Алакешвары, ставшего регентом, и что в конце концов старший принц убил Алакешвару и взошёл на трон. История понятна, если, что представляется возможным, эпой Паракрама Баху был Алакешвара, который захватил власть во время отсутствия Виджая Баху, но не был одним и тем же лицом с принцем, избранным в Китае; действительно, Жоао де Коуту, который имел доступ к рукописям сингальских принцев в Гоа, утверждал, что вернувшийся на Ланку король убил Алакешвару. Младший из принцев был вице-королём Майадунне Паракрама Баху.
Дата начала правления Паракрама Баху также представляет собой предмет спора. Некоторые современные историки относят его к 1955 году буддийской эры (1412/3 н.э.); официальные документы, однако, обычно начинают отсчёт лет правления Паракрама Баху с 1958 г. буддийской эры (1415/6). Так как существует мнение, что король жил в течение трёх лет в Райигампуре и лишь затем отправился в Котте, где был коронован, то представляется вероятным, что он вступил на престол в 1412 н.э., но торжественная церемония облечения властью состоялась в 1415 г. В одной современной работе начало его правления датируется 1953 годом буддийской эры; но в другом месте - 1958 годом по тому же летосчислению; так как последний год в ней приравнивается к 1722 году от обращения Ланки в буддизм, предпочтительнее принять эту дату в качестве правильной и рассматривать 1953 год как ошибку монаха-переписчика.
Отношения с Китаем в правление Паракрама Баху продолжались поддерживаться на официальном уровне, и в 1436, 1445 и последний раз в 1459 г. отмечена отправки дани.
Религиозная деятельность Паракрама Баху включала постройку храмового здания для Зуба Будды в Котте, и Пенилийяну Вихара, поблизости Коломбо в честь его матери; он также восстановил Саман Девале возле Ратнапуры, основанную при Паракраме Баху I, и завершил вихару Араманапола около Пелмадуллы, архитектура которой заслуживает внимания.
Последовательность событий во время его правления далека от ясности. Главным событием было завоевание Джафны Самупалом Кумарайей, сыном, - родным или приёмным, - Паракрама Баху. Королевство Джафна возникло как независимое государство как минимум в XIII в. Географические названия на полуострове указывают, что сингалы насеяли его с довольно давних времён, и он, конечно, был частью владений Паракрама Баху I. Монархи Джафны из рода Арья Чакраварти были смешанного происхождения и возводили свою родословную к Ганга-ванса, правящей династии Калинги, и к брахманам из Рамесварама. Наиболее вероятное решение проблемы заключается в том, что Калинга Магха или его наследники никогда не выпускали из рук своих владений на полуострове Джафна, на котором были расположены как минимум две принадлежавшие им крепости, Уратота (Кейтс) и Велигала (Валикамам, возможно, Каннесантурам), и, как утверждает Де Квероз (De Queyroz), один из представителей Арья Чакраварти, известного семейства в стране Пандья, женился на дочери короля Пандьев. В 1344 г. король Джафны владел значительной частью севера Ланки, и вторая половина XIV в. знаменовала собой зенит его власти: мы видели, что в его руках недолгое время была даже верховная власть над всем островом. В начале следующего века, если не в конце предыдущего, Джафна стала данником великой континентальной империи Виджаянагар. Нуниш утверждает это определённым образом, и один из постоянно использовавшихся императорами Виджаянагара титулов звучал как "получающий дань от Илама"; сингальские поэмы также постоянно упоминают о народе Джафны как о "канаресцах". Валентин упоминает о вторжении канаресцев, которые находились на службе у Виджаянагара, но неизвестно, было ли это случайностью или результатом завоевания Джафны. Ясно лишь то, что Самупал Кумарайя завоевал северное королевство, совершив вторжение по дороге, идущей вдоль западного побережья острова. Захват Ванни, возможно, относится как раз к этому событию. Очевидно, в тесной связи с ним находится и экспедиция к Адриампету в Южной Индии, поводом к чему, согласно Валентину, был захват ланкийских кораблей, гружёных корицей. Надпись в Тенкаси Тен, сделанная по приказу Арикесары Паракрама Пандья из Тинневелли, "который видел спины (т.е. обратил в бегство) королей Сингаи и Анураи", возможно, также подразумевает эти войны, если допустить, что под "Сингаи" имеется в виду столица Джафны, а под "Анураи" - сингалы; она датируется между 1449/50 и 1453/54 гг.
Согласно "Раджавалийе", Паракрама Баху правил в течение 52 лет, когда произошло восстание Джотийа Ситано, правителя страны холмов. Мятеж был подавлен, и принц Гампола, происходивший из королевского семейства, утвердился в его владениях. Валентин размещает это событие между экспедицией на Адриампет и захватом Ванни, но до падения Джафны. Джотийа фигурирует в качестве свидетеля в надписи Мадавала в Думбаре, датируемой 17-м годом правления Паракрама Баху (1428/29 или 1431/32 н.э.)
Паракрама Баху отрёкся от престола в пользу своего внука (сына дочери), Вира Паракрама Баху, и умер после 55 или 52 лет правления, в зависимости от того, с какого года отсчитывать его начало, - с 1412 или 1415. Его правление отмечено также расцветом сингальской литературы, в особенности поэзии. Король поднял нацию на высоту, недостижимую со времён Паракрама Баху II, и оставшуюся непревзойдённой в будущем.
Вира Паракрама Баху или Джайя Баху (1468-1470), как утверждает "Раджавалийя", был убит Самупалом Кумарайей, который, услышав о его вступлении на трон, сразу поспешил из Джафны в столицу, рассчитывая завладеть престолом. Хорошо осведомлённый Де Коуту, однако, пишет, что когда этот король (Вира Баху) процарствовал полтора года, его дядя Майадунне Паракрама Баху умер и ему наследовал брат Самупал Кумарайи, обычно известный как раджа Амбулугалы, по названию его резиденции в округе Кегалла. Несколько лет спустя король умер, и его сестра возвела на трон его слабоумного сына; но, найдя себя неспособной управлять, регентша вызвала из Джафны Самупала Кумарайю.
Этот принц взошёл на трон под именем Бхуванаика Баху VI (1472-1480) и был коронован в 2015 году буддийской эры. В 1476 г., когда на Ланку прибыло посольство из Пегу с целью получения буддийских священников, вспыхнуло восстание. В хрониках Бхуванаика Баху VI отводят семь лет правления от его коронации, но надпись в Дедигаме датируется девятым годом его правления. Ему наследовал сын, Пандита Паракрама Баху VII, который подвергся нападению своего дяди, раджи Амбулугамы, и был убит по его приказу; Коуту утверждает, что он правил не более четырёх лет.
Раджа Амбулугалы принял имя Вира Паракрама Баху VIII. "Раджавалийя" отводит ему 20 лет правления, но с этим трудно согласиться; вероятно, он правил как единственный король приблизительно с 1484 до 1509 г. У него было несколько сыновей, и хронологию этого периода трудно восстановить в значительной степени из-за одновременного правления сразу нескольких монархов.
15 ноября 1505 г. остров впервые посетил дон Лоуренсо Алмйеда, который установил обычный падран (каменный столб с надписью) в Коломбо; этот камень долгое время находился в помещении таможни, пока не был перенесён Гордоном Гарденсом в "Дом королевы". Португальцы произвели большое впечатление на жителей Коломбо, и, согласно "Раджавалийе", отправленное королю сообщение об их прибытии звучало следующим образом: "В нашей гавани Коломбо появились люди с белой кожей и к тому же миловидные. Они носят нагрудники из железа и железные шляпы; они ни минуты не остаются на одном месте; они странствуют туда и сюда; они едят куски камня (сухари) и пьют кровь (красное вино); они дают 2 или 3 меры золота или серебра за одну рыбу или один лимон; говорят, что их орудия гремели сильнее грома, когда они внезапно появились перед скалой Югандхара. Шары (ядра), которые выбрасывают их орудия, летят на многие гавва (мера длины) и разрушают гранитные крепости". Португальских посланников проводили к королевскому дворцу окольной дорогой, которая отняла у них 3 дня, чтобы достичь Котте, хотя этот город находится всего лишь в 6 милях от Коломбо; этот эпизод вошёл в сингальскую пословицу, хотя португальцы и не попались на уловку. Несмотря на интриги мусульман, или т.наз. "мавров", которые понесли наибольшие убытки от прибытия иностранцев, дону Лоуренсо удалось убедить короля признать покровительство Португалии, с обещанием платит дань корицей.
Паракрама Баху постоянно находился в конфликте с родственниками; гражданская война была бичом династии и привела к её крушению. В последние месяцы 1508 г. он был очень болен, и как Дхарма Паракрама Баху IX, так и его брат Виджая Баху VII, оба отсчитывали своё правление с 1509 г. Кажется, он сделал своих сыновей сорегентами вместе с собой в том же самом году. В 1513 г. король, как сообщают, уже был мёртв, оставив обоих сыновей в распре из-за наследования; но Квероз, напротив, утверждает, что в 1518 г. Паракрама Баху был седобородым стриком, и что Виджая Баху, обуреваемый нетерпением на то, что долгая жизнь отца мешает ему занять трон, сместил и впоследствии отравил его. Хотя Паракрама Баху умер приблизительно в 80-летнем возрасте, кажется вероятным, что его правление действительно продолжалось до 1518 г., когда Паракрама Баху IX (1509-1528) наследовал в качестве старшего короля. Этот монарх был малозначимой личностью, поскольку его имя полностью опущено в некоторых хрониках, и Виджая Баху, чей первый акт дарения, совершённый в Котте, датируется 1519/20 г, а также его преемники, очевидно, игнорировали существование номинального монарха. "Раджавалийя" отводит ему 20 или 22 года правления, причём свои последние годы Виджая Баху, возможно, провёл в Кегалле.
В 1518 г., как мы видели, Виджая Баху VII (1509-1521) захватил власть и по подстрекательству "мавров", не теряя времени, отправил посольство к Саморину из Каликута, сюзерену Малабара, воевавшему тогда с португальцами, за помощью для нападения на португальский форт Коломбо, который был основан незадолго до того. Сингалы были разгромлены, и король, потерявший свой престиж в последующей войне, в конце концов лишился и трона и жизни. Виджая Баху был убит своими сыновьями и сыновьями брата Раджасинхи от общей жены, старший из которых стал королём Бхуванаика Баху VII (1521-1550). Согласно другим источникам, Виджая Баху погиб из-за своего намерения лишить наследства сыновей в пользу молодого принца, которого он усыновил. Форт в Коломбо был уничтожен по приказу из Португалии в 1524 г., хотя фактор (торговый представитель) всё же был оставлен, чтобы представлять португальские интересы.
В 1521 г. страна была разделена между тремя братьями: Майядунне получил современную область Сабарагамува со столицей в Ситаваке (Ависсавелла), в то время как Райигам Бандара получил Валаллавити, Пасдун и Раийгам Коралес в районе Галле и Калутара, а морские порты удержал за собой Бхуванаика Баху. Страна холмов была в руках другого короля, который всякий раз при удобном случае добивался независимости. Майядунне стремился к трону Котте и верховной власти над островом, и после 1526 г. почти непрерывно разжигал усобицы, поддерживаемый саморином, с одной стороны, тогда как португальцы, с другой стороны, поддерживали Бхуванаика Баху. В 1539 г., однако, Майядунне был вынужден заключить мир, который продержался до 1547 г.
Дочь Бхуванаика Баху вышла замуж за некоего Видийю Бандара, и с целью укрепления его позиций против Майядунне в 1540 г. в Лиссабон было отправлено посольство с золотым образом их сына-младенца Дхармапалы; цель посольства заключалась в том, чтобы принц был признан королём Португалии как прямой наследник королевства Котте. Это урегулирование престолонаследия привело к враждебным действиям со стороны Майядунне, но всё же на какое-то время сын и племянник Бхуванаика Баху достигли соглашения. Король Канди, под предлогом обращения в христианство, просил у португальцев помощи против Ситаваки; в 1547 г. к нему был отправлен португальский вспомогательный отряд, но обнаружив искренность короля сомнительной, вернулся в Коломбо, и, к удивлению португальцев, был хорошо принят Майядунне. Война между этими двумя братьями вновь вспыхнула в 1548 г., причём португальцы теперь приняли сторону Майядунне.
Эта политика продолжалась недолго. В 1550 г. войска Котте захватили Ситаваку, но напрасно, поскольку их португальские союзники совершили неудачное нападение на Канди, обернувшееся разгромом. В ноябре новый вице-король дон Альфонсо де Норонья прибыл в Коломбо, отклонившись от курса во время плавания в Гоа. Он проявил недружелюбие к Бхуванаика Баху, подозревая его в нечестных намерениях, и перед тем, как покинуть Ланку, приказал королю и его брату сохранять мир и отправлять посольства в Гоа. Но в середине 1551 г. король был убит выстрелом из мушкета, когда он выглянул из окна своего дворца в Келании. Есть веские основания подозревать, что это было совершено по подстрекательству Майядунне, хотя обычно преступление приписывается вице-королю. Смерть Бхуванаика Баху нанесла серьёзный удар по позициям португальцев, т.к. в течение нескольких лет королевство Котте было фактически сведено к одной столице с её округой, а Майядунне приобрёл реальный суверенитет.
Таким образом, завершился первый этап проникновения португальцев на Ланку. Вначале их главной задачей было установление торговых связей, для чего ими была основана фактория, или торговое учреждение, во главе с фактором. Но междоусобные распри короля Котте и его брата привели к тому, что последний вступил в более тесный союз с Португалией, последствием чего стало частое присутствие на острове португальских военных отрядов. На втором этапе крепость Коломбо с её капитаном и гарнизоном, обеспечивавшим защиту Дхармапале, правителю Котте, стала приобретать всё более важное значение; враждебность Майядунне и его сына стал причиной того, что новый король Котте всё больше и больше нуждался в иностранной помощи. Третий и последний этап начался, когда португальцы в качестве признанных наследников верховной власти над Котте, после крушения королевства Ситавака, без затруднений аннексировали столицу и тем самым перешли к прямой территориальной экспансии. Главное действующее лицо этого периода - "Капитан-генерал завоевания".
Запись о политическом разделе Ланки в соответствии со списком, приложенным к "дару Дхармапалы", должна относиться к периоду, намного предшествующему 1580 году - дате вступления в силу этого документа, и потому может быть рассмотрена в хронологических рамках этой главы. Государства, на сюзеренитет над которыми претендовал король Котте, были следующие: королевство Ситавака, (Семь) коралес Канди или "страна нагорья", и Джафна, а также княжество Четырёх коралес. Также имелись различные владения ваннияров, которые были обязаны платить дань королю Котте. Это были два Панама; Йала; Веллевайя Косгама; Велласса; Палугама; Баттикалоа; Коттияр; Тринкомали и Путталам. Этим последним и Йалой владели несколько ваннияров, Палугамой - двое, остальными - по одному. В самом королевстве Котте были три дисава(наместника), один - над Матарой, один над Адикарийя Денаваки с "аграми" или месторождениями драгоценных камней в Сабарагамуве. Ещё один правил в Адикарийи Нуваракалавийе, стране, образующей западную половину существующей в настоящее время Северной Центральной провинции, и протянувшейся, согласно нашему документу, от Путталама до Маннийяра. За исключением перечисленных выше областей, собственные владения Котте насчитывали 221 коралес, которые включали юго-западный угол Северо-Западной провинции, за небольшим исключением всей Восточной и Южной провинций вплоть до реки Валаве, и часть округа Ратнапура к югу от Калу-ганги с крупными поселениями Гиримале и Бамбаработува. Еще одним исключением была половина корале Кевагама, который примыкал к королевству Ситавака.
ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ГЛАВЫ VI
Об истории в целом, смотри Raj. и её версию, сохраненную в Valentyn, Oud en Nieuw Oost Indien, v. vol.; выдержки из Do Couto и De Barros Donald Ferguson, J.R.A.S., xx C.B.. No. 60; De Queyroz, Conquista Temporal e Espiritual de Ceylao, Government Press, 1016; P. E. Pieris, Ceylon: "Португальская эпоха", Коломбо, 1913; Schurhammer и Voretzsch, Ланка, Лейпциг, 1928.
Паракрама Баху VI. О его родителях, смотри "Виджая Баху VI", J.R.A.S., C.B. xxii. pp No. 65. 316 ff.; в Rajavansaya (Музей Коломбо МС.) Вира Баху назван Виджая Баху, и в рукописной коллекции примечаний к различным датам Вира Баху назван отцом Паракрама Баху VI, но обе работы современные. Вице-король упомянут в Paravi Sandesaya.
Дата вступления на трон, A.B. 1953, появляется в Saddh. p. 71 и дате, A.B. 1958, на p. 295. Об отправке дани в Китай, смотри J.R.A.S., C.B. xxiv. No. 68, p. 111. Надпись Pepiliytna опубликована ib. vii. No. 25, p. 187, и множество документов, связанных с ним и включая дар Aramanapola - в рукописи (Vidyodaya, I. No. 8 ff.); согласно внутренним доказательствам, они истинные. Дар Saman Dewale опубликован в C.A. ii. p. 43.
О сингальских географических названиях на полуострове Джафна, смотри C.A. ii. pp. 54, 167 ff. Оккупация севера Паракрамой Баху I - подтверждена неопубликованной надписью Nayinativu. О происхождении королей Джафны, смотри Rev. S. Onana Prakasar, C.A. v. pt. iv. pp. 172 if., и pp De Q.. 37, .38. Дата 1344 знаменует также посещение острова Ибн Баттутой. О сюзеренитете Виджаянагара, смотри J.R.A.S., C.B. (Примечания и Запросы), xxvi. No. 70, pt. ii. p. 101, и Нуниш в Сьюэлл, "Забытая Империя", Лондон, 1900. О надписи в Тенкаси, смотри "Археологическую серию Траванкора", vi. No. 11.
Бхуванаика Баху VI. Дата, A.B. 2015, в Budugunalankaraya, судя по использованию в других документах, относится к вступлению короля на трон, а не к третьему году его правления. О надписи Кальяни, смотри J.R.A.S., C.B. xxiii. No. 67, pp. 231 if., и для the. Dedigama Записывает Сообщение о 4 Округах Kegalla, p. 83.
Паракрама Баху VIII. Его болезнь в 1508 упомянута в De Barros, ii., iii. 1 (J.R.A.S., C.B., xix. No. 59, p. 366), и о его смерти сообщалось в 1513 г. в письме д'Aльбукерке королю, Alguns Documentos, p. 297. Представление его правления в тексте кажется мне, наиболее вероятным, если не было пропущено одно поколение, как возможно может быть выведено из De Q., p. 20. Валентин (p. 74), говоря о Вира Паракрама Баху, внуке Паракрама Баху VI, указывает, что раджа Амбулугалы был сыном сестры его матери. "Раджавалийя" в известной мере спутала раджу Амбулугалы с Майядунне Паракрама Баху, который владел тем же княжеством; согласно До Коуто, последний из названных принцев - это выживший Паракрама Баху VI.
Паракрама Баху IX. О надписи Kелания, смотри C.A. i. p. 155.
Виджая Баху VII. Его дарения: в четвёртом год правления в Дондре, в девятом году - в Удугамполе, в одиннадцатом году - в Котте. Udugampola sannasa была пожалована по случаю затмения солнца. Такие затмения в рассматриваемый период происходили в 1517 и 1518, но второе, как утверждается, не было видимым на Ланке. Вступление на трон, следовательно, произошло в 1509, и 1432 год эры Сака, к которому относится дар, сделанный в Дондре, должен быть "текущим".
Бхуванаика Баху VII. Смотри J.R.A.S.; G.B. xxii. No. 65, pp. 267 if.; Schurhammer, cit op..
Сведения по королям "Страны холмов", смотри в "Сообщении об округе Kегалла", pp. 80, 81, несправедливо приписываемое Викрама Баху III; другие Джайявира Паракрама Баху и Викрама Баху существует в Кадайядении, и некий Джйаявира Маха Астхана AS. 2085 (A.D. 1544) в Канди.
"Дар Дхармапалы" с прилагаемыми документами приведен в pp De Q.. 428, 429, и в Orientalist entalist, 111. pp. 111, 131, 193. Denawaka Adikariva возможно равняется Denawaka pas rata Kadaim-pota; в списке коралес "Attalagam" едва ли может быть Atulugam, который находится рядом с Ситавакой, и должен представить "Atakalan", тогда как "Tarana" может быть "Etarawa", теперь находящейся в Уве, но тогда принадлежащей Сабарагамуве.