Аннотация: Вторая глава книги охватывает период с III в. до н.э. по VI в.н.э.
Глава 2.
ОТ ДУТТХАГАМАНИ ДО КАССАПЫ ИЗ СИГИРИИ
(III в. до н.э. - VI в.н.э.)
Элара, или, как его называли на сингальском языке, Элала, был тамилом из страны Чола, столицей которой в средневековье был Танджур; он вторгся на Ланку и умертвил короля Алелу. Хотя он был индусом, своим правосудием он снискал уважение сингальских подданных. По поводу этого в "Махавамсе" говорится, что король приказал у изголовья своего ложа подвесить колокол с веревкой, чтобы все люди, желающие удовлетворения своих жалоб, могли позвонить в него. Среди других примеров королевского правосудия в хронике приводится эпизод, как сын короля неумышленно задавил телёнка колесом своей колесницы, и когда после этого корова-мать позвонила в колокол, отец приказал отсечь принцу голову тем же колесом. Эта история присутствует также в тамильской литературе, где её героем был Ману, царь Чола.
В этот период представители различных ветвей королевской семьи поселились в Келании и в Магаме, в современном районе Хамбантота. Жена Деванампия Тиссы пыталась отравить своего зятя, вице-короля Маханагу, который после этого бежал по направлению к Рухуне. По пути его жена родила сына, Тиссу, в Йатхала Вихара, откуда, вступив в Рухуну, он осел в Магаме. Место рождения Тиссы обычно отождествляется с храмом возле города Галле, но из повествования следует, что он находился не в Рухуне; возможно, это была "вихара" с тем же названием в районе Кегалла. Как рассказывается в "Пуджавалии", Тисса построил храм Келани ("Келани Дагаба"); он, его сын Готхабхая и внук Какаванна Тисса поочерёдно наследовали верховную власть в княжестве или королевстве Магама. Жена последнего правителя была дочерью Тиссы, короля Келании. Супруга этого короля Тиссы затеяла интригу с её зятем, который, будучи разоблачён, спасся бегством и переписывался с ней при помощи посланника, переодетого брамином. Этот человек примкнул к свите главного брамина, когда тот посещал дворец и, дождавшись подходящего момента, передал письмо своего господина королеве. К сожалению, написанное на листе пальмы послание произвело шум при падении; переписка была обнаружена, и охваченный яростью король казнил не только посланника, но и главного брамина, чьё соучастие он подозревал. После этого море, которое, согласно "Раджавалийе", находилось на расстоянии около 7 гаусов (примерно 15 миль) от Келании, хлынуло на сушу, затопив много городов и сёл. Чтобы умилостивить разгневанную стихию, король решил принести ей в жертву свою дочь: по его приказанию принцессу Деви посадили в золотую ладью и отправили в открытое море; её унесло на юго-восток и прибило к берегу около храма (вихары), после чего находившуюся в лодке принцессу взял в жёны Какаванна Тисса под именем Вихара Деви. Их сыновьями были Гамани Абхая, будущий герой, и Тисса.
Гамани Абхая в молодости обнаружил признаки авантюрного характера, в частности, возмутился недостаточно большими размерами отцовского королевства, ограниченного рекой Махавелиганга, на другом берегу которой находились владения тамилов. Молодой принц окружил себя избранной группой соратников, попросил у своего отца разрешения начать войну с тамилами и, столкнувшись с решительным запретом, в гневе бежал в горы, получив вследствие этого прозвище "Дуттха" - плохой. После смерти его отца, Дуттха Гамани, как мы будем теперь его называть, наследовал королевство, хотя и не без вооруженной борьбы со своим братом, с которым он в конце концов примирился.
Теперь у Дуттха Гамани были развязаны руки для того, чтобы начать военные действия против Элары. Во главе армии, верхом на знаменитом слоне по кличке Кандула, он пересёк холмы и начал кампанию в Махийангане, постепенно перенося военные действия в низовья реки Махавелиганга. Тамилы укрепились в Виджитапуре, осада которой заняла четыре месяца. Этот город обычно идентифицируется с местом возле Калавевы, носящим в наши дни то же название, но так как укрепившиеся в городе войска состояли из тех тамилов, которые спаслись от резни на берегах реки, представляется вероятным, что он находился по соседству от построенной позже Полоннарувы, пригород которой ещё в 12 в. был известен под названием Виджита. Это место, несомненно, лучше расположено, чем Калавева, для следующей операции, захвата Гирилака, если этот город представлял одно и то же с Гиритале. Дуттха Гамани затем продвинулся к горе Каса или Кахагала, на расстоянии 15 миль к западу от Анурадхапуры, где он укрепился в ожидании атаки войск Элары. В последовавшем сражении Элара был разбит и бежал по направлению к столице; но Дуттха Гамани его преследовал и убил в поединке у южных ворот города. Его тело было с королевскими почестями сожжено на погребальном костре, и уважение, которое он внушал победителям, было столь велико, что последующие короли Ланки, когда им случалось проходить мимо его могилы во время торжественных процессий, повелевали сопровождавшим их музыкантам не играть на своих инструментах. Так называемая "Элара Сохона" или "Могила Элары" в Анурадхапуре не отмечает место его захоронения, а является на самом деле "Южной дагабой".
Дуттха Гамани (II-I вв.до н.э.), получив подкрепления, прибывшие из Индии под началом его племянника, был теперь единственным монархом Ланки, и устроил праздник по случаю своей коронации. На седьмой день после этого он отмечал водный праздник в Тисавева. По окончании его король обнаружил, что не в состоянии поднять с земли своё копьё, и, считая это чудом, приказал начать строительство на этом месте дагабы Мирисвети, в качестве жеста покаяния за его отказ разделить с духовенством зрелый стручок перца ("мирис"). Он также построил Медный Дворец, названный так по украшавшим его медным плитам; строительство дворца, впрочем, приписывается также Деванампия Тиссе. Главным памятником благочестия короля стало возведение большой дагабы Рувамвели, или Маха Тхупа, на том месте, где остановился Будда во время его третьего посещения Ланки. Значительная часть постройки, а также шпиль, всё ещё оставались неоконченными, когда Дуттха Гамани тяжело заболел. Его младший брат, Саддха Тисса, приказал накрыть дагабу белым полотном и увенчать бамбуковым шпилем, и последний взгляд умирающего короля, вынесенного из дворца, остановился на этом архитектурном шедевре. Дуттха Гамани правил 24 года. Для последующих поколений, слишком хорошо знакомых с дравидскими завоеваниями, он стал героической личностью сингальской истории, правителем, изгнавшим чужеземцев-тамилов и восстановившим национальную религию.
Новый король, Саддха Тисса, восстановил уничтоженный пожаром Медный Дворец, и построил водохранилище Пади, или Падавийя, в Центральной провинции. К его правлению относится надпись над большим пещерным храмом Дамбулла, хотя традиция приписывает сооружение этого реликвария Ватта Гамани.
После того, как трон последовательно занимали трое сыновей Саттха Тиссы, бразды правления принял в свои руки четвертый, по имени Ватта Гамани (Валагам Абха, 1-й век до н.э.), но на пятом месяце своего царствования был свергнут вторгшимися на остров тамильскими захватчиками и скрывался в горах. Пять тамилов, очевидно, происходивших из династии Пандья, в течение 14 лет владели столицей; последний из них был убит Ватта Гамани, вернувшим себе после этого власть. Насмешка встреченного им на пути в Анурадхапуру монаха-аскета, сказавшего ему: "если ты столь удачлив, построй теперь вихару", побудила короля воздвигнуть большую дагабу Абхайягири, чья постройка была завершена через 218 лет после основания Маха Вихары. Эта постройка - не та, которую обычно называют этим именем; сейчас она называется Джетаванарама. К северу от дагабы Рувамвели король построил дагабу Силассобхакандака, современную Ланкараму; а его воины - Уттийю Даккхику, или "южную" вихару, сейчас известную как "Могила Элалы".
В его правление произошли первые разногласия среди духовенства: братство Абхаягири под именем секты Дхармарухи отпало от Маха Вихары. Утверждается, что в тот же период и по причине появления лжеучений был впервые записан буддистский священный канон (Трипитака) и комментарии к нему, до сих пор передававшиеся устно. Традиционное местоположение собора, созванного для этой цели - Алувихаре, возле Матале.
Среди преемников Ватта Гамани появляется скандально известная королева Анула. Она вначале отравила двух мужей, затем правила с помощью четырёх любовников, поочерёдно сменявших друг друга, и от которых она избавлялась также с помощью яда, затем некоторое время царствовала сама, но была вскоре свергнута Какаванна Тиссой ( в начале н.э.). Этот король построил стену высотой в семь локтевых костей вокруг Анурадхапуры. Его внук Ананда Гамани был основателем известной Риди Вихары в районе Курунегала, храма, который получил своё название от серебра, чудесным образом обнаруженного в этом месте с целью строительства дагабы Руванвели. Ила Нага (I в.н.э.) построил большую дагабу в Тиссамахараме, известную впоследствии как Нага Маха Вихара. Васабха, его четвёртый преемник, увеличил высоту стены Какаванна Тиссы вокруг столицы; если верить позднейшей хронике, стена имела в окружности 16 гаусов, или свыше 35 миль. Васабха многое сделал для улучшения ирригации, приказав вырыть 11 водоёмов; в его правление упоминается и канал Элахера, который отводил воду из Кандулувевы.
Монотонное чередование благочестивых поступков и убийств, совершаемых королями Ланки, прерывается при Гамани, по прозвищу Гаджа Баху, или "Слоновая рука" (II в.н.э.). Хотя в старшей хронике его личность остаётся в тени, он достиг определённой известности в народной легенде. Согласно средневековому сказанию, во время правления его отца в Кавери на Коромандельском побережье было отправлено на работы 12000 мужчин; в поздней хронике "Раджавалийя" события представлены так, будто бы они уведены в плен во врем вторжения короля Чолы. Гаджа Баху, гуляя как-то ночью по городу, услышал как рыдает вдова, оплакивая своих уведённых в плен детей. Король, понятия не имевший о том, что случилось во время его отца, собрал свою армию, но затем принял решение достичь своей цели (т.е. вернуть на родину пленников) без посторонней помощи. "Раджавалийя" утверждает, что дело было так.
"Взяв с собой гиганта по имени Нила, он подошёл к морю и ударил по нему железным жезлом, после чего морские волны расступились, и король, спокойно пройдя по высохшему дну, прибыл в столицу Соли, где принялся устрашать короля Соли и сел на его трон, подобно королю Саку; в то же время гигант Нила схватил двух слонов в городе и убил их, ударив одного о другого.
Министры немедленно сообщили королю Соли об опустошениях, устроенных в городе. После этого он послал спросить у Гаджабы: "Повелитель сингалов прибыл уничтожить мой город?" Гаджаба возразил: "Я прибыл без армии, в сопровождении всего лишь одного маленького мальчика", и приказал гиганту Ниле подойти и встать рядом с ним. После этого король Соли спросил: "Почему же Ваше Величество не взяли с собой армию?", на что Гаджаба ответил: "Я прибыл вернуть обратно на родину тех 12000 человек, которых король, ваш отец, привёл сюда во время правления моего отца". На это король Соли высокомерно ответил: "В прошлые времена не кто иной, как король из нашего семейства, выступил в поход на город богов и одержал победу в войне с асурами", и отказался выдать пленников. Тогда Гаджаба разгневался и сказал: "Немедленно верни мне 12000 мужчин и ещё 12000 кроме них, иначе я уничтожу этот город и превращу его в прах". Сказав это, он выжал воду, из пригоршни песка и показал её; выжал воду из железного жезла и показал её. Таким образом он устрашил короля Соли и ему немедленно выдали требуемое число пленников в сопровождении равного количества подданных Соли в качестве возмещения убытков, т.е. всего 24000 человек. Он также забрал украшенные драгоценными камнями ножные браслеты богини Паттини и божественные инсигнии в виде четырёх "девала", а также чашу для сбора подаяний, которая была увезена во времена короля Валагамбы; и, предостерегши короля Соли, чтобы он не вздумал в будущем нападать на Ланку, вернулся обратно.
В сказании говорится далее, что эти 24000 мужчин король расселил в различных районах, в результате чего появились такие названия, как Сарасьяпаттува, "400 патту" и т.д. Подобные названия районов, однако, имею индийское происхождение. Традиция о богине Паттини, возможно, имеет некоторые фактические основания, т.к. в древней тамильской литературе Гаджа Баху из Ланки присутствует на посвящении храма Паттини в Ванджи королем Черы Сенгуттаваном. Деду этого короля по материнской линии Чоле Карикале приписывается сооружение набережных вдоль реки Кавери.
Вохарика Тисса (3 в.н.э.), названый так за его знание закона и за то, что он запретил применять членовредительство или пытки при судебных процедурах, пресек ересь Вайтула, т.е. Махаяну, или северную ветвь буддизма, которая появилась в Абхаягири. Утверждается, что он взошел на престол через 752 года после смерти Будды.
33 года спустя три представителя рода Ламбакарна ("имеющие уши с длинными мочками"), одной из ветвей королевского рода, тайно устроили заговор против царствующего короля Виджаи, свергли его и возвели на престол старейшего из них, Сангху Тисса. Ему наследовал второй, Сири Сангхабодхи (III или IV вв.н.э.), который в народных легендах был наделен чертами безгрешного монарха. О нем рассказывают, как однажды, во время жестокой засухи, он сел на землю перед дагабой Руванвели и дал клятву не вставать, пока не пойдет дождь такой силы, что потоки воды поднимут его над землей. Сразу же хлынул ливень, но т.к. вода не поднималась до нужного уровня и король все еще оставался сидеть, его приближенные служители перекрыли водосток и дали ему возможность выполнить клятву. В другой раз, во время эпидемии, приписываемой красноглазому демону, король заставил монстра появиться и предложил принести самого себя ему в жертву. От этого предложения вежливо отказались, и вместо этого по всей Ланке были введены подношения под названием "бали". Третий представитель рода Ламбакарна, Готхабахая (Аба Голу) восстал против короля, и Шри Синхабодхи, не желая становится причиной смерти других людей, бежал из столицы. Узурпатор назначил награду за его голову. Случилось так, что король встретил путника, который не узнал его и угостил собственной пищей и водой. Король поел, и, для того, чтобы вознаградить путника, раскрыл ему свое инкогнито и предложил взять его голову. Путник отказался, тогда Шри Синхабодхи сам отсек себе голову, которую доставили Готхабхае. Со временем, в более поздних версиях, эта легенда дополнялась новыми красочным подробностями, повествующими, как узурпатор отказался признать, что отрубленная голова действительно принадлежит его сопернику, и тогда голова по воле богов трижды подскочила, говоря: "Я - король Син Сангабо". Готхабхая приказал сжечь тело короля на погребальном костре, и над местом кремации воздвиг ступу в Аттанагале.
На четвертом году правления Готхбахаи некоторые из монахов Абхаягири снова впали в ересь Вайтула, и в Дакунугири Вихаре произошел новый раскол, завершившийся отделением новой секты, Сагалийя. Это произошло спустя 794 года после смерти Будды. Ересь была выкорчевана королем. Его сын Джеттха Тисса отметил свое восшествие на трон и получил прозвище "Жестокий", посадив на кол вокруг погребального костра отца шестьдесят министров-изменников. Он построил 6 водоемов, также как и вихару Мульгинигала в округе Хамбантота, и восстановил вихару Мутийянгана в Бадулле, строительство которой приписывается Деванампия Тиссе. Махасена (4 в.), следующий сын Готхабхаи, преследовал Маха Вихара и благоволил братству Дхармаруги в Абхаягири. Позже он примирился с ортодоксальным братством, но нанес ему оскорбление, построив в пределах их владений Джетаванараму, сейчас т.наз. Дагобу Абхаягири, для секты Сагалийя. Он построил 17 водоемов, в т.ч. Рантису, или Кандулу-вева, и большой резервуар Миннери, к которому он проложил канал, отводящий воду из Амбанганги. Махасена оставил память о себе в стране ирригационными работами, но не был удостоен справедливой оценки от летописца, чей монастырь Маха Вихара подвергался в его правление череде гонений. С его смертью, после 27-летнего царствования, через 844 года после Нирваны, хроника Махавамса заканчивает свое повествование, возможно, из-за отсутствия материалов в монастырских архивах Маха Вихара, переживавшей тогда не лучшие времена. Окончание древней хроники - единственная причина для разделения королей на Старшую и Младшую династии. Из так называемой "Старшей династии" более трети монархов закончили свои дни насильственной смертью.
Правление сына Махасены, Сири Мегхаванны (Кит Сири Мехаван) знаменито главным образом доставкой на Ланку знаменитой буддистской реликвии, Зуба Будды, на девятом году его царствования, когда его привезли из Калинги, чтобы предотвратить попадание в руки враждебного короля. Согласно китайским источникам, Сири Мегхаванна был современником индийского монарха Самудрагупты (ок.340 н.э.), которому он посылал дары.
Буддхадаша (4 в.н.э.), из той же династии, построил больницы по всему королевству, и приказал, чтобы на каждый десяток сел приходился один врач, - первое упоминание этой древней профессиональной группы (гандахая), название которой все еще сохранилось в определенных районах. Король также написал на санскрите медицинский трактат "Сарартха-санграха". Его сын Упатисса построил Гонавеву.
В правление его второго сына, Маханамы (5 в.н.э.), на Ланку прибыл знаменитый комментатор Буддхадхоша. Он переписал сингальские комментарии к священным писаниям на языке пали и создал философский труд "Висуддхимагга". Влияние, которое оказали на позднейших буддистов его религиозные воззрения, было очень глубоко. В 428 г.н.э. письмо от этого короля получил китайский двор; этот синхронизм позволяет отнести его правление к более раннему периоду, чем это обычно считается.
С Маханамой династия Ламбакарна вступает в полосу упадка. Вторжение Пандьев привело к установлению иностранного правления в Анурадхаупре, которое, как утверждается, продолжалось 27 лет, но вполне могло длиться и дольше. Вожди сингалов бежали в Рухуну; здесь они в конце концов избрали своим предводителем Дхатусену (Дасенкели, конец 5 в.н.э.), из королевской династии Мория, который изгнал тамилов и объединил Ланку под своим правлением. Важнейшим событием его царствования было сооружение большого резервуара Калавева. Его дядя, священник Маханама, был автором хроники "Махавамса". У Дхатусены было двое сыновей: Моггаллана и, от младшей жены, Кассапа. Кассапа поднял восстание и захватил отца в плен в надежде завладеть королевскими сокровищами. Не получив желаемого, он приказал живьем замуровать его и, не в силах убить своего брата Моггаллану, бежавшего в Индию, удалился на холм Сигирия. Холм Сигирия - это отвесная скала, одиноко возвышающаяся среди окружающей равнины, образуя почти неприступную крепость. Кассапа построил свой дворец на вершине, проложив дорогу, которая огибала всю скалу кругом, поднимаясь к вершине; здесь была воздвигнута статуя огромного льва, между лапами которого проходила дорога. Из этой крепости король правил в течение 18 лет, пока все же не потерпел поражение от своего брата и покончил с собой. Приблизительную дату его правления можно установить благодаря его посланию к китайскому двору, относящемуся к 527 г.н.э.
Моггаллана правил 18 лет, ему наследовал сын Кумара Дхатусена, который, согласно местной традиции, был современником и другом Калидасы и бросился в его погребальный костер. Если этот Калидаса - одно лицо с известным индийским поэтом, такой синхронизм невозможен, т.к. Калидаса жил не позднее середины 5 в.
В этом месте удобно дать общий обзор того, что представляла собой Ланка в первые 5 веков н.э. Многочисленные ирригационные работы сразу поражают воображение. Читатель, однако, должен остерегаться смешения новых работ с простым восстановлением старых сооружений; хроники часто не делают различия между ними. Следует также принимать во внимание, что не все эти ирригационные сооружения функционировали на протяжении всего рассматриваемого периода. Однако, те из них, которые фактически использовались в одно и то же время, также были очень многочисленны; но всё же, большинство ирригационных сооружений на самом деле были небольшими, а многие могли быть заброшенными и заменялись новыми водоёмами в других местах. Нет причин предполагать, что общая численность населения Ланки была больше, чем сейчас. Леса прорезала густая сеть дорог, а более густонаселённые центры находились на севере, юге и юго-востоке острова. В тамильской литературе упоминается экспорт риса с Ланки в ранние времена, но против этого свидетельствуют вспышки массового голода, несколько раз упоминаемого в хрониках. Городов в нашем смысле слова было немного, если не одна только Анурадхапура; столица занимала обширную площадь, но в ней было много парков, пустырей и монашеских построек. В столице был также квартал, предназначенный для проживания иностранных купцов, державших в своих руках бСльшую часть торговли. Около 500 г.н.э. мы располагаем данными о существовании персидской христианской колонии; в музее Анурадхапуры находится несторианский крест, несомненно, принадлежавший некогда кому-то из членов этого сообщества. Торговцы из Египта, подданные Римской империи, посещали страну, и маленькие латинские медные монеты 4 в.н.э. образовали значительную часть находившейся в обращении денежной массы; их находят в большом количестве не только почти в каждом маленьком порту, но и в самой Сигирии. Главный порт острова был на северо-западе, в Махатиттхе или Мантоте; около 500 г.н.э. им владел независимый князь, так же, как портом Коломбо в 14 в.
Самый ранний алфавит представлял собой местную разновидность письма "Брахма липи", которое появляется в надписях Ашоки и происходит от семитской письменности. Самые древние надписи на Ланке были высечены над пещерами и обычно состоят из короткого посвящения монашеской общины. Некоторые из них читаются всё ещё справа налево, как в семитском письме. В течение столетий алфавит постепенно выработал устойчивые начертания букв. Но в Сигирийский период письменность становится такой выродившейся, что отдельные надписи с трудом поддаются прочтению. Тенденция по направлению к современной письменности берет свое начало в 8 или 9 веках н.э.
ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ГЛАВЫ II
Об истории в целом, см. Dpv. и mhv.
Элара. Об истории короля Чола Ману, смотри Hultzsch, "Вклад в сингальскую хронологию", J.R.A.S., 1913, p. 530.
Дуттха Гамани. Теория, что Виджитапура находилась около Полоннарувы, разработана Паркером, Древний Цейлон, PP. 237, 238 cf. также C.A. x. p. 52.
Сооружение Падавийя приписывается Саддха Тиссе в Puj. p. 680. О надписи в Дамбулле, смотри E.Z. i. Pp. 141, 142; но Puj. приписывает Дамбуллу Ватта Гамани. Тамильские захватчики предположительно происходили из династии Пандья из-за имен, заканчивающихся на -mara, обычный пандийский титул Maran. Идентификация Абхаягири с дагабой, теперь известной как Джетаванарама, был сделана М-р Nevile (Ceylon Sessional Papers, 1914, p. 486, примечание).
Ила Нага. О надписи, идентифицирующей Большую Дагабу в Тиссамахараме, смотри A.I.C. 4 и C.A. v. 139.
Васабха. Размер Анурадхапуры приведен в Puj. p. 682; ясно, что здесь не имеется в виду "Внутренний Город", который был совсем небольшим. Tissavaddhamanaka (Mhv. xxxv. 84; xxxvii. 48) идентифицируется в Puj. p. 683, с водоёмом Рантиса, а этот - с современным Каудулу-вева надписи Медиригирийя (ii E.Z.. No. 6); Медиригирийя находится недалеко от Каудулу-вева. Канал Элахера (Alisara, Mhv. xxxv. 84) идет через Миннери и Каудулу-вева в Канталаи. Маейтти Mhv. xliv. 90, 101, 102, и li. 131 кажется, будет идентично с Майанти, Чайанти, или Вассанти правления Вассабхи (Mhv. xxxv. 94); либо это водоём Наччадува или разрушенный резервуар Эрувева.
Гаджа Баху. Смотри Puj. и производную от неё Raj. О связи короля с поклонением Паттини, смотри Древнюю Индию. S. Krishnaswami Aiyangar, 1911, p. 363. J.R.A.S., C.B. xiii. No. 44, p. 81, И No. 45, p. 144, если он обратился.
Экспедиция Самудрагупты на юг происходила около 350 г. согласно Винсент Смиту; но G. Jouveau-Dubreuil, Древняя История Декана, 1920, предпочитает 340 или даже 335. О синхронизме этого короля с Сри Мегхаванной и китайских датировках для Маханамы и Кассапы смотри J.R.A.S.J O.B. xxiv. No. 68. Если датировки, относящиеся к правлению этих двух королей, правильны, то следует предположить, что период правления принцев из династии Пандья был более продолжительным. Но смотри "Дата Буддхадаши Цейлонского из китайского источника", E. R. Ayrton, J.R.A.S. 1911, p. 1142. Tопавева приписывается Упатиссе в Puj. О смерти Kалидасы смотри Имперский Географический справочник Индии, Введение, p. 333. Присутствие персидской колонии подтверждает Косьма Индикоплов, "Христианская топография", также как независимость главного порта. Об иностранном квартале в Анурадхапуре, смотри Ceylon Notes and Queries, 1913, pt. i. p. viii., и 1914, pt. iv. p. lxii.; перекрестные ссылки с текстом были обнаружены во Внутреннем Городе.